Мое первое исследование
Вложение | Размер |
---|---|
referat.docx | 884.62 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ КАТЕДСКАЯ ШКОЛА № 1 ИМЕННИ Ф.Ф. УШАКОВА.
Научно – исследовательская работа
Тема: «Удэгейский орнамент»
Секция Краеведение
Автор: Белоусова Диана Сергеевна Класс: 4 «Б» Школа: МБОУ кадетская школа №1 имени Ф.Ф. Ушакова Район: Краснофлотский Руководитель: Борец Юлия Константиновна Должность: Учитель |
Хабаровск
2015 год
Оглавление
Введение……………………………………………………………….. 3
Заключение……………………………………………………………...8
Список использованной литературы………………………………….9
Приложение……………………………………………………………10
Введение
Этим летом мне удалось побывать на ежегодном празднике в Приморском поселке «Красный Яр», там прошёл фестиваль коренных малочисленных народов севера. Красный Яр — место компактного проживания коренных малочисленных народов – удэгейцев. Удэгейцы — народность, проживающая в Приморье и Хабаровском крае, их численность составляет около 2000 человек (Приложение 1). Меня удивило такое изобилие узоров на традиционных костюмах. Я обнаружила, что исследователи большое внимание уделяют изучению хозяйства и быта удэгейцев, но графическое очертание узоров орнамента в традиционном костюме до конца не раскрыта. Исследование проблемы дает возможность познать мировоззрение удэгейцев и своеобразие удэгейской культуры. Удэгейское декоративное искусство по сравнению с другими народами Амура имеет более сложные и утончённые, более грациозные и как бы «женственные» формы, с миниатюрными размерами и графической тонкостью очертаний узора орнамента. Таким образом, Цель работы: изучить орнамент традиционного удэгейского костюма. Для достижения этой цели нами были поставлены следующие задачи:
Территория проживания и численность
Удэгейцы - народ тунгусо-манчжурской языковой группы. Проживают на территории Приморского и Хабаровского края. Наибольшая концентрация удэгейцев в настоящее время характерна для Хабаровского края с. Гвасюги им. Лазо — 160 человек, с. Агзу — 144 чел., Арсеньево Нанайского района — 50 чел. Для Приморского края с. Красный яр – 378 чел. (Приложение 2) |
Удэгейский язык относится к южной (приамурской) группе тунсгусо-маньчжурских языков. Язык имеет три взаимопонимаемых диалекта — хорский, бикинский, самаргинский. Особенно выделяется бикинский диалект, испытавший влияние китайского языка. Различия между диалектами постепенно нивелируются в результате взаимных миграций отдельных групп удэгейцев.
Полноценное владение родным языком характерно не более чем для 4 % удэгейцев (80 чел). Удэгейский язык используется только в быту и только лицами пожилых возрастов. Основным языком для удэгейцев в настоящее время является русский (некоторые также знают нанайский и орочский языки). Письменности удэгейцы не имеют.
Хозяйство и быт
Традиционное хозяйство удэгейцев основывалось на охоте и рыболовстве.
Рыбный промысел играл определяющую роль у удэгейцев, живущих в бассейне рек Японского моря, на крупных притоках Уссури и Амура. У живущих в верховьях притоков Уссури основным занятием была охота.
Наиболее древний и любимый вид промысла - гоньба (преследование животного на лыжах по глубокому снегу или весеннему насту). В этом случае чаще всего использовали копье гида или лук со стрелами. Распространенной была охота с помощью самострелов бэйсигу. На изюбра и лося охотились с оморочек в речных заводях, куда животные приходили полакомиться водорослями. Осенью во время гона изюбров подманивали с помощью берестяного манка буника. Охота на пушных зверей получила широкое распространение лишь в последней четверти 19 века, когда в крае
появились многочисленные скупщики пушнины. Добывали енотов, колонков, выдр и особенно соболей с помощью различных ловушек. Чаще всего зверя выслеживали по следу. Основу удэгейского рыболовства составляла добыча кеты осенью и горбуши летом. Орудиями лова служили остроги, крючковые снасти и ловушки. На Самарге, Бикине, на речках побережья Японского моря удэгейцы добывали лососей небольшими запорами.
Собирательство - еще одна хозяйственная отрасль удэгейцев. Занимались
этим делом женщины. Женьшеневый промысел носил у удэгейцев товарный
характер. Добытые корни сдавали китайским торговцам, рассчитываясь,
таким образом, с ними за старые долги.
Жилище. У удэгейцев существовало три типа поселений-стойбищ: постоянные (зимние), сезонные и временные. Постоянные располагались в распадках, укрытых сопками от зимних ветров, неподалеку от традиционных мест промысла и существовали десятилетиями. Сезонные и временные поселения чаще всего устраивались на берегу реки.
К наиболее распространенным жилым постоянным постройкам относится полуземлянка туэдзи, имеющая вид двускатной крыши поставленной на землю. |
Жилое помещение делится на мужскую и женскую половины. В центре
полуземлянки располагается очаг, сразу за очагом напротив входа мужская
половины малу. Вдоль стен полуземлянки располагаются нары, покрытые
берестой или шкурами. Некоторые хунгарийские и иманские удэгейцы жили в полуземлянке с кановым отоплением. Среди других зимних жилищ можно
отметить конический чум тоза и корьевой шалаш кава. Удэгейский чум по
своей конструкции аналогичен эвенкийскому. Шалаш представлял собой
высокую и крутую крышу, поставленную на землю. Хозяйственными
постройками у удэгейцев были свайные амбары, а также вешала и помосты,
установленные на четырех столбах. Основным материалом для изготовления
одежды и обуви у удэгейцев в прошлом служили шкуры животных и рыбья
кожа.
Удэгейский традиционный костюм
Женская и мужская одежда удэгейцев в общих чертах была сходна: тканевый халат покроя кимоно с застёжкой на правом боку, употреблялись халаты из рыбьей кожи. Под халатом - штаны с ноговицами, у женщин - длинные нагрудники эвенкийского типа, расшитые бисером, с металлическими подвесками. Праздничная мужская и женская одежда украшалась орнаментом. Обувь короткая с отдельной головкой амурского типа и эвенкийского в виде сапожка. (Приложение 3)
Орнамент удэгейцев, в отличие от орнамента соседних народностей, нередко покрывает всю украшенную поверхность так, словно живёт своей собственной жизнью. Обычно орнамент тоньше, изящнее простой формы изделий, он оставляет много свободного фона, который выгодно оттеняет рисунок орнамента, значительно смягчая его звучание. Орнамент удэгейцев как недовоплощенная письменность, в нем доминируют кривые линии, а геометрические фигуры играют второстепенную роль. Последнее типично для орнамента всех родственных амурских народностей. Общим для амурского искусства является также применение трафаретов, вырезанных из рыбьей кожи или бересты, позднее — из бумаги. Одним из характерных способов украшения удэгейского традиционного костюма, ещё в начале ХХ в., являлась ручная роспись на рыбьей коже. Обычно это великолепно исполненный графический рисунок, одновременно и лёгкий по соотношению с фоном, и строгий по ритму и по повторам одинаковых симметричных и причудливых криволинейных узоров. Роспись при этом оставляла ощущение графичности еще и благодаря подчёркиванию узоров чёрным контуром и обилию темных полос. Орнамент, покрывающий светлые кожи, был подобен тонкому кружеву в красных, чёрных и желтоватых оттенках. Для уссурийской тайги, перевитой лианами, с непроходимыми дебрями трудно придумать более удачный костюм. Графический рисунок требовал от удэгейской мастерицы исключительной точности движений руки. (Приложение 4)
Традиционная композиция строилась на использовании больших по размеру, очерченных широкими чёрным или красным контуром, фигурных ромбов. Ромбы, приближающиеся по форме к треугольникам, густо заполнялись бурно извивающимися многоцветными спиральными построениями. Такой бурной динамики орнаментальных мотивов не знала, пожалуй, ни одна другая народность амурского бассейна. Раньше узор, вероятно, был более реалистичным, но значение криволинейных фигур осталось прежним. В орнаменте выделяется и дракон мудур — хозяин неба и грома, и сидящая на вершине ромба птица (сорока) — символ рода, создатель всего живого на земле. Иногда рисунок посвящался лосю — хозяину космоса. Большое место в женском искусстве занимала художественная обработка бересты. Из неё, кроме посуды, делали различные короба и сумки, пологи и подстилки в жилище (летом часто и весь шалаш), и многую мелкую утварь. При оформлении изделий умело использовали природные свойства бересты, например различная окраска её слоёв. Были распространены: резьба, роспись, аппликация, тиснение и штамп, — причём часто сочетали роспись с резьбой или тиснением. Для росписи применялась самодельная краска в основном двух цветов: чёрного и красного, — а естественный цвет бересты был фоном. Эти старинные украшения прекрасно сочетались с национальным костюмом из кож, дополняли оформление халата.
Удэгейский орнамент особенно интересен растительными, звериными и птичьими мотивами. Причудливое орнаментальное кружево стилизованных до неузнаваемости форм окружающей природы украшало халаты и охотничьи головные покрывала (Приложение 5). Современный облик удэгейского орнамента сильно отличается от старинного. Совершенно забыта древняя символика, а узор воспринимается даже пожилыми мастерами как обычное декоративное украшение.
Древнее народное творчество не допущено в новый быт, так же как и национальная одежда, но декоративное искусство может изменять свои формы в соответствии с новыми условиями. Орнамент востребован на сувенирах и на тех предметах гардероба охотника, которые в силу своей уникальности не вышли из употребления до сих пор. Например национальная зимняя меховая обувь - унты. Оформленные меховой мозаикой или аппликацией из ровдуги, они прекрасно гармонируют с современной зимней одеждой и очень востребованы у охотников, причем не только удэгейских.
Заключение
Таким образом, орнамент удэгейцев, в отличие от орнамента соседних народностей, нередко покрывает всю украшенную поверхность так, словно живёт своей собственной жизнью. Обычно орнамент тоньше, изящнее простой формы изделий, он оставляет много свободного фона, который выгодно оттеняет рисунок орнамента, значительно смягчая его звучание. Орнамент удэгейцев как недовоплощенная письменность, в нем доминируют кривые линии, а геометрические фигуры играют второстепенную роль. В основе этого своеобразия лежат особенности окружающей природы и национального характера. Живописные сопки и скалы Сихотэ-Алиня, стремительные горные реки и покрытые цветами заливные луга, — в таких местах живут «лесные люди» — удэгейцы. Уссурийская тайга, край буйной растительности и ярких контрастов, — все это нашло свое отражение в прикладном творчестве удэгейцев.
Список используемой литературы:
1. МАГИЯ УДЭГЕЙСКОГО ОРНАМЕНТА
автор Редакция Бортовой Журнал 30 Ноябрь, 2012, Рубрики: История и этнография
2. Иллюстрированный энциклопедический словарь / М.: Аутопан, 1998
3. Комитет по делам севера и малочисленных народов http://www.severcom.ru/nations/item33.html
4. Удэгейцы: охотники и собиратели реки Бикин/ М.: О.О. Звиденная, Н.И. Новикова , 2010
5. Одежда коренных жителей// http://www.fegi.ru/primorye/history/pop6.htm
Приложение 1
Численность удэгейцев в СССР / России
Приложение 2
Хабаровский край Приморский край
Приложение 3
Традиционный костюм
Женский
Приложение 4
Традиционный костюм
Мужской
Приложение 5
Орнамент
Сторож
10 осенних мастер-классов для детей
Тигрёнок на подсолнухе
Цветение вишни в лунную ночь
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна