Цель:выявить факторы, влияющие на жизнедеятельность аквариумных растений
Вложение | Размер |
---|---|
akvariumnye_rasteniya_pravlen.docx | 34 КБ |
В нашем классе есть аквариум с рыбками, а вот вместо аквариумных растений только картинка.
Всего ботаникам известно свыше 270 тыс. различных растений. Среди них и крошечные, видимые только под микроскопом, растения планктона, и гигантские, до сотни метров в высоту, деревья – самые большие из всех живых существ. Растут они почти везде – на суше и в море, в долинах и на вершине гор, в пустынях и на покрытых снегом равнинах. Деревья и травы занимают до 40% всей суши. Все растения, независимо от размеров, способны улавливать солнечную энергию и синтезировать с её помощью питательные вещества, необходимые им для роста и размножения. В растении происходит постоянный обмен веществ [1].
Растения способны сами создавать себе пищу и этим отличаются от животных, которые вынуждены питаться другими живыми организмами. Аквариумные растения используются не только как декоративные украшения, но и несут большую функциональную нагрузку - вносят комфорт для обитателей аквариума, приближая среду их обитания к естественным природным условиям, используются как естественные рассеиватели света. Обогащая воду кислородом, растения обеспечивают биологическое равновесие среды обитания, а поглощая минеральные вещества они играют роль очистителей воды, например, некоторые растения, поглощают кальций и тем самым снижают уровень жесткости воды. Многие виды рыб используют растения в качестве субстрата в период нереста, откладывая икру на листья, а впоследствии служат надежным укрытием для мальков. Некоторые растительноядные рыбы питаются водорослями, а для всеядных рыб они являются витаминными добавками [3].
Поэтому для сохранения благоприятной среды нашего классного аквариума необходимы растения.
Я решил помочь учителю и своим одноклассникам не только в выборе аквариумных растений, но и в уходе за ними. А для этого, мне конечно надо знать какие факторы влияют на жизнедеятельность аквариумных растений. Мне захотелось самому найти ответ на этот вопрос, проведя исследовательскую работу по теме: «Аквариумные растения»
Выявить факторы, влияющие на жизнедеятельность аквариумных растений.
1.3. Объект и предмет исследования
Объект: аквариумные растения
Предмет: факторы, влияющие на жизнедеятельность аквариумных растений. 1.4.Задачи
1.Из научной литературы узнать, какие растения относятся к аквариумным.
2.Из интернета, узнать какие аквариумные растения самые неприхотливые.
3.Выявить в эксперименте, что влияет на жизнедеятельность аквариумных растений.
4.Познакомить с результатами исследования учеников и родителей своего класса.
5.Оказать помощь учителю и одноклассникам в подборе и выращивании растений в классном аквариуме.
1.5. Методы исследования
Для реализации задач были выбраны следующие методы:
1) работа с научной литературой;
2) эксперимент;
3) поиск информации в Интернете
1.6. Гипотеза
Я предположил, что это могут быть следующие факторы: свет, минеральный состав воды, газовый состав воды, а возможно, что на жизнедеятельность аквариумных растений ни что не влияет.
Из научной литературы [2] я узнал, что аквариумные растения подразделяются на три вида:
В наших аквариумах культивируется великое множество самых различных водных растений, однако большая часть ассортимента аквариумных растений составляют болотные растения, которые в естественных условиях растут как под, так и над водой. Хотя ассортимент хорошо развивающихся в аквариуме растений в последние годы растет, все же в зоомагазинах нередко продаются растения, совершенно непригодные для выращивания под водой. Большинство таких растений продается под экзотическими выдуманными названиями, например «подводная пальма», и привлекают внимание яркой окраской, почему и раскупаются аквариумистами.
На страничках интернета [5] я познакомился с разновидностями аквариумных растений и выделил среди них самые неприхотливые. Пожалуй, самое неприхотливое растение для нового аквариума – Яванский мох (Vesicularia dubyana). Это растение, похожее на спутанные тёмно-зелёные нити, отличается крайней теневыносливостью и неприхотливостью. Не нуждается в посадке в грунт т. к. не имеет корней. Может расти на элементах декора, самостоятельно к ним прикрепляясь, во влажной среде выше уровня воды и под водой, что создаёт прекрасный эффект естественности. Т.к. является мхом (не цветковым растением), то не цветёт, а образует для размножения споры, что в условиях аквариума практического значения не имеет, ибо всегда можно отделить комочек нитей и положить в удобное место на грунте, коряге, или камне.
Из группы подводных папоротников [6] самым неприхотливым и теневыносливым можно считать Таиландский крыловидный (Microsorum pteropus). Он не имеет корней и не нуждается в посадке в грунт, но с помощью корневидных образований – ризоидов – легко прикрепляется к камням, корягам и т. п. Может составлять основу очень красивых композиций.
В качестве первых растений могут также выступать различные «элодеи». Кроме того, они обладают довольно высокой пластичностью, т.е. при изменении условий выращивания их внешность (толщина стебля, цвет и густота листьев) может изменяться, внося путаницу в опознание. Но именно благодаря пластичности они и интересны для наших целей т.к. при ухудшении условий не погибнут быстро, а просигнализируют о происходящем и позволят исправить положение. Еще одно выносливое, неприхотливое и стойкое растение – Кринум таиландский или тайский (Krinum thaianum). Это растение благодаря луковице всегда имеет запас питательных веществ на неблагоприятный период своей жизни. Кроме того, оно крайне неприхотливо к уровню освещённости и составу воды. Листья кринума светло-зелёные, мягкие, ремневидные, производят впечатление нежных. Однако, они очень прочны и упруги. Их можно стричь и завязывать в узел, и большинство аквариумных рыб не могут их повредить. Кринум обязательно надо посадить в грунт (или в горшочек с грунтом). Луковицу закапывать не надо. В остальном оно вполне само о себе позаботится.
Следующее полезное растение – роголистник (род Ceratophyllum). Представлен двумя видами и одной селекционной формой («Mexico»). Растения жестковатые на ощупь, с тонким зелёным стеблем и игловидными листьями в мутовках.
Итак, наиболее неприхотливыми растениями для аквариума: яванский мох, элодея, водяной гиацинт, гигрофила узорчатая, лимонник. Их главное достоинство – возможность стойко переносить тяготы начального периода установления биологического равновесия в аквариуме и мириться с недостаточным освещением и скудным питанием. И ещё – их сравнительно легко найти в продаже.
2.2.Изучение факторов влияющих на жизнедеятельность аквариумных растений через эксперимент
Эксперимент 1. Изучение фактора влияния света на жизнедеятельность растений.
Для исследования выбрано аквариумное растение – элодея канадская, называемое еще водяной чумой из-за ее быстрого роста. Первым этапом я произвёл наращивание материала для опытов. В 10- литровый аквариум были помещены 5 отростков элодеи и оставлены для подрастания на 7 недель. Для опытов отобрано 4 наиболее полноценных стебля и подстрижены на одинаковую длину 20 см. Ванночка с двумя отростками элодеи помещена в светлое место на подоконник. Вторая ванночка с такими же двумя отростками поставлена под шкаф в темное место.
Результат через 22 дня:
В темноте | На свету |
растения выросли на1-2см, их длина составила 21 см и 22 см, листья растения пожелтели, боковых побегов нет. | длина составила 25,5 см и 26см, растение с зелеными листьями, стебель дал боковые побеги |
Результат через 34дня
В темноте | На свету |
22,2 см и 24,4 см растение коричневого и светло-желтого цвета, часть стебля без листьев, начало разлагаться. | длина растения, 27 см и 28,5 см растение зеленое, стебель крепкий. |
Экспериментальный вывод 1: для жизнедеятельности аквариумных растений необходим свет.
Эксперемент-2. Изучение фактора влияния газового состава воды на жизнедеятельность растений.
Одинаковые отростки элодеи канадской по 20 см помещены на подоконник в одинаковых банках, но в одну из них добавлен углекислый газ.
Результат через 50 дней
С добавлением углекислого газа | Без добавления углекислого газа |
длина растений 39 и 32 см, выросли на 12-19 см, второе растение хоть и мало подросло, но дало 3 боковых побега). | длина растений 31 и 33,5 см, выросли на 11-13,5 см, |
Экспериментальный вывод 2: для жизнедеятельности аквариумных растений необходим углекислый газ. Он растворен в воде, поступает в нее главным образом из атмосферы, а также выделяется рыбами и другими водными животными в процессе дыхания. Недостаток углекислого газа чреват замедлением роста зелени.
Эксперемент-3. Изучение фактора влияния минерального состава воды на жизнедеятельность растений.
Я добавил в банку с растениями помимо углекислого газа минеральное удобрение «Унифлор аква-7». Первоначальная длина всех растений – 20 см.
Через 30 дней
С добавлением минерального удобрения «Унифлор аква-7». | Без добавления минерального удобрения |
растения сильно разрослись и дали по 3 боковых побега, самые длинные из них – 55 и 46 см, выросли от 26 до 35 см | длина растений составила 31 и 26 см, выросли на 6-11 см, один из отростков дал боковой побег. |
Экспериментальный вывод 3: Для жизнедеятельности растений необходимы минеральные вещества, их недостаток приводит к ослаблению растений.
3.1.Выводы по исследовательской работе
В ходе изучения научных источников я выяснил, что большую часть аквариумных растений составляют болотные растения, среди них самыми неприхотливыми являются: яванский мох, элодея, водяной гиацинт, гигрофила узорчатая, лимонник.
Исследование проводилось с целью выявления факторов влияющих на рост аквариумных растений. Мне удалось установить, что на рост аквариумных растений оказывают влияние: свет, концентрация углекислого газа в воде, содержание в воде минеральных веществ. Моя гипотеза подтвердилась частично.
Работая с интернетом [6], я составил рекомендации для учителя и своих одноклассников по выращиванию аквариумных растений. На родительском собрании познакомил одноклассников и родителей с результатами своей исследовательской работы, раздал рекомендации по выращиванию аквариумных растений не только родителям и одноклассникам, но и учителям нашей школы, в классах которых уже есть аквариум и тем, кто только хочет его приобрести. Результаты своей исследовательской работы и рекомендации по выращиванию аквариумных растений разместил в информационном листе кабинета биологии.
Список литературы
1.Новая энциклопедия школьника, Москва 2010 г.-344c
2.Журнал «Галилео. Наука опытным путем», №4 2011 г.-12с
3.«Аквариум и водные растения» М. Б. Цирлинг, Санкт-Петербург 1991 г-8с
4.«Аквариумные растения» В. С. Жданов, Москва 1987 г.-25с
5. http://grandex.ru/ AquaLog.ru›tag/аквариум/
6. bank-of-ideas.ru›biznes-idei…rasteniya…akvariumov
Приложение
Рекомендации
Выбирайте здоровые растения с сильной корневой системой, которая сможет закрепиться в грунте. Раз в неделю подкармливайте их специальным удобрением для аквариумных растений.
Создавая композицию из аквариумных растений, сажайте сначала, крупные растения у задней стенки и по бокам, чтобы создать «сцену». Рассматривайте растения со всех сторон, чтобы выбрать лучший ракурс перед посадкой. Продолжайте сажать по направлению к передней стенке, используя растения поменьше. На первых порах высаживайте неприхотливые аквариумные растения: яванский мох, элодея, водяной гиацинт, гигрофила узорчатая, лимонник.
Зимовье зверей
Что такое музыка?
Мастер-класс "Корзиночка"
Самый богатый воробей на свете
Рисуем осенние листья