Исследование влияния экологических факторов среды на биоритмы школьников и взрослых людей; выясние, на какие группы людей в большей степени влияют метеофакторы, при каких условиях и как можно защитить организм человека от воздействия окружающей среды.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследование влияния экологических факторов среды на биоритмы школьников и взрослых людей. | 1.26 МБ |
Слайд 1
Влияние экологических факторов среды на биоритмы человека Выполнила ученица 10 класса Лунёва Татьяна Сергеевна МКОУ «Орловская СОШ» Новоусманский муниципальный район 2015гСлайд 2
Есть основания полагать, что многие болезни у человека происходят вследствие нарушения ритма функционирования ряда органов и систем организма. Очень важно, чтобы образ жизни человека совпадал со свойственным организму ритмом физиологических функций и ритму природы. При несовпадении этих ритмов друг с другом может развиться десинхроноз - патологическое состояние, которое возникает в результате сбоя биоритмов человека. Он может привести к различным заболеваниям. Для того чтобы поддерживать высокую работоспособность и отдыхать эффективно, мы должны научиться рассчитывать свой день так, чтобы он совпадал с биологическими ритмами, по которым живет организм. Актуальность проекта
Слайд 3
- ознакомить учащихся с природными ритмами человека; помочь выявить свой хронобиологический тип; выяснить, как влияют экологические факторы среды на биоритмы человека. Цель проекта:
Слайд 4
Рассмотреть сущность понятия «биоритмы» и их происхождение; Изучить суточный ритм среднестатистического работающего человека; Исследовать влияние экологических факторов среды на биоритмы школьников и взрослых людей; Выяснить, на какие группы людей в большей степени влияют метеофакторы, при каких условиях и как можно защитить организм человека от воздействия окружающей среды; Сделать выводы о значении биоритмов в жизни человека Предложить способы профилактики метеозависимости ; Составить индивидуальные графики работы. Задачи проекта:
Слайд 5
Предмет исследования : - влияние экологический факторов среды на биоритмы учащихся старших классов и учителей. Объект исследования : - учащиеся 8-11 классов и учителя МКОУ «Орловская СОШ» ( материалы тестирования: хронотипы , биоритмы ). Практическая значимость : - результаты проведённого исследования могут быть использованы на уроках биологии и факультативных занятиях. Рабочая гипотеза : - правильное построение распорядка дня уменьшает действие экологических (погодных, метеорологических) факторов среды на организм (биоритмы) детей и взрослых, будет способствовать повышению их работоспособности.
Слайд 6
1. И зучение научно-методической литературы; 2. Проведение практикума (тестирование); 3 . Анализ , сравнение полученных данных. Проведенный анализ и обобщение научно-методической литературы подтвердили актуальность избранной мной темы и позволили сформулировать рабочую гипотезу, поставить цель и задачи исследования. Методы исследования:
Слайд 7
Биологические ритмы человека — циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов у человека как в течение суток, так и на протяжении года и всего жизненного периода. Суточные ритмы контролируются биологическими часами. У большинства людей имеются два пика работоспособности в течение суток: с 8 до 12 ч и с 17 до 19 ч. Наименьшая работоспособность наблюдается с 2 до 5 ч и с 13 до 15ч. Но есть люди, наиболее работоспособные вечером, и люди, работоспособные рано утром. Они ложатся спать и просыпаются в соответствии со своими биоритмами. Изучение биологических ритмов человека позволяет выработать наиболее благоприятный режим труда и отдыха. Биоритмы человека
Слайд 8
периодом — продолжительностью одного цикла колебаний в единицу времени; частотой ритмов - частотой периодических процессов в единицу времени; фазой - частью цикла, измеряемой в долях периода (начальная, конечная и т.д.); амплитудой - размахом колебаний между максимумом и минимумом. Биоритмы характеризуются:
Слайд 9
Полуторачасовой ритм (от 90 до 100 минут) чередования нейрональной активности мозга как во время бодрствования, так и во время сна, являющийся причиной полуторачасовых колебаний умственной работоспособности и полуторачасовых циклов биоэлектрической активности мозга во время сна. Суточный ритм (24 часа) влияет на состояние человека и выражается в цикле бодрствование – сон. Годовой ритм. Отмечаются циклические изменения организма во время смены времен года. Основные биоритмы человека:
Слайд 10
Происхождение биоритмов определяется двумя факторами — эндогенным (внутренним, врожденным) и экзогенным (внешним, приобретенным). Биоритмы человека сильно влияют на его работоспособность, скорость реакции, силу, обмен веществ, творческие способности, жизнерадостность, логическое, абстрактное мышление, способность к обучению и восприятию информации, концентрацию и многое другое. Практически любой человек отмечал подъем работоспособности, ее спады и другие изменения своего состояния и степени активности. На это влияют многие факторы: погода, питание и т.д. И важную роль в этом играют биоритмы человека. Биоритмы способны изменяться, адаптируясь к внешним воздействиям, таким, как время суток, освещенность помещения и т.д. Происхождение биоритмов
Слайд 11
Способность биоритмов человека подстраиваться под различные факторы не означает, что можно пренебрегать естественным суточным биоритмом, ведь он сформирован в ходе эволюции и идеально подходит для него. Сбой естественных биоритмов может повлечь за собой проблемы со здоровьем. Например, люди, ведущие ночной образ жизни, чаще подвержены сердечным заболеваниям, проблемам с печенью, так как едят в то время, когда организм должен отдыхать и очищаться и спят, когда происходит активность органов.
Слайд 12
энергетические особенности местности проживания, наличие геопатогенных зон; ритмы космоса ; климат, вредные и благоприятные сезоны года; энергетика биологического мира; психическое и духовное состояние. Факторы, влияющие на биоритмы человека
Слайд 13
К экологическим факторам, влияющим на здоровье человека, относятся температура воздуха, влажность воздуха, ветер, свет, магнитное поле Земли, атмосферное давление и ультрафиолетовое излучение. В своей работе я изучаю влияние экологических (погодных , метеорологических) факторов на биоритмы человека.
Слайд 14
Организация исследования Исследование проводилось на базе Орловской общеобразовательной школы. В нем приняли участие учащиеся 8-11 классов (56 человек), 10 учителей и моя семья(6 человек). В тестировании приняли участие 72 человека. Среди них 18 учащихся 8 класса, 11уч.- 9а кл ., 13уч.- 9б кл ., 14уч.- 10-11 кл ., 10 учителей и 6 человек – моя семья.
Слайд 17
Сводная таблица тестирования 8 класс 9а класс 9б класс 10-11 класс учителя семья Хронотип Жаворонки 0 0 0 0 1 0 Утренний тип 4 2 2 2 3 1 Голуби 11 7 6 6 5 2 Вечерний тип 3 2 1 3 0 3 Совы 0 0 4 3 1 0 Приспособительные возможности цикла «сон-бодрствование» Высокий 3 3 2 6 0 0 Средний 12 6 11 8 7 5 Низкий 3 2 0 0 3 1 Отношение к зимнему времени Положительное 18 9 11 11 8 4 Отрицательное 0 2 2 3 2 2 Метеочувствительный ли вы человек? да 8 5 5 6 7 4 нет 10 6 8 8 3 2
Слайд 18
Цель: ознакомить учащихся с природными ритмами человека и помочь выявить свой хронобиологический тип . ПРАКТИКУМ №1. « ОПРЕДЕЛЕНИЕ БИОРИТМОВ ЧЕЛОВЕКА»
Слайд 20
Выводы : Проведя анализ тестирования, я определила, что наиболее часто встречающийся тип – голуби. Также немало участников опроса относятся к вечернему или утреннему типам. Ярко выраженных сов и жаворонков оказалось очень небольшое количество. Среди учеников 8 класса утренний тип преобладает над вечерним, а количество голубей составляет большинство, как и в остальных классах. В 9а классе количество учеников с утренним и вечерним типом выравнивается, а в 9б есть преобладание вечернего типа над утренним, так как имеются ученики с ярко выраженным вечерним типом – совы. В 10-11 классах идёт преобладание вечернего типа над утренним также с учениками-совами. По результатам можно сказать, что чем взрослее группа учеников, тем больше преобладание вечернего типа над утренним. Сначала идёт преобладание утреннего типа, а ближе к старшим классам вечерний тип начинает вытеснять утренний.
Слайд 21
Среди учителей наиболее выраженный тип – голуби. Остальные являются жаворонками или принадлежат к утреннему типу, и всего лишь один учитель из опрошенных является совой. Среди учителей такое распределение по биоритмам является предсказуемым, так как их работа направлена в основном на утренние часы, то есть пик работы жаворонков и утреннего типа. В моей семье людей с крайними биоритмами (совы, жаворонки) не оказалось. Большинство составляет вечерний тип, меньше голубей, и всего один утренний тип.
Слайд 22
ПРАКТИКУМ №2. «Приспособительные возможности цикла «сон - бодрствование » Цель : определить приспособительные возможности своего цикла «сон – бодрствование». В процессе этого тестирования определяли различия между людьми по суточной изменчивости уровня бодрствования (например, насколько легко человек может бодрствовать в необычное время суток, засыпать в необычное время суток, насколько хороший сон).
Слайд 24
Выводы : Большее количество человек имеет средние приспособительные возможности цикла «сон – бодрствование». До 8 класса разность между количеством людей с высокими и низкими приспособительными возможностями практически незаметна, а, начиная с 9 класса, высокие приспособительные возможности преобладают над низкими. Учителя, как оказалось, не обладают высокими приспособительными возможностями. Среди них есть только средняя и низкая приспособленность. Все это также легко объясняется особенностями работы. Их рабочий график остается неизменным на протяжении всей работы, так что им совсем необязательно иметь высокие приспособительные возможности. В моей семье также не оказалось людей с высокими приспособительными возможностями, только средние и низкие. Тем, у кого приспособительные возможности низкие, нужно серьёзно заботится том, чтобы улучшить режим дня и следить за его соблюдением.
Слайд 25
Отношение к «зимнему времени» В тесте был вопрос на отношение к зимнему времени. Как оказалось, во всех группах большинство составляют люди, положительно относящиеся к введению постоянного зимнего времени, потому что в зимнее время темнота действует удручающе на настроение и замедляет пробуждение. Только несколько человек отрицательно относятся к введению зимнего времени.
Слайд 27
Чтобы определить, есть ли какая-нибудь взаимосвязь между самочувствием людей и погодой, участникам опроса было предложено ответить на следующий вопрос: «Являетесь ли вы метеочувствительным человеком?» В этом вопросе мнения разделились почти пополам. Метеочувствительных людей оказалось 35, а не зависящих от погоды 37. Среди учеников метеочувствительных 24, неметеочувствительных 32. Объяснить довольно высокий показатель метеочувствительных учеников можно высокой загруженностью, наличием заболеваний, ведь сейчас почти каждый ученик имеет проблемы со здоровьем. Из учителей большинство оказалось метеочувствительными – 7 человек, не зависящих от погоды оказалось 3. Вероятнее всего такой показатель получился также из-за высокой загруженности учителей. В моей семье метеочувствительных людей 4, неметеочувствительных 2.
Слайд 29
Выводы : Анализируя полученные результаты, я могу с уверенностью сказать, что у людей существует метеозависимость. Но изменения погоды не одинаково сказываются на самочувствии разных людей. У здорового человека при изменении погоды происходит своевременное подстраивание физиологических процессов в организме к изменившимся условиям окружающей среды. В результате усиливается защитная реакция, и здоровые люди практически не ощущают отрицательного влияния погоды.У больного человека приспособительные реакции ослаблены, поэтому организм теряет способность быстро подстраиваться. Влияние погодных условий на самочувствие человека связано также с возрастом и индивидуальной восприимчивостью организма.
Слайд 30
График биоритмов человека При составлении графика биоритмов человека учитываются, прежде всего, индивидуальные биоритмы самого человека. Постарайтесь обратить внимание на то, когда вам именно хочется встать утром, это должно быть достаточно бодрое состояние (важно не только выспаться, но и одновременно не слишком долго спать, так как в обоих случаях будет наблюдаться упадок сил). Затем учтите то время, когда именно вам нужно пообедать и т.д. Таким образом, вы выясните и разграничите свой день. Основную долю работы распределяйте тогда, когда вы наиболее активны, оставляя немного и на другие временные периоды. Стоит помнить, что трудовой график, построенный вопреки собственным биоритмам, создает мощную предрасположенность к болезням. Ослабевают все защитные функции, организм в большей степени подвержен инфекции , легче развиваются любые недуги.
Слайд 31
В медицине установлен научный факт, если человек будет знать свои индивидуальные суточные биоритмы, можно выбрать наиболее подходящее время для принятия лекарств. Это поможет улучшить терапевтический эффект таблеток. Зная свои биоритмы, человек способен сберечь своё физическое и психическое здоровье. Также доказано, что некоторые люди не могут работать в ночную смену – это связано с индивидуальными биоритмами. При этом у человека появляются разнообразные соматические заболевания, бессонница. Зная свой ритм, мы можем высчитывать наиболее подходящие дни для эффективной умственной и физической работы, знать, в какие дни наиболее эффективно работает организм, в какой день диета даст результат без вреда для здоровья. Зная всплеск максимальной активности, можно составить свой режим дня. Зачем нужно рассчитывать биоритмы
Слайд 32
Доказано, что существуют метеозависимые люди. Самое главное средство борьбы с метеозависимостью – это правильный образ жизни. Если регулярно выполнять несложные физические упражнения, особенно такие, как ходьба, легкий бег, плавание, прогулки на лыжах или на велосипеде, зависимость от неблагоприятных дней значительно слабеет. Точно так же важны закаливающие процедуры – обтирание или обливание, активирующие биоритмы. Самое главное правило – в такие дни нельзя перегружать организм, период его бодрствования, активности должен быть меньше, чем период отдыха, иначе организм не будет справляться с восстановлением самого себя. Правильное питание, здоровый сон, общение с природой помогут справиться с проблемой метеозависимости.Чтобы вовремя провести профилактику надо учитывать прогноз погоды и геомагнитной обстановки на ближайшие дни, календарь ближайших неблагоприятных для здоровья дней, магнитных бурь. Разработка рекомендаций
Слайд 33
Биоритмы - это циклические изменения физиологических процессов организма: температуры тела, частоты сердечных сокращений, дыхания и др.; они бывают суточными , месячными, годовыми, многолетними . В процессе эволюции биологические ритмы возникли как чередование активности и покоя, ассимиляции и диссимиляции, повышения и понижения температуры тела, что связано с приспособлением к условиям окружающей среды: вращению Земли по отношению к Солнцу, звездам, Луне . Биоритмы способны изменяться, адаптируясь к внешним воздействиям. На человека постоянно действуют экологические факторы среды (температура воздуха, влажность воздуха, ветер, свет, магнитное поле Земли, атмосферное давление и ультрафиолетовое излучение), которые влияют на наши биоритмы. Выводы:
Слайд 34
Зная свой хронотип , можно планировать свой дневной график. Самую напряжённую работу надо делать в те часы, когда главнейшие системы организма функционируют с максимальной интенсивностью. На изменения погоды очень реагируют больные люди т.к. приспособительные реакции у них ослаблены, поэтому организм теряет способность быстро подстраиваться. Чтобы вовремя провести профилактику метеозависимости - надо учитывать прогноз погоды и геомагнитной обстановки на ближайшие дни, календарь ближайших неблагоприятных для здоровья дней, магнитных бурь. Выводы:
Слайд 35
Биоритмы человека и его жизнедеятельность настолько прочно связаны между собой, что порой именно гармония между этими двумя составляющими жизни человека приводит личность к успеху, как в личной жизни, так и в карьере. Учитывая этот фактор, ученые предлагают каждому составить особый график биоритмов. Биоритмы человека и его жизнедеятельность на сегодняшний день должны идти рука об руку. Современные темпы жизни настолько ускорились, что нельзя заниматься тем видом деятельности, которая в итоге не только не принесет особых доходов, но и доведет до больницы. Используйте с умом ваши собственные биоритмы, и вас ждёт успех. Заключение
Где спят снеговики?
"Разделите так, как делили работу..."
Л. Нечаев. Яма
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Как Дед Мороз сделал себе помощников