Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_tserkovno-prihodskih_shchkol_v_priamure.zip | 2.05 МБ |
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1. Выполнила: Троценко Алина, учащаяся 8 А класса.
Научный руководитель: Нефедова Ольга Юрьевна, учитель истории и обществознания .
Амурская область, г. Белогорск – 2014 г. |
Содержание.
1. История создания церковно - приходских школ………… 4-5
2. Открытие церковно - приходских школ в Приамурье…….3-5
3. История МОУ СОШ № 1……………………………………6-8
4. Церковно - приходские школы Белогорского района……8-10
III. Заключение……………………………………………………… 10-11
Содержание.
Во все времена школа отражала жизнь общества, была показателем культуры и благополучия народа, поэтому изучение истории школьного дела в стране является важным условием совершенствования народного образования. Исторический клуб «Алые маки» давно интересуется историей народного образования в нашем городе. В школьном музее хранятся доклады ребят 2004 -2006 годов «История народного образования в селе Александровском в 1920-1930-х гг.», а так же ««История народного образования в г. Куйбышевка - Восточная в 1940-1950-х гг.».
При выборе темы мы руководствовались необходимостью конкретного изучения истории создания в области, городе и районе церковно- приходских школ. Проект нашего исследования в этом году охватывает период в жизни Приамурья от начала заселения региона (с 1858 г.) до Октябрьской революции 1917 г.
Цель нашего исследования - выявить основные проблемы и отличительные особенности становления и развития церковно-приходских школ в Амурской области и на этой основе определить их место и роль в отечественной педагогике.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние народного просвещения в Приамурье во второй половине XIX - начале XX в.,
2. Проанализировать направленность и особенности правительственной политики в решении этой проблемы.
Гипотеза исследования.
В основу исследования положены следующие предположения:
- относительная самостоятельность народного просвещения Приамурья обусловлена особенностями региона (удаленностью от центральных областей России, малонаселенностью, отсутствием средств связи, экономической неразвитостью и др.);
- общественные потребности в разные периоды исторического развития Приамурья (необходимость охраны дальневосточных рубежей, повышения культурного уровня населения, подготовки грамотных рабочих для сельского хозяйства и промышленности и др.) вызывали к жизни различные типы учебных заведений: в дореволюционный период - казачьи школы, церковно-приходские школы, духовные училища, земские и государственные школы, коммерческие училища и др.;
- была ли наша родная первая школа с момента своего образования церковно-приходской.
II. Основная часть.
1. История церковно - приходских школ.
Церковно-приходские школы - начальные школы, руководимые духовенством. Они начали создаваться в России в начале XVIII века. Духовный регламент (1721 г.) предписал учреждать всесословные училища при архиерейских домах (архиерейские школы) и монастырях. Курс большинства подобных школ ограничивался грамматикой, чтением букваря, арифметикой. С 1730 года архиерейские школы начали преобразовываться в семинарии, число же начальных училищ, находившихся в ведении духовенства, оставалось незначительным.
Созданные по Уставу 1804 года приходские училища рассматривались как низшее звено светских школ, подчиненных министерству народного просвещения, однако преподавали в них главным образом священники. Начальные школы, ранее открытые духовенством, остались в ведении Священного Синода. С 1836 года по распоряжению императора Николая I начали создаваться школы при церквах и монастырях (к 1851 г. насчитывалось свыше 4,7 тыс. таких школ).
К 1861 году духовенством было основано свыше 18 тысяч начальных училищ, за которыми закрепилось название «церковно-приходских школ». Видную роль в церковно-школьном движении 1860—70-х годов сыграл С. А. Рачинский.1
В 1880-е гг. он стал главным в России идеологом церковно-приходской школы, начавшей конкурировать со школой земской. 2
«Заметки о сельских школах», публикуемые им в «Русском вестнике», «Руси», «Церковных ведомостях» способствовали развитию национальной педагогики. В то время Рачинский пришёл к выводу, что «первая из практических потребностей русского народа… есть общение с Божеством»; «не к театру тянется крестьянин в поисках искусства, а к церкви, не к газете, а к Божественной книге».3
Распространение церковно-приходских школ вызвало недовольство как со стороны чиновничьей бюрократии, так и со стороны многих земств.
В 1870-е годы министерство народного просвещения фактически подчинило церковные школы своему административному управлению.
_______________________________________________________________________________________________________________
1Елена Романова - "У истоков национальной педагогики", СПб - http://www.pravpiter.ru
2Материал из Википедии "Рачинский Сергей Александрович".
3 Рачинский С. А. 1881 — «Заметки о сельских школах".
В 1870-е годы министерство народного просвещения фактически подчинило церковные школы своему административному управлению.
В 1884 году изданы «Правила о церковно-приходских школах», по которым создавались одноклассные (2-годичные) и двухклассные (4-годичные, с начала XX века — 3-годичные) церковно-приходские школы. В одноклассных изучали закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение. В двухклассных школах кроме этого изучалась история.4
Обучение осуществляли священники, диаконы и дьячки, а также учителя и учительницы, окончившие преимущественно церковно-учительские школы и епархиальные училища. Деятельность школ находилась в ведении Попечительского совета, куда входили: заведующий школы, попечители, учителя, представители от города или земства, выборные лица от населения, пользующегося школой. Лица, входящие в состав церковно приходских попечительств, должны были быть православного вероисповедания. На совет возлагались заботы о благоустройстве школы во всех отношениях, открытие церковно-приходского попечительства разрешалось уездными отделениями епархиальных училищных советов. В связи с началом русско-японской войны 1904-1905 годов государственные ассигнования на церковную школу сократились. Количество школ стало уменьшаться.
2. Открытие церковно - приходских школ в Приамурье.
До 1918 года система школьного образования на всем Дальнем Востоке соответствовала общероссийской. В силу позднего заселения Дальнего Востока (вторая половина XIX в.) развитие просвещения здесь начиналось с традиционного копирования общероссийской системы, однако с учетом специфических особенностей региона:
- во-первых, все возрастающая необходимость в экономическом развитии области и практическая неподготовленность граждан соответствовать этой необходимости;
- во-вторых, потребность местного населения в овладении элементарной грамотностью, и ограниченные возможности получения образования.
Для крестьян Приамурья основным типом школы была одноклассная народная школа с трехгодичным обучением. Но и в таких школах из-за материальной необеспеченности крестьянской бедноты более половины детей оставались неграмотными.
4 Википедия - Церковно - приходская школа. «Правила о церковно-приходских школах».
Действовавшее до установления Советской власти на Дальнем Востоке Положение «О начальных училищах» основной задачей выдвигало «религиозно-нравственное» воспитание учащихся, образование же в них сводилось к овладению элементарными знаниями. В начальных одноклассных училищах изучались Закон Божий, русский язык, арифметика, пение. Сведения же по природоведению, географии, истории давались самые скудные.
Вторым типом школ были церковно-приходские школы. Трудно назвать точную дату, когда в Амурской области появились первые такие школы. Но можно с уверенностью говорить, что после строительства нового храма при нем обязательно открывалась церковно-приходская школа. А первый храм в нашей области появился еще в 1858 году в станице Усть-Зейской, которую вскоре переименовали в Благовещенск. Кстати, в настоящее время на территории современного кафедрального собора восстановлена и торжественно освящена та самая Свято-Никольская церковь - первое здание и храм города.
Первое упоминание о церковно-приходских школах можно встретить в издававшейся на рубеже XIX-XX веков газете «Благовещенские епархиальные ведомости». И сегодня Благовещенская епархия выпускает газету с таким названием. На пожелтевших страницах ее предшественницы сообщается, что при деревянном Благовещенском кафедральном соборе, который находился в районе пересечения улиц Большой (Ленина) и Благовещенской (Пионерская), в январе 1895 г. открылась одноклассная церковно-приходская школа.
В этих школах общеобразовательная программа была еще более узкой. Основное внимание здесь уделялось религиозному воспитанию детей. Учебный день начинался и заканчивался молитвами. В каждый праздничный и воскресные дни все ученики должны были посещать церковь и петь в церковном хоре.
В 1899 г. школа собора переехала в отдельный деревянный дом, построенный «на пожертвованные разными лицами деньги». В школе на 1907 г. обучалось 120 мальчиков. Кроме этого, была сформирована библиотека, которая располагала по тем временам большим количеством литературы: 687 книг и 570 периодических изданий. В 1899 г. при Свято-Покровском соборе, располагавшемся по Никольской улице (ныне Комсомольской) недалеко от Релочного переулка, была открыта уже двухклассная церковно-приходская школа на средства попечительницы Ольги Мартыновны Левашовой. Обучение было разбито уже на три года. За это время ребятам давали более подробные знания по вышеперечисленным предметам, к которым добавлялась еще и история.
Преподавали в таких школах обычно священники, диаконы и дьячки, а также учителя и учительницы, окончившие преимущественно церковно-учительские школы и епархиальные училища. Деятельность школ находилась в ведении попечительского совета, куда входили заведующий школы, попечители, учителя, представители от города или земства, выборные лица от населения, пользующегося школой.
Не были обделены образованием и девочки, для которых в 1902 году при Шадринском Свято-Троицком храме также открылась церковно-приходская школа. По всей видимости, уроки маленьким дамам давали монахини из Богородично-Албазинского женского монастыря, приквартированного к этой церкви.
После поражения России в войне с Японией в 1904-1905 гг. царское правительство стало уделять большое внимание экономическому и культурному развитию Приамурья и, следовательно, народному просвещению. В одноклассных обучались три года, в двухклассных, где готовились мелкие чиновники, - 6 лет.
Кроме этого, в Благовещенске работали две приходские церкви-школы, а именно Михайло-Архангельская (находилась в районе современных улиц Политехнической между Горького и Красноармейской) и Пророко-Ильинская (располагалась где-то на нынешней улице Пионерской).
К 1917 году под попечительством Благовещенской епархии в Амурской области функционировали 83 церковно-приходские школы с более чем 4 тысячами учащихся. А уже с 24 декабря 1917 года новая власть начала перекрой образования, издав декрет «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению».
3. История МОУ СОШ № 1
До 80-х годов ХIХ века школ на территории нашего района не было, но с развитием капиталистических отношений появляется необходимость в грамотных людях. В документах областного архива за 1872 год имеется приговор крестьян с. Александровского (Белогорск) от 22 ноября с просьбой об открытии сельской школы. Крестьяне пишут: «Так как Томское сельское общество состоит из 217 семейств, и только 45 человек умеют разбирать церковные книги. Видя в грамотности улучшение нашего быта, мы не имеем основания оставлять детей своих безграмотными».5
Крестьяне предлагали открыть школы за свой счет, путем добровольных пожертвований. Просьба крестьян была удовлетворена. В 1886 году в селе Александровском (г. Белогорск) открылась сельская крестьянская школа, построенная на средства крестьян их силами. Школа получила статус сельской народной школы. В ней было 24 ученика. Называлась она одноклассной, хотя ученики учились в ней три года. Первым учителем школы стал выпускник Благовещенской учительской семинарии И.Ф. Федоров.
_______________________________________________________________________________________________________
5. Материалы областного архива, предоставленные Голубевым В.П., сотрудником Белогорского городского музея.
Учебный год в сельской местности начинался с 1 октября, после окончание полевых работ, а заканчивался 15 марта, когда наступала пора весенних работ. Каникулы были один раз в году - на Рождество.
Учителя в Александровской школе долго не держались, менялись каждые 3-4 года. В 1895 г. в школу приехала новая учительница Пропащих Александра Даниловна. Прежние учителя не особенно старались приобщить крестьян к чтению, но новая учительница поставила перед собой задачу – привлечь крестьян села к чтению. За 3-4 года учительница добилась своего. Село стало культурнее, грамотнее.
В 1911 г. одноклассная сельская народная школа была преобразована в двухклассное училище Министерства народного просвещения. В нем учились уже 6 лет. Выпускники, сдавшие выпускной экзамен, могли устраиваться на младшие должности в волостных правлениях, переселенческих участках, торговых домах и других местах. Заведующим министерки был назначен Сергей Павлович Капинцев, законоучителем -священник отец Дмитрий Андреевич Куликов, учителем – Мария Александровна Померанцева.
В 1913 г. во главе училища стал коллежский регистратор Ф.П. Стыценко, а учителями – муж и жена Елизавета Ивановна и Анастасий Николаевич Мечейко.
События 1917 г. – 1918 гг. не оставили в стороне и учительство. В январе 1918 г. В Томской волости развернулась острая борьба между земством и демобилизованными солдатами, рабочими и крестьянами, которые потребовали установления советской власти. В этой борьбе учительство волости заняло нейтральные позиции. В марте этого года в селе Александровском установилась советская власть.
4. Церковно – приходские школы Белогорского района.
«В Белогорском районе первыми возникли церковно-приходские школы в тех селах, где действовали церкви. Заведующим становился священник, учитель приезжал из города. Так, в 1895 году в Павловке заведующим был отец Андроник Любович, учителем - Е.К. Иванова; в Васильевке заведовал школой отец Алексей Мраморнов, учителем был Е.Мозжерин; Никольской школой заведовал отец Всеволод Пляскин, учительствовала А.Ф. Клочанова; в Комиссаровке заведующим был отец Михаил Логинов, учителем - Ф.И. Рощупкин.
В 1903 г. в районе действовало уже шесть церковно-приходских школ: в Васильевке, в Вознесенском, в Высоком, в Комиссаровке, в Павловке, в Никольском.
В 1911 г. количество церковно-приходских школ резко уменьшилось, осталось только три. Но зато с 1910 года открылось много министерских школ. Среди них Александровская двухклассная, учителя - отец Дмитрий Куликов, С.П. Капинцев, М.А. Померанцева; Высоковскаяодноклассная, где учителями стали отец Д. Куликов и Н.А. Каменцева; Лохвицкаяодноклассная, учителя В.Н. Маньков, А.П. Масюкова; Никольская, где учительствовал С.Д. Андросов; Ново-Селетбенская, учитель И.В. Бутряков; Святиловская, учитель Ф.И. Рощупкин; Озеряновская, преподаватели Ф.В. Попов и С.Г. Колесник; Успеновская, учителя П.И. Клепиков и А.М. Галкин; Тарбогатаевская, учитель В.Н. Матвеев; Чернетчинская, преподаватель П.Ф. Тимченко.
Из церковно-приходских школ остались Комиссаровская (заведующий - отец Петр Малышев, учителя Ф.И. и М.И. Языковы), Васильевская (заведующего не было, т.к. отец Алексей Мраморнов умер, учитель А.С. Горбунова), Павловская (заведующий - отец Андроник Любович, учитель М.А. Зимовнова).
К 1915 году в районе действовало 12 министерских училищ и 4 церковно-приходские школы. К трем действующим церковно-приходским школам добавилась Вознесеновская (заведующий - отец Федор Колотвин, учителя В.Т. Лохэ, А.В.Гаврилова). Сменились заведующие церковно-приходских школ в других школах: в Васильевке - отец Иоанн Денисов, в Павловке - отец Михаил Киреевский, в Комиссаровке - отец Петр Малышев."6.
Народные учителя в наших селах находились еще в более приниженном и угнетенном состоянии, чем в других районах России. Учителя сельских школ в среднем получали по 480 рублей в год, а годовые расходы на семью в Приамурье составляли в среднем 700 рублей. Поэтому в каникулярное время летом учителя были вынуждены работать письмоводителями в торговых конторах, служить на пароходах или давать частные уроки. Труд учительницы оплачивался еще ниже. За получением жалованья учителям приходилось ездить в села Александровское, Тарбогатай, Среднебелое, то есть в центры волости.
Учителя особенно были угнетены в правовом отношении: они не имели права голоса на сельских сходах, даже когда решался вопрос о школе.
Бесправие, тяжелое материальное положение народных учителей, близость их к простому люду - все это создавало благоприятную почву для распространения среди них революционных настроений. Не случайно наиболее передовая часть учительства нашего района приняла активное участие в революционной борьбе с самодержавием и в гражданской войне против интервентов.
После 1917 года церковная школа была ликвидирована Постановлением Совета народных комиссаров от 24 декабря 1917 года «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению».
_________________________________________________________________
6. ТВС-анонс: Провинция № 38 (29 сентября) 2004г. «Как все было. Образование».
Заключение.
В начале нашего исследования мы выдвинули ряд гипотез, две из которых подтвердились.
В развитии образования в Приамурье во второй половине XIX века можно выделить два этапа: первый связан с началом заселения региона и открытием первых народных и станичных начальных школ, второй - начало 70 - конец 90 годов XIX века. В этот период были заложены основы среднего образования и получили развитие церковноприходские школы и школы грамоты.
В силу позднего заселения Дальневосточного края (вторая половина XIX века) развитие образования здесь начиналось с традиционного копирования общероссийской системы.
Наше исследование показало, что самым распространенным учебным заведением в Амурской области в начале XX века, как и раньше, была начальная школа: сельские одноклассные и двухклассные народные училища, станичные одноклассные и городские училища. Большое развитие в это период получили начальные церковноприходские школы и школы грамоты, находящиеся в ведении Священного Синода.
Исследованием установлено, что большинство детей беднейших слоев населения не имело возможности получить, хотя бы элементарное образование и было обречено на безграмотность. По данным 1911 года, только 5% учащихся сельских школ Приамурья окончили трехгодичную начальную школу.
В школах осуществлялось религиозно образование. Закон Божий был основным предметом в школах всех типов, а естествознание - источник научных знаний о природе - относилось к предметам второстепенным.
В дореволюционный период в системе образования можно выявить недостатки. В частности, самодержавие шло по пути снижения общеобразовательной роли земской школы. Правительство законодательным путем ограничивало их возможности в деле развития народного образования, но при этом активно развивало церковные школы, отличающиеся низким уровнем содержания образования и учебно-воспитательного процесса.
Правительство вообще не обращало внимания на обучение представителей национальных меньшинств.
Гипотеза о том, что наша родная первая школа открылась как церковно – приходская, не подтвердилась. В1886 г. в селе Александровском начала свою работу сельская крестьянская школа, построенная на средства крестьян их силами. Школа получила статус сельской народной школы.
В становлении народного образования было много трудностей. Не все сделанное в дореволюционный период в Приамурье в области просвещения носило прогрессивный характер, но в целом оно способствовало его развитию в послеоктябрьский период. Но это - тема нашего следующего этапа исследования.
Список литературы:
1. Википедия - Церковно - приходская школа. «Правила о церковно-приходских школах»-1884 г.
2.Чехов Н. В., Народное образование в России с 60-х гг. XIX в., М.,
3.Константинов Н. А., Струминский В. Я., Очерки по истории начального образования в России, 2 изд., М., 1953 г.
4.«Правила и программы для церковно-приходских школ и школ грамоты, 1894 г.» - OCR Detskiysad.Ru
5. Елена Романова - "У истоков национальной педагогики", СПб - http://www.pravpiter.ru
6.Материал из Википедии "Рачинский Сергей Александрович".
Рачинский С. А. 1881 — «Заметки о сельских школах".
7.ТВС-анонс: Провинция № 38 (29 сентября) 2004г.
8.О. Веселова «Церковно-приходские школы» - М.,2010г.
9. Материалы Белогорского городского музея.
Два Мороза
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Сказочные цветы за 15 минут
Сочные помидорки
Загадочная система из шести экзопланет