Информационный проек учащихся в основе которого положение о том, что нет "существенной разницы между ценностными ориентирами детей и взрослых".
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnyy_proekt.doc | 237 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
Первомайская средняя общеобразовательная школа
Общественные науки
Информационный проект
Ценностные ориентиры обучающихся и педагогов
Авторы: Сучкова
Ксения Юрьевна, 9класс;
Ткаченко
Антонина Владимировна, 9 класс.
Руководитель: Баус
Елена Андреевна,
педагог-психолог.
с. Первомайское
Оглавление
II. Основная часть…………………………………. 5
1. План работы над проектом……………………. .5
2. Метод исследования…………………………….5
III. Заключение………………………………………. 12
IV. Приложения…………………………………………13
Приложение1………………………………………….3
Приложение 2………………………………………..14
Приложение 3………………………………………..16
Приложение 4……………………………………….. 18
V. Список литературы…………………………………19
Введение
Проблема нравственного развития личности актуальна во все времена. Вопрос: «Что же ценно для современного поколения?» - волнует ученых, родителей, педагогов.
Все понимают, что «нравственность является важным способом социальной регуляции, выступает как общественная форма отношений между людьми, остается в межчеловеческих отношениях»[5].
Исследованием нравственного развития личности занимались Л.Колберг, Ж. Пиаже, К Роджерс, и др., из отечественных психологиов – Л.С. Выготский, Л.И. Бажович, Д.А. Леонтьев и другие.[2,5]
Ученые-психологи выделили периодизацию нравственного становления. (Л.Колберг, Ж.Пиаже).
Выготский Л.С. утверждал, что нравственное развитие осуществляется в процессе усвоения нравственных норм. Оно предполагает последовательное усвоение образцов, представленных в нравственных формах, принципах, идеалах, традициях, в соответствующем поведении конкретных людей, их качествах, в персонажах литературных произведений и т.д. Рассматривая проблему нравственного формирования личности, Л.И. Божович доказывает, что оно не является изолированным процессом, а связано с социальным и психическим развитием личности.
Для выявления ценностных ориентиров педагоги и школьные психологи используются различные методики, которые помогают «приблизится к тем ценностям и жизненным целям, которые близки и понятны современным подросткам»[1]. К таким методам относятся анкетирование, методы ранжирования.
Настоящее исследование посвящено выявлению ценностных ориентиров обучающихся и педагогов нашей школы.
В основе исследования – положение о том, что нет «существенных различий между ценностными ориентирами детей и взрослых» [4].
Работа в этом направлении была организована через информационный проект.
Цель проекта: Сбор информации о ценностных ориентациях обучающихся 5-11 классов и педагогов школы для специалистов образовательного учреждения.
Задачи: - провести социологический опрос среди обучающихся и
педагогов;
- сравнить полученные данные со статистическими данными;
- изучить информацию по проблеме нравственного развития
личности;
- предоставить обучающимся и педагогам результаты проекта;
Результаты проведенной работы могут быть интересны и педагогам, и классным руководителям, и обучающимся и их родителям. Эти результаты - «возможность объединения детей и взрослых. Это ещё одна возможность пообщаться на высокие темы, обсудить значимые вопросы» [4].
-4-
Основная часть
План работы над проектом
№ (п/п) | Что сделать? | Что нужно? | Коли- чество | Где взять? |
1. | Подобрать материал для проведения социологического опроса | Бумага, принтер, компьютер, источники информации по изучаемой проблеме. | 137 шт. 1 шт. 1 шт. | Консультация с педагогом психологом, школа, родители |
2 | Проведение социологического опроса среди обучающихся и педагогов школы | Подготовленные анкеты. | 137 шт. | |
3 | Обработка результатов социологического опроса | Отработанные анкеты | 137 шт. | |
4 | Оформление информационного проекта | Соединение аналитического материала; бумага, принтер, компьютер. |
| Школа |
5 | Ознакомление обучающихся и педагогов с результатами проекта через оформление стенда | Результаты социологического опроса в виде стендовой информации. | 1 стенд | Школа |
6 | Подготовка мультимедийной презентации | Электронный носитель информации, мультимедийная установка, компьютер. | 1 шт. 1 шт. 1 шт. | |
7 | Выступление на научно-практической конференции |
Метод исследования
Для исследования применялся метод социологического опроса. Он проводился среди обучающихся 5-11 классов и педагогов школы.
Опросный лист включал 7 вопросов [Прил1]. Вопросы не были связаны с сегодняшним днем детей, они предлагали им посмотреть на свою жизнь шире.
Отвечая на вопросы, необходимо было сделать личный выбор.
Ответы обучающихся и педагогов сравнивали со статистическими данными. Следует отметить что, М. Битянова приводит лишь статистику по обучающимся. Она утверждает, что «ответы школьников и взрослых
-5-
существенно не отличаются друг от друга»[3].
Результаты опроса представлены в таблицах и диаграммах. Проанализируем их по каждому вопросу.
Вопрос 1. Если невозможно совместить все и надо выбрать, то по какому принципу, с твоей точки зрения, следует выбирать профессию? Отметить один пункт из трех:
а) Профессия должна приносить хороший материальный доход, | б) Профессия должна быть перспективной, нужной для развития страны и общества, | в) Профессия должна быть очень интересной и привлекательной для человека. |
Рис.1
Данная диаграмма отражает преобладание ответов варианта «в» - профессия, прежде всего, должна быть привлекательной для человека (39,6%; 73,3%).
Здесь же мы видим, что вариант ответов «а» - это второй показатель результатов – профессия должна быть доходной (29,2%; 20,0%), далее - вариант «б» - социально значимой (23,0%; 6,7%).
Эта тенденция наблюдается как среди ответов в нашей школе, так и в статистических данных: в) 44,6 %; а) 36,4%; б) 19,0%.
-6-
Вопрос 2. Ниже представлены пары жизненных ценностей. Какая ценность в каждой паре важнее для человека? Отметь её.
Результаты ответов на второй вопрос объединили в три таблицы – в зависимости от пар жизненных ценностей.
Табл.1
Участники опроса | а) Профессиональная карьера | б) Хорошая дружная семья | ||
Данные по школе | Статистические данные | Данные по школе | Статистические Данные | |
Обучающиеся | 33,3% | 19,0% | 58,3% | 81,0% |
Педагоги | 6,7% | 93,3% |
Табл.2
Участники опроса | в) Крепкое здоровье и долголетие | г) Яркая, насыщенная событиями жизнь | ||
Данные по школе | Статистические Данные | Данные по школе | Статистические Данные | |
Обучающиеся | 65,6% | 57,0% | 28,1% | 43,0% |
Педагоги | 73,3% | 13,3% |
Участники опроса | д) Близкие друзья и любимые люди | е) Интересная, доходная работа, не оставляющая свободного времени | ||
Данные по школе | Статистические данные | Данные по школе | Статистические данные | |
Обучающиеся | 71,9% | 72,0% | 17,7% | 28,0% |
Педагоги | 53,3% | 20,0% |
Табл.3
Из приведенных таблиц видно, что важнее всего для «граждан» нашей школы такие ценности, как дружная семья, крепкое здоровье, близкие друзья и любимые люди. Эти результаты не противоречат статистическим данным.
Вопрос 3. Если нет взаимной любви, как, по-твоему, лучше строить семью?
а) С тем, кто тебя любит, | б) С тем, кого ты любишь. |
Ответы на третий вопрос представлены на графической диаграмме (рис.2)
-7-
Рис.2
Распределение ответов показывает, что нужно выбирать того, кто любит. Этот вариант ответа выбирают большинство и обучающихся (61,5%), и педагогов (73,3%). Этот вариант преобладает и в статистических данных (72,7%).
Вопрос 4. Представь себе ситуацию: в тонущей лодке находятся три человека: президент страны, известный ученый и ребенок 5-ти лет. Спасательный жилет только для одного человека. Кого, по-твоему надо спасать?
В ответах участников социологического опрос на четвертый вопрос царит полное единодушие – нужно спасать ребенка (табл.4, рис.3). Отвечая на вопрос «Почему?», приводят практически все одни и те же доводы: «У него вся жизнь впереди», «Он – может стать и президентом, и ученым»; «Ребенок – это святое», « Ребенок - это будущее нашей страны» и т.д.
Те же, кто выбирают ученого или президента, приводят много рациональных и, логических доводов в пользу своих позиций. Суть этих позиций сводится к тому, что «каждый из этих людей необходим стране; спасется он, он же и спасет ребенка».
Табл.4
Участники опроса | а) Президента, | б) Ученого | в) Ребенка | |||
Данные по школе | Статисти- ческие данные | Данные по школе | Статисти- ческие данные | Данные по школе | Статисти- ческие данные | |
Обучающиеся | 2,1% | 41,1% | 5,2% | 4,8% | 91,7% | 91,1% |
Педагоги | 0% | 0% | 100% |
-8-
Рис. 3
Вопрос 5. Чем можно пожертвовать ради возможности быстро заработать много денег? Отметь любое количество пунктов:
а) Соблюдением закона | б) Близкими отношениями с другими людьми | в) Здоровьем | г) Личными интересами и хобби | д) Материальным благополучием других людей. | е) Жизнью других люд ей |
Этот вопрос стал определенным испытанием для обучающихся школы: чем можно пожертвовать ради возможности быстро заработать много денег. Действительно, чем? Большинство респондентов готово отказаться от своих личных интересов. Это же мнение отражает и статистика [Прилож. 2]. Такая же тенденция наблюдается и в ответах педагогов. Махнуть рукой на закон способно почти 26% обучающихся. Статистика показывает, что этого мнения придерживаются и другие. Материальным благополучием других людей
готово пожертвовать 10,0% обучающихся. Статистические данные в тех же пределах - почти 10%.
Радует, что нет ответов на вариант «е». А вот статистика показывает, что 3% респондентов могли бы пожертвовать жизнью других людей.
Как отнестись к этим данным? М.Битянова рекомендует: - «…с сожалением и пониманием. Конечно, с этим нужно работать»[4].
-9-
Вопрос 6. Сколько детей должно быть в семье?
В ответах на шестой вопрос прослеживается разнообразие. Большинство обучающихся считают, что двое (40,6%). Эта же тенденция наблюдается и статистических данных. Большинство педагогов отмечает 2-3 ребенка, 3-5, не менее 2х (лучше 3); либо не дают конкретный ответ «сколько?», а комментируют «Сколько Бог даст – много; сколько позволит материальное положение семьи и т.п. (рис. 4). А вот без детей семьи быть не должно, так единодушно решили все участники социологического опроса нашей школы.
Рис. 4
Вопрос 7. Продолжи предложения: Счастье – это….
Порядочный человек – это…
Незаконченные предложения имели у наших респондентов самые разные продолжения. Вот наиболее типичные.
Счастье – это:
-когда ты любишь и тебя любят;
- когда близкие для тебя люди счастливы и здоровы;
- это счастье;
- благополучная семья и хороший заработок.
Порядочный человек – это:
- когда соблюдаешь не только закон страны, но и человечности;
- когда человек соблюдает права других;
- когда уважает детей и взрослых;
- гражданин, который выполняет свои обязанности.
Многие дети не могли объяснить смысл словосочетания «порядочный человек». Это же отмечает и М. Битянова [4].
В процессе проведения опроса отмечалось, что не все легко делают выбор. Звучали такие фразы: а можно ли выбрать два ответа; а здесь подходит больше
-10-
одного варианта и т.п.
Для решения такой проблемы можно проводить мероприятия, где обучающимся могут сделать «выбор, предпочтение, самораскрытие через предъявление своего личного выбора».[4]
Необходимость такой работы объясняется и теоретическим положением, что подростковый и юношеский возраст являются периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций.
-11-
Заключение
Проектный продукт.
Результатом работы над проектом является информация о ценностных ориентациях обучающихся 5-11 классов и педагогов школы для специалистов образовательного учреждения.
Обработав результаты социологического опроса в нашей школе, сделав сравнительный анализ со статистическими данными, мы пришли к выводу, что нет существенного различия между ответами детей и взрослых. Ценностные выборы наших респондентов не существенно отличаются от статистических данных.
Необходимость такой информации в том, что знания и учет особенностей нравственного развития на каждом возрастном этапе и специфики уровней нравственного развития позволяет организовать систему целенаправленного воздействия, которое обеспечит достижение более высокого уровня нравственного развития личности.
С этой целью можно проводить диспуты, игры, анкетирование и другое.
-12-
Приложение 1
Социологический опрос «Выбираем ценности»
Возраст________________________ Класс_________________
1. Если невозможно совместить все и надо выбрать, то по какому принципу, с твоей точки зрения, следует выбирать профессию? Отметить один пункт из трех: а) Профессия должна приносить хороший материальный доход,
б) Профессия должна быть перспективной, нужной для развития страны и общества,
в) Профессия должна быть очень интересной и привлекательной для человека.
2. Ниже представлены пары жизненных ценностей. Какая ценность в каждой паре важнее для человека? Отметь её.
а) Профессиональная карьера в) Крепкое здоровье и долголетие д) Близкие друзья и любимые люди
б) Хорошая дружная семья г) Яркая, насыщенная событиями жизнь е) Интересная, доходная работа,
не оставляющая свободного
времени.
3. Если нет взаимной любви, как, по-твоему, лучше строить семью? а) С тем, кто тебя любит, б) С тем, кого ты любишь.
4. Представь себе ситуацию: в тонущей лодке находятся три человека: президент страны, известный ученый и ребенок 5-ти лет. Спасательный жилет только для одного человека. Кого, по-твоему надо спасать?
а) Президента, б) Ученого, в) Ребенка
Почему?_______________________________________________________________________________________________
5. Чем можно пожертвовать ради возможности быстро заработать много денег? Отметь любое количество пунктов:
а) Соблюдением закона, б) Близкими отношениями с другими людьми, в) Здоровьем, г) Личными интересами и хобби,
д) Материальным благополучием других людей, е) Жизнью других людей.
6. Сколько детей должно быть в семье_________________
7. Продолжи предложения: Счастье - это_______________________________________________________
Порядочный человек – это___________________________________________
Приложение 2.
5. Чем можно пожертвовать ради возможности быстро заработать много денег?
Список литературы
(psyche.ru/catalog/is1/element.php?ID=1176.).
-15-
Никто меня не любит
А теперь — мультфильм
Сочинение
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Рыжие листья