Значение физической активности в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Всё это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурно-спортивных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит выносливости серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.
Физическая выносливость как двигательная способность человека - это способность преодолевать утомляемость в процессе подвижной деятельности. Большинство специалистов поддерживают формулировку этого качества, данную известным отечественным физиологом B.C. Фарфелем, что выносливость - это способность человека противостоять наступающему утомлению. По мнению многих специалистов (С.П.Летунов, А.Н.Крестовников, Н.В.Зимкин , М.И.Виноградов) выносливость является общим свойством организма человека, которое находит конкретное проявление в трудовой, спортивной и боевой деятельности, играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и в свою очередь служит предпосылкой развития специальной выносливости. По поводу выносливости Юрге Хаазе сказал: “Здесь нет ничего удивительного, так как неподготовленные люди не могут заниматься бегом. Тому, кто намеревается выйти на старт надо долго и регулярно тренироваться. Нельзя курить и употреблять спиртные напитки т. к. никотин и алкоголь ослабляет организм. Кто желает тренироваться в беге на средние и длинные дистанции должен быть здоровым, сильным и волевым, поскольку каждый забег является преодолением собственной слабости. Ноги становятся ватными, тяжелыми, как будто подошвы наливаются свинцом”.
В жизни детей школьного возраста большое значение имеет уровень развития общей выносливости. Школьники, которые имеют высокие показатели общей выносливости, как правило, лучше усваивают общеобразовательные предметы, реже болеют на протяжении учебного года, лучше сдают контрольные нормативы. В. П. Филин считает, что воспитание общей выносливости должно стать самой важной составной частью всеобщей физической подготовки школьников.
Виды спорта, развивающие общую выносливость, считаются прикладными ко всем профессиональным видам труда. Занятия этими видами спорта, проводимые с низкой интенсивностью (пульс до 130 удар/мин), но сравнительно длительное время, – прекрасное средство активного отдыха, восстановления работоспособности. Это может быть быстрое и экономичное пешее передвижение, бег трусцой и ходьба на лыжах по пересеченной местности, плавание и другое.
Учитывая то, какое огромное значение имеет выносливость для здоровья, физического развития, трудовой деятельности и успешной воинской службы, актуальность данной темы вне всяких сомнений.
Вложение | Размер |
---|---|
Сравнительный анализ выносливости у обучающихся 4, 6 и 8х классов | 28.16 КБ |
Сравнительный анализ выносливости у обучающихся 4, 6 и 8х классов
Содержание
1..Введение
2.Исследование
3.Основные результаты исследования
4. Список литературы
Тема: «Сравнительный анализ выносливости у обучающихся 4, 6 и 8х классов»
Актуальность темы:
Значение физической активности в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Всё это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурно-спортивных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит выносливости серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.
Физическая выносливость как двигательная способность человека - это способность преодолевать утомляемость в процессе подвижной деятельности. Большинство специалистов поддерживают формулировку этого качества, данную известным отечественным физиологом B.C. Фарфелем, что выносливость - это способность человека противостоять наступающему утомлению. По мнению многих специалистов (С.П.Летунов, А.Н.Крестовников, Н.В.Зимкин , М.И.Виноградов) выносливость является общим свойством организма человека, которое находит конкретное проявление в трудовой, спортивной и боевой деятельности, играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и в свою очередь служит предпосылкой развития специальной выносливости. По поводу выносливости Юрге Хаазе сказал: “Здесь нет ничего удивительного, так как неподготовленные люди не могут заниматься бегом. Тому, кто намеревается выйти на старт надо долго и регулярно тренироваться. Нельзя курить и употреблять спиртные напитки т. к. никотин и алкоголь ослабляет организм. Кто желает тренироваться в беге на средние и длинные дистанции должен быть здоровым, сильным и волевым, поскольку каждый забег является преодолением собственной слабости. Ноги становятся ватными, тяжелыми, как будто подошвы наливаются свинцом”.
В жизни детей школьного возраста большое значение имеет уровень развития общей выносливости. Школьники, которые имеют высокие показатели общей выносливости, как правило, лучше усваивают общеобразовательные предметы, реже болеют на протяжении учебного года, лучше сдают контрольные нормативы. В. П. Филин считает, что воспитание общей выносливости должно стать самой важной составной частью всеобщей физической подготовки школьников.
Виды спорта, развивающие общую выносливость, считаются прикладными ко всем профессиональным видам труда. Занятия этими видами спорта, проводимые с низкой интенсивностью (пульс до 130 удар/мин), но сравнительно длительное время, – прекрасное средство активного отдыха, восстановления работоспособности. Это может быть быстрое и экономичное пешее передвижение, бег трусцой и ходьба на лыжах по пересеченной местности, плавание и другое.
Учитывая то, какое огромное значение имеет выносливость для здоровья, физического развития, трудовой деятельности и успешной воинской службы, актуальность данной темы вне всяких сомнений.
Цель исследования:
Исследовать уровень выносливости обучающихся и наметить практические меры по совершенствованию организации физического воспитания в школе
Задачи исследования:
1.Провести анализ выносливости школьников 4,6 и 8 классов, выявить особенности проявления выносливости
2. Определить уровень развития выносливости у школьников за год
3. Определить динамику выносливости у школьников за год
4.Определить средства воспитания общей выносливости для обучающихся
Методы исследования:
решение поставленных задач осуществлялось с помощью сравнительного анализа результатов выносливости обучающихся 4, 6 и 8 классов.
Для решения этих задач использовались следующие методы:
1. Анализ и обобщения литературных источников;
2. Определение динамики выносливости обучающихся;
3. Педагогический эксперимент;
4. Метод математической статистики.
5.Опрос обучающихся
Организация исследования
В моем исследовании для проверки развития общей выносливости я использовал результаты шестиминутного бега у обучающихся 4х , 6х и 8х классов МБОУ СОШ №2 за 2012 – 2013 учебный год, которые они сдавали на уроках по физической культуре в начале и в конце учебного года. Шестиминутный бег - контрольный норматив, определяющий аэробно-анаэробные возможности школьников. Проводится на промеренной дистанции. На стадионе или площадке с круговой дорожкой ведется учет целых кругов, пройденных участниками, и обозначается добавочный метраж, соответствующий определенной оценке. По истечении шести минут после начала бега подастся сигнал (свисток) и фиксируется положение каждого участника, после чего определяется общий метраж преодоленной дистанции.
РЕЗУЛЬТАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ результата исследований показал, что выносливость у обучающихся 4х классов на протяжении года меняется. Так на начало года средний арифметический показатель общей выносливости по тесту (шестиминутный бег) 820м – у мальчиков, 750м – у девочек. На конец года арифметический показатель общей выносливости -800м у мальчиков, 735 – у девочек. Показатель ухудшился за счет уменьшения дистанции, пройденной за 6 минут, что свидетельствует об уменьшении общей выносливости.
Таблица №1 Показатели уровня развития выносливости учеников 4-х классов на начало и конец года
№ | Тест | Мальчики | Девочки | ||||
начало года | конец года | t | начало года | конец года | t | ||
1 | Шестиминутный бег | 820 м | 800м | 20м | 750м | 735м | 25м |
Анализ результата исследований показал, что выносливость у обучающихся 6х классов на протяжении года меняется. Так на начало года средний арифметический показатель общей выносливости по тесту (шестиминутный бег1000м – у мальчиков, 840м – у девочек. На конец года арифметический показатель общей выносливости -840м у мальчиков, 800м – у девочек. Показатель ухудшился за счет уменьшения дистанции, пройденной обучающими за 6 минут, что свидетельствует об уменьшении общей выносливости.
Таблица №1 Показатели уровня развития выносливости учеников 6-х классах на начало и конец года
№ | Тест | Мальчики | Девочки | ||||
начало года | конец года | t | начало года | конец года | t | ||
1 | Шестиминутный бег | 1000м | 950м | 50м | 840м | 800м | 40м |
Анализ результата исследований показал, что выносливость у обучающихся 8х классов на протяжении года меняется. Так на начало года средний арифметический показатель общей выносливости по тесту шестиминутный бег - 1100м – у мальчиков, 1000м – у девочек. На конец года арифметический показатель общей выносливости -1115м у мальчиков, 950м – у девочек. Показатель ухудшился у девушек за счет увеличения времени, затраченного на выполнения данного упражнения, что свидетельствует об уменьшении общей выносливости. У юношей показатель тестирования улучшился за счет увеличения дистанции, что свидетельствует об увеличении общей выносливости.
Таблица №1 Показатели уровня развития выносливости учеников 8-х классов на начало и конец года
№ | Тест | Мальчики | Девочки | ||||
начало года | конец года | t | начало года | конец года | t | ||
1 | Шестиминутный бег | 1100м | 1115м | 5м | 1000м | 950м | 50м |
Чем лучше развита выносливость, чем выше ее уровень, тем позже начинается общее утомление, позже появляется фаза утомления, успешнее будет происходить борьба организма с утомлением, продолжительнее может быть сама работа.
Известно, что бег – эффективное средство развития выносливости. Во время бега тратится много энергии, усиливается работа органов кровообращения и дыхания. Однако не все формы бега равноценны в воспитании этого качества. Наиболее высокие сдвиги в развитии органов кровообращения и дыхания наблюдаются при длительном беге. При опросе 40 обучающихся 4,6,8х классов все ученики ответили, что испытывают неприятные ощущения усталости при длительном беге. Однообразие длительного бега усиливает это чувство. Часто слабовольные ребята прекращают бег, а более сильные теряют интерес к бегу на выносливость, начинают его избегать.
Для развития выносливости можно использовать не только бег, но и разнообразные движения в игровой деятельности, что требует от школьников больших физических нагрузок, разрешает игрокам выполнять большой объем работы. Циклические упражнения (ходьба, бег, плаванье, лыжня и т.д.), но монотонность и низкий уровень эмоциональности делает их малоэффективными для детей и подростков. Для них остаточно эффективными способами развития являются спортивные и подвижные игры, танцы и аэробика.
По данным научных исследований, дети хорошо реагируют на правильно дозированную работу на выносливость. Лучшее средство развития выносливости в средней школе – продолжительный бег в невысоком темпе, но монотонность и низкий уровень эмоциональности делает их малоэффективными для детей и подростков. Для них достаточно эффективными способами развития являются спортивные и подвижные игры, танцы и аэробика.
Целесообразно использовать подвижные и спортивные игры.
Игровой характер нагрузки больше всего отвечает особенностям подрастающего организма и потому проявляет благотворное влияние на усовершенствование деятельности функциональных систем кровообращения и дыхание.
Гигиеничное значение игр усиливается возможностью их широкого использования в естественных условиях. Игры на лыжах, в лесу, в воде и т.д. - ни с чем несравнимое средство закала и укрепления здоровья.
Согласно программам физического воспитания для 1-11 классов под редакцией В.И.Ляха и А.А.Зданевича и А.П.Матвеева, можно использовать спортивные и подвижные игры, способствующие развитию общей выносливости школьников:
«Снайперы», «Борьба за мяч», мини-футбол, мини-баскетбол, «Смена лидеров», «Следуй за мной», «Регби» и т.д.
Благодаря внедрению подвижных игр уроки будут разнообразнее и интереснее.
ВЫВОД:
1. Результаты показателей выносливости в исследовании неравномерны. В 4-м классе нет прироста общей выносливости у мальчиков и у девочек. Такой же результат: снижение уровня развития общей выносливости, как у юношей, так и у девушек, наблюдается у обучающихся 6х классов. В 8х классах наблюдается прирост уровня развития общей выносливости у юношей и снижение уровня развития общей выносливости у девушек.
2. На конец учебного года по сравнению с началом уменьшился показатель результатов исследования как в 4-м, так и в 6-м классе,и в 8 классе у девушек, что свидетельствует о понижении уровня выносливости.
3. Однообразие длительного бега усиливает неприятные ощущения усталости. Часто слабовольные ребята прекращают бег, а более сильные теряют интерес к бегу на выносливость, начинают его избегать.
4. Возможно использование подвижных и спортивных игр, направленных на развитие выносливости, будут способствовать повышению выносливости у обучающихся.
Литература:
1. Матвеева Л.П. и Новикова. А.Д. Теория и методик физического воспитания. Часть 1. - М.: ФиС, 1976 – с. 354.
2. Матвеева Л.П. и Новикова. А.Д. Теория и методика физического воспитания. Часть 2. - М.: ФиС, 1976 – с. 367.
3. Харабучи. Г.Д. Теория и методика физического воспитания. - М.: ФиС, 1974 – с. 287
4. Остапенко. Л. Физическая подготовка старшеклассников - Физическая культура в школе.- №4. – 1994. – с. 47
5. Программы физического воспитания для 1-11 классов под редакцией В.И.Ляха и А.А.Зданевича и А.П.Матвеева.
6.Васильков.Г.А. От игры к спорту: сборник эстафет и игровых заданий. – М.: Просвещение, 1985.
7.Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: Учебник. – М.,2000.
8.Жуков М.Н. Подвижные игры: Учебник. – М.,2000.
9.Коровин С.С. Основы методики физического образования. – Курган, 2002.
10.Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников.- М.,1998.
11.Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры.-М.,1999.
12.Сулейманов И.И., Хромин В.Г. Основы теории и методики физической культуры. – Омск: СибГАФК, 1997.
13.Харламов И.Ф.Педагогика: - М.: Высшая школа,1990.
14.Ашмарин Б.А, Виноградов Ю.А, Вяткина З.Н.Теория и методика физического воспитания. – М.: Просвещение 1990.
15.Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: Пособие для учителя/ Под ред. Ляха В.И.- М., 1997.
16.Настольная книга учителя физической культуры/ Под ред. Кофмана Л.Б.- М.,1998.
17.Определение физической подготовки школьников/ Под ред. Сермеева Б.В. – М..,1973.
18.Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техникумов физической культуры./ Под ред. Гужаловского А.А.- М., 1986.
19.Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов физической культуры/ Под общ ред. Матвеева Л.П. Новикова А.Д.- 2-е изд. – М.,1976.
20.Сокунова.С.Ф.Контроль за уровнем развития выносливости./Теория и практика физической культуры, 2002,№8.
21.Лубышева.Л.И. Физическая и спортивная культура/теория и практика физической культуры.- М.:2002.
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Иван Васильевич меняет профессию
Воздух - музыкант
Л. Нечаев. Яма