Материал о национальности "башкиры".
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_12.ppt | 2.48 МБ |
Слайд 1
Мы - башкиры!Слайд 2
Познакомить детей с историей, с культурой башкир Самарского края; познакомить со знаменитыми людьми Самарской области Больше-Черниговского района – башкирами; учить детей общаться с разными людьми; воспитывать понимание ценности каждого человека. Цель:
Слайд 3
Из истории башкир Самарской области Название народа «Башкорт» многие исследователи переводят как «главный волк», «волквожак».Древние башкиры поклонялись волку, верили в свое родство с ним. Основу башкирского народа составляли древнетюркские племена, связанные своим происхождением с Саяно-алтайским нагорьем, Центральной Азией, Южной Сибирью и Средней Азией. В XIII веке башкиры попадают под власть монголо-татарского государственного образования Золотой орды. В этот период в состав башкир вливаются некоторые болгарские, кыпчакские и монгольские племена. После распада Золотой Орды большинство башкир добровольно вошло с состав Русского государства в 1552-1557 г.г.. Башкиры участвовали в военных действиях России в XVII-XVIII в.в., вместе с другими народами покрыли себя неувядаемой славой в сражениях Отечественной войны 1812 г., на полях Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.. В 1920 г. была создана Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика. (республика Башкортостан).
Слайд 4
В 1799 году в деревне Имелеевка, что сейчас в Большечерниговском районе, была построена мечеть, ставшая духовным центром башкир - мусульман. Чуть позже башкиры за свой счет содержали две каменные, четыре деревянные и три временные мечети. Районами компактного проживания башкир сегодня являются Большечерниговский и Большеглушицкий: в основном это населенные пункты: Хасьяново, Кинзягулово, Имелеевка, Денгизбаево, Утекаево, Кочкиновка, Иргизский, Муратшино, Таш-Кустьяново. Из истории башкир Самарской области
Слайд 5
В 1989 г. из 3 262 тыс. человек в Самарской области проживало 7495 башкир. Из них башкирский язык считали родным 5 789 чел. По переписи 2002 года численность башкир немного увеличилась (на 0,2%) и составила 7885 человек. Если сравнить численность башкирского населения, начиная с 1970 г., то можно увидеть, что произошло увеличение с 5800 чел. до 7885 чел. (на 2000 чел.). Башкирское население в городах составляет 4092 человек: в Самаре проживает 1829 чел., в Тольятти - 1300; в области в сельских населенных пунктах – 3793 чел., в том числе в Большечерниговском районе - 2207, Большеглушицком – 909 .
Слайд 6
В прошлом основу башкирского хозяйства составляло полукочевое скотоводство. Этому способствовали широкие степи с хорошим травостоем и наличие значительного количества водных источников – рек и озер. И сегодня животноводство играет большую роль в хозяйстве башкир Самарской области – они разводят лошадей, овец, коз, коров. До второй половины ХХ столетия башкиры держали и верблюдов (в основном двугорбых). Этих неприхотливых животных использовали при перевозке грузов, причем не навьючивали, как в других регионах, а запрягали зимой в сани, а летом в телеги. В связи с переходом башкир к земледелию верблюдов стали использовать при полевых работах (запрягали в плуг или в косилку) до распространения в крае средств механизации.
Слайд 7
Жилище. Традиционным переносным жилищем башкир служила войлочная юрта с решетчатым сборным деревянным каркасом. Юрта делилась на две половины: мужскую и женскую. Половины разделялись тканевым занавесом. Стены юрты завешивались разноцветными материями, а пол застилался коврами. Башкирские дома строились из саманного кирпича. В прошлом к основным принадлежностям домашнего интерьера относились деревянные нары. На них жители дома спали, на них же принимались за трапезу. В одном углу на нарах стоял сундук, на который складывали горкой подушки, одеяла и другие постельные принадлежности.
Слайд 8
В прошлом в народной кулинарии башкир решающую роль играли блюда мясного и молочного происхождения, что было обусловлено скотоводческим укладом хозяйства. К ним относится бишбармак – мелко нарезанная жирная баранина или конина, заправленная бульоном и лапшой. Сейчас это блюдо обычно готовят во время праздников. Особое место среди напитков занимает кумыс, который приготовляется из кобыльего молока. В прежние времена угощение этим напитком всегда предваряло и завершало гостевую трапезу. Кумыс широко использовался и в лечебных целях. По рекомендации врачей им лечился у местных башкир великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, описавший в своих произведениях башкирское гостеприимство. Именно он организовал для жителей этих мест скачки на лошадях, в которых башкиры принимали активное участие. Сегодня в память о великом писателе традиция проведения скачек возобновлена в Алексеевском районе, где располагалось имение Л.Н.Толстого. А кумыс и сейчас производится башкирами Самарского края.
Слайд 9
Большим своеобразием отличается традиционная одежда башкир Самарского края. Основу женского костюма составляло длинное платье, а также передник и камзол, украшенный позументом и серебряными лентами. Молодые женщины носили нагрудные украшения из монет и кораллов. Женский головной убор кашмау представлял собой чепец из коралловой сетки с серебряными подвесками и монетами, а также с длинной лопастью, спускающейся по спине и расшитой раковинами – каури и бисером. Девичий головной убор такыя являлся шапочкой шлемовидной формы, также покрытой монетами. Верхней одеждой для женщин служили распашные кафтаны и чекмени, отделанные вышивкой и монетами. Традиционный мужской костюмный комплекс включал в себя рубаху и штаны с широким шагом, легкий халат, камзол, тулуп. Распространенным летним головным убором являлась тюбетейка с плоским верхом (обычно коричневого или зеленого цвета). Башкиры нередко носят тюбетейки и сегодня. Зимой мужчины и женщины носили шапки, сделанные из меха пушного зверя. Использовались различные виды обуви – сапоги, кожаные башмаки, бахилы (лапти самарские башкиры не носили).
Слайд 10
Древние верования. В современном башкирском фольклоре отчетливо прослеживаются реликты древних верований. Например, практически в каждом населенном пункте можно услышать рассказы о фантастических существах, якобы обитавших когда – то в этих местах. Аждаха – существо, напоминающее огромную змею. Согласно поверьям, аждаха обитают в водоемах и проглатывают приближающихся к воде людей и животных. Приходит время, и по небу приплывают облака, которые поднимают чудовище в воздух и уносят его на край света. Если этого не произойдет, то аждаха в последствие может превратиться в еще более страшное существо – юха, которое способно принимать человеческий облик. Однако, по словам стариков, такое происходит крайне редко – обычно облака все же уносят страшных аждаха. Согласно рассказам местных башкир, около села Муратшино был пруд, в котором жил аждаха, поэтому люди боялись подходить к нему. Затем чудовище унесли облака, а пруд высох.
Слайд 11
У башкир есть как общемусульманские, так и традиционные праздники. К наиболее популярным традиционным праздникам у башкир относится сабантуй или йыйын. Во время его проведения устраивали спортивные состязания: борьбу, бег на расстояние до 2 километров, скачки на лошадях на расстояние в 6 – 7 километров, добывание ртом монет из наполненных кумысом или водой с отрубями котлованов, перетягивание друг друга с помощью каната. Позже устраивалось обильное угощение.
Слайд 12
9 июля 2011 г. в селе Муратшино Большеглушицкого района Самарской области прошел первый областной башкирский молодежный фестиваль «Яшлар Йыйын». Проект привлек жителей не только Большеглушицкого, но и многих сел Большечерниговского района. На открытие праздника собралось несколько сот человек.
Слайд 13
Организаторы праздника уверены, что «Яшлар Йыйын», устроенный специально для молодежи, будет способствовать популяризации башкирской культуры среди подрастающего поколения, а также поможет укрепить связи внутри башкирского сообщества. Кроме того, «Курултай башкир» намерен развивать идею проведения молодежного башкирского фестиваля и мы надемся, что с каждым годом «Яшлар Йыйын» будет все представительнее и со временем на него начнут приезжать гости со всей Самарской области, а может, и из соседних регионов. Яшлар Йыйын
Слайд 14
Известные деятели башкирской культуры Самарская земля дала башкирскому народу ряд знаменитых людей: Рашит Нигмати (1909—1959) - писатель, родился в деревне Дингезбаево Большечерниговского района. Хасан Башар (1901—1938) - писатель, родился в деревне Утякаево Большечерниговского района. Хадия Давлетшина (1905—1954) - писательница, родилась в деревне Хасаново Большечерниговского района. Губай Давлетшин (1893—1938) — писатель, государственный и общественный деятель, родился в деревни Ташбулатово (ныне Таш-Кустьяново) Большеглушицкого района. Габбас Давлетшин (1892—1937) - филолог, писатель, родился в деревни Ташбулатово (ныне Таш-Кустьяново) Большеглушицкого района. Фатима Мустафина (1913—1998, из деревни Дингезбаево) министр просвещения БАССР (1955—1971). Харис Юмагулов (1891—1937, из деревни Хасаново) — один из лидеров Башкирского национального движения, партийный и государственный деятель, председатель Башревкома (1919-1920 гг.)
Слайд 15
Река получила название в честь мужественной и отважной девушки, которая жила в этих местах и участвовала в битвах наравне с мужчинами. Иргиз – это искаженное ир кыз «девушка – батыр».
Слайд 16
Я хочу рассказать о своем родственнике, дяде, Латыпове Габдулахате Шариповиче. Ему 82 года, живет он в селе Кочкиновка Больше-Черниговкого района, ветеран Великой Отечественной войны, кавалер ордена «Знак Почета». Он пишет рассказы и стихи. Первое свое стихотворение он написал в 1944 году, когда ему было 14 лет. С 1960 по 1970 г.г. его стихи, рассказы печатались в районной газете «Степной маяк», с 1990 года печатаются в газете «Бердэмлек», с 1996 года в газетах «Азан», «Ыргыз». В 2012 году вышел первый сборник его стихов под названием «Рази булып язмышыма» в 305 страницах. Сейчас он готовит к выпуску второй свой сборник рассказов, поэм. Успехов вам! Латыпов Габдулахат Шарипович
Слайд 18
В настоящее время успешно работает в городе Самаре - хореографический коллектив «Ляйсян» (рук. Шаймарданова Рауда Данияловна). Этот коллектив является неоднократным лауреатом и дипломантом районных и областных конкурсов.
Слайд 19
В настоящее время успешно работают в Большечерниговском районе башкирский фольклорный коллектив «Родные напевы» и танцевальный коллектив «Кынгыраузар» (рук. Шагаева Фатима Кабировна).
Слайд 20
Палка-кидалка (Сойош таяк) Чертится круг диаметром 1,5 м. В круг кладут палку-кидалку длиной 50 см. Считалкой выбирают пастуха. Один игрок кидает палку вдаль. Пастух выбегает за брошенной палкой. В это время игроки прячутся. Пастух возвращается с палкой, кладет ее на место и ищет детей. Заметив спрятавшегося, он называет его по имени. Пастух и названный по имени ребенок бегут к палке. Если игрок прибежал раньше пастуха, то он берет палку и опять кидает ее, а сам снова прячется. Если же игрок прибежал позже, то становится пленником. Его может выручить только игрок, который назовет его имя и успеет взять палку раньше пастуха. Когда все будут найдены, пастухом становится тот, кто первым был обнаружен. Правила игры. Начинать искать игроков можно только тогда, когда палочка найдена и положена в круг. Названный по имени игрок должен сразу выйти из укрытия. Пленника спасает игрок, добежавший до палки раньше пастуха.
Слайд 22
В настоящее время в целях культуры, языка, традиций и обычаев башкирского народа в области созданы и действуют несколько общественных организаций: «Курултай (конгресс) башкир» Самарской области, «Курултай башкир» города Самары и районный национально-культурный центр «Иргиз».
Слайд 23
Если люди будут обладать такими качествами, как доброта, милосердие, отзывчивость, чуткость, сострадание, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга. Ради чего людям, живущим на одной планете, ненавидеть друг друга, воевать и ссориться? Дружба никогда границ не знает, Нет преград для дружбы никаких. Дружба на земле объединяет Всех детей – и черных, и цветных .
Слайд 24
Хасанов Дамир Нурланович Руководитель: Хабибуллина Мархаба Габдлахатовна. Авторы и исполнители:
Рисуем ананас акварелью
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Рисуют дети водопад
У меня в портфеле