изучение проблемы йододефицита на примере учащихся школы.
Вложение | Размер |
---|---|
yod.docx | 41.85 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Бобровская средняя общеобразовательная школа»
Шипуновского района
Алтайского края
Исследование проблемы йододефицита жителей села Бобровка, на примере учащихся школы
Выполнила:
ученица 10 класса
Бибикова Наталья
Руководитель:
учитель химии и биологии
Комарова Евгения Ивановна
Бобровка
2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
I ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1Анкетирование учащихся Бобровской школы………………………….…..8
2.2 Результаты биологического эксперимента на определение потребности учащихся в йоде…………………………………………………………….…….
2.3 Изучение влияния йода на организм учащихся………………………..…10
2.4Рекомендации по профилактики дефицита йода у учащихся…….…...…10
ВЫВОДЫ…… ………………………………………..…………………...……11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………….…………………….………..…..……...12
ВВЕДЕНИЕ
Йододефицитные заболевания являются одними из самых распространенных неинфекционных заболеваний человека. Более чем для 1,5 миллиардов жителей Земли существует повышенный риск недостаточного потребления йода.
Алтайский край является эндемичной территорией по дефициту йода в почве, воде и в продуктах питания местного производства. В нашем крае на диспансерном учете состоит около 211680 человек с заболеваниями эндокринной системы [7].
Общая заболеваемость населения по болезням эндокринной системы (на 100 тыс. населения) в Алтайском крае .
2011г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. |
13404 человека | 14571 человек | 16198 человек | 15374 человека |
В нашем районе, так же отмечается существенный рост числа заболеваний щитовидной железы, большая часть из которых обусловлена йодной недостаточностью.
Наше село не исключение. У нас тоже есть люди страдающие заболеваниями щитовидной железы. В большинстве случаев их причина – йодная недостаточность «см. Приложение 1»
Наименование | Количество человек | % |
Всего жителей: | 872 | 100 |
Больные сахарным диабетом: | 36 | 4.2 |
Больные диффузно-узловым зобом: | 58 | 6.8 |
Итого: | 94 | 11 |
Наиболее уязвимые по йододефициту группы - это дети и подростки, так как в эти периоды жизни потребность в йоде увеличивается в несколько раз. Дефицит йода не имеет подчас очень выраженных внешних проявлений, поэтому он и получил название «скрытый голод».
Он может проявляться сонливостью, быстрой утомляемостью, неспособностью сосредоточиться и, порой, плохим настроениением. У детей это может выражаться в плохой успеваемости. [1]
Актуальность выбранной темы определяется значительным количеством жителей села Бобровки, страдающими заболеваниями щитовидной железы из-за недостатка продуктов, богатых йодом.
Цель: Изучить проблему дефицита йода на уровне села, школы.
Задачи:
Методы исследования:
Объект исследования: Проблема йододефицита жителей села.
Предмет исследования: Определение йодной недостаточности у учащихся.
Гипотеза: Мы предполагаем, что недостаток йода отрицательно сказывается на здоровье человека, в связи с его недостаточностью могут возникнуть отклонения в работе щитовидной железы.
I ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Значение йода для организма человека
Современная наука и медицина считают, что микроэлемент йод очень важен для поддержания здоровой жизни. Особенно важен йод в биологии человека и животных для формирования двух гормонов щитовидной железы – тироксина (T4) и трийодтиронина (T3). T4 и T3 содержат четыре и три атома йода в молекуле гормона соответственно. Щитовидная железа поглощает йодид из крови, чтобы сформировать эти гормоны из аминокислоты тирозина. [2]
T4 и T3 гормоны щитовидной железы выполняют несколько важных функций, включая регулирование базальной скорости обмена веществ в организме. Этот показатель определяет количество используемой организмом энергии для выполнения своих функций. Поэтому недостаток или избыток этих гормонов может привести к изменению массы тела, а также ко многим другим хроническим заболеваниям. [4]
1.2. Дефицит йода и его проявления
Йододефицит представляет собой расстройство, вызванное нехваткой йода в организме. Относится к распространенным неинфекционным заболеваниям. Провоцирует серьезные патологические изменения и отрицательно влияет на состояние здоровья. Вызывает целый ряд недугов эндокринного характера.
Наиболее распространенными признаками нехватки йода являются:
1.3. Влияние йододефицита на умственные способности детей.
Вариантов заболеваний, вызванных дефицитом йода, очень много, а опасность нарушений зависит от возраста, в котором началось заболевание. Самые печальные последствия при дефиците йода возникают во время внутриутробного периода развития и в раннем детском возрасте.
Проблема нарушений интеллектуального развития у детей в последнее время привлекает все большее внимание не только психоневрологов, но и педиатров. Продолжает увеличиваться число детей, имеющих нарушения интеллекта. В мире, по данным ВОЗ (всемирная организация здравоохранения), только грубые нарушения умственного развития имеют 15% детей. В то же время ранняя адекватная профилактика и коррекция могут предотвратить или значительно снизить риск развития интеллектуальной недостаточности при целом ряде распространенных в детском возрасте состояний и заболеваний.
Умственная отсталость у детей, обусловленная дефицитом йода, - единственная форма интеллектуальной недостаточности, которую возможно предотвратить.
В последние годы появились данные, свидетельствующие о том, что дети, проживающие в районах легкого и умеренного дефицита йода, отстают от своих сверстников в усвоении школьных навыков. Как известно, йод составляет основу тиреоидных гормонов, которые являются незаменимыми для развития мозга ребенка. Они обеспечивают строгую последовательность событий в процессе формирования, созревания и функционирования головного мозга. Таким образом, йод необходим на всех этапах формирования и функционирования нервной системы плода, ребенка, взрослого. [3]
Недостаточное поступление йода в организм приводит к врожденному дизонтогенезу высших психических функций, формированию в тяжелых случаях состояний умственной отсталости различной степени, а при более легких формах – пограничных, либо парциальных нарушений интеллекта.
Для поддержания здоровья и нормального содержания йода в организме человека существуют определенные ежедневные нормы потребления данного микроэлемента для людей разных возрастов:
Иными словами Суточная потребность человека в йоде составляет примерно 3 мкг на 1 кг массы. В условиях очень высоких и низких температур окружающей среды, при недостатке кислорода эта потребность увеличивается. Большие дозы йода, уже 2-3 грамма, смертельно опасны для человека, но это касается только чистого элемента йода. Неорганические же соли йода – йодиды – вполне безвредны. Даже если после приема большого количества йодидов концентрация йода в крови повысится в 1000 раз, то уже спустя 24 часа она придет в норму. Условно считается, что за всю жизнь нужно употребить 1 чайную ложку йода. [6]
II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Анкетирование учащихся Бобровской СОШ
В ходе выполнения исследовательской работы было проведёно анкетирование учащихся, с целью определить уровень их знания о роли и значении йода в организме человека, а также на предмет знания продуктов богатых данным микроэлементом.
В опросе участвовало 35 человек, ученики 7-11 классов.
Вопрос 1: «см. Приложение 2»
Зачем нам нужен йод? | |
Для работы щитовидной железы | 21 человек |
Для умственного развития | 7 человек |
Для роста организма | 5 человек |
Не знаю | 2 человека |
Вопрос 2: «см. Приложение 3»
Какие продукты, содержащие йод вам известны? | |
Морская капуста | 27 человек |
Рыба | 5 человек |
Йодированная соль | 3 человека |
Не знаю | 0 человек |
Таким образом, 94% респондентов знают, зачем нужен йод для организма, а наиболее популярным йодсодержащим продуктом, по их мнению, является морская капуста.
2.2. Результаты биологического эксперимента на определение .
В ходе исследования данной проблемы, был проведён биологический эксперимент, в котором добровольно согласились принять участие 16 учеников.
Суть эксперимента заключается в определении потребности учащихся в йоде. Школьникам были нанесены йодные сетки на ладони, через определённые промежутки времени отслеживалось их исчезновение.[8]
В эксперименте участвовали 16 человек:
Анализируя полученные данные, можно сказать, что 94% школьников, принявших участие в данном эксперименте, испытывают йодную недостаточность.
2.3. Изучение влияния йода на организм учащихся.
Для изучения влияния недостатка йода на организм учащихся было организованно две группы, в которых принимали участие ученики Бобровской школы.
Участники первой группы на протяжении недели употребляли суточную норму морской капусты (50 грамм в день) и оценивали свое физическое состояние (бодрость) по 10-ти бальной шкале. (Приложение 4)
Добровольцы второй группы в течение недели свой рацион питания не меняли, и так же оценивали своё физическое состояние по 10-ти бальной шкале. (Приложение 5)
Проведённые исследования показывают, что регулярное потребление суточной нормы йода, оказывает положительное влияние на общее состояние организма учащихся.
2.4. Рекомендации по профилактики дефицита йода у учащихся
Для профилактики недостатка йода у учащихся нашей школы, рекомендуется ввести в список меню школьной столовой продукты, богатые йодом, тем самым, способствующие повысить умственную и физическую активность школьников. К этим продуктам относятся:
ВЫВОДЫ
В результате проделанной нами работы, мы пришли к следующим выводам:
1. Проблема йододефицита существует и является актуальной.
2. В селе дефицит йода в большей степени испытывают взрослые.
3. Недостаток йода в организме приводит к развитию многих заболеваний, а также существенно влияет умственные способности подрастающего поколения.
4. Выявлено, что в организмах учащихся содержание йода является недостаточным.
Для улучшения ситуации по данной проблеме мы проводили просветительскую работу среди учащихся нашей школы на классных часах и родительских собраниях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Северное сияние
Привередница