Выбранная тема очень актуальна. Комнатные растения - наши молчаливые друзья и помощники. Они - лучшие источники чистого воздуха, выделяют вещества, убивающие болезнетворные микробы. Однако, многие прекрасные растения, которые нас окружают, вовсе не безопасны.
Но самый важный итог этой исследовательской работы состоит в том, что она способствует развитию любознательности, наблюдательности, исследовательской мысли и устойчивого интереса к окружающему нас миру.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 379.5 КБ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Бисерово
Афанасьевского района Кировской области
На 21 областную научно – практическую конференцию юных исследователей окружающей среды среди учащихся 1 – 6 классов «Человек и природа»
Влияние комнатных растений на человека.
Работу выполнила Брезгина Арина
ученица 3 класса
МКОУ СОШ с.Бисерово
Афанасьевского района
Кировской области
Руководитель – учитель начальных
классов МКОУ СОШ с. Бисерово
Ожегина Валентина Леонидовна
с.Бисерово – 2013 г.
Содержание
Я узнала очень много о комнатных растения из литературы.
2.3 А как же на нас влияют растения?
3. Методика и результаты исследования.
1 исследование « Дыхание растений».
2 исследование « Испарение воды».
3 исследование « Движение воды».
Список используемой литературы:
4.Знаете ли вы свойства растений?
Введение
Природа, естественная среда, окружающая человека в его повседневной жизни - самый интересный объект изучения.
Я и моя мама очень любим цветы. В нашем доме их много. Мама расставляет цветы в каждой комнате, так как ей нравится.
И в моем классе, где я учусь, тоже есть комнатные растения. Одни имеют красивую листву, другие необычно цветут.
В школе мы не только учимся, но и посещаем различные кружки, общаемся в кругу близких друзей.
Растения, правильно подобранные и размещённые с хорошим вкусом, создают благоприятную среду, положительно влияют на настроение, придают помещению своеобразный уют и комфорт.
На уроках окружающего мира учитель нам сказала, что ночью растения могут выделять вредные вещества и утором от них может болеть голова. И мне захотелось больше узнать, о влиянии комнатных растений на организм человека.
Выбранная тема «Влияние комнатных растений на человека» мне показалась интересной потому, что знать о разнообразии комнатных растений, и как они влияют на организм человека необходимо каждому кто имеет дома комнатные цветы и новые виды модных растений.
Поэтому целью моей работы является изучение многообразия комнатных растений и их влияния на организм человека.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объект исследования: комнатные растения
Предмет исследования: видовой состав комнатных растений в школе и дома, их влияние на организм человека.
Гипотеза: если мы исследуем биологическую особенность растений, которые растут в нашем классе и дома, то узнаем, какие из них оказывают положительное, а какие - отрицательное воздействие на организм человека. Методы работы:
- сбор информации: изучение литературы и информационных ресурсов сети Интернет;
- определение видов комнатных растений по книгам В.В.Воронцов «Уход за комнатными растениями» и П. Дельфа «Всё о комнатных растениях»;
- опыты и наблюдения по выявлению влияния комнатных растений на организм человека;
- анкетирование учащихся.
Этапы работы:
- изучение литературных источников;
- проведение анкетирования среди учащихся;
- проведние опытов: «Дыхание растений», «Испарение воды», «Движение воды», «Что выделяет растение?»;
- составление презентации по данной теме.
В наши дни особенно актуальны проблемы бережного отношения человека к природе, творческого использования его богатств. Охрана ее - одна из основных обязанностей каждого гражданина нашей страны.
Природа, естественная среда, окружающая человека в его повседневной жизни самый интересный объект.
Однако в реальной жизни не всегда возможны контакты с естественно природой. Причины могут быть разнообразными. Вместе с тем в каждой школе есть великолепные объекты природы, интересные для изучения. Это комнатные растения. Превосходный живой материал, который можно использовать круглый год.
Комнатные растения находят самые разносторонние применения. Они обладают многими качествами, необходимыми для работы в условиях школы. Наиболее ценными из них являются: доступность выращивания на небольших площадях, проведение опытов, возможность составления композиции.
2.1 Немного истории
Началом цветоводства в Европе можно считать появление первых зимних садов. До этого цветы разводили в садах и огородах, но в дома их не заносили: в Европе просто почти не было цветов, которые не могли бы перенести холодную зимовку на улице. Первые зимние сады появились в 13 веке, а чуть позже при многих королевских дворах начали устраивать «оранжереи». По-настоящему же комнатные растения появились, когда из Америки, Азии и Африки было вывезено множество новых экзотических цветов. В России начало комнатного цветоводство принято связывать с именем Петра Первого, но это не совсем так. Началось все не при Петре, а при его отце – Алексее Михайловиче. Родина большинства комнатных растений это тропики и субтропики.
В дворянских семьях в основном выращивали пальмы, фикусы, кротоны.
В бедных семьях были цветы : герань, бальзамин, колеус.
Жизнь человека связана с природой, а значит, и с жизнью растений.
Издавна люди украшали цветами и растениями себя и свои жилища. Обычай украшать жилище растениями, возможно, возник в стране с резко выраженной сменой времён года, чтобы задержать дома зелёный островок живой природы. Ведь это и красиво, и полезно для здоровья!
2.2 О комнатных растениях
Комнатные растения сопровождают нас в течение всей нашей жизни: встречают при рождении, радуют на праздниках, наполняют жизнь красотой и дают возможность любоваться собой в холодные зимние вечера.
Чем больше людей по необходимости или по доброй воле переселяются в многоэтажные дома. Тем острее их потребность в общении с природой. Где бы мы не жили – в центре города или в в сельской местности , комнатные растения украшают нашу жизнь. В них есть то, чего лишены неодушевленные предметы, обычно нас окружающие. Созерцание картины или скульптуры доставляют удовольствие, но предметы искусства статичны и никогда не меняются. Растения не только красивы, но и изменчивы, как и все живое.
Видов комнатных растений великое множество6 миниатюрные, которые можно поставить на стол или в террариум например : фиалки; ампельные растения, свешивающиеся из подвесных вазонов; есть крупные, импозатные растения их обычно размещают на полу например: монстера, фикус. Растения различаются формой и размерами листьев, необыкновенным разнообразием окраски; существует много видов с декоративными, необычными цветками .
Безусловно, выбор растений зависит от микроклимата жилища. Если в доме много света и воздуха, выбор богаче. Есть растения тенелюбивые.
Особенно популярны декоративно – листные растения, весь год радующие нас яркой и нежной листвой. Цветущие растения хороши по-своему; период цветения некоторых из них краток, но великолепен. Одни растения вроде узамбарских фиалок и бальзамина цветут весь год. Другие периодически – антуриумы и молочай красивейший. Некоторые растения цветут недолго, затем умирают. Такие растения выращивают как однолетники и прибывают во всей красе своего цветения.
Комнатные растения сопровождают нас в течение всей нашей жизни: встречают при рождении, радуют на праздниках, наполняют жизнь красотой и дают возможность любоваться собой в холодные зимние вечера.
Жители, в том числе и учащиеся проводят до 20 часов в сутки в помещениях, что влияет на их здоровье.
Для улучшения самочувствия необходимо создать в помещениях условия, которые делают их максимально комфортными для человека. Это возможно, выращивая в них комнатные растения.
Комнатное цветоводство позволяет доступными средствами создать неповторимый интерьер в помещениях, снизить психологическую нагрузку, повысить эмоциональность людей.
Человек всегда чувствует себя плохо в душном, неуютном помещении.
В современных школах, где используются синтетические материалы, электронику, роль комнатных растений велика. Они поглощают вредные токсические вещества, находящиеся в воздухе школы, а также создают определённый комфорт, выполняя эстетическую, оздоровительную и экологическую функции.
Растения влияют на здоровье учащихся, их внутреннее состояние. Они поглощают вредные токсические вещества, находящиеся в воздухе учебного заведения. Это растворители, содержащиеся в красках, клее, пластике. Поэтому можно и нужно бороться с загрязнением воздуха, используя чуткие индикаторы – комнатные растения.
Там, где они растут, воздух свежее и дышится легче. Растения не только улавливают накапливающийся в воздухе углекислый газ, выделяют кислород, но и поглощают целый ряд вредных веществ.
Например, комнатные растения гербера, драцена и фикус очищают воздух лучше, чем технические устройства, выделяя кислород и поглощая углекислоту, очищая воздух от микробов и пыли.
Ароматы, испускаемые комнатными эфиромасличными растениями, насыщают воздух большим количеством летучих фитонцидов, улучшают самочувствие, повышают функциональную активность организма, стимулируют его защитные силы.
Я узнала очень много о комнатных растения из литературы.
Одни растения выращивают ради красивых цветков, другие ради крупных декоративных листьев.
Мы обследовали комнатные растения и установали, что в школе растут более 30 видов разных комнатных растений. А у меня дома 35 видов комнатных растений. Вот некоторые из них
Например: Монстера:
Родина: Тропическая Америка;
Цветение: ежегодно, но только при обеспечении надлежащих условий содержания.
Рост : быстрый
Свет : от прямых солнечных лучей следует притенять.
Влажность воздуха: растение желательно регулярно опрыскивать.
Влияние : монстера содержит раздражающие кожу и слизистую оболочку вещества. Сок недозрелых плодов может вызвать воспаление слизистой оболочки рта, желудочное и кровотечение.
Монстера – это лиана с толстыми стеблями и множеством воздушных корней. Главное украшение – крупные, до 60 см шириной, глянцевые темно – зелёные листья. При хорошем уходе монстера цветёт белым соцветием – початком с кремово – белым кроющим листом. Монстера- растение-барометр. Если на кончиках листьев копятся водяные капли-ждите осадков. Также монстера хорошо впитывает в себя ядовитые вещества, находящиеся в воздухе, особенно те, которые выделяются от линолиума, мебели и стен , покрытых краском и лаком.
Семейство: Толстянковые
Род: Каланхое
Родина: остров Мадагаскар, расположенный в тёплой тропической зоне Южной Азии.
Светолюбивые, теплолюбивые.
У этого приземистого растения мясистые зубчатые листья. Цветки собраны в плоские зонтики на верхушках длинных цветоносов. У исходного вида цветки красные, но выведено много гибридов, розового, оранжевого, жёлтого и лилового оттенка. В природе цветёт весной. Спрей для носа вам заменит сок каланхоэ. Сок из свежих листьев и стеблей этого растения обладает противовоспалительными свойствами. Его используют для заживления ран, ожогов, обморожений, а также при ангине, пародонтозе и стоматитах. Помогает также при гриппе и болезнях желудка, для лечения угрей, фурункулов, бородавок и в гинекологии.
Семейство: акантовые
Царство: растения
Отдел: покрытосеменные
Родина : Тропики Америки.
С конца весны до осени образует колосовидные соцветия с крупными золотисто – жёлтыми прицветниками, из – за которых выглядывают белые трубчатые цветки. Прицветники растут вертикально, как свечки, на верхушках стеблей с листьями, за что растение называют в быту «леденец на палочке». У здорового растения яркие листья, растущие по всей длине стебля.
Пеларгония
Семейство: Гераниевые
Родина: Южная Африка
Требует много света
Предпочитает умеренно – влажного климата.
Пеларгония крупно цветковая в обиходе называют геранью - опущенные лопастные листья с зубчатым краем и крупные, яркие воронковидные цветы, собранные в густые зонтики. Стебли нежные и мясистые. Цветки бывают самых разнообразных оттенков : от красного и розового до лавандового и белого, обычно двухцветные. ПЕЛАРГОНИЯ - славится бактерицидными свойствами, благодаря содержащимся в ее листьях эфирным маслам, ее аромат оказывает благоприятное воздействие на нервную систему.
Саговник – очень красивое, медленно растущее двудомное растение с непарноперистыми листьями, колонновидным стволом высотой до 2 метров. В течение года вырастает только один ряд листьев. Листья саговника вначале спирально закручены. Они крупные , в комнатных условиях вырастают до 5о см и сохраняются несколько лет.
2.3 А как же на нас влияют растения?
Задумалась над тем, какие комнатные растения оказывают положительное влияние и на здоровье людей. В ходе изучения литературы выяснила следующее.
Астрологи считают, что растения, так же как и люди, соотносятся с разными знаками зодиака. Обзаведясь растениями, соответствующими знаку зодиака, можно усилить присущие человеку положительные качества и сгладить отрицательные.
Так, Овну рекомендуется завести азалию, бегонию, Тельцу- цикламен, Близнецам- традесканцию, папоротники и плющи, Раку-алоэ и агаву, Льву -китайскую розу и бальзамин, Деве -березку и монстеру, Весам- мелкоцветную хризантему, Скорпиону - кактусы и драконовое дерево, Стрельцу - лимон, дерево бонсай, Козерогу - юкку, и фикус, Водолею - маранту трехцветную и молочай, Рыбам - орхидеи и папирус. Красотой форм, окраской, благоуханием они благотворно влияют на человеческий организм, улучшают настроение, снимают напряжение, гасят нервозность.
Растения – санитары жилых помещений. Они поглощают пыль, очищают воздух от углекислоты, способствуют его увлажнению, уничтожают вредоносные микробы.
Сотрудники Американского агентства по космическим расследованиям доказали, что комнатные растения очищают воздух в квартирах не хуже, чем специальные технические устройства.
Но некоторые люди недооценивают значение комнатных цветов, думая о них лишь как об украшении дома, лекарстве или средстве улучшения микроклимата квартиры, и даже не предполагают, что цветы способны открыть перед человеком целый мир гармонии, очистить дом и защитить его от неприятностей.
Цветы помогают развить творческие способности, благотворно воздействуют на здоровье человека в целом.
Комнатные цветы очищают пространство вокруг себя, создают атмосферу комфорта, защищают помещение от нежелательных влияний.
Главное, о чём нужно помнить – о комнатных цветах нужно заботиться и дарить им свою любовь, только тогда они будут служить надёжной защитой от многих жизненных невзгод...
Оказывается!
АЛОЭ ДРЕВОВИДНОЕ - повышает иммунитет, защищает от болезней, укрепляет силу духа, помогает перенести одиночество.
БЕГОНИЯ КОРОЛЕВСКАЯ - полезна для медлительных людей, тех, кто не умеет принимать решения.
КАКТУС - развивает остроту ума.
РОЗА - Влияние: впитывает в себя энергию лени, дарит созидание, противостоит агрессивности, останавливает ссоры и драки.
САНСЕВИЕРИЯ - поглощает энергии жестокости и грубости, облагораживает, помогает быстро достичь цели, развивает находчивость и предприимчивость.
ЦИКЛАМЕН - Основные свойства: любовь, защита от злых сил, в том числе энергетических.
ПЕЛАРГОНИЯ - славится бактерицидными свойствами, благодаря содержащимся в ее листьях эфирным маслам, ее аромат оказывает благоприятное воздействие на нервную систему.
СИНГОНИУМ - развивает силу характера, способности преодолевать комплексы.
3. Методика и результаты исследования.
Мы знаем , что комнатные растения в процессе своей жизнедеятельности вырабатывают биологически активные вещества – фитонциды. Эти вещества убивают или подавляют рост и развитие различных болезнетворных микроорганизмов, а так же паразитических червей, насекомых – переносчиков и возбудителей инфекционных заболеваний. Фитонциды могут защитить детей от многих заболеваний, улучшить самочувствие и работоспособность. Из фитонцидов многих растений получены многие антибиотики, они влияют на микрофлору воздуха, особенно в закрытых помещениях. Такие растения как бегонии, герани, хлорофитумы, комусы, цитрусовые, хвойные обладают высокой активностью фитонцидов. Поэтому при подборе комнатных растений нужно учитывать и эти свойства. Можно подобрать такой ассортимент комнатных растений, который способствовал бы обеззараживанию воздуха, улучшали самочувствие и работоспособность учащихся. Наибольшую фитонцидную активность имеют герань зональная, бегония королевская, нефролепсис сердцелистный, колеус Блюме, хлорофитум пестролистный, гибискус китайский
Комнатные растения – это, прежде всего, приятная сочная зелень, великолепие цветков необыкновенность узоров на листьях, буйство красок, изысканность форм.
Все цветы выделяют фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. Возможности оздоровления воздуха в квартире при помощи комнатных растений просто беспредельно.
Из прочитанной литературы, я узнала, оказывается комнатные растения поддерживают влажность и чистоту воздуха в наших классах и в доме, собирают на своих листьях пыль. А как же они дышат? Чтобы это узнать я провела исследования.
1 исследование « Дыхание растений».
Чтобы проверить какой стороной листа дышит растение я провела исследование. Намазала толстый слой вазелина на верхнюю поверхность нескольких листьев каланхоэ и на нижнюю поверхность нескольких листьев. Ежедневно в течении недели наблюдала за растением.
У меня получилось, что листья, на которых вазелин был нанесён снизу, завяли, тогда как другие не пострадали.
Оказывается, отверстия на нижних поверхностях листьев – устьица- служит для дыхания растений. Вазелин закрыл устьица, перекрыв доступ в лист необходимому для его жизнедеятельности углекислому газу и препятствуя выходу из листа избытков кислорода. Растение дышит нижней поверхности листа, а верхней поверхностью собирает пыль.
Растения поддерживают влажность в комнате, чтобы это проверить я провела следующее исследование.
2 исследование « Испарение воды».(см. приложение № 2)
Поместила в пакет часть листьев цветка бегонии с большими листьями ,не отрезая её от растения, и надёжно прикрепила его к стеблю. Так же поместила маленькие листья фиалки.
Поставила растение на 3 – 4 часа на солнце. Посмотрела, что происходит. На внутренней поверхности пакета видны капли воды и кажется, будто пакет заполнен туманом.
В пакете, который находился на больших листьях, это произошло гораздо быстрее, чем с маленькими листьями.
Растение всасывает воду из почвы через корни. Вода идёт по стеблям, откуда испаряется через устьица. Тем самым поддерживает влажность в комнате. Проводя это исследование, мне стало интересно, а правда ли вода проходит через все листочки вверх. И я сделала следующее исследование.
3 исследование « Движение воды».(см. приложение № 3)
В стакан с подкрашенной чернилами водой поставила листок бегонии и бальзамина имеющие длинные черенки и наблюдала.
Стебель стал пронизан красными нитями, значит жилки окрасились и
вода поднимается по стеблю в листья. Вода поднимается вверх по этим
сосудам.
Цветы выделяют фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. Возможности оздоровления воздуха в квартире при помощи комнатных растений просто беспредельно. Так же растения очищают воздух и насыщают комнату кислородом.
Я провела 4 исследование , чтобы убедиться в этом.
«Что выделяет растение?»
Поместили в банку горшок с цветком, плотно закрываем отверстие. Ставим его в тёплое место (если растение даёт кислород в банке его станет больше). Через 1 -2 суток уточним, накопился ли в банке кислород. А проверяли мы зажжённой лучиной. Вместе с учителем мы наблюдали за яркой вспышкой лучины в банке после снятия крышки. Значит, растения выделяют кислород, который хорошо горит. Поэтому растения нужны человеку для дыхания.
Я очень много узнала о комнатных растениях из прочитанной литературы, спрашивала у мамы, находили информацию в интернете и мне стало интересно. А все ли ребята знают о комнатных растениях своего дома и класса?
Я провела анкету среди учащихся нашей школы.( см. приложение № 1).
По результатам анкеты я выяснила, что ребята мало знают о комнатных растения. И после составления презентации на эту тему захотела выступить перед ними.
Комнатные растения с незапамятных времен сопутствуют человеку, украшая его жизнь, оказывают благоприятное, эмоциональное воздействие. Цветы облагораживают людей одним своим видом: красота. Разнообразие форм и окраски вызывают светлые чувства.
Роль комнатных растений в современных школах очень велика. Красивые, радующие глаз комнатные растения представляют не только эстетическую ценность. Они могут улучшать среду закрытых помещений, изменяя газовый состав воздуха, поглощая пыль. Эфирные масла, выделяемые некоторыми видами растений, обладают бактерицидным действием, а присутствие зелёных растений в кабинетах благотворно действуют на настроение и работоспособность учащихся.
Итак, в результате проведённой исследовательской работы, я сделала следующий вывод.
Самостоятельно провела опыты и пришла к следующему выводу, что правильно подобранные комнатные растения необходимы человеку. При создании интерьеров могут использоваться отдельно стоящие растения, групповые посадки, которые оформляются в виде художественной композиции.
Пользуясь информационными данными, я установила, какие комнатные растения обладают положительными, а какие отрицательными свойствами.
Комнатные растения | Положительное влияние | Отрицательное влияние |
фикус | - | аллерген |
кактус | снижает электромагнитное излучение | - |
роза | успокаивает нервную систему | - |
диффенбахия | - | ядовито |
алоэ | повышает иммунитет, оздоравливает организм. | - |
традесканция | защищает от воспаления легких | - |
плющ | Обладает выраженными фитонцидными свойствами | - |
Наши предки интуитивно чувствовали, что комнатные растения нужны человеку для поддержания его здоровья. Любые растения могут быть для нас как самыми преданными друзьями, так и злейшими врагами.
Все растения – живые существа, способные воздействовать на человека и его жилище. И от того, сумеем ли мы правильно подобрать комнатные растения и обеспечить им достойный уход и содержание, зависит и общая атмосфера дома, и самочувствие его обитателей.
Список используемой литературы:
6.«Все о комнатных растениях. Украшаем прихожую цветами», А.В. Чичев,
Приложение № 1
Анкета
4.Знаете ли вы свойства растений?
Результаты анкетирования
1. Нужны ли растения в классах школы?
Да – 90%
Нет – 10%
2. Какова их роль?
Украшают –50%
Оздоравливают – 50%
3. Знаете ли вы названия растений своего класса?
Да – 30%
Нет – 70%
4. Знаете ли вы свойства растений?
Да – 20%
Нет – 80%
Проводила анкету в классе
Приложение № 2
Опыт № 1
Результат опыта
Приложение № 3
Опыт № 2
Результат опыта
Я ухаживаю за цветами в классе
Цветы у меня дома
Валентин Берестов. Аист и соловей
Зимовье зверей
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
За чашкой чая