изучение проблемы семейных детско-родительских отношений глазами подростка
Вложение | Размер |
---|---|
ospanova_aida_ermekovna.doc | 808 КБ |
Гимназия имени И.Алтынсарина
Оспанова Аида Ермековна
Ученица 8 «Б» класса
Тема: Исследование современных проблем детско-родительских отношений
Секция: Педагогика и психология
Руководитель: Нургазина Кунсулу Сериковна
психолог гимназии им. И.Алтынсарина
Научный руководитель: Бузулуцкая Т.М.
ст.преподаватель кафедры педагогики и психологии
АрГПИ им.И.Алтынсарина
Аркалык - 2012 г.
Содержание
I. Введение 3
II. Исследование современных проблем детско-родительских отношений 5
2.1 Детско-родительские отношения в структуре семейных отношений 5
2.2 Типология стилей детско-родительских отношений 6
2.3 Нарушения в современной системе семейных ценностей 10
2.4 «Отверженные дети» 13
2.5 Коррекционная работа в сфере детско-родительских отношений 15
III. Заключение 18
IV. Список использованной литературы 19
Приложения
I. Введение
В течение ряда десятилетий проблема детско-родительских отношений не только не была предметом комплексного исследования, но и не рассматривалась через призму общественного мнения.
«Родители говорят, что меня не за что любить», «Иногда родители меня обманывают», «Я часто чувствую, что я хуже других», «Бывает меня незаслуженно наказывают», «Мне трудно учиться потому, что я бестолочь» - вот что дети говорят о себе в своих исповедях. Так складывается их представление о самих себе из оскорблений, которым ребенок подвергается со стороны взрослых дома и в школе. Тотальный контроль и беспрекословное подчинение, требуемые дома и в школе, вызывает агрессивную реакцию у ребенка, нежелательные действия, за которые его наказывают (шлепки, угроза, плохие оценки в школе), а это ещё больше разрушает отношение детей и взрослых.
Взрослым родителям и учителям – порой сложно пройти испытание властью над ребенком и не сломить его волю. А сломленный ребенок часто болеет, плохо адаптируется в школе.
Смешение любви и ненависти, желаемого и действительного, надежды и отчаяния, попытка оправдать ожидания и в пустую потраченная энергия – это то, с чем приходят подростки на консультацию к психологу. Среди них – дети из вполне благополучных на первый взгляд семей, а также дети, находящиеся на особом учете. Детско-родительские отношения являются средой, формирующей психическое развитие ребенка и определяющей формирование его личности.
Роль семьи в формировании уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития общеизвестна. Стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку, особенностью восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним - является значительным фактором развития личности ребенка.
Вопросы семейного воспитания и влияния взаимоотношений в семье на ребенка занимали важное место в исследованиях таких великих педагогов как К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и т.д. [ 1 ]
Цель нашей работы - исследование современных проблем детско-родительских отношений
Задачи: изучить типы семей; выявить детско-родительские отношения в структуре семейных отношений; рассмотреть проблемы взаимоотношений; выявить типы стилей детско-родительских отношений; разработать рекомендации коррекции детско-родительских отношений
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Авторы, занимающиеся этой проблемой (Р.В. Бортов, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.А. Логинова, Л.Г. Матвеева, О.В. Переломова, О.Е. Смирнова, М.В. Быкова и другие), отводят важную роль раннему опыту воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейным традициям и эмоциональному фону отношений родителей к ребенку.
Психологи отмечают, что за последние годы заметно возросла агрессивность информационной среды подростковой субкультуры. В то же время уровень психологического здоровья детей, их устойчивости к таким воздействиям заметно снизился.
Актуальность нашей исследовательской работы состоит в том, что, несмотря на то, что в отечественной и зарубежной литературе достаточно глубоко и подробно рассмотрены особенности влияния стилей семейного воспитания на формирование личности ребенка, слабо изученным остается вопрос о конкретном влиянии воспитательных принципов каждого из родителей на формирование личности ребенка и современных проблемах семейных отношений.
Новизна нашего исследования заключается в систематизации типов отношений между детьми и родителями с позиций влияния современной среды обитания на взаимоотношения детей и родителей
II. Исследование современных проблем детско-родительских отношений
Проблематика детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.
Успешная совместная жизнь супругов требует особых способностей от каждого его участника. Уже отмечалось, что любое взаимодействие в семье требует минимума каких-то общих представлений, минимума "согласия". В браке, как и в любой другой малой социальной группе, возникает принципиально новая форма поведения, которую можно назвать кооперативной. Эта совместная деятельность разнообразна, поэтому личность, которая включена в нее, должна иметь определенные способности, навыки, умения.
Брачные партнеры, как правило, действуют на основе неписаных правил, которые не являются четкими. Часто супруги сами договариваются о взаимных обязанностях, о разделении труда в семье, о распределении семейного бюджета. Так постепенно складывается система взаимодействия и сотрудничества. Естественно, что поступки мужа и жены определяются тем, как они понимают основные цели, задачи семейной жизни. Каждый из супругов вносит свой вклад в семейную кооперацию. Поведение мужа или жены организуется в ответ на те требования, которые предъявляет брачный партнер. Совместная жизнь требует от каждого члена семьи постоянной оценки собственных поступков с точки зрения того, как их оценивают другие. [ 2 ]
Семья - это феномен, неизменно связанный с человеческими эмоциями, переживаниями, убеждениями и отношениями.
В семьях, члены которых испытывают по отношению друг к другу эмоциональное отвержение, непосредственное межличностное общение во многих случаях просто отсутствует. В основе таких отношений лежит неудовлетворенность в эмоциональных отношениях по отношению к данному члену семьи, которая выражается внешней холодностью и сопровождается обидой, а с другой стороны чувство вины по отношению к обиженным членам семьи, которое, очень часто, членами семьи либо совсем не осознается, либо не до конца. Последние, пытаясь отделаться от чувства вины, но, не решаясь признать в себе это чувство, используют в семейных отношениях манипулятивные приемы давления на членов семьи, по отношению к которым испытывают данное чувство, стараясь таким образом вызвать ответное чувство по отношению к себе и, таким образом, переложить ответственность за отношения на другого человека. Наиболее уязвимым оказывается тот член семьи, который возьмет на себя роль посредника в таких отношениях, поскольку ни одна из противоборствующих сторон не соглашается взять на себя инициативу примирения и ответственность за отношения в надежде, что третья сторона сделает все за них. Таким образом, посредник оказывается в роли "козла отпущения" и вынужден выслушивать упреки с обеих сторон.
Способность к кооперации и сотрудничеству с другими людьми всегда предполагает понимание своей роли в совместной деятельности, принятие определенных обязательств и их выполнение. Важно, чтобы сотрудничество с другими людьми было наиболее эффективным, рациональным, продуктивным. Очень часто от этого зависят успехи и достижения.
Родительские установки, или позиции - один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Под родительским стилем подразумеваются установки и соответствующее поведение, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще. Таким образом, в качестве наиболее значимых черт родительского отношения авторы выделяют эмоциональные, когнитивные и деятельностные его аспекты.
Подробная классификация неадекватных типов семейного воспитания, основанная на многолетних исследованиях, дана А.Е. Личко. Выделены следующие десять типов семейного воспитания: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи. На всех этапах развития ребенка в семье на него оказывают постоянное воздействие различные факторы семейной среды, в том числе стиль семейного воспитания. Психологи выделяют типичные нарушения правил семейного воспитания:
1) Потворствующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Для родителей характерны стремление "поглотить" ребенка, защитить его ото всех трудностей, потакание всем его прихотям. При подобном воспитании у ребенка развиваются демонстративные черты характера, болезненная обидчивость, подозрительность, упрямство, агрессивность. Это делает его неуживчивым среди сверстников, т.е. затрудняется социальная адаптация.
При таком стиле воспитания может проявляться неадекватность вместе с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.
Такая семья называется детоцентрической. Воздействие в ней осуществляется, как правило, снизу вверх (от ребенка к родителям). Существует "симбиоз" – слияние ребенка и взрослого. В результате у ребенка формируется высокая самооценка собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный.
Второй вариант - демонстративность - особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Причиной демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, "недолюбленными". Бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу повышенной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. ("Лучше пусть ругают, чем не замечают"). Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.
Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы.
2) Доминирующая гиперпротекция. Ребенок также в центре внимания семьи, но родители ставят перед ним многочисленные ограничения, запреты, злоупотребляют контролем. Последствиями такого воспитания является формирование у ребенка таких качеств, личности, как зависимость от окружающих, отсутствие самозащиты, скрупулезное следование определенным правилам и излишняя уступчивость.
Это воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) - неприятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем, с императивным навязыванием ему единственного правильного типа поведения. Тип воспитания А может сочетаться с недостатком контроля, полным попустительством .
Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни".
Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют исходя из представления о должном. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей.
Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях.
Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве со стороны родителей. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей - желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.
Взрослые, недовольные падающей продуктивностью работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности . Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению заданий.
3) Эмоциональное отвержение ребенка. Воспитание по типу "золушки", чрезмерное реагирование со стороны родителей на незначительное поведение, игнорирование потребностей ребенка. Это приводит, естественно, к невротическим расстройствам. При таком варианте возможен "уход от реальности". Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.
4) Гипертрофированная моральная ответственность родителей за ребенка перед окружающими. Высокие требования, недостаточное внимание к состоянию ребенка, частое использование наказаний. У таких родителей ребенок всегда не прав. Поэтому у него появляется нерешительность в общении со сверстниками, склонность к ссорам, самоагрессия, гипертрофированное чувство вины.
5) Гипопротекция. Ребенок предоставлен сам себе, родители его не контролируют, не интересуются им. Поэтому, для ребенка характерны неустойчивый тип поведения, слабая воля.
В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу. [ 3 ]
Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.
2.3 Нарушения в современной системе семейных ценностей.
В основу классификации типов психологи включают такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителем, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях.
Однако эта изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна мера проявления чувства. Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда - замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым и т.д., что негативно влияет на адаптацию в дошкольном учреждении или в школе.
Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия и т.д., что также отражается на адаптации ребенка в школе.
Если в семье нет должной гармонии чувств, если вообще ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к самому ребенку, то нередко в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности, такая семейная атмосфера в дальнейшем грозит дезадаптацией ребенка. [ 4 ]
Методы воспитания у матерей и отцов нередко противоречивы, несогласованны. Все это приводит к тому, что у детей, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного - из страха, что при столкновении с этим новым не смогут избрать правильную форму поведения. Поскольку у них не выработано чувство независимости и ответственности, дети импульсивны, а в сложных ситуациях агрессивны. Они отличаются незрелостью суждений, постоянным недовольством, низким уровнем самоконтроля, заниженной самооценкой. Им нелегко справиться со своей импульсивностью и заносчивостью, поэтому друзой у них, как правило, мало или вообще нет.
Помимо этого выделяются также следующие отклонения в стиле родительского воспитания: предпочтение женских качеств, предпочтение мужских качеств, предпочтение детских качеств, расширение сферы родительских чувств, страх утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция собственных нежелательных качеств, внесение конфликта между супругами в сферу воспитания .
Можно выделить несколько типов семей с искаженными эмоциональными связями:
- "Традиционные" семьи - в таких семьях все должно быть "как у людей". Члены семьи отдают все силы на создание внешнего имиджа благополучной и обеспеченной семьи. Такая семья держится на рациональных основах.
- "Эмоционально-отверженные" семьи - здесь прямое межличностное общение и всякие контакты отсутствуют, их заменяют заочные яростные нападки и обвинения.
- Семьи "рабочих" - члены семьи все время отдают работе и своей собственной самореализации вне семьи, не контактируя друг с другом днями, неделями, а то и месяцами. Дети в таких семьях предоставлены на попечение интернатов, приходящих нянь, бабушек и дедушек и т.д.
- Семьи с симбиотическими связями, в которые вошел новый член семьи, претендующий на первенство во взаимоотношениях.
- Семьи с неполным родительским кланом, где родитель пытается добиться самореализации в лице собственного ребенка любой ценой. [ 6 ]
Приведем типы неблагополучных семей, определенных С. Минухиным и основные факторы, которые оказывают на них влияние.
Семья "па-де-де" (от франц. pas de deux - танец вдвоем, музыкально-танцевальная форма в балете) состоит из двух человек, с обедненной структурой ролей и высокой зависимостью друг от друга. В такой семье меньше возможностей поддерживать нормальный ритм человеческих взаимоотношений; отношения между супругами слишком близкие, что ограничивает свободу действий членов семьи. Помимо общих трудностей в данных семьях существуют сложности, связанные с депривацией значимых потребностей человека.
Семья типа "аккордеон", или дистантная семья, - семья, в которой один из членов подолгу отсутствует из-за специфики своей профессии. Название данного типа семьи также связано с графическим изображением ее структуры. Трудности такой семьи связаны с нарушением нормального функционирования супружеской подсистемы. Сами супруги, как правило, испытывают недостаток в поддержке друг друга, защите и нередко живут "в режиме ожидания" в течение нескольких месяцев. Такие супружеские отношения могут быть формой скрытого развода.
Флуктуирующие (неустойчивые) семьи - семьи, часто меняющие место проживания. Непостоянство касается социальной среды. Даже при переездах внутри одной страны у членов семей разрываются сформировавшиеся значимые отношения с соседями, друзьями. Изменяется привычная инфраструктура, ландшафт, география среды; члены семьи переживают состояние миграционного стресса. Состояние улучшится, когда начнут формироваться новые взаимоотношения, но к этому должны быть осознанно приложены определенные усилия.
В типологии скрыто-неблагополучных семей психологи выделяют также семьи с приемным ребенком и приемными родителями, но на них мы останавливаться не будем.
Обобщая все существующие классификации детско-родительских отношений, российские психологи Е.Т. Соколова и И.Г. Чеснокова, к примеру, выделяют две оси, два измерения: любовь - контроль. Первая ось выражает эмоциональное отношение родителя к ребенку, родительскую установку и то, каким он воспринимает собственного ребенка. Любовь или принятие - это уважение к ребенку, забота о нем, понимание его внутреннего мира, терпеливое отношение к его психофизическим особенностям, поощрение самостоятельности и инициативы. Враждебность, неприятие - это неуважительное отношение к ребенку, жестокость, пренебрежительность, невнимательность. Ось (автономия - контроль) описывает типы дисциплинарной регуляции поведения ребенка. Крайние их варианты - полная автономия, граничащая с безнадзорностью, и чрезмерно строгий, жесткий контроль, предполагающий абсолютное подчинение родительской воле, пресечение всякой инициативы и самодеятельности ребенка. [ 7 ]
Социологический опрос.
В рамках нашего исследования в гимназии был проведен социологический опрос учащихся 7 – 9 классов. (См. Приложение А) Результаты были таковы:
80% учащихся считают, что дружба дороже
19% учащихся считают, что дороже деньги
У 67% учащихся больше друзей, чем врагов
У 32% друзей нет либо их мало
74% родителей не возражают когда к ребенку приходят гости. Зато остальные 14% очень возмущаются.
У 100% опрошенных участников родители не контролируют их выходы в Интернет. Оказалось, что наиболее посещаемые сайты – музыкальные сайты, видеосайты «UTube», социальные сети типа «Мой мир», «Одноклассники», игровые сайты
Многие из детей - почти 75% разговаривают на наболевшие или проблемные темы.
Количество детей сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей в 2011 г. составляет 2806. Это на 353 ребенка больше, чем в предыдущем году. В 2010 году было отмечено 1294 фактов лишения родительских прав.
Проблема детского суицида продолжает оставаться неразрешенной и актуальной. Несмотря на то, что государственными органами, учреждениями образования и здравоохранения постоянно осуществляются различные меры, по истечении 4-х лет, ситуация не изменилась. Как и прежде, наблюдается существенная разница в статданных Агентства статистики, Министерства внутренних дел и Комитета по правовой статистке.
К примеру, в 2009-2010 годы, 1-ый квартал 2011 года по сведениям Агентства статистики несовершеннолетними совершено 506 суицидов, по данным Министерства внутренних дел – 546, Комитета по правовой статистке – всего 292. Более того, и эти цифры не соответствуют реальности, поскольку существенно занижены.
В результате самостоятельного подсчета было установлено, что имели место 659 фактов оконченных суицидов. Только за последние 2,5 года более полутысячи детей добровольно ушли из жизни. 783 ребенка совершили попытки самоубийства.
Озвученные цифры говорят сами за себя. Настало время перейти к реальным действиям по исправлению ситуации. Начать надо с восстановления объективной и беспристрастной картины по данному вопросу. Только оценив реальное положение дел, можно выстроить четкий механизм необходимых превентивных шагов и действий. Создать эффективную систему взаимодействия всех уполномоченных государственных органов.
Как правило, уполномоченные и правоохранительные органы реагируют на чрезвычайные происшествия только после того, как они случились. При этом истинные причины произошедшего остаются неизвестными.
Психологи отмечают, что за последние годы заметно возросла агрессивность информационной среды подростковой субкультуры. В то же время уровень психологического здоровья детей, их устойчивости к таким воздействиям заметно снизился.
Когда подросток сталкивается с насилием во дворе, школе или с непониманием со стороны друзей, он может стать социальным изгоем. Это еще один фактор, способствующий суициду.
Наряду с этим, администрации учебных заведений не заинтересованы в оглашении имеющихся проблем, поскольку это негативно сказывается на их рейтингах и имидже. Школьные инспектора ограничиваются формальными беседами с трудными подростками. Деятельность психологических служб крайне формализирована и неэффективна. Зачастую они существуют только на бумаге. Население фактически не информировано об их деятельности, необходимая разъяснительная работа ими не ведется. Отсутствует взвешенный научный подход к данной проблеме. Имеющие исследования единичны и бессистемны.
Органы внутренних дел также не хотят портить свои показатели раскрываемости преступлений и профилактики правонарушений.
Интернет является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг. Но в то же время, Сеть таит в себе много опасностей. Обязательно нужно поговорить с детьми, объяснить, что могут возникать различные неприятные ситуации и то, как из них лучшим образом выходить. Необходимо помнить, что безопасность детей в Интернете, на 90% зависит от родительского вмешательства.
Кто в ответе за детей в интернете?
1. Правительство. Должны быть законы, которые смогли бы оградить детей от вредной информации в Интернете. Так в России все школы обязали установить программы контентной фильтрации в классах информатики.
2. Поисковики. Многие поисковые сервисы такие как Yandex, Rambler имеют в своем арсенале большое количество настроек и виджетов, помогающих родителям оградить детей от нежелательного контента в Интернете. А так же есть поисковые системы, предназначенные специально для детей.
3. Семья. Конечно же ни кто так сильно не отвечает за безопасность детей в Интернете, как сами родители. Ведь только родители могут полностью контролировать своих детей.
Важнейшим фактором, влияющим на формирование личности ребенка, являются гармоничные внутрисемейные отношения родителей и детей, принятие родителей детей, заинтересованность родителя в планах ребенка, его будущем, воспитание независимости, самостоятельности ребенка, вера в успешность ребенка. В результате разумного применения поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит. [ 8]
По Э. Арутюнянц, такая семья является демократической. Цель в этой семье - взаимодоверие, принятие, автономность членов. Воспитательное воздействие - "горизонтальное", диалог равных: родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Родителям нужно стремиться развивать в своих детях следующие личностные качества: уверенность, базирующуюся на сознании самоценности, понимание достоинств и недостатков в себе и окружающих, уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию, терпению и мужеству, умение находить общий язык и радость в общении с людьми разных полов, возрастов и интересов.
В процессе работы с родителями необходимо формировать у них адекватные представления о личности и психофизических возможностях ребенка. Правильно организованная система психокоррекционных воздействий (групповая дискуссия, индивидуальная беседа, анализ конфликтных ситуаций и прочее) способствует позитивной перестройке отношений родителей к ребенку, гармонизирует семейные отношения в целом, помогает редукции их негативных переживаний. Необходима также психотерапевтическая работа с родителями. [ 9 ]
Раздел 1.1
«Формула любви»
«Но знаешь ли ты, в чем добро вековое?
Должны мы любить всех живых, все живое, Ни в мыслях, ни в действиях зла не питая, - Вот истина вечная, правда святая, Все люди ко многим занятьям способны, но те лишь прекрасны, кто сердцем беззлобны».
(Из древнеиндийского эпоса «Махабхарата»)
Раздел 2.2
«Добро спасет мир»
«Прекрасные качества есть человечьи,
Но самое ценное – добросердечье
Ибо добро не бывает напрасно
Всевластно добро потому и прекрасно»
Психологи сделали вывод, что одна и та же доминирующая черта личности или поведения родителя способна в зависимости от разных условий вызывать и самые разные формы реагирования, а в дальнейшем и устойчивого поведения ребенка. Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам - все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.
Именно поэтому родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей своей собственной личности.
Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения:
- диктат (систематическое подавление одними членами семейства инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов);
- опека (сверхудовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от любых трудностей);
- невмешательство (признание возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей)
- сотрудничество (опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями)
В семьях детей с высокой тревожностью и низкой адаптированностью наиболее выражены авторитарность, недоверие к ребенку, отрицание самостоятельности и личностной состоятельности ребенка. В семьях детей с низкой тревожностью и высоким уровнем адаптированности напротив, выражены взаимопонимание, уверенность в успешности и самостоятельности ребенка. [ 10 ]
Список использованной литературы
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Норма, 2003. - 324с.
2. Бардин А.М. Воспитание детей в семье. - М.: Просвещение, 1983. - 188с.
3. Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 358с.
4. Владин В.З. Гармония семейных отношений. - Алматы, 2007. - 282с.
5. Гарбузов В.И. От младенца до подростка - М.: Проспект, 2006. - 196с.
6. Дружинин В.И. Психология семьи. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 295с.
7. Ковалёв А.Г. Психология семейного воспитания - М.: Проспект, 2006. - 354с.
8. Куковякин Г.В. Семейная педагогика и психология по возрастам. - Тверь: ЭКО, 2008. - 481с.
9. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.: ЭКСМО, 2006. - 215с.
10. Рахимов А.З. Психология семьи. - Уфа, 2007. - 342с.
Приложение А
Анкета – анонимный социологический опрос
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложения
Приложения
Приложения
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Колумбово яйцо
Почта
Что общего у травы и собаки?
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка