Исследовательская работа рассказывает смысл картины и авангардных течений в искусстве
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 107 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Рождественская средняя общеобразовательная школа»
8 школьная конференция исследовательских работ
«Радость познания»
Исследовательская работа
«Черный квадрат» КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА:
шедевр мирового искусства или антишедевр?
Автор: ученица 10 класса
Шалонина Оксана
Руководитель: Суворова З.К.,
учитель МХК
2015г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………3
I. Теоретический анализ вопросов, связанных с художественным языком супрематизма………………………………………………………………………………….5
III 3. Эмпирическое исследование отношения старшеклассников к творчеству Казимира Малевича……………………………………………………………………………………..12
Заключение…………………………………………………………………………………...15
Список литературы……………………………………………………………………………16
Введение
Черный супрематический квадрат – самая известная работа Казимира Малевича, одна из самых обсуждаемых и самых известных картин в русском искусстве.
«Черный квадрат» входит в цикл супрематических работ Казимира Малевича, в которых художник исследовал базовые возможности цвета и композиции, является, по замыслу, частью триптиха, в составе которого также присутствуют «Черный круг» и «Черный крест».
Картина была написана Малевичем летом и осенью 1915 года специально для итоговой футуристической выставки «0,10», открывавшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года. Супрематические работы занимали отдельный зал выставки. Среди тридцати девяти супрематических картин, на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где в русских домах обычно вешают иконы, висел «Черный квадрат». Этой экспозицией художник демонстрировал главный модуль новой пластической системы. Стилеобразующий потенциал «Черного квадрата» стал настоящей вехой в истории русского искусства XX века. Один из учеников Малевича, В.В.Стерлигов, в 1970-е гг. написал: «В этой форме бытия, квадрате, живут и сейчас… Как бы не относились к квадрату люди, положительно или отрицательно, варя в нём картошку или кашу, ненавидя его и друг друга, в искусстве и сейчас живёт эта форма бытия».
Среди критиков Малевича преобладали те, кто не готов был принять всерьёз его живописные и письменные пророчества. Многие просто радовались бесконечному хэппенингу русского авангарда. До сих пор даже люди, связанные с искусством и литературой, знающие историю XX века, позволяют себе думать, что автором «Черного квадрата» мог стать любой: «хоть дитя несмышлёное, хоть просто марающий бумагу бездельник…».
Однако первый профессиональный отзыв на появление «Черного квадрата» свидетельствовал о том, что мысль Малевича была сразу расшифрована.Художественный критик, основатель объединения «Мир Искусства» Александр Бенуа написал в газете «Речь» от 9 января 1916 года.
«Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер, это и есть то «господство над формами натуры», к которому ведет… вся наша новая культура… с её машинностью, с её «американизмом», с её царством… пришедшего Хама».
Актуальность выбранной темы продиктована самой жизнью. Люди, которых мы зовём художниками, скульпторами, зодчими, создают живопись, скульптуру, архитектуру, а мы называем все это «произведениями искусства». Какие творения являются произведениями искусства, а какие – нет? Вопрос не простой. Давайте внимательно посмотрим на репродукцию «Черного квадрата». Обыкновенный квадрат, закрашенный черной краской. По краям – белое поле. И всё. В чем же заслуга Малевича? В чем его достижение?
Сегодня в начале нового века и тысячелетия хочется еще и еще раз осмыслить те перемены изобразительного искусства, которые произошли в начале XX столетия. Казимир Малевич – имя более чем значительное в истории современного искусства. Это символ и знамя всего авангардного творчества. На его теоретические исследования ссылаются практически все направления новейшего искусства, его «Черный квадрат» концентрирует в себе все сокровенное, чем наполнены духовные искания авторов и исследователей эстетического мира современности. Но есть и другие мнения. Есть люди, которые считают, что Малевич – величайший аферист всех времен и народов. Может, все просто, как в сказке про голого короля, один сказал, что «Черный квадрат» гениален, а все остальные, чтобы прослыть ценителями живописи, стали соглашаться. По данным статистики, «Черный квадрат» самое популярное произведение Земного шара, его ежедневно упоминают в СМИ десятки раз, чего не происходит ни с одной другой картиной. Этой картине уже 97 лет, а споры вокруг неё всё не умолкают. И если брать во внимание то влияние, которое несёт за собой черный квадрат на мировую культуру, вопросы, связанные с этим феноменом, требуют более детального рассмотрения. Все это заставляет нас обратиться к личности Казимира Малевича и рассмотреть результаты его творчества беспристрастно, внимательно и подробно.
Таким образом, актуальность исследования определяется малой изученностью данного аспекта в творческом наследии художника, так и его значением для дальнейшего развития художественной культуры.
Цель работы: выяснить является картина «Черный квадрат» Казимира Малевича: шедевром мирового искусства или же антишедевр?
В соответствии с целью исследования, были выделены следующие задачи:
Для изучения мнения учащихся было проведено исследование, в котором принимали участие 12 учащихся 9-ых – 11-ых классов в возрасте 15-17 лет.
Практическая значимость исследования определяется тем, что она позволяет углубить представления о творческом методе одного из выдающихся художников начала XX века.
В искусстве XX века доля абстракционизма очень значительна. Невозможно проникнуть в тайну и красоту современного искусства, исключив из него абстракцию. Пионер авангарда Малевич, известный в первую очередь «Черным квадратом», начинал свой творческий путь как импрессионист, но уже в 1910-х годах стал активным участником футуристических выставок, а позднее создал свою теорию супрематизма. Это направление считается ответвлением абстракционизма и выражается в лишённых изобразительного смысла комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрат, круга и прямоугольника). Картину Малевича «Черный квадрат» считают изобразительным манифестом супрематизма. Известно, что в тридцатые годы прошлого столетия творчество Малевича было изъято из художественной жизни нашей страны как проявление крайней формы упадка и разложения буржуазного искусства. И такая оценка творчества художника объективно содержала в себе зёрнышко скандального любопытства к запретному, гонимому и несправедливо осужденному. Понятно, что это зёрнышко проросло и окрепло при первой же возможности, и личность, и творчество Малевича стали самым фундаментальным аргументом, питательно почвой и классической базой для возрождения и развитие современного авангарда. Разумеется, что оценка творчества Казимира Малевича как проявление чистого разложения и бездарности – позиция более чем упрощения. Но и противоположная точка зрения, которая трактует результаты поисков Малевича как необыкновенно значительные открытия в понимании сущности искусства, озарения, которые возвышаются над обывательским понимаем искусства и открывают неограниченные возможности для истинного творчества и глубокого философского осмысления, представляются нам столь же несостоятельными.
В своём раннем творчестве, К.Малевич увлекался импрессионизмом, элементами модерна, сезанизма, кубизма, фовизма, символизма, - все это попытки внешнего заимствования чужих стилистических систем, которые можно рассматривать в качестве школьных упражнений начинающего художника.
Как и во многих работах авангардистов, в картинах Малевича этого периода («Корова и скрипка» 1913, «Авиатор» 1914, «Англичанин в Москве» 1914) зашифрованное, абсурдность произведений переходит порог возможности человеческого восприятия. Расшифровать их невозможно, потому что автор и не пытался ничего зашифровать. Автор надеялся «ошарашить», заинтересовать, рассмешить зрителя нелепостью. Подобные работы выходят за пределы возможностей зрительского восприятия и покидают область эстетического и область искусства. Эта проблема подробна рассмотрена Абрамом Молем в его книге «Теория информации и эстетического восприятия». Краткий вывод этого исследования состоит в том, что нам пытаются внушить безосновательное мнение, что у зрителей обязательно появится неопределительное желание разгадать неразрешимую в принципе загадку, спрятанную в картине. А такая загадка сделает картину безмерно притягательной, и в этом будет состоять победа художника и достоинства его творчества. Не появится такое желание!
Переход Малевича к супрематизму можно обозначить 1912 годом. В том же крестьянском цикле постепенно начинают преобладать тенденции, окрасившее в дальнейшем все собственно оригинальное творчество Малевича. «Жница» (1912), «Плотник» (на обороте - картина «Крестьянки в церкви», 1911) (1912), «Уборка урожая» (1912) – эти работы уже избавляются от человеческого переживания и духовной наполненности. На первое место выходи формальный приём. Людей и природу заменяют персонажи, склеенные из «раскрашенных жестяных листов». Изображения все больше приобретают характерные черты условного знака, эмблемы, формулы условного обозначения, в конце концов – иероглифа. В своих теоретических работах Малевич многократно подчеркивает свое стремление приблизиться к условному знаку, к «китайскому иероглифу», а это неизбежно означает выход из области искусства в область информатики. То есть, по замыслу самого же Малевича, мы должны рассматривать его поиски не как творчество художника, а как работу дизайнера.
Наверное, а Архимед, и Пифагор рисовал квадрат намного раньше Малевича. Наверное, и сейчас, и много лет назад были люди, которые закрашивали квадраты, треугольники и другие геометрические фигуры разноцветными красками и ничуть не менее аккуратней, чем Малевич. И квадрат Малевича ничуть не квадратнее всех остальных квадратов. В чем же заслуга и новаторство Малевича? Малевич первым выставил нарисованный квадрат как произведение изобразительного искусства. Это факт. Но смысл самого события заключается в том, что оно имеет никакого отношения собственно к изобразительному искусству, и считать Казимира Малевича великим художником никак не возможно. Малевич, совершенно очевидно, является великим новатором, который сделал открытие принципиально важное для технологической цивилизации XX века. (Абрам Моль «Теория информации и эстетического восприятие»). Важнейший и, возможно, единственный результат творчества
Казимира Малевича состоит в создании максимально простого изображения, которое может нести в себе очень важную информацию, и такая информация прочитывается мгновенно. Это очень очевидный факт, огромная заслуга и достойный результат усилий дизайнера Малевича, работающего в области информационного знака.
Дмитрий Владимирович Сарабьянов и Александра Семеновна Шатских в своей работе «Казимир Малевич. Теория. Живопись», считают, что если мы в одном размере, на одинаковых холстах, в одинаковых рамках, на одной стене выставочного зала и рядом расположим «Квадрат» Малевича, «Крест» Малевича, «Четыре квадрата» Малевича, «Круг» Малевича, дорожный знак «кирпич», означающий, что въезд запрещён, красный треугольник – дорожный знак «Уступи дорогу», белую стрелу в синем треугольнике – дорожный знак «Одностороннее движение» и т.д, мы вынуждены будем признать, что все это явление одного порядка. Эти изображения представляют или могут представлять закодированную информацию, предназначенную для моментального считывания. Именно такое качество просто необходимо для технологической цивилизации, в которой мы с вами существуем. При огромных скоростях современного движениях на дорогах, при огромных скоростях новейших технологических процессов необходимо для выживания иметь такую азбуку современных иероглифов. Величайшая заслуга Малевича состоит в том, что он разработал изобразительный прием, позволяющий регулировать человеческие взаимоотношения в условиях скоростных процессов современной технологической цивилизации. Результат творческих поисков Малевича не имеет никакого отношения к изобразительному искусству, занятому осмыслениями человеческой духовности. Новаторство и достижения Малевича целиком принадлежат области технологического иероглифа. Вспомните картину Малевича «Крестьянин-косарь». Вот вам готовый дорожный знак «Осторожно, впереди сенокос». Промышленная графика, готовые знаки, производственные плакаты, эмблемы, значки – вот тот мир, куда органично вписывается квадрат Малевича и автодорожные знаки. И в таком своеобразном мире есть свои мастера, свои гении, свои выставки и свои теоретические исследования. Но это совершенно особый, свой мир. Невозможно сравнить между собой и экспонировать в одном выставочном зале живопись Рафаэля, торговые эмблемы и отделку салонов автомобилей.
Написаны и пишутся десятки исследовательских работ, в которых Малевич рассматривается как великий художник и живописец, создавший новое направление именно в области изобразительного искусства. На мой взгляд, его супрематизм наиболее приемлем в рамках дизайна.
После импрессионистической светоносной распыленности мира, Малевич призывал художников к более глубокому и полному, а не только зрительному восприятию всего богатства окружающего материального мира. Малевич почти пророчески писал в 10-е годы: «Живопись выходит на дорогу неба» и вкладывал в это понятие предчувствия реальности, порывающей с оковами материального земного мира, обещая новый мир духовных ценностей и изменений. В супрематизме, оперирующем сочетаниями геометрических фигур на нейтральной плоскости фона, Малевич совершил шаг, на который да него никто в мировой живописи не мог решиться, - на полный отказ от изобразительности, даже от тех ее раздробленных и перетасованных элементов, которые сохранялись в крайних течениях того времени – кубизме и футуризме. Супрематизм оказал огромное воздействие не только на живопись, но и на архитектуру и прикладное искусство. Настоящей школой архитектора Эль Лисицкого стал супрематизм Казимира Малевича. Продолжением супрематических работ Малевича стали так называемые «проуны» («проекты утверждения нового») Лисицкого, и без этого этапа архитектора Лисицкого никогда бы не состоялась. Влияние работ Малевича на архитектурные планы, еще в 20-х годах, оказало большую роль на развитие дизайна и архитектуры. Плоскости, геометрические фигуры, которые использовались в супрематизме, стали широко использовать в своих работах дизайнеры. Они замечательно смотрелись в листе, передавая перспективу, широту и разнообразие. Супрематизм дал возможность дизайнерам показать свет, контрастность и яркость. Четкие формы супрематизма, помогали, с точностью передавать всю полноту задумки на листе. Влияние супрематизма на архитектуру сохранилось и сейчас. Многие институты базируются на теории Малевича, все объяснения ведутся на его супрематических работах. Ученики, сами не зная того, создают свои чертежи, планы и работы, в основе которых лежат произведения Малевича. То есть супрематизм так плотно используется в архитектуре, что использование работ Малевича, как основу, вошло в привычку, и сейчас многие архитекторы, дизайнеры даже не знают, что все их дизайнерские композиции основываются на супрематизме.
«…Всегда требуют, чтобы Искусство было понятно, но когда не требуют от себя приспособить свою голову к пониманию…», - пишет Малевич.
У широкой публики авангардное современное искусство не в почёте, впрочем, как и «непонятные» круги, квадраты и прочая «мазня» авангардистов начала XX века. К.Малевич считал, что в живописи не нужно никого копировать, в первую очередь идти от своего «Я», не игнорируя всего того опыта, что накопило человечество за все время существования. «Люди упрекали и упрекают беспредметное искусство в том, что оно им непонятно. Подобным образом люди упрекали и упрекают жизнь в том, что она не исполняет их ожиданий. Глупо упрекать существования в том, что оно не следует нашим идеям. Нам самим нужно приспосабливаться к жизни, а не ждать, что она будет приспосабливаться. Подобным образом нам самим нужно приспособить себя к восприятию абстрактного искусства, а не ждать, что оно будет приспосабливаться к вашим умам».
Часто говорят о «Черном квадрате» как о вырождении, деградации искусства и о Малевиче! Как о наглеце, решившемся представить людям то, на что другие не решились. Попробуем разобраться.
Во-первых, Малевич не первый подобное выставлял, но почему-то других не заметили и не запомнили. (Например – абсолютно черное изображение, нарисованное поэтом Полог Билходом 1882 г. и называлось оно «Ночная драка в подвале») Черный прямоугольник. Также художник Альфонс Алле на выставке Incoherent shows 1883 года выставляет картину «Малокровные девочки, идущие к первому причастию в снежной буре» представляющую собой белые прямоугольник. Затем были Серые, Зеленые и всякие разные еще прямоугольники.
Во-вторых, авангард в процессе модернизации искусства поставил его (искусство) на боле высокую, осмысленную ступень уже и потому, что сделал теорию (до этого как бы отдельно и самостоятельно от искусства существовавшую с XVIII века, а до этого времен неосознаваемую как теория искусства вообще) неотъемлемой частью нового искусства, его оправданием и его законом. Стали появляться произведения, подтверждающие теорию нового искусства и «Черный квадрат» - одно из них.
Исходя из собственной теории авангарда, в искусстве нет прогресса. И то состояние ступора. в каком было академическое и салонное искусство к началу XX века, подтверждало его застойное состояние. Если бы оно воспринималось обществом как прогрессивное, то вряд ли потребовалась бы столь масштабная модернизация искусства и общества, какая была в XX веке. При этом совершенно логично вытекает, что если нет прогресса в искусстве, то не может быть и регресса, не может быть дегенеративных произведений (а самое регрессивное для многих – это «Черный квадрат»), а все они, так или иначе, являются развитием. Развитие, как известно, может идти как назад, так и вперед, при этом не стоит давать оценок, - какой момент лучше? И все в жизни и искусстве тоже не так однозначно. И «Черный квадрат» есть то самое развитие вспять, его тупиковая точка, от которой искусство может идти в разных направлениях, что мы, и видим сегодня. Любое выдающееся произведение искусств логично. В нем все связано, логично вытекает одно из другого, один композиционный момент предполагает другой, цвет взаимосвязан гармонично, сюжет имеет свою логику. Логика произведения выступает как логика содержания, формы и их взаимосвязи. Изображение, лишенное логики, не соотносится с искусством. И обратная связь – наличие логических связей – бесспорный показатель принадлежности к искусству и Малевич дерзко представляет публике: НЕТ ограничений на художественную форму, пусть это будет хоть черный квадрат…
«Черный квадрат» - это не картина, это реакция автора на происходящее в мире. Это была целая акция – показать символ предстоящего разрушения и пустоты. У Малевича таким символом стал « Черный квадрат».
Есть ощущение, что «Черный квадрат» - промежуточная форма между математикой и эстетикой, настолько сильна его логика. И дело даже не в математической, геометрической форме квадрата. Логика квадрата в том, что в период отрицания авангардом всего предшествующего опыта искусства, всех его наработок, попыток выбросить его «на свалку истории», Малевич представил то, что останется на нуле искусства, отказе его от развернутой форме. «Черный квадрат»! – без сомнения это минимальная форма, ноль искусства (но не конец), от которого возможен отсчет и движение (как по числовой оси от нуля) как в одну, так и в другую сторону; как в сторону развития новой фигуративности от формального нуля, так и в отсчете новой абстрактности, развивающей новые абстрактные формы от простейшего квадрата.
Изображение «Черного квадрата» является как реалистичным, так и абстрактным одновременно. Именно это и подтверждает, что мы имеем дело с универсальной, абсолютной форме, единой для изобразительности и в этом тоже момент гениальности этого полотна. Конечно, надо еще учитывать и известный посыл М.Дени, А. Матисса о том, что картина это раскрашенная плоскость и форма плоскости не может не учитываться и формировать изображения. Это еще одна из причин, почему квадрат, а не круг. Квадрат повторяет конфигурацию, идет вслед за рамой и растворяется в этой форме. А круг, треугольник уже будут давать зоны отсечения от рамы.
Форма квадрата конечно не случайна. Креативность квадрата, то, как он бьет по сознанию и подсознанию человека, несравнима ни с какими другими формами. В этом смысле квадрат есть универсальный знак, и не случайно из древности у разных народов солярные (т.е. связанные с культом солнца как источника жизни) наиболее влиятельные знаки имеют форму квадрата или свастики, вписанной в квадрат. Креативность квадрата на уровне восприятия ощущалась всегда. Леонардо да Винчи пишет: «…геометрия сводит всякую поверхность, окруженную линией, к фигуре квадрата и каждое тело к фигуре куба, а арифметика делает то же самое со своими кубическими и квадратными корнями». ( То есть речь опять о квадрате как абсолютной форме). Таким образом, и формой и содержанием «Черного квадрата» является черный квадрат как геометрическая фигура. И ничего больше.
«Черный квадрат» это этап в развитии мирового искусства. Он возник не случайно, не на пустом месте, в точное время, обусловленное общим уровнем искусства, культуры, философии, да всей жизни вообще. Именно поэтому он действительно аккумулирует в себе то, что перечисленного выше. Чем больше знаешь об истории искусства – тем больше видишь. Это неотъемлемый способ взгляда на предмет искусства у образованного человека. Так в чем же феномен, харизма «Черного квадрата»? Итак, в 1915 году Малевич, выставив «Черный Квадрат», заявил, что, написав его, тем самым полностью завершил историю развития мировой живописи. Благодаря такому заявлению, сказанному в нужное время в нужном месте, эта картина стала одним из самых знаменитых произведений мирового авангарда. Однако, при этом этот «шедевр» ставит простого человека «с улицы» в полный тупик, так как практически любой человек сам может нарисовать точно такой же «шедевр». Так что это, великий розыгрыш, шутка?
Так вот харизма «Черного квадрата» в том, что слова Казимира Малевича о завершении им целого этапа мировой живописи – истинная, правда. А именно – целого этапа авангардисткой живописи. Как было сказано выше, история авангардизма – это история радикальных инноваций и поиска нового. Метафорически этот процесс был очень похож на то, как алхимики искали свой философский камень. Так авангардисты искали скрытую сущность того, чем действует искусство на людей. Он выбросил все – не нарисовал ничего. «Черный квадрат» означает отсутствие всего. Тем самым Малевич действительно сделал последний шаг в этом направлении отбрасывания и упрощения. Вот почему его тезис о том, что он тем самым завершил живопись, имеет смысл. Авангардистская живопись завершила цикл своего исторического развития – с 1860 по 1915.
2.Эмпирическое исследование отношения старшеклассников к творчеству Казимира Малевича.
2.1. Методы и результаты исследования
Исследование проводилось на базе МБОУ «Рождественская СОШ». В исследовании принимали участие учащиеся 9-х – 11-х классов в количестве 12 человек, в возрасте от 14 до 17 лет..
Цель исследования: изучить представления старшеклассников о творчестве Казимира Малевича.
Для исследования была специально разработана анкета. В данной анкете все вопросы были разбиты на 2 блока: первый блок посвящен изучению интереса к творчеству К.Малевича, второй – восприятию «Черного квадрата». Ответы представлены в виде таблицы.
Таблица 1. Как вы воспринимаете творчество К.Малевича?
№ п/п | Варианты ответов | % от числа ответивших в средней школе |
1 | Это новаторство в изобразительном искусстве | 20 |
2 | Полная деградация | 20 |
3 | Мне он не интересен | 50 |
4 | Свой вариант ответа |
Конструктивное понимание мира (2 чел.).
Таблица 2. «Чёрный квадрат» Казимира Малевича это…_
№ п/п | Варианты ответов | % от числа ответивших в средней школе |
1 | Мрачное, но абсолютно непонятное откровение гениального художника | 40 |
2 | Символ, этап развития мирового искусства | 10 |
3 | Да я и сам так могу | 25 |
4 | Свой вариант ответа | 10 |
У учащихся средней школы, свой вариант включали такие ответы учащихся: 1. Черная дыра. 2. Выключенный экран монитора.
Выводы по результатам.
Таким образом, лишь 20% учащихся средней школы считают творчество К.Малевич новаторством в изобразительном искусстве. Для остальных оно либо неинтересно, либо считают деградацией искусства.
На вопрос «Черный квадрат» это… шедевр или антишедевр
10% учащихся средней школы ответили, что считают это произведение символом, этапом развития мирового искусств, 40% считают картину непонятным откровением.
25% учащихся средней школы ответили, что они и сами так смогут.
Свои варианты ответа дали 10% уч- ся. Они считают картину взносом в архитектуру, первыми шагами к современному дизайну, конструктивным пониманием мира.
Но все-таки по 40% учащихся школы считают «Черный квадрат» мрачным и абсолютно непонятным откровением гениального художника. Почему же мы не понимаем абстрактное искусство? Почему мы не получаем от него радости? Почему наши глаза не видят его красоты, а наше сердце остается глухим к его зову?
Мнение психолога школы Обиух Ларисы Анатольевны.
Абстрактные картины хороши тем, что в них нет единого фиксированного смысла…Они как бы не ограничены тем, что на них изображено, тем, что можно непосредственно увидеть глазами за изображением, внутренним взором можно увидеть гораздо больше и смыслов там множество… Поэтому они погружают человека в размышления о смысле жизни. Один отмахнется и скажет, что он так сможет, мудрый разглядит в этом квадрате уголь в шахте, выгоревшее окно после пожарища или выгоревшую брешь в своей душе…
У нас сложились определенные представления о том, каким должно быть искусство, и абстракционизм не соответствует этим представлениям. Мы всегда смотрим на жизнь через призму определенных представлений о них.
Некоторые люди, в том числе и учащиеся нашей школы, говорят, что не понимают беспредметное искусство, но понимают и любят искусство с предметами сюжета. На самом деле они не понимают искусства вообще. Они любят не искусство, не живопись как таковую. Они услаждаются предметами сюжета живописи. Абстрактная живопись – это прекрасный тест. С его помощью можно определить: чувствует ли человек живопись или он видит предмет – сюжет живописи? Человек, который чувствует живопись, будет чувствовать её и в эпохе Возрождения, и в абстрактном искусстве.
Заключение.
В моей работе был проведен теоретический анализ творчества Казимира Малевича; рассмотрены вопросы, связанные с художественным языком супрематизма, философской концепции искусства. Было проведено исследование отношения старшеклассников к творчеству К.Малевича.
Проведённое мною теоретическое и эмпирическое исследование позволило установить: несмотря на то, что есть мнения о дегенеративном искусстве К.Малевича, его творчество выдвигается сегодня как фундамент нового, современного направления искусствоведческой, культурологической и даже философской мысли, направления, исполненного необыкновенной глубины и значительности. Все это уже стало абсолютом, аксиомой, не требующей каких-либо доказательств. Это стала знанием, с которым невозможно не согласиться, в котором стыдно сомневаться, и которое просто неприлично обсуждать. Сегодня, в начале XXI век, мы думаем: «Чем запомнился XX век?» Самыми страшными войнами. Бесчисленными революциями и военными переворотами. Сотни раз менялась мода. И только «Черный квадрат» Казимира Малевича остается неизменным неразгаданным символом XX столетия. « Черный квадрат» Казимира Малевича был, с одной стороны, вызовом обществу, бунтом, протестом. Нарисовать квадрат, обвести его белой краской и заставить воспринимать как произведением искусства – конечно, это неслыханная дерзость. Это действительно был прорыв в новое искусство и новое время. На истечении столетия можно уверенно говорить о победе Малевича. Его творческие находки растворены в современном дизайне. Чайники Малевича, сконструированные еще в 1912 году, поразительно напоминают «мулинексы» и «тефали». Тот же Малевич в начале 20-х годов сделал открытия, которые сегодня используют все рекламные фирмы, делая упор на чистый цвет и простую форму.
То, что Малевич Художник с большой буквы, не надо оспаривать. Может быть, черное в квадрате- это наше сознание и жизнь, а то, что белое -так это то, что нам неведомо, то о чем человечество размышляет всю свою «квадратную» жизнь. Тот, у кого есть душа, не останется равнодушным от работ Малевича!!!
Список литературы
Андреева Е. Казимир Малевич. «Черный квадрат». – СПб.: Арка, 2010. (Серия «Тысяча и один шедевр»). – ISBN 978-5-91208-068-5.
Кацис Л. «Черный квадрат» Казимира Малевича и «Сказ про два квадрата» Эль-Лисицкого // Русская эсхатология и русская литература. – М.: ОГИ, 2000.
Малевич о себе. Современники о Малевиче: В 2-х т. М.: RA, 2004.
Овсянникова Е., Туканов А. Супрематизм – начало геометрии пластики. //Русский авангард: личность и школа. СПб.: Государственный Русский музей, 2003.
Энциклопедия русской культуры. « Победа над Солнцем.»
Шахматова Е.В. Метафизика «Черного квадрата» К.Малевича // «Дельфис» - №27(3) – 2001.
Ласточка
Золотой циркуль
Растрёпанный воробей
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Сочинение