Работа посвящена учителю начальных классов Старокармалинской школы Кошкинского района Самарской области
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 215.5 КБ |
Министерство образования Российской Федерации
Структурное подразделение дополнительного образования детей
Дом детского творчества ГБОУ СОШ с.Кошки
муниципального района Кошкинский Самарской области
II Всероссийский конкурс
«Нет выше звание – Учитель!»
Номинация Историческая
Сердце, отданное детям
Выполнила:
Прохорова Наталия – обучающаяся д/о «Поиск» СП ДОД ДДТ ГБОУ СОШ с.Кошки м.р.Кошкинский Самарской области при
ГБОУ ООШ с. Старая Кармала,
Руководитель:
Ягавкина М.П. - педагог
дополнительного образования СП ДОД ДДТ ГБОУ СОШ с.Кошки м.р.Кошкинский Самарской области
2015 г.
Оглавление
I. Введение.
Учитель! Призвание или профессия…
II. Основная часть.
Сердце, отданное детям.
1.Детство (родилась 16 августа 1926 года)
2. Военные годы.
3. Работа в Ново-Кармалинской
начальной школе (1944 - 1952).
4. День Победы!
5. Семейная жизнь.
6. Сыновья - ее гордость.
7. Внуки - ее радость.
8. Работа в Старо-Кармалинской средней школе (1952 - 1984)
9. Почетный гость школьного музея.
10. Интервью с Черновой Евдокией Николаевной.
III. Заключение.
IV. Информационные источники.
V. Приложение.
Пусть будет меньше праздников, чем буден,
Но тот, кто стал учителем, поймет,
Какое счастье – быть полезным людям,
Учить Его Величество – Народ!
Нести ему дар мудрости и знанья,
И доброты своей сердечный свет –
Нет на земле ответственней призванья,
Почетнее и радостнее нет.
Герман Крупин
Одна из самых уважаемых профессий – это профессия учителя. Учитель ведет нас сквозь годы детства, отдает нам свои знания, вкладывает в нас частицу своего сердца. Он помогает найти свой путь в жизни. Труд учителя благороден и прекрасен.
Прежде всего, нужно понять, что учитель не просто профессия, это призвание от Бога. Далеко не каждый человек может преподнести свои знания так, чтобы его слушатель заинтересовался темой разговора, уловил мысль рассказчика и сделал свои выводы. Учитель по призванию всегда может понять ученика. Кроме того, учитель должен иметь большой запас терпения - кто угадает, чего ждать от нас учеников? Кто–то просто может не понять услышанное, кто-то понять неправильно. Сколько же внимания, знания и сил нужно, чтобы объяснить непонятливому ученику. А учитель еще и с техникой современной должен дружить, чтобы его не обогнали ученики. Настоящий учитель не боится учиться и у своих учеников.
Хорошего педагога ученик, как правило, не забывает. О нем он вспоминает всю жизнь, рассказывает родителям, друзьям, детям. Мой папа рассказывал о том, как интересно было на уроках математики, природоведения, труда, пения. Какими замечательными были походы и экскурсии, встречи с участниками войны, работниками колхоза. До сих пор папин класс любит бывать у своей первой учительницы.
Я тоже мечтаю стать учителем.
В своей работе я хочу рассказать о замечательном педагоге Черновой Евдокии Николаевне. Работала она в нашей школе в 50- 80 годах. Бывшие выпускники нашей школы с благодарностью вспоминают свою первую учительницу. А нынешние ученики мало знают о жизни старого учителя. Ведь она не работает в школе уже 30 лет. Однако, сохранение исторической памяти очень важно для нынешнего поколения. Поэтому данная тема актуальна в наши дни. Она актуальна всегда.
Объект исследования: история школы.
Предмет исследования: учительская династия.
Цель исследования:
1. Изучить историю жизни Черновой Евдокии Николаевны,
учителя начальных классов Старо – Кармалинской школы.
2. Воспитание уважения к людям старшего поколения, педагогам.
Задачи:
1. Изучить литературу и архивные материалы школьного музея.
2. Проанализировать документы и фотографии из семейного архива Алексеевых, Черновых.
3. Обобщить полученные материалы в своей работе.
Методы: анализ литературы, работа с архивными материалами, интервьюирование.
Практическая значимость работы:
1. Использование данного архивного материала в духовном воспитании подрастающего поколения.
2. Создание буклета «Учительская династия Черновых» 88- летию со дня рождения Черновой Е.Н.
Не одного поколения старокармалинцев знает Е. Н. Чернову, замечательного педагога. Евдокия Николаевна сорок лет проработала учителем начальных классов. Её воспитанники вспоминают её, как строгого, справедливого человека, тепла её души хватала на всех ребятишек.
Евдокия родилась в селе Новая Кармала в семье Алексеевых. Была вторым ребёнком. Старше её был брат Алексей, а младше - Георгий. Родители работали в колхозе. Жили в деревянном доме на берегу реки Кармалки.
Часто снится домик у пруда
И в саду неброская калитка.
За оградой дома - лебеда,
Ласковая мамина улыбка.
В этом доме маленьком, уютном
Детство беззаботное прошло.
Многое, конечно, помню смутно.
Ну а главное же в памяти свежо.
Помнит Евдокия Николаевна, как бегала в начальную школу, очень нравилось ей учиться, учительница тоже нравилась. Уже тогда мечтала учить ребятишек. Хотя отец хотел, чтобы она стала агрономом. Он считал, что это нужная профессия в колхозе. Позднее, в 5-7 классах училась в Старокармалинской семилетке.
Летом 1941 года услышали страшную весть, началась война. Она тогда окончила только 6 классов. Сразу же стали уходить на фронт жители села. Одним из первых ушел её дядя – Алексеев Илья Семенович, 1913 года рождения. Вскоре получили известие, пропал безвести. Лишь позднее узнали о том, что попал он в плен и умер на территории Германии в феврале 1942 года.
Брат Алексей, 1919 года рождения, был призван в армию на действительную службу в 1939 году. Часто писал письма, ждал окончания своей службы. Но началась война. Воевал он в Прибалтике, под Москвой.
В 1942 году ушел на фронт отец, Николай Семенович, 1898 года рождения. Писал, что был ранен, лежал в госпитале под Москвой. Затем попал под Сталинград.
Никогда не забыть Евдокий Николаевны 1943 год, апрель. Две похоронки пришли в их дом. Погибли отец и сын. Мама, Агафья Михайловна, сразу слегла. Болела долго. И пришлось Евдокии, как старшей, вместе с Георгием взять все заботы на себя.
Из книги Памяти, том 16, стр. 23-24
«Алексеев Николай Семенович, 1998 г. рожд. Рядовой. Погиб в апреле 1943г. Алексеев Алексей Николаевич, 1919 года рожд. Рядовой. Погиб в апреле 1943 года».
А училась в это время она уже в 9 классе в Старо - Юреевской средней школе. Главная их забота была - добыча дров. После школы вместе с братом, взяв санки, ходила в лес за дровами. А путь был не близкий, около шести километров туда и обратно. Уставали очень. Но дрова нужны были постоянно. Зимы были очень холодные и суровые. Особенно было много снега, по самую крышу наметало. Ребятишки катались на санках прямо с крыш.
В 1944 году после окончания средней школы поехала учиться в Ульяновский агрономический институт. Хотела стать агрономом, как мечтал отец. Но не смогла долго там учиться. Очень было голодно, с деревни ничем помочь не могли. Мама с братом очень плохо жили. И пришлось ей вернуться домой. Стала учить грамоте ребятишек в своем селе. Нелегко было без специального образования. И она сумела заочно закончить Мелекесское педучилище в 1946 году. Хорошо закончила, только по русскому языку было «посредственно». Трудно было девочке из мордовского села при изучении русского языка. Этот документ, которому больше 50 лет, хранится в школьном музее.
Большую помощь в работе поначалу оказывали опытные педагоги – Александра Ефимовна Аникина и Раиса Васильевна Волкова. Вместе с ними она проработала в Ново-Кармалинской начальной школе восемь лет.
В школе было холодно. За ночь чернила в чернильницах замерзали. И прежде, чем начать занятия, приходилось согревать их своими руками и своим дыханием. Тетрадей было очень мало, и зачастую приходилось писать на старых книгах. Годы были холодные. Школьники сами сеяли просо. Из него на воде варили жиденькую кашу. Ничего вкуснее они не знали.
Морозы зимой стояли жуткие. В погребах все овощи замерзали. Сахара не было. Чай пили вприкуску с мерзлой сладковатой картошкой. С нетерпением ждали весны. Босиком бегали по проталинам, ели медуницу, дикарку, дягили. Какими лакомыми казались они тогда!
Строгая и в то же время ласковая учительница не жалела ни сил, ни времени для того, чтобы научить своих несмышленых питомцев чтению, письму, арифметике. Но главное, к чему стремилась она, - научить ребят быть добрыми, справедливыми, честными, трудолюбивыми. И очень радовалась, когда видела в своих питомцах проявления этих замечательных качеств.
1982 год. Первый класс Старо-Кармалинской средней школы.
В центре – Чернова Евдокия Николаевна.
Никогда не забыть Евдокии Николаевне 9 мая 1945 года. Сколько радости было у всех. Плакали кто от радости, кто от горя.
У школы много собралось народа
Лил с неба дождь проливной,
Как будто плакала природа,
О тех, кто не придет домой.
Трудно было и после войны. Приходилось питаться травой, пекли лепешки из крапивы. Очень нелегко приходилось женщинам и детям, оставшимся без мужчин. На их плечи ложился тяжелый труд. В деревне сажали много картофеля, держали скотину. Поэтому на столе в основном был картофель с молоком.
В 1947 году встретила высокого ладного парня, бывшего фронтовика Чернова Герасима Ивановича. Поженились. Родился в 1948 году сын.
Назвали в честь погибшего на войне деда Николаем. Муж устроился работать в Старую Кармалу агрономом. Туда же перевелась в школу учителем начальных классов в 1952 году и Евдокия Николаевна.
И осталась здесь навсегда. В 1952 году родился второй сын Виктор, а в 1959 году – третий сын Иван. Все получили высшее образование, пошли по стопам родителей – двое связали судьбу со школой, третий – как отец стал агрономом.
Николай после окончания Куйбышевского сельскохозяйственного института работал агрономом в селе Старая Кармала, председателем колхоза «Красная Аврора» Кошкинского района, позднее переехал с семьей в город Тольятти. Работал на автомобильном заводе. В настоящее время на пенсии.
У него два сына и один внук.
Виктор после окончания Тольяттинского педучилища служил в Монголии. Три года работал учителем физической культуры (1974 – 1977гг) в Старо – Кармалинской средней школе, тренером на заводе в городе Куйбышеве, Ульяновске. Заочно окончил Куйбышевский педагогический институт, биологический факультет. У него сын и дочь, трое внуков.
Иван после окончания факультета биологии и географии Ульяновского пединститута работал в Ново-Кармалинской средней школе, восемь лет был директором Елховской средней школы. В настоящее время работает учителем географии и технологии в Елховской школе. Две дочери Екатерина и Ксения (двойняшки) заочно учатся в Самарском Государственном университете и работают вот уже третий год. Свою бабушку они очень любят, они и похожи на нее, такие же стройные, темноволосые, добрые.
Учительская династия Черновых насчитывает около сотни лет.
Она продолжается.
Все сыновья нередко приезжают к маме с семьями, помогают по хозяйству, трогательно заботятся о ней. Очень шумно бывает в доме, когда все собираются на день рождения своей мамы, бабушки, прабабушки. У нее 6 внуков, 4 правнука.
Отца, Герасима Ивановича, нет в живых уже более двадцати лет. Умер он в возрасте 64 лет. Прошел всю войну, был в плену, наград не имел, долгие годы его и участником войны не считали. Такое было время. Дети всегда бывают на его могиле, там много цветов, растет березка.
Евдокия Николаевна отметила своё семидесятилетие в 1996 году
16 августа. Юбилей её совпал с другим памятным событием в их жизни – свадьбой старшего внука Алексея, который учился в нашей школе, жил у бабушки и не без её напутствия закончил Тольяттинский политехнический университет. Он, пожалуй, чаще всех бывает здесь вместе со своей семьей.
16 августа 2015 года Евдокии Николаевне исполнилось бы 89 лет. Но она умерла 15 августа. Проводить в помследнтий пуьть съехались дети, внуки, родственники, бывшие ученики. Много добрых слов было сказано на траурном митинге.
Дом с тремя берёзками в Старой Кармале знает каждый её житель. И не только потому, что он выделяется своей чистотой и опрятностью. Живёт в нём уважаемый на селе человек – Чернова Евдокия Николаевна.
Не счесть, сколько жителей села могут сказать Евдокии Николаевне: «Спасибо вам, учительница первая моя». За многолетнюю и безупречную работу в школе, за воспитание подрастающего поколения награждена медалью «Ветеран труда», знаками «Победитель социалистического соревнования» 1975г. и 1977г., Почётными грамотами и Благодарностями районо, облоно.
Давно уже не работает в школе Е.Н.Чернова, но по-прежнему она желанный гость в ней. Большую помощь оказала она в сборе материала для школьного краеведческого музея. Ведь она сама училась в ней ещё в тридцатых годах и хорошо помнит своих учителей. Да и она сама теперь история. В музее оформлен альбом, посвященный ей – «Женщина интересной судьбы».
Идут годы, на смену старшему поколению приходят молодые. Но тот след, который оставили они, долго будет указывать путь к светлому, вечному.
Вас не старит совсем седина,
И морщины не старят вас.
Так держите же выше голову,
Потому что наверняка
Продолжается ваша молодость
В юных ваших учениках.
Беседа с Черновой Евдокией Николаевной 16 ноября 2014 года
На улице Колхозной 60 стоит красивый дом с тремя березками. В нем проживает бывшая ученица и учительница нашей школы. Несмотря на свой преклонный возраст она бодра, многое помнит, охотно делится своими воспоминаниями, всегда рада гостям. Часто у нее в гостях бывают краеведы местной школы. Они помогают в уборке квартиры, приносят воду из колодца, чистят снег у крыльца, приносят продукты из магазина, лекарства из медпункта. А потом все вместе пьют чай, а Евдокия Николаевна рассказывает. Она хорошо помнит родителей, бабушек и дедушек нынешних учеников. Знает историю школы, села.
Она удивительная мастерица. Вышивает, шьет. А раньше валяла валенки, плела лапти, ткала, шила из овчин полушубки. Всему этому она научилась у своих родителей. Многие свои вещи она передала в музей: вышитую рубашку для мальчика, выбитые занавески, самотканые полотенца, лапти.
Я побывала у Евдокии Николаевны, записала ее воспоминания.
-Расскажите немного о своем детстве?
-Детство было очень трудным. Приходилось рано становится самостоятельным. Много помогали родителям. Посильную помощь оказывали и колхозу: пропалывали хлеба, собирали усатую пшеницу, пололи мак, молотили подсолнух. При школе в предвоенные годы было приличное хозяйство. Мы сеяли овес, ячмень, просо, пшеницу. Была школьная пасека, лошади, коровы, свиньи. На пришкольном участке сажали овощи. На перемене нас кормили бесплатными обедами. Очень старались учиться. Занимались по 4 часа в день, а 2 часа работали. Много работали осенью и весной.
-Что особенно запомнилось из жизни в годы войны?
-Очень суровой была зима 1943-1944 года. Голодные люди, колхозные лошади. Хлеба нет, картошки и то не каждых день. Лошадей кормили полугнилой соломой. Нередко со старых соломенных крыш. Часто приходилось ездить в лес за дровами для военного госпиталя и детского дома, которые находились в селе Кошки, что в тридцати километрах от Старой Кармалы. «Дровяной дорогой жизни» называли путь с дровами до Кошек и обратно. На это уходило около трех суток, что составляло около семидесяти километров. Однажды чуть не замерзли. Мороз лютый, да еще метель разыгралась. Дорогу занесло снегом, ничего не видно. Выехали утром. Заготовили дрова и к вечеру тронулись обратно. Метель разыгралась с новой силой. Лошади еле передвигали ноги, дороги не видно. Заплутались. Было страшно. Всякое случалось. Были случаи, когда в дороге лошади падали, а за ночь от них оставались только кости. Остальное волки съедали. Лишь глубокой ночью мы наконец добрались до дома. Отогрелись, а наутро поехали с дровами до Кошек. Дрова нужны были как воздух. И такие поездки были не один раз. Они часто мне снятся до сих пор.
-Как относились к учителям- фронтовикам?
-В послевоенные годы к учителям относились очень уважительно, особенно к фронтовикам. После войны вместе со мной работали участники Великой Отечественной войны: учителя математики и физики Абрамов Алексей Тимофеевич и Эйнер Роберт Иосифович; учитель немецкого языка Благоразумов Александр Васильевич; учитель географии, директор школы Родионов Иосиф Петрович; учитель рисования и труда Маряскин Иван Иванович. На уроках была всегда тишина, дети старались запомнить то, что говорит и объясняет учитель, старались во многом им подражать, брать с них пример. Очень любили слушать рассказы о войне.
-Какие профессии выбирали учащиеся?
-Многие ученики тех лет выбирали профессию учителя, военного, инженера, летчика, механизатора, бухгалтера. Работы в колхозе было много и поэтому наши выпускники, получив профессию, возвращались в село и замечательно трудились. Многие из них за свой труд были награждены и орденами и медалями. Мы радовались и гордились своими питомцами, приводили их в пример своим ученикам, устраивали с ними встречи в школе. Многие ребята стали учителями. Они замечательно трудились в своей школе, а также за ее пределами.
-Как учились в те годы?
- Дети на уроках всегда были активны. Мало было учеников, которые бы учился плохо, с ленью. Даже если такие и находились, их быстро подтягивали товарищи. Да и желание учиться у всех было большое. Ученики того времени были дружны, настойчивы в преодолении трудностей в учебе, трудолюбивы.
Моё стремление было всегда, чтобы мои ученики хорошо учились, были воспитанными, становились настоящими людьми и нашли бы правильный путь в жизни. Если они добивались этого, это меня радовало.
-Чем занимались дети в свободное от учебы время?
- В свободное от школы время ребята работали в колхозе, дома по хозяйству, принимали активное участие в общественной жизни села, района. Были активными октябрятами, пионерами и комсомольцами.
Художественную самодеятельность организовывали сами учащиеся. Из музыкальных инструментов у нас были только гармонь и балалайки. Каждое воскресенье выступали с концертами: пели песни, читали стихи, исполняли частушки на будничные темы (частушки сочиняли сами), ставили небольшие спектакли. С постановками художественных выступлений выезжали на полевые станы в села: Старое Максимкино, Юмратку, Новую Кармалу, Старое Юреево, Кошки… Лошадей для поездок нам выделял колхоз.
Проводились и спортивные соревнования по лыжам и легкой атлетике. Да, скучно не было! Работы много было интересной, нужной.
А кем мы, учителя, только не были: режиссерами, постановщиками, сценаристами, суфлерами, артистами, чтецами, певцами!
-Много ли у Вас имеется наград?
- Медаль «Ветеран труда», знаки «Победитель социалистического соревнования» 1975г. и 1977г., Почётные грамоты районо, облоно.
Есть медаль «За доблестный и самоотверженный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а также медали: «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». А совсем недавно в торжественной обстановке в СДК села Старая Кармала мне была вручена медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг».
Удостоверение «Дети - фронту», вдовы участника Великой Отечественной войны 1941-1945гг», ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
-В наше время для вас жизнь стала лучше или труднее?
- Сейчас стало жить лучше и легче. Всего в достатке, все можно купить. Пенсию получаю хорошую, не жалуюсь. Дети не забывают, да местные ребятишки частенько приходят. Слежу за событиями в стране, читаю газеты, слушаю радио и смотрю телевизор. Самое главное, чтобы было здоровье. А молодому поколению хочу дать наказ: беречь и сохранять мир, почитать родителей. Память о той страшной войне не должна умереть, чтобы все это не повторилось.
Заключение
Учитель… что стоит за этим привычным словом? Учитель – это и замечательный поэт, учитель- это и великолепный актер, но самое главное - это незаменимый помощник и настоящий друг. На мой взгляд, это лучшая в мире профессия и самая главная, особенно для нас, детей, ведь учителя проводят с нами большую часть нашей жизни – все наше детство и юность
Как часто дети учителей, выросшие в атмосфере непрерывного домашнего педсовета, идут по стопам своих родителей, выбирая нелегкий, но самый благородный труд на земле делом всей своей жизни. Так рождаются семейные династии учителей.
Основатель династии Черновых – Евдокия Николаевна, она 40 лет проработала учителем начальных классов. Средний сын Виктор 37 лет посвятил спорту, а младший сын Иван 30 лет преподает географию. Внучки – двойняшки Ксения и Екатерина заочно обучаются на 5 курсе Самарского государственного университета, стаж их работы – 8 лет.
Учительская династия Черновых насчитывает 115 лет, она продолжается в третьем поколении.
Так уж повелось, что учитель на селе всегда считался первым человеком, его слушали, ему верили, его уважали. Даже в наши дни, когда жизненные приоритеты несколько изменились, именно к педагогам идут односельчане за помощью, делятся с ними и горем, и радостью.
Не счесть, сколько жителей села могут сказать Евдокии Николаевне: «Спасибо вам, учительница первая моя».
16 августа 2011 года Евдокии Николаевне исполняется 85 лет. Ей в подарок я приготовила буклет «Учительская династия Черновых».
Моя работа требует продолжения, планирую создать фильм.
Как страницы толстой книги,
Сколько их прочитано уже?
И встает вся жизнь прекрасным мигом
На юбилейном рубеже!
Информационные источники.
Черновой (Алексеевой) Евдокии Николаевны.
1928 - 2008, Самара - Кошки, 2008.
3. «Книга памяти. Самарская область», том 23, 20, 16. - Самара:
«Самарский дом печати» 1994г - том 16, 1995г - том 20, 1999г. -
том 23.
4. Газета «Северные Нивы» 1991 - 2010.
5. Газета «Маяк Ильича» 1954 - 1990.
6. Документы из архива школьного историко-краеведческого музея.
7. Альбом из школьного музея «Женщина интересной судьбы».
Два морехода
Именинный пирог
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Волшебные звуки ноктюрна