исследовательская работа "Символический язык натюрморта" включает в себя текст и слайды
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_gulina.pptx | 2.99 МБ |
Слайд 1
Исследовательская работа на тему «Символический язык натюрморта» Выполнила учащаяся 9 класса МОБУ «Рождественская СОШ» Гулина Анастасия Руководитель: учитель ИЗО Суворова Зоя Константиновна 2014 годСлайд 2
Гипотеза: Если натюрморты имеют символический язык, то любой человек, интересующийся живописью, может научиться читать их, как интересную книгу. Цель работы: Научить читать и понимать символический язык натюрморта как интересную книгу. Способствовать популяризации этого жанра изобразительного искусства в общеобразовательной школе для формирования творческих способностей человека и его высокого художественного вкуса. Научить видеть, любить и понимать мир, воспринимая его непреходящую ценность.
Слайд 3
Задачи: 1. Осуществить теоретический анализ изучаемой проблемы в искусствоведческой литературе. 2.Раскрыть «секрет» чтения натюрмортов. 3.Создать серию авторских композиций по теме исследования. Методы исследования : 1 . Анализ . 3. Сравнение. 2.Сопоставление. 4. Отбор. «Какая это странная живопись – натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься» (Паскаль). Когда я стала изучать всё о натюрморте, то обратилась к искусствоведческой литературе. В книгах Б.Р. Вишнера « Очерки о голландской живописи эпохи расцвета» (1962г.) и А.М. Каптора «Предметная среда в живописи» (1981г.) схожи понятия натюрморта. Натюрморт ( от франц. – «мёртвая природа») – жанр изобразительного искусства, связанный с изображением вещей, окружающих человека, размещенных в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу. Появление натюрморта . В книге Ю.Я.Герчука «Живые вещи» можно узнать о создании натюрморта. Долгое время натюрморт имел лишь вспомогательное значение, украшая картины других жанров, или имел утилитарную прикладную функцию, использовался , например, в качестве украшения ширм, створок шкафов или для маскировки ниш. Исходную точку раннего натюрморта можно найти в 15-16веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохраняет связь с религиозной картиной. Натюрморт окончательно формируется в качестве самостоятельного жанра в творчестве голландских и фламандских художников 17века. Тогда же для обозначения натюрмортов появился термин «тихая, застывшая жизнь». Голландские натюрморты показали мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью.
Слайд 4
Виды натюрморта 1.Ванитас (создание натюрморта с изображением черепа). 2. Нидерландский натюрморт 17века. 3. Цветочный натюрморт. 4. Учебный натюрморт. 5. Классический натюрморт. Символы Любуясь красочными натюрмортами, мы подчас не подозреваем о тайных символах, которые скрыты на этих полотнах. Символы – это распознаваемые элементы, которые передают конкретное значение , идеи, понятия – служат надежным «языком» во всех визуальных искусствах, особенно в живописи. Символ многозначен, и все заключенные в нем значения обусловлены, как правило, реальными свойствами объекта-символа. В натюрморте предметы, сохраняя свои внешние качества, составляют целый рассказ или даже поэму, образуя свой необычный мир, в котором нет случайности. Особенно это характерно для искусства 17века. Когда изображаемое на картине зритель мог «читать», словно скрытое послание, наполненное глубоким религиозным или философским смыслом.
Слайд 5
Многообразие символов и их значение Секрет чтения натюрмортов заключается в расшифровке сложной системы символов и знаков, свойственных эпохе, и использовавшихся старыми мастерами. Зрителю предлагается некая интеллектуальная игра – отталкиваясь от реальностей натюрморта, выйти на путь сложных ассоциаций. Первые натюрморты сюжетно просты: хлеб, бокал вина, рыба – символы Христа, нож символ жертвы, лимон – символ неутоленной жажды, орехи в скорлупе – душа, скованная грехом и т.д. Постепенно сформировался классический натюрморт: цветы, кухонная и бытовая утварь, атрибуты искусства, книги, овощи, фрукты , дары моря и охотничьи трофеи. Всё это имело тайный подтекст, указывая на человеческие добродетели и грехи. Символы, напоминающие о бренности человеческой жизни: Гнилые фрукты – символ старения. Зрелые плоды – плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние. Горящая свеча – символ человеческой души, её затухание символизирует уход. Стекло символизирует хрупкость. Белоснежный фарфор – чистоту. Песочные и механические часы –быстротечность времени. Книги, писчее перо, глобус – символы науки. Нож – напоминание об уязвимости человека и его смертности. Череп – напоминание о неизбежности смерти, наиболее мрачный и угрожающий символ. Мухи и пауки – символы скупости и зла.
Слайд 6
Символика цветочного натюрморта Цветочные букеты разделялись на «гирлянды» и «букеты». Букет в вазах уподобен человеческой жизни. Натюрморты из букетов составлялись трех видов (в вазе, кувшине или просто на столе). Увядшие цветы и осыпавшиеся лепестки – знаки бренности. Ландыши, незабудки, фиалки – символы скромности и чистоты. Мак символизирует смертный грех лености. Тюльпан - объект коллекционирования в Нидерландах 17в.,символ необдуманности, безответственности и неразумности. Цветок розы – символ расцвета и весны, наслаждение. Розы, осыпающие лепестки, символ краткости и мимолетности земных удовольствий. Цветы часто изображали в окружении бабочек, символов бессмертной души. Почти все цветочные натюрморты дополнялись предметами, разбросанными на столе. Чаще всего это пустые раковины – знак пустых удовольствий. Плоды лимона, который снаружи красив, а внутри кисел. Лопнувший плод граната – символ плодородия, Христа.
Слайд 7
Натюрморты, включающие в себя текст Часто художник включал в картину текст. Это делалось в ученых лейденских натюрмортах « Vanitas » (лат. пустота, бесполезность, ложность, тщетность,). Включались цитаты из библии и из античных авторов, посвященных теме «суета сует». «Прошедший мимо розы, не ищи её более».(Гораций). Текст помещался на раскрытой странице старинного тома, или составлял заглавие как бы случайно брошенной книги, или был тщательно выписан на ветхом листе бумаги. Для таких натюрмортов отбирались особо значимые предметы: песочные часы, букеты цветов, «случайные» россыпи старых книг, флейты и скрипки.
Слайд 8
Сравнение одинаковых символов в натюрморте Роза. У Джозефа Родефера де Кампа цветущие роза означают расцвет, а у Франсуа Ривори роза означает тоску и мимолетность земных удовольствий. Часы. Символ часов на картинах различен. У Геррита Доуна нарисованы песочные часы, а у Антонио Переда механические. Но это не мешает им иметь одинаковое значение. Они оба показывают быстротечность времени.
Слайд 9
Прочтение натюрморта как интересной книги Натюрморты имели морально-дидактическое истолкование. Использовался воспитательный метод «от противного», когда показ пороков должен заставить зрителя задуматься о пути спасения. Изображение богато накрытых столов, изобилия, роскоши – всё это призывало отказаться от излишества, поделиться с бедными. Я думаю, что ещё много можно рассказывать о натюрмортах и их символах, но главное это попытаться найти изюминку натюрморта, его идею, задачу. Этот опыт может пригодиться для создания своих натюрмортов. На уроках изо мы рисуем натюрморты. Я провела опрос в 8-9кл, что бы узнать об отношении уч-ся к к этому виду рисования, что даёт им этот вид творчества.
Слайд 10
Анкетирование учащихся МОБУ «Рождественская СОШ» 8-9кл . вопросы ответы 1. Рисовали ли вы на уроках натюрморт? Да-15человек Нет - 0 2. Для чего необходимо изучать такой жанр живописи как натюрморт? Натюрморт помогает нам быть чуткими к природе – 10человек. Учит рассуждать – 5человек. Учит видеть красоту в простых вещах – 3человека. 3.Какие художественные навыки воспитывает в вас натюрморт? Лучше соотносить краски – 6человек. Усидчивость – 4человека. Усовершенствовать навыки рисования -5 человек. 4. Что вы пытались выразить через натюрморт? Свои взгляды на предметы, вещи – 10человек. Свои эмоции – 5человек. 5.Нравиться ли вам рисовать натюрморт? Да, нравиться -12человек. Нет – 3ч 6.Какие чувства, мысли, эмоции вызывает у вас написание натюрмортов: А) Цветочный натюрморт? Б)Предметный натюрморт? В)Фруктовый натюрморт? Нежность -6чел., счастье -9чел. Наблюдательность – 12чел., точность – 6чел. Радость – 13чел., насыщенность -4чел.
Слайд 11
Рисунки натюрмортов учащихся школы
Слайд 13
Любите ли Вы натюрморт, что Вы о нём знаете? (Интервью с учителем изо). -Любите ли Вы рисовать натюрморт и часто ли Вы его рисуете? Очень люблю, рисую натюрморт часто. Особенно вместе с учениками, чтобы им наглядно показать, как нужно рисовать и сама получаю от этого удовольствие. -Какие натюрморты больше любите рисовать? -цветочный натюрморт? -предметный натюрморт? -натюрморт с фруктами? -Я все люблю их рисовать, но чаще рисую предметные натюрморты. -Помогает ли Вам натюрморт через неживую природу видеть живую? -Чаще всего мы изображаем то, что видим.Изображая цветы, которые стоят в вазе, я представляю , что когда-то вся наша земля будет благоухать от ароматов цветов. -Нужно ли учащимся рисовать натюрморты? -Конечно, ведь многие знания стоят на основе рисования натюрморта. -Какие символы в натюрморте Вы знаете, какие рисовали? -Символов очень много и все вспомнить сразу не получится, но многие я знаю. Рисовала их не раз. -Какое воздействие на Вас оказал символический язык натюрморта? -Это зависит от того, ч то ты хочешь нарисовать, передать через натюрморт.
Слайд 14
Вывод Познакомившись с натюрмортами, я пришла к убеждению, что натюрморт можно читать как интересную книгу. Неживая природа помогает нам увидеть, почувствовать прекрасное в окружающем нас мире . Натюрморты необходимо рисовать не только в художественных школах, ну и в общеобразовательных для формирования творческих способностей учащихся и их высокого художественного вкуса
Слайд 15
Художник Ян Давидс де Хем Натюрморт с лангустом
На берегу Байкала
Зимний лес в вашем доме
Сказка об осеннем ветре
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Что общего у травы и собаки?