Исследовательская работа по видам восприятия.
Восприятие – это форма познания действительности. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов, наделены только человек и высшие животные и эта способность у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.
Цель исследования – выяснить какой тип восприятия преобладает в группе испытуемых.
В работе использовалась методика диагностики доминирующей перцептивной модальности (автор Светлана Ефремцева).
Испытуемыми стали учащиеся 8-го класса, в количестве 22 человек.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа по видам восприятия | 57.39 КБ |
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Восприятие: теоретический аспект понятия…………………………4
1.1. Общая характеристика восприятия…………………………………..4
1.2. Типы восприятия……………………………………………………..5
1.2.1. Аудиал…………………………………………………………6
1.2.2. Визуал………………………………………………………....8
1.2.3. Кинестетик…………………………………………………...12
Глава II. Практическое исследование………………………………………15
2.1. Процедура проведения исследования…………………………….15
2.2. Результаты исследования……………………………………………17
Выводы………………………………………………………………….............21
Литература………………………………………………………………………22
Приложение
Введение
Актуальность исследования.
Наше представление мира стабильно. Наш мир состоит из определенных материальных элементов: стул – это стул, дом – это дом, собака – это собака. Нам кажется, что иначе и быть не может. Однако мы подгоняем мир под собственные мерки, определенные нашими человеческими органами чувств. Речь идет об относительном образе, единственно отличном от того, который может быть у инфузории-туфельки, летучей мыши или слона. Для некоторых животных реальность состоит в основном из запахов, большей частью нам неизвестных, для других – из звуков, в значительной части нами не воспринимаемых. Каждый вид обладает рецепторами, позволяющими организму получать ту информацию, которая наиболее полезна для его приспособления к окружающей среде, т.е. у каждого вида есть собственное восприятие реальности.
Восприятие – это форма познания действительности. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов, наделены только человек и высшие животные и эта способность у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.
Цель исследования – выяснить какой тип восприятия преобладает в группе испытуемых.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
В работе использовалась методика диагностики доминирующей перцептивной модальности (автор С. Ефремцева).
Исследование было проведено на базе МБОУ «Школа-лицей» города Саки, испытуемыми стали учащиеся 8-го класса, в количестве 22 человек.
Глава I. Восприятие: теоретический аспект понятия.
1.1. Общая характеристика восприятия
Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте. Содержание ощущения не выходит за пределы элементарных форм отражения, а суть процессов ощущения заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего нас мира. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. Поэтому основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на нас, т.е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств или, иными словами, целостное отображение предмета.
Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.
Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.
Огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность (в данном случае желание).
Таким образом, необходимо сделать вывод, что восприятие – это весьма сложный, но вместе с тем – единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас.
Учеными доказано, что все люди делятся на несколько типов по способу восприятия окружающей действительности: аудиалов, визуалов, кинестетиков.
1.2.1. Аудиал
Рассмотрим особенности людей, для которых основной способ получения информации об окружающем мире – это слух, то есть аудиалов. Тип восприятия аудиал – довольно редкий тип людей. Только около 5-7% людей в мире воспринимают информацию на слух. Человек-аудиал во время разговора всегда внимательно слушает собеседника, хоть иногда кажется, что он потерял нить разговора, отвернувшись или закрыв глаза. На самом деле с закрытыми глазами аудиал еще лучше усваивает информацию. У людей этого типа часто возникают проблемы с запоминанием лиц людей, маршрута движения. Зато он легко запоминает голос человека, мелодии, номер телефона, произнесенный вслух. Они и человека в целом, его характер, определяют и запоминают по голосу. Чтобы выполнить работу, аудиалу нужна полная тишина. Работать под музыку ему не под силу.
Для проживания аудиалы выбирают тихие районы или звуконепроницаемые материалы, в салоне машины также важным качеством является тишина. Бытовую технику, элементы декора аудиал тоже выбирает, ориентируясь на их звуковые характеристики. На людей-аудиалов не стоит повышать голос, ругать их или обзывать. Все это отложится в их памяти и отношения с обидчиком вряд ли когда-то наладятся. Чтобы что-то запомнить, аудиалу нужно только обсудить этот материал с кем-то или просто произнести его вслух. Читать книги и конспекты, чертить графики и схемы, смотреть картинки, чтобы запомнить материал, для аудиала бесполезно.
Аудиалы могут быть коллекционерами, причем для них важна не художественная или материальная ценность коллекции, а история каждого отдельного предмета или экспоната. Эти истории они могут рассказывать взахлеб, производя впечатление эрудированного в этих вопросах человека.
Как определить аудиала? Люди делятся на разные типы по восприятию, темпераменту, личности. Чтобы узнать, к какому типу восприятия принадлежит тот или иной человек, стоит попросить рассказать его что-то на свободную тему. Например, попросить описать его квартиру или работу. При этом важно учитывать, как человек отвечает. Если в рассказе он упоминает, что «там так тихо, слышно, как птички поют», «полы скрипят», «за окном ремонт дороги не прекращается – сверлят что-то и днем, и ночью», не сомневайтесь, что перед вами настоящий аудиал. Характерные для речи аудиала слова связаны с тем, что можно воспринять на слух: говорить, голос, бесшумный, отвечать, петь, звучать, мелодичный, слышать и т.д.
У аудиалов, при общении, взгляд чаще всего направлен по средней линии, вправо или влево. Аудиал лучше запоминает то, о чем говорил, чем то, что читал, видел на фотографиях и видео, вывел логически и т.д. Аудиалы часто спокойны, ссоры и конфликты сами никогда не начинают, стараются не поднимать крика и не повышать голос.
Ребенок-аудиал. Если ваш ребенок принадлежит к числу людей-аудиалов, скорее всего, вы сталкивались с тем, что он был в курсе того, что вы пытались от него скрыть. И это не связано с тем, что он специально подслушивает разговоры взрослых, просто его слух развит лучше других чувств. Чаще всего такие дети раньше других учатся говорить, имеют довольно богатый словарный запас. Даже когда малыш играет самостоятельно, он может бормотать что-то про себя. Причем иногда это качество характерно и для взрослых аудиалов. Такие дети общительны, больше любят что-то обсуждать, чем играть. Можно дать несколько рекомендаций для воспитания таких ребят: Не стоит ругать аудиала за плохое рисование или чистописание. Зрение у него развито хуже, чем слух – такие уж у него особенности. А, как мы знаем, переделать личность нельзя. Развивайте у ребенка музыкальные способности. Среди аудиалов наибольшее число успешных музыкантов. Для этого с раннего детства следует окружить ребенка различными дудочками, клавишами, барабанами. В более взрослом возрасте можно приобрести для ребенка гитару, пианино или баян. Причем заниматься с педагогом и выполнять задания дома аудиала заставлять не придется, он и сам будет с удовольствием это делать.
Чтобы общение с аудиалом приносило удовольствие обоим участникам, важно придерживаться следующих правил: Чаще употребляйте в своей речи слова-ключи, которые для аудиала связаны со слухом и речью: «Слышишь?», «Скажи», «Говори», «Спрашивай», «Послушай» и т.д. При общении с аудиалом старайтесь и сами обращать внимание на окружающие звуки. Если вы будете делиться своими ощущениями с собеседником, это внушит ему доверие к вам. Но здесь важна искренность: не нужно сравнивать раздражающий звук работающей техники за окном с пением птиц в летнем лесу. Не пытайтесь поразить аудиала внешним видом и не ждите мгновенной ответной реакции. Он, возможно, отметит вашу шикарную внешность, но вслух ничего не скажет и комплиментов не сделает. Не потому что он скуп на комплименты, просто для него не это важно. Старайтесь говорить как можно больше приятных и красивых, возможно, необычных и редко употребляемых слов. Причем важно не просто произносить красивые речи, но и делать это красивым приятным голосом. А если вы еще и хорошо поете, готовьтесь к тому, что собеседник с вами вообще не захочет расставаться.
1.2.2. Визуал
Большинство людей в восприятии внешнего мира полагаются на глаза — около 88 % информации получает человек с помощью зрения. Поэтому неудивительно, что тип визуал изо всех психотипов — самый распространённый. Если человек привык воспринимать эстетические образы окружающего мира, любой беспорядок, грязь и нарушение пропорций невероятно его смущают, огорчают и даже приводят в уныние, то перед Вами типичнейший визуал. Сама по себе любовь ко всему красивому — прекрасное качество, которое хочется привить большинству людей. Красота и гармония внешних образов столетиями толкали людей на путь совершенствования. Всё это — визуалы. Но есть у этого типа и негативные черты. Часто маниакальная любовь к чистоте, готовность терпеть дискомфорт от красивой неудобной одежды и обуви и требование того же от других, жертвование комфортом и удобством ради эстетики просто-таки приводят в бешенство окружение визуала. А это уже корень конфликта, которого можно было бы избежать, зная особенности предпочтений таких людей и имея хоть немного терпения.
Чем характеризуется визуал? Людям данного психотипа присущ ряд особенных черт. Любовь к чистоте и порядку. Догадайтесь, чей офисный стол будет убран чище всего, на чьей полке в шкафу даже носки будут лежать «по струнке»? Конечно же, визуал приложит массу нужных и ненужных усилий, чтобы всё выглядело идеально. Не злитесь на него за этот аккуратизм и не раздражайтесь, если он того же требует от Вас: лучше попросите его помочь. Тогда все будут довольны результатом.
Большинство визуалов имеют довольно чёткую дикцию, хорошо владеют голосом, у них поставлена речь. Они легко знакомятся, включатся в любой разговор, на лету схватят тему беседы — и тут же её забудут, поэтому если хотите, чтобы визуал что-то запомнил — не мешайте ему записывать даже прямо во время беседы. Самый тупой карандаш всегда лучше самой острой памяти — а у визуалов она плохо работает без образного, записанного на бумаге подкрепления. Настоящего визуала легко опознать по одежде: она всегда аккуратная, хорошо отглажена. Да и чувство красоты и стиля у визуала присутствует — он всегда одевается хорошо и со вкусом. Но о комфорте в одежде речь при этом не идёт. Женщина-визуал без лишних сомнений наденет каблуки, если будет знать, что так она выглядит привлекательней — пусть даже она промучается в них весь день и к вечеру смертельно устанет. Утянутый до невозможности корсет на вечеринку, в котором трудно есть, пить и даже дышать? Пожалуйста! Красивого цвета нейлоновая рубашка, в которой тело не дышит и которую сложно проносить даже полчаса? Тоже да! Пусть в ущерб комфорту, но зато с радостью от получившегося образа. А они у визуалов и вправду всегда выходят продуманные и яркие.
Визуалы, чуть ли не единственные изо всех типов личности, умеют и любят держать осанку. Им стоило только один раз в детстве увидеть, как смотрится сгорбленная спина со стороны — и они превозмогут себя, но не позволят себе скукожится в вопросительный знак.
Если хотите устроить визуалу праздничный ужин — позаботьтесь не о богатстве блюд, а о красоте стола. Они любят сервировку, которая выглядит эстетично — хорошо подобранные цвета, размеры, формы. Да и подарки в упаковке человек-визуал примет с куда большей радостью, чем просто чистосердечно врученные вещи без надлежащего оформления. Все эти черты, в общем-то, вполне логичны; ими обладает множество людей. Кроме небольших странностей есть у визуалов и множество преимуществ. Например, ребёнок-визуал в школе не отвлекается на шумный класс, поэтому быстрее всех решает задачу, записанную на доске.
Если Вы визуал, Вам не составит труда произвести хорошее первое впечатление на собеседовании или на первом свидании. Всё это — сильные стороны психотипа, которым следует пользоваться при решении жизненных задач.
Как общаться с визуалом? Как общаться с человеком, который во всём полагается на зрение и часто забывает поинтересоваться содержимым? Во-первых, необходимо осознать эти его особенности и смириться с ними. Да, типы восприятия могут меняться — но происходит это не вдруг, а в течении долгих лет и лишь под влиянием сильных факторов, в том числе стрессовых. Вряд ли Вам захочется подвергать такому близкого человека, друга или знакомого — лучше просто научиться пользоваться теми его особенностями, что уже есть, и прийти к взаимовыгодному сотрудничеству.
Не можете сойтись во мнениях, какой фильм посмотреть с другом-визуалом? Вы любите хорошие песни, а он — красивые костюмы и качественную картинку? Отправьтесь на мюзикл, но не идите на конфликт! Как видим, возможностей избежать ссор и непониманий — масса, нужно просто привыкнуть к мысли, что все люди разные, и то, что логично для Вас, может показаться неприемлемым для другого. Наблюдательность и способность при необходимости уступать — вот ключ к взаимному пониманию и уважению.
1.2.3. Кинестетик
Ощущения от внешнего мира поступают к человеку по-разному. Кто-то лучше воспринимает информацию на слух, кто-то предпочитает зрительные образы, а кто-то любит всё узнавать самостоятельно: через прикосновения, переживая впечатления физическими, пропуская их через собственное тело. Последние, как раз, и есть кинестетики — люди, воспринимающие реальность через ощущения.
Нельзя сказать, что человек может воспринимать информацию исключительно через один канал или со временем не меняет способ восприятия. Все мы в детстве были кинестетиками. Посмотрите за малышами, которые всё хотят пощупать, повертеть, потрясти, разобрать, попробовать на вкус. Для них это — главный путь познания. Вырастая, человек часто переключается на другие каналы восприятия, притупляя свои переживания от ощущений. Даже если Вы думаете, что в Вас нет ничего от кинестетика, это не так! Наверняка Вам когда-либо приходилось говорить следующее: Чую беду! Что-то мне неспокойно — чувствую, что что-то забыл! У меня такое ощущение спокойствия и уверенности — я чувствую, что мне повезёт. Все эти фразы говорят о почти физических ощущениях, связанных с нематериальным миром — то есть у каждого из нас есть канал, воспринимающий информацию через ощущения — но не у всех он развит одинаково сильно.
Явный кинестетик — кто он? Кинестетика выдаёт среди людей прочих типов очень многое — он всегда предпочтёт прикоснуться, если это возможно, он будет вечно что-то теребить и пробовать, долго смаковать блюдо в ресторане, ощупывать кору дерева и собирать в букет листья в парке. В бытовом общении кинестетика можно выделить по нескольким признакам: Он может не смотреть в глаза партнёру во время разговора, но зато будет пытаться любым способом уменьшить дистанцию и прикоснуться к Вам. Нет, это не оттого, что он спешит, ему стыдно или неинтересно, он может быть очень увлечён беседой всей душой! И сближение с прикосновениями — это отнюдь не домогательство или физическая симпатия, просто так он будет участвовать в беседе на полную.
Кинестетик часто отвлекается на какие-то внутренние переживания и ощущения, будто бы «уходя в себя» или как будто тоскует о чем то. Взгляд его останавливается в одной точке, мысли улетучиваются далеко — он выпадает из разговора, лекции, урока. Школьные учителя, сталкиваясь с такими проявлениями, не кричат на ребёнка и не одёргивают его — это может довести человека до шока. Они просто мягко прикасаются к плечу, возвращая к предмету.
Большинство кинестетиков — люди действия. Человек-кинестетик не понимает, отчего все так долго думают и обсуждают, что да как — ведь уже можно что-то делать! Пусть неверно, пусть потом придётся переделывать, но кинестетик сделает своё. Кинестетик хорошо ощущает своё тело и руководит им — поэтому из людей этого типа восприятия получаются самые лучшие танцоры и спортсмены, массажисты и дегустаторы. Кинестетики любят удобство и комфорт — причём отнюдь не в качестве синонима к порядку. У них в квартире может быть полный кавардак, да и сами они отнюдь не аккуратисты — могут годами носить один и тот же старый выцветший свитер, прикосновение которого телу приятно. Да и в квартире, где всё беспорядочно, но под рукой, они себя чувствуют гораздо уютнее. В быту кинестетики очень спокойны, рассудительны, часто могут казаться замкнутыми. Они во многом полагаются на предчувствие и интуицию. Если кинестетик в обиде или нуждается в поддержке, то лучше всего её будет выразить через объятья.
Как нужно относиться к кинестетикам? Если Вы видите, что человек явно склонен доверять собственным чувственным впечатлениям, то просто отметьте себе, что к нему необходимо особое отношение — к этому придётся привыкнуть, если Вам дороги отношения с человеком. Не следует ругать его за беспорядок и надкушенные кекс с кофе, стоящие на рабочем месте — для него это дополнительные ощущения. Не лишайте кинестетика рукопожатий и объятий при встрече, похлопываний по плечу, прогулок под руку. Он это высоко оценит и будет относиться к Вам с особой доброжелательностью.
Большинство конфликтов между людьми происходят из-за взаимного непонимания между психотипами. Так вот тип кинестетик достаточно непрост в обращении и большинству представителей других типов бывает трудно с ним ладить. Но попробовать, проявив терпение и толерантность — вполне можно. Ребёнок-кинестетик постоянно сутулится? Не нужно постоянно говорить ему об осанке и показывать, как это выглядит — всё равно не поможет. Ему ведь комфортно — значит, это норма. Если хотите выработать у него хорошую осанку — отдайте на секцию плавания и танцы. Там он будет в своей среде — тело будет при деле, постоянно будут ощущения новых вещей и людей, и спину заодно держать научат.
Сын-кинестетик выглядит неряшливо, ходит в одежде с пятнами, часто не глаженной — и при этом триста раз расправляет складочки на простыне перед тем, как лечь спать? Всё в порядке, спать ему со складками или крошками действительно будет неудобно, а вот ходить в неряшливой одежде — в самый раз. Она ведь не сковывает движений и приятна телу! Если хотите изменений — не стоит паниковать и устраивать сцен и ссор. Вас не поймут, затаится обида, а микроклимат в семье будет хуже некуда. Лучше смиритесь и возьмите всё в свои руки: подберите спортивный стиль или, если не особо позволяет учеба — стиль кэжуал. С минимальным количеством мнущихся тканей, «кусающихся» и неприятных коже синтетических материалов. Лучше, чтобы всё тянулось, не прилегало слишком плотно, не тёрло и не требовало глажки — тогда и Вам работы будет меньше, и сын будет выглядеть лучше.
Почти все кинестетики не любят перемен, очень стабильны, обожают вкусно поесть — это тоже нужно учитывать их близким и друзьям. И всё же помните, что в мире не бывает чистых типов той или иной категории — все люди разные, в каждом из нас смешано много видений мира. Главное — осознать, что комфортно для Вас и что — для Ваших близких и друзей, и действовать в соответствии с этим осознанием.
Глава II. Практическое исследование.
2.1. Процедура проведения исследования
Участники исследования - группа подростков 13-14 лет (8 класс МБОУ «Школа-лицей») в количестве 22 человека.
Исходя из цели нашего исследования, нами выбраны методика диагностики доминирующей перцептивной модальности (автор С. Ефремцева). (Приложение 1)
Испытуемым предлагалось ответить на 48 вопросов, результатом которого стало выяснение ведущего типа восприятия информации: визуальный тип (таблица 1), аудиальный тип (таблица 2), кинестетический тип (таблица 3).
Таблица 1
Отличительные признаки | Визуальный тип |
Способ получения информации | Посредством зрения – благодаря использованию наглядных пособий или непосредственно наблюдая за тем, как выполняются соответствующие действия |
Восприятие окружающего мира | Восприимчивы к видимой стороне окружающего мира; испытывают жгучую потребность в том, чтобы мир вокруг них выглядел красиво; легко отвлекаются и впадают в беспокойство при виде беспорядка |
На что обращают внимание при общении с людьми | На лицо человека, его одежду и внешность |
Речь | Описывают видимые детали обстановки – цвет, форму, размер и внешний облик вещей |
Движения глаз | Когда о чем-нибудь размышляют, обычно смотрят в потолок; когда слушают, испытывают потребность смотреть в глаза говорящему и хотят, чтобы те, кто их слушают, также смотрели им в глаза |
Память | Хорошо запоминают зримые детали обстановки, а также тексты и учебные пособия, представленные в печатном или графическом виде |
Таблица 2
Отличительные признаки | Аудиальный тип |
Способ получения информации | Посредством слуха – в процессе разговора, чтения вслух, спора или обмена мнениями со своими собеседниками |
Восприятие окружающего мира | Испытывают потребность в непрерывной слуховой стимуляции, а когда вокруг тихо, начинают издавать различные звуки – мурлычут себе под нос, свистят или сами с собой разговаривают, но только не тогда, когда они заняты учебой, потому что в эти минуты им необходима тишина; в противном случае им приходится отключаться от раздражающего шума, который исходит от других людей |
На что обращают внимание при общении с людьми | На имя и фамилию человека, звук его голоса, манеру его речи и сказанные им слова |
Речь | Описывают звуки и голоса, музыку, звуковые эффекты и шумы, которые можно услышать в окружающей их обстановке, а также пересказывают то, что говорят другие люди |
Движения глаз | Обычно смотрят то влево, то вправо и лишь изредка и ненадолго заглядывают в глаза говорящему |
Память | Хорошо запоминают разговоры, музыку и звуки |
Таблица 3
Отличительные признаки | Кинестетический тип |
Способ получения информации | Посредством активных движений скелетных мышц – участвуя в подвижных играх и занятиях, экспериментируя, исследуя окружающий мир, при условии, что тело постоянно находится в движении |
Восприятие окружающего мира | Привыкли к тому, что вокруг них кипит деятельность; им необходим простор для движения; их внимание всегда приковано к движущимся объектам; зачастую их отвлекает и раздражает, когда другие люди не могут усидеть на месте, однако им самим необходимо постоянно двигаться |
На что обращают внимание при общении с людьми | На то, как другой себя ведет; что он делает и чем занимается |
Речь | Широко применяют слова, обозначающие движения и действия; говорят в основном о делах, победах и достижениях; как правило, немногословны и быстро переходят к сути дела; часто используют в разговоре свое тело, жесты, пантомимику |
Движения глаз | Им удобнее всего слушать и размышлять, когда их глаза опущены вниз и в сторону; они практически не смотрят в глаза собеседнику, поскольку именно такое положение глаз позволяет им учиться и одновременно действовать; но если поблизости от них происходит суета, их взгляд неизменно направляется в ту сторону |
Память | Хорошо запоминают свои и чужие поступки, движения и жесты |
2.2. Результаты исследования
Анализ данных, полученных по методике диагностики доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева, выявил следующие результаты: (таблица 4)
Типы восприятия | Визуал | Аудиал | Кинестетик | ||||||
уровни | Выс. | Сред. | Низк. | Выс. | Сред. | Низк. | Выс. | Сред. | Низк. |
Учеников | 3 | 9 | 10 | 3 | 17 | 2 | - | 12 | 10 |
% | 13,6% | 40,9% | 45,5% | 13,6% | 77,3% | 9,1% | - | 54,5% | 45,5% |
В классе, в основном, наблюдается средний уровень развития различных видов восприятия. Но есть 3 ученика с высоким уровнем развития визуального восприятия и 3 ученика с высоким уровнем развития аудиального восприятия. Среди учеников, у которых восприятие развито на среднем уровне явно преобладает аудиальное восприятие.
Теперь посмотрим, как это выглядит на диаграммах.
Диаграмма 1
В процентном соотношении это выглядит следующим образом:
Диаграмма 2
Восприятие мира с помощью зрения развито на высоком и среднем уровне у 55,5 %, остальные, а это почти половина класса, не воспринимают информацию зрительно.
Диаграмма 3
С помощью слуха лучше воспринимают информацию (высокий и средний уровень) 90,9% обучающихся в классе. Лишь малая часть (9,1%) имеют низкий уровень развития этого типа восприятия.
Диаграмма 4
54,5% учеников воспринимают мир через прикосновения, переживая впечатления физическими, пропуская их через собственное тело, то есть через ощущения (развито на среднем уровне).
К сожалению, в классе есть такие дети, восприятие которых развито на низком уровне. Или, возможно, им просто нужно быть внимательнее к себе и пройти тестирование еще раз.
Выводы.
В первой главе мы рассмотрели теоретический аспект понятия восприятие. Проанализировав научную психологическую литературу, мы сделали следующие выводы:
Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Люди делятся на несколько типов по способу восприятия окружающей действительности: аудиалов (людей, для которых основной способ получения информации об окружающем мире – это слух), визуалов (людей, получающих информацию с помощью зрения) и кинестетиков (воспринимающих реальность через ощущения)
Исходя из цели нашего исследования, нами предпринято эмпирическое исследование, направленное на изучение типов восприятия учеников отдельного класса, результаты которого представлены во второй главе. Исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы:
В классе, в основном, наблюдается средний уровень развития различных видов восприятия.
Есть 3 ученика с высоким уровнем развития визуального восприятия и 3 ученика с высоким уровнем развития аудиального восприятия.
Среди учеников, у которых восприятие развито на среднем уровне явно преобладает аудиальное восприятие.
В классе есть такие дети, все виды восприятия которых развиты на низком уровне. Или, возможно, им просто нужно быть внимательнее к себе и пройти тестирование еще раз.
Эта информация может быть полезна учителям, которые работают с этим классом при составлении плана на урок.
Литература.
Пчёлки на разведках
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Муравьиная кухня
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Весёлые польки для детей