Межрегиональная научно-практическая конференция
школьников и учащейся молодежи
Тема: Восприятие дороги в разные исторические эпохи
Вложение | Размер |
---|---|
tit.list_.doc | 64.5 КБ |
Омский Научный центр Сибирского отделения Российской академии наук
Региональная общественная организация «Омский совет ректоров»
Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации
«Русское географическое общество»
Детская областная общественная организация
«Научное общество учащихся «Поиск»
МКОУ «Южно-Подольская СОШ»
Черлакского муниципального района
XLVI
Межрегиональная научно-практическая конференция
школьников и учащейся молодежи
Тема: Восприятие дороги в разные исторические эпохи
Учебно-исследовательская работа
Научное направление: история
Выполнила:
ученица 11 класса
МКОУ «Южно-Подольская СОШ»
Фисенко Алина Юрьевна
Научный руководитель:
учитель истории и обществознания
МКОУ «Южно-Подольская СОШ»
Шакая Любовь Геннадьевна
Южно-Подольск – 2014
« Я вышел в ночь: узнать, понять…».
А.Блок
Введение
В современное время мы живем в новом и меняющемся мире. Наши учителя часто призывают нас, учится быть коммуникабельными, мобильными, развивающимися личностями, быть постоянно в «пути», не стоять на месте. Поэтому тему исследования я связала с понятием «дорога», чтобы глубже понять и осознать, как общество относится к данному понятию, как воспринималось оно в разные исторические эпохи.
Стремление человека к путешествию, к и перемещению в пространстве во всевозможных вариантах всегда было неотъемлемой частью его жизни. Во все времена человечество было увлечено мистической привлекательностью Пути.
Человеком движет, во-первых, потребность в постоянной информационной подпитке, необходимость в насыщении ума новыми знаниями, расширение представлений о мире. Во-вторых, это стало одним из эффективных видов отдыха, дающих возможность сменить обстановку. Это особенно важно для горожан, живущих в жестком, механизированном ритме. В-третьих, путешествие способствует удовлетворению возросшей потребности в приобретении, причем как в материальном, так и в духовном плане. Современный человек ориентирован на приобретение, и он чувствует, что в период путешествия он обогащается — знаниями, впечатлениями, ощущениями, вещественными приобретениями. В-четвертых, это может быть простым следованием моде, когда посещаются наиболее популярные места, и человек ощущает уверенность, что он поступает правильно, живя среднестатистическим образом жизни.
Человек нуждается в развитии, и единственной возможностью в условиях современного существования оказывается самое обыкновенное путешествие — или по туристической путевке, или даже простой выезд в близлежащий пригород.
Понятие «путешествие» связано в первую очередь с понятием «дорога». Отправление в дорогу и есть начало путешествия, поэтому эти понятия взаимосвязаны. Проблема моего исследования заключается в изучении образа дороги и её восприятия в разные исторические эпохи.
На мой взгляд, сама проблема образа дороги в истории очень актуальна. Понятие «дорога» занимает так или иначе центральное место в любой сфере жизни общества. Каждый человек рождается с целью выбрать свой путь, свою дорогу, но порой об этом даже не задумывается. Человек, решающий начать новую жизнь, стремится в первую очередь, уехать, поменять место жительства. Часто именно в дороге, во время путешествия, человек принимает важные решения, задумывается о смысле своей жизни, то есть она становится способом самопознания. Предметом исследования является дорога и её восприятие в разные исторические эпохи.
Целью исследования поставлено раскрыть понятие «дорога» и её восприятие в разные исторические эпохи.
В задачи исследования поставлены:
- раскрыть понятия «дорога» в истории культуры ;
- определить особенности восприятия дороги в разные исторические эпохи (Архаический период, Средневековье и Новое время)
1. « Дорога» в истории культуры
1.1. Понятие «дорога»
Для начала представим значение слова «дорога» и наметим подходы к его определению.
В Толковом словаре В.И. Даля дорога определяется как "ездовая полоса; "путь, стезя"; "направленье и расстоянье от места до места". В то же время, под дорогой понимается процесс перемещения: "самая езда или ходьба, путина, путешествие", который и будет нас, собственно, интересовать.[1] Кроме словарных значений, дорога имеет еще символический смысл. В Словаре В.И. Даля одно из толкований слова «дорога» − «род жизни, образ мыслей», «судьба».[2] Любопытно сопоставить с этим круг представлений, полученных посредством интернет-опроса 2010 г. В опроснике, помещенном на сайте в Интернете, посетителям предлагалось закончить фразу: «Дорога − это…». Ответили 33 человека, дав в общей сложности 53 определения дороги (поскольку можно было дать несколько вариантов), которые мы бы разделили на ряд тематических групп.
Первая группа (8): дорога определяется как дорога (3), трасса, путь (2). Вторая и самая распространенная метафора: дорога − это жизнь (6), образ жизни (2) или стиль жизни. В общей сложности 9 утверждений определяют дорогу в терминах «жизни».[3]
Третья группа ответов акцентирует идею дороги как изменения, выхода за рамки обыденности и повседневности − вообще «другого» (пространства, мира, мироощущения, образа жизни). Четвертая группа (5 вариантов) − определение дороги в терминах времени, дорога − это время; отнимает много времени;
Пятая группа (12) − определение дороги через самосознание и состояния личности: дорога − это свобода; естественное состояние; соответствие реальности; самоконтроль; средство от тревог (цитата из песни Ю. Визбора); поиск себя, покоя и счастья; смысл жизни или просто смысл (2).[4]
1.2. Восприятие понятия «дорога» в разные исторические эпохи
Теперь проследим историческую динамику понятия «дорога».
В архаический период, первичный импульс переселенцев и колонизаторов был связан с чувством сакрального, с преобразованием пространства и с претворением хаоса в космос.
Пребывание в дороге подразумевало смертельную опасность: «Ходить в лесу – видеть смерть на носу (либо деревом убьет, либо медведь задерет)», – как и связанные с дорогой занятия: «Кто с дерева убился? – Бортник. – А утонул? – Рыбак. – А в поле убитый лежит? – Служилый человек». Или: «Ловцы рыбные – люди гиблые».[5] Проводы, особенно вдаль и надолго, включали целый ряд элементов похоронного обряда (плач, причитания), а порой и прямо соотносились с ним: «Живых хороним!» – говорили севернорусские жители, провожая переселенцев или рекрутов.
Дорога – метафора и символ смерти в фольклоре:
Следует перечислить основные формы передвижений, характерные для русской традиции: это переселения (индивидуальные, семейные и групповые), сезонная миграция (лесные и ремесленные отхожие промыслы), воинские и разбойничьи экспедиции, нищенство, странничество и паломничество к святым местам, а также другие формы религиозно обусловленных странствий (например, вечное "бегство" старообрядцев-бегунов).[6]
В отношении к страннику славяне не отличались от других народов. В античном мире, по греко-римскому обычаю чужеземец, являясь просителем, садился на пепле домашнего очага, приобретая право на защиту и помощь хозяина дома. Не случайно у Гомера нарушение долга гостеприимства считалось оскорблением Зевса.
У славян возможным считалось даже украсть ради того, чтобы достойно встретить гостя. Причиненная обида гостю влечет за собой общественную месть, например, сожжение дома.
Восприятие пространства было характерно для Средневековья. Полной святости могли достичь лишь паломники или странники, поскольку, передвигаясь, именно они оказываются ближе к сакральным местам, к соотносящимся с праведными землями пространствам, а точнее, с центром мира. Для человека средневековой Руси таким местом, например, было Беловодье как праведная земля или рай. Как пишет Б. Успенский, паломничество связано с поисками праведной земли. «Хождение в святую землю приобщает к святости, это как бы хождение в рай.
Западной истории странничество присуще в такой же мере, как и русской.
Говоря о средневековом Запад, Ж. Ле Гофф утверждает, что это не мир «неподвижных домоседов», подчеркивая чрезвычайную мобильность средневековых людей. Бегство крестьян от своих сеньоров было весьма распространенным. По дорогам средневекового Запада бродили и крестьяне, и рыцари, и клирники, и студенты, и паломники, и всякого рода бродяги. Никакой материальный интерес не удерживал их дома, а сам дух христианской религии выталкивает на дороги. Человек лишь вечный странник на сей земле изгнания. У путешественников не было недостатка и в испытаниях, и в препятствиях. Средневековая дорога была удручающе долгой и медленной. Для них лес- это сумерки; море – земной мир и его искушение; дорога – поиски и паломничество.
С посохом, символом магической силы и страннической жизни, босой,и в одежде из шкур - этот образ отшельника завоевывал литературу и искусство.[7] Лишь к концу средних веков пешие и конные странствия сведутся к минимуму.
К XIV веку аура странника изменится. Паломничество предстанет отклонением от нормы. При переходе к Новому времени число путешественников и пилигримов уменьшается. Вкус к путешествию постепенно ослабевает, и общество превращается в «мир домоседов». Новое время - период в истории, когда человек должен преодолеть динамические отношения с пространством. Это происходит не только на Западе, но и в России. Так, И. Посошков, советует Петру преследовать гулящих тунеядцев и странствующих и приучать их к деятельности. Как и у протестантов, странствия рассматриваются как безделье и праздность.[8]
Когда западная история Нового времени трансформируется в мир домоседов, то естественно, что в этой культуре ценности дома начинают преобладать. Ле Гофф утверждает, что при переходе к Новому времени фигура странника уступает место фигуре озабоченного увеличением собственности домоседа.[9]
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод о том, что понятие «дорога» в большинстве своем воспринимается людьми в терминах «жизни», образа, стиля жизни, поиска своего пути. Если дорога в архаический период, соотносится с безвременьем, хаосом, передвигающийся по ней странник находится в переходном состоянии. То в эпоху средневековья, наоборот наблюдается значительный интерес к дороге, она воспринималась как поиск и паломничество, странствия становятся распространенным явлением, которое обществом не осуждалось, но уже в Новое время, когда мир становится « миром домоседов» и ценность дома становится наиболее значимой, дорога, странствия приобретают негативное значение. Но с другой стороны, дорога осмысляется в новых категориях.
Список использованных источников и литературы
2. Байбурин, А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян / А.К. Байбурин. – Л.: Наука, 1983.- 191 с.
3. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. – М . : Искусство, 1984. – 350 с.
4. Гумилёв, Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. М. 1992.
5. Даль В.И. Толковый словарь.Т.1.М, 1994.-С.473.
6. Даль В.И. Пословицы.Т.2.М, 1998.-С.429.
7. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового запада / Ж. Ле Гофф. – М. : Прогресс- Академия, 1992. – 376 с.
7. Леви – Строс, К. Первобытное мышление / К. Леви – Строс. – М. : Республика, 1999. – 392 с.
8. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров / Ю.М. Лотман. – Таллин, : Мысль, 1996. – 245 с.
9. Посошков. И. О скудности и богатстве. М., 1951. - С. 64.
10. Топоров, В.А. Пространство и текст. В кн.: Семиотика и структура - М. 2005.
11. Хренов, Н.А. Культура в эпоху социального хаоса / Н.А. Хренов. – М. : Едиториал УРСС,2002. – 448 с.
12. Щепанская, Т.Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX – XX в. М., Индрик, 2003.- 350 с.
13. http://www.poehaly.narod.ru
[1] Даль В.И. Толковый словарь.Т.1.М, 1994.-С.473.
[2] Даль В.И. Там же.-С.473.
[3] Щепанская.Т.Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции. М, 2003.- С.26.
[4] http://www.poehaly.narod.ru
[5] Даль В.И. Пословицы.Т.2.М, 1998.-С.429.
[6] Щепанская Т.Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традицию.М, 2003.-С.243.
[8] Посошков. И. О скудности и богатстве. М., 1951. - С. 64.
[9]Ле Гофф. Ж. Цивилизация средневекового запада. М., 1992.-С. 56.
Калитка в сад
Ночная стрельба
Дерево в снегу
Как я избавился от обидчивости
Никто меня не любит