Цель исследования.
Цель исследования - узнать, что такое детская игра и насколько разнообразны и полезны игры для детей.
Задачи исследования.
1) Выяснить, что такое игра, её отличительные признаки.
2) Собрать материал о видах игр для детей младшего школьного возраста.
3) Осуществить поиск информации о пользе игр для детей младшего школьного возраста.
4) Исследовать историю возникновения игры;
5) Опросить старшее поколение о играх, в которые играли они в детстве;
6) Проанализировать найденную информацию;
7) Структурировать и оформить результаты исследования;
8) Подобрать полезные советы для родителей и их детей по организации игровой деятельности.
9) Ознакомить с материалами сверстников, выслушать их вопросы.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 99 КБ |
КОМИТЕТ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАРИНСКОГО РАЙОНА ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГОЛУХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ЗАРИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
районная ученическая научно-практическая конференция
«ИНТЕЛЛЕКТуал – 2015»
Направление «Юный исследователь»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ПО ТЕМЕ «ДЕТСКАЯ ИГРА»
выполнила Саблина Юлия,
ученица 4 класса
руководитель Мурзина Оксана Алексеевна,
учитель начальных классов
Ст. Голуха
2015
Оглавление:
Воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.
А. С. Макаренко, «Лекции о воспитании детей»
Меня зовут Саблина Юлия. Я живу в очень дружной и сплочённой семье. В моей семье бездельников нет, все заняты различными делами. И всё мы выполняем с хорошим настроением, позитивно смотрим на жизнь. И это потому, что мы умеем отдыхать и веселиться. Многие мои сверстники удивляются тому, что мне и дома и в школе всегда интересно. Некоторые одноклассники могут развлечься лишь сидя за компьютером. Моя же жизнь полна интересных дел. Я всегда найду занятие по душе. Но самое интересное в моей жизни – это игры.
Но играют ли современные дети в игры? Я опросила ребят младшего школьного возраста МКОУ «Голухинская СОШ» о том, играют ли они в игры и какая игра у ребят самая любимая. Оказалось, что играм ребята посвящают не так уж и много времени. В среднем около часа в день. И всё потому, что многих увлёк мир виртуальных игр. Компьютерными играми из 56 опрошенных детей увлекается больше половины – 39 человек. (Приложение 1.)
Радует то, что в реальные игры всё же играют все дети.
Я сделала вывод, что:
Дети и подростки всё больше уходят от реальности, погружаясь в мир компьютерных игр. Это опасно тем, что дети, став взрослыми, не умеют общаться друг с другом. А трудности, которые они встречают в жизни, не знают, как преодолеть. Считается, что многие игры могут провоцировать человека на проявление агрессии, причем уже в реальной жизни, когда у игрока грань между настоящей жизнью и игрой несколько стирается и ребенок перестает понимать, что делать можно, исключительно в игре, а что – в реальности. Это не значит, что технические средства – это плохо. Если подходить к ним с умом, то можно широко использовать их развивающие возможности. Однако ими одними ограничиваться не стоит.
Объектом моего исследования является досуг современных детей младшего школьного возраста и детей прошлого столетия.
Предметом моего исследования является детская игра.
Цель исследования - узнать, что такое детская игра и насколько разнообразны и полезны игры для детей.
Я надеюсь, что многие ребята, познакомившись с материалом, который я собрала и обобщила, захотят провести время весело и интересно, поймут, что компьютерные игры не заменят живого общения.
Гипотеза: дети, регулярно принимающие участие в детских подвижных или развивающих занятиях, получают положительные эмоции. Это позволяет им избавиться от тревог и стать более общительными. В игре любой ребенок может раскрепоститься и без опасений попробовать что-то новое для себя.
Методы исследования, которыми я пользовалась:
-эмпирические: наблюдение, систематизация, описание.
В ходе работы я использовала книгу Палаццески Р., Прати Э., «Обычаи. Праздники», изд. «Махаон», 2004. В данном издании рассмотрены игры детей, живущих на разных континентах. Издание предназначено для детей, написано понятным и простым языком. Яркие иллюстрации помогают ориентироваться в материале книги.
Оригинальность своего исследования я вижу в том, что и взрослые и дети
всё меньше задумываются о пользе детской игры для ребёнка, и всё меньше ею интересуются. Я же, исследуя данную тему, стараюсь обратить внимание на её актуальность.
Итак, что это такое - игра? Игра — основной вид деятельности ребёнка. С. Л. Рубинштейн, советский психолог, отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития. По мнению Д. Б. Эльконина, педагога, «в игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения».
Как же появились первые игры? Первые игры появились задолго до возникновения человека - у животных. Обезьяны используют не только те игры, что связаны с определёнными ритуалами, например, брачный сезон, но и схожие с аналогичными играми людей. В игры играют все - и взрослые и дети. Взрослое человечество играет с доисторических времён. Например, ритуальные игры (обряд посвящения). С развитием цивилизации игры делались всё сложнее и стали практически любой тематики — война, любовь, фентези, история. Огромную популярность получили в последнее время компьютерные игры. Существуют и игры, способные привести к гибели человека — игры на выживание.
По каким компонентам можно различить игру от другого действа?
Основные компоненты:
Игры для детей делятся на следующие виды:
-познавательные,
-музыкальные,
-спортивные,
-развивающие;
-терапевтические;
-подвижные;
-театрализованные и сюжетно-ролевые
Почему детям обязательно нужно играть в игры?
Игра – важнейший вид деятельности детей. Внимание и память, интеллект и творческие способности, усвоение бытовых навыков и осознание ребенком себя как личности – все это происходит в игре.
Медики считают, что активные естественные физические движения способствуют благотворным физиологическим процессам в организме и улучшению работы всех внутренних органов и систем. Дети быстрее развиваются физически, меньше подвержены сезонным простудным заболеваниям и аллергиям. Они растут более сильными, ловкими и уверенными в своих способностях.
Я решила проверить, насколько быстро дети утомляются в игре. На одной перемене мои одноклассники многократно повторяли наклоны и приседания. Ребята уже через четыре минуты заявили, что они устали. На следующий день на такой же перемене была организована игра «Собери снежки», где требовалось также много наклоняться и приседать, чтобы собирать бумажные снежки. Дети, увлеченные игрой, не замечали усталости и весело проводили время до конца перемены, которая длилась 10 минут. Следовательно, двигательная активность в игре им была в радость, в отличии от активности, где нужно было повторять скучные для них, но с точки зрения оздоровительной физкультуры – полезные, упражнения.
Также в ходе этого эксперимента, я сделала ещё одно наблюдение. После перемены с предложенными упражнениями, дети, которые любят пошалить на уроках, получили шесть замечаний от учителя по поводу их поведения. Одному ученику урок был неинтересен, так как он втайне от учителя рисовал в черновике. После перемены, на которой дети играли в подвижную и очень весёлую игру, на уроке учителем было сделано всего два замечания. Все ученики активно работали на уроке (Приложение 2). Значит, подвижные игры позволяют детям отлично «разрядиться» и быть более спокойными и благоразумными в остальное время. Поэтому, у детей, которые достаточно бегают, прыгают и лазают, более выражено проявляются способности к обучению.
Я очень мечтаю стать дизайнером, а моя подруга Арина – учителем. Поэтому мы часто играем в игры, где я становлюсь именно дизайнером, а Арина – учителем математики. Да и многие ребята из нашего и других классов представляют себя тем, кем хотят стать во взрослой жизни. Следовательно, для ребенка игра - это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д. Сюжетно-ролевая игра очень популярна и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета), собственно игровые действия, выбор и распределение ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила.
Некоторые родители считают, что на игры у детей уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что-то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. А знания он и так получит в школе.
Такие родители ошибаются. В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.
Дети любой страны мира просто обожают играть в игры. Вне зависимости от национальности и вероисповедания, пожалуй, единственное, что связывает всех в мире детей это любовь к играм. Игры эти могут быть самыми разнообразными, ведь у каждой народности есть свои традиции, свое историческое наследие. Но ведь это очень хорошо, что все мы разные, что нам есть чем удивить друг друга. Игр народов мира для детей очень много и нет возможности описать каждую из них. Главное, что все они разные, но, тем не менее, вызывают у ребят одинаковое чувства восторга и веселья, от игрового процесса. В приложении 3. я описала некоторые игры детей из многих стран.
2.7 Игры прошлого поколения.
Наши родители тоже когда-то были детьми. Мне стало интересно, а в какие игры они играли.
Опрос я начала со своей бабушки Саблиной Лидии Никитичны. Она вспомнила, что её любимая игра была «Салки». Веселая народная подвижная игра для детей. Выбирается водящий – он должен догонять игроков и «салить». Осаленный становится «водой» и должен бегать за остальными участниками, держать при этом за ту часть тела, за которую дотронулся только что бывший ведущий.
Когда я спросила о играх у классного руководителя Оксаны Алексеевны, она вспомнила о игре, про которую рассказывала её мама. Игра «Казаки-разбойники». Дети делятся на две команды – казаков и разбойников. У казаков имеется свое укрытие, в котором сидит сторож – он будет в течение всей игры охранять пойманных разбойников. Казаки сначала дают возможность разбойникам разбежаться и спрятаться. При этом команда должна оставлять за собой «улики» - на земле рисуются стрелки, оставляются записки и т.п. подсказки. Но следы могут нести и ложную информацию. Спустя 10-20 минут казаки выходят из своего укрытия и начинают искать разбойников. Конец игры наступает тогда, когда все разбойники будут найдены и отведены под охрану сторожу. Затем разбойники с казаками меняются ролями.
А вот мой папа Никита Борисович рассказал, он со сверстниками играл в игру «У мишки во бору». На земле чертятся две прямые на расстоянии 6-7 метров друг от друга. За одной линией стоит «мишка» (водящий), за другой – дети. Игроки выходят из дома и идут в лес (пространство между двумя линиями), чтобы собирать ягоды и грибы. Они «дразнят» мишку, подходя максимально близко к его берлоге и распевая хором веселую песенку:
Как у мишки во бору
Ягоды-грибы беру.
А мишка не спит,
Все на нас он глядит.
Как только текст закончится, мишка должен выскочить из своей берлоги и постараться осалить кого-то из играющих. Дети стремятся поскорее забежать в свой дом (за черту). Тот, кого водящий поймает, сам становится медведем.
Когда я искала материал для исследования, мне попалась очень интересная публикация книги Г.Вагнера и К.Фрейера "Детские игры и развлечения", изданной еще в 1902 году. В ней даются описания многих детских игр, в которые играли наши прапрабабушки и прапрадедушки. (Приложение 4.).
2.8 Игры моих сверстников.
Решив узнать, в какие игры играют мои сверстники, я и мои друзья провели опрос среди детей начальной школы. Радует то, что в реальные игры всё же играют все дети. Самыми распространёнными оказались «футбол» - 8 человек, «прятки» - 6 человек, «хоккей на траве» – 6 человек, «догоняшки» - 6 человек. Так же были названы «баскетбол» (5 чел.), «шашки» (4 чел.), «жмурки» (4 чел.), «салки» (4 чел.), «из круга вышибала» (3 чел.), «снежки» (3 чел.), перестрелка» (3чел.), «волейбол» (2 чел.), «кошки –мышки» (2 чел.) (Приложение 5.). Сама же я обожаю играть в «снежки». Особенно, если со мной играет моя любимая мамочка Ольга Ивановна. А своей самой любимой игрой я считаю футбол.
Изучив интересы детей, я выбрала из различных источников игры, в которые мы сыграли с одноклассниками, и они им очень понравились. Те игры, которые нам понравились больше всего, я поместила в приложении 6.
2.9 Советы детям и их родителям.
Советы детям:
Советы родителям:
Моя гипотеза о пользе игр подтвердилась. Действительно дети, принимающие участие в детских подвижных или развивающих занятиях, получают положительные эмоции. В игре любой ребенок может раскрепоститься и без опасений попробовать что-то новое для себя.
Выводы, которые я сделала:
Рисуем крокусы акварелью
Сладость для сердца
Рисуем акварельное мороженое
Сторож
Цветение вишни в лунную ночь