проект
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_a.snegina.docx | 340.98 КБ |
Министерство образования Российской Федерации
ОГБОУ Рыбновская средняя школа-интернат для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей
Художники-иллюстраторы
поэмы С.А. Есенина
«Анна Снегина»
Информационный проект
Жихарев Евгений,
Качалина Елена,
Скачкова София
Руководитель проекта:
учитель обществознания и МХКПетрушкина Е.А.
2013
План.
2.1.Выставка, посвященная поэме «Анна Снегина»
2.2. Прототипы литературных героев поэмы Есенина
2.3 Иллюстратор поэмы «Анна Снегина»- Борис АлександровичДехтерев
2.3 Иллюстратор поэмы С. Есенина «Анна Снегина»- Борис Александрович Алимов
1. Введение
1 этап- подготовительный.
Тему и проблему проекта мы долго выбирали. На этот выбор повлияло несколько причин.
Мы живем вРыбновском районе, на родине великого русского поэта С.А. Есенина. В нашей школе традиционно после праздника 1 сентября проводятся мероприятия, посвященные Есенину и приуроченные к дню его рождения. Это поездки, экскурсии, конкурсы.
Старшеклассники участвуют в исследовательской работе по изучению жизни и творчества поэта, проводится научно-практическая конференция «Знакомый и незнакомый Есенин». В этом году в школьной программе у нас появился новый предмет – мировая художественная культура. И мы, решили провести исследовательскую работу, соединив творчество Есенина живописные работы, иллюстрации, созданные по мотивам его произведений.
В ходе проведения анкетирования старшеклассников выяснилось следующее. На вопрос «Знаешь ли ты информацию о жизни и творчестве С. Есенина?» 100 % ответили да; не вопрос «Знаешь ли ты произведения С.А. Есенина ?» 100 % ответили да, на вопрос «Обращал ли ты внимание на иллюстрации к произведениям С. Есенина?» 61% ответили да, 39 % нет
На вопрос «Сможешь ли ты назвать авторов иллюстраций к произведениям С. Есенина?» 4 % (один человек )ответили – да, 96 % - нет. Ответы на вопрос «Хотел бы ты сам стать иллюстратором произведений С. Есенина?» были следующие : да – 34 %, нет 66 %
Конечно, творчество С. Есенина знают уже первоклассники, но нам захотелось посмотреть на произведения поэта с другой точки зрения. Привлечь учащихся нашей школы к творчеству, к возможности самим стать иллюстраторами произведений поэта и для этого мы разработали информационный проект «Художники-иллюстраторы поэмы С.А. Есенина «Анна Снегина»
2 этап – сбор информации.
На данном этапе мы собирали информацию о художниках-иллюстраторах поэмы С.А. Есенина «Анна Снегина» из разных источников:
3 этап- реализация проекта
Весь собранный материал был оформлен в виде статьи и презентации к ней, выполнены собственные иллюстрации к поэме «Анна Снегина», проведен конкурс рисунков, посвященных творчеству поэта, и отобраны лучшие работы.
4 этап- защита проекта
Проект «Художники-иллюстраторы поэмы С.А. Есенина «Анна Снегина » был впервые представлен на школьной конференции «Знакомый и незнакомый Есенин», где заслужил высокую оценку воспитанников и учителей школы.Самих участников проект научил следующему :
2. Основная часть
2.1. Выставка, посвященная поэме "Анна Снегина"
В селе Константиново в музее- заповеднике С.А. Есенина развернута выставка, посвященная судьбе одного из лучших произведений С.А. Есенина, поэме «Анна Снегина». Неслучайно поэму называют «энциклопедией русской жизни», т.к. она охватывает десятилетие в истории России, начиная с Первой мировой войны и до лета 1924 года.
После публикации произведения в журнале "Красная новь" в 1925 году критиками поэма была принята достаточно холодно и долгое время о ней говорили вскользь. Спустя десятилетия положение изменилось: поэму печатают в отдельных сборниках, оформляют иллюстрациями. Кроме того, в 1967 году впервые на сцене Государственного академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова была поставлена опера А.Н. Холминова "Анна Снегина". Спектакль имел большой успех. С этого момента режиссеры в различных интерпретациях делали постановки знаменитой поэмы.
На выставке представлены фотографии, сделанные на Кавказе, письма, рукописи, правки и гранки поэмы «Анна Снегина», картины художника Ф. Гузанова. Все представленные экспонаты рассказывают о том периоде жизни и творчества Сергея Есенина, когда поэтом создавалось любимое произведение.
Выставка, посвящённая поэме, включает сценографию оперы, фотографии самых известных постановок поэмы, иллюстрации "Анны Снегиной" известных художников-графиков. В том числе на выставке представлены работы, выполненные Заслуженным художником России Б. Алимовым и Народным художником РСФСР Б. Дехтерёвым.
Внимание посетителей привлекут издания поэмы «Анна Снегина» разных лет, начиная с 1926 года и заканчивая последними публикациями, в том числе одно из последних – «Анна Снегина» на семи языках.
2.2.Прототипы литературных героев поэмы Есенина
На родине Сергея Есенина, в селе Константиново, есть дом с мезонином. Когда-то в нем жила помещица Лидия Кашина, с которой, по мнению исследователей, великий лирик писал свою Анну Снегину - героиню одноименной поэмы. В отличие от стихотворной героини, Лидия Ивановна после революции, когда крестьяне изгнали ее из имения, уехала не в Лондон, а в Москву. В начале 20-х годов она работала в редакции газеты "Труд", была одним из первых профессиональных корректоров и литературных редакторов газеты.
Лидия Ивановна Кашина родилась в семье купца Ивана Кулакова, владельца ночлежек, трактиров и доходных домов на знаменитом Хитровом рынке. В книге Гиляровского "Москва и москвичи" нарисована жутковатая картина быта "людей дна", населяющих эти заведения. Среди алчных дельцов, наживающихся на людских бедах, назван и Кулаков. Его заведения Гиляй метко окрестил "Кулаковским подземельем".
В 1903 году, не довольствуясь доходами в Москве, Кулаков купил в Константинове у местного помещика Куприянова усадебный дом с лугами и лесами. Крестьяне побаивались его. "Не столько бил, сколько хитростью и расчетом наказывал, - говорит местный старожил Владимир Ефремов, характеризуя Кулакова по рассказам своей бабки. - Так повернет, что и без вины виноватый должен на него за "так" работать. Иные говорили: лучше бы уж высек на конюшне".
Кулаков дал дочери блестящее образование. Очаровательная барышня легко изъяснялась на нескольких иностранных языках, музицировала и танцевала, как настоящая светская дама...
Иду я разросшимся садом, Лицо задевает сирень. Так мил моим вспыхнувшим взглядам Погорбившийся плетень. Когда-то у той вон калитки Мне было 16 лет, И девушка в белой накидке Сказала мне ласково: "Нет!" Далекие, милые были. Тот образ во мне не угас. Мы все в эти годы любили, Но мало любили нас. |
В 1911 году Кулаков умер. Имение перешло к Лидии Ивановне. Бывший директор Музея-заповедника Сергея Есенина в Константинове Владимир Астахов, много лет изучавший реальные биографии прототипов стихотворных героев поэта, в 1967 году встречался с Анной Андреевной Ступеньковой, которая прислуживала Кашиной с 1911 по 1918 год. "Она была прямой противоположностью своего отца, - вспоминала Анна Андреевна. - Вся такая тонкая, нежная, возвышенная, неспособная обидеть человека. Бывало, упрекнет так мягко, что и не поймешь, ругает или хвалит. И при этом вся сконфузится: ты, говорит, уж прости меня, голубушка, если я не права... Подарки часто делала. Все раздавала крестьянам, деткам их маленьким. Славная, добрая и умная была барышня".
История подтверждает: уже известный на всю Москву молодой поэт пришел в "дом с мезонином" по приглашению самой Лидии Кашиной - она интересовалась его творчеством и просила почитать стихи. Анна Андреевна хорошо запомнила этот визит. В тот день было морозно и солнечно, выпал молодой снежок. Сергей, как показалось Ступеньковой, переступил порог не без робости и с любопытством. "Будто на алтарь какой взошел", - вспоминала Анна Андреевна.
Жизнь Снегиной складывается довольно типично для женщины ее происхождения. Гибель мужа во время гражданской войны, - по всей видимости, он сражался на стороне Белой армии. Крестьяне сжигают имение. Сама Анна исчезает. И вдруг, спустя годы, письмо из Англии, "и почерк такой беспечный" - да, от нее.
...Судьба Кашиной была совсем иной. Увы, куда печальней и трагичней, чем у героини поэмы. Из России она никуда не уезжала.
В начале 70-х Владимиру Астахову удалось разыскать сына Лидии Ивановны. Георгий Николаевич Кашин был еще совсем малышом, когда после выселения из усадьбы в 1918 году он с матерью и маленьким братом переехал в Москву. Крестьяне села Константиново действительно намеревались сжечь усадьбу.
Вероятно, именно это бы и произошло, если бы не вмешательство Есенина. Во всяком случае, по воспоминаниям сестры поэта Александры, он выступил с пламенной речью на собрании колхоза:"Растащите, разломаете все, и никакой пользы! А так хоть школа будет или амбулатория. Ведь ничего нет у нас!" Через год в "доме с мезонином" был открыт медпункт, а потом в нем поселились учителя, преподававшие в местной школе.
Кашина в отличие от Снегиной не успела стать вдовой. Ее муж, Николай Кашин, сначала обычный деревенский учитель, стал исследователем творчества Александра Островского, под его редакцией вышло первое собрание сочинений русского классика. Николай Кашин стал одним из первых советских профессоров. В 1919 году Лидия Ивановна, чтобы прокормить двоих детей, нанялась на службу в управление связи Красной Армии. Работала машинисткой, шила на дому, а в 1922 году ее взяли на работу в издательство недавно основанной газеты "Труд". Редакции были необходимы хорошо образованные, грамотные люди. Лидия Ивановна в течение пяти лет исполняла обязанности корректора, а потом - литературного редактора.
В эти годы Есенин навещал Кашину в Москве. И даже целый месяц гостил у нее: самому поэту в 1918 году жить было негде. В архиве столичного музея-квартиры Есенина есть фотографии, где они вместе пьют чай. У обоих - веселые, по-дружески открытые лица.В начале 30-х семьей Кашиных заинтересовались "органы", а в 1936 году взяли профессора Кашина. В 1937 году была арестована Лидия Ивановна. Официально считалось, что она в тот же год умерла от рака...Род Кашиных продолжается. Внуки и правнуки Лидии Ивановны живут в Москве.
"Белый дом" сохраняется и сейчас. Это часть есенинского музея. Редкие письма, фотографии и среди документов - копия трудовой книжки Лидии Кашиной, где сохранилась запись о том, что она работала в редакции газеты "Труд".
2.2 Иллюстратор поэмы «Анна Снегина»- Б.А. Дехтерев
Впервые поэма "Анна Снегина" была напечатана в четвертом номере "Красной нови" за 1925 год. Наиболее известным иллюстратором поэмы "Анна Снегина" является Б.А. Дехтерев.
Учился в студии Д. Кардовского (1925-26), окончил московский ВХУТЕИН (1930). Преподавал в Московском художественном институте, с 1948 профессор, заведующий кафедрой гравюры. С 1945 — главный художник Детгиза. Работал также как художник театра. Лауреат Сталинской премии (1947).
Иллюстрировал и оформлял книги М. Горького, сказки А. С. Пушкина, Ш. Перро , С. А. Есенина и др. Б. А. Дехтерев находил опору для своего творчества в традициях русской реалистической иллюстрации. Художник сосредоточил свое внимание на создании строгого и благородного облика детской книги, на единстве ее графического оформления, в котором главная роль принадлежит тонкой, выверенной контурной линии карандашного рисунка и мягкой деликатной моделировке формы карандашом или акварелью. Эрудиция и мастерство позволили художнику свободно оперировать многочисленными аксессуарами и бытовыми деталями, добиваться большей достоверности исторической обстановки.
Книги, проиллюстрированные Б. А. Дехтеревым, настоящие книжки с картинками, их можно долго рассматривать, даже не читая текста, разобраться в сюжетном содержании, поскольку каждое событие книги в точности изображено в иллюстрациях. Веселая праздничность и яркая декоративность, любовь к цвету, умение выстроить на листе занимательный графический рассказ — лучшее качество Дехтерева-иллюстратора. Сказочные листы в основном выполнены в технике гуаши или акварели. Желание исходить из содержания и специфики литературного текста всегда присуще художнику. Книга рассматривается им как памятник культуры, со всеми ассоциациями, которые данная конкретно-историческая эпоха вызывает. При этом характер изображения диктуется полем страницы, макетом, разворотом.
Отличает иллюстрации Б. Дехтерева наличие освещения, передача объема при помощи цвета и тени, многоплановость пространства, изящество, сдержанность цветовой гаммы, особая «дехтеревская» образность.
Награды и премии: народный художник РСФСР (1966), Сталинская премия второй степени (1947) — за иллюстрации к повести М. Горького «Детство», Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской (1972) — за иллюстрации и оформление книг «Детство» М. Горького и «Записки охотника» И. С. Тургенева, орден Трудового Красного Знамени, медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Б. А. Дехтерёв умер в 1993 году.
2.3 Иллюстратор поэмы С. Есенина «Анна Снегина»- Б. А. Алимов
Мать Бориса Александровича — Наталия Гембицкая — тоже была художником-иллюстратором; брат Сергей — известнейший аниматор, театральный художник и опять-таки книжный график. «В доме, где я рос, любили книгу, — вспоминал Борис Алимов. — Дед был страстный библиофил и любитель искусства, мама — художник книги. Поэтому-то, наверное, отношение к книге как к предмету искусства возникло ещё в раннем детстве, когда я получал в подарок от деда книжки с чудесными картинками и наблюдал, как рисует мама. Мне всегда казалось, что книга без иллюстраций — это не книга. Не могу себе представить «Остров сокровищ», «Гаргантюа», «Гулливера» и многое другое без картинок».
Учился в 1951-58 в Московском художественном институте им. В. Сурикова у П.П. Соколова-Скаля. С конца 50-х годов работал для журналов и издательств Детгиза, Художественная литература, Современник и Советский писатель. В 1971 на международной выставке в Лейпциге получил бронзовую медаль за оформление книги Ю. Смуула «Ледовая книга». Иллюстрировал книги многих писателей: Я. Ивашкевича, М. Шолохова, М. Твена и др.
Среди его собственных удач следует упомянуть чеховскую «Каштанку», «Конька-Горбунка» П.Ершова, поэму С.Есенина «Анна Снегина», «Приключения Гекльберри Финна» М.Твена, «Судьбу человека» М.Шолохова, «Сорок первый» Б.Лавренёва, «Басни» И.Крылова…
Борис Алимов был глубоко убежден, что русская школа художественной книжной иллюстрации – явление уникальное, и отдавал много сил сохранению российских традиций художников-иллюстраторов. Оформление книг, по его мнению, «трудоемкий процесс, который требует не только профессионализма, но и особого таланта, вдохновения, всех компонентов творчества». Он был уверен, что детская книга не может обходиться без иллюстраций, и всячески стремился противостоять тенденциям последнего времени, когда «слащавая, сентиментальная, мультипликационно-диснеевского плана иллюстрация ... вытеснила все остальное».
Он активно пропагандировал наше искусство на международных книжных форумах. Под его руководством были сформированы экспозиции российской иллюстрации для программ «Россия – Почетный гость» Франкфуртской книжной ярмарки (2003г.), Парижского книжного салона (2005г.), Пекинской международной книжной ярмарки (2006г.) и других.
При его непосредственном участии было подготовлено уникальное издание «Век русского книжного искусства», в которое вошли работы самых известных художников-иллюстраторов, от «мирискусников» Александра Бенуа и Евгения Лансере до наших современников Мая Митурича и Виктории Фоминой.
Борис Алимов неоднократно получал награды на всероссийских и международных конкурсах, оригиналы его иллюстраций хранятся в Государственной Третьяковской галерее и частных коллекциях во Франции, Германии, Швейцарии и США.
Неоднократно награждался дипломами всесоюзных и всероссийских конкурсов за лучшее издание в 1975, 1977, 1979, 1988 гг.
Член союза художников СССР с 1967 г.
В 1997 — звание «Заслуженный художник РСФСР»
в 2002 — член-корреспондент Российской Академии художеств.
Оригиналы его иллюстраций хранятся в Государственной Третьяковской галерее, в частных собраниях Франции, Германии, Швейцарии и США.
3. Заключение
Многие художники иллюстрировали произведения Есенина.
Работая над проектом, мы и сами захотели стать иллюстраторами поэмы С. Есенина. Представляем наши работы.
Когда-то у той вон калитки
Мне было 16 лет,
И девушка в белой накидке
Ворона
Петушок из русских сказок
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Два морехода
Акварель + трафарет = ?