Муниципальное бюджетное общеобразавательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №11»
«эстетическое воспитание
на уроках истории»
Подготовила: учитель истории
МБОУСОШ №11 а. Пшизов
Туова Магирет Зульканиновна
2015г.
В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения таким образом, чтобы он соответствовал идеологии нового стандарта, что нужно изменить в работе учителя, чтобы ученики класса успешно выполнили те требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершению обучения в школе.
Образование как социальное явление полностью зависит от требований общества в тот или иной исторический период. В истории человечества сменились культурно-исторические эпохи, в соответствии с требованиями которых менялась система образования: аграрная, индустриальная. Сейчас мир переходит в третью, информационную, или постиндустриальную, культуру, которая предъявляет другие требования к выпускнику школы.
Итак, на что ориентироваться учителю, конструируя урок, если содержание уже определено?
· Стандарт ориентирует на использование «технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся».
· Стандарт требует учета не только «индивидуальных, психологических и физиологических особенностей учащихся», но и указывает на важную роль и значение «видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения»
· Стандарт ориентирует учителя на «разнообразие организации форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности».
· Стандарт гарантирует «достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования как основы «для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности».
Однако необходимо отметить, что для реализации всех организационных установок Стандарта необходимо ещё одно, не менее важное условие - создание на уроке психологически комфортной атмосферы. Учащийся учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, т.е. развивает регулятивные универсальные учебные действия.
Целью действия ученика является узнавание, открытие, освоение, поэтому он выполняет целый комплекс познавательных универсальных учебных действий: работает с информацией, осуществляет синтез, анализ, использует общие приёмы решения задач.
Формирование творчески активной личности, отмеченной в требованиях ФГОС, невозможно без развития способности воспринимать и оценивать прекрасное в природе, жизни, социуме, а также испытывать потребность в эстетической деятельности. Для практики должно быть характерно сочетание форм и методов, обеспечивающих эстетическое восприятие и включающих учеников в активную эстетическую творческую деятельность, обогащающую чувства, идеалы и вкусы. Стремясь к воспитанию современного человека, необходимо позаботиться и о развитии его эстетической восприимчивости и умении на переживания. Эстетическое чувство есть основа добра и нравственности.
Задачи эстетического воспитания можно условно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — самого включения в эстетическую деятельность, которая предполагает активное участие каждого ученика в созидании прекрасного. Решение этих задач способствует развитию эстетического отношения к действительности, критериями уровня и динамики эстетического восприятия является адекватность воспринимаемого объекта; соотношение интеллектуального и эмоционального. «Чувство изящного, — писал В.Г. Белинский, — есть условие человеческого достоинства... Без него, без этого чувства, нет гения, нет таланта, нет ума, остается один «здравый смысл», необходимый для домашнего обихода жизни, для мелких расчетов эгоизма».
Эстетическое воспитание нового поколения как составляющая часть воспитания в целом, играет важную роль в формировании и развитии самосознания, способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности. Эстетическое воспитание – не только расширение художественного кругозора. Это – организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор и корректор поведения.
Таким образом, одной из приоритетных задач российской системы образования в целом является ориентация на общекультурное развитие обучающихся, что подтверждается Законом РФ «Об образовании»: «Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности...». В профессиональном образовании эта задача дополняется профессиональной культурой и культурой межличностных отношений.
Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.
Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящих о его сущности.
-Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия на учащихся..
-Во-вторых, это формирование способности у школьников воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.
-В-третьих, эстетическое воспитание – это формирование эстетических вкусов и идеалов личности.
-И, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
Суть задачи эстетического воспитания заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях.
Эстетические явления действительности, глубоко воспринятые людьми, способны порождать богатый эмоциональный отклик. Эмоциональный отклик, по мнению Б.Т. Лихачева, является основой эстетического чувства. Оно представляет собой «социально-обусловленное субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением человека к эстетическому явлению или предмету»
В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ученика по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитываемого, уровень его общего развития. Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Учащийся всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт ученика, его побуждения, стремления, переживания.
Методы и приемы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога.
На каждом учебном занятии, по любому школьному предмету имеются огромные возможности эстетического воспитания: красотой логики доказательств и рассуждений, четкой структурой урока, выразительностью речи учителя, аккуратностью выполнения записей, эстетичностью в оформлении демонстраций и других наглядных пособий.
Следует учесть, что предмет История несет в себе воспитательное начало. На исторических событиях, на деятельности тех или иных исторических персонажах, ученик учится быть гражданином своего Отечества, патриотом.
Одним из направлений эстетического воспитания в процессе изучения истории являются письменные работы, сочинения, рефераты учеников на заданную тему, где они способны рассказать, изложить или порассуждать над поднятыми проблемами. Работая в этом направлении, они развивают в себе тягу и к собственному творчеству.
Так же уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий способствуют более активной деятельности учащихся, помогают им ярче, эмоциональнее воспринимать исторические события, обосновывать и отстаивать свою точку зрения, а также расширяют информационное поле учащихся.
Максим Горький когда-то сказал, что «школьный курс истории, - если его не сопровождать живыми повестями, рассказом, очерком и сборником подлинных документов», не может дать яркого представления о различных эпохах и действующих лицах истории. Поэтому применяю на уроках тексты художественной и научно – популярной литературы, материалы периодической печати, исторические документы, иллюстративный материал, средства наглядности и самое главное, фрагменты документальных и художественных фильмов. Использование перечисленных выше средств активизирует познавательную деятельность учащихся.
Закрепить полученные на уроке знания, создать положительную мотивацию в изучении истории помогает и нетрадиционный характер домашних заданий (нарисовать иллюстрацию, написать сочинение-эссе, составить рассказ, подготовить сообщение, доклад, проанализировать документ).
Благотворно влияет на общее развитие учеников, повышает их интерес к предмету собранный в кабинете раздаточный и иллюстративный материал, различного рода памятки, многочисленные тестовые задания, проектные и исследовательские работы.
На моих уроках присутствует атмосфера сотворчества и сотрудничества. Во время занятий я поддерживаю гуманные, цивилизованные и демократические отношения, как с детьми, так и между ними. Эстетическое, нравственное развитие школьников осуществляю через эмоциональное отношение к истории, сопереживание к людям прошлого, с помощью ситуаций нравственного выбора. Но я считаю, что большую роль играет и воспитание личностью самого учителя, его человеческой самоценностью. Моя любовь к детям, грамотная образная речь, внешняя аккуратность, подготовка к урокам являются хорошим фактором эстетического воспитания. В каждом ученике я стараюсь видеть уникальную личность, ищу в ребенке лучшие качества и опираюсь на них, создаю специальные педагогические ситуации, в которых он мог бы проявить себя. Свою позицию по обсуждаемым вопросам не навязываю, свою оценку тому или иному вопросу даю после выступления детей, чтобы не сковывать их мышление. Всегда признаю за учеником право на аргументированную позицию, отстаивать свою точку зрения в споре со мной, с одноклассниками.
На своих уроках я использую такие виды заданий как:
-воображаемое путешествие;
-воображаемое интервью;
-ситуация выбора;
-сочинения от первого лица.
В последнее время в школьной программе появился раздел «Национальный региональный компонент» ,что позволяет уделять большое значение изучению родного края: истории, природе, социальной жизни, быта, хозяйства, культуры, всех сторон деятельности человека в нашем регионе.
Однако познание культуры страны изучаемого народа является не самоцелью, а лишь поводом для более глубокого понимания и осмысления родной культуры.
Я учу детей познать Малую родину, где они появились на свет и выросли. При этом на уроках я использую карты России и Адыгеи и Краснодарского края, флаги, наборы открыток с видами родных мест и достопримечательностей, плакаты, альбомы, фотографии и другие наглядные пособия.
Я считаю, что использование краеведческого материала необходимо на уроках истории. Учащиеся пополняют знания о родном крае, что ведет к формированию уважения к своей стране,к культурным ценностям. Тесная связь обучения с окружающей жизнью, с реально происходящими событиями придает общению коммуникативно-мотивационный характер. Необходимо отбирать материал, который отражает уникальность региона, его неповторимый характер, и в то же время обладает общечеловеческой ценностью, приобщение к которой оказывает положительное влияние на повышение общекультурного уровня учащихся.
Итак, те технологии и методы, которыми я пользуюсь в своей работе, помогают мне обучать, воспитывать и развивать учащихся в соответствии с требованиями нового стандарта, которые предъявляет общество, современный мир к молодому поколению
В заключение хочется подчеркнуть, что педагог должен разбудить в своих учениках живое, цельное, эстетическое воспитание к истории. Без этого не будет подлинного понимания и тех нравственных идей, которые несет в себе этот предмет. За словом – мир мыслей и чувств. За ним – сама жизнь.
Почему мы говорим именно о растущей роли эстетического воспитания в школе? Дело в том, что в современном обществе значительно повысились эстетические требования к труду, к производству, к взаимоотношениям людей. Стремление жить по законам красоты всё глубже проникает в нашу жизнь. Эстетическое воспитание должно естественно соединяться с выработкой мировоззрения у подрастающего поколения, с утверждением в учении, в личной жизни, в общественной работе идеалов гуманизма, любви к своему Отечеству и к её истории. Мы учим наших детей разным наукам, приобщаем их к фантастически прекрасному миру знаний, подводим к научному познанию законов общественного развития, Конечно, это чрезвычайно важно. Но не менее важно и другое – учить постигать сложную науку жизни, ведь только это познание делает человека человеком.
А ведь в конце концов самое-то важное, чтоб все выпускники нашей школы были в первую очередь людьми высокой человеческой пробы.
Вложение | Размер |
---|---|
эстетическое воспитание на уроках истории | 88.34 КБ |
эссе Я миротворец. Работа ученицы 9 класса Надюковой Беллы | 20.05 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразавательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №11»
«эстетическое воспитание
на уроках истории»
Подготовила: учитель истории
МБОУСОШ №11 а. Пшизов
Туова Магирет Зульканиновна
2015г.
В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения таким образом, чтобы он соответствовал идеологии нового стандарта, что нужно изменить в работе учителя, чтобы ученики класса успешно выполнили те требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершению обучения в школе.
Образование как социальное явление полностью зависит от требований общества в тот или иной исторический период. В истории человечества сменились культурно-исторические эпохи, в соответствии с требованиями которых менялась система образования: аграрная, индустриальная. Сейчас мир переходит в третью, информационную, или постиндустриальную, культуру, которая предъявляет другие требования к выпускнику школы.
Итак, на что ориентироваться учителю, конструируя урок, если содержание уже определено?
Однако необходимо отметить, что для реализации всех организационных установок Стандарта необходимо ещё одно, не менее важное условие - создание на уроке психологически комфортной атмосферы. Учащийся учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, т.е. развивает регулятивные универсальные учебные действия.
Целью действия ученика является узнавание, открытие, освоение, поэтому он выполняет целый комплекс познавательных универсальных учебных действий: работает с информацией, осуществляет синтез, анализ, использует общие приёмы решения задач.
Формирование творчески активной личности, отмеченной в требованиях ФГОС, невозможно без развития способности воспринимать и оценивать прекрасное в природе, жизни, социуме, а также испытывать потребность в эстетической деятельности. Для практики должно быть характерно сочетание форм и методов, обеспечивающих эстетическое восприятие и включающих учеников в активную эстетическую творческую деятельность, обогащающую чувства, идеалы и вкусы. Стремясь к воспитанию современного человека, необходимо позаботиться и о развитии его эстетической восприимчивости и умении на переживания. Эстетическое чувство есть основа добра и нравственности.
Задачи эстетического воспитания можно условно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — самого включения в эстетическую деятельность, которая предполагает активное участие каждого ученика в созидании прекрасного. Решение этих задач способствует развитию эстетического отношения к действительности, критериями уровня и динамики эстетического восприятия является адекватность воспринимаемого объекта; соотношение интеллектуального и эмоционального. «Чувство изящного, — писал В.Г. Белинский, — есть условие человеческого достоинства... Без него, без этого чувства, нет гения, нет таланта, нет ума, остается один «здравый смысл», необходимый для домашнего обихода жизни, для мелких расчетов эгоизма».
Эстетическое воспитание нового поколения как составляющая часть воспитания в целом, играет важную роль в формировании и развитии самосознания, способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности. Эстетическое воспитание – не только расширение художественного кругозора. Это – организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор и корректор поведения.
Таким образом, одной из приоритетных задач российской системы образования в целом является ориентация на общекультурное развитие обучающихся, что подтверждается Законом РФ «Об образовании»: «Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности...». В профессиональном образовании эта задача дополняется профессиональной культурой и культурой межличностных отношений.
Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.
Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящих о его сущности.
-Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия на учащихся..
-Во-вторых, это формирование способности у школьников воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.
-В-третьих, эстетическое воспитание – это формирование эстетических вкусов и идеалов личности.
-И, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
Суть задачи эстетического воспитания заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях.
Эстетические явления действительности, глубоко воспринятые людьми, способны порождать богатый эмоциональный отклик. Эмоциональный отклик, по мнению Б.Т. Лихачева, является основой эстетического чувства. Оно представляет собой «социально-обусловленное субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением человека к эстетическому явлению или предмету»
В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ученика по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитываемого, уровень его общего развития. Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное. Учащийся всегда откликается на красивое в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт ученика, его побуждения, стремления, переживания.
Методы и приемы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности педагога.
На каждом учебном занятии, по любому школьному предмету имеются огромные возможности эстетического воспитания: красотой логики доказательств и рассуждений, четкой структурой урока, выразительностью речи учителя, аккуратностью выполнения записей, эстетичностью в оформлении демонстраций и других наглядных пособий.
Следует учесть, что предмет История несет в себе воспитательное начало. На исторических событиях, на деятельности тех или иных исторических персонажах, ученик учится быть гражданином своего Отечества, патриотом.
Одним из направлений эстетического воспитания в процессе изучения истории являются письменные работы, сочинения, рефераты учеников на заданную тему, где они способны рассказать, изложить или порассуждать над поднятыми проблемами. Работая в этом направлении, они развивают в себе тягу и к собственному творчеству.
Так же уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий способствуют более активной деятельности учащихся, помогают им ярче, эмоциональнее воспринимать исторические события, обосновывать и отстаивать свою точку зрения, а также расширяют информационное поле учащихся.
Максим Горький когда-то сказал, что «школьный курс истории, - если его не сопровождать живыми повестями, рассказом, очерком и сборником подлинных документов», не может дать яркого представления о различных эпохах и действующих лицах истории. Поэтому применяю на уроках тексты художественной и научно – популярной литературы, материалы периодической печати, исторические документы, иллюстративный материал, средства наглядности и самое главное, фрагменты документальных и художественных фильмов. Использование перечисленных выше средств активизирует познавательную деятельность учащихся.
Закрепить полученные на уроке знания, создать положительную мотивацию в изучении истории помогает и нетрадиционный характер домашних заданий (нарисовать иллюстрацию, написать сочинение-эссе, составить рассказ, подготовить сообщение, доклад, проанализировать документ).
Благотворно влияет на общее развитие учеников, повышает их интерес к предмету собранный в кабинете раздаточный и иллюстративный материал, различного рода памятки, многочисленные тестовые задания, проектные и исследовательские работы.
На моих уроках присутствует атмосфера сотворчества и сотрудничества. Во время занятий я поддерживаю гуманные, цивилизованные и демократические отношения, как с детьми, так и между ними. Эстетическое, нравственное развитие школьников осуществляю через эмоциональное отношение к истории, сопереживание к людям прошлого, с помощью ситуаций нравственного выбора. Но я считаю, что большую роль играет и воспитание личностью самого учителя, его человеческой самоценностью. Моя любовь к детям, грамотная образная речь, внешняя аккуратность, подготовка к урокам являются хорошим фактором эстетического воспитания. В каждом ученике я стараюсь видеть уникальную личность, ищу в ребенке лучшие качества и опираюсь на них, создаю специальные педагогические ситуации, в которых он мог бы проявить себя. Свою позицию по обсуждаемым вопросам не навязываю, свою оценку тому или иному вопросу даю после выступления детей, чтобы не сковывать их мышление. Всегда признаю за учеником право на аргументированную позицию, отстаивать свою точку зрения в споре со мной, с одноклассниками.
На своих уроках я использую такие виды заданий как:
-воображаемое путешествие;
-воображаемое интервью;
-ситуация выбора;
-сочинения от первого лица.
В последнее время в школьной программе появился раздел «Национальный региональный компонент» ,что позволяет уделять большое значение изучению родного края: истории, природе, социальной жизни, быта, хозяйства, культуры, всех сторон деятельности человека в нашем регионе.
Однако познание культуры страны изучаемого народа является не самоцелью, а лишь поводом для более глубокого понимания и осмысления родной культуры.
Я учу детей познать Малую родину, где они появились на свет и выросли. При этом на уроках я использую карты России и Адыгеи и Краснодарского края, флаги, наборы открыток с видами родных мест и достопримечательностей, плакаты, альбомы, фотографии и другие наглядные пособия.
Я считаю, что использование краеведческого материала необходимо на уроках истории. Учащиеся пополняют знания о родном крае, что ведет к формированию уважения к своей стране,к культурным ценностям. Тесная связь обучения с окружающей жизнью, с реально происходящими событиями придает общению коммуникативно-мотивационный характер. Необходимо отбирать материал, который отражает уникальность региона, его неповторимый характер, и в то же время обладает общечеловеческой ценностью, приобщение к которой оказывает положительное влияние на повышение общекультурного уровня учащихся.
Итак, те технологии и методы, которыми я пользуюсь в своей работе, помогают мне обучать, воспитывать и развивать учащихся в соответствии с требованиями нового стандарта, которые предъявляет общество, современный мир к молодому поколению
В заключение хочется подчеркнуть, что педагог должен разбудить в своих учениках живое, цельное, эстетическое воспитание к истории. Без этого не будет подлинного понимания и тех нравственных идей, которые несет в себе этот предмет. За словом – мир мыслей и чувств. За ним – сама жизнь.
Почему мы говорим именно о растущей роли эстетического воспитания в школе? Дело в том, что в современном обществе значительно повысились эстетические требования к труду, к производству, к взаимоотношениям людей. Стремление жить по законам красоты всё глубже проникает в нашу жизнь. Эстетическое воспитание должно естественно соединяться с выработкой мировоззрения у подрастающего поколения, с утверждением в учении, в личной жизни, в общественной работе идеалов гуманизма, любви к своему Отечеству и к её истории. Мы учим наших детей разным наукам, приобщаем их к фантастически прекрасному миру знаний, подводим к научному познанию законов общественного развития, Конечно, это чрезвычайно важно. Но не менее важно и другое – учить постигать сложную науку жизни, ведь только это познание делает человека человеком.
А ведь в конце концов самое-то важное, чтоб все выпускники нашей школы были в первую очередь людьми высокой человеческой пробы.
Эссе «Я Миротворец»
Как известно, в слове «миротворец» два корня — «мир» и «твор». Отсюда раскрывается значение этого слова. Миротворец - это человек, творящий мир. В моем понимании миротворец должен быть, в первую очередь, Человеком с большой буквы, его должны характеризовать такие черты характера, как толерантность, терпимость, отзывчивость, и конечно же, доброта. Ведь чтобы быть миротворцем надо прежде всего быть хорошим человеком внутри, а не снаружи. Надо подходить внутренне к этому термину, надо чтобы каждый из нас сотворил гармоничный мир в душе, и тогда любой из таких людей сможет называться миротворцем. Такой человек не поднимет руку на ближнего, не обидит детей
Из страниц истории и средств массовой информации мы узнаем, что жить в современном мире становится неспокойно. Очень часто развязываются локальные войны. Несправедливость этих войн заключается как раз в том, что при выяснении отношений между лидерами государств страдают невинные люди. Обидно, что не все это понимают. Если не будет войн, то всем людям станет спокойней, они не будут бояться, например, за своих детей, которые служат в армии. Не будут гибнуть люди в огромных количествах. От войны страдают не только те, кто воюют, но и их семьи, дети, животные и вся планета. Война уносит жизни очень многих людей, а ведь они могли бы стать отличными учеными, врачами, учителями, космонавтами, жить в мире и согласии, растить детей.
Так давайте же жить в мире и согласии! Ведь стоит только задуматься над тем, какого родным и близким, потерявшим своих родственников на войне, так нестерпимая боль пронзает сердце. Слишком велика цена этих, никому не нужных сражений.
Нет на Земле ничего, что могло бы быть ценнее человеческой жизни, и никто не вправе решать за человека, жить ему или умирать.
Я считаю, что мир должен быть во всем мире.
Мне хочется сказать: "Остановитесь, хватит творить зло, сеять ненависть, подвергать нашу жизнь опасности!"
Барсучья кладовая. Александр Барков
10 осенних мастер-классов для детей
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Будьте как солнце!
Весёлые польки для детей