Россия… Русский Север… Немало известных европейских писателей признавали своеобразие России. Р.М.Рильке говорил, что «прочие страны граничат друг с другом, Россия же граничит с Богом…»
На протяжении столетий основной темой русской литературы была тема святости. Из дописьменного небытия литературу, письменную культуру вообще вызвало именно православие. В характере русского человека искать святость и правду. Не отвлечённо-туманный идеал, а реальное праведное житие в миру. Как, например, сказал А.Блок об Аполлоне Григорьеве: «Русский – значит втайне верующий, ибо грешный…»
Образ – библейское понятие, с помощью которого должно объясняться главное событие мироздания – сотворение человека. Уже в первой главе книги «Бытия» сказано: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его» (Быт. 2, 27)
Мы живём в России, где главным смыслом всегда был именно духовный смысл. У русской литературы всегда были вечные вопросы – жизни и смерти, совести, добра и зла. И поэтому она могла заставить человека переосмыслить свою жизнь, себя самого. Заданный митрополитом Илларионом вектор русской духовности – художественного отражения любви к ближнему своему при всём понимании его несовершенства – проходит через всю литературу.
Вчитываясь – вдумываясь в книги наших северных писателей, мы всё более утверждаемся в мысли, что истинная слава их ещё впереди. «Большое видится на расстояньи…»
Вложение | Размер |
---|---|
pravoslavnye_motivy.docx | 54.07 КБ |
pravoslavnye_motivy.pptx | 1.27 МБ |
Городская детская исследовательская конференция «Северная Фиваида»
Духовное возрождение Поморья
(Православные мотивы в произведениях
северных писателей и поэтов)
Вступление
Россия… Русский Север… Немало известных европейских писателей признавали своеобразие России. Р.М.Рильке говорил, что «прочие страны граничат друг с другом, Россия же граничит с Богом…»
На протяжении столетий основной темой русской литературы была тема святости. Из дописьменного небытия литературу, письменную культуру вообще вызвало именно православие. В характере русского человека искать святость и правду. Не отвлечённо-туманный идеал, а реальное праведное житие в миру. Как, например, сказал А.Блок об Аполлоне Григорьеве: «Русский – значит втайне верующий, ибо грешный…»
Образ – библейское понятие, с помощью которого должно объясняться главное событие мироздания – сотворение человека. Уже в первой главе книги «Бытия» сказано: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его» (Быт. 2, 27)
Мы живём в России, где главным смыслом всегда был именно духовный смысл. У русской литературы всегда были вечные вопросы – жизни и смерти, совести, добра и зла. И поэтому она могла заставить человека переосмыслить свою жизнь, себя самого. Заданный митрополитом Илларионом вектор русской духовности – художественного отражения любви к ближнему своему при всём понимании его несовершенства – проходит через всю литературу.
Вчитываясь – вдумываясь в книги наших северных писателей, мы всё более утверждаемся в мысли, что истинная слава их ещё впереди. «Большое видится на расстояньи…»
Архангельский Север – край, не знавший татаро-монгольского нашествия, край, где жил и живёт народ (поморы) по издавна устоявшимся традициям: почитание родителей, уважение и преклонение к родной земле, суровой природе, край, где труд возведён в закон. И это при смирении, при духовном умиротворении. Сегодня мы, живущие в 21 веке, это понимаем; значит, надо не только читать тексты наших земляков, но серьёзно их осмысливать. Особо хочется выделить творчество Ф.А.Абрамова и Н.М.Рубцова. В каком бы возрасте мы ни взяли в руки их произведения, они заставляют думать, анализировать происходящее вокруг, в этом их актуальность. Физически развиться особого усилия не надо, а вот ощутить внутреннее взросление – задача, которую каждый решает сам. Читая страницы Библии, страницы русской литературы, ученик начинает задумываться над словом «почему». Почему мы так живём: хорошо или плохо?.. Хочется верить, что, задумываясь, мы не позволим себе совершать дурные поступки. Как сложно жить, не оступившись по жизни… Хорошо, что любимые писатели нам подскажут, как правильно «идти по жизненной дороге», ведь не всегда родители могут, оберегая нас, нам дать правильное решение жизненной задачи.
Основная часть
а) Душа, духовность – это…
Недавно прочитав поэтические строчки И.Бунина («Джордано Бруно»):
Мир – бездна бездн. И каждый атом в нём
Проникнут Богом – жизнью, красотою.
Живя и умирая, мы живём
Единою, всемирною Душою…
- вновь задумалась над тем, что такое душа, духовность…
Как понять, как о сложном сказать доступно? Возможно ли?
Читая литературу о нравственно-духовном воспитании, узнала, что человек живёт в трёх сферах: во-первых, это биологическая сфера (выжить, не умереть, найти по жизни пару, дать потомство, вырастить его); во-вторых, это социальная (реализовать себя, найти своё место в обществе, занять это место); в-третьих, это духовная сфера (понять, зачем я живу, для чего пришёл в этот мир, есть ли у меня цель, которая даст смысл всей жизни, одухотворит, наполнит светом истины?)
Преподобный Серафим Саровский так определил главные задачи земной жизни человека: это хранение и возделывание доверенного Богом человеку мира; это утверждение добра и сопротивление злу; это становление в человеке Духовной личности.
Как соотнести три понятия: тело, душа, дух? Многих, как правило, интересует только тело… Красив ли ты?! Заглянув в словари, удивилась, эти слова многозначные.
Душа – 1) внутренний, психический мир человека; 2) свойство характера; 3) нематериальное, бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после смерти. Дух – 1) сознание, мышление, психические способности; начало, определяющее поведение; 2) внутренняя, моральная сторона; 3) бесплотное сверхъестественное существо; 4) содержание, истинный смысл чего-либо.
Духовность – это выполнение общечеловеческих нравственных норм, это сопричастность человека к святости, это постоянное самосовершенствование. Духовные ценности: осознанное познание себя и мира; стремление к изменению себя в соответствии с познанными законами; изменение себя как следствие свободного волеизъявления индивидуума; не препятствие свободному выбору других людей; внутренняя религиозность.
В Священном Писании сказано, что Бог – един, а не триедин, и что Он проявляет Себя по-разному в зависимости от функции, которую Он выполняет в той или иной ситуации. Слово «Троица» не встречается в Библии ни разу. Троица – это не триединый Бог, а Божий трёхступенчатый план спасения человечества: Бог Отец пришёл на землю в образе человека (Сына Божия), чтобы умереть за наши грехи на кресте. После воскресения и вознесения на небеса, Бог Отец сошёл на землю как Святой Дух, чтобы жить в сердцах тех, кто верой принял Иисуса Христа своим Господом и Спасителем.
Эту идею можно проиллюстрировать примером (осмысливая икону «Троица» Андрея Рублёва). Как известно, вода может находиться в следующих агрегатных состояниях: лёд (твёрдое состояние), пар (газообразное), жидкость. Нельзя сказать, что лёд, пар и вода – это три разные типа воды. Также нельзя сказать, что вода триедина, где все три части (лёд, пар и вода) составляют одну и ту же воду. Но правильным будет сказать, что лёд, пар и жидкость – это вода, которая проявляет себя
по-разному в зависимости от ситуации (температуры окружающей среды). То же самое справедливо по отношению к Богу. Троица – это не триединый Бог, а три функции, которые осуществляет Бог в рамках плана спасения человечества.
Н.А.Бердяев писал: «В русской литературе… религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира. Вся наша литература 19 века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни… Соединение муки о Боге с мукой о человеке делает русскую литературу христианской даже тогда, когда в сознании своём русские писатели отступали от христианской веры…»
б) стихотворение «В осеннем лесу» Николая Рубцова…
Николай Михайлович Рубцов (1936 - 1971) родился в посёлке Емецк Архангельской области. Написал много стихотворений о своей малой родине, русской природе и истории. Человек и природа в его поэзии связаны неразрывно, составляют единое целое.
Когда мы в 5 классе читали стихотворение «Доволен я буквально всем…», оно как-то сразу запало в душу.
Доволен я буквально всем!
На животе лежу и ем.
Бруснику, спелую бруснику!
Пугаю ящериц на пне,
Потом валяюсь на спине,
Внимая жалобному крику
Болотной птицы...
Надо мной
Между березой и сосной
В своей печали бесконечной
Плывут, как мысли, облака,
Внизу волнуется река,
Как чувство радости беспечной...
Я так люблю осенний лес,
Над ним - сияние небес,
Что я хотел бы превратиться
Или в багряный тихий лист,
Иль в дождевой веселый свист,
Но, превратившись, возродиться
И возвратиться в отчий дом,
Чтобы однажды в доме том
Перед дорогою большою
Сказать: - Я был в лесу листом!
Сказать: - Я был в лесу дождем!
Поверьте мне: я чист душою... (1967)
О чём это стихотворение? О состоянии человека на лоне осенней родной природы. Слово «душа» - ключевое понятие в этом стихотворении. Как важны эти слова: «… я чист душою…»
Нравственность, духовная чистота… Почему так важны?
Обучаясь в школе, постепенно понимаешь, что художественный текст как зашифрованная криптограмма. В центре – человек, микрокосмос в макрокосмосе…Поэзия Н.Рубцова – это действительно та сказочная живая вода, которая способна помочь исцелению души. Заметим ли мы, читая текст, чувство радости и чистоты, охватывающее поэта от общения с миром природы? Его охватывает желание раствориться в чистой речной воде, в осеннем лесу, умытом дождём, слиться с листьями и облаками и снова возродиться, но уже другим человеком, который стал лучше, чище, красивее. Мир – как большое зеркало, в которое мы смотрим, как в чистую воду. Мы – часть мира, и если он хорош, то и мы должны быть тоже. Сам Рубцов говорил об этом: “Все темы души – это вечные темы, и они никогда не стареют, они вечно свежи и общеинтересны”. Все стихотворения Рубцова освещены высокими мыслями и чувствами. Критик Василий Оботуров сказал об этом так: «У каждого есть предмет поэзии. Для кого-то существует поэзия скоростей, но не для Рубцова. Ему роднее переданный в наследство Пушкиным, Кольцовым, Тютчевым, Есениным интерес к природе, к интимной жизни человеческой души. Современному человеку – увы! – часто оказывается не до этого: в вечной спешке и жаворонка ему не услышать, не увидеть, как почки на деревьях распускаются. И Рубцов тайны зелёного мира открывает для всех… Жизнеутверждающая и грустная, зовущая к раздумью и действию, поэзия Рубцова настраивает душу человека на волны добра и участия к людям. Без поучений и назиданий зовёт она к состраданию и совестливости, а в хаосе противоречивых случайностей помогает открыть гармоничность целого мира…», то есть стать лучше и чище.
Случайно ли в стихах Рубцова столь часто встречается образ души?
О чём это говорит? Какой смысл вкладывает поэт в этот образ? Почему мир человеческой души так волнует Рубцова?
Читая книги, продолжу размышлять над этими вопросами.
в) повесть «Поездка в прошлое», рассказ «Из колена Аввакумова» Ф.А.Абрамова
Фёдора Александровича Абрамова (1920-1983) называют совестью русской литературы. «Будить, всеми силами будить в человеке человека», -так он определял свое писательское кредо. Любовь и боль, сострадание и восхищение - эти общечеловеческие чувства двигали пером и сердцем писателя. Творческая деятельность Ф.А. Абрамова многообразна. Всё его творчество посвящено духовно-нравственным проблемам общества, в первую очередь проблеме сохранения национальной культуры и её истоков, внутренней красоты русского национального характера.
Размышляя над православной наполненности книг Фёдора Александровича Абрамова, вспоминается известный всем факт из детства писателя: он мечтал стать похожим на своего односельчанина, жившего за четыре столетия до него, на святого праведного отрока Артемия Веркольского…
"Я только что приехал в свою родную деревню и, как всегда, первым делом вышел на "горочки", то есть на угор, на котором стоит наша деревня, полюбоваться цветущими лугами внизу, красавицей Пинегой, старинным белокаменным монастырем за рекой…" Это не из записных книжек писателя, это из его статьи "Сюжет и жизнь", опубликованной в 1971 году в "Литературной газете"… Белокаменный монастырь за рекой — монастырь Артемия Веркольского, и это на него первым делом по приезду в Верколу обращается взгляд писателя Фёдора Абрамова…
Перечитывая книги Фёдора Абрамова, мы повсюду обнаруживаем незримое присутствие праведного отрока Артемия, точно так же, как незримо присутствовал он на протяжении всего жизненного пути самого Абрамова. "Всякий приблизительный, смягчённый, подкрашенный разговор о жизни — он безнравственный. Он не выдерживает прежде всего нравственного суда, — говорил Фёдор Абрамов. — Всякое умаление правды — самая большая вина писателя".
Как знаменательно, что эти слова произнёс человек, мечтавший в детстве стать похожим на праведного отрока…Между тем, совершенно очевидно сейчас, что Фёдор Абрамов с величайшей правдивостью и необыкновенной художественной глубиной создал эпопею о русской, задыхающейся без православия душе…В напечатанной уже после кончины писателя повести "Поездка в прошлое" Фёдор Абрамов создал образ Микши, который с восхищением говорит о дядьях, что "им отправить человека на тот свет ничего не стоит. Ух, идейные".
Микша — это образ Антиартемия (если можно так сказать). И, наверное, это самая страшная книга писателя. В ней определена точка национального и духовного опустошения, после которой уже невозможно ни возрождение страны, ни собственное возвращение… Писатель-коммунист Абрамов и праведный отрок Артемий… Их многое роднило. Они родились в одной деревне. В крестьянских семьях. С раннего детства им был знаком крестьянский труд. Но кроме внешнего было и внутреннее сходство, которое не позволяло Фёдору Абрамову, несмотря на все перипетии судьбы, превратиться в ещё одного Микшу. Увы… Фёдор Абрамов никогда не пытался воцерковиться. Как бы наощупь искал он нравственные опоры. И, кажется, только то, что всю жизнь находился он в храме русского языка, созданном православным народом, и спасло его. Более того, это и позволило ему — об этом свидетельствуют и его книги, и сама его жизнь — найти в себе Артемия.
Поразительно, но и в самой судьбе Фёдора Абрамова можно различить сходство с судьбой праведного отрока, на которого так хотелось быть похожим писателю в детстве. Вспомните, что когда четыре столетия назад прогремела гроза над Верколой, когда упал на землю бездыханный отрок, веркольские мужики не сразу поняли, что случилось. Более того, они решили, что Артемий — страшный грешник, и не стали даже и хоронить его, а отнесли тело в лесную чащу. И можно, можно было бы поговорить об отчуждении земляков по мере выхода книг Фёдора Абрамова от своего великого земляка, которое после публикации открытого письма "Чем живём-кормимся", превратилось в явную вражду. Но что говорить о веркольцах, если и все мы, подобно им, так и не осознали пока по-настоящему необходимости книг Фёдора Абрамова в нашей сегодняшней жизни. Нет сомнения, что так же, как четыре столетия назад вернулся к веркольцам, врачуя и исцеляя их болезни, святой праведный Артемий Веркольский, вернётся в наш двадцать первый русский век и русский писатель Фёдор Абрамов. Об этом мы размышляли, когда шли по реке из монастыря в Верколу.
Рассказ «Из колена Аввакумова» был написан в 1978 году.
Что удивило после прочтения рассказа «Из колена Аввакумова»?
Что происходило в Койде? Кто такие икотницы? Что поведала Соломея?
Когда мы берём в руки книгу, то сначала пытаемся осмыслить название. Протопо́п Аввакýм: кто он такой? Аввакýм Петро́вич, (25 ноября 1620 года, Григорово, Нижегородский уезд — 14 апреля 1682 года, Пустозёрск) — протопоп города Юрьева-Повольского, противник церковной реформы Патриарха Никона XVII века, духовный писатель. В 1667 году Аввакум был наказан кнутом и сослан в Пустозерск на Печоре. 14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозерске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания… В 1916 году старообрядческая церковь причислила Аввакума к лику святых. Чтобы осознать, кто такие старообрядцы, много читала и думала. Интересна картина «Сожжение протопопа Аввакума» Григория Григорьевича Мясоедова, написанная в1897 (холст, масло. 67,5х103,5). Страшную казнь изобразил художник. После многих лет самой жуткой тюрьмы, голода, издевательств, протопоп Аввакум был приговорён к сожжению на костре заживо. Пустозерск (место казни) - небольшой северный городок. Посмотреть на казнь собрались жители всех сословий. Языки пламени приближаются к фигурам обречённых. Поднимается тяжёлый желтоватый дым. К столбам привязаны двое. Протопоп Аввакум - идеолог раскола, защитник "старой" веры - седой старик, истощённый до крайности, но не сломленный, полный неистового желания отстоять "истинную веру". Он вглядывается в толпу, желая каждому свидетелю его гибели заглянуть в глаза перед смертью. В толпе выделяется боярин в расшитой золотом шубе, дьяк, держащий в руках царский указ, зачитанный незадолго до начала казни, священник, читающий отходную молитву. Все трое представляют на картине власть. Защитники власти - стрельцы, выделяющиеся красными кафтанами - охраняют костер от напора толпы. Собравшийся на казнь народ разнолик. Те, кто сочувствуют Аввакуму, видны сразу. Но таких совсем немного. Женщина протянула руки к приговорённым, мужчина поднявший руку в двоеперстии, символ старообрядчества. Но большинство присутствующих равнодушны.
Копьё в руках стрельца, фигуры несчастных на костре, церковь на фоне казни, толпа зевак - все эти детали рождают ассоциации с распятием Христа на Голгофе. Автор словно пытается сказать, что истинный размер запечатлённой трагедии станет ясен гораздо позднее. Известно, что именно после казни Аввакума, началось массовое переселение старообрядцев-раскольников за пределы России…
Абрамов называл свою тётю Ирину Павловну первым человеком, оказавшим на него огромное воздействие. “Она была начитанна, - говорил он, — она прекрасно, знала житийную литературу, она любила духовные стихи, всякие апокрифы. И вот целыми вечерами, бывало, люди слушают, и я слушаю, и плачем, и умиляемся. И добреем сердцами. И набираемся самых хороших и добрых замыслов. Вот первые уроки доброты, сердечности, первые нравственные уроки — эти уроки идут от моей незабвенной тетушки Ириньи”.
Семейные традиции старообрядчества - обособленный уклад жизни, воздержание, трудолюбие, твёрдость в отстаивании своих убеждений - всё это не могло не оказать влияния на мировоззрение будущего писателя.
Церковные новшества, введённые патриархом Никоном, сверху, единым махом, без малейшей подготовки к ним неграмотного населения и рядовых священнослужителей, обернулись для России большой бедой, отголоски которой ощущал своим чутким сердцем писатель Фёдор Абрамов. Фёдор Александрович глубоко интересовался сложными проблемами раскола. С каким пониманием и сочувствием воссоздал писатель внутренний мир староверки Соломиды! Сходив в юности «по обвету» на место сожжения «праведника и воителя за истинные веры протопопа Аввакума», эта ослепшая старуха перенесла все страдания и муки за свою принадлежность к расколу. Несмотря на тяжкие испытания, выпавшие на её долю, Соломида была твёрдо убеждена в том, что «божий мир любовью держится». Думается также, что далеко не случаен был интерес самого Абрамова к жизни протопопа Аввакума, место сожжения которого он посетил. По свидетельству Александра Алексеевича, уроженца тех мест, взволнованный Фёдор Абрамов произнёс на предполагаемом пепелище такие слова: «Духом своим силён был Аввакум. Непобедимым духом. Такую силу духа никто не может своротить. Истинно русский характер».
Фёдора Александровича Абрамова часто называют совестью русской литературы. Сам Ф.А. Абрамов признавался, что все его писания, по существу, - разгадка русского характера. Пристальное изучение глубинных пластов народной жизни, познание исторически сложившегося русского национального характера, противоречивой и сложной души русского крестьянина было постоянным предметом творческого исследования писателя. Очевидно, что и ключ к пониманию творчества Ф. Абрамова - это понятие о русском национальном характере.
Заключение
Интерес к творчеству писателя будет происходить вместе с возрастанием нравственной и духовной культуры, ибо подобное познаётся подобным. Обращение к Библии – это вытеснение бездуховности, поразившей наше общество, возрождение наших корней. Вся мировая культура – музыка, живопись, литература, театр – пронизана мотивами Библии, без знаний библейских заповедей, сюжетов, библейских выражений невозможно в полной мере приобщиться к культуре, созданной человечеством.
Практическая значимость этой работы, как нам видится, заключается в возможности применения результатов исследования при изучении творчества и других писателей. Выводы, к которым пришли в процессе работы над темой:
• Ф. Абрамов и Н.Рубцов - неповторимые национальные художники, глубоко русские по духовной сути. Будучи пассионарной личностью, занимая позицию писателя-патриота и гражданина, они участвуют и по сей день в формировании национального самосознания.
• Писатель и поэт в своём творчестве ориентировались на читателя, глубоко укоренённого в национальной традиции. С этим связана интертекстуальность и диалогичность их текстов.
• Герои Абрамова являются ярким воплощением национального характера, носителем самобытной индивидуальности, положительных и отрицательных черт.
• Русский национальный характер в произведениях Ф.Абрамова проявляется на уровне содержания и формы. Жанр в его творчестве становится формой выражения национальной идентичности. В рассказах писателя выявляются различные аспекты прямого или опосредованного влияния творчества предшественников (протопопа Аввакума).
Приложение
Социологический опрос: В марте 2015 года было опрошено 225 респондентов, это учащиеся МБОУСШ № 36 (8, 9-ые, 10-ые классы, взрослые).
Затруднились с ответом – 89,8%
Знают и понимают, что такое душа – 3,9%
Считают, что каждому надо формировать в себе духовность – 6,3%
Слайд 1
Православные мотивы в произведениях северных писателей и поэтов. Баландина Людмила, ученица 8б класса МБОУСШ №36Слайд 2
Что такое дух, душа, тело?... тело душа дух Ф.А.Абрамов и Н.М.Рубцов
Слайд 3
Духовность – это выполнение общечеловеческих нравственных норм, это сопричастность человека к святости, это постоянное самосовершенствование. Духовные ценности: осознанное познание себя и мира; стремление к изменению себя в соответствии с познанными законами; изменение себя как следствие свободного волеизъявления индивидуума; не препятствие свободному выбору других людей; внутренняя религиозность.
Слайд 4
Икона А.Рублёва «Троица»
Слайд 5
В осеннем лесу Доволен я буквально всем! На животе лежу и ем Бруснику, спелую бруснику! Пугаю ящериц на пне, Потом валяюсь на спине, Внимая жалобному крику Болотной птицы... надо мной Между березой и сосной В своей печали бесконечной Плывут, как мысли, облака, Внизу волнуется река, Как чувство радости беспечной... Я так люблю осенний лес, Над ним — сияние небес, Что я хотел бы превратиться Или в багряный тихий лист, Иль в дождевой веселый свист, Но, превратившись, возродиться И возвратиться в отчий дом, Чтобы однажды в доме том Перед дорогою большою Сказать: — Я был в лесу листом! Сказать: — Я был в лесу дождем! Поверьте мне: я чист душою...
Слайд 6
Поэзия Н.Рубцова – это действительно та сказочная живая вода, которая способна помочь исцелению души. Заметим ли мы, читая текст, чувство радости и чистоты, охватывающее поэта от общения с миром природы? Его охватывает желание раствориться в чистой речной воде, в осеннем лесу, умытом дождём, слиться с листьями и облаками и снова возродиться, но уже другим человеком, который стал лучше, чище, красивее. Мир – как большое зеркало, в которое мы смотрим, как в чистую воду. Мы – часть мира, и если он хорош, то и мы должны быть тоже. Сам Рубцов говорил об этом: “Все темы души – это вечные темы, и они никогда не стареют, они вечно свежи и общеинтересны”.
Слайд 7
Артемиев Веркольский монастырь на Пинеге
Слайд 8
Перечитывая книги Фёдора Абрамова, мы повсюду обнаруживаем незримое присутствие праведного отрока Артемия, точно так же, как незримо присутствовал он на протяжении всего жизненного пути самого Абрамова. "Всякий приблизительный, смягчённый, подкрашенный разговор о жизни — он безнравственный. Он не выдерживает прежде всего нравственного суда, — говорил Фёдор Абрамов. — Всякое умаление правды — самая большая вина писателя".
Слайд 9
Старообрядцы: от церковного раскола – к признанию. Картина П.Е.Мясоедова «Сожжение протопопа Аввакума», 1897
Слайд 10
Фёдора Александровича Абрамова часто называют совестью русской литературы. Сам Ф.А. Абрамов признавался, что все его писания, по существу, - разгадка русского характера. Пристальное изучение глубинных пластов народной жизни, познание исторически сложившегося русского национального характера, противоречивой и сложной души русского крестьянина было постоянным предметом творческого исследования писателя. Очевидно, что и ключ к пониманию творчества Ф. Абрамова - это понятие о русском национальном характере.
Слайд 11
Спасибо за внимание
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Крутильный маятник своими руками
Проказы старухи-зимы
Одна беседа. Лев Кассиль
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен