Школа… Родная школа… Эти слова никого не могут оставить равнодушным. Для одних - это место получения знаний, для других – их детство и годы взросления, для третьих – второй дом, их жизнь и судьба. В нашей стране десятки тысяч школ, и у каждой - своя неповторимая история, свое особое лицо.
Какова же судьба нашей школы? До недавнего времени для нас она была местом, где учимся мы, учились наши родители и бабушки. Здесь мы впервые узнали, что наша школа старше, чем мы могли предположить. И мы заинтересовались, а какой была школа в прошлом? Сколько детских голосов помнят стены нашей родной школы? Кто в ней учился и работал? Какими достижениями, замечательными людьми, традициями богата история нашей школы?
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.7 МБ |
![]() | 97.5 КБ |
![]() | 573 КБ |
![]() | 814.5 КБ |
Оглавление
Введение
Глава 1. Трудное начало
Глава 2. Развитие образования: от избы-читальни до муниципального образования.
Заключение
Библиография
Приложение
Согласие на обработку персональных данных
Введение
Школа… Родная школа… Эти слова никого не могут оставить равнодушным. Для одних - это место получения знаний, для других – их детство и годы взросления, для третьих – второй дом, их жизнь и судьба. В нашей стране десятки тысяч школ, и у каждой - своя неповторимая история, свое особое лицо.
Какова же судьба нашей школы? До недавнего времени для нас она была местом, где учимся мы, учились наши родители и бабушки. Здесь мы впервые узнали, что наша школа старше, чем мы могли предположить. И мы заинтересовались, а какой была школа в прошлом? Сколько детских голосов помнят стены нашей родной школы? Кто в ней учился и работал? Какими достижениями, замечательными людьми, традициями богата история нашей школы?
Актуальность нашей исследовательской работы. Знать историю школы, в которой мы учимся. Иметь чёткое представление о самой школе. Более половины информации о школе можно получить, зная ее историю.
В ходе нашего исследования мы хотим выяснить, когда была создана наша школа, как развивались и сохранялись на протяжении десятилетий школьные традиции. Какую роль играла школа в культурной жизни нашего микрорайона?
Проблема: Неизученность истории, разрозненность имеющихся данных по истории нашего образовательного учреждения.
Цель исследования: Восстановление истории школы.
Задачи:
1. Собрать материал об истории появления школы
2. Опираясь на данные городских архивов, воспоминания жителей села старшего поколения, собрать сведения о развитии школы и её роли в жизни микрорайона.
Методика исследования. Работая над исследованием, мы обратились за помощью в школьный краеведческий музей, в котором были собраны и бережно сохраняются материалы по истории сельского народного образования, архивным данным школы.
В ходе исследования мы брали интервью о школе у выпускников различных лет. Многие выпускники предоставили в наше распоряжение старинные школьные фотографии из семейных альбомов.
Использовались ресурсы Интернет и краеведческий материал.
Объект: Становление и развитие школы на территории Михайловского сельского совета.
Предмет: Муниципальная общеобразовательная школа.
Глава 1. Трудное начало
Каждый год все дети нашей большой страны 1 сентября отправляются в школу за знаниями. Современного человека невозможно представить, не умеющим писать и читать, а ведь всеобщее обязательное образование в нашей стране было введено только в XX веке. Но идея эта зародилась уже после отмены в 1861 году крепостного права, только путь к ее осуществлению оказался долгим и непростым.
История донесла до нас слишком мало сведений о развитии школьного образования нашего села. Точное время создания школ на территории села не известно. (Приложение 1)
Анализ статистических данных свидетельствует о том, что школы, действующие на территории села и близь лежащих деревень являлись церковно-приходскими.
Обучением грамоте народа занимались церковнослужители, для этого возле храмов и монастырей возникали небольшие церковно-приходские школы. Знания в них получали простые: Закон Божий, чтение, письмо и «цифирь», т.е. первые правила исчисления.
Первое упоминание о сёлах, входящих в Михайловский сельсовет, относится к 1861 году. Тогда в Липовскую волость входили с. Тёплый Колодезь, с. Михайловка, д. Знаменка. (Приложение 1)
Появилась после школьной реформы 1804 года церковно – приходская школа (начальная школа при церковном приходе) и находилась в ведении духовного ведомства, то есть Святейшего Правительствующего Синода.
В 1848 г прошло освящение Дмитриевской церкви (село Михайловская, ныне село Михайловка). Её открытие стало возможным благодаря вспомоществованию помещиков Римского-Корсакова и Александра Дмитриевича Дурново (тайный советник, шталмейстер, почетным попечителем Курской учительской семинарии). Силами крестьян был построен каменный, крепкий, покрытый железом храм. (Приложение 2 схема 1)
В 60-х годах 19 века в селе Михайловка учреждена земская однокомплектная школа смешанного вида, в которой обучались как девочки, так и мальчики. В первом отделении обучалось 32 ребёнка: мальчиков 28, девочек - 4; во втором отделении 12 учеников, из них 8 мальчиков и 4 девочки; третье отделение состояло только из мальчиков. Следовательно, дети проходили три года обучения.
С 1902 по 1917 год на территории Михайловского поместья действовала церковноприходская школа в д. Корсовка (Корсовская), в которой обучалось 39 мальчиков и 19 девочек, и д. Козьино (Козьинская). Первоначальная дата создания не известна.
Обучение проводилось до 4-го класса, изучали Закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение. (Приложение 3 рис 1)
Школа находилась в специальном здании. (Приложение 3 рис 2) Учителями были люди, получившие образование в заведениях Ведомства православного исповедования.
Церкви в основном принадлежала функция обучения и религиозно-нравственного воспитания подрастающего поколения, был приоритет воспитательных задач над образовательными. На первый план ставили формирование из подрастающего поколения верных сынов официальной церкви, изучение грамоты и других предметов считалось «второй целью». Согласно закону 1884 г «Правила о церковно-приходских школах» цель данной школы – «утверждать в народе православное учение веры и христианской нравственности и первоначальные полезные знания».
Уровень школьного образования был далёк от идеального, хотя уже сформировалась система образования. И в этом несомненно заслуга Церкви.
Роль священнослужителей в развитии народного образования огромны. Хотя им и вменялось в обязанность законоучительство, то есть преподавание Закона Божия, но они были и строителями школ и их заведующими.
В начале ХХ века проявил себя священник Василий Петрович Зиборовский (Михайловское и Петрищевское земские училища, Михайловская церковно-приходская школа); псаломщик Мильшин Григорий Ефремович. Церковный Совет: Скворцов Михаил Денисович - председатель Церковного Совета, Кизилов Фёдор Титович - староста, Миненков Максим Константинович, Мерцалов Иван Мартынович, Малыхин Никанор Данилович, Хмелевской Михаил Павлович, Толстых Паликан Филатович, Соловьёв Сергей Иософич, Воднев Гаврил Ермилович, Скворцов Федот Ильич, Сбитнев Стефан Еремеевич, Кепов Антон Прокофьевич, Салпанов Стефан Кириллович, Евсеев Роман Михайлович, Панин Савелий Иванович, Ермаков Александр Иванович, Крюков Иван Николаевич, Дрожжин Григорий Иванович, Панин Никанор Тимофеевич, Басенко Сергей Ильич, Гапон Трофим Иванович, Одинцов Семён Оксенович, Житник Иосиф Иванович, Швец Александр Иванович, Петрищев Михаил Антонович, Петрищев Пётр Михайлович, Петрищев Стефан Алексеевич.
Известно, что достаточно серьёзной проблемой на Руси во все времена было злоупотребление спиртными напитками. Церковь осуждала пьянство, регулярно проводила воспитательную работу в этом направлении со своим клиром и даже применяла меры принудительного воздействия.
Школы села Михайловское имели своих попечителей. Попечителями избирались, как правило, местные купцы. Попечители оплачивали часть расходов на содержание школы: отопление, ремонт, книги и учебные принадлежности и др. Одним из таких являлся церковный староста Дмитриевской церкви Фёдор Петрович Кизилов, который длительное время был бессменным ктитором своего прихода. Проявлял заботу о храме, выделял щедрые пожертвования на его украшение и поддерживание в надлежащем порядке.
С введением земских учреждений - начали создаваться земские школы. Так в 1904 г открыта земская школа в д. Петрищево. (Приложение 2 схема 2)
Учителями в церковно-приходских школах в основном работали священники и члены их семей, в земских - нанимаемые учителя. По большей части, эти учителя были с домашним образованием.
Школа представляла собой учебное заведение с трёхлетним курсом, где дети всех трёх лет обучения (разделённые на три отделения) одновременно занимались в одной классной комнате с единственным учителем. В школе преподавали элементарные знания по природоведению, географии, истории, русский язык и чистописание, арифметику в простейшем изложении, Закон Божий и церковнославянский язык, церковное пение. Основной задачей школы признавалось сообщение ученикам устойчивых навыков грамотности. Обучением в школе занимались постоянно занятые народные учителя, а также приходящие законоучители-священники. В школе обучались дети обоих полов без ограничения по сословиям и вероисповеданиям. Обучались в земских школах обычно дети в возрасте 8—12 лет. Обучение было бесплатным.
Важнейшим условием открытия этих учебных заведений было обязательство земства и сельских общин обеспечить их помещением, выделять средства на содержание учителей и приобретение учебников. Школы размещались, в основном, в наемных зданиях или при церквях. (Приложение 4)
Здание зимой отапливали соломой. За каждого ученика надо было привезти воз соломы. Учились в основном мальчики, девочек дома учили шить, прясть, ткать, вышивать… Но подавляющее большинство населения села оставалось неграмотным. Образование всем было недоступно, лишь небольшая часть школьников завершала учебу в начальной школе.
Школы содержались земствами и находились под контролем чиновников Министерства народного просвещения — директоров и инспекторов начальных училищ. Финансирование школ было совместным, осуществлялось за счёт сельских обществ и волостей, земств и государства; при этом финансовое участие государства постоянно росло, в то время как участие крестьянских обществ сокращалось.
После революции 1917 года школа была закрыта. Помещение было приспособлено под клуб.
В 1942 году здание Петрищевской школы было разобрано фашистами для строительства моста.
Глава 2. Развитие образования: от избы-читальни до муниципального образования.
После событий Октября здания церковно-приходских школ было передано под жилье учителям, где впоследствии находилась школьная мастерская для проведения уроков труда.
Учителям приходилось работать в две смены в дневной школе, а вечером - в группах ликвидации неграмотности среди взрослых. Обучение проводилось по домам.
Безусловно, определяющую роль в развитии начального образования в нашем крае сыграло взаимодействие церковных и земских учреждений. Но все же, особенно велика была заслуга земства, которому буквально пришлось создать народное образование, тем самым повысить уровень развития народа и пробудить его к знаниям. Среди крестьян созрело желание учить своих детей грамоте, так что настоящая школа не может вместить всех желающих. Трагические события в истории нашей страны начала XX в. приостановили этот процесс, но в сознании народа уже укрепилось желание учиться, барьер невежества был преодолен.
В 1935 году введено всеобщее семилетнее образование.
Население села росло. В конце 20-х - нач 30-х годов на территории Михайловского сельского Совета проходила коллективизация. Было создано 13 колхозов: "Активист" - в с. Толстый Колодезь, им. Ворошилова - д. Хрущёвка, им. Карла Маркса - д. Экономия (ныне Михайловка), "Красный воин" - д. Дурновка, "Красная заря" - д. Дубровка, "Красный Октябрь" - д. Трухачёвка, им. Ленина - д. 2-я Знаменка, "Луч Свободы" - с. Толстый Колодезь, им. Молотова - д. Хрущёвка, "Победа" - х. Споручный, "Путь к Социализму" - д. 1-я Знаменка, им. 15 Октября - д. Основное, "Свободный Май" - д. Корсовка. На территории Петрищевского сельского Совета находилось два колхоза: им. Кирово - д. Петрищево, "Пятилетка в 4 года" - х. Малиновка. Таким образом в Михайловский сельсовет входило 14 населённых пунктов с населением 4620 человек; в Петрищевский сельский Совет входило три населённых пункта с населением 1019 человек.
Существующие школы не могли вместить всех желающих учиться. Следствием этого наблюдается отказ при приёме детей в школу. Причинами для этого служили: 1) теснота помещений и 2) малолетство будущих учеников, так как многие родители вели детей в школу, как в детский сад, желая освободиться от них, чтобы дома не мешали.
Появилась необходимость строительства новых начальных школ.
К середине 30 годов до сельской глубинки дошли процессы закрытия, разрушения, использование храмов для утилизации нужд на основании постановления 1929 г ВЦИК и СНК СССР "О религиозных объединениях". Этот документ дал старт заключительным, самым варварским мероприятиям в деле борьбы с религиозными чувствами верующих.
Решением от 5 июня 1936 г была закрыта Александро-Невская церковь в селе Толстый Колодезь, В решениях от 13 июня 1937 г по Дмитриевской церкви села Михайловки и от 20 июля 1937 года по Архангельской церкви села Нижнего Ольховатого была указана конкретная цель - передать на строительство школ.
Открылись следующие начальные школы.
В Козьевской начальной школе обучались дети до 4-го класса. В 5-ый класс ходили в с. Полевое, которое находилось на расстоянии 3-4 км от места жительства. Учителя: Иващенко Михаил Иванович и Елена Арцыновна.
Кизиловская начальная школа - обучались дети из д. Трухачевка, Корсовка, Луцековка,
Учителя: Петрова Елизавета Григорьевна, Любаков Навел Константинович;
Снатская начальная школа - из д.Хрущевка, Дурновка.
Учителя: Хмелевская Таисия Яковлевна;
Козьевская начальная школа - дети из д. Козьино.
Учителя: Шинкоренко Клавдия Дмитриевна,Крюков Иван Егорович, Петрищева Нина Егоровна;
Петрищевская начальная школа - дети из д. Петрищево.
Учителя: Петрищева Татьяна Григорьевна.
Располагались школы В специальных постройках для школ.
В памяти жителей села, к сожалению, не сохранились имена учителей, работающих в Михайловской и Первой Толстоколодезской школах.
В помещичьих домах организованы детские площадки для детей от 3-х лет и старше. Работала Барсукова Анна Кузьминична няней и поваром (бабушка Морозовой Валентины Георгиевны).
В 1937 г появилась первая средняя школа в районе – Толстоколодезская семилетняя школа крестьянской молодёжи реорганизована в среднюю. (директор Мацаева)
С 1928 г. — 1935 г. в ликбезах (ликвида́ция безгра́мотности) преподавал Нестеров Владимир Федорович (Герой Советского Союза).
Педагогические работники проходили курсы учителей — ликвидаторов неграмотности. Срок обучения на ликпункте устанавливался в 7 месяцев (6-8 часов еженедельно). Было уточнено, что занятия на ликпункте имеют своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. Для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями. Появились «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» В. В. Смушкова, «Букварь для рабочих» Е. Я. Голанта.
С началом Великой Отечественной войны занятия в школе прекратились. При оккупации села немцы попытались продолжить обучение. Заставляли учителей вести занятия, в классе повесили портрет Гитлера, но дети не стали ходить в школу. В годы войны все школы были разрушены.
Занятия возобновились только после освобождения Курской области от немецко-фашисткой оккупации. В нашем селе они возобновились с 1 сентября 1943 года обучение грамоте началось по домам колхозников: Фирсовы (д. Дурновка), Белинков (д. Трухачевка - фельдшер.), Солпанова Арина Афанасьевна (д. Корсовка), Савенкова Анна Перфеновна (д. Корсовка). После войны было очень трудно. Учителя своими руками восстанавливали разрушенные здания школ. Занималось в одном помещении два класса одновременно с двумя учителями, общей численностью до 35 человек в классе. В классах были дети различного возраста. Занятия в школах были организованы до 4-го класса. Не было элементарных условий - тепла, света. Отсутствовала материальная база, но велико было желание детей учиться, и огромным был энтузиазм учителей военной и послевоенной эпохи.
Обучение грамоте по домам колхозников продолжалось до 1951 года. Был организован для учащихся чай с сухарями. В этой начальной школе работали учителями: Гапонов Петр Иванович, Петрова Елизавета Григорьевна, Морозова Валентина Григорьевна.
До 1951 года обучение по домам называлось Михайловская начальная школа. В это же время было построено новое здание школы. В его строительстве активное участие принимали родители: штукатурили, белили, красили, озеленяли.
Учащиеся получили возможность заниматься в просторном красивом здании школы. Благоустраивалась школьная территория. Был разбит прекрасный яблоневый сад, который плодоносит до сих пор, посажены березовые аллеи, разбиты цветники. Были построены овощехранилище и столовая.
(Приложение 5)
С 1951 года начала работать Михайловская семилетняя школа, директор - Бутов Геннадий Степанович.
С 1952 г — 1967 г. директором школы стал Сиденко Федор Ефтеевич.
С 1952г. — 1955г. Солодухина Валентина Александровна - завуч.
31.08. 1962 году Михайловская семилетняя школа была переименована в Михайловскую восьмилетнюю школу.
Дети ходили в школу со всех близь лежащих деревень.
В 1967-1970 годы был построен интернат для детей из отдаленных сел. Работала воспитателем в интернате Руднева Мария Александровна.
Учащихся всех классов привлекали к физическому труду, а выпускники получали профессиональную подготовку. Привлечение учащихся к физическому труду осуществлялось через введение уроков труда, где начиная с 4 класса девочки привлекались к изучению кулинарного дела, шитья, а мальчики - к столярному и слесарному делу. Вводится самообслуживание, которое начинается с первого класса и постепенно усложняется. Учащиеся 5-8 классов работают на пришкольных учебно-опытных участках, а старшеклассники - на полях и фермах колхозов и в школьных производственных бригадах. Для организации работы производственных бригад, школа наделена землёй и нужной техникой. Старшеклассники под руководством учителей и специалистов колхозов проводят весь цикл работ по выращиванию урожая, а в зимнее время ухаживают за общественным скотом на фермах колхозов и за тем, который содержался при отделении школы. Параллельно с трудовым начиналось и профильное обучение: изучение тракторов, автодела. Каждый выпускник получал специальность.
Учителями в восьмилетней школе работали: Морозова Валентина Григорьевна (математика), Закутаева Александра Митрофановна (русский язык), Сотникова Тамара Афанасьевна (история), Басенко Юлия Матвеевна (начальные классы), Руднева Мария Александровна, Пушечникова Клавдия Николаевна (начальные классы), Нестеренко Дмитрий Исаакович, Арцыбашева Мария Матвеевна, Сиденко Анна Васильевна, Пожидаева Лидия Александровна, Агапченко Анастасия Ивановна, Зудова Тамара Андреевна (математика),
Сорокина Лидия Михайловна (учитель русского языка) — директор школы с 1967 г. по 1977 год.
Резцова Валентина Николаевна (история) — директор школы с !977 г. по 1979 г.
Пушечникова К. Н. — «Отличник народного просвещения»
С 17.12.1979 года и по сей день директор школы Королькова Лидия Андреевна.
Михайловская восьмилетняя школа переименована в неполную среднюю школу в 1989 году. 24.07.1991 года принято решение «О реорганизации Михайловской неполной средней школы в среднюю». В это же время был закрыт интернат и организован ежедневный подвоз учащихся из д. Петрищево.
С целью эффективной подготовки домашних заданий, организации досуга детей, охвата горячим питание организовывались группы продлённого дня для младших школьников и обучающихся средних классов.
06 декабря 1991 года состоялось открытие новой школы на 162 места, действующей в настоящее время (см приложение). Здание двухэтажное, панельное. Имеется спортивный зал, оборудована спортивная площадка, столовая, имеется пришкольный участок, овощехранилище, теплица, созданы все условия для обучения учащихся. В школе обучаются дети из деревень Петрищево, Дурновка, Хрущевка, Корсовка, Михайловка. Здание старой школы передано в администрацию колхоза. (см Приложение)
С приходом в школу учителя физической культуры, Айвани Владимира Николаевича, учащиеся начали занимать призовые места в спортивных соревнованиях районного и областного уровня. (Приложение 6)
Директор школы Королькова Лидия Андреевна (приложение 7) С 02.04.2012 г в школе ведётся дистанционное обучение английскому языку с 5-11 классы. Таким образом Лидия Андреевна, решила проблему педагогических кадров. В школе работают два педагога с кафедры иностранных языков Курского Государственного Университета - кандидат педагогических наук Надежда Алексеевна Забелина и преподаватель Падалка Никита Михайлович. (Приложение 7) Единственная сложность такой формы обучения - отсутствие постоянной хорошей Интернет-связи. В связи с чем в кабинете всегда находится представитель педагогического коллектива школы.
Инновационная школа — это всегда образец для подражания и центр культуры для учеников и их родителей. Именно поэтому необходимо всегда быть первыми, находить новые решения и реализовывать смелые идеи.
Заключение
Новизна изучаемой проблемы состоит в том, что до этого момента никто не занимался сбором и систематизацией данных по истории школы. Достоверность информации обеспечивалась тем, что были использованы различные источники, т.е. сомнительный материал уточнялся у разных очевидцев.
Материалы данного исследования могут быть использованы в следующих областях:
* на уроках литературы, истории; факультативных и элективных курсах;
* на классных часах, внеклассных и внешкольных мероприятиях, посвященных краеведению;
* для создания школьного музея.
Библиография
В работе использованы материалы: ст. 133-138; ст 144-145; ст 217-218
В работе использованы материалы: ст. 14, 134-135, 137, 229, 241
В работе использованы материалы: ст. 188-190
В 2009 г присвоено имя Героя Советского Союза В.Ф. Нестерова Муниципальному общеобразовательному учреждению "Михайловская средняя общеобразовательная школа"
Свидетельство об окончании курса начальной школа (1918 г)
(Хранится в школьном музее)
Ручей и камень
Рисуем кактусы акварелью
Зимовье зверей
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Спасибо тебе, дедушка!