Исследовательская работа " Загадки головного мозга"
Вложение | Размер |
---|---|
zagadki_golovnogo_mozga_2.pptx | 2.55 МБ |
Слайд 1
Загадки полушарий головного мозга МБОУ ООШ с. Вязовое Подготовила: ученица 9 класса Паршина Алина Руководитель: учитель биологии Зарочинцева Т. С.Слайд 2
Цель исследования Выявить типы функционального доминирования полушарий головного мозга у учащихся 5-9 классов
Слайд 3
Задачи исследования Проанализировать научно-популярную литературу о функциональной асимметрии полушарий головного мозга человека. Выявить у испытуемых разных возрастных групп признаки моторной, сенсорной и психической асимметрии, тип мышления. Показать взаимосвязь профиля функциональной асимметрии с некоторыми индивидуальными особенностями человека. Установить соответствие между доминирующим полушарием и видом учебной деятельности, комфортной для ученика. Довести результаты исследования до учителя, учащихся и их родителей.
Слайд 4
Гипотеза Знания о функциональной асимметрии больших полушарий важны для правильной организации обучения
Слайд 5
Актуальность Данной работы заключается в необходимости изучения функциональной межполушарной асимметрии для оптимизации условий обучения в школе
Слайд 6
Предмет исследования Характер и особенности межполушарной асимметрии
Слайд 7
Объект исследования учащиеся 5 -9 классов
Слайд 8
Методы исследования Анализ литературы Эксперимент Анкетирование
Слайд 9
Из истории Ещё во второй половине 19 века возникло представление о том, что две половины головного мозга человека различным образом получают, хранят и перерабатывают информацию, поступающую из органов чувств.
Слайд 10
М. Гриндер установил, что у людей с преобладающим правым полушарием память наглядно-образная, запоминание происходит по смыслу. При доминировании левого полушария память словесно-логическая, часто- «механическая ».
Слайд 11
Переработка информации по Н.Л. Галеевой при доминировании правого полушария быстрая, иногда мгновенная. При преобладании левого полушария - последовательная, медленная.
Слайд 12
В 1981 году американскому неврологу Р.У. Сперри была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине «за открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий мозга».
Слайд 13
Функциональная асимметрия головного мозга (от греч. Asymmetria несоразмерность) — характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга. Установлено, что функцией левого полушария является оперирование знаковой информацией, а также чтение и счет, отвечает за эмоции любопытства, радости, тогда как функция правого - оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков, распознавание сложных объектов (в частности, человеческих лиц). продуцирование сновидений. Функции правого и левого полушарий
Слайд 14
Методика исследования индивидуального профиля асимметрии Все проявления асимметрии - рассматриваются в трёх совокупностях: моторной, сенсорной, психической асимметриях. Характеристика моторной асимметрии состоит из сочетания нескольких признаков функционального неравенства рук, ног. Для определения ведущей руки (левша, правша, амбидекстр ) используют метод тестирования.
Слайд 15
Моторная асимметрия Определение ведущей руки 1) Сомкните руки в «замок». Большой палец какой руки оказывается сверху, та рука и есть ведущая ; 2) Тест на аплодирование : активна ведущая рука, совершающая ударные движения о ладонь не ведущей руки ; 3 ) К акой рукой вы пишите ? 4 ) К акой рукой вы бросаете мяч в цель ? 5 ) П оза «Наполеона» или скрещивание рук (ведущей считается рука, которая быстрее начинает движение и оказывается на предплечье); 6 ) Р азвязать узелки на веревочке (какой рукой вытягивает, та и ведущая); 7 ) П остроить колодец из спичек;
Слайд 16
Определение ведущей ноги 1) З акинуть ногу на ногу (нога сверху - ведущая ); 2) С делать шаг с места (ведущая нога первая ); 3) П нуть по мячу ; 4) П остоять на одной ноге (более устойчивая - ведущая ); 5) В стать на какую-либо поверхность (стульчик) (какая нога первая – та и ведущая).
Слайд 17
Сенсорная асимметрия Определение ведущего глаза 1) М оргните одним глазом (закрывается обычно неведущий глаз); 2 ) К аким глазом вы рассматриваете предметы в подзорную трубу? 3 ) К акой глаз вы закрываете при прицеливании? 4 ) З акрывая поочередно оба глаза, определите остроту зрения, рассматривая отдаленный мелкий предмет (буквы, рисунок). Ведущий глаз обладает большей остротой зрения; 5 ) В озьмите в руку карандаш, вертикально взяв его, вытяните руку и зафиксируйте его взором на определенной точке, отстоящей на 3 — 4 м, обонхи глазами. Попеременно закрывайте один и другой глаз. Beдущим считается глаз, при закрытии которого карандаш смещается в сторону.
Слайд 18
Определение ведущего уха К аким ухом вы лучше слышите шепот? 2) Каким ухом вы лучше слышите тиканье часов? 3) К аким ухом оборачиваетесь при оклике? 4 ) К аким ухом вы предпочитаете слушать, когда говорите по телефону? 5 ) П редставьте , что вы поймали сверчка и зажали его между обеими ладошками. К какому уху вы поднесете руки, чтобы послушать сверчка?
Слайд 19
Для определения психической асимметрии Тест «Лица», который состоит в предъявлении испытуемым двух зеркальных изображений лиц с неопределенным эмоциональным содержанием образа. Задание состояло в том, чтобы определить положение (левое или правое) «грустного» лица. Тест основан на восприятии правым полушарием . Поскольку первым при выборе реагирует ведущий глаз (например, левый). Образная информация поступает в определенное полушарие (в данном случае в правое), где оценивается как отрицательная. Признание левого изображения «грустным» считается признаком доминирования правого полушария.
Слайд 20
Тест «Фигуры» состоит в предъявлении испытуемым изображений фигур: квадрата , прямоугольника, треугольника, круга и зигзага. С вероятностью 85% этот психогеометрический тест выявляет типологию характера испытуемых и, в частности, особенности интеллектуальной деятельности и эмоциональной сферы, что связано с доминированием правого или левого полушария.
Слайд 21
Вербальтый тест (Тест Павлова И. П.). Данный тест показывает, какой тип мышления доминирует у данного человека: логическое, за которое отвечает левое полушарие или образное, за которое отвечает правое полушарие. Испытуемым предлагается разделить на группы по любому признаку перечень из девяти слов, предъявляемых в следующем порядке: рыба, перья, бегать, собака, чешуя, летать, шерсть, плавать, птица. При доминировании логического мышления слова разделялись по принципу: покровы - животные - действия или глаголы - существительные. При доминировании образного мышления слова разделялись по принадлежности к животному: собака, шерсть, бегать; рыба, чешуя, плавать; птица, перья, летать .
Слайд 22
На оснований результатов полученных при анкетировании и выполнении проб по каждому типу асимметрии подсчитывается коэффициент латерализации признака по следующей формуле: Кпр = ( Еп -Ел)/( Еп+Ел+Ео ) х 100 %, где Кпр - коэффициент правой руки; Ей - количество действий, выполняемых правой рукой; Ел - количество действий, выполняемых левой рукой; Ео - количество, действий выполняемых, правой и левой рукой в равной степени. Аналогично вычисляется коэффициент для ведущих ноги, глаза, уха и психической функции. Если коэффициент латерализации признака больше +15, это говорит о преобладании правой функции, меньше -15 - преобладает левая функция. Если оп находится в интервале от -15 до +15, значит испытуемый - амбидекстр по дайной функции.
Слайд 23
Результаты исследования В исследовании индивидуального профиля асимметрии приняли учащиеся 5-9 классов нашей школы. Каждому испытуемому предлагалось проделать ряд упражнений на выявление ведущего полушария. Ряд упражнений позволили выявить ведущую руку, ногу-характеристики моторной асимметрии. Ведущий глаз и ухо-сенсорной асимметрии и ряд текстов на определение психической асимметрии. Как видно из данных на диаграмме в 5-9 классах из 15 обследуемых учащихся: С преобладанием левого полушария (правши) – 12 человека (79%) С доминирующим правым полушарием (левши ) - 1 человек (7%) Оба доминирующие полушария ( амбидекстры ) – 2 человека ( 13%)
Слайд 24
Выводы Большинство учащихся 5-9 классов нашей школы относятся к правшам, то есть, доминирующим у них является левое полушарие. Логический интеллект. Память-словесно-логическая, часто-»механическая». Хорошо оперируют цифрами, знаками; Один обучающийся 9 класса является левшой, то есть, доминирующим у него является правое полушарие. К нему необходим индивидуальный подход с учётом рекомендаций. У большинства учащихся 5-9 классов развито образное мышление. Не обнаружив существенной разницы в творческом мышлении детей-левшей, детей-правшей и детей- амбидекстров , предполагаю, что межполушарная асимметрия головного мозга на развитие творческого мышления у детей фактически не влияет . Тот факт можно объяснить тем, что в данном возрасте образные компоненты мышления не исчезают, а сохраняются и развиваются, развивается способность к конкретизации, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях.
Слайд 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В моей работе собран большой материал, который поможет понять, в каком виде удобнее всего воспринимать информацию для её быстрого осмысления, а также, какие формы подачи информации будут развивать "западающее" полушарие. Эта работа помогла мне осознать, что если владеть методикой определения функциональной асимметрии, то она может быть использована в качестве диагностики и вспомогательного материала в процессе работы с правополушарными и левополушарными детьми . А это значит , что и та гипотеза подтвердилась. Функциональной симметрии головного мозга передаются генетически, сама она, как тесно связанная с ней речь, окончательно формируется лишь в социальном общении. При этом в зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доминирование лево- или правополушарного мышления, что во многом определяет психологические особенности субъекта.
Слайд 26
Список литературы Безруких М. В. Леворукий ребёнок в школе и дома. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2001 Блум Ф., Лейзерсон А. Мозговой разум и поведение,- Москва.: Мир,1988 Галеева Н. Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии.- Москва.: Мир, 2006 Сирингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг.-Москва: Мир, 1983
Слайд 27
Спасибо за внимание
Лиса-охотница
Осенняя паутина
Загадочная система из шести экзопланет
Весенняя гроза
Мороз Иванович