Цель работы: изучить свойства природных красителей и их применение.
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_voskresnaya_shkola_-_gotovaya.doc | 98 КБ |
VII детская городская научно-практическая конференция
«Славянский мир: общность и многообразие»
Исследовательская работа
на тему: «МОИ СОЧНЫЕ КРАСКИ»
Работу выполнил:
ученица 3 класса,
Шмакова Анастасия
Когтева Альфия Акмаловна
педагог дополнительного образования
г. Урай
201
Оглавление
Введение | |
1. Основная часть | |
1.1. Из истории применения красителей | |
1.2. Выбор природного материала для получения красителей | |
2. Заключение | |
3. Источники | |
4. Приложения |
Введение
Задумывались ли вы о роли красок в нашей жизни? Ведь чаще всего, мы их даже не замечаем – наши игрушки, книги, стены нашего дома и все, что нас окружает, имеет свой цвет. Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить действительность.
Я люблю, рисовать, и чаще всего рисую гуашевыми и акварельными красками. Это очень увлекательно! Однажды, перед днем самого великого праздника – Пасхи или Воскресения Христова, раскрашивая пасхальное яичко на занятии, я заинтересовалась: почему сваренное в отваре шелухи репчатого лука, яичко окрасилось в красивый коричневый цвет? И решила выяснить, есть ли краски в овощах, фруктах, ягодах, культурных растениях? Можно ли полученными красками рисовать?
Перед началом работы и в ходе была изучена литература более трех источников, кроме этого посетила пять сайтов социальной сети Интернет, которые помогли мне познакомиться с данной темой: «Луговые травянистые растения» (1),«Из чего в древности делали краски» (2), «Краски из растений» (3).
Затем провела анкетирование в своем классе с целью выявления знаний и интереса учащихся о разнообразии красящих веществ. В анкетировании приняли 25 человек. Ребятам был задан вопрос: Что можно использовать для рисования? (Приложение 1).
По результатам анкетирования, сделала вывод: что наши одноклассники любят рисовать и хорошо разбираются в красках, но многие не знают или просто сомневаются, в том, что краски, полученные из фруктов, ягод и овощей, можно применять для рисования.
И я решила проверить, выполнив исследовательскую работу.
Цель работы: изучить свойства природных красителей и их применение.
В соответствии целью были определены следующие задачи:
Объект исследования: растительные красители.
Предмет исследования: листья петрушки и укропа, луковая шелуха, свекла, морковь, апельсин, ягоды черники и клюквы.
Гипотеза: некоторые способы добывания красок из природного материала сохранились и используются в домашних условиях и в наше время.
Методы исследования:
1. анкетирование;
2. экспериментирование;
3. сравнение.
1.1. Из истории применения красителей
Самым древним художником, создавшим рисунки и картины, был пещерный человек.
Пещерные художники рисовали на стенах яркими, сочными красками.
Где же они их взяли?
Самой первой краской была глина. Глина бывает разная - желтая, красная, зеленоватая, белая и т.д.
Красителями, которыми пользовались пещерные художники, были химические вещества, залегающие в земле (окись железа всех оттенков - от светло-желтого до ярко-оранжевого), и марганец (металлический элемент). Эти вещества измельчались в мелкую пудру и смешивались с жиром (возможно, с животным салом), чтобы они лучше держались на камне. Полученная таким образом окраска долгое время оставалась липкой и влажной, так как животные жиры не так легко высыхают на воздухе с образованием твердой пленки, как современные краски.
Так появились первые краски. Пещерные жители рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. Красочные изображения на стенах пещерных жилищ до настоящего времени сохранились в относительно хорошем состоянии. Цветные изображения животных, датированные примерно 10 000 - 30 000 лет назад до н.э., были обнаружены на стенах пещер Южной Франции и Испании. Многие из этих рисунков удивительно хорошо сохранились потому, что в эти пещеры не было доступа в течение многих веков.
Самые великолепные рисунки находятся в Пещере Ласкао во Франции.
Немного позже была открыта новая краска - охра (от греч. ochros - "желтый"), которая часто встречалась в природе в виде глины или рассыпающихся в пыль комочков. Она была разного цвета: желтая, коричневая, красноватая. охрой, по цвету похожей на кровь, покрывали перед погребением тела усопших. Сейчас об этой древней традиции нам напоминает современное название красного железняка - гематит (от греч. haima - "кровь").
Краски – это цветные красящие вещества, предназначенные для непосредственного использования в той или иной сфере быта. Краски могут быть органические и минеральные, а так же природные и синтетические.
Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Из красной и желтой глины, тонко ее, растерев, можно получить красный и желтый краситель или, как говорят художники, пигмент. Черный пигмент дает уголь, белый - мел, лазорево-голубой или зеленый дает малахит и лазурит. Зеленый пигмент дают и окиси металлов.
Первая синяя краска из лазурита продавалась 1 килограмм за 60 франков. Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но удивительной прочности.
До нашего времени сохранилась псковская икона Дмитрия Солунского. Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны: псковская зелень, красная киноварь и желтая псковская
Шли тысячелетия человеку понадобились другие краски, более стойкие и яркие. Такие, которыми можно было бы разрисовывать щиты, выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани.
Желтую краску научились вырабатывать из коры барбариса, ольхи, молочая и шелковицы.
Коричневую краску - из отвара луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны.
Для получения красного цвета – использовали ягоды клюквы, барбариса, вишни, красной смородины, малины. Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются и взрослые и дети, есть своя длинная и удивительная история.
1. 2. Выбор природного материала для получения красителей
Некоторые способы добывания красок из природных материалов сохранились и до наших дней (Приложение 2).
Например, красим яйца шелухой лука, как это делали наши предки.
Мы все с вами практически пользуемся ими хотя бы один раз в год на Пасху.
Чтобы проверить гипотезу и убедиться в этом я провела несколько опытов.
Опыт 1. Шелуха репчатого лука (Приложение 3).
Для проведения опыта я собрала шелуху с лука в кастрюлю и залила холодной водой. В эту кастрюлю положила два яйца и два небольших отрезка белой ткани и поставила кипятиться.
Для получения разных оттенков цвета одно яйцо достала через 10 минут, цвет был светло коричневый, а второе через 1 час, цвет стал более насыщенный коричневый. Затем промокнула и натерла тряпочкой в растительном масле для придания красивого блеска.
Отрезок кипятила, в луковом отваре 10 минут, а второй 1 час.
Получился цвет: первый отрезок ткани - охра, второй – коричневый.
Опыт 2. Свекла и морковь (Приложение 4).
Основным источником красок для изготовления нашими предками «крашеной одежды», которая считалась более нарядной и дорогой, чем одежда из некрашеной ткани, были натуральные красители. Для покраски хлопчатобумажной ткани использовала натуральные соки свеклы и моркови.
Одну большую свеклу почистила, измельчила на терке и через марлю отжала сок. В свекольный сок поместила небольшой отрезок белой ткани на 30минут, высушила (чтобы цвет лучше закрепился) и затем прополоскала водой. Второй кипятила 30 минут.
Получился цвет: первый отрезок ткани – розовый, второй – фуксии.
Также мы проделали и с морковью. Получился цвет у первого отрезка и второго – светло - желтый.
Опыт 3. Клюква, черника (Приложение 4).
Клюкву размяла в блендере, отжала сок через марлю. Взяла небольшой отрезок белой ткани и намочила в этом соке, высушила и после прополоскала водой.
Получился цвет – розовый, а второй кипятила 30 минут, цвет – бордовый.
Таким же способом я сделала и с черникой.
Получился цвет: первый отрезок – сиреневый, второй ярко - фиолетовый.
Затем все крашеные отрезки ткани прогладила, оверложила и сшила из них сенсорные мешочки для развития мелкой моторики и наполнила их пшеном, шиповником, синтепоном (Приложение 5). Они развивают пальчики, как у маленьких детей, так и у взрослых. Эти мешочки безопасны, даже в том случае, если ребенок берет их в рот. А еще сшила мешочки для хранения семян.
Следующим этапом нашей работы была подготовка натуральных красок, которыми мы раскрасили рисунки (Приложение 5; 6).
Для раскраски рисунка «Дельфин» использовала сок черники.
Для рисунка «Друзья» - соки моркови и клубники, кофе.
Для рисунка «Кролик» - сок моркови, кофе.
Для рисунка «Роза» - сок свеклы, петрушки.
Вывод: органические краски пригодны для использования, они достаточно стойкие, однако их цветовая гамма ограничена, они не такие яркие, как синтетические красители.
Использование натуральных красителей при окраске тканей имеют свои недостатки:
Заключение
Изучив различные литературные источники, а так же интернет - ресурсы, проведя анкетирование, я узнала, что в овощах, фруктах, ягодах и травах действительно содержится краска, поскольку они содержат в себе красящий пигмент, который и отвечает за цвет.
В процессе исследования я ознакомилась с историей возникновения красок, узнала, как изготавливались первые краски и что краски бывают растительного происхождения.
Практическая часть моей работы содержит эксперимент по окрашиванию ткани соками и отварами. Также мною были сделаны пробные рисунки полученными красками.
Мои предположения, что краски можно изготовить «не выходя из дома» подтверждена на примере органических красок растительного происхождения. Данная работа важна и я буду продолжать, изучать и выявлять другие природные красители и вести наблюдения за стойкостью цветовой гаммы нарисованных рисунков.
Если очень хочется рисовать, но красок под рукой нет, не расстраивайтесь! «Включите» фантазию, и тогда ничем не примечательная свекла превратится в тюбик с красной краской, а сажа из печки – в черный карандаш.
Список литературы:
1. Губанов И.А.Луговые травянистые растения. - М.: Агропромиздат, 2011.
2. Блинчева И. Б. Из чего в древности делали краски. - М.: «Мир книги», 2013.
3. Никифорова О. Краски из растений. – М.: «Малыш», 2013.
Интернет - источники:
4. http://www.about факты - plants.ru/ Растения – Интересные факты – Красильные растения.
5. http://www.alhimikov.net/Природные красители.
6. http://priart.narod.ru/ Окраска ткани растениями.
7. http://mirknig.com/Краски из растений.
8. http://www.bestreferat.ru/Пасха. Традиции. Пасхальный стол.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1.
Анкета
Акварельные краски – 100%
Акриловые краски – 80%,
Витражные краски – 95%,
Гуашь - 100%
Свекла – 35%
Черники – 20%
Клюква – 15%
Малина – 27%
Петрушки – 8%
Результаты анкетирования
Приложение 2.
Растения, из которых можно получить красители
Цвет | Название растений | Используемые части растений |
Коричневые краски | Ольха, дуб Щавель конский | Кора Корень |
Красные и розовые краски | Ежевика, малина, бузина Душица | Спелые ягоды Все растение |
Желтые краски | Крапива Толокнянка Барбарис, ольха, шелковица Зверобой | Корень крапивы Спелые ягоды Кора Листья |
Оранжевые краски | Облепиха Дикая яблоня | Спелые ягоды Кора |
Синие, голубые краски | Лебеда | Семена |
Василек | Цветки | |
Гречиха | Листья | |
Голубика | Спелые ягоды | |
Зеленые краски | Крапива, щавель, петрушка, укроп Хвощ болотный | Листья Все растение |
Черный, серый | Черника Клен | Спелые ягоды Листья |
Сказка об осеннем ветре
Басня "Две подруги"
Упрямый зяблик
Валентин Берестов. Аист и соловей
Что такое музыка?