C далекой глубины веков до настоящего времени не ослабевает интерес к освоению и изучению северных территорий нашего края. Несмотря на трудные условия и суровый климат, отважные мореплаватели и ученые проникали в Арктику, открывали и изучали новые территории, вели астрономические, океанографические, метеорологические, геолого-географические наблюдения. Это вызвало большой интерес к роли метеостанций для организации экспедиций в суровых условиях Севера и обусловило выбор темы.
Вложение | Размер |
---|---|
meteostantsiya_kak_vazhnoe_zveno_v_issledovaniyah_pol_eksped.docx | 294.24 КБ |
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
МУ «Усть-Янское (улусное) управление образования»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Казачинская СОШ» Усть-Янского улуса (района)
Метеостанция - как жизненно-важное звено в исследованиях полярных экспедиций и жизни в суровых условиях Крайнего Севера
Выполнил: Слепцов Егор, ученик 9 класса
Руководители: музейный педагог Горохова Г.П.,
учитель начальных классов Слепцова Л.В.
с. Казачье - 2015
Оглавление:
Введение
Глава I. История исследования Арктики (Устьянье)
1.1 Вклад русских учёных в изучение Арктики, со дня основания наслега Казачье ( 2016г. - 380 лет н.Казачье)
Глава II. История основания метеостанции «Казачье»
2.1 Хронология работы метеостанции «Казачье»
2.2 Н.О. Белов –как основатель метеостанции
2.3 Метеостанция «Юбилейная» в наши дни
Глава III. Наши метеоисследования, планы и перспективы.
3.1 Изучение принципов и условий работы метеооборудования. Гидрометеонаблюдения.
3.2 Проект «Школьная метеостанция». Перспективы развития и значимость работы по мониторингу изменения климата родного края.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1. Таблица № 1. Первые географические открытия на территориях, обслуживаемых ТЦГМС ( Тиксинским Центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды)
Приложение2. Таблица №2 Значительные экспедиции по изучению Арктики.
Введение.
Обоснование возникшей проблемы и потребности.
Жизнь каждого человека неразрывно связана с окружающей средой. Зависит от времен года и погодных условий. Смена времен года предсказуема, а погодные условия весьма изменчивы. Конечно, температуру окружающей среды можно узнать по ТВ и радио. Но из средств массовой информации мы узнаем готовые результаты прогноза погоды. Мы задалисьвопросом: «А как составляется прогноз?» Чтоб найти ответ на этот вопрос мы посетили метеостанцию «Юбилейная». Во время экскурсии мы познакомились с различными приборами и методами исследования различных параметров окружающей среды. Увиденное нас заинтересовало и у нас появилось желание узнать об истории исследования Арктики с древнейших времён, о вкладе российских исследователей в изучение полярных широт, а также изучение сурового климата нашего края.
Актуальность исследования: с далекой глубины веков до настоящего времени не ослабевает интерес к освоению и изучению северных территорий нашего края. Несмотря на трудные условия и суровый климат, отважные мореплаватели и ученые проникали в Арктику, открывали и изучали новые территории, вели астрономические, океанографические, метеорологические, геолого-географические наблюдения. Это вызвало у меня большой интерес к роли метеостанций для организации экспедиций в суровых условиях Севера и обусловило выбор темы.
Цель исследования: показать историю организации метеостанций, необходимость основания и работу метеостанции «Юбилейная» и ее роль в работе исследовательских экспедиций, работе транспорта, повседневной жизни и работе тружеников сельского хозяйства улуса.
Гипотеза: При условии, что наша страна продолжит дальнейшее изучение Арктических широт и ее метеоусловий, то перед ней откроются новые возможности.
Задачи исследования:
Методы исследования:
Практическая значимость исследования в том, что данный материал может вызвать интерес у школьников к профессии метеоролога, изучению природы и природных явлений родного края. Материал о работе трудового коллектива метеостанции, подготовленный мной, будет показан в школьном краеведческом музее ( я являюсь гидом музея) в Дни празднования 380-летия наслега Казачье.
В главе I. История исследования Арктики (Устьянье). Мы изучили исторические результаты исследований арктических экспедиций , связанные с изучением и освоением Арктики, открытием новых земель и пришли к выводу о том, что все полярные экспедиции не обходились без изучения метеоусловий исследуемых территорий.
История метеорологических наблюдений на территориях, обслуживаемых современным Тиксинским Центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды своими корнями уходит в далекую глубь веков и неразрывно связана с первыми русскими землепроходцами: казаками, служивыми, торговыми, промышленными людьми, моряками и учеными.
Кто же были эти бойцы отрядов русского народа, которые в упорных боях со льдами, снежными пургами и туманами, с бездорожьем, тьмой полярной ночи и жестокими морозами завоевывали Арктику? История донесла до нас имена Ивана Реброва и Ильи Перфильева, Василия и Татьяны Прончищевых, Питера Ласиниуса, Харитона и Дмитрия Лаптевых, Ивана Ляхова и Никиты Шалаурова, Якова Матвея Геденштрома и Якова Санникова и многих, многих других исследователей, которым Высочайшим Указом Его Императорского Величества предписывалось: «… обследовать земли неизвестные и наносить их на карты географические, производить астрономические, геофизические и метеорологические наблюдения, изучать быт и нравы народов и малых народностей, населяющих вновь открываемые земли и территории и приводить их к подданству государству Российскому». Чтобы закрепиться на новых землях и обложить местное население данью, землепроходцы строили зимовья и остроги. …
В 1632 году отрядом енисейских казаков под руководством сотника Петра Бекетова был основан Якутский острог, превратившийся в центр землепроходческого движения на Дальнем Востоке и в районах Студенного моря, как в те далекие времена называли Северный Ледовитый океан. Уже в следующем , 1633 году, два казачьих отряда якутского гарнизона под руководством пятидесятника Ильи Перфильева и казака Ивана Реброва отправились вниз по реке к морю Студенному.
Дойдя до устья реки, отряд И.Перфильева сразу по Быковской протоке направляется на восток, достигает устья реки Яна и основывает Устьянское зимовье. В последующие годы этот отряд поднимается вверх по реке Яна и в 1635 году основывает Верхоянское зимовье, ныне город Верхоянск. Отряд Ивана Реброва сначала направляется на запад и достигает устья реки Оленек, но затем поворачивает на восток и, минуя устье реки Яна, с несколькими зимовками на Ляховских островах продолжает путь навстречу солнцу и к 1638 году достигает устья реки Индигирка, описывает ее берега и строит Нижнеиндигирский острог.
В 1637-1641 годах «…осмотреть реки, текущие в Ледовитое море», в низовьях рек Яна и Индигирка появляются отряды поморских казаков Елисея Бузы и Постника Иванова Губаря. Елисей Буза обосновывается на Яне, откуда совершает смелые морские путешествия до устьев рек Лена и Оленек, а Постник Иванов Губарь, у которого матросом служил Семен Дежнев, будущий первый открыватель пролива, разделяющего континенты Азии и Америки, переходит с реки Яна на Индигирку, спускается по ней до Нижнеиндигирского зимовья и в нескольких километрах от него строит новый острог, в котором оставляет 16 своих спутников. Село Русское Устье, возникшее вокруг этого острога, существует и в наши дни и, как утверждают ученые-этнографы, жители этого села, являясь прямыми потомками этих первопроходцев 17 века, в течение трех столетий сохраняют казачий уклад жизни, язык, религию, обряды и культуру своих далеких предков.
Первые документированные данные о метеорологических наблюдениях относятся к периоду Второй Камчатской или Великой Северной Экспедиции. Эта экспедиция, как и Первая Камчатская, Высочайший Указ о снаряжении которой был подписан Петром 1 еще в 1725 году, работала под общим руководством Витуса Беринга в период с1733 по 1743 год и состояла из семи морских отрядов, каждому из которых был отведен определенный участок территории Северного Ледовитого Океана от пролива Югорский Шар на западе до пролива, открытого еще в 1648 году отрядом Семена Дежнева и отделяющего побережья Азии от Америки на востоке.
Во главе каждого отряда стояли молодые лейтенанты флота Российского. Организация огромной экспедиции, доставка продовольствия и снаряжения, передвижение отрядов по бескрайним и бездорожным просторам Сибири к исходным пунктам, постройка судов и так далее требовала чрезвычайно много времени и неимоверных затрат физических сил.
Только 30 июня 1735 года отряд под номером три, которым командовал Василий Васильевич Прончищев и в составе которого были штурман Семен Челюскин, геодезист Чекин, подлекарь Иван Филатов, иеромонах и 50 матросов и солдат, на дубель-шлюпе «Якуцк», в сопровождении нескольких провиантских лодок, вышел из Якутска, взяв курс на север. Вместе с мужем в экспедиции принимала участие и жена командора Татьяна, ставшая первой русской женщиной полярной путешественницей. В ранних документах она упоминалась под именем Мария. Подлинное ее имя Татьяна было восстановлено на основании тщательного и кропотливого изучения архивных документов молодым студентом факультета журналистики Московского Университета Валерием Богдановым только в 1982 году.
Перед отрядом былв поставлена задача обследования и нанесения на географические карты побережья «Студеного моря» от устья реки Лена до устья Пясина на западе Таймырского полуострова.
Одновременно с Василием Прончищевым на дубель-шлюпе «Иркуцк» вышел 4-ый отряд, которым командовал малоопытный в арктических делах, но чрезвычайно смелый и отважный моряк норвежского происхождения лейтенант Питер Ласиниус.
Перед его отрядом была поставлена задача обследования северного побережья от устья реки Лена до устья реки Колыма на Восток.
Плавание обеих шлюпов от Якутска до устья Лены продолжалось полтора месяца. То на веслах, то под парусами по мощной, но малоизученной еще реке, которая своими широкими просторами и величественными лесистыми берегами произвела на всех участников экспедиции неизглалимое впечатление, было пройдено около 1800 километров.
13 августа 1735 года оба шлюпа достигли дельты реки, где дальнейшие пути отрядов разошлись.
20 августа отряд Ласиниуса, выбрав из многочисленных рукавов дельты Быковскую протоку, первым вышел в морское плавание, но тяжелая ледовая обстановка не позволила им выйти даже из губы Буор-Хая,и они вынуждены были зимовать в устье Хара-Улах.
Судьба отряда сложилась трагически. Нехватка продовольствия привела к тому, что многие члены отряда заболели цингой и умерли, и из 45 участников только 9 человек выжили и весной 1736 года вернулись в Якутск.
Одним из первых скончался Питер Ласиниус.
В 2002 году историко-археологической экспедицией московского клуба «Приключение», руководимого Дмитрием Шпаро и редакции «Московский комсомолец», было обнаружено место захоронения, проведено судебно-медицинское исследование причин смерти иидентификация останков членов отряда и методом пласмической реконструкции восстановлен прижизненный облик Питера Ласиниуса.
Отряд Василия Прончищева по Оленекской протоке вышел в поход только 25 августа и к началу сентября достиг устья реки Оленек. Однако,учитывая начавшиеся заморозки, 6 сентября 1735 года В. Прончищев решил остаться на зимовку, построив из плавника несколько изб для экипажа на берегу.
20 сентября река встала, а вскоре наступила полярная ночь, которая продолжалась до 21 января.
Зимовка прошла благополучно. Весь личный состав отряда, за исключением самого Василия Прончищева, который начал чувствовать легкое недомогание, был здоров.
2 июля 1736 года река Оленек вскрылась, но в море еще стоял невзломанный лед. Только 14 августа 1736 года, когда лед отогнало от берега, плавание было продолжено.
В период с 15 августа по 8 сентября экспедиция прошла путь от устья реки Оленек до устья реки Хатанга и обратно и производила метеорологические наблюдения за направлением ветра и за атмосферными явлениями. В судовом журнале Прончищев отметил, что во время его плавания преобладали ветры южной составляющей:
N NE E SE S SW W NW Штиль
Повт.в % 8 12 9 24 14 15 8 3 7
(SE+S+SW=53% NW+N+NE=20% E=12% W=8% штиль=7%
Преобладание южных ветров способствовало благоприятному состоянию ледовой обстановки. Прончищев записал: «знатное дело-льдыотнеслодолече в море»
Но постепенно, по мере продвижения на север, ледяные поля уплотнялись и 31 августа на широте 77 29 N, шлюп попал «в самые глубокие льды», которым, когда туман рассеивался, «и конца видеть не могли».
В период плавания ветры отличались сравнительно небольшой скоростью и штормовой силы достигали только два раза: 20 августа в устье реки Анабар и 7 сентября в устье реки Оленек.
К сожалению, здоровье Василия Прончищева продолжало ухудшаться и, несмотря на все усилия подлекаря Филатова, 9 сентября он умер, как считали многие годы, от цинги, но, как установил и члены экспедиции 1999 года, причиной смерти В. Прончищева была не цинга, а жировая эмболия, наступившая в результате перелома ноги.
Татьяна Прончищева пережила своего мужа всего на 14 дней. Похоронены они были на месте их зимовья в устье реки Оленек.
В 1998 году экспедицией московского клуба «Приключение», руководимого Дмитрием Шпаро, коллективом ТЦГМС и Администрации Булунского района их могила была восстановлена, и вместо старого сгнившего деревянного креста был установлен новый обелиск.
После смерти В.Прончищева командование экспедицией возглавил Харитон Лаптев. 2 августа 1739 года он на шлюпе «Якуцк» вышел из Крестяцской протоки реки Лена в новое плавание и к 4 сентября достиг Хатангской губы, осуществляя и фиксируя в судовом журнале наблюдения за ветром и атмосферными явлениями. Анализ данных наблюдений Харитона Лаптева в этот период показывает, что метеорологические условия значительно отличались от условий плавания экспедиции Прончищева. Значительного преобладания ветров какого-то определенного направления не отмечалось, что хорошо видно из таблицы:
Это показывает, что ветровой режим в августе 1739 года способствовал неблагоприятной ледовой обстановке. Неблагоприятными были погодные условия и по другим показателям. Так в судовом журнале было отмечено 12 дней со снегом и 8 дней с дождем, что для августа месяца, уже по современным исследованиям климата, является аномальным явлением.
В экспедиции Ласиниуса принимал участие и Дмитрий Лаптев. Летом 1736 года он возглавил экспедицию на том же дубель-шлюпе «Иркуцк», но, как и Ласиниус, допустил ошибку в определении координат мыса Святой Нос, который он должен был обогнуть, чтобы следовать далее на восток. Направив судно строго на север, он вскоре попал в тяжелые льды и вынужден был повернуть обратно на юг и главную задачу экспедиции в тот год не выполнил.
Через три года в период с 5 по 31 августа 1739 года экспедиция Дмитрия Лаптева совершает новую попытку достичь желанной цели. 12 августа судно находится у устья реки Омолой, 16-го – у мыса Буор_хая, 19-го августа у устья реки Яна, откуда выходит 25 августа и наконец 26 августа достигает мыса Святой Нос. Однако,2-го сентября 1739 года в районе устья реки Индигирка, шлюп все же затерло во льдах и он вынужден был зимовать и только на следующий год дошел до устья реки Колымы.
В период плавания он также производитнаблюдения за направлением и силой ветра и атмосферными явлениями:
В течение 27 дней плавания Дмитрий Лаптев в своем судовом журнале отметил 8 дней со снегом столько же с дождем. Соотношение этих чисел дает косвенное указание на отрицательную температурную аномалию в августе 1739 года в районе между устьями рек Лена и Индигирка.
Во время своих экспедиций Василий Прончищев, Питер Ласиниус, Харитон и Дмитрий Лаптевы проводили также наблюдения за вскрытием и замерзанием рек. При отсутствии инструментальных наблюдений над погодой, эти наблюдения представляют очень большую ценность и являются основным материалом для исследований колебаний климата.
Экспедиции начала 19 века.
В начале 19 века на рабочий стол министру иностранных дел и коммерции Николаю Петровичу Румянцеву было положено донесение почетного члена Петербургской Академии Наук И.П. Потоцкого, в котором тот излагал прошение якутского мещанина Н.Белкова и купца третьей гильдии С.Протодьяконова о разрешении им посещения островов к северу от мыса Святой Нос, которые местные жители считали предвестниками большого континента. Это прошение заинтересовало министра иностранных дел. Вопрос об открытиях сибирских промышленников был поставлен на уровень высшей государственной власти. Сообщение о том, что в Северном Ледовитом Океане могут быть обретены «острова и матерая земля», было включено в число важнейших событий в жизни Русского Государства за 1807 год. В связи с этим Н.П.Румянцев решил не только удовлетворить просьбу Белкова и Протодьяконова, но и направить на острова небольшую экспедицию во главе со ссыльным чиновником Матвеем Геденштромом.
Экспедиция Геденштрома, в составе которой были землемер И.Е.Кожевин, десятник И.Безносов, унтер-офицер И.Решетников, а также плотник Ф.Обухов и промышленник И.Ширяев прибыла в район Усть-Янского зимовья в начале февраля 1809 года. В усть-Янске к экспедиции присоединился и известный уже в местных кругах промышленник Яков Санников, открывший до этого уже несколько островов, расположенных к северу от островов «Большого и Малого Ляховских», в том числеи, расположенный к юго-западу от острова «Котельный», небольшой островок, получивший название «Столбовой».
8 марта Геденштром, Санников и их спутники покинули Усть-Янск и направились на север на поиски и описание новых островов и «матерых» земель. Ими были обследованы и описаны острова «Фаддеевский», «Новая Сибирь», «Бельковский» и «Котельный», а также побережье от Усть-Янска до Русского Устья на реке Индигирка.
Яков Санников, обследуя остров «Котельный» и находясь на его северной оконечности, видел на северо-западе очертания неизвестной каменной земли. Вот что сказано в записке, составленной М.Геденштромом со слов Санникова:
«Берег в том месте, до которого он доходил, оборачивает на восток, а на северо-западе в примерном расстоянии 70 верст видны высокие каменные горы».
Глава II. История основания метеостанции «Казачье»
2.1 Хронология работы метеостанции «Казачье»
В 1885 году в селе, возникшем на месте бывшего зимовья П.Ф. Анжу, открывается первая, на территории деятельности нынешнего Центра, метеорологическая станция «Казачье».
Станция работает в периоды 1885-1886, 1895-1896, 1900-1905 годы.
Первыми наблюдателями на станции были Самуил Савельевич Рабинович, Николай Осипович Белов, Алексей Константинович Загайнов. Кем они были? Квалифицированными метеорологами-наблюдателями или специально подготовленными и обученными политическими ссыльными? Ответ на этот вопрос я нашел в материалах школьного краеведческого музея.
2.2 Н.О. Белов как основатель метеостанции
Ночью 24 июня 1896 года в поселке Лахта по Финляндской железной дороге царские жандармы разгромили подпольную типографию и арестовали работавшую в ней группу революционеров. До этого подпольная типографии работала в двухкомнатной квартире, снятой на канале Крюкова в Петербурге под видом швейной мастерской. В течение трех лет – с 1893года – отважные борцы за народное дело в этой типографии, тщетно разыскиваемой полицией, печатали революционную литературу, в том числе брошюры, листовки, прокламации «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Причиной провала явилась неосторожность некоторых товарищей.
Среди схваченных оказался наборщик Николай Осипович Белов. Сын солдата, слушатель воскресной школы на окраине Петербурга, студент Московского технического училища, рабочий типографии, снабжал шрифтом. Тогда ему был 21 год. Арестованных доставили в Петербург, Белова заключили в камеру №42 Трубецкого бастиона Петропавловской крепости. Здесь он томился более года, а затем был сослан в Верхоянский округ. До места отбывания ссылки Белов с Тулуповым, вместе с которым работал в типографии, добирался в течение полугода.
В конце 90-х годов знаменитый исследователь Арктики Э.В.Толль занялся детальной разработкой плана организации экспедиции на поиски Земли Санникова. Метеосводки экспедиция должна была получать с берега. Для этой цели решено было возобновить работу самой северной в то время метеостанции в Казачье. Начали искать согласных работать среди ссыльных в Верхоянске. Все понимали опасность сплава по реке Яна до Казачья. Из ссыльных согласился отправиться в такое рискованное путешествие Николай Белов, его сопровождал старый казак. В Казачье Белов построил дом, в котором организовал метеостанцию. В течение двух лет вел метеонаблюдения за воздухом, температурой воды, состоянием льда на реке, северным сиянием. В то время не было радио, метеосводки доставлял со станции казак.
Однажды, стоя на берегу реки, Белов увидел группу людей, которые шли к нему. Он пошел к ним навстречу. Это были его товарищи из Верхоянска, принесли печальную весть о гибели Э.В. Толля и его трех спутников.
Дневник Н.О.Белова, который он вел в течение двух лет работы на метеостанции « Казачье», утерян во время блокады Ленинграда. (А. Кириченко. Старый революционер Николай Белов. Газета «Кыым», 26.04.1958г.)
Отбыв ссылку, Н.О. Белов некоторое время жил в Киеве под надзором полиции, а затем переехал в Петербург, работал на Балтийском заводе и впоследствии явился активным участником революционных событий 1917 года. Он был персональным пенсионером.
Затем в работе станции следует значительный перерыв вплоть до 1934 года. С июля 1934 года станция работает до настоящего времени без перерывов.
В 1941 году добровольно ушел на войну Сучковский Георгий Вячеславович, работавший на метеостанции села Казачье с 1939г. Дошел до Берлина. После Победы демобилизовался. По дороге домой 19 мая 1945 года погиб около г. Табор (Чехословакия) от рук бандеровцев.
В 1969 году, в связи с подготовкой к празднованию 100летия со дня рождения В.И. Ленина, станция получила название «Юбилейная».
2.3 Метеостанция «Юбилейная» в наши дни
Станция находится в 4 км.от наслега Казачье. На станции сохранились журналы с 1982 года. Вот сведения о специалистах, работавших в этот период:
1982г. начальник станции Тихомиров А.В., старший техник-метеоролог Козловский В.В., техник-метеоролог Гусев А.Н., механик Мамай Т.С.
1984г. начальник станции Гусев П.Н., старший техник-метеоролог Гусева В.В., техник-метеоролог Жарковат С.Г., гидролог Старенек И.М., механик Жарков Ф.И., повар Мамай Т.С.
1985-2001 г. начальник станции Дунюшин А.В., старший техник-метеоролог Никитюк П.В., техник-метеоролог Жарков А.А., гидролог-механик Кулаков И.В., повар Мамай Т.С.
2002г. начальник станции Косенко С.В., техники-гидрологи Мамоненко В.В., Мамоненко О.В., Окорочков М.М., гидролог Плахотин Л.П.
2005г начальник станции Косенко С.В., старший техник-метеоролог Ахметжанова А.Х., техник-метеоролог Овчаренко Е.А., механик Овчаренко А.А., техник-метеоролог Луценко И.А.
2013-2015г. начальник станции Овчаренко Е.А., старший техник-метеоролог Коротеева И.В., техники-метеорологи Коротеев А.В., Луценко И.А., механик Овчаренко А.А.
На станции находится жилой дом, рабочее здание-метеокабинет, отдельное здание дизельной. Метеоплощадка находится в ста метрах от рабочего здания. У работников станции полное государственное обеспечение (продукты питания, спецодежда, ГСМ).
Глава III. Наши метеоисследования, планы и перспективы.
3.1 Изучение принципов и условий работы метеооборудования. Гидрометеонаблюдения.
В течение пяти дней осенних каникул я работал со специалистами метеостанции и вел наблюдения.
Гидрометеонаблюдения выполняются следующими методами:
-визуальное-за облачностью, высотой нижней границы облаков;
-по термометрам и самописцу-термографу-температурой воздуха;
-по гигрометрам-за влажностью воздуха;
-по термометрам-за температурой почвы;
-по прибору анеморумбометру-за скоростью ветра;
-по гелиографу - за продолжительностью солнечного дня; Гелиограф устроен так, что может регистрировать солнечное сияние, прожигать бумагу.
Количество атмосферных осадков измеряется с помощью осадкомера Третьякова в мм независимо от состояния - жидкого или твердого.
Атмосферное давление определяется по барометру в миллибарах и по самописцу барограф.
Высота снега определяется по снегомерным рейкам в см.
Все данные, снятые с метеоплощадки, техники-метеорологи заносят в КМ-1(книга метеорологическая), производят кодировку синоптического срока и отправляют в Тиксинское радиобюро. Затем эти данные отправляются в Хабаровск и в Москву.
В летний период утром и вечером гидрологи измеряют уровень и температуру воды. В зимний период измеряют уровень воды и толщину льда.
Эти данные заносят в КГ-64(книга гидрологическая), производят кодировку гидрологической телеграммы и отправляют в Тиксинское радиобюро.
3.2 Проект «Школьная метеостанция». Перспективы развития и значимость работы по мониторингу изменения климата родного края.
Возникла идея создания на школьной территории метеоплощадки. Для определения актуальности проекта мы провели опрос среди учителей. Рассмотрены перспективы и приоритетные направления дальнейшего развития метеоплощадки. Готовя данную исследовательскую работу, я изучил ряд источников, из которых ясно, что изучение Арктики продолжается и сегодня.
Цели проекта | Создание в школе метеоплощадки для практического применения в учебной деятельности и расширения кругозора учащихся. |
Задачи проекта | 1.Разработать план метеоплощадки, составить карту – схему. 2.Изготовить и установить оборудование. 3.Подготовить инструкторов. 4.Организовать открытия метеоплощадки. |
Участники проекта |
|
Кураторы проекта |
|
Сроки реализации проекта | Предположительно июль 2017 года |
Механизм реализации проекта
I.Подготовительный (сбор информации по проблеме)
II Концептуальный
III Практический
Заключение.
Весь большой материал метеорологических наблюдений, выполненных членами разных экспедиций, до сих пор сохраняет большую научную ценность. Они чрезвычайно необходимы для познания изменений климата за минувшие столетия. Основные принципы организации полярных станций сохранились до нашего времени. В основе успехов метеорологического изучения Арктики лежит тяжелейший и поистине героический труд; даже простое жизнеобеспечение при полной оторванности от ближайших поселений, в условиях полярной ночи представляет собой непростую задачу.
Работа всей аппаратуры и, главное, дизель-электрических агрегатов, дающих тепло и свет, зависит только от умелых рук персонала полярной станции. В настоящее время все жители, планируя свою деятельность, пользуются метеосводками через Всемирную сеть интернет.
Таким образом, я пришел к выводу, что метеоисследования занимают исключительно важное место в обеспечении ведущих отраслей промышленности, развития транспортной схемы и развития сельского хозяйства северных арктических регионов.
Приложение1.
Таблица № 1. Начало освоения заполярного Устьянья и первые географические открытия на северных территориях. Экспедиции по изучению Арктики, прошедшие через Казачье. 1600-1902гг.
Годы | Исследователи, путешественники, экспедиции | Транспорт | Значение экспедиции |
1631-1633 | Казачьи отряды под руководством Ильи Перфильева и Ивана Реброва отправились к морю Студенному. | Строительство Якутского острога | |
1635 | Казачий отряд И.Перфильева поднимается вверх по Яне | Основывает Верхоянское зимовье | |
1636-1638 | Русские землепроходцы и мореходы Е.Буза, И.Ребров, П.Иванов | Открытие р Яны. Зимовье Усть-Янск | |
1638 | Отряд И.Реброва достигает устья реки Индигирка | Строит Нижнеиндигирский острог | |
1712 | Казаки М.Вагин, Я.Пермяков | Открытие острова Большого Ляховского | |
1733 | Якутский промышленник И.Ляхов | Открытие острова Котельного | |
1725-1742 | Деятельность Первой и Второй Камчатских экспедиций В.И.Беринга И А.И.Чирикова в различных районах Якутии. Два отряда(Ленско-ХатангскийиВосточно-Ленский).Второй Камчатской экспедиции, возглавляемой В.В.Прончищевым, С.И.Челюскиным, Х.П. Л.Я.Лаптевым | Исследование северного побережья Якутии от Хатангского залива до устья р. Колымы | |
1760 | Промышленник-мореход Этэрикэн | Открыл остров Малый Ляховский, Богатейшие залежи останков мамонтов | |
1800-1811 | Усть-янский промышленник, исследователь Я.Санников | Открыл четыре острова Новосибирского архипелага: Столбового(1800),Фаддеевского(1805), Новой Сибири (1806), Земли Бунге (1811) | |
1820-1824 | Усть-Янская,Яно-колымские экспедиции П.Ф.Анжу и Ф.П Врангеля | Описание северного берега Сибири между рр. Оленек и Иидигирка. Съемка Новос. Островов, промеры глубин моря. | |
1874-1875 | Экспедиция А.Л.Чекановского | Изучение бассейнов рек Оленек, Яна, Нижняя Лена | |
1881 | Пароход «Жаннетта» | Открытие островов Де-Лонга | |
1884-1886 | Экспедиция А.А. Бунге | Исследование Приянского края и Новосибирских островов | |
1893-1894 | Экспедиция Академии наук под руководством Э.В. Толля | Изучение севера Якутии. Геодезические, метеорологические, топографические, зоологические исследования. | |
1991-1892 | Экспедиция Академии наук под руководством И.Д. Черского(?) | Изучение геологии и географии бассейнов рек Яны, Индигирки и Колымы. | |
1901-1902 | Русская полярная экспедиция Академии наук под руководством Э.В. Толля. | Исследование Новосибирских островов. Поиски Земли Санникова. | |
1903 | Экспедиция по поиску Толля и его спутников | Исследования Арктики. Промер глубин, гидрологические и магнитные наблюдения. | |
1909 | Ленско-Колымская экспедиция К.А. Воллосовича | Геологические исследования дельты Лены. Исследование центральной части Яно-Индигирской низменности. Доставка останков туши мамонта с острова Большой Ляховский по поручению АН. Описал часть Новосибирских островов. |
Данные взяты из книг «География Якутской АССР», «Арктика-мой дом. История освоения Севера в биографиях знаменитых людей».
Таблица №2. Значительные экспедиции по изучению Арктики
Годы | Исследователи, путешественники, экспедиции | Транспорт | Значение экспедиции |
В XI веке | русские мореплаватели | кочи и лодьи | вышли в моря Северного Ледовитого |
в XII—XIII вв в конце XV в | поморы | морские суда | открыли острова Вайгач, Новая Земля; острова архипелага Шпицберген, остров Медвежий |
1648г. | Семён Иванович Дежнёв | морские суда | прошёл Берингов пролив, отделяющий Америкуот Азии |
1733—1743гг. | Великая северная экспедиция | морские суда | исследовано, описано и нанесено на карты все сибирское побережье Северного Ледовитого |
С 1874 г. | Карские экспедиции | паровые суда | начались плавания через Карское море в устье Оби и Енисея |
1893—1896г. | Норвежская полярная экспедиция Фритьофа Нансена | на корабле «Фрам» | была предпринята попытка достижения Северного полюса на собачьих упряжках. |
1908—1909г. | Арктическая экспедиция Роберта Пири | На собачьих упряжках | покорение Северного полюса. |
9 мая 1926г. | Ричард Бэрд. | на самолёте | Добрался на самолёте до Северного полюса. |
20мая 1926г. | Умберто Нобиле, Руаль Амундсен | на дирижабле | совершен первый полёт через Северный полюс из Шпицбергена в Америку. |
Лето 1932г. | Экспедиция под руководством О. Ю. Шмидта | ледокольный пароход «Сибиряков» | прошла Северный морской путь за одну навигацию. |
1937г. | И.Д.Папанин | На льдине | организована первая дрейфующая станция «Северный полюс» |
1937г. | В. П. Чкалов, Г, Ф. Байдуков, А В. Беляков | Самолёт АНТ-25 | трансарктический перелёт по маршруту Москва — Северный полюс — США. |
21 февраля 1968г. | Уолтер Уильям Херберт | На четырёх собачьих упряжках | выполнили первое полное пересечение океана по его большой оси. |
В 1941г. | лётчик И. И. Черевичный и штурман В. И. Аккуратов. | Самолёт СССР Н-169 | организована воздушная экспедиция в район полюса относительной недоступности. |
9 августа 1977г. | сотрудники Института Арктики и Антарктики | атомный ледокол «Арктика» | Впервые в истории надводный корабль вышел к полюсу планеты. |
30 августа 2005г | транспортное судно «Академик Фёдоров» | транспортное судно без сопровождения ледокола достигло Северного полюса. | |
2 августа 2007 | полярная экспедиция «Арктика-2007 | на глубоководных обитаемых аппаратах«Мир-1» и «Мир-2». | в самой северной точке Земли было совершено погружение на глубину до 4,2 тыс.м. |
Использованная литература
Зимовье зверей
Девчата
Две снежинки
"Разделите так, как делили работу..."
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея