Исследовательская работа. Человек красив и славен своим трудом. Общество оценивает человека по тому, как он работает и как он относится к другим людям. Наша память – это наши добрые дела и поступки, наше духовное богатство. Профессиональный выбор молодежи имеет все большее значение для выбора направлений дальнейшего социально-экономического развития как района, так и страны в целом. Именно поэтому выпускников школ нужно ориентировать на рабочие профессии.
Объект исследования – трудовые награды земляков. Предмет исследования – трудовые достижения односельчан, стремление людей добиться в профессии высшего мастерства.
Вложение | Размер |
---|---|
slava_trudu.docx | 46.23 КБ |
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»
Тема работы: «В труде рождаются герои!»
Черникова Лариса Геннадьевна
учащаяся 9 класса
место учебы МБОУ «Дударевская СОШ»
346273 ул.Школьная, 20 А, х. Дударевский, Шолоховский район, Ростовская область
346273 ул. Западная, д.3 , х. Дударевский, Шолоховский район, Ростовская область
Контактный телефон: 89289010381
Руководитель:Рязанова Елена Ивановна
Должность: учитель
Место работы: МБОУ «Дударевская СОШ»
346273 ул. Школьная, 20 А, х. Дударевский, Шолоховский район, Ростовская область
Контактный телефон: 89281124001
г. Ростов-на-Дону
2015
Содержание
I. Введение_______________________________________стр.2-3
II. Слава труду!___________________________________стр.4-
1. Данные социометрии.
2. Награждение сотрудников - эффективный способ стимулирования труда.
3. Где родился, там и сгодился!
Наши земляки - герои труда
4. О детях войны и труде
III.Заключение
Список литературы
Приложение
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «труд»!
В. Брюсов
Введение
Человек красив и славен своим трудом. В труде – смысл жизни. Так было и будет во все времена. Общество оценивает человека по тому, как он работает и как он относится к другим людям. Трудом создано все прекрасное и все самое необходимое на Земле. Мы живем для того, чтобы оставить о себе память. Наша память – это наши добрые дела и поступки, наше духовное богатство.
Целью данной работы является сбор материала по землякам, награждённым трудовыми наградами государства, описание заслуг односельчан.
Задачи работы:- систематизировать фактический материал на основе биографических данных, - разработать презентацию - рекламу привлечения внимания к рабочим профессиям.
Актуальность данного исследования весьма значительна и очевидна. Молодежь является главным источником формирования трудового потенциала страны. От качественного состояния, экономической активности и поведения молодых людей в сфере занятости во многом зависит успешность рыночных реформ. Профессиональный выбор молодежи имеет все большее значение для выбора направлений дальнейшего социально-экономического развития как района, так и страны в целом. Именно поэтому выпускников школ нужно ориентировать на рабочие профессии.
Объект исследования – трудовые награды земляков. Предмет исследования – трудовые достижения односельчан, стремление людей добиться в профессии высшего мастерства. Методы исследования и диагностики: наблюдение, биографический метод, беседа, опрос, социометрия. Методы обработки и интерпретации данных: методы математической статистики (нахождение средних значений выявление уровней значимости, анализ и сопоставление данных. Эти методы позволяют придать полученным данным содержательно-психологический смысл.
Практическая значимость результатов исследования:
- использование материалов работы для патриотического воспитания обучающихся в МБОУ «Дударевская СОШ»;
- Мониторинг профессиональных намерений молодежи в масштабах х. Дударевского может стать как эффективным инструментом изучения рынка труда, так и действенным методом разработки перспективных и своевременных профинформационных мероприятий.
Эта работа началась с тетрадного листочка с неполным списком награжденных тружеников, проживающих на территории хутора Дударевского. В ноябре 2013 года мы сделали буклет и назвали его «Слава героям труда хутора Дударевского!»
Место и сроки проведения исследования: х. Дударевский, сентябрь 2013 – октябрь 2014 год (информация постоянно дополняется и уточняется
II. Слава труду!
Анализируя проблему профессионального самоопределения старшеклассников, мы провели анкетирование.
При сравнении данных исследований можно отметить значительное увеличение количества старшеклассников, ориентированных на получение высшего образования, и снижение интереса к системе среднего профессионального образования (средние величины социоопроса в нашей школе сопоставимы с официальными источниками)(10) Предпочтительные сферы деятельности старшеклассников: информационные технологии и коммуникации; культура, спорт, туризм; производство; торговля; транспорт, строительство; медицина, образование (табл. 1).
Некоторые старшеклассники уже сейчас сначала выбирают место дальнейшей учебы и лишь в процессе обучения определяются с будущей профессией. (табл. 2). На вопрос: «Вы связываете свое будущее с родным районом?», около 30% респондентов не ответили, 20% ответили «нет». Ведущим мотивом выбора профессии является интерес, при этом следует учитывать различие предпочтений у юношей и девушек. (табл. 3). Подтверждением низкого уровня информированности о мире профессий служат и ответы старшеклассников на вопрос «В случае необходимости, по какой рабочей профессии Вы стали бы работать?». В перечне рабочих профессий, названных девятиклассниками многие ученики перечислили – врачи, учителя, экономисты. Свыше 50% юношей готовы работать по рабочей профессии, где выплачивается высокая зарплата.(7) Но на вопрос: «А знаете ли вы хуторян, награждённых за труд государственными наградами?» - 95% опрошенных ответили «нет»
Выводы:
По окончании школы только 50% выпускников имеют конкретный жизненный план. Можно предположить, что это связано со многими социальными факторами: многообразием мира профессий и сложной ориентацией в нем, трудностью в выборе учебного заведения, зависимостью от решения родителей, неадекватностью самооценки.
Также следует признать высокий уровень потенциальной миграционной мобильности. Желание работать не там, где проживаешь, можно рассматривать и как юношеское стремление к перемене мест, и как максимализм и стремление к самостоятельности..
. В число наиболее важных мотивов, которыми руководствуется большинство опрошенных при выборе профессии, вошли: материальная обеспеченность (высокая зарплата); интерес к профессии («Мне нравятся люди этой профессии, как они работают»); престижность профессии. Мотивы выбора профессии направлены на себя и собственное материальное благополучие.
Главным мотивом профессионального выбора современной молодежи по-прежнему остаются материальная обеспеченность, интерес к профессии, престижность профессии и защищенность от безработицы. Мотивы выбора профессии направлены на себя и собственное материальное благополучие.
Обозначим проблемы в профессиональном самоопределении молодежи в школе: 1) школа не имеет системы профориентационных мероприятий, отвечающей запросам современного рынка труда;
2) профессиональные образовательные учреждения действуют автономно как в плане профессионального информирования молодежи, так и в плане согласования профилей обучения;
3) предприятия и организации не занимаются стратегической подготовкой персонала;
В сложившейся ситуации молодежь является наиболее социально уязвимой категорией населения. Что же делать? Мы избираем путь рекламы рабочих профессий на примере трудовых достижений наших земляков.
2. Награждение сотрудников - эффективный способ стимулирования труда.
Главной ценностью любой организации всегда были, есть и будут её трудовые кадры, которые могут либо «свернуть горы», либо завалить всю работу.
Жизненная практика и многочисленные исследования доказывают, что эффективная система мотивации (стимулирования) должна развиваться в двух направлениях: материальное вознаграждение и моральное поощрение, которые органично дополняют друг друга и могут применяться при различных достижениях и заслугах. Часто считают, что материальное вознаграждение, к которому относятся премии, бонусы, ценные подарки, является самым лучшим и действенным способом стимуляции сотрудников. Однако практика показывает, что со временем премии становятся «привычными» и уже не способны воодушевить кадровый состав. Это происходит потому, что любой человек, помимо удовлетворения своих биологических и материальных потребностей, нуждается во внимании и общественном признании, публичном «наглядном» поощрении. К последнему, в частности, относится и награждение сотрудников почётными грамотами, благодарственными письмами, званиями, медалями за отличную работу и конкретные достижения, размещением публикаций в корпоративных СМИ и т.д. Исследования в области мотивации персонала показывают, что тщательно продуманные нематериальные методы поощрения позволяют при сохранении одного и то же размера фонда заработной платы увеличить трудовую отдачу подчинённых до 20%.(8) В советском обществе бытовала шутка: человеческое счастье — когда идешь на работу с удовольствием и когда идешь с работы с удовольствием. Должен существовать баланс радости и в труде, и в других видах человеческой деятельности. В советское время существовало звание Героя Социалистического Труда, которое по статусу приближалось к званию Героя Советского Союза. Иными словами, труд человека ценился почти так же высоко, как военные подвиги в защиту Отечества.. Действительно, в советские времена, по крайней мере, в идеологических текстах, очень много говорилось о том, как важен труд. Мой хутор так же не является исключением. В нем тоже ценился, и до сих пор ценится труд.
Сельское хозяйство - важнейшее звено народного хозяйства страны и одна из системообразующих отраслей экономики. Земельные угодья России (а это 10% пахотных земель в мире) представляют собой огромную производительную силу! Следовательно, необходимо открыть как новое, хорошо забытое старое: обратиться к ближайшему историческому прошлому наших земляков, выявить ориентиры в сельских профессиях
3.Где родился, там и сгодился!
Дударев Антон Федорович родился 16 августа 1935 года в хуторе Дударевский. В семье было 6 человек. Брат, две сестры, Мать- Евдокия Игнатьевна , отец Федор Сергеевич. Детство прошло в военные годы. Как вспоминает Антон Федорович, было очень тяжело. Жили бедно .Одежды не было, еды было не много, приходилось иногда есть траву.. Вместе с друзьями помогали взрослым: возили зерно на быках, чистили асот, работали штурвальными. В школу пошел в 10 лет. Учился хорошо, немецкий язык, математику знал на отлично, а вот с русским было туговато. Учавствовал в школьном оркестре, играл на балалайке. Закончил школу в 1955 году. Сразу после школы пошел в армию на Дальний Восток, в город Благовещенск. В 1956 году получил травму, из за которой пролежал пол года в госпитале, и был отправлен домой. После армии работал сначала бригадиром, в 1968 году зоотехником..Окончил техникум в 1973 году с отличием. Работал всю жизнь в животноводстве. В его распоряжении было 2000 голов скота,5000 кур, 20000 цыплят. Очень часто ездил в командировки в Ленинградскую область, в Воронежскую область, на Украину .Женился в 1959 году. Вместе с Антониной Дмитриевной прожили 43 года. В браке у него родилось трое детей. Сейчас Антон Федорович имеет пять внуков. Как рассказывает Антон Федорович, запоминающимся моментом в его жизни была поездка В Чехию и Польшу ,как турист. Очень понравилось отношение и обслуживание. Имеет орден «Знак почета», Ушел на пенсию в 1995.
Зимовнов Петр Леонтьевич родился 1 октября 1934 году в хуторе Нижне- Дударевском. В семье было 7 человек: 5 детей, мать- Васса Васильевна , отец- Леон Иванович и бабушка- Евдокия Игнатьевна ..Всё детство работали в поле, помогая родителям: пололи штыками, возили зерно на быках. Пошел в школу в 1943 году. Учеников в классе было 37.Пять классов учился на 5. Остальные два класса на 4,3. Окончив 7 классов, Петр Леонтьевич уехал в Новочеркасск в ФЗО(фабрично заводское обучение). Учился на плотника .В 1953 году пошел в армию в город герой Севастополь во флот. Служил 4 года. После армии пошел работать в колхоз. Работал зимой на тракторе, летом на комбайне. ««Мастер на все руки»-так тепло хуторяне отзываются о механизаторе совхоза Петре Леонтьевиче Зимовнове. Досконально он знает технику ,умело эксплуатирует её, потому и добивается всегда отличных производственных показателей. В его распоряжении- трактор Т-4, во время хлебоуборки садится на комбайн. Он- в числе передовиков хозяйства»(статья в газете «Советский Дон» 28.02.1989 год)» В 1957 году женился на Фаине Александровне .На пенсию ушел в 1994 году. Сейчас имеет 3 детей, 8 внуков, 5 правнуков .Награжден: Почетными грамотами за высокие производственные показатели в выполнении социалистических обязательств(6 октября 1972 года,20 января1979 года,6 ноября 1984 года); Почетными грамотами за добросовестное отношение к труду, выполнение взятых социалистических обязательств ( в 1978году,1979,1970,1969,1976);Почетными грамотами за высокие показатели, достигнутые в социалистическом соревновании на уборке урожая, севе(1969,1970,1977,1978 27 мая,1978 7 октября,1980,1987,1991). Присвоено звание «Заслуженный механизатор сельского хозяйства РСФСР» 26 июля,1989 года. Имеет орден «Знак почета»(7 декабря 1973 года); «За трудовую доблесть СССР»(23 июня 1966 года).
Косоножкина Анна Александровна родилась 4 декабря 1929 года в хуторе Бондаревском. Жили вместе с мамой. В 1937 году пошла в школу. Училась хорошо. Когда Анна Александровна переходила в 4 класс, началась война ,и ей пришлось прервать обучение. В военное время работала на поле.(пахала на коровах). В 1946 году снова пошла в школу, в 4 класс. В 1950 закончила школу,8 классов. В 1953 году вышла замуж. Вместе с мужем Михаилом работала на прицепе. Через некоторое время и до выхода на пенсию работала со скотиной и дояркой. Работала без выходных. На пенсию вышла в 1984 году в декабре. Сейчас имеет трое детей, четверо внуков, двое правнуков. По путевке ездила в Польшу, Чехословакию, в Москву на ВДНХ. Муж умер в 1975 году. Любит читать. Особенно историческую литературу и литературу 18-х, 19-х веков. Имеет орден Ленина(1972).Присвоено звание мастер животноводства первого класса(29 июня 1969 года) Имеет грамоты: « За успехи, достигнутые в социалистическом соревновании среди животноводов» (11 декабря 1968 года, 11 ноября 1971 года,1970 ,1 ноября 1974,1977 года, 8 октября 1979 года,1982,6 ноября 1984 года); «За самоотверженный труд и выполнение пятилетнего задания к 110-й годовщине со дня рождения Владимира Ильича Ленина (13 марта 1980 года); «За добросовестный и многолетний труд в животноводстве в совхозе «Дударевский»» ( 22 июля 1989 года); «За активное участие в развитие экономики, науки и культуры области, многолетнию плодотворную работу по коммунистическому воспитанию трудящихся и в связи с 60-летием со дня образования СССР» (7 декабря 1982 года); награждена благодарственными письмами за доблестный труд, за достижение наивысших показателей в социалистическом соревновании, за увелечение животноводческой продукции по итогам 1982,1983,1984 года.
Колундаева Мирия Ильинична родилась 21 сентября в 1946 году. Жили вчетвером: мать - Александра Ивановна(разнорабочая),отец-Илья Георгиевич (тракторист),бабушка и она. Сестер и братьев нет.В 1954 году пошла в школу. Училась средне. Окончив 8 классов, поступила в школу хормейстеров в городе Ростове-на-Дону. В 1964 году поступил В Таганрогский пединститут .В 1965-1967 году работала в Грачевской школе преподавателем начальных классов, училась на заочном. В 1968 году вышла замуж за Кудинова Ивана Ивановича. По путевке ездила отдыхать в Грузию В 2000 году вышла на пенсию. Имеет Медаль «За трудовую доблесть» .
Ковалева Александра Арсентьевна родилась 25 мая в 1941 году в х.Маркин. В семье было четверо человек:2 детей и мать и отец. В 9 лет пошла в школу. Училась средне. В 1957 году, после школы, пошла работать дояркой. В 1985 году Александра Арсентьевна пошла работать телятницей. В 1996 году вышла на пенсию. Замуж вышла в 1965 году за Ковалева Алексея Демьяновича. Прожили вместе 44 года. Сейчас имеет 2 детей,5 внуков ,1 правнука. По путевке ездила отдыхать на пароходе в Москву. Отдыхала много раз в санаториях.
Буданов Федор Степанович родился 15 сентября 1933 года в хуторе Рябовском Волгоградской области. В семье было 6 человек:3 детей, двое родителей. Детство прошло тяжело. Пошел в школу в 1943 году. Окончив 4 класса, Федор Степанович пошел работать на поле: возил зерно, пахал на быках.В 1952 году ездил на курсы трактористов в х.Митяковский и в г.Миллерово. Пошел в армию в 1953 году. Участвовал в подавлении контрреволюционного мятежа в Венгрии с 23 октября по ноябрь 1956 года. Когда пришел с армии, в 1957 году, женился на Валентине Степановне и с тал работать в х.Лосевском бригадиром. С Валентиной Степановной прожили 40 лет. Есть 3 детей,3 внука,2 правнуков. Сейчас хобби Федора Степановича является чтение и игра на гармони. Имеет орден «Знак почета»(23 декабря,1976 год)
Якунина Галина Михайловна родилась 20 июня 1945 года в хуторе Лосевском. В семье было 6 человек: четверо детей и родители(мать-Анна Семеновна, отец-Михаил Сергеевич).Детство прошло тяжело: отец был калекой и Галине Михайловне, как старшей дочери, пришлось выполнять всю домашнюю работу, да и к тому же работать на току, на огородных плантациях, ухаживать за скотиной. В 1953 году Галина Михайловна пошла в Лосевскую начальную школу. В 1960 году окончив 7 классов пошла работать дояркой. В 1969 году поступила в Новочеркасский зооветеринарный техникум и закончила его в 1974 году. Последний год училась на заочном отделении. С 1973 по 1988 год работала бригадиром. В 1962 году вышла замуж за Якунина Николай Афанасьевича. Имеет 2 детей,4 внука,1 правнука. На пенсию вышла в 2000 году. По путевке в 1973 году ездила в Москву на ВДНХ. В 1972 году получила медаль «За трудовое отличие», дважды награждалась Знаком «Ударник коммунистического труда».
Заключение
Результаты исследования
Количественные: Награждены Орденом Ленина – 2 человека (Косоножкина Анна Александровна - доярка, Жуков Иван Леонтьевич – тракторист). Орденом «Трудовой Славы» 3 степени - 3 человека (Шаповалов Владимир Алексеевич – механизатор Кузовов Александр Иванович – механизатор Ковалева Александра Арсентьевна – доярка). Орденом «Знак Почёта» - 4 человека (Зимовнов Петр Леонтьевич – заслуженный механизатор, Дударев Антон федорович – зоотехник, Галицын Алексей Иванович-парторг, Буданов Федор Степанович – механизатор). Орденом «Трудового Красного знамени» -3 человека (Васильев Виктор Иванович – механизатор, Калинина Анна Макаровна – доярка, Якунин Василий Григорьевич – механизатор). Медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." - Якунин Василий Григорьевич – механизатор. Медалью «За трудовую доблесть» - Колундаева Мария Ильинична – учительница Дударевской средней школы, Грищенко Александр Яковлевич – зоотехник. Медалью «За трудовое отличие» - Якунина Галина Михайловна – доярка, Харитонова Анна Филипповна – агроном.
Качественные: Награждены сельскохозяйственные рабочие – 10 человек, специалисты сельского хозяйства – 5 человек, партийный работник -1 человек, сельская интеллигенция -1 человек. Нет высокого и низкого во вдохновенном труде. Но есть труд, который заметен, результаты которого видны всем: пища, одежда, дома, дороги... А есть кропотливая работа учителей, ученых, изобретателей. Слава героям, рождённым в труде!
За время сбора материала мы посетили около 2-х десятков семей, по крупицам собирая трудовую историю односельчан. Все люди: молодые и пожилые радушно принимали нас, искренне удивлялись, что кому-то интересна история их жизни. А я, записывая их воспоминания, с грустью думала и не могла избавиться от мысли, что этих героев незаслуженно забыли! И все-таки, можно ли труд сделать мерилом величия человека? Человечества — наверняка. Все мы стоим на бесконечной, уходящей вглубь веков лестнице, где каждая ступенька — плод труда ремесленника, земледельца, ученого. От нашего отношения к труду, от того, как наше общество относится к рабочему человеку — все равно, каменщику, философу, повару, учителю, хлеборобу — зависит, продолжится ли эта лестница в будущее. Именно поэтому дальнейшие перспективы работы в этом направлении: продолжить сбор материалов по трудовой истории наших земляков. Хочется оформить большой красивый альбом. «Никто не забыт и ничто не забыто!» - девиз этой работы. Практическая ценность данного исследования – Память, воплощенная в этих скромных записях.
Список литературы
Личные архивы односельчан, сведения из архива сельской .Администрации х. Дударевского
1. Винтин И. А. Особенности социального самоопределения старшеклассников / И. А. Винтин // СОЦИС, 2004. №2.
2. Волков Ю. Г. Социология молодежи: Учеб. пособие / Волков Ю. Г.,
В. И. Добреньков, Ф. Д. Кадария, И. П. Савченко, И. П. Шаповалов. М., 2001.
3. Образование в Российской Федерации: Стат. сб. М.: ГУ-ВШЭ, ЦИСН, 2003.
4. Романова Е.С., Суворова Г.А. Психологические аспекты профессиографии (словарь).- М., 1990.
5. Теория и практика профориентации и профконсультирования. Выпуск 1 / Под ред. В.В. Спасенникова, Калуга, 1994.
6. Ярцев Д. В. Влияние социально-экономической деятельности на процесс формирования самооценки подростка / Д. В. Ярцев // Психология и школа. 2002. №1. С. 44-57.
ГРИГОРЬЕВА МИЛАНА ИГОРЕВНА ВОСТРЕБОВАННОСТЬ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА ПЕРМСКОГО КРАЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Журнал Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология Выпуск№ 1 (13) / 2013
7. http://zan.donland.ru/MojoNews/Pages/ViewNews.aspx?mid=102183&id=12365
8.http://premia-rf.ru/nagrazhdenie-sotrudnikov/(по данным ГКУ РО ЦЗН Шолоховского района Директор ГКУ РО «Центр занятости населения Шолоховского района», руководитель Гончарова Наталия Алексеевна)
9.Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/vostrebovannost-rabochih-professiy-na-rynke-truda-permskogo-kraya-v-usloviyah-sovremennoy-sotsialnoy-realnosti#ixzz3GcciGUs
10.http://www.proforientator.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=426:-20-2010-&catid=22:2009-11-18-12-54-08
Приложение
Приложение Таблица 1
Пять наиболее часто выбираемых профессий
9 класс | 11 класс | ||
Девушки | Юноши | Девушки | Юноши |
Бухгалтер | Программист | Экономист | Программист |
Врач | Автомеханик | Менеджер | Инженер |
Юрист | Автослесарь | Врач | Юрист |
Менеджер | Врач | Юрист | Менеджер |
Экономист | Дизайнер | Бухгалтер | Экономист |
Таблица 2
Определенность в выборе профессии
Варианты выбора | 9 класс | 11 класс |
Профессия выбрана | 67,9 | 74,8 |
Выбор не сделан | 32,1 | 25,2 |
Таблица 3
Мотив | 9 класс (%) | 11 класс (%) | ||
девушки | юноши | девушки | юноши | |
Интерес к профессии («Мне нравятся люди этой профессии, как они работают») | 21,7 | 22,3 | 29,2 | 17,3 |
Высокий доход («Я знаю, что эта профессия приносит большие деньги») | 26,0 | 29,8 | 17,8 | 32,6 |
Совет родителей («Мне советуют родители выбрать эту профессию») | 12,5 | 12,5 | 11,4 | 8,2 |
Вода может клеить?
Заяц-хваста
Где спят снеговики?
Свинья под дубом
На горке