Формирование компетенций студентов, т.е. способность применять знания в реальной жизненной ситуации, является одной из наиболее актуальных проблем современного образования.
Языковая коммуникативная компетенция входит в структуру базовых и ключевых компетенций специалиста. Независимо от того, какую специальность изберет учащийся в будущем, он должен научиться грамотно, точно и умело выражать свои мысли, ему должно быть понятно, что развитая речь воспринимается окружающими как показатель образованности человека, одно из проявлений высокого культурного уровня личности.
Вложение | Размер |
---|---|
manoylenko_yazykovoe.doc | 42 КБ |
ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЛИЧНОСТИ
Манойленко А.С.
ГБОУ СПО «Самарский машиностроительный колледж»
специальность «Реклама», группа 451
Научный руководитель Уфанюкова Е.А.
Формирование компетенций студентов, т.е. способность применять знания в реальной жизненной ситуации, является одной из наиболее актуальных проблем современного образования.
Языковая коммуникативная компетенция входит в структуру базовых и ключевых компетенций специалиста. Языковая коммуникативная компетенция – это способность осуществлять общение посредством языка, правильно используя систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное ситуации общения.
Значение языка в современном мире непременно возрастает. Так, все мы включаемся в межличностные коммуникации, взаимодействуем друг с другом при помощи средств языка и культуры. Получая новые знания мы, в свою очередь, осваиваем новые термины и категории, тем самым осваивая профессиональный язык, который потребуется нам в профессиональной трудовой среде. [3]
Независимо от того, какую специальность изберет учащийся в будущем, он должен научиться грамотно, точно и умело выражать свои мысли, ему должно быть понятно, что развитая речь воспринимается окружающими как показатель образованности человека, одно из проявлений высокого культурного уровня личности. Нелитературное, неправильное произношение не только говорит о низком культурном и речевом уровне человека, но и затрудняет общение людей, искажая нередко смысл высказывания.
«Заговори со мной, чтоб я тебя увидел»,- некогда сказал Сократ. Человека можно одеть в какую угодно одежду, окружить предметами, создающими иллюзию о вкусах, взглядах на жизнь, внутреннем мире; человеку можно дать блестящее образование – но сущность его не ускользнет от внимательного собеседника. Как ни странно, именно нематериальные слова «скажут» о человеке все. Слово это огромный противовес поступкам. Сказать что-то - значит уже сделать это.
Интересно почему слова одних людей имеют силу, вес, значение, ведут за собой, побуждают к действию, а на слова других людей мы не обращаем внимания или даже реагируем отрицательно?
Очевидно то, что слова каким-то образом воздействуют на человека. Но каким образом? Ответ сокрыт в самом вопросе. Каким образом? Именно образ является ключом к разгадке. Слышим слово «дом». Что происходит с нами? В сознании возникает образ дома. Причем у каждого он свой. У одного человека это образ многоэтажки и квартиры в ней. У другого- это образ дома бабушки и дедушки, с русской печкой. Вот он уже ощущает запах свежеиспеченного хлеба и вкус парного молока, слышит мычание коровы и лай собаки.
Слова говорящего вызвали в жизни образы в сознании у слушающего. Но, что особенно важно, они произвели в нем некое действие. Это действие очень тонкое, пока невидимое. Но оно произошло. Сочетание букв и слов могут вызывать в человеке разные чувства. Одни из них могут разрушать, другие будут благотворны и целительные. Именно звуки, слова, в том числе и напечатанные, вызывают в душе человека необычное движение чувств.
Одному и тому же слову можно придать содержание и отрицательное, и утвердительное, гневное и доброе. Казалось бы, буквы те же, содержание слова то же, а смысловое значение противоположно.
Слово обладает необыкновенной силой. Об этом говорят пословицы разных народов: ветер горы разрушает, слово народы поднимает (русская); стрела ранит тело, а слово - душу (осетинская); доброе слово опускает саблю (лакская) и т.д. Поистине возможности слова неисчерпаемы. Иногда одно - единственное слово может разрушить семью, лишить жизнь всякого смысла, убить последнюю надежду на исцеление. Иногда слово может поистине творить чудеса. Оно может исцелить безнадежно больного человека, придать жизни новый смысл.
Все мы с детства думаем образами, а когда взрослеем, то постепенно переходим на слова, все больше и больше отдаляясь от своих чувств. Мы разучились вызывать к жизни действительно яркие и сильные образы и чувства. Поэтому и жизнь наша стала блеклой, а слова перестали вдохновлять, так как произносим их просто так, не задумываясь над смыслом. Например, большинство людей произносят слова приветствия автоматически, но при этом думают о своих каких-то проблемах. При общении с человеком происходит передача чувств друг другу через слова. Вот и получается, что на словах мы желаем человеку здравия, а на уровне подсознания идет передача наших проблем. Спрашивается, как другой человек должен отреагировать на такое послание? Ведь он воспринимает информацию, как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Необходимо, чтобы за каждым словом у нас был яркий и сильный образ.
Наша речь способна порождать глубокие изменения в окружающей действительности. И это научный факт.
Российские ученые проделали интересный эксперимент. С помощью специального прибора, который усиливает воздействие слов, «обработали» семена растения арабидопсис. На семена наговаривали слова проклятия. Такое воздействие было подобно облучению в 40 тысяч рентген. От такой ударной дозы порвались цепочки ДНК и хромосомы, рассыпались и перепутались гены. Большинство семян погибло, а выжившие дали потомство с мутациями. Причем независимо от того, кричали или шептали исследователи слова проклятия - разрушительный эффект был одинаковым. Получается, что не сила звука, а смысл сказанного повлиял на растение.
После проклятий ученые решили испытать силу благословения. Результат был потрясающим. Зерна пшеницы, получившие дозу 10 тысяч рентген, в которых порвались и перепутались ДНК, хромосомы и гены… после слов благословения взошли и стали нормально развиваться.
А ведь генетические аппараты всех живых существ от растений до человека работают по универсальным законам.
Исследования показали, что слова сильно изменяют структуру воды, а наши тела состоят из нее на 70-80 процентов. Таким образом, видим, насколько осторожно и умело мы должны пользоваться языком. [4]
Во многих религиях и нравственных учениях уделяется большое внимание контролю над своей речью.
Высокий уровень речевой культуры – неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь – задача каждого из нас.
В процессе языкового образования происходит формирование любви и уважения к родному языку как государственному и как к языку межнационального общения, формируется духовно-нравственный мир обучающихся, происходит овладение нормами литературного языка, приобщение к национальной культуре.
Слово - великий двигатель человеческого прогресса. Слово хранит весь опыт, накопленный человеком за миллионы лет. Наше слово, наш язык - нужно беречь, охранять, развивать и изучать, пользуясь всем тем, что нам оставили предыдущие поколения и привнося свое, новое, заботиться о его красоте и чистоте.
Список литературы
1.Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. Ростов н /Д:Феникс, 2003. – 384 с.- ISBN 5-222-03126-8.
2.Загорулько Л.П. Языковое образование в современных условиях (социально-философский анализ). — Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2012. — Т. XLI. — 118 с. (Приложение к журналу «Философия образования»).
3. Михалева Е.А Языковое образование как составляющая экономического капитала на современном рынке труда.-Режим доступа: http://www.rae.ru/fs/?section
4.Синельников В.В. Таинственная сила слова. Формула любви. М.:ЗАО Центрполиграф, 2009. – 256с.- ISBN 978-5-9524-4044-9.
Цветущая сакура
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Именинный пирог
Как я избавился от обидчивости