В ходе педагогической практики появилась возможность экспериментально проверить предположение, что самостоятельная работа на уроках, действительно, способна изменить и плотность урока, и отношение учащихся к урокам физической культуры. Необходим только квалифицированный подход к решению этой задачи. Чтобы проверить достоверность предположения, нами была осуществлена такая работа.
Вложение | Размер |
---|---|
statya_frolovoy.docx | 704.29 КБ |
Формирование проектных и исследовательских компетенций студентов
в процессе изучения роли самостоятельной работы учащихся на уроках физической культуры
Фролова Александра Михайловна
студентка группы ФК-41
Толъяттинского социально-педагогического колледжа
Научный руководитель Петрова И.А.
Обучение детей движениям представляет собой целостный воспитательно-образовательный процесс. Он осуществляется на уроке путем непосредственного обучения педагогом и самостоятельной деятельностью детей под его наблюдением. В этом сложном процессе учитель играет главную роль. С одной стороны, необходимо обеспечить осмысление ребенком двигательной задачи, с другой, - вызвать самостоятельность и проявление усилий в решении ее на основе имеющихся реальных двигательных возможностей и возникающих интересов.
У детей сильно развита потребность в движениях, возможность удовлетворить ее во время уроков по физической культуре и вызывает к ним интерес. И педагог должен не только поддерживать этот интерес на высоком уровне, но и формировать навык самостоятельности. Ведь самостоятельные задания, которые выполняют учащиеся, не только выводят процесс на высокий уровень, но и значительно повышают плотность урока. Обучить самостоятельности - это и есть одна из основных проблем учителя физической культуры, используя каждую минуту урока на решение поставленных задач.
Для овладения двигательными действиями, предусмотренными учебной программой по физическому воспитанию, у учащихся в значительной мере должны быть развиты сила, скорость, гибкость и выносливость. Добиться относительно высокого уровня этих качеств на уроках весьма сложно: из-за большого интервала между занятиями эффективность учебно-воспитательного процесса резко снижается.
Занимаясь только на уроках, учащиеся, несмотря на все свои старания, порой не осваивают технику даже несложных движений. Они не могут овладеть прыжком в высоту с разбега из-за того, что у них недостаточно развита сила ног, прыгучесть, координация движений; у других не получается переворот в упор на перекладине из-за слабого развития мышц туловища, плечевого пояса, рук. Чтобы уверенно и прочно овладеть разучиваемым движением, его надо многократно повторять и совершенствовать, А это можно осуществлять только за счет дополнительных к уроку занятий в неурочное время. Для закрепления навыков выполнения самостоятельной работы на уроках учитель часто использует домашние задания. Обучая на уроке и используя для этого самостоятельную работу, учитель дает возможность учащимся использовать навыки самостоятельности, без которых осуществление многих видов деятельности, связанных с выполнением физических упражнений, невозможно.
Задания на дом позволяют более удачно решить вопрос об индивидуальном подходе к учащимся, в процессе обучения, дают возможность уделить достаточное внимание тем из них, у кого ослаблено здоровье или имеются недостатки в физическом развитии.
Учащиеся находят массу оправданий для того, чтобы не заниматься. Ссылаются на недостаток времени, отсутствие инвентаря, места для занятий, на то, что нет руководителя. Однако нежелание работать объясняется в сущности двумя простыми причинами: отсутствие привычки трудиться и обыкновенной ленью.
Вводить домашние задания в учебный процесс нужно постепенно. Задания для самостоятельных занятий по своему характеру должны быть связаны с программным материалом, который изучается на уроках в данный момент или изучение, которого планируется на ближайший период.
На уроке самостоятельная работа должна воспитывать у учащихся потребность в занятиях физическими упражнениями, повышать интерес к физической культуре и спорту, способствовать выбору занятий физическими упражнениями по желанию.
Формирование потребности и создание условий для самостоятельного приобретения физкультурно-спортивных знаний и умений является существенной заботой учителя физической культуры и способствует побуждению к индивидуальному и умелому : выполнению физических упражнений с пользой для собственного здоровья.
При этом учитель усиливает решение задачи повышения плотности урока, т.к. без хорошей нагрузки на уроке и высокой общей плотности достичь этого сложно. Повысить плотность возможно несколькими путями:
1. Увеличением количества спортивного инвентаря.
2. Применением фронтального метода организации учащихся на уроке; и как один из них - самостоятельная работа на уроке. Она эффективна, так как и увеличивает плотность, и повышает интерес детей, и решает задачи обучения и воспитания на уроках физической культуры.
В процессе обучения студентам колледжа представилась возможность многие теоретические знания проверить в практической деятельности. Созданы условия формирования исследовательских компетенций во время выполнения выпускной квалификационной работы научного кружка нашего отделения.
В ходе педагогической практики появилась возможность экспериментально проверить предположение, что самостоятельная работа на уроках, действительно, способна изменить и плотность урока, и отношение учащихся к урокам физической культуры. Необходим только квалифицированный подход к решению этой задачи. Чтобы проверить достоверность предположения, нами была осуществлена такая работа.
Исследования проводились на уроках легкой атлетики, спортивных игр и гимнастики с учащимися 9 классов. На этих уроках проводились наблюдения для определения количества самостоятельных заданий и анализировалась плотность уроков при помощи хронометрирования. Наблюдение велось за всем классом и дополнительно определялось время на выполнение самостоятельных заданий. Затем это время суммировалось и определялся % этого времени от всего времени урока. Анализ плотности осуществлялся по всем известным формулам:
(Время урока без простоя) х на 100%
ОП = ------------------------------------------------------
45 мин.
( Сумма времени на двигательную работу) х на 100%
МП = --------------------------------------------------------------------------
45 мин.
На первом этапе исследовательской деятельности был проведен констатирующий эксперимент. На уроке легкой атлетики, на одном урок баскетбола и на одном уроке гимнастики было проведен хронометрирование и наблюдение во время урока. Получены следующие результаты ОП и МП урока: на уроке л/атлетики ОП составила 91%; МП - 59%, на уроке баскетбола ОП составила 94%, МП - 64% и н уроке гимнастики ОП составила 89%, МП - 60%. Результат: наблюдений с временем в % соотношении к уроку следующие: и самостоятельную работу на уроке л/атлетики было затрачено 12 минут, что составляет 27%, на уроке баскетбола затрачено 15 минут, что составляет 33% и на уроке гимнастики 10 минут - 22%. Самостоятельная работа на уроках присутствует, но не носит характер постоянно учащиеся выполняют ее без особого желания и интереса.
На втором этапе работы был проведен формирующий эксперимент. Для этого были разработаны и внедрены в ypoки разнообразные виды самостоятельных заданий. Они внедрялись уроки с учетом задач урока и носили запланированных характер. Для проведения работы по внедрению методики самостоятельных заданий в уроки физкультуры были разработаны 3 конспекта уроков. По ходу проведения уроков осуществлялось наблюдение за учащимися проводилось хронометрирование каждого урока.
В конце экспериментальной работы провели повторное изучение плотности и получили следующие результаты.
Общая плотность увеличилась на 6 % на 1-м уроке, на 4 % на 2-м уроке и на 7 % на третьем. Внедрение самостоятельной работы позволило более рационально использовать все время урока, а не только увеличить количество двигательной работы. Это увеличение не носит больших изменений, но для общей плотности урока является показательным.
Моторная плотность увеличилась значительно по сравнению с предыдущими измерениями, так на первом уроке эти изменения составили 11 %, на втором 10%, а на третьем 13 %.
За счет чего было достигнуто такое увеличение?
Ответом на этот вопрос может стать подсчет времени на выполнение самостоятельной работы. Как показывают измерения на экспериментальных уроках, оно было увеличено.
Полученные результаты показывают, что увеличение временя на самостоятельную работу учащихся на уроке № 1 и № 2 на 8 минут (17 и 18 % соответственно) изменило плотность этих уроков: ОП'— 6 и 4 %, МП -11 и 10 %. На третьем уроке время было еще увеличено, что составило 9 мин. (24 %) плотность этого урока увеличилась еще больше ОП - 7%, МП - 13%.
Дня полного представления о полученных изменениях разработаны диаграммы, где наглядно видно, что самостоятельная работа предложенная для увеличения плотности урока дала положительные результаты.
Сравнительный анализ плотности урока физкультуры.
%
1 урок 2 урок 3 урок
Изменения времени самостоятельной работы на уроках
%
1 урок 2 урок 3 урок
Теоретический материал как источник эксперимента и результаты, полученные в ходе исследования, дали возможность сказать что, самостоятельная работа на уроках физической культуры действительно изменяет плотность урока, а также при выполнении самостоятельных заданий у учащихся формируется интерес к процессу их выполнения, а значит к уроку в целом, что и требовалось доказать.
Благодаря проведению этой экспериментальной работы можно не только проверить теоретические знания на практике, но и приобрести некоторые исследовательские компетенции, что в значительной мере повышает профессиональный уровень педагогической подготовки студентов.
Новогодние гирлянды
Философские стихи Кристины Россетти
Растрёпанный воробей
Самый главный и трудный вопрос
Горка