Проблема представлений о профессии является очень актуальной и значимой в современном обществе.
Представления выпускников во многом определяет формирование определенного образа профессии, который в дальнейшем влияет на выбор будущей профессии. Школьники часто делают выбор в пользу определенной профессии, руководствуясь лишь поверхностными знаниями о ней, идеализируют и не осознают некоторых важных моментов, на которых может строиться вся деятельностью. Поступая в вуз, колледж выпускник не имея реальных представлений о выбранном направлении, находиться под влиянием идеальных или даже идеализированных образов.
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_idealnoy_professii_u_vypusknikov_69_shkoly_.ppt.doc | 0 байтов |
obraz_idealnoy_professii_u_vypusknikov_69_shkoly_novoe_-_kopiya.ppt | 2.44 МБ |
Слайд 1
Образ идеальной профессии у выпускников МБОУ СОШ №69. выполнила: ученица 9 «Б»класса МБОУ СОШ №69 Авдулова И.И. Руководитель доклада педагог-психолог Кузьмина О.Е.Слайд 2
Цель исследования :изучить представления учащихся выпускных классов о образе идеальной профессии. Объектом исследования является представления выпускников о профессиях Предметом исследования выступает образ идеальной профессии Гипотеза : Можно предположить, что учащиеся выпускных классов имеют недостаточное представление о идеальном образе будущей профессии; Образ идеальной профессии может меняться в зависимости от пола и возраста.
Слайд 3
ЗАДАЧИ 1) В психолого-педагогической литературе рассмотреть понятия профессия и особенности выбора ее у старшеклассников; 2) Определить образ идеальной профессии в представлении выпускников; 3) Подобрать метод, позволяющий изучить современные представления о образе идеальной профессии у выпускников; 4) Сделать анализ и интерпретацию полученных результатов эмпирического исследования; 5) Разработать рекомендации выпускникам направленные на формирование представлений старшеклассников о идеальном образе будущей профессии.
Слайд 4
Базой эмпирического исследования служила МБОУ СОШ №69 г.Воронежа. Выборка включала в себя учащихся двух 9-х и двух 11-х классов. Общий объём выборки 65 человек, из них 35 девочки и 30 мальчиков. Средний возраст испытуемых 15-17 лет. Практическая значимость заключается в том, что данную работу можно применять для проведения семинаров для работников образовательных учреждений, а так же знакомить с результатами исследований выпускников и их родителей
Слайд 5
Общее представление о профессии в психологической науке. Профессия – (от лат. « profiteer » - объявляю своим делом) род трудовой деятельности, требующий особой подготовки и обычно являющийся источником существования. Зеер Э.Ф . определяет профессию как «социально ценную область приложения физических и духовных сил человека, позволяющую ему получать взамен затраченного труда необходимые средства для существования и развития. Отечественный психолог Климов Е.А ., занимающий психологией труда выделил следующие значения употребления понятия «профессия»: область приложения сил человека (как субъекта труда); о бщность людей- профессионалов; подготовленность человека, позволяющая выполнять определенную работу; деятельность, сам процесс реализации трудовых функций Климов Е.А. .
Слайд 6
Понятия «профессия» как синонимичное используется понятие «специальность» , которое определяется как род занятий в рамках одной профессии. Профессия — это группа родственных специальностей . С точки зрения, общества ,профессия — это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности людей, которые могут обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении значимого результата, продукта. С точки зрения конкретного человека , профессия — это деятельность, которая является источником его существования и средством личностной самореализации. Существующее сегодня многообразие профессий является следствием исторически сложившегося разделения труда
Слайд 7
Особенности выбора профессии у старшеклассников Успешность выбора профессии в значительной степени определяется психологической готовностью учащегося к выбору профессии, связанной: с формированием профессиональной направленности личности, адекватной самооценкой способностей, реалистичным уровнем притязаний, устойчивыми профессиональными намерениями, достаточной информированностью о профессиях.
Слайд 8
Методы исследования Проективная методика Одной из информативных диагностических техник в выявлении образа будущей профессии у выпускников является сочинение, которое носит проективный характер. Сочинение на тему «Что для тебя является идеальной профессией?» Контент - анализ Это количественный метод сбора данных, применяемый в психологии, социологии, политологии и других социальных науках. Суть метода заключается в переводе текстовой или графической информации к количественным показателям. Объектом контент анализа в нашем исследовании выступает сочинение выпускников. Перед анализом, мы определились со смысловыми единицами контент анализа. Определив смысловые единицы, подсчитываем их количество в изучаемом тексте, их процентное соотношение ко всему объему текста и определяем тем самым, характер и силу присутствия изучаемого явления в сочинении. Далее, подсчитываем количество тех и других слов и выражений и делаем выводы. Для обработки данных контент анализа нами были составлены специальные таблицы, в которые вписываются значения каждой смысловой единицы исследования.
Слайд 9
Результаты учащихся 9 классов по проективной методике сочинение «Что для тебя является идеальной профессией?» Образ идеальной профессии у выпускников 9 классов смысловые единицы мальчики девочки итого К ол - во выб . % К ол - во выб . % К ол - во выб . % 1 Творческий, интересный характер работы 3 17% 5 25% 8 21% 2 Возможность достичь признания, уважения 2 11% 3 15% 5 13% 3 Возможность получать высокие доходы 9 50% 16 80% 25 66% 4 Возможность занять высокий пост, иметь власть 1 6% 4 20% 5 13% 5 Возможность принести пользу людям 0 0% 2 10% 2 5% 6 Возможность общаться с людьми 7 39% 15 75% 22 58% 7 Высокий престиж профессии 3 17% 4 20% 7 18% 8 Возможность полнее реализовать свой потенциал 5 28% 5 25% 10 26% 9 Возможность профессиональной карьеры 3 17% 7 35% 10 26% 10 Хороший, дружный коллектив 0 0% 13 65% 13 34% 11 Самостоятельность, независимость 1 6% 7 35% 8 21% 12 Духовное удовлетворение 0 0% 8 40% 8 21% 13 Возможность работать на себя 7 39% 2 10% 9 24% 14 Удобный график работы, ненормированный график труда 0 0% 3 15% 3 8% 15 Возможность получения удовольствия от работы, положительных эмоций 0 0% 6 30% 6 16% 16 Возможность командировок, путешествий в другие страны 0 0% 5 25% 5 13% 17 Возможность заработать хорошую пенсию 0 0% 0 0% 0 0% 18 Конкретный выбор профессии, ее название и характеристики 8 44% 14 70% 22 58% 19 Не определились с выбором профессии 2 11% 1 5% 3 8% 20 Возможность свободного дрескода 0 0% 1 5% 1 3%
Слайд 10
Образ идеальной профессии у выпускников 9 классов Юношам девятых классов характерен следующий образ идеальной профессии: на первое место 50% юношей ставят возможность получения высоких доходов, 44% выпускников определились с конкретным выборам профессии. Доминирующими профессиями у юношей стали, профессии по типу Человек –Техника, основным объектом труда которых является техника, технические системы(токарь, механик, автослесарь). 39% учеников желают иметь возможность общаться с людьми и работать на себя. У 28% юношей сформировано желание в полной степени реализовать свои потенциал.
Слайд 11
Образ идеальной профессии у выпускников 9 классов У выпускниц девятого класса ,образ идеальной профессии складывается из следующих характеристик: 80% хотят иметь высокий доход, 75% учениц хотят общаться с людьми, 70% девушек определились с конкретным выборам профессии. Доминирующими профессиями у них стали, профессии по типу Человек –Человек, основным объектом труда которого является человек(учитель, продавец, адвокат, музыкант, юрист, рекламный агент, турагент, актер, психолог, следователь). 60%девятиклассниц мечтают иметь хороший , дружный коллектив и испытывать духовное удовлетворение от профессии.
Слайд 12
Образ идеальной профессии у выпускников девятых классов учащиеся стремятся в первую очередь к материальному благополучию, комфортному состоянию на работе, развитию своих коммуникативных навыков. Чуть больше половины учащихся определились с выбором профессии. В тоже время, мы можем отметить, что образ идеальной профессии отличается в зависимости от пола респондентов. Юноши отдают предпочтения профессиям типа Человек –Техника, то девушки профессиям типа Человек-Человек. Для девушек важным является фактор комфортности(хороший , дружный коллектив ,духовное удовлетворение от профессии),а у юношей данный фактор отсутствует.
Слайд 13
Результаты учащихся 11 классов по проективной методике сочинение «Что для тебя является идеальной профессией?» Образ идеальной профессии у выпускников 11 классов смысловые единицы мальчики девочки итого количество выборов % количество выборов % количество выборов % 1 Творческий, интересный характер работы 2 17% 12 80% 14 52% 2 Возможность достичь признания, уважения 0 0% 8 53% 8 30% 3 Возможность получать высокие доходы 8 67% 12 80% 20 74% 4 Возможность занять высокий пост, иметь власть 0 0% 0 0% 0 0% 5 Возможность принести пользу людям 0 0% 4 27% 4 15% 6 Возможность общаться с людьми 2 17% 13 87% 15 56% 7 Высокий престиж профессии 2 17% 4 27% 6 22% 8 Возможность полнее реализовать свой потенциал 6 50% 6 40% 12 44% 9 Возможность профессиональной карьеры 1 8% 4 27% 5 19% 10 Хороший, дружный коллектив 2 17% 0 0% 2 7% 11 Самостоятельность, независимость 5 42% 3 20% 8 30% 12 Духовное удовлетворение 0 0% 5 33% 5 19% 13 Возможность работать на себя 6 50% 2 13% 8 30% 14 Удобный график работы, ненормированный график труда 5 42% 2 13% 7 26% 15 Возможность получения удовольствия от работы, положительных эмоций 0 0% 6 40% 6 22% 16 Возможность командировок, путешествий в другие страны 1 8% 9 60% 10 37% 17 Возможность заработать хорошую пенсию 0 0% 1 7% 1 4% 18 Конкретный выбор профессии, ее название и характеристики 4 33% 14 93% 18 67% 19 Не определились с выбором профессии 1 8% 1 7% 2 7% 20 Возможность свободного дрескода 0 0% 1 7% 1 4% 21 Работать на одном месте всю жизнь 0 0% 1 7% 1 4% 22 Возможность минимум физической активности 1 8% 0 0% 1 4% 23 Возможность общаться с яркими, творческими личностями 0 0% 1 7% 1 4% 24 Возможность работать по профессии после ВУЗа 0 0% 1 7% 1 4% 25 Профессия как увлечение , хобби 0 0% 2 13% 2 7%
Слайд 14
Образ идеальной профессии у выпускников 11 классов Юношам одиннадцатых классов характерен следующий образ идеальной профессии: на первое место 67% юношей ставят возможность получения высоких доходов, 50% хотят работать на себя и по возможности реализовать свой потенциал, 42% выпускников стремятся быть независимыми , самостоятельными и иметь удобный график работы. 33% юношей определились с конкретным выборам профессии. Доминирующими профессиями у юношей стали, профессии по типу Человек –Человек, основным объектом труда которых является человек(предприниматель, сотрудник органов МВД, журналист, корреспондент, юрист).
Слайд 15
Образ идеальной профессии у выпускников 11 классов У девушек одиннадцатых классов ,образ идеальной профессии складывается из следующих характеристик: большинство выпускниц определились с конкретным выборам профессии. Преобладают профессии по типу Человек –Человек, основным объектом труда которого является человек (учитель, фотограф, журналист, преподаватель ВУЗа, актер,) и Человек-Знаковая система(бухгалтер, инженер-проектировщик, финансист, переводчик) 87% учениц хотят общаться с людьми, 80% девушек хотят иметь хороший заработок и творческий, интересный характер работы. 60% выпускниц хотят связать свою профессию с командировками и поездками в другие страны. Думают достичь признания, и уважения в профессии 53% выпускниц. Также 40% девушек представляют возможность в своей профессии реализовать свой потенциал и получать удовольствия и положительные эмоции .
Слайд 16
Образ идеальной профессии у выпускников 11 классов Учащиеся стремятся в первую очередь к материальному благополучию, большая часть определилась с выбором профессии. Хотят чтоб профессия имела творческий , интересный характер и давала возможность в полной мере развивать свой потенциал. Девушки одинадцатиклассницы более осознано подходят к выбору профессию и уже думают о карьерном росте.
Слайд 17
Рекомендации выпускникам ,направленные на формирование адекватных представлений старшеклассников о идеальном образе будущей профессии • Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете. • Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: "Я буду бизнесменом, у меня будет сотовый телефон и мерседес!". • Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно. • Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом. • Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены. • Попробуй протестироваться у психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление. • Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил. • Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором. • Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями. • Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение. • Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше. • Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.
Слайд 18
ВЫВОДЫ Все выпускники МБОУ СОШ №69 в образе идеальной профессии стремятся в первую очередь к материальному благополучию, развитию своих коммуникативных навыков. Выпускники 11 классов большей части определилась с выбором конкретной профессии. Юноши девятых классов отдают предпочтения профессиям типа Человек –Техника в отличие от выпускников 11 классов, которые предпочитают профессии типа Человек-Человек. Девушки одинадцатиклассницы более осознано подходят к выбору профессию и уже думают о карьерном росте
Л. Нечаев. Яма
Мальчик и колокольчики ландышей
Рождественские подарки от Метелицы
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Кто должен измениться?