"Классификация загадок" - исследовательская работа на научно - практическую конференцию
Вложение | Размер |
---|---|
konf._doklad.docx | 49.73 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 146»
Первомайского района
Секция: литературоведение
Волчихина Яна Александровна
7 Б класс
Классификация загадок
Паршикова Елена Васильевна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Контактный телефон 337-19-81
Город Новосибирск, 2012
Содержание
Введение……………………………………………………......................... стр.3
Глава 1. Значение загадок в жизни человека …………………………..стр. 4-6
Глава 2. Классификация загадок……………………………………………стр.7
2.1 Фольклорные…………………………………………………………..стр.7-12
2.2 Литературные ………………….……………………………………стр. 12-14
2.3. Лингвистические………………………………………………….. стр. 12-17
2.4. Логические………………………………………………………… стр. 17-20
Заключение …………………………………………………………………стр.21
Литература……………………….………………………………………….стр.22
Все мы, я думаю, любим разгадывать загадки и довольно часто загадываем их друг другу. Загадки порой бывают такими сложными, что мы думаем над ними часами, а когда разгадываем, удивляемся тому, что ответ оказывается совсем простым. Но в жизни мы не придаём им большого значения, а ведь в древности загадкам приписывался особый таинственный смысл: в народном эпосе они являлись одним из видов так называемого «Божьего суда»: отгадывание загадки ведёт к исполнению желаний, освобождает от опасности.
Загадки развивают творческие способности человека, воспитывают. Их используют в своей работе педагоги. В огромном количестве загадок трудно сориентироваться, какие использовать для той или иной цели.
Цель работы: исследовать особенности загадок, существующих в русском языке, выявить закономерности их появления в языке, создать классификацию загадок.
Цель конкретизируется в следующих основных задачах исследования:
1. Доказать ценность загадок в современном русском языке, в воспитании и в жизни человека.
2. Классифицировать по их происхождению, лингвистической основе и способу разгадывания.
3.Охарактеризовать группы загадок.
Методы исследования. В процессе работы использовались следующие методы исследования: анализ научной и художественной литературы по теме, классификация видов загадок.
Новизна работы заключается в том, чтобы создать удобную классификацию загадок для организации образовательных, воспитательных и развлекательных мероприятий.
1 глава. Значение загадок в жизни человека
Загадка один из любимых жанров народного творчества детей всего мира. Особенно детей привлекает в загадках, своеобразная художественная форма загадки, ее веселый нрав, возможность пофантазировать, самому придумать ответ. Загадка это всегда своего рода игра - тестирование. Часто в русских сказках можно встретить три загадки – отгадаешь и царевну в жены полцарства, а не отгадаешь, – не сносить головы. Отгадать загадку, значит найти решение, произвести сложную мыслительную операцию, которая посильна только смекалистому главному герою. Смекалка – это умение решить поставленную задачу, основанное на объединенных анализе и синтезе, плюс знания об окружающей действительности. Загадка заставляет ребенка выстраивать логическую цепочку рассуждений, то есть играючи учит решению логических задач и знакомит с родным языком. Загадка, возбуждая мыслительную активность ребенка, всегда ставит его на путь решения определенной проблемы. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадка учит четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа, употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, различных определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, содействуют развитию творческого мышления у детей. Развитие мышления и памяти, обогащение ума знаниями - главное назначение загадок. Однако значение загадок не сводится только к этому. Загадки обогащали детский ум такими знаниями, которые содействовали формированию и других качеств личности. Ум ребенка, отгадывающего загадки, обогащался не только мыслями умными, но и мыслями добрыми, красивыми и т.п., причем в тесной связи с первыми и в подчинении им.
Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций, развивает наблюдательность. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки.
В древнерусском языке слово «ГАДАТЬ» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «ЗАГАДКА». Под загадкой обычно понимают построенное в виде иносказания небольшое фольклорное произведение, содержащее замысловатый вопрос, на который необходимо дать исчерпывающий ответ. В загадке дается описание какого-нибудь явления или предмета, для узнавания которого требуется немалое размышление. В загадках всех народов наиболее древней и самой распространенной формой «словесного укрывания» общеизвестных понятий о предметах является метафора, основанная на перенесении сходных признаков с одного предмета на другой. Эта особенность в строении загадки была замечена еще IV в. до н.э. Аристотелем, который назвал загадку хорошо составленной метафорой.
В древнейших загадках отражалась первобытная мифическая символизация; поэтический образ служил здесь отчасти для описания, отчасти для объяснения явлений природы и окружающей среды. С течением времени это значение загадок утратилось; осталась лишь её иносказательная аллегорическая форма, уцелел её сильный, образный язык, и народ стал смотреть на загадки, как на простое упражнение ума.
Уже Аристотель заметил, что загадки, « говоря о действительно существующем, соединяют вместе с тем совершенно невозможное» ( Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1951, с. 114). Буквальное понимание загадок не только необычно и удивительно, но часто просто нелепо, алогично, абсурдно. Многие загадки состоят из метафорических образов( если их понимать буквально), логически несовместимых, представляющих собой логическую несообразность. Они построены приёмом поэтического парадокса, т. е. оксюморона.
И.А. Худяков также считал, что самые древние русские народные загадки содержат черты мифологизма. Однако большинство дошедших до Х1Х века загадок, по его мнению, есть результат своеобразного отражения исторической жизни народа. Загадки, по определению Худякова,- это «народная наука» « о физических явлениях, о предметах естественной истории и народного быта».
Детской игрой, полезной забавой является в наши дни и загадывание загадок. А прежде это тоже было занятием взрослых, и они относились к нему с большой серьёзностью. Жизнь человека могла зависеть от одного удачного угадывания!
И в сказках герой не только выполняет трудные задания – достаёт жар-птицу или коня золотогривого, - но и подчас тоже рискуя головой, отгадывает загадки: сколько на небе звёзд, кто сильнее всего, как глубока земля? Иногда женихи должны угадать замысловатые загадки невесты – царской дочери.
Загадки имели какое-то значение в языческой обрядности. В одном документе 1649 года говорится, что в воскресенье и в праздники люди должны ходить в церковь, а не заниматься непристойными игрищами. А то, мол, « многие человецы неразуменьем веруют в сон… и в птичий грай, и загадки загадывают…»
Учёные обнаружили удивительное совпадение: и старые народные загадки, и запретные слова древних охотников, воинов, первых землепашцев относятся к одним и тем же предметам, животным, явлениям природы.
Например, нельзя было назвать птиц, на которых охотились (утка, глухарь) , птиц, которые наносили ущерб хозяйству (коршун, ястреб, воробей). Все они есть и в загадках. А названия безобидных птах вроде малиновки, чечётки, щегла, стрижа не были под запретом – птицы эти не были связаны с заботами людей о своём благополучии. И что же: они отсутствуют и в загадках!
Итак, можно сделать вывод: загадки имеют отношение к иносказательной речи.
Глава 2. Классификиция загадок
1.Однако в русском языке присутствует множество форм загадок, строящихся на различных явлениях языка, поэтому мы сочли возможным классифицировать загадки по их происхождению, лингвистической основе и способу разгадывания.
Фольклорные | Литературные | Лингвистические | Логические |
1.Народные загадки | 1.Библейские загадки | 1.Анаграммы | 1.Загадки – вопросы (в том числе кроссворды, сканворды и т.п.), |
2.Эпические загадки | 2.Авторские загадки - литературные произведения | 2.Метаграммы | 2.Ребусы |
3.Народные сказки- загадки | 3.Шарады | 3.Загадки - шутки | |
4.Загадки - прятки | 4.Загадки-обманки | ||
5.Рифмованные загадки | |||
6.Загадки - подсказки |
Мы ни в коем случае не претендуем на универсальность данной классификации. В эту классификацию не укладываются ,например, песенки – загадки, так как они синтезируют загадку и музыкальное искусство.
2.Фольклорные загадки.
1)Народные загадки.
Как уже говорилось, каждая загадка по своей сути является хитроумным вопросом. Однако эта ее вопросительность может иметь внешнюю форму выражения и не иметь её. Загадки могут прямо формулироваться как вопрос. Например : « Что краше свету белого?» ( солнце), « Что у нас чаще леса?» ( звёзды). Однако чаще всего в загадках вопрос внешне не выражен и не имеет метафорически-описательный характер. Например : « По синему морю тарелка плывёт» ( месяц), « Жили три брата: один любит зиму, другой- лето, а третьему всё равно» ( сани, телега, мужик).
Загадки, как и все жанры фольклора, создаются на основе живого разговорного языка. Язык загадок, как и язык всех фольклорных жанров, отличают точность, красочность и выразительность. В них широко употребляются такие общефольклорные эпитеты, как « сырая земля», « чистое поле», « тёмный лес», « зелёный сад», « добрый молодец», « красная девица», « родная мать» и т. д., а также некоторые общефольклорные сравнения, тавтологические выражения и т. п.
Однако поэтический стиль загадок имеет и свою ярко выраженную жанровую специфику. Для загадок характерна высокая степень метафоричности, пронизывающая собой решительно все её стилистические средства. Приведем примеры метафорических ( загадочных) эпитетов: « голубое поле» ( небо), « водяной мост» ( лёд), « золотой пень» ( напёрсток), « кленовые ноги» ( у саней), « кожаная квашня» ( о сапогах). Иногда вся загадка строится на метафорических эпитетах. Например : « Конь стальной, хвост льняной» ( игла с ниткой), « Печь мясная, приступы железные» ( подковы), « Цветочки ангельские, а ноготки дьявольские» ( шиповник).
Встречаются в загадках и метафорические сравнения, как в положительной, так и в отрицательной форме. Например : « Сижу на тереме, мала, как мышь, красна как кровь, вкусна , как мёд» ( вишня), « С бородой, а не мужик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица, лыко дерёт, а лаптей не плетёт» ( козёл), « Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица» ( ветер, метель).
Чаще всего в загадках встречаются собственно метафоры, когда сравнения двух предметов или явлений не имеет внешней грамматической формы выражения. Например: « Между двух светил я в середине один» ( нос), « Под полом, под полом ходит барыня с колом» ( мышь).
В подавляющем большинстве случаев в загадках предметы неживого мира метафорически сопоставляются с живыми существами, и наоборот, живые существа- с предметами и явлениями быта и природы. Это обусловлено прежде всего стремлением загадки сделать её отгадывание возможно более затруднительным.
Широкое употребление метафор в загадках объясняется и эстетическими соображениями. Особенно наглядно это обнаруживается в случаях, когда в загадках предметы неживого мира сравниваются с живыми существами и мы имеем дело с приёмом олицетворения. Основываясь на принципе олицетворения, загадки сравнивают вёдра с двумя братьями, которые пошли на речку купаться, умывальник с щукой, тело которой находится в воде, а хвост наружи, челнок уточкой, которая ныряла и хвост потеряла, и т. д.
Олицетворяя, оживляя и одухотворяя неживой мир, ещё больше приближают его к человеку, придают загадке особую поэтичность, создают в ней яркие образы и картины. Например, о зубах создаётся такого рода поэтическая загадка : « Полна горёнка гусей да лебедей», овёс в загадках представляется стройной, красивой девушкой ( « Как во поле на кургане стоит девушка с серьгами») . В свою очередь серьги девушки сравниваются с пляшущими лебедями: « За тёмными лесами двое лебедей плясали».
Сопоставляя предметы, загадываемые с предметами, выполняющими функции метафоры, загадка всегда укрупняет план изображения, усиливает тот или иной признак какого-то реального предмета, делает его более выпуклым и значительным. Это происходит потому, что реальный предмет в загадке всегда сравнивается с такими метафорическими предметами, в которых отмечаемый признак выражается значительно резче и отчётливее. Так, например, чтобы обратить внимание на то, что светлячок ночью светится ( а свет этот слабый, его могут не заметить!), загадка сравнивает его ( правда, в отрицательной форме) с солнцем: « Не солнце, не огонь, а светит». В этих же целях копание в земле жука сравнивается загадкой с энергичной работой воина, роющего окоп, а маленькие рожки жука с рогами быка». « Идёт воин, землю роет, на ногах без копыт, есть рога, да не бык». Желая подчеркнуть тяжесть крестьянской работы, загадка сравнивает плечи человека с горами, а вёдра с морями : « Два моря, два горя на крутых горах на дуге висят» ( вёдра на коромысле).
По своей ритмической организации загадки напоминают пословицы. Они создаются в форме ритмизованной прозы. Как и в пословицах, в загадке очень широко употребляется парная рифма. В результате многие загадки имеют форму стиха. Например:
Стул на горах
О семи головах.
В нём ядро
Говорит добро.
( Лён)
Специфика « хитрого жанра» в том, что иногда в нём рифма загадки подсказывает рифму отгадки. Например: « Что в избе за сват?» ( ухват), « Что в избе Самсон?» ( Заслон).
Звукопись загадки также иногда намекает на отгадываемый предмет. Например : « Шумит, гудит целый век, а не человек» ( ветер), « Журчат, бурчат, из дыры торчат» ( вода бежит из бочки).
И в сказках герой не только выполняет трудные задания – достаёт жар-птицу или коня золотогривого, - но и подчас тоже рискуя головой, отгадывает загадки: сколько на небе звёзд, кто сильнее всего, как глубока земля? Иногда женихи должны угадать замысловатые загадки невесты – царской дочери.
Загадки имели какое-то значение в языческой обрядности. В одном документе 1649 года говорится, что в воскресенье и в праздники люди должны ходить в церковь, а не заниматься непристойными игрищами. А то, мол, « многие человецы неразуменьем веруют в сон… и в птичий грай, и загадки загадывают…»
Учёные обнаружили удивительное совпадение: и старые народные загадки, и запретные слова древних охотников, воинов, первых землепашцев относятся к одним и тем же предметам, животным, явлениям природы.
Например, нельзя было назвать птиц, на которых охотились (утка, глухарь) , птиц, которые наносили ущерб хозяйству (коршун, ястреб, воробей). Все они есть и в загадках. А названия безобидных птах вроде малиновки, чечётки, щегла, стрижа не были под запретом – птицы эти не были связаны с заботами людей о своём благополучии. И что же: они отсутствуют и в загадках!
В современном языке по-прежнему рождаются загадки , строящиеся по тому же принципу, что и фольклорные. С появлением новых предметов появляются и новые названия. Например,
а)1805 год - создан проект холодильника Оливером Эвансом.
Полюбуйся, посмотри -
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лёд,
Там сама зима живёт.
(Холодильник)
б)1827 год – изобретена авторучка Петраче Поенару.
Грамоты не знаю, а век пишу.
(Авторучка)
в)1841год – изобретён саксофон Адольфом Саксом.
Он на солнце заблестит,
Нежным звуком одарит.
В джазе самый первый он,
Серебристый ... (саксофон).
г)1879 год – изобретён автомобиль Джорджем Селденом.
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два слепящих огонька.
(Автомобиль)
2)Эпические загадки.
В древности загадкам приписывалось особое таинственное значение: в народном эпосе она является одним из видов так называемого «Божьего суда»: отгадывание загадки ведёт к исполнению желаний, освобождает от опасности . Загадывание и отгадывание загадки, состязание в загадках составляет весьма распространённый мотив народного эпоса и создавшейся под его влиянием книжной литературы. Эта специальная литература «вопросов и ответов» обнимает массу произведений всех веков и народов, и в индийской поэзии, и в «Эдде», и в «Калевале» встречаются повторения одного и того же мотива. Известна древнегреческая легенда о Сфинксе – чудовище с телом льва и головой женщины, которое обитало на скале около города Фивы. У всех путников Сфинкс спрашивал одно и то же: «Что ходит утором на четырёх ногах, в полдень на двух, а вечером на трёх?» Люди не могли ответить чудовищу, и оно пожирало их. Только герой Эней сумел догадаться, что речь идёт тут о человеке: в детстве ребёнок ползает, в зрелом возрасте человек свободно ходит, а в старости опирается на палку.
3)Загадки – сказки. Несравненно меньше известно сказок с загадками; некоторые недавно записаны Манжурой («Сборник Харьковского историко-филологического общества», т. III, 1890). Есть и загадки в чисто сказочной форме; этих ещё меньше (у Афанасьева № 185).
Вот сказка- загадка.
Близ большой дороги засевал мужик полянку. На то время ехал царь, остановился против мужика и сказал:
— Бог помощь, мужичок!
— Спасибо, добрый человек!
— Много ли получаешь с той полянки пользы? — спросил царь.
— Да при хорошем урожае рублей с восемьдесят будет.
— Куда же эти деньги деваешь?
— Двадцать рублей в подать взношу, двадцать — долгу плачу, двадцать — взаймы даю да двадцать — за окно кидаю.
— Растолкуй же, братец, какой ты долг платишь, кому взаймы даешь и зачем за окно кидаешь?
— Долг плачу — отца содержу, взаймы даю — сына кормлю, за окно кидаю — дочь питаю.
— Правда твоя! — сказал государь, дал ему горсть серебра, объявил себя, что он царь, и заповедал — без его лица никому тех речей не сказывать: — Кто бы ни спрашивал — никому не говори!
Приехал царь в свою столицу и созвал бояр да генералов.
— Разгадайте,— говорит,— мне загадку. Видел я по дороге мужика — засевал полянку. Спросил у него: сколько он пользы получает и куда деньги девает? Мужичок мне отвечал: при урожае восемьдесят рублей получаю. Двадцать — в подать взношу, двадцать — долгу плачу, двадцать — взаймы даю да двадцать — за окно кидаю. Кто из вас разгадает эту загадку, того больших наград, больших почестей удостою.
Бояре и генералы думали-думали, не могли разгадать. Вот один боярин вздумал и отправился к тому мужику, с которым царь разговаривал. Насыпал ему целую груду серебряных рубликов и просит:
— Объясни-де, растолкуй царскую загадку!
Мужик позарился на деньги, взял да объявил про все боярину. А боярин воротился к царю и сейчас растолковал его загадку.
Царь видит, что мужик не сдержал заповеди, приказал привести его к себе. Мужик явился к царю и с самого перва сознался, что это он рассказал боярину.
— Ну, брат, пеняй на себя, я за такую провинность велю казнить тебя смертию!
— Ваше величество! Я ничем не виновен, потому боярину рассказал я при вашем царском лице.
Тут вынул мужик из кармана серебряный рублевик с царской персоной и показал государю.
— Правда твоя! — сказал государь.— Это моя персона. Наградил щедро мужика и отпустил домой.
3.Литературные.
1)Библейские загадки.
В более позднее, христианское время под влиянием чтения книг Священного Писания, где загадки местами также играют видную роль (Самсон, царица Савская), появилось множество произведений, содержанием которых служат «мудрые вопросы» о предметах библейских или о происхождении всего существующего. Стих о Голубиной книге, Беседа трёх святителей, Пчела, Даниил Заточник. Например:
Какое качество нам нужно развивать, хотя его нет у Иеговы Бога? (Скромность)
Жил не грешил‚ Иисуса носил? (Молодой осел )
Самый организованный народ‚ не имеющий царя. (Муравьи)
Черный‚ но не негр‚ без рук‚ но не калека‚ а кормил человека. (Ворон)
Что нам дважды дано Богом, а в третий раз покупаем за деньги у людей? (Зубы)
2)Авторские загадки - литературные произведения.
1
Не человечьими руками
Жемчужный разноцветный мост
Из вод построен над водами.
Чудесный вид! огромный рост!
Раскинув паруса шумящи,
Не раз корабль под ним проплыл;
Но на хребет его блестящий
Еще никто не восходил!
Идешь к нему — он прочь стремится
И в то же время недвижим;
С своим потоком он родится
И вместе исчезает с ним.
(«Радуга» В.А. Жуковского)
II
На пажити необозримой,
Не убавляясь никогда,
Скитаются неисчислимо
Сереброрунные стада.
В рожок серебряный играет
Пастух, приставленный к стадам:
Он их в златую дверь впускает
И счет ведет им по ночам.
И, недочета им не зная,
Пасет он их давно, давно,
Стада поит вода живая,
И умирать им не дано.
Они одной дорогой бродят
Под стражей пастырской руки,
И юноши их там находят,
Где находили старики;
У них есть вождь — Овен прекрасный,
Их сторожит огромный Пес,
Есть Лев меж ними неопасный
И Дева — чудо из чудес.
(Загадка В.А. Жуковского: звезды и луна)
4.Лингвистические загадки.
1)Анаграмма (греч.) — слово или фраза, получаемые из других осмысленных слов или фраз посредством перестановки букв, либо просто слово, в котором переставлены буквы.
Вешал — левша; отформатирован — автоинформатор.
Аз есмь строка, живу я, мерой остр.
За семь морей ростка я вижу рост.
Я в мире сирота.
Я в Риме Ариост.
2)Метаграмма - это загадка, в которой зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нём одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки, например, из слова «липа», заменив «П» на «С», получаем другое слово - «лиса». Аналогично: «сазан - фазан», «цапля - капля», «карта - парта», «сайка - чайка - байка - майка».
Встречаешь ты меня,
Считаешь дни мои,
Но видеть ты меня не можешь.
А если «Г» заменишь буквой «Й»,
То в сумку санитарную положишь. (Год-йод)
3)Шарада (франц. charade), разновидность загадки; исходное слово разделяется (обычно по слогам) на несколько частей, каждая из которых имеет смысл самостоятельного слова, а затем даётся, как в загадке, перифрастическое описание каждого из этих слов (например, вино + град, семь + я). В фольклоре шарады почти неизвестны; в письменной литературе (с осознанием зримого членения слова) были популярны в салонной культуре 17—18 вв. (в форме стихотворений и инсценировок). Анонимный пример:
Едва приметный червь, но для мехов опасный
Есть первое моё. — Знак в азбуке безгласный —
Второе. А поэт и комик-чародей
Есть целое шарады сей.
(Моль — ер).
Несу разные вещи
• Здравствуй!
• Привет!
• Что это ты несёшь?
• Несу разные вещи.
• Несуразные?! Почему они несуразные-то?
• Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот, несу мел…
• Что ты не сумел?
• Отстань.
• Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел- то?
• Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет…
• Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
• Какая жена? это у Мишки –то жена?! Ах ты, шутник. Я сказал «ему же надо будет». Понадобится, значит.
• Вот оно что …
• А ещё новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
• Тамарка?
• Ага
• И ничего, симпатичная?
• Красивая! Зеленая такая …
• Постой, постой… Это что же: у неё… волосы, что ли зеленые?
• У кого волосы?
• Да у Тамарки-то.
• Что-о?
• Ну, ты же сам сказал: «нашлась Тамарка»…
• Та марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая … Там арка нарисована.
• Ага, всё – таки нарисована Тамарка! На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил.
• Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.
• Пока, смотри, не растеряй свои несуразные вещи.
• Да ну тебя …
• А стой, стой!
• Ну, что ещё?
• Передавай привет.
• Кому?
• Известно кому: Тамарке, Мишке и его жене.
4) Загадки – прятки. Разновидность загадки: нужно найти заданные слова на стыке либо внутри слова в тексте.
Например: здесь спрятались коза, мышка, собака, кот, осёл, утка, бык, корова, овца и баран.
Например, коза спряталась в этих строчках:
Далеко за деревушкой
Мы беседуем с пастушкой…
Успехов!
Здравствуй, дружок! Если любишь загадки,
С нами сыграй в необычные «прятки»:
Десять домашних животных и птиц
Здесь между строк попытайся найти!
Далеко за деревушкой
Мы беседуем с пастушкой…
Высоко тарелка с мясом,
Обойтись придется квасом…
Скоро Ванечка проснется —
Молочком кормить придется…
У ткача сукно пропало,
А в гнезде уютней стало…
Где-то, в царстве сладких снов,
Мягкий луг и теплый кров…
Я бы красный этот цвет,
Однозначно, свел на нет!
Амбара нет уж здесь давно,
А мне, признаться, все равно!
Всю ночь камыш, казалось мне,
Тревожно шелестел во сне…
Уж виден посёлок вдали за горою,
А силы мои на исходе, не скрою…
На улице ночью оставить на даче…
Кощунственный способ! А как же иначе…
***
ПОДСКАЗКА
Здесь спрятались волк, лиса, заяц, лось, енот, барсук, кабан и рысь.
Например, волк спрятался в этих строчках:
Ствол корой покрыт и мхом…
Поживиться б петухом!
Успехов!
…Звери лесные здесь спрятались дружно,
Чтоб отыскать их, глазастым быть нужно!
Ствол корой покрыт и мхом…
Поживиться б петухом!
Не прохлаждаюсь на окошке
И «брысь» не скажешь мне, как кошке…
У Васи промокли сапожки и ватник,
Пошел он домой, я ж залезла в курятник…
Как вовремя пенка лесная пропела:
Борзая царапнуть меня не успела!!!
Будь смелым, не трусь и в лесу не робей —
Не страшен отважному сердцу злодей!
Мышь любит сыр, а мартышка — бананы,
Я же — всеядный: урюк, баклажаны…
Тревожно вздыхал я сегодня во сне:
Наверное, что-то привиделось мне…
Барс укоризненно как-то сказал:
«Имя длиннее, а ростом ты мал!»
5.Логические загадки.
1)Загадки-шутки
***
1. У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Один)
2. Термометр показывает плюс 15 градусов. Сколько градусов покажут два таких термометра? (15 градусов)
3. Саша тратит на дорогу в школу 10 минут. Сколько времени он потратит, если пойдет вместе с другом? (10 минут)
4. Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра)
5. В парке 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стало в парке? (8 скамеек)
6. О т ч е г о утка плавает? (От берега)
***
1. Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра)
2. Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (Два разреза)
3. Что легче — 1 кг ваты или 1 кг железа? (Одинаково)
4. Грузовик ехал в деревню. По дороге он встретил 4 легковые машины. Сколько машин ехало в деревню? (Одна)
5. Два мальчика играли в шашки 2 часа. Сколько времени играл каждый мальчик? (2 часа)
***
1. Мельник пошел на мельницу и увидел в каждом углу по 3 кошки. Сколько ног на мельнице? (3*4*4+2=50)
2. З а ч е м охотник носит ружье? (За плечами)
3. Знаменитый фокусник говорит, что может поставить бутылку в центре комнаты и вползти в нее. Как это? (Вползти в комнату может каждый)
4. Один шофер не взял с собой водительские права. Был знак одностороннего движения, но он двинулся в обратном направлении. Полицейский это видел, но не остановил его. Почему? (Шофер шел пешком)
5. Может ли дождь лить 2 дня подряд? (Нет, между ними — ночь)
6. Что будет с вороной, когда ей исполнится 7 лет? (Пойдет восьмой)
***
1. Когда аист стоит на одной ноге? (Когда поджимает под себя вторую ногу)
2. З а ч е м во рту язык? (За зубами)
3. Где не найдешь сухого камня? (В воде)
4. Как принести воду в дырявом ведре? (Заморозив ее)
5. Что за обедом всего нужнее? (Рот)
2) Загадки-обманки .
Не всегда ответ в рифму является правильным
***
Кукарекает спросонок
Милый, добрый …
(поросенок) петух
***
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это …
(мишка) белка
***
Кто взлетит с цветка вот-вот?
Разноцветный …
(бегемот) бабочка
***
Кто с утра в хлеву мычит?
Я так думаю, что …
(кит) корова
***
Кружевную паутину
Сплёл искусно …
(Буратино) паук
***
В курятнике большая драка!
Кто зачинщики? Два …
(рака) петуха
***
Очень медленно и тихо
По листу ползёт …
(зайчиха) улитка
***
Нарушая утром тишь,
Распевает в роще…
(мышь) соловей
***
В речке я люблю резвиться,
В стайке плавать, ведь я — …
(птица) рыба
***
Меж коряг устроил домик
Шар колючий — добрый …
(гномик) ёж
3)Рифмованные загадки
***
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор …
(Айболит)
***
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился…
(колобок)
***
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.
(Карлсон)
***
Она красива и мила,
А имя от слова «зола».
(Золушка)
***
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три поросенка)
Загадка не просто развлечение. Она важна для развития мышления, речи, творческих способностей, нравственных качеств человека.
1.Русские сатирические сказки. Москва, Детская литература. 1989.
http://www.acis.vis.ru/8/2/2_2/Stanovkina.htm
http://enigma.h2m.ru/page0/zagadki/zagadka.php
http://ru.wikipedia.org/wiki
Финист - Ясный сокол
Сказка на ночь про Снеговика
Рисуем белые грибы пастелью
Дымковский петушок
Весенние чудеса