Для получения красок средневековые художники использовали природные материалы и минералы. Применяя современные безопасные материалы, можно воссоздать краски средневекового художника и выполнить с их помощью рисунок.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Давно забытые краски" | 552 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №80
МОИ ПЕРВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Давно забытые краски.
Выполнила:
Коваленко Валерия Игоревна
ученица 3 «а» класса
МБОУ СОШ с УИОП № 80
Руководитель:
Белокрылова Елена Викторовна
учитель начальных классов
Хабаровск, 2015г.
Оглавление. стр.
Введение…………………………………………..
| 3 | |
Глава 1. | Теоретическая часть……………………………… | 4 |
1.1 | История возникновения красок ………………… | 4 |
1.2 | Палитра средневекового художника……………
| 5 |
Глава 2. | Практическая часть………………………………. | 5 |
2.1. | Изготовление пигментов……………………….. | 6 |
2.2 | Изготовление краски …………………………….
| 6 |
2.3 | Сравнение акварельной краски и краски, приготовленной в домашних условиях…………
| 7 |
Заключение………………………………………. | 7 | |
Литература………………………………………. | 8 | |
Приложение |
Введение
В свободное время я люблю рисовать. В художественной школе я рисую акварельными красками или гуашью. Эти краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. Современные художники так и поступают. Но где же художники брали краски давным-давно, когда не было магазинов и их не изготавливали на заводах? Мне стало интересно, из чего раньше изготавливали краски.
Я решила узнать: смогу ли я сама их получить?
Цель исследования – выяснить, из каких веществ состоят краски.
Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
- проанализировать различные источники и узнать, как появились краски, способы их получения;
- провести эксперимент: изготовить краски самостоятельно в домашних условиях;
- сравнить качества красок, приготовленных в домашних условиях и купленных в магазине;
- нарисовать рисунок из полученных красок.
Гипотеза: можно сделать краски самостоятельно из природных материалов.
Объект исследования: краски
Предмет исследования: природные материалы, из которых можно получить красители.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1История возникновения красок
История красок началась, наверное, вместе с появлением человека. Пещерные люди рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. Самой первой краской была глина (прародительница современной гуашевой краски). Она бывает разных цветов: желтая, белая, красная, голубая и зеленоватая. (Приложение, рис.1,2)
Но глина - это сухая краска, а как же ей рисовать? Оказывается, древние люди смешивали глину с жиром животных и этим рисовали свои картины. (Приложение, рис.3) А черной краской для них служила обыкновенная сажа от костра.
Одной из самых ценных памяток культуры и древней живописи являются росписи в пещере Ласко (Франция). Для наскальной росписи в качестве красок здесь уже использовали природную смесь минералов – охру (от греч. Ochros – «желтый»). Окислы железа придавали такой краске красноватый или желтый цвет. Темные оттенки краски получали, добавляя к охре черный древесный уголь. Первобытные художники замешивали свои краски на животном жире, — таким образом они лучше держались на камне. Такая краска долгое время оставалась липкой и влажной, так как животные жиры на воздухе долго сохнут с образованием твердой пленки, как современные краски. (Приложение, рис.2а)
Немного позже краски стали делать из минералов и растений. Отвар луковой шелухи, оболочка грецких орехов, кора дуба давали коричневую краску. Кора барбариса и ольхи, молочайные растения - жёлтую, а красную краску получали из некоторых ягод. Различные способы приготовления красок передавались из поколения в поколение, от художника к художнику. Практически у каждого мастера были свои "секреты". В старинных рукописных списках были найдены интересные и необычные рецепты русских художников.
Кроме того, они также использовали красящие вещества органического происхождения, которые добывали из растений и простейших животных организмов: червячков, моллюсков. Но уже в Древнем Египте умели делать искусственные пигменты: путем раскаливания охры, умбры, сиены и т.д.
Что же такое краски? Краски — общее наименование для группы цветных красящих веществ, предназначенных для непосредственного использования в той или иной сфере быта.
Краска – однородное окрашенное вещество в плёнкообразующих материалах. Широко используется в народном хозяйстве, быту, а также в живописи.
Палитра красок средневекового художника была невелика.
Им было достаточно сложно найти нужную краску и подготовить её к использованию. Чтобы получить жёлтый цвет краски, смешивали порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить больше суток, при воздействии с воздухом они окислялись и быстро твердели. Работать с такими красками было достаточно сложно ещё и потому, что некоторые (чаще всего тёмные) оттенки высыхали дольше, чем оттенки с большим содержанием охры(более светлые и жёлтые). У многих мастеров были помощники, специально для того, чтобы размешивать краску. В основном, красители получали путём перемалывания и измельчения в порошок различных минералов. Причём, чаще всего в ручную...
До начала 18 века масляные краски не были известны, художники пытались найти вещество, которое равномерно растворяет пигменты и позволяет им прилипать к поверхностям, сохранять свои истинные цвета. И они нашли такое вещество – желток и белок сырого яйца. Склеивающие способности яйца настолько очевидны, что мысль применения его в живописи в качестве связующего вещества красок не могла не зародиться.
Яичная темпера оставалась основным материалом художников на протяжении почти 800 лет. Вода яичного желтка добавляет пигменту липкость, а жир прикрепляет пигмент к бумаге, где он может затвердеть.
Интересной особенностью яичного желтка является то, что его жёлтый цвет не портит цвет пигмента. Более того - со временем желтизна желтка становится прозрачной и глянцевой. А это значит, что вам ненужно покрывать лаком картины. Они сами покроются лаком! (Приложение, рис.4)
Яичная темпера, вполне отвечавшая запросам средневекового живописца, удерживается в живописи не только до усовершенствования масляных красок, но долго еще по традиции применяется наряду с ними. Со времен древнерусской живописи применение яйца в живописи сохранилось до сего дня. В бывших иконописных мастерских Владимирской губернии, в селах Палех, Холуй и Мстера и в некоторых других местах писали и пишут по настоящее время на яичном желтке.
Глава2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1Изготовление пигментов.
2.2 Изготовление краски.
2.3 Сравнение акварельной краски и краски, приготовленной в домашних условиях.
Для сравнения акварельных красок и красок собственного изготовления я нарисовала 2 рисунка, один – акварелью, второй – красками, которые я изготовила сама. (Приложение, рис.13) Сравнивая рисунки, я пришла к следующим выводам:
Цвет | Консистен-ция | Применение воды для разведения красок | Срок хранения | |
Краски собственного производства | Яркий Естественный | Вязкая, густая | Не применяется | От 1 до 5 дней |
Акварельные краски | Яркий | Жидкая | Применяется | Не ограничен |
Вывод: полученные мною краски имеют преимущества и недостатки:
они экологически чистые, имеют естественные цвета, их не нужно разбавлять водой, рисунок получается более насыщенного цвета, но данные краски нужно наносить слоями, ожидая затвердевания предыдущего слоя, их долго изготавливать и неудобно хранить.
Заключение
Краски в нашей жизни занимают огромную нишу.
Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить действительность. В доисторические времена краски получали из цветной глины и растертых в порошок минералов. Чем богаче и сложнее делалась жизнь, тем больше цветов требовалось, чтобы запечатлеть ее.
Выдвинутая мной гипотеза, что древние люди находили краски в природе, в результате моего наблюдения и эксперимента, полностью подтвердилась.
Применяя современные безопасные материалы, можно воссоздать краски средневекового художника и выполнить с их помощью рисунок.
Однако применение их трудоемко и хранить их долго нельзя. (Приложение, рис.4)
Список литературы:
1. Глен Веккионе, Занимательные опыты. Издательство: АСТ, Астрель,
2009 г.-с.238
2. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Искусство. М.: 1999 г
3. С. И. Ожигов «Словарь русского языка» Издательство «Русский язык», Москва,1989г.
4. Е. О. Хомич Детская энциклопедия «Что? Зачем? Почему?» Издательство «Харвест» Минск, 2007г.
Интернет источники:
http://www.proza.ru/2008/06/13/406
Приложение
Рис.1 Рис.2
Рис.2а
Рис.3
Андрей Рублев. «Троица». 1420-е годы
Рис.4
Рис.5
Рис.6
Рис.7
Рис.8
Рис.9
Рис.10
Рис.11
Рис.12
Акварель.
Яичная темпера.
Рис.13
Список литературы
1. Глен Веккионе, Занимательные опыты. Издательство: АСТ, Астрель,
2009 г.-с.238
2. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Искусство. М.: 1999 г
3. http://www.proza.ru/2008/06/13/406
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Лягушка-путешественница
Рисуем "Ночь в лесу"
На берегу Байкала
Девочка-Снегурочка