Тема актуальна на сегодняшний день, так как сохранение качества окружающей среды и здоровья населения находится в числе самых острых проблем современности.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_avtomobilnogo_transporta_na_prirost_sosny.doc | 468.5 КБ |
prezentatsiya_volchatovoy_anastasii.pptx | 1.53 МБ |
I. Введение
Тема моей работы – «Влияние автомобильного транспорта на прирост сосны». Я считаю эту тему актуальной на сегодняшний день, так как сохранение качества окружающей среды и здоровья населения находится в числе самых острых проблем современности.
Роль зеленых насаждений очень велика. Они снижают запыленность и загазованность воздуха, выполняют ветрозащитную функцию, обладают фитонцидным действием, борются с шумом, влияют на тепловой режим и влажность воздуха.
На Земле примерно 350 миллионов лет назад появились первые деревья. Огромные территории были покрыты лесом, но затем значительная их часть была уничтожена людьми. Лес – сложное природное образование (биоценоз). В состав его входят не только живые организмы, но и их среда обитания – почвенно-грунтовый слой, атмосфера. Лес в наши дни испытывает на себе сильное влияние со стороны человека. Это влияние очень разнообразно. Тут сплошные рубки, массовый туризм, выпас скота, загрязнение атмосферы ядовитыми газами.… А как реагирует лес на это? Какие изменения в нём происходят? Насколько они опасны для существования леса?
Вмешательство человека в жизнь леса нельзя остановить. Оно неизбежно и будет продолжаться, но всем надо стремиться к тому, чтобы причинять лесу наименьший вред. Что для этого нужно?
Важную роль в жизни леса играет слой атмосферы, в котором развиваются лесные растения и другие живые организмы, без этого нельзя представить себе леса. Атмосфера служит источником углекислого газа, кислорода и пополняется кислородом, выделяемым растениями, и углекислым газом, образующимся в процессе дыхания. В него поступают вещества, жизненно важные для обитателей леса, и из него эти вещества вновь поглощаются растениями и животными. Эта система называется лесным биогеоценозом.
Загрязнение атмосферы причиняет биогеоценозу большой вред. Главный враг леса - сернистый газ. Больше всего от него страдают сосновые леса. Сосновые насаждения – очистители воздуха от пыли, что зависит от хвои, её количества и поверхности. У хорошо развитого взрослого дерева сосны общая длина хвоинок превышает 200км. Этим определяется высокая фильтрующая способность дерева.
Актуальность такой работы и в том, что зачастую достоверная информация недостаточна, требуется уточнение и поиск новых фактов.
В связи с этим я поставила Цель исследования: изучение влияния автомобильного транспорта на прирост сосны.
Задачи, которые нужно было выполнить:
Глава II. Основная часть
2.1. Значение сосны
Сосна – многолетнее дикорастущее очень ценное растение. Сосна имеет большое значение в хозяйстве человека.
Высокие прямые стволы сосен используют на мачты для кораблей, на телеграфные столбы, шпалы, мебель и на постройку домов, для изготовления бумаги.
Сосна богата смолой. Из смолы получают канифоль, скипидар.
Хвою сосны перемалывают на кормовую муку для скота. В шишках сосны много семян. Семенами питаются белки, дятлы, клесты, тетерева и другие звери и птицы.
Сосна очень широко используется в медицинских целях.
Лекарственным сырьем служит смола (живица), почки, хвоя сосны, а также энергетика этих деревьев.
Из хвои сосны добывают витамин С (це).
Кох, открывший туберкулезную палочку, заявил, что спасение страдающих туберкулезом – в сосновых лесах. Неслучайно множество санаторных учреждений для легочного лечения расположены в сосновых борах.
Отвар почек сосны применяют как отхаркивающее и противовоспалительное средство при бронхитах, а также как мочегонное и дезинфицирующее. Сосновые почки входят в состав грудного сбора и применяются для ванн.
В народной медицине широко используется отвар из молодых побегов ( почек), зеленых шишек как улучшающее кровь средство при внутреннем приеме, а также как отхаркивающее средство при бронхите, ревматизме, водянке.
При воспалении дыхательных органов, бронхитах пьют настой сосновых почек на молоке, настаивая их на вскипевшем молоке 1 – 2 часа.
Ангину можно вылечить за 1 сутки, если пососать кусочек смолы сосны или ели.
Сосновые леса нужно беречь и сохранять.
2.2. Загрязнение атмосферного воздуха
Атмосферный воздух занимает особое положение среди других компонентов биосферы. Значение его для всего живого на Земле невозможно переоценить. Человек может находиться без пищи пять недель, без воды – пять дней, а без воздуха всего лишь пять минут. При этом воздух должен иметь определённую чистоту и любое отклонение от нормы опасно для здоровья. Загрязнение атмосферного воздуха воздействует на здоровье человека и животных, состояние растений и экосистем различными способами – от прямой и немедленной угрозы до медленного и постоянного разрушения различных систем жизнеобеспечения организма. Вот почему охрана атмосферного воздуха – ключевая проблема оздоровления окружающей природной среды.
Под атмосферным воздухом понимают жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы и находящийся за пределами жилых, производственных и иных помещений (Закон РФ « Об охране атмосферного воздуха» от 02.04.99г).
2.3. Основные источники загрязнения воздуха
В большинстве городов и поселков воздух загрязнён. То, чем он засорён, на ладони не ощутить, глазом не увидеть, но ежегодно на головы жителей городов падает до 100 кг загрязняющих веществ. Под загрязнением атмосферного воздуха следует понимать любое изменение его состава и свойств, которое оказывает негативное воздействие на здоровье человека и животных, состояние растений и экосистем. Загрязнители могут быть естественного (природного) или искусственного происхождения. Естественные загрязнители — космические частицы, вулканический пепел и др., искусственные — отходы производственной деятельности, выбросы транспорта. Основные источники загрязнения — автотранспорт (40–70%), отопление (20%), промышленность (14%), сжигание мусора (5%).
Все виды современного транспорта наносят большой ущерб атмосфере, но наиболее опасен для неё автомобильный транспорт.
Санитарные требования по уровню загрязнения допускают поток транспорта в жилой зоне интенсивностью не более 200 машин в час .Сегодня в мире примерно 600 миллионов штук автомобилей. В выхлопных газах двигателей содержится более 200 химических соединений и элементов? В среднем каждый автомобиль выбрасывает в сутки 3 кг.угарного газа ,в котором содержится свинец попадает с продуктами, выращенными у дорог, с молоком коров, которые выпасались на обочинах дорог. Повышенное содержание свинца отмечено в организме детей, играющих вблизи дорог, у гаражей и т.д. Загрязнение атмосферы автотранспортом в большинстве регионах России составляет не менее 30 %.Автомобили используют кислород атмосферы .Так же ежегодно один автомобиль, при стирании шин, выбрасывает в атмосферу 5-8 кг. резиновой пыли.
А какие вредные вещества влияют на растения ?
Разные древесные породы по разному чувствительны. Зависит это от того, как долго на дереве сохраняются листья или хвоя, какова их продолжительность. Например, наши лиственные деревья лучше противостоят вредному воздействию выбросов, чем вечнозелёные хвойные, у которых хвоинки живут несколько лет. Основной реакцией деревьев на неблагоприятные факторы является снижение прироста хвои, побегов у деревьев.
Глава III. Исследовательская часть
3.1.Методика исследования
Было заложено две площадки: 1 вдоль дороги по улице Голышева(подъём от развилки в садоводства) , 2 - ая во дворе жилого дома по ул. Майская 6 (в стороне от проходящей оживлённой автодороги).
На всех площадках взяли одну хвойную породу – сосну. Для исследования подбирались деревья приблизительного одного возраста. С одной стороны (с восточной)на высоте 1,5 метров произвели 10 замеров центральных побегов. На каждом побеге подсчитали длину побега ,длину хвои, количество хвоинок.
Так же провели подсчёт проезжающего транспорта в утреннее(с7.00 до 9.00) и вечернее (с 17.00 до 19.00) время на обеих улицах.
3.2. Результаты исследования
1. Средняя длина побегов:
1 площадка-2,3 см.
2 площадка-4,7 см.
2. Среднее количество хвои:
1 площадка-24 хвоинки;
2 площадка-30 хвоинок.
3. Средняя длина хвои:
1 площадка-4 см.;
2 площадка-5,6 см.
4. Проходимость автотранспорта:
1 площадка: утро зима-340 машин
вечер зима-410 машин.
2 площадка: утро – 10 машин
вечер – 8 машин.
3.3. Выводы
Таким образом, можно сделать вывод , что выбросы автомобильного транспорта в районе улицы Голышева значительный действуют на линейный прирост сосны.
Хвои на побеге становится меньше, средняя длина хвои уменьшается, сам побег становится короче, следовательно, такая хвойная порода, как сосна плохо противостоит вредному воздействию автомобильного транспорта, чем лиственные породы, у которых листва опадает ежегодно, у сосны же хвоинки живут несколько лет.
IV. Заключение
По результатам этих исследований я сделала следующие выводы:
1. Придорожные сосновые насаждения испытывают негативное воздействие. В зоне распределения атмосферных выбросов автомобильного транспорта происходит изменение экологической структуры насаждений.
2. Техногенное загрязнение отрицательно воздействует на состояние и рост соснового прироста.
Действительно, непрерывный поток автомашин на дорогах всё больше загрязняет воздух. Для того, чтобы хоть как-то снизить уровень такого пагубного действия автотранспорта на природу, я предлагаю:
1. Сосны вблизи автомобильных дорог сажать не следует, так как они плохо совмещаются с ритмами городской жизни и будут плохо расти.
2. При проектировании новых автодорог наличие таких "зелёных полос" ввести в сам проект. Такие придорожные полосы не только очищают воздух, они задерживают пыль летом, зимой защищают дороги от снежных заносов, и что особенно важно, задерживают снег на полях.
Сосна, как хвойная порода, возобновляется только семенами, и потому пригодна лишь для высокоствольного хозяйства :чаще всего в его насаждениях применяют обороты рубки от 80 до 120 лет, лишь изредка понижая их до 60 или повышая до 150 лет.
V. Литература
1. Материал из Википедии -свободной энциклопедии.
2. Величковский Б.Т., Кирпичёв В.И., Суравегина И.Т.Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997. – 240с.
3. Черныш И.В. Удивительные растения. – М.: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2002.
Приложение 1
Что необыкновенного в обыкновенных соснах?
Приложение 2
Вид с верхней точки Маркова
Марковские земли сельхоз назначения
3
Слайд 1
Влияние автомобильного транспорта на прирост сосныСлайд 2
Я считаю эту тему актуальной на сегодняшний день, так как сохранение окружающей среды и здоровья населения находится в числе самых острых проблем современности .
Слайд 4
В связи с этим я поставила цель исследования : изучение влияния автомобильного транспорта на прирост сосны .
Слайд 5
Главной задачей было сравнение состояния хвои сосны обыкновенной на разных участках вдоль трассы.
Слайд 6
Для этого было заложено две площадки: 1 вдоль дороги по улице Голышева(подъём от развилки в садоводства); 2-ая во дворе жилого дома по ул. Майская 6 (в стороне от проходящей , оживлённой автодороги).
Слайд 7
На всех площадках взяли одну хвойную породу – сосну. Для исследования подбирались деревья приблизительного одного возраста. С одной стороны (с восточной)на высоте 1,5 метров произвели 10 замеров центральных побегов. На каждом побеге подсчитали длину побега, длину хвои, количество хвоинок.
Слайд 9
Так же провели подсчёт проезжающего транспорта в утреннее(с7.00 до 9.00) и вечернее (с 17.00 до 19.00) время на обеих улицах.
Слайд 10
Результаты исследования показали: 1. Средняя длина побегов: 1 площадка-2,3 см. 2 площадка-4,7 см. 2. Среднее количество хвои: 1 площадка-24 хвоинки; 2 площадка-30 хвоинок.
Слайд 11
3. Средняя длина хвои: 1 площадка-4 см.; 2 площадка-5,6 см. 4. Проходимость автотранспорта : 1 площадка: утро зима-340 машин вечер зима-410 машин. 2 площадка: утро – 10 машин вечер – 8 машин.
Слайд 13
Таким образом, можно сделать вывод : что выбросы автомобильного транспорта в районе улицы Голышева значительно действуют на линейный прирост сосны.
Слайд 14
Хвои на побеге становится меньше, средняя длина хвои уменьшается, сам побег становится короче, следовательно, такая хвойная порода, как сосна, плохо противостоит вредному воздействию автомобильного транспорта, чем лиственные породы, у которых листва опадает ежегодно, у сосны же хвоинки живут несколько лет. По результатам этих исследований я сделала следующие выводы:
Слайд 15
1. Придорожные сосновые насаждения испытывают негативное воздействие. В зоне распределения атмосферных выбросов автомобильного транспорта происходит изменение экологической структуры насаждений.
Слайд 17
2. Техногенное загрязнение отрицательно воздействует на состояние и рост соснового прироста.
Слайд 18
Непрерывный поток автомашин на дорогах всё больше загрязняет воздух. Для того, чтобы хоть как-то снизить уровень такого пагубного действия автотранспорта на природу, я предлагаю:
Слайд 19
1. Сосны вблизи автомобильных дорог сажать не следует, так как они плохо совмещаются с ритмами городской жизни и будут плохо расти.
Слайд 20
2. При проектировании новых автодорог наличие таких "зелёных полос" ввести в сам проект. Такие придорожные полосы не только очищают воздух, они задерживают пыль летом, зимой защищают дороги от снежных заносов, и что особенно важно, задерживают снег на полях.
Слайд 22
Спасибо за внимание!
Серебряное копытце
Цветок или сорняк?
"Портрет". Н.В. Гоголь
Сочные помидорки
Самый главный и трудный вопрос