Русь знает много праведников: мучеников, исповедников, святителей, благоверных князей. Почему же среди них ярко горит звезда Сергия Радонежского? Чем он заслужил любовь и почитание людей? Почему, спустя века, люди идут в Свято – Троицкую Сергиеву Лавру поклониться преподобному Сергию Радонежскому?
Зачем нам и нашим сверстникам, живущим в 21 веке, просто необходимо знать об этом удивительном Человеке?
Именно эти вопросы волновали меня. Поэтому при выполнении домашнего задания Олимпиады по духовному краеведению Подмосковья я поставил перед собой следующие цели:
Цели исследовательской работы:
1. изучив материалы и документы исторической, духовной и художественной литературы, доказать, чем велик Сергий Радонежский;
2. определить роль Преподобного Сергия Радонежского в истории Российского государства;
3. проследить не только фактическое, но и духовное единение поколений 14 – 21 веков, обозначив тем самым связь времен и душ человеческих;
4. проложить маршрут «Путешествие к Святыне» и совершить заочную экскурсию в Свято – Троицкую Сергиеву Лавру;
5. написать небольшой очерк «Паломничество в Свято – Троицкую Сергиеву Лавру р.Б.Михаила (моего папы)» на основе его впечатлений от поездки.
Вложение | Размер |
---|---|
gotovaya_rabota-na_sayt.doc | 87.5 КБ |
Русь знает много праведников: мучеников, исповедников, святителей, благоверных князей. Почему же среди них ярко горит звезда Сергия Радонежского? Чем он заслужил любовь и почитание людей? Почему, спустя века, люди идут в Свято – Троицкую Сергиеву Лавру поклониться преподобному Сергию Радонежскому?
Зачем нам и нашим сверстникам, живущим в 21 веке, просто необходимо знать об этом удивительном Человеке?
Именно эти вопросы волновали меня. Поэтому при выполнении домашнего задания Олимпиады по духовному краеведению Подмосковья я поставил перед собой следующие цели:
Цели исследовательской работы:
1. изучив материалы и документы исторической, духовной и художественной литературы, доказать, чем велик Сергий Радонежский;
2. определить роль Преподобного Сергия Радонежского в истории Российского государства;
3. проследить не только фактическое, но и духовное единение поколений 14 – 21 веков, обозначив тем самым связь времен и душ человеческих;
4. проложить маршрут «Путешествие к Святыне» и совершить заочную экскурсию в Свято – Троицкую Сергиеву Лавру;
5. написать небольшой очерк «Паломничество в Свято – Троицкую Сергиеву Лавру р.Б.Михаила (моего папы)» на основе его впечатлений от поездки.
Святой преподобный Сергий Радонежский
С седых времен, гласят преданья
Родной отеческой земли,
Свершая подвиг послушанья,
В леса аскеты наши шли.
И там, в тиши уединенья,
Простясь с мирскою суетой,
Высоким подвигом смиренья
Они стяжали лик святой.
И к ним стекалась Русь босая,
Прося их благостных молитв,
Ища приют в дни бедствий края,
Защиты в дни народных битв…
С. С. Бехтеев
Преподобный Сергий родился в 1314 году от Рождества Христова в знатной боярской семье, у преподобных родителей Кирилла и Марии и был наречён в святом крещени Варфоломеем, что значит «сын радости». И случилось, что, когда ребенок еще был в утробе матери, во время пения святой литургии, когда должны были приступить к чтению святого Евангелия, младенец воскликнул в утробе матери. Перед тем, как начали петь херувимскую песнь, младенец вторично воскликнул. Когда же иерей возгласил: "Вонмем, святая святым!" – младенец воскликнул в третий раз.
Шло время. Братья Варфоломея: Стефан и Петр - быстро изучили грамоту, Варфоломею же трудно было научиться читать. Отрок со слезами молился: "Господи! Дай мне выучить грамоту, вразуми меня". Однажды он увидел некоего черноризца на поле, под дубом, стоящего и молящегося. Когда кончил молиться старец, он обратился к Варфоломею: "Что ищешь и чего хочешь, чадо?" Отрок же сказал: "Душа желает знать грамоту. Святой Отче, помолись, чтобы смог я научиться грамоте". И ответил ему старец: "С сего дня дарует тебе Господь знание грамоты". С того часа отрок хорошо знал грамоту и понимал святые книги. Родителям же отрока старец сказал, что сын их будет «славен перед Богом и людьми из-за своей добродетельной жизни».
Со временем Кирилл с семьёй переселился в Радонеж. Повзрослев, Стефан и Петр женились. Варфоломей же не хотел жениться. Он стремился к иноческой жизни. Но, по просьбе родителей, не принимал постриг до их кончины. Сергий начал с того, что считается вершиной монашеского подвига, – с отшельничества.
В 23 года, вместе со Стефаном, который после смерти жены стал монахом, отправился искать пустынь. Искали они по лесам и, наконец, нашли одно место, где построили келью и церковь небольшую, которую священник, посланный митрополитом Феогностом, освятил в честь Пресвятой Троицы. Это был второй Троицкий храм на Руси. Первый - в Киево–Печёрской Лавре. Настолько абстрактным ещё было понятие о Святой Троице. «Но Троица несёт идею единства,» - напоминал Сергий. Он завещал братьям: «Единомыслие храните между собою». Через некоторое время Стефан ушёл оттуда в Москву и поселился в монастыре Святого Богоявления, где стал настоятелем и духовником князя. Вскоре Варфоломей принял монашеский постриг. И дано было имя ему в монашестве - Сергий. И стал блаженный жить в той пустыни, и все испытания терпел, и за всё Бога благодарил.
Некоторые монахи из братии пришли к святому. Они не совершали громких дел, но они восстановили евангельские отношения любви между людьми. Это так трудно, и так просто. И построили они каждый отдельную келью и жили для Бога, подражая преподобному Сергию. И начал блаженный учить братию. Многие люди из различных городов и мест присоединялись к Сергию и жили с ним.
Понемногу монастырь увеличивался. И жили монахи, предаваясь день и ночь посту и молитве, в монашеском подвиге. Вскоре преподобный Сергий по настоянию братии стал игуменом. В монастыре вернулись к высокому аскетизму и общежительному уставу, завещанному святыми отцами, в отличие от простой жизни монастырей того времени, где жили просто, где были свои богатые и бедные, и каждый жил сам по себе. Духовная жизнь иноков совмещалась с постоянным физическим трудом. Сергий не разрешал братьям ходить за подаянием, повторяя слова апостола Павла: «Если не хочешь трудиться, то и не ешь». Скудная лесная нива позволяла только что не умереть с голоду. Весной припасы кончались, и иногда голод становился невыносимым. В первую очередь у Сергия, поскольку он свои припасы отдавал по первой просьбе любому. Тогда он просил какую-нибудь работу, отказываясь от безвозмездного подаяния. За несколько сухарей он как-то пристроил к дому старца Даниила сени. Трудился целый день, давая урок братьям. Кормил он и медведя с рук. Всякая тварь видела в нём свет Божий и жила с ним в мире.
Константинопольский патриарх Филофей, узнав о святом Сергии, прислал своё благословение и грамоту, которой утверждал новые порядки пустынножития, заведённые основателем Свято-Троицкой обители.
В 13 веке в древней книге «Слово о погибели земле русской» прозвучала мысль о том, что монголо-татарское иго дано нашему народу за грехи. Что путь к возрождению лежит через покаяние. Но каким он должен быть - путь ко Христу, никто не знал, и святой Сергий его показал. Он родился и жил в очень тяжёлое время княжеских междоусобиц и набегов татар, время доносов, убийств, предательства. Из этой крови и грязи он сумел поднять духовность русского народа, способствуя росту могущества и престижа нашего государства. Он ломал стереотипы своего времени, подавал пример аскетизма и личного служения Богу. И простые крестьяне, и князья, приходившие к Сергию, чувствовали эти новые человеческие отношения и проникались надеждой, что гнев Божий кончается и впереди светлое время. Духовно-нравственный подъём стал реальностью, он давал силы и уверенность в победе.
Известно стало, что ордынский хан Мамай собрал войско огромное и идет на Русскую землю. Правил же Русью тогда великий князь Дмитрий. Он пришел к святому Сергию и испросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить. Святой же, когда услышал об этом от великого князя, благословил его на битву и по просьбе князя дал ему в сопровождение двух иноков, бывших воинов: Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Иноки должны были свидетельствовать о благословении Сергия перед народом. Собрав все дружины свои, выступил Дмитрий против татар и по молитвам преподобного Сергия одержал победу.
Сергий же продолжал жить в монастыре и душу Господу предал 25 сентября (8 октября н.ст.) 1392 года от Рождества Христова.
В 1521 при бегстве хана Махмет-Гирея от Москвы, при штурме Казани 1552 году, при создании Мининым народного ополчения (в 1612г.) Святой Сергий являлся защитником земли русской. А в 1996 году во время боевых действий против бандформирований в Чечне бумажная икона Сергия Радонежского, хранимая на груди воина, защитила его от смертельной стали. «Сергий-то с нами!» - эта весть на протяжении многих веков вдохновляет людей на подвиг.
Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой
В Троице-Сергиевой лавре есть храм, освящённый в честь преподобного Сергия Радонежского - церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь), расположенная на южной стороне Троице-Сергиевой лавры. Она была сооружена по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686–1692 гг. Трапезная палата, площадью более 500 м2, являющаяся одним из самых больших помещений своего времени, перекрытых сводом без промежуточных опор, предназначалась для торжественных приемов и праздничных трапез. В середине XX в. здесь проходили заседания Поместных и Архиерейских соборов Русской Православной Церкви. Первоначальный иконостас церкви до нас не дошел, а украшающий ее теперь позолоченный иконостас XVII века из разрушенного московского храма «Никола Большой Крест» является замечательным памятником древнерусского резного искусства. Немалую долю своего труда в создание цельного художественного ансамбля внесли и живописцы (по имеющимся данным — из Палеха). Живописцы выполнили восемь икон праздничного ряда: «Рождество Богоматери», «Введение во храм Богородицы», «Сретение Господне», «Снятие со Креста», «Положение во гроб», «Успение Богоматери», «Воздвижение Креста», «Покров Богоматери». Они установлены по краям ряда. По характеру письма близка этой группе икона Преподобного Сергия Радонежского местного ряда иконостаса. В Трапезной палате приделы освящены в честь святителя Иоасафа Белгородского на северной стороне и преподобного Серафима Саровского на южной. В зимнее время Трапезный храм становится главным храмом монастырских богослужений. В это же время в нем для поклонения открыты мощи святителей Филарета и Иннокентия.
Святые, связанные со святым преподобным Сергием Радонежским
Есть имена, чья слава так крепка, Что не сотрут её бесчисленные годы. Она останется на долгие века Святынею страны, святынею народа. Л. Безыменский, «Бессмертие»
Преподобного Сергия Радонежского называют игуменом Земли Русской. Он объединил вокруг себя людей со всей Руси, которые впоследствии много для неё сделали, он восстановил общежительский устав в монастырях и, наконец, основал Троице-Сергиеву Лавру - духовный центр России.
Святые преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария Радонежские.
С именем Сергия Радонежского связаны имена многих святых, в первую очередь его родителей - святых угодников Божиих Кирилла и Марии.
Кирилл, именитый ростовский дворянин, жил с женой Марией и тремя детьми, в их числе был и Варфоломей, будущий Сергий Радонежский, в Ростове.
К тому времени в город в сане воеводы был послан московский вельможа. По прибытии в город, он стал действовать полновластно и своевольно. Кирилл, как боярин, приближённый к князьям Ростовским, подвергался притеснениям от московского наместника, к тому же под старость он стал терпеть нищету из-за частых путешествий в Орду со своим князем, тяжкой дани, нашествий и голода.
Тяжело было Кириллу оставаться в Ростове и переселился он с семейством в село Радонеж (находится в 55 км от Москвы). По обычаю того времени, Кирилл должен был получить поместье, но сам он, по старости, уже не мог нести службы, и потому обязанность эту принял на себя старший сын его Стефан, который уже женился, так же как и его младший брат Пётр. Средний же брат Варфоломей просил у родителей разрешения отпустить его в монастырь. Отец на это ему отвечал: «Помедли, чадо, – сам видишь: мы стали стары и немощны, послужить нам некому – у братьев твоих немало заботы о своих семьях. Мы радуемся, что ты печёшься, како угодити Господу Богу, это – дело хорошее. Но верь, сын мой: твоя благая часть не отнимется у тебя, только послужи нам немного, пока Бог явит милость свою над нами и возьмет нас отсюда. Вот, проводи нас в могилу, тогда уже никто не возбранит тебе исполнить свое заветное желание». Сын выполнял волю родителей.
Вскоре Кирилл и Мария сами захотели принять монашество, для чего направились в Покровский Хотьков монастырь, где было отделение для старцев и отделение для стариц, там приняли монашеский постриг. И не позже 1339 года они с миром отошли ко Господу. В 1992 г. Архиерейский собор Русской Православной Церкви причислил их к лику святых.
Святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси.
Святитель Алексий, в миру Елевферий, был другом и покровителем преподобного. В пятнадцать лет он решился стать иноком. В 1320 году он вступил в Московский Богоявленский монастырь, где провел более двадцати лет в строгих иноческих подвигах.
Его наставниками и друзьями были подвижники этой обители - старец Геронтий и Стефан, брат преподобного Сергия. Затем митрополит Феогност повелел будущему святителю оставить монастырь и заведовать судебными делами Церкви. Эту должность святой исполнял 12 лет со званием митрополичьего наместника.
В конце 1350 года владыка Феогност посвятил Алексия в епископа Владимирского, а по смерти митрополита унаследовал его должность в 1354 году. Когда скончался великий князь Иоанн, святитель взял под свою опеку малолетнего его сына Димитрия. Вместе с тем не оставлял митрополит и трудов по устройству новых обителей. Им основаны в 1361 году Спаса Нерукотворенного Образа монастырь на Яузе в Москве (Андроников, по имени ученика преподобного Сергия, первого игумена монастыря); Чудов - в Московском Кремле, восстановлены и две древние обители - Благовещенская в Нижнем Новгороде и Константино-Еленинская во Владимире. В 1361 году также была построена женская общежительная обитель его имени (Алексеевская).
Святитель Алексий достиг глубокой старости, пробыв на митрополичьей кафедре 24 года. Перед кончиной он хотел сделать своим преемником преподобного Сергия Радонежского, но тот по скромности своей отказался. Почил Алексий 12 февраля 1378 года и погребен по завещанию в Чудовом монастыре. Мощи его были обретены через 50 лет чудесным образом, после чего стали чтить память великого святителя и молитвенника за Русскую землю.
Святой благоверный князь Дмитрий Донской.
Дмитрий Иоанович родился в 1350 году. Детство святого Димитрия прошло под непосредственным влиянием святого митрополита Алексия, бывшего другом и советником отцу Димитрия, Иоанну Иоанновичу.
В 1362 году Дмитрий становится великим князем. Делом всей жизни благоверного Дмитрия была борьба против Золотой Орды за независимость Руси. Он объединял русских князей, готовя поход на татар.Узнав об этом, хан Мамай направил на Русь своё войско.
Готовясь выступить в поход, великий князь Димитрий Иоаннович счел первым долгом посетить обитель Живоначальной Троицы, чтобы там поклониться Единому Богу, в Троице славимому, и принять напутственное благословение от преподобного игумена Сергия. Старец успокоил, благословил князя и сказал ему: «Господь Бог да будет твой помощник и заступник: Он победит и низложит супостатов твоих и прославит тебя». Возвратясь в Москву, великий князь Димитрий Иоаннович, прозванный за эту победу Донским, снова прибыл в обитель Живоначальной Троицы, чтобы воздать благодарение Господу, лично поведать великому старцу о богодарованной победе.
В Троицком монастыре по погибшим воинам служились многочисленные панихиды. С именем Димитрия Иоанновича связано строительство целого ряда новых монастырей и храмов. По благословению преподобного Сергия он заложил в 1378 году Успенский Стромынский монастырь. Другой монастырь, тоже Успенский, великий князь построил в благодарность Богу и Пресвятой Богородице за победу в Куликовской битве. Его называют монастырем на реке Дубенке; первым его игуменом также был ученик преподобного Сергия, будущий святой Савва Звенигородский.
На самом Куликовом поле был построен монастырь Рождества Богородицы: победа произошла именно в этот праздник. Также после победы Димитрий Иоаннович построил Николо-Угрешский монастырь под Москвой, и опять-таки с помощью преподобного Сергия Димитрий Иоаннович выстроил Голутвинский монастырь, а также каменный Успенский собор Симонова московского монастыря.
Почувствовав приближение смерти, Димитрий Иоаннович послал за преподобным Сергием. Преподобный, наблюдавший все течение жизни великого князя, не только был главным свидетелем при составлении его духовного завещания, но и преподал Димитрию Иоанновичу все необходимые ему христианские таинства. Князь завещал охранение важнейшего для всей Руси документа, духовной грамоты, преподобному Сергию. 19 мая 1389 года великий князь Димитрий Иоаннович преставился. По преданию отпевал его покровитель, молитвенник, старец великого князя и друг - преподобный Сергий Радонежский. Великий князь московский Димитрий Донской канонизирован как святой благоверный на основании его больших заслуг перед Церковью и народом Божиим, а также на основании его личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную христианскую идею - пожертвования собой до крови, ради блага и спасения ближних.
Преподобные Александр Пересвет и Андрей (Родион) Ослябя.
18 августа 1380 года благоверный князь Московский Димитрий испросил у преподобного Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление 2 воинов - братьев Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Призвание монахов-бойцов имело в первую очередь духовное значение. Преподобный Сергий дал им "вместо тленного оружия нетленное - крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя". Передав воинов-схимников в распоряжение князя, преподобный Сергий сказал им: "Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство". По дороге на битву Александр Пересвет остановился в келье отшельника, жившего на месте будущего Димитриевского монастыря. Облачившись в воинские доспехи, монах-богатырь отдал отшельнику свой дорожный посох, сделанный из цельного яблоневого дерева. С тех пор посох сделался местной реликвией.
В день Рождества Пресвятой Богородицы, перед началом Куликовской битвы, Александр Пересвет принял вызов богатыря из войска Мамая и вступил с ним в единоборство. Воины ударились копьями. Челубей упал сражённым. Пересвет, уже мертвым, доехал в седле до своих. Исход поединка явил духовную силу благословения преподобного Сергия, воодушевил русские войска и стал залогом их исторической победы.
Тело преподобного Александра Пересвета было погребено близ церкви в честь Рождества Богородицы "на старом Симонове". Здесь же положили тело преподобного Андрея Осляби.
Учениками и духовными друзьями преподобного Сергия основано до сорока монастырей; из них, в свою очередь, вышли основатели еще до пятидесяти монастырей.
К числу учеников относятся:
Маршрут «Путешествие к Святыне».
1. От Менделеево едем на 476-м автобусе или маршрутке до Крюково.
2. Далее на электричке до Николаевского (Ленинградского вокзала).
3. Затем переходим на Ярославский вокзал и садимся на электричку в сторону Сергиева Посада.
4. Доезжаем на электричке до станции Хотьково. И десять минут ходьбы до Покровского монастыря, чтобы поклониться мощам родителей Сергия Радонежского - преподобных Кирилла Марии и взять благословение на поездку к их преподобному сыну.
5. С той же станции до Сергиева Посада.
6. Пешком идём до Свято-Троицкой Сергиевой Лавры:
1) и там, в Свято-Троицком храме, поклонимся Святой Троице и приложимся к иконам. Там же приложимся к открытым в этот день мощам Сергия Радонежского. Если получится, спустимся в Никоновскую церковь и посетим Серапионовы Палаты, где много мощей и других святынь;
2) идём в Трапезный храм освящённый в честь Сергия Радонежского, где тоже помолимся, в том числе и перед образом Преподобного;
3) далее посетим: Успенский собор, храмы, святыни и достопримечательности Лавры. Если получится – возьмём благословение у старцев.
Очерк «Паломничество в Свято - Троицкую Сергиеву Лавру р.Б. Михаила (моего папы)»
Наверное, у каждого в жизни бывает то, особое состояние души, когда хочется прикоснуться к вечности и духовной истории. Вы ходите в храм, исповедуетесь, причащаетесь, соборуетесь. Бывали в храмах и монастырях Москвы, у Матронушки, стояли и в очередях к святыням. Вы слушаете рассказы братьев и сестёр во Христе о поездках и паломничествах по святым местам. Конечно же, на особом месте стоит поездка в Свято - Троицкую Сергиеву Лавру - духовный центр Святой Руси, к преподобному Сергию Радонежскому – игумену Земли Русской. И вот поездка, что называется, вызрела в сердце. Выбираем 25 сентября (8 октября н.ст.) - день памяти (преставления) преподобного Сергия Радонежского. Составляем ориентировочный график и смету поездки. Если получается - берём благословение. А так, на богоугодное и душеспасительное дело – Бог благословит. Попутчиков не нашлось. Еду с первым транспортом.
Менделеево – Крюково – Николаевский вокзал – Ярославский вокзал – Хотьково (Покровский монастырь) - Сергиев Посад – Свято-Троицкая Сергиева Лавра.
В дороге неплохо помолиться, в том числе и Преподобному с родителями. Как на крыльях добрался до Покровского монастыря в Хотьково. Монастырь реставрируется и прихорашивается. Успел исповедаться во время литургии. Исповедь принимал отец Роман. Очень понравился рассудительностью. Заказал молебен преподобным схимонаху Кириллу и схимонахине Марии, родителям преподобного Сергия Радонежского, Хотьковским чудотворцам. Их память отмечаем через три дня 28 сентября (11 октября н.ст.). Покупаю свечи, маслице, освящённое на мощах, красивые чашку с блюдцем - подарок для Машеньки, родившейся в канун памяти преподобных зимой (18/31 января) и названной в честь преподобной схимонахини Марии. Прикладываюсь к мощам. Беру у преподобных родителей благословение на поездку к их преподобному сыну. Иду на электричку. Еду.
В полупустой электричке присаживаюсь на свободное место – напротив священника. Знакомимся. Отец Вадим из Пушкино. Уже отслужил литургию и тоже спешит поклониться игумену Земли Русской и успеть на патриарший молебен. Батюшка начал разговор. Беседа продолжалась до самой Лавры. Промыслом Божьим, мы встретились точно также в следующем году. За эти две встречи батюшка много рассказал о своей жизни. Большая семья. Малогабаритная двухкомнатная квартира. Детей надо учить, одевать, кормить, не считая других расходов. Всё это на скромный доход священнослужителя. От материальных и житейских вопросов переходим к нынешнему духовному состоянию общества. Душа кровью обливается, когда к собственному пониманию происходящего батюшка добавляет разные детали и случаи из своей жизни.
Но есть и радостные моменты - пробуждения и прихода к вере людей. За разговором приезжаем в Сергиев Посад и идём к Лавре. Батюшка, подавая милостыню, душеспасительно беседует и говорит что-то особенное каждому. Я слушаю и мотаю на ус. Спрашиваю батюшку о наболевшем. Обсуждаем очень важный вопрос из жизни церкви. Прикладываемся к привратным иконам и входим в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.
Строго, чинно и красиво идёт патриарший молебен. На ступенях колокольни подпевает большой сводный хор. Отец Вадим останавливается напротив Свято-Троицкого храма, где находится рака с мощами преподобного, и погружается во внутреннюю молитву. Чувствуется, что Преподобный что-то положил ему на сердце. Пришло время расставаться, а я не знаю, как нарушить молчание батюшки. Наконец решаюсь. Подхожу под благословение. Он благословил и перстами начертал мне крест на челе. Узнать бы, что тогда Господь благословил через него? Мы расстаёмся друзьями. Молебен заканчивается, и я иду на крестный ход по городу, вокруг Лавры.
Крестный ход начинается в 13 часов дня от памятника Сергию Радонежскому у стен Лавры. Три года подряд, в эту особенную дату, я участвовал в нём. И все три были, как один. Господь вручал нести иконы Царственных Мучеников и Царственного Мученика Царевича Алексия. Крестный ход шёл около двух часов. Священники, православные люди, казаки, хоругвеносцы. Иконы и хоругви. Золотая осень. Расцвеченные деревья. Красные рябины. Ласковое осеннее солнце. Красивые виды патриархального Сергиева посада. Семинарские корпуса. Пруды. Старые дома в русском стиле, куда практически не заглядывают туристы и паломники. Церкви, у каждой из которых крестный ход останавливался и пел славословие. Милиция предупредительно сопровождала крестный ход, освобождая дорогу. Причём взгляды и отношение милиции к крестоходцам менялось в течение хода. Под конец – это были православные русские люди. Икона, такая лёгкая в начале, становилась всё тяжелее. Несли вдвоём. Приходилось поворачиваться под углом. Но в процессе движения Господь укреплял, и чувство духовной радости вытеснило какие-то телесные неудобства. Перешли на сторону нового города. Учреждения, школы, офисы, иномарки, многоэтажки, поликлиники, больницы. Практически во всех окнах люди. Прохожие, школьники, дети, водители и другие.
Все останавливаются и смотрят. Равнодушных нет. Некоторые присоединяются. Крестный ход идёт – ад трепещет. Участникам крестного хода, по мнению старцев, могут проститься грехи. Крестный ход духовно защищает и очищает людей и пространство. Особая благодать в нём. И вот мы у врат Лавры. Крестоходцы встают в один ряд. Напоследок духовные наставления, поздравления, в том числе, и от атамана местного казачества Павла Киприановича. Всех нас духовно сблизил и сдружил этот крестный ход.
Три часа дня. Я в Лавре. Занимаю очередь к мощам Преподобного. Стоять часа три. Можно написать записки, купить и поставить в храмах свечи, приложиться к иконам, поклониться святыням, набрать освящённой патриархом воды из чудотворного источника. Но, честно говоря, гудят ноги, хочется присесть и отдохнуть. Народу - очень много. Но все объединены радостью общего праздника. Вот и местечко на лавочке освободилось. После непродолжительного восстановления сил - иду набрать и напиться воды. Встречаю знакомых. Иду обратно в очередь. Есть интересное наблюдение из личной практики стояния к святым и к святыням: Господь посылает таких людей, через которых отвечает на вопросы, интересующие человека. В том числе и им отвечает через тебя. Рядом стояла паломница. Пока стояли - сдружились. Представилась - инокиня Ольга с Почаевской Лавры. Рассказала много интересного… Много интересных людей посылает Господь для укрепления и спасения. Чем ближе к Свято-Троицкому храму, тем быстрее летит время. Надо подумать и попросить преподобного Сергия о спасении Руси и России, за родных и близких, за тех, о ком молишься, о житейских вопросах и за себя грешного. Читаю акафист Преподобному. Где-то на середине чтения подходит монах и предлагает стоящим рядом мужчинам - помочь звонить в колокол. Я предлагаю свою помощь и получаю согласие.
Звонить надо к вечерней службе. Прямо с недочитанным акафистом в руке иду на колокольню, где охранник пропускает нас в небольшую дверь слева при входе. Узкой винтовой лестницей поднимаюсь на самую известную в России колокольню. Большие колокола находятся на одном из нижних ярусов. Господь сподобил три раза звонить здесь в колокола. Но первый раз особенный, потому что звонили в Царь-колокол. Поразили размеры и высота: с хорошую 7-метровую кухню. Вес колокола - 72 тонны. Вес колокольного языка – 2 тонны. Но самое весёлое началось чуть позже. К колокольному языку были привязаны четыре длинных каната. По ватаге мужиков уже стояли у каждого каната.
Но оставались свободными места в колокольный «партер» - внутрь под колокол. Ибо он подвешен так, что нижний обод - на высоте чуть больше полутора метров от пола. Мне и ещё троим мило предложили, что есть мочи толкать двухтонный язык от себя противоходом внутри колокола. А так как я немного выше среднего роста, то суперколокольный живой звук мне гарантирован. Как звонарю с нулевым стажем, у меня было очень мало времени, чтобы внимательно рассмотреть качество подвески и крепления колокола и его языка. А также прикинуть крепость досок под ногами и расстояние до края колокольни. Просчитать вероятности падения колокола или его языка, и попадания головы, рук, ног и других частей тела под летящий язык и место его соприкосновения с колоколом. Как-то совсем не думалось про прекрасные виды с колокольни. Неприятное чувство предстоящего испытания щекотало нервы. Пригодился армейский опыт принятия решения. Русские не сдаются.
Между делом, звонарь – семинарист сообщил, что сегодня будет важная аудиозапись колокольного звона. Настроены микрофоны и аппаратура. На нас возложена особая ответственность.
Готовность. Обратный отсчёт. Раскачивание колокольного языка семинаристом и всей командой. Томительное ожидание первого удара.
Да. Я занимался аккордеоном и гитарой. Но здесь вопрос не о музыкальном слухе, а просто о сохранении слуха как такового. Опять пригодился армейский опыт. На полигонных стрельбах из гранатомёта, научили открывать рот для уравновешения внутреннего и внешнего давления. Как интересно всё в жизни связано. И вот первый удар колокола. Лёгкий шок. Второй удар веселее. Каждая клеточка организма вибрировала и звучала вместе с колоколом. И… воспарила душа в небывалой радости. Какой подарок от Сергия Радонежского. Долго ли, коротко ли, а семинаристы машут: пора заканчивать. У них своя отчётность. Еле остановили язык. А колокол красиво вибрирует. Звенит медью и серебром. Приложил к колоколу руку, а затем и лоб, чтоб выгнать всю дурь. Колокола тоже освящают. В них своя благодать.
Живой колокольный звон распространяется крестом. Потому Русь всегда спасалась от различных врагов и эпидемий колокольным звоном. Довольные собой, спрашиваем семинаристов. Те вначале благодарят, затем признаются, что один удар был лишний. Надо записывать по-новому. Сверху наслаждаемся видами Лавры и окрестностей. Радостные спускаемся вниз, где ловим в очереди уважительные взгляды. Следующие два года подряд посчастливилось звонить в Благовестник (36 тонн /1тонна), что справа от Царь-колокола.
А вот в Первенец (27тонн/0,9тонны), что слева, пока не приходилось.
Заканчиваю чтение акафиста. Входим в храм. Особая атмосфера. Прикладываюсь к иконам Пресвятой Троицы, Пресвятой Богородицы и другим. Делаем земные поклоны, ставим свечи. Идёт служба Преподобному. Подходим и с благоговением прикладываемся к открытым мощам святого преподобного Сергия Радонежского. Отдаём батюшке у раки записки и оставляем пожертвования во Славу Божию. На душе тишина и особая благодать. Но Сергий Радонежский делает ещё один подарок - спускаемся в Церковь Никона Радонежского и Серапионовы палаты. Столько благодатных мощей и святынь. Выхожу. Захожу в Успенский собор, Духовской и Трапезный храмы. Прикладываюсь к мощам Максима Грека. Молюсь у усыпальницы Годуновых. Но опять же – по силам. Пора домой.
Тем же маршрутом, проезжая Хотьково, добираюсь домой. Главное - успеть на последний автобус из Крюково до Менделеево.
Одухотворённый и окрылённый, по молитвам Преподобного, долетаю домой.
Радуюсь родным лицам. Какое-то особое чувство радости наполняет душу и тело.
Ещё одна золотая монетка в духовную копилку.
Четыре раза Бог сподобил посетить Свято – Троицкую Сергиеву Лавру. И каждый раз были дарованы маленькие и большие чудеса.
Велика Святая Русь своими святыми. Ни у одной православной страны в мире нет такого сонма святых.
Святый преподобный Сергий Радонежский - игумен Земли Русской!
Моли Бога о нас!
Итоги исследовательской работы:
Проведя большую исследовательскую работу по изучению материалов, посвященных Преподобному Сергию Радонежскому, можно сделать следующие выводы:
1. Жизнь Сергия Радонежского – образец святости и веры; Преподобный – заступник за землю Русскую;
2. Сергий Радонежский - святой, жизнь которого научила меня милосердию и смирению гордыни, подвижничеству и прозорливости, нравственной красоте и общественному служению;
3. Заочная экскурсия в Свято – Троицкую Сергиеву Лавру обогатила меня духовно и нравственно и убедила в том, что «веков связующая нить» никогда не прервется, так как в этом нам, современникам, помогают такие Светочи земли Русской, как Преподобный Сергий Радонежский.
Список материалов, использованных для подготовки
проектно-исследовательской работы.
Как я избавился от обидчивости
Зимний лес в вашем доме
Цветущая сакура
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Проказы старухи-зимы