Цель работы - выяснить, в какой степени развиты у семиклассников качества языковой личности.
Вложение | Размер |
---|---|
yazykovaya_lichnost.pptx | 339.96 КБ |
Слайд 1
Семиклассник как языковая личность Юсеф Ясмин , ученица 7 «А класса, МБОУ «СОШ №23»Слайд 2
Цель работы: выяснить, в какой степени развиты у учащихся 7 класса качества языковой личности. Задачи: 1) владение системой языка, его нормами учащимися 7 класса; 2)осведомлённость учащихся в лингвистической теории, 3)владение культурой речевого поведения, 4) построение и восприятие текста, 5)создание речевого высказывания, аргументация своего мнения. Методы исследования : анкетирование учащихся, практическая работа, написание сочинений.
Слайд 3
Учащимся были предложены следующие вопросы и задания: 1.Какое высказывание о русском языке вы знаете. 2.Перечислите фамилии русских лингвистов. 3.Знаете ли вы значение терминов (да, нет) морфология- морфемика - грамматика- синтаксис- грамматическое значение слова- омонимы- паронимы- синонимы- неологизмы- наклонение- орфоэпия- 4.Перечислите этикетные слова со значением извинения, просьбы.
Слайд 4
5.Поставьте правильное ударение в словах: красивее, звонит, занявший, договор, вручит, клади или ложи, ехай или поезжай, газопровод, два ряда, завидно, правы, свекла, торты, в туфлях, мой(мое) день рождения, щавель, две пары носок и носков, 200 грамм или граммов, 2015 годом.,баловать,сливовый , грушевый. 6.Задание на умение выбирать речевые средства в зависимости от обстановки. Выберите из списка слова, которые нельзя употреблять в официальной обстановке: короче говоря, подытоживая сказанное, ихние взгляды, герой как бы поступил опрометчиво, она заорала от страха, не могу не согласиться с мнением писателя, ученик врет и не краснеет, он где-то поступает неправильно. 7.Знаете ли вы значение данных слов: привередливый, снисходительный, интеллектуальный, изысканный, компетентный, лаконичный, пунктуальный, эгоистичный, честолюбивый, аргумент, тезис, афоризм.
Слайд 5
8.Составьте план по предложенному тексту. Сжато перескажите его , используя одно предложение, найдите ключевые слова, отражающие тему текста, идею текста. 9.Составьте текст на тему «Может ли телевидение заменить чтение книг». Какой вы выдвинете тезис? Какие приведете доказательства, пословицы, афоризмы?
Слайд 6
Ученые - лингвисты М.В.Ломоносов (100%), -автор «Российской грамматики». В.И.Даль –автор «Живого великорусского словаря»-4% Ф.И.Буслаев –филолог, преподаватель университета, автор методики преподавания языка в школе -12%. А.А.Шахматов -40%(член комиссии по проведению реформы 1917-1918г.г.) В.В.Виноградов –автор труда «Грамматическое учение о слове»-6% А.А.Реформатский -6%-автор учебника «Введение в языкознание». Л.В.Щерба- автор знаменитой фразы « Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка », автор «Школьного орфографического словаря» -Д.Н.Ушаков и С.И. Ожегов –автор «Толкового словаря».
Слайд 7
А.Х.Востоков Шахматов А.А. М.В.Ломоносов В.И.Даль
Слайд 8
Виктор Владимирович Виноградов (1895-1969) – русский филолог, академик, ученик А. А. Шахматова и Л. В. Щербы. Создал фундаментальные труды по истории русского литературного языка, по грамматике, работы о языке художественной литературы; занимался лексикологией, фразеологией, лексикографией. Сергей Иванович Ожегов (1900-1964)- замечательный русский языковед-лексикограф, известен прежде всего как автор «Словаря русского языка», который выдержал более 20 изданий.
Слайд 9
Лев Владимирович Щерба (1880—1944) — русский языковед, академик. Работал в области фонетики, орфоэпии, лексикологии, лексикографии, грамматики, принимал участие в составлении свода правил орфографии и пунктуации. В течение многих лет под редакцией Л. В. Щербы выходил школьный учебник русского языка.
Слайд 10
Высказывания о русском языке Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. А.Н.Толстой Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К. Паустовский Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно. А.Н. Толстой …Настоящий, сильный, где нужно – нежный, трогательный, где нужно – строгий, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой язык народа. Л.Н.Толстой.
Слайд 11
Термин Количество учащихся в % морфология- морфемика - грамматика- синтаксис- грамматическое значение слова- омонимы- паронимы- синонимы- неологизмы- наклонение- орфоэпия- 75 75 88 88 69 69 38 81 13 50 69
Слайд 12
Умения Количество учащихся в % Озаглавить текст: 1)название , отражающее тему текста; 2)название, отражающее идею текста. 80 65 Составить план 90 Сжатый пересказ текста 65
Слайд 13
Заключение Выводы. 1. Целью моей работы было выяснить, в какой степени развиты у учащихся 7 класса качества языковой личности. Уровень развитости средний. 2.Учащиеся 7 класса осведомлены в лингвистической теории, умеют отбирать речевые средства языка в зависимости от речевой ситуации, в основном владеют культурой речевого поведения, умеют строить связное высказывание и аргументировать свою точку зрения.
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Пчёлы и муха
Как нарисовать ветку ели?