Работа ученицы представлена на конкурсе научных работ в АмГПГУ (г. Комсомольск - на - Амуре).
Вложение | Размер |
---|---|
lyubimoe_klassicheskoe_proizvedenie_molodyozhi_ili_chitayushchee_pokolenie.docx | 71.02 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 пос. Эльбан Амурского муниципального района Хабаровского края
_____________________________________________________________________________
Школьная научно – практическая конференция
«Интеллект» - 2015
Любимые классические произведения молодёжи или читающее поколение
Автор: Захарова А. А., ученица 10 «В» МБОУ СОШ №3
Руководитель: Жданова И. В., учитель русского языка и
литературы МБОУ СОШ №3.
п. Эльбан
2015г.
Оглавление.
1. Введение.
Что чувствует молодёжь, о чём вспоминает, когда слышит выражение «классическая литература»? Что это? Старые библиотечные книги в ветхих переплётах? То, что изучают в школе? То, что часто инсценируют и экранизируют? Всё это классика со своими понятиями о долге, чести, любви, достоинстве. Это одна из тех вечных ценностей, которые составляют основу нашей нравственности. Есть в ней острая тема дефицита добра и милосердия в современном мире, который не улучшить, если не обогащать духовный мир молодого поколения, поколения, которое может изменить мир.
Цель.
Выяснить, читает ли молодёжь классическую литературу.
Задачи.
Актуальность.
В настоящее время многие говорят о проблеме нечитающего поколения. Люди допускают то, что молодёжь читает современную литературу, но забывает о классике.
Методы исследования.
Гипотеза. Чтение классической литературы для школьников - это не только часть обязательного делового чтения, но и любимое времяпрепровождение молодых людей.
2.Основная часть.
Знания – лучшая валюта XXI века.
В. В. Путин
Своё исследование я начала с того, что провела опрос. 29 человек в возрасте от 25 до 60 ответили на два вопроса: «Читают ли литературу в целом современные подростки?» и «Читают ли классическую литературу современные подростки?»
На первый вопрос «Да» ответили 15 человек, «Нет» - 2 чел., «По необходимости» - 12 чел. (Приложение 1)
На второй вопрос «Да» ответили 8 чел., «Нет» - 9 чел., «По необходимости» - 12 чел. (Приложение 2).
Затем я провела опрос среди учащихся 10-11 классов. Сорока ученикам был задан вопрос: «Нравится ли Вам читать классику?». Ответы на этот вопрос меня нисколько не удивили, например: «Не совсем, так как есть всего пара классических произведений, которые мне нравятся», «Нет, не нравится. Я предпочитаю фантастику», «С одной стороны, да, мне нравится то, как поднимаются важные социальные проблемы, которые были и будут актуальными, независимо от времени. А с другой, нет, потому что иногда написано очень сложным языком. То есть много двусмысленных фраз, смысл которых не всегда понятен», «Да, потому что классические произведения помогают задуматься над многими жизненными вопросами. Но иногда нет времени прочесть книгу в полном содержании, и я читаю в кратком, но это тоже неплохо». Но было много ответов типа: «Нет, мне скучно и не интересно».
То есть результаты опроса среди школьников подтвердили результаты опроса среди взрослых людей.
Далее ученики ответили на вопрос: «Используете ли Вы классическую литературу в качестве внеклассного чтения?». Ответы разделились почти поровну. Девятнадцать человек ответило: «Да», соответственно, двадцать один дали отрицательный ответ. (Приложение 3)
Я задалась вопросом, может ли классическая литература отвечать требованиям сегодняшнего времени? Поискав информацию в Интернете, я наткнулась на работу Курбатовой Е.В., главного библиотекаря ЦМБД им. М. Горького, «Продвижение классической литературы среди детей и молодёжи». Вот что пишет об этом она: «Тинэйджеры в первую очередь задвинут подальше именно литературу, потому что в идеале она требует откровенной эмоциональной реакции на прочитанное. А какой нормальный подросток в самый расцвет «трудного переходного возраста» позволит себе «раскрыть душу» перед учителем и одноклассниками? Поэтому, они и сочинения пишут по шаблонам, которые есть в Интернете. И читают «Все произведения школьной программы в кратком изложении». Но мы с вами должны понять, что у современных подростков просто нет достаточного опыта для понимания классических произведений. Школьники, воспитанные на компьютерных играх, телерекламе, боевиках, не воспринимают неспешность сюжета, обилие лирических отступлений».
Я не считаю, что она права. По результатам опроса видно, что многие дети любят и читают классическую литературу. Да, современной молодёжи бывает трудно понять смысл произведения, но на уроках литературы всё это разбирается, даётся характеристика героев, пишутся анализы отдельных фрагментов. На уроке ученику помогают понять, а не заставляют «раскрывать душу» в самый расцвет «трудного переходного возраста». Это очень удобно, потому что школьник может услышать много разных мнений по данному вопросу, пересмотреть свои мысли. Если что-то не понятно, учителю задают вопрос и всегда получают ответ, что способствует более глубокому пониманию произведения, а значит, ученик для себя сделает больше выводов, воплотит их в жизнь, с другой стороны посмотрит на свои действия, слова, поведение. Литература позволяет проникнуться любовью, уважением к истории и патриотическим чувствам к своей к своей Родине. Начинаешь любить свой народ. Не спорю, если бы не школа, то многие не прочитали бы очень много из сокровищницы русской литературной классики.
Если же представить мир без литературного творчества, то что бы мы знали о древнейших временах, о жизни великих людей и простого народа прошлого и настоящего? Изучая же литературу в школе, у человека складывается мировоззрение в плане жизни людей, их быта и различных чувств.
В своём опросе я также привела список некоторых произведений из школьной программы и попросила расположить их в порядке возрастания от самого, на их взгляд, скучного до самого интересного. (Приложение 4)
Из диаграммы видно, что большинство определило самым интересным произведение драму «Гроза» А. Н. Островского.
Чем же так привлекает современного школьника это произведение? Я взяла интервью у учениц 10 «В» класса МБОУ СОШ №3: Прилепской Ирины и Синяевой Анны:
- Скажите, пожалуйста, чем Вам понравилось это произведение?
Анна: «Мне понравилось это произведение тем, что в нём заложен глубокий смысл, оно душевное. Можно рассматривать ситуацию по-разному. Она играет разными оттенками».
Ирина: «Достаточно интересное произведение, поскольку у него неоднозначный смысл. Автор не даёт оценки, хорошо это или плохо, правильно ли это или не правильно, он не делит образы только на крайне положительные или крайне отрицательные. Да, есть два как бы идеальных образа: крайне положительный (Катерина) и отрицательный (Кабаниха). Но они не до конца идеализированные. Например, Катерина. Она вроде бы любит своего мужа. Нет, она точно его любит, но какой-то особой любовью. Она ему благодарна, но в то же время Катерина влюбляется в другого человека, она презирает и ненавидит себя за это, пытается с этим совладать, но всё равно даёт своим эмоциям какой-то выход, пусть и мимолётный».
-С каким героем вы себя ассоциируете и почему?
Анна: «Я не ассоциирую себя ни с каким героем, но больше всех меня привлекает Варвара, потому что, насколько бы она ни была похожа на мать, она всё равно будет хотеть свободы, она сможет этого добиться благодаря своему характеру».
Ирина: «Я тоже не ассоциирую себя ни с каким героем, поскольку я не считаю себя ветреной, как Варвара, потому что она, если захотела, то сделала, а я всё-таки рассудительный человек. Она слишком эмоциональная, порывистая. Но в то же время Варвара весьма интересный персонаж. Так же, как и Екатерина. Катерина слишком замкнутая в себе, зажатая, эмоциональная. Муж Катерины – тюфяк и мямля. Он делает то, что ему говорят. Он не является личностью».
-Как Вы считаете, какие социальные проблемы, затронутые в «Грозе», актуальны для школьников в настоящее время?
Ирина: «Например, проблема отцов и детей. Детей не понимают. Это два разных поколения: взрослые и молодые. У них разные принципы, разное восприятие мира, но взрослые пытаются навязать свою точку зрения. Но время-то не стоит на месте! Развивается мир, а вместе с ним и человек. К сожалению, немногие взрослые люди могут это принять, поэтому они останавливаются на определённом уровне развития. А молодёжь подстраивается под общество».
Анна: «Нет свободы выбора. Катерина поэтому и убила себя. У неё просто не было выбора».
-Как вы считаете, при возможном продолжении произведения, как бы развивались образы персонажей?
Ирина: «Мне кажется, если бы продолжили повествование, то муж Катерины тоже не жил бы спокойно. Он хотя бы уехал от матери. Эта ситуация дала бы ему шаг к тому, что нужно меняться, нельзя быть таким беспомощным, слабохарактерным».
Вот как отзывается о «Грозе» И. А. Гончаров: «… Не опасаясь обвинения в преувеличении, могу сказать по совести, что подобного произведения, как драмы, в нашей литературе не было. Она, бесспорно, занимает и, вероятно, долго будет занимать первое место по высоким классическим красотам. <…> Прежде всего она поражает смелостью создания плана… <…> Не распространяясь далее в справедливых похвалах этому высокому, классическому произведению, в заключение долгом считаю присовокупить, что, по моему мнению, драма Островского <…> заслуживает премии, независимо от всех прочих достоинств, и потому, что в ней исчерпан и разработан богатый источник русского современного народного быта».
Прочитав хотя бы отзыв Гончарова, ответ на вопрос: «Чем же привлекла «Гроза» внимание учеников?» приходит сам собой. Актуальность этой драмы сомнений не вызывает. Драматургу удалось создать произведение, уходящее в вечность. Унижение достоинств человека, лишение его свободы мысли, чувства, слова, поступка, естественного права на любовь и счастье – все эти жизненные явления не исчезли и в настоящее время. После прочтения этой драмы ученики ещё долго будут обсуждать между собой поступок Катерины, её судьбу «луча света в царстве тьмы».
Вывод: Таким образом, на примере одного из самых читаемых произведений школьной программы я проанализировала основные моменты, интересующие школьников при прочтении классической литературы.
Также я провела опрос «Как вы проводите своё время отдыха?» среди молодёжи (возраст 14-21). (Приложение 5) Всего проголосовало 52 человека. Было 5 вариантов ответов:
Чтение оказалось на 4 месте. Значительную часть досуга молодых людей в возрасте от 14 до 21 заполняют общение с друзьями и электронные СМИ. Крайне слабый интерес молодёжи к чтению провоцирует проблему создания духовного мира подростка. Когда человек читает, активно развивается воображение, формируются общечеловеческие ценности, приоритеты и взгляды. Но ведь читать можно и современную литературу.
А может ли классика что-то дать человеку? Классика потому и стала классикой, что она несет в себе то, что даже после долгого времени сохраняет свою актуальность. Это люди, их переживания, страсти, действия, мотивы и многое другое. Классические книги являются вечными, так как они помогают раскрыть многие моменты человеческой жизни, взаимоотношений, которые не зависят от времени.
Чтение классической литературы воздействует на внутренний мир читателя. Даже если книге сто и более лет. Она единственная может поведать об интересных событиях, передать все оттенки переживаний героев, их мысли, точно описать поступки и их причины. Некоторые произведения могут играть большую роль в жизни общественности, например, известная книга «Хижина дяди Тома» способствовала отмене рабства в Америке. Подобных примеров можно привести огромное количество.
Еще одна причина, которая может стать значимым аргументом в пользу чтения классической литературы – это то, что данные произведения являются частью интеллектуального и культурного наследия человечества, потерять которые будет просто преступлением. Те радости, удачи, поражения, которые оставили в классике нам предки, не должны стать ненужными.
3. Выводы.
Программа по литературе наполнена глубокими и сильными произведениями Толстого и Пушкина, Достоевского и Гоголя и других великих авторов. Однако школьники упорно не желают читать их произведения.
Читать классику школьник должен. Ведь трудно считать человека образованным, если он ни слова не может сказать о шедеврах мировой классической литературы. Подросток не обязан любить эти книги, но знать и понимать их он должен.
4. Список используемой литературы.
5. Приложения
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
Алые паруса
Солнечная система. Взгляд со стороны
Дерево в снегу
Позвольте, я вам помогу
Лупленый бочок