Ле́топись — погодный, более или менее подробный рассказ о событиях. Русские летописи являются основным письменным источником по истории России допетровского времени. Начало русского летописания относится к XI веку, когда в Киеве начали делать исторические записи. Русские летописи обычно велись в виде погодных записей, начинающихся словами «Въ лѣто». Количество сохранившихся летописных памятников по условным оценкам составляет порядка 5000.
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_drevney_rusi_letopisi.pptx | 1.41 МБ |
Слайд 1
Летописи Древней Руси X-XIII в. Выполнила: ученица 10-в класса МОУ»ТЛ№2» Падура Надежда Учитель: Тидва Ольга ИвановнаСлайд 2
Ле́топись — погодный, более или менее подробный рассказ о событиях. Русские летописи являются основным письменным источником по истории России допетровского времени. Начало русского летописания относится к XI веку, когда в Киеве начали делать исторические записи. Русские летописи обычно велись в виде погодных записей, начинающихся словами « Въ лѣто ». Количество сохранившихся летописных памятников по условным оценкам составляет порядка 5000
Слайд 3
Летописи — это средоточие истории Древней Руси, ее идеология, понимание ее места в мировой истории; они являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. За составление летописей, т. е. изложение событий по годам, брались лишь люди самые грамотные, знающие, мудрые, способные не просто изложить разные дела год за годом, но и дать им соответствующее объяснение, оставить потомству ясное видение эпохи. Летопись была делом государственным, княжеским. Поэтому поручение составить летопись давалось не просто самому грамотному и толковому человеку, но и тому, кто сумел бы провести идеи, близкие тому или иному княжескому дому.
Слайд 4
Летописание, по мнению ученых, появилось на Руси вскоре после введения христианства. Первая летопись, вероятно, была составлена в конце X в. Она была призвана отразить историю Руси до правления Владимира с его впечатляющими победами, с введением христианства. Уже с этого времени право и обязанность вести летописи были даны деятелям церкви. Именно в церквах и монастырях обретались самые грамотные, хорошо подготовленные и старинных сказаний, легенд, былин, преданий; в их распоряжении были и великокняжеские архивы . Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром в пору, когда он объединил Русь, заложил храм святой Софии. Эта летопись вобрала в себя предшествующую летопись, другие материалы. Составитель очередного летописного свода выступал не только как автор заново написанных частей летописи, но и как составитель и редактор предшествующих записей. Вот это-то его умение направить идею летописи в нужную сторону высоко ценилось киевскими князьями.
Слайд 5
Основой любой древней культуры является письменность. Письменность на Руси зародилась задолго до введения христианства. Уже в начале 10в. на Руси использовались буквы. О том свидетельствует относящийся к этому времени глиняный сосуд, обнаруженный археологами под Смоленском. На нем написана горушна - сосуд для пряностей. Широкое распространение на Руси получила славянская грамота - славянский алфавит , созданный братьями Кириллом и Мефодием . Ученые полагают, что при создании азбуки они использовали древнеславянские буквы. Кирилл и Мефодий – почитаемые святые на Руси. Христианизация Руси дала мощный толчок развитию письменности, грамотности
Слайд 6
Выдающимися памятниками письменности, литературы, истории древней Руси являются летописи. Поначалу они задумывались как погодные изложения важных событий на Руси. Позднее превратились в художественные и исторические произведения, став значительным явлением духовной культуры Руси. В них отражались взгляды авторов на историю Руси и мировую историю, на деятельность князей, они содержали философские и религиозные размышления. Многое из того, что мы знаем сегодня о Древней Руси, почерпнуто из летописей.
Слайд 7
Долгие годы, передаваясь из поколения в поколение, звучали в народе сказки и былины, пословицы, поговорки, песни и потешки , загадки и утешая и веселя. Но вот в тихих кельях монастырей начинают переписывать летописи, поучения. В 10в. вместе с письменностью появилась и древнерусская литература . << Повесть временных лет>> создавалась в период, когда на Руси пробудился особый интерес народа к своей истории. Гордостью за свой народ, за его высокое место в мировой истории веет со страниц Несторовой летописи. Целая галерея исторических деятелей проходит на ее страницах - князья, бояре, посадники, тысяцкие, дружинники, купцы. На страницах летописи мы читаем о восстаниях, убийствах князей и бояр, жестоких общественных схватках. Все это автор описывает вдумчиво и спокойно. Убийство, предательство, обман, клятвопреступления автор осуждает, превозносит честность , смелость, верность, благородство, добродетель.
Слайд 8
Принятие христианства (988 год) способствовало распространению письменности и письменной культуры. заинтересованность о подвигах заставляла людей проявлять особое внимание. летописцы (как правило - монахи) хотели запечатлеть некоторые моменты, и они начали писать летописи Первая летопись, вероятно, была составлена в конце X в. Она была призвана отразить историю Руси до правления Владимира с его впечатляющими победами, с введением христианства. Уже с этого времени право и обязанность вести летописи были даны деятелям церкви. Именно в церквах и монастырях обретались самые грамотные, хорошо подготовленные и старинных сказаний, легенд, былин, преданий; в их распоряжении были и великокняжеские архивы. Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром в пору, когда он объединил Русь, заложил храм святой Софии. Эта летопись вобрала в себя предшествующую летопись, другие материалы.
Слайд 9
Летописи сохранились в большом количестве так называемых списков XIV — XVIII веков . Под списком подразумевается «переписывание» («списание») с другого источника. Списки эти по месту составления или по месту изображаемых событий исключительно или преимущественно делятся на разряды (первоначальная киевская, новгородские, псковские и т. д.). Списки одного разряда различаются между собой не только в выражениях, но даже в подборе известий, вследствие чего списки делятся на редакции (изводы). Так, можно сказать: Летопись первоначальная южного извода (список Ипатьевский и с ним сходные), Летопись первоначальная суздальского извода (список Лаврентьевский и с ним сходные). Такие различия в списках наводят на мысль, что летописи — это сборники и что их первоначальные источники не дошли до нас. Мысль эта, впервые высказанная П. М. Строевым , ныне составляет общее мнение. Существование в отдельном виде многих подробных летописных сказаний, а также возможность указать на то, что в одном и том же рассказе ясно обозначаются сшивки из разных источников (необъективность преимущественно проявляется в сочувствии то к одной, то к другой из противоборствующих сторон) — ещё более подтверждают это мнение.
Слайд 10
Библиография: http://abc-people.com/ http://traditio.wiki/ http://tehtv.ru/ http://hiztory.ru/ http://www.pandia.ru/ https://ru.wikipedia.org http://rodrus.com/
Как нарисовать китайскую розу
Госпожа Метелица
Голубая лягушка
Ералаш
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея