Данный проект направлен на активизацию исследовательской деятельности обучающихся и формирование у них информационной культуры.
В процессе работы обучающиеся исследуют художественную прозу Б.Екимова и проводят сравнительный анализ о смысле жизни героями рассказов и современными подростками.
В результате исследования обучающиеся делают выводы о нравственных ценностях, которые необходимы молодому поколению в современной жизни.
Вложение | Размер |
---|---|
st.konf_.sopost.sm_.zhiz_.ppt | 762.5 КБ |
Слайд 1
Сопоставление понимания смысла жизни героями рассказов Б.П.Екимова и современными подростками Автор : Толпеев Виктор Руководитель : Честных В.Ю.Слайд 2
Цели работы: чтение художественной прозы Б.Екимова; анализ размышлений о счастье и смысле жизни героями произведений
Слайд 3
Задачи: прочитать рассказы писателя; выявить общее и различия во взглядах на жизнь, ее смысл героев Б.Екимова и современных подростков; установить общие нравственные ценностные, которые жизненно важны и для молодого поколения, и для героев Б.Екимова; сопоставить, как изменяются нравственные ценности у обучающихся младших и старших курсов и почему; уточнить, какие нравственные ценности необходимы в нашей современной жизни, чтобы вести страну к будущему.
Слайд 4
Гипотеза Если между взглядами на счастье и смысл жизни екимовских героев и современных подростков будет больше различий, чем точек соприкосновения, и мы определим общее, что объединяет всех, то, возможно, оно и будет именно тем, что необходимо развивать в себе, воспитывать, культивировать, чтобы спасти Россию. При условии, что будут обнаружены позитивные отличия, возможно, мы определим те качества, которые необходимы молодому поколению именно сейчас.
Слайд 5
Методы исследования : 1. наблюдение 2. сравнение 3. анкетирование 4. социологический опрос 5. статистический анализ
Слайд 6
Актуальность Тема смысла жизни была актуальна во все времена для мыслящих людей. В условиях современного духовного кризиса, когда рушатся старые и создаются новые идеалы, изменяются нравственные ценности, она встает особенно остро перед молодым поколением. По мнению известного критика Л.Аннинского, русская литература «никогда не была только литературой. Она всегда была и философией, и социологией, и еще много чем».
Слайд 7
Поэтому мы обращаем свои взгляды к русской литературе – нравственному ориентиру, утверждающему высокие духовные ценности нашего народа. Нам строить будущее, осознавая прошлое и будущее, осмысливая свои взгляды и духовно воспринимая наши нравственные завоевания.
Слайд 8
Вопрос о смысле жизни – главный в творчестве писателя Б.Екимова. Открытие писателя Б.Екимова состоялось в 1979 г. после появления рассказа «Холюшино подворье». Он вошел в русскую литературу «как писатель, который стремится к постижению кристально чистых, простых и мудрых основ народного уклада, делающих жизнь человека исполненной глубокого смысла и достойной уважения.
Слайд 9
Главная тема его творчества – самоопределение человека , поиск своего места в жизни. Рассказы Бориса Екимова привлекают зрелостью мысли, серьезной значимостью поднимаемых вопросов.
Слайд 10
Герои Б.Екимова в большинстве своем обычные, внешне ничем не примечательные люди, показанные в обыденной жизни. Однако в определенной ситуации они совершают поступки, продиктованные не личной выгодой или практическими соображениями, а состраданием к другому человеку, способностью понять чужую боль.
Слайд 11
Труд – средство, цель и смысл жизни екимовских героев. Сельские труженики, всю жизнь работающие на земле и от земли кормящиеся. Вся горечь и радость их жизни – в труде. Отними у них право трудиться – они и людьми-то перестанут себя чувствовать, просто по-другому не могут.
Слайд 12
Первым среди них был Холюша из рассказа «Холюшино подворье». Его подлинное имя – Варфоломей Максимович Вихлянцев. ( Святого Сергия Радонежского тоже звали Варфоломеем ). Главным стимулом поистине каторжного труда является не нажива, не деньги. Он невольник одной страсти, обладатель единственного, но чрезвычайно необходимого, «дефицитного» для нашего времени таланта – труженической одержимости. Холюша взращен «властью земли», одухотворен «поэзией земледельческого труда», которая …удовлетворяет крестьянина и нравственно, и эстетически, является и средством, и целью, и смыслом жизни».
Слайд 13
«Казенный человек» Трубин , герой одноименного рассказа, у которого половина жизни отдана заводу, задает себе вопрос: «Люблю ли я свою работу?» Эта «сумасшедшая» работа давно уже стала частью Трубина, и он не сможет прожить без нее, как не сможет и уйти с завода. «Пожизненно заводской» - в этом определении, данном ему одним из молодых рабочих, отражена внутренняя сущность героя. Он не мыслит себя вне большого значимого дела, потому что в нем есть нравственный закон, заставляющий его делать все по велению Совести, связывающий Трубина нитью преемственности с поколением заводских ветеранов.
Слайд 14
Социологический опрос В чем я вижу смысл жизни? Для чего я живу? Что такое для меня счастье? Наивысшая радость – это… Самая большая беда – это… Главное в жизни – это… Мелочи жизни – это… Радости жизни – это… Быть человеком – значит… За что я люблю жизнь?
Слайд 15
В ходе исследования сделаны выводы о том, что объединяет екимовских героев и наше поколение: 1. истинная любовь к труду, 2. способность отдать другому человеку свою душу, 3. любовь к Родине, 4. восприятие жизни как Божьего дара. Отличия: 1. необходимость найти работу и устроиться в обществе, 2. труд, работа не всегда являются, к сожалению, ценностью для некоторых подростков, 3. изменение нравственных ценностей в сторону усиления эгоистической направленности старших курсов.
Слайд 16
Нравственные ценности, необходимые нам, молодому поколению, в современной жизни: понимание самоценности Жизни, способности любить и быть любимым, семья, дружба, настоящая человечность, здоровье, познание (образование), подлинная любовь к труду и родной земле, на которой ты живешь
Слайд 17
Спасибо за внимание!
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Лягушка-путешественница
Где спят снеговики?
Домик зимней ночью
Агния Барто. Сережа учит уроки