Тема выступления "Земляки-участники Великой Отечественной войны".
Я хочу рассказать о нашем земляке, шофере генерала Белова Михаиле Егоровиче Локтюшине, родился в 1918 году в деревне Завалье.
Вложение | Размер |
---|---|
m.loktyushin.doc | 35 КБ |
Муниципальное казенное образовательное
учреждение «Никулинская основная
общеобразовательная школа»
Муниципальная научно-практическая конференция
«Со слезами на глазах. 70 лет Победы»
Тема: «Земляки – участники Великой Отечественной войны»
Автор: Крутых Юлия
Сергеевна, 9 класс
Руководитель: Степанова
Надежда Афанасьевна
г.Кашира
2015 г.
Введение
Правда о войне всегда останется великой правдой века. К ней обращаемся мы, к ней будут обращаться и грядущие поколения, потому что в этой правде отражается рост самосознания народа, обогащение его жизненного и исторического опыта. Речь идет о приращении духовных сил народа в новых его поколениях за счет выстраданного и пережитого их дедами и прадедами, которым выпала суровая и счастливая доля — защищать Отчизну и отпраздновать Великую Победу в великой войне.
Основная часть
Я хочу рассказать о нашем земляке, шофере генерала Белова Михаиле Егоровиче Локтюшине.
Михаил Егорович Локтюшин родился в 1918 году в деревне Завалье. Рано потерял отца. В 16 лет начал работать счетоводом в сельском Совете. Был секретарем комсомольской ячейки, а в 19 лет его избрали председателем колхоза в родном селе. Одно время работал налоговым инспектором. Но очень хотелось учиться. И мать, видя его тягу к знаниям, продает теленка и на вырученные деньги отправляет сына в Ногинск учиться на шофера. Ведь он всегда мечтал водить машину.
В ряды Красной Армии Локтюшин призван в 1939 году. С августа 41-го служил в автобате, в 42-й отдельной ударной Сталинской бригаде по ремонту автомашин. Запомнились ему бои под Севском, в местечке Локоть в Белоруссии, отступление. Из 50 машин тогда сохранились лишь 18.
С 1943 года Михаил Егорович – шофер командующего 61-й армией генерала П.А.Белова. Боевой путь водителя отмечен орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги», другими наградами.
После войны М.Е.Локтюшин многие годы трудился на Ожерельевском кирпичном заводе, последнее время - в должности главного инженера. Умер М.Е. Локтюшин в 1996 году.
Воспоминания М.Е.Локтюшина переданы его женой Л.Ф.Локтюшиной.
«…Это было уже на границе с Украиной. Стало известно, что для обслуживания фронта формируется 264 – й автобат. Набирают водителей, добровольцев. Я дал согласие, так как хотелось перемен. Здесь на ремонте стояли две машины генерала Белова. Он приказал найти водителей из вновь прибывших кадровых солдат. Я был единственным кадровым. Дал согласие»
Вот так Михаил Егорович попал водителем к командующему 61-й армией генералу П.А.Белову. Тому самому, конники которого в декабре сорок первого погнали фашистов от Каширы.
Но вернемся к воспоминаниям М.Е.Локтюшина.
«…Ездил генерал с охраной. Машина у Белова была неброниванная, марки «Гудзон», высокой проходимости. Моя машина марки «Додж ¾».
Было это уже под Ригой. Ехали мы с генералом в войска. У Белова – карта, пистолет. Командует лишь: « Налево. Направо». Вдруг:
-Останавливай! Мы на минном поле! Сможешь назад след в след выехать - спасены.
Осторожно выехал по своей старой колее и остановился. Белов вышел из машины взволнованный и некоторое время ходил около «Доджа» взад-вперед.
После этого случая он стал часто брать меня с собой в новые и ответственные поездки».
Каким М.Е.Локтюшин запомнил П.А.Белова?
«Среднего роста, стройный, с маленькими черными усиками. Неразговорчив. Когда едем, дает лишь короткие указания: вперед, налево, направо. Когда «навеселе» - и это бывало, как и всем, ему хочется поговорить. Рассказывал о гражданской войне, о Ермаке.
Спал очень мало. О нас, водителях, не особенно беспокоился. При переезде ему готовили блиндаж, накат в шесть бревен. Первое отделение – для связи, второе - для отдыха, Третье – для приема донесений. Электричество – от движка, аккумулятора. Мы сами копали себе землянки, закапывали, маскировали машины. Получали сухой паек и по очереди сами готовили себе еду - кто что мог.
У П.А. Белова было четыре машины обслуживания: столовая, для охраны и два «доджа ¾», переделанные под легковые, с натянутым брезентовым верхом. В населенном пункте генерал занимал один дом для работы и один для отдыха. Жителей переселяли. Кругом охрана, часовые из пограничников.
В городе верхний этаж дома занимал генерал, а охрана и мы, водители, - внизу».
Вот таким на всю свою жизнь запомнил Павла Алексеевича Белова его водитель.
Ну, а сам Михаил Локтюшин? Быть в войну шофером у генерала – ответственность, да еще какая! Ему доверена жизнь командующего армией. А ведь за высшим командованием фашисты на фронтовых дорогах особенно охотились. Еще бы: обезглавить целую армию да еще в момент наступления!
А если еще командующий доверяет своему водителю - значит, тот получает самые ответственные задания.
«Готовились к форсированию Одера. Генерал дал адъютанту задание проверить подготовку командного пункта. Стояли в лесу, в пяти километрах от реки. Перед нами открытое пространство, которое простреливается немцами. Его надо быстро проскочить. Снял стекла, чтобы не блестели, тент и дверцы. Со мной - адъютант Белова, начальник охраны и начальник оперативного отдела.
Разогнался и ехал с предельной скоростью. Снаряды ложились сзади , спереди, со всех сторон, но поймать «в вилку» фашисты не смогли.
Подъезжаем к передовой. Начальник оперативного отдела дает команду: «Прыгать!».
Оставляю машину с работающим мотором и тоже прыгаю. «Додж» въехал в лощину, выехал наверх, снова сполз и заглох. Мы же свалились в окопы пехоты. Солдаты посмеиваются:
-Страшно?».
Вот так-то. Смерть ходила рядом. Однажды, тоже при форсировании Одера, в район расположения вспомогательных частей прорвался вражеский самолет. Сбросил бомбы. Одна из них упала метрах в 30-50 от того места, где расположились водители, и…не разорвалась. Солдаты, а среди них и М.Е.Локтюшин, как положено при бомбежке, сразу «носом в землю». Поднимают головы, смотрят – развалилась та «чушка» на две половины, а внутри «начинка» - маленькие бомбочки. Взорвись они – много бед наделали бы. Не одну бы жизнь унесли.
Или еще случай. Произошел он тоже в Германии.
Доложили П.А.Белову, что нашими войсками заняты четыре немецких города. Приказ – проверить донесение. Поехали. За рулем Михаил Егорович, а с ним начальник охраны с двумя охранниками и адъютант командующего.
Едут. Один город взят, в другом – тоже наши войска. Путь лежит дальше. Навстречу старик – немец на лошади, дрова везет.
-Есть зольдат? – кричат ему из машины.
А немец:
-Никс! Никс!
Нет, значит. А может, и не понял, что от него хотят эти русские.
А поле перебегают какие-то фигуры в черном. Увидел Локтюшин, хоть и за рулем был: немец держит на бруствере окопа автомат. И тут же адъютанту:
-Немцы!
Тот аж побелел! Не ожидая команды, Михаил Егорович подал машину в лесок. К счастью, немцы не сразу обратили внимание: машина – то очень похожа на немецкую.
Один из сопровождающих - Шевченко- выпрыгнул из машины и приготовился открыть огонь. К счастью, автомат у него заело.
-Гони! – крикнул водителю адъютант.
В машине разбили стекла, выставили автоматы. Локтюшин развернул машину и погнал ее на предельной скорости.
А немцы тоже опомнились. Засвистели пули над головами.
«Еще по дороге к городу мы встретили автомашину, полную боеприпасов. Когда возвращались, увидели четыре орудия. От них бежал артиллерист и поносил нас самыми последними словами: « Ведь мы же кричали, что там немцы. Морская пехота! А вы…». Оказывается, в ту сторону проехали наши солдаты на двух машинах и не вернулись.
Позже нашелся и отставший от машины Шевченко. Оказывается, за ним гнались трое немцев, и ему пришлось прятаться в воронке от бомбы. Немцы и пробежали мимо.
Тогда Михаил Локтюшин был представлен к ордену Славы III степени, но , как часто бывало в то время, награда где-то затерялась.
А после войны через всю Европу вез Михаил Егорович своего генерала с семьей в Россию, на новое место службы, в Ростов, Павел Алексеевич Белов был назначен командующим Северо-Кавказским военным округом.
Каким помнят люди – сослуживцы, соседи – Михаила Егоровича Локтюшина?
-Светлый и добрый был человек. И жилось с ним рядом как-то легко. Очень прост в общении, помогал людям. А сколько мы сделали вместе с ним тогда по благоустройству поселка! – говорят они.
В тридцать восемь лет Михаил Егорович снова сел за парту. Увлек учебой и других рабочих и служащих кирпичного завода, после вечерней школы закончил техникум.
…Перелистывая страницы воспоминаний Михаила Егоровича Локтюшина, узнаешь о детстве и юности, годах работы на Ожерельевском кирпичном заводе. Смотришь альбом с фотографиями… Для кого все собрано? Для детей, внуков, правнуков. Пусть знают они корни своей семьи, свою родословную. Пусть учатся у своих предков искусству жить на Земле.
Заключение
Словно эхо далеких гроз, звучат сегодня рассказы о мужестве и подвигах ветеранов Великой Отечественной войны. И хотя время неумолимо заметает новью события прежних лет, мы не хотим признать его власть над нашей памятью. То, что помнит старшее поколение, должно стать общим достоянием, чтобы прошлое ожило и стало бессмертным. Чтобы никто не был забыт и ничто не было забыто, чтобы правда о тех, кто сражался за Родину, навечно осталась в памяти народной.
Список используемой литературы:
1. Личные архивы семьи М.Е.Локтюшина.
Ель
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Огонь фламенко
Любимое яичко
Прекрасная химия