Веками человечество ищет ответ на вопрос: в деньгах ли счастье? Исследователи из разных стран утверждают, что они нашли ответ. Экономисты, стараясь ответить на этот вопрос, исходят из того, что чем больше денег получит продавец или чем больше сохранит покупатель, тем более он будет удовлетворен (или можно сказать, счастлив). Вывод экономистов: чем больше у тебя денег, тем счастливее ты сам.
Роль денег среди прочих факторов, побуждающих человека к деятельности, психологи изучают более ста лет, но по сей день не пришли к однозначным и безусловным выводам. “Психологи исследуют взаимосвязь между благосостоянием и счастьем на протяжении десятилетий, – пишет психолог из Гарвардского университета Дэниэл Гилберт в своем бестселлере “Спотыкаясь о счастье” (Stumbling on Happiness). – И они пришли к выводу, что деньги способны сделать людей более счастливыми, если речь идет о переходе из состояния крайней нищеты в средний класс, но они не оказывают ощутимого влияния в дальнейшем”. Современные дети очень рано знакомятся с функцией и ролью денег в жизни человека. Они видят, что родители платят деньги в магазине и покупают им что-то. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают: деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег.
Меня заинтересовали такие вопросы как: нужно ли давать детям карманные деньги, а если да, то с какого возраста; надо ли поощрять дополнительные приработки детей; и как всё это, в конечном счёте, скажется на ощущение счастья молодых людей.
К сожалению, на эту тему написано слишком мало литературы отечественных исследователей. Именно всё вышеперечисленное и послужило толчком к изучению и раскрытию понимания темы «А в деньгах ли счастье?»
Гипотеза: количество карманных денег влияет на ощущение счастья.
Цель: подтвердить или опровергнуть вышеуказанную гипотезу.
Задачи:
1. Изучить существующие исследования по данной теме.
2. Исследовать мнения старшеклассников о зависимости счастья от количества денег.
3. Собрать воедино получившиеся результаты, сделать общие выводы и разработать рекомендации для старшеклассников «Как быть счастливыми, имея в кармане определённое количество денег».
Методы:
1. Провести анкетирование «А в деньгах ли счастье?» среди старшеклассников.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа "А в деньгах ли счастье?" | 80 КБ |
Республиканская научно-практическая конференция школьников
«Первые шаги в науку»
Направление: Психология
Название работы: «А в деньгах ли счастье?»
Автор работы: ученик 11 класса
Сердюков Дмитрий Николаевич
Место выполнения работы:
п. Овата,
Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение
«Оватинская средняя общеобразовательная школа»
Руководитель: педагог-психолог
Токарева Лилия Степановна
2014 г
Содержание
1.Введение. Стремление познать
2.Основная часть
2.1 Понятие о счастье
2.2. Сколько стоит счастье
2.3. Анкетирование старшеклассников
3. Заключение
4. Список литературы
1.Введение
Стремление познать.
Веками человечество ищет ответ на вопрос: в деньгах ли счастье? Исследователи из разных стран утверждают, что они нашли ответ. Экономисты, стараясь ответить на этот вопрос, исходят из того, что чем больше денег получит продавец или чем больше сохранит покупатель, тем более он будет удовлетворен (или можно сказать, счастлив). Вывод экономистов: чем больше у тебя денег, тем счастливее ты сам.
Роль денег среди прочих факторов, побуждающих человека к деятельности, психологи изучают более ста лет, но по сей день не пришли к однозначным и безусловным выводам. “Психологи исследуют взаимосвязь между благосостоянием и счастьем на протяжении десятилетий, – пишет психолог из Гарвардского университета Дэниэл Гилберт в своем бестселлере “Спотыкаясь о счастье” (Stumbling on Happiness). – И они пришли к выводу, что деньги способны сделать людей более счастливыми, если речь идет о переходе из состояния крайней нищеты в средний класс, но они не оказывают ощутимого влияния в дальнейшем”. Современные дети очень рано знакомятся с функцией и ролью денег в жизни человека. Они видят, что родители платят деньги в магазине и покупают им что-то. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают: деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег.
Меня заинтересовали такие вопросы как: нужно ли давать детям карманные деньги, а если да, то с какого возраста; надо ли поощрять дополнительные приработки детей; и как всё это, в конечном счёте, скажется на ощущение счастья молодых людей.
К сожалению, на эту тему написано слишком мало литературы отечественных исследователей. Именно всё вышеперечисленное и послужило толчком к изучению и раскрытию понимания темы «А в деньгах ли счастье?»
Гипотеза: количество карманных денег влияет на ощущение счастья.
Цель: подтвердить или опровергнуть вышеуказанную гипотезу.
Задачи:
1. Изучить существующие исследования по данной теме.
2. Исследовать мнения старшеклассников о зависимости счастья от количества денег.
3. Собрать воедино получившиеся результаты, сделать общие выводы и разработать рекомендации для старшеклассников «Как быть счастливыми, имея в кармане определённое количество денег».
Методы:
1. Провести анкетирование «А в деньгах ли счастье?» среди старшеклассников.
2. Основная часть.
Большинство людей счастливо
настолько, насколько они решили
быть счастливыми.
(Авраам Линкольн).
2.1. Рассмотрим понятие счастье.
В праздники принято желать друг другу всяческих благ - здоровья и достатка, успехов и семейного благополучия. И непременно счастья, которое покрывает собой все прочие пожелания, выступает их закономерным обобщением и итогом. Желая друг другу счастья, мы даже не всегда отдаём себе отчёт, какой смысл вкладываем в это ёмкое слово. Чаще рассуждаем от противного: тяжёлый недуг, худая крыша и ветер в кошельке счастью никак не способствует, а значит, чтобы его испытать, необходимо множество внешних условий.
Молодое поколение рассуждает примерно также. В тысячах школ проводились опросы насчёт того, как юноши и девушки представляют себе ближайшее и отдалённое будущее, с чем связывают свои надежды и чаяния. Никаких сенсаций эти исследования не преподнесли. С небольшой поправкой на нынешние реалии современные старшеклассники, как это сделали бы и многие поколения их предшественников, связали своё счастливое будущее с крепкой семьёй, интересной работой, финансовым благополучием и политической стабильностью. Иными словами – со всем тем, что приходит в их жизнь извне и должно приносить то самое состояние, которое именуется счастьем. Большинство рассуждений на эту тему – нередко весьма серьёзных и глубоких – сводятся к тому, чего надо добиться, что получить от жизни, чтобы почувствовать себя счастливым. И уж коли добился, получил – то это и есть счастье. Но только в реальной жизни всё не так: часто бывает, что человек, оказавшийся во власти такого представления, подтверждает формулу А. Макаревича: «Нашёл не то, что искал, а искал не то, что хотел». Открываем словарь русского языка Ожегова С.И. и читаем: счастье – чувство и состояние полного высшего удовлетворения. Философский энциклопедический словарь трактует нам следующее: счастье - понятие морального сознания, сознание человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытием, полнота и осмысленность жизни, осуществление своего человеческого назначения.
Читая книги К.Д. Ушинского, мы видим, что счастье – это созидательный творческий труд, который обеспечивает процесс развития и нравственного совершенствования человека. Великий педагог А.С. Макаренко считает, что счастливым человеком нельзя быть по случаю, - выиграть, как в рулетку, - счастливым человеком нужно уметь быть. Я согласен со следующим утверждением, что счастливый человек – это не тот, кто многого добился, многого достиг, много имеет. Счастлив тот, кто сумел кем-то стать, - не обязательно миллионером, директором или президентом, но непременно Личностью, открытой людям, интересной им и ценимой ими.
2.2.Сколько же стоит счастье?
Можно ли купить счастье за деньги? Многие философы и идеалисты, чуждые прагматизму, ответят: «Ни в коем случае!» Но существует также и очень даже неплохой слоган: «Те, кто говорят, что счастье за деньги купить невозможно, просто тратят их неправильно». Итак – вот противоречие. И где же найти ответ, как понять, правда ли это или нет, что счастья за деньги не купишь? По мнению, известного специалиста в области практической психологии, Сергея Степанова, мир устроен так, что нет такого человека, семьи, народа или государства, которые бы не испытывали нужду в деньгах. Человек, провозглашающий: «Не в деньгах счастье», - сегодня рискует прослыть ханжой. Но вот измерить счастье конкретной суммой ещё никому не удавалось. Более того, очень богатые люди, судя по всему, не ощущают себя более счастливыми, чем люди среднего достатка.
Каждому человеку необходимо ощущение, что он что-то собою представляет, иными словами, что-то стоит. Маленький ребёнок получает подтверждение этому в виде ласкового слова, родительской похвалы, наконец, нехитрого вознаграждения – игрушки или конфеты. Становясь постарше, он начинает понимать, что мерилом его достоинств, способностей и умений выступают школьные оценки. Потом он становится взрослым. А для взрослого такими отметками выступают…деньги! Многие психические отклонения на почве денег (патологическая скупость, расточительность, страсть к азартным играм, навязчивое желание делать покупки) по наблюдениям исследователя А.Мэттьюз, уходят корнями в семейные проблемы. Родители выражают с помощью денег свои чувства по отношению к детям, поощряя их хорошие привычки и школьные успехи. Семейные напутствия относительно денег часто бывают двойственными, непоследовательными и запутанными. Они содержат не только открыто выраженный смысл, но и множество скрытых подсмыслов.
Исследователи, занимающиеся вопросами, как зависит счастье человека от денег, подчёркивают, что способность управлять своими финансами напрямую зависит от того, имели ли они подобный опыт в детстве. Дети, которых приучают пользоваться деньгами, поощряют к поискам самостоятельного заработка и посвящают в финансовое положение семьи, в зрелом возрасте более разумно распоряжаются своими денежными ресурсами и поэтому более счастливы, чем другие. Одним из важнейших способов успешной социализации молодёжи являются карманные деньги.
В нашей стране отношения многих родителей к карманным деньгам и самостоятельным заработкам подростков до сих пор остаётся двойственным. С одной стороны, многие боятся, что деньги «испортят» ребёнка. Это является отголоском довольно распространённого мифа о том, что деньги есть нечто грязное и недостойное, с чем ребёнку не следует иметь дела. С другой стороны, для многих родителей деньги и подарки – это самый простой и удобный способ «отделаться» от ребёнка, в прямом смысле откупиться от своих воспитательных обязанностей. Поэтому многие, уступая настойчивым просьбам ребёнка дать деньги на что-то, испытывают смутное чувство вины.
А как же сами молодые люди относятся к деньгам и к счастью?
Герой знаменитого романа Ильфа и Петрова был убеждён, что миллион рублей навсегда решит все его проблемы и сделает его счастливым. Это оказалось иллюзией. Менее притязательный Шура Балаганов на вопрос: «Сколько денег вам нужно для счастья» - назвал смешную сумму в 6400 рублей, но, даже получив нежданно 50 тысяч, не сумел ими воспользоваться. Деньги и в самом деле нужны человеку для того, чтобы чувствовать себя спокойнее, увереннее, поддержать на достойном уровне свою самооценку. Вот только очень много денег для утверждения самооценки требуется в тех случаях, когда иных оснований для гордости недостаёт. Говорят, что богатство и бедность – это не столько материальные категории, сколько состояние души. Богатые легче относятся к деньгам и вследствие этого… часто остаются «на мели». Тем временем бедные, даже располагая немалыми средствами, тщательнее планируют свои расходы, но никак не могут получить от них удовольствие. Отсюда следует, что обе крайности равно далеки от ощущения счастья. Однако, как считает Сергей Степанов, в деньгах заключается если не счастье, то какой-то мощный стимулятор нашего настроения и поведения, способствующий жизненной активности и душевному покою.
2.3. Проверим это на практике.
Участникам 5-11 классов мы предлагали заполнить анкету «А в деньгах ли счастье?», вопросы которой разработали сами. Первым вопросом мы хотели узнать, что же такое счастье в понимании наших сверстников. Второй вопрос был следующим: «Связано ли счастье с количеством денег у человека?» Третий вопрос, который нам хотелось выяснить таков: «Нужно ли давать деньги на карманные расходы детям, и с какого возраста?». Далее следуют вопросы: «На что тратятся эти деньги?», «Сколько тебе надо денег на каждый день, чтобы быть счастливым?». В шестом вопросе подросткам была предложена ситуация, в которой они являются достаточно богатыми, этим мы решили посмотреть, на что же будут истрачены деньги. И, конечно же, нас волновало, что окажется на первом месте счастье или деньги.
В заполнении анкет приняло участие 33 ученика старших классов (5-11 классы).
Все опрошенные с удовольствием включались в работу и вместе с нами старались прийти к выводу, как же количество карманных денег влияет на ощущение счастья.
На первый вопрос анкеты «Как ты думаешь, что такое счастье» мы получили широкий спектр самых разных ответов старшеклассников. Большинство, а это 66% полагают, что счастье – это любовь семье. 6% респондентов заявляют, что счастье для них – это наличие семьи и близких людей. Столько же говорят, что счастье невозможно без друзей. 6% подростков отвечает, что счастье – это взаимопонимание, ещё 2% опрошенных уверенно в том, что счастье – каникулы. 2% верят в то, что счастье – это счастье.
На второй вопрос утвердительно ответило 50% респондентов. Многие из них объясняют это тяжёлым временем в стране, говорят, что деньги решают если не всё, то большую часть всех проблем в жизни молодёжи. Отрицательно ответило на данный вопрос 30% опрошенных, объяснив это следующим образом: раз существует любовь, то счастье не связано с деньгами; главное, чтобы в семье было взаимопонимание и любовь; неважно, сколько денег у вас, главное, чтобы было всё хорошо; деньги приносят одни несчастья; счастье находится внутри самого человека.
На следующий вопрос получены такие ответы: 96% старшеклассников считают, что необходимо давать детям деньги на карманные расходы. 20% этих ребят говорят, что деньги надо давать детям приблизительно с 8-ти лет. 15% считает, что необходимость иметь свои деньги появляется с 12-ти лет. Остальные разделили свои ответы следующим образом: 3% говорит, что надо давать деньги с самого раннего детства, по-немногу,10% - с 6-ти лет, так как, начав ходить в школу, ребёнку необходимо что-то покупать, хотя бы в школьной столовой.
На вопрос «Сколько денег тебе дают на карманные расходы?» (ежедневно) ответы вышли такие: 20% анкетируемых ответило – 1000 рублей, 13% указало сумму в 100рублей, 9% ребят назвали сумму в 10 рублей, 6% - 50 рублей, а 6% ответило по-разному (много, мало, ни сколько).
Куда же тратятся деньги подростками? Ответы на пятый вопрос распределились вот как:16% учеников тратят деньги на буфет в школе. 21% респондентов заявили, что только на себя, любимых (косметика, вещи). 12% ответило, что жить не может без сладкого и вкусненького. Представить, что ребятам подарили крупную сумму денег, оказалось несложным. А вот куда пойдут эти большие суммы – любопытно. Итак, 20% опрошенных потратит на свою семью, по 12% разделилось, кто побежит в магазин за машиной, а кто-то предпочитает купить себе квартиру. 1% хочет быть грамотными, поэтому потратит деньги на обучение. Очень интересно, что 6% ребят потратят деньги на брошенных детей, на бездомных животных.
Последний вопрос анкеты предлагает ребятам определить, что же будет на первом месте для них счастье или деньги? 95% анкетируемых поставило счастье на первое место, сказав. что любовь не купишь; что приятнее всего взаимопонимание в семье; но из этих ребят, многие указали, что деньги всё равно являются составляющей частью счастья. 23% респондентов поставили на первое место деньги, говоря о том, что у бомжей счастья не бывает, если не будут удовлетворяться физиологические потребности, то, какое здесь счастье? Деньги решают всё, счастье не в деньгах, а в их количестве.
3.Заключение.
Изучив понятия счастье, карманные деньги, проведя практическую часть исследовательской работы «А в деньгах ли счастье?» можно сделать следующие выводы:
Наша гипотеза не подтвердилась, количество карманных денег не влияет на ощущение счастья. Конечно же, деньги могут повлиять на счастье, но любая сколь угодно крупная сумма может принести нам радость, только если значительно превосходит, то что мы уже имеем. И ещё один важный вывод, который мы сделали: деньги не занимают первое место среди ценностей подростков, по всей видимости, подростки и старшеклассники хотят иметь атрибуты молодёжной субкультуры: модные вещи, различную видео и аудиотехнику, машину, квартиру, но это вовсе не определяет их уровень счастья.
На основании всего вышесказанного сказанного можно сделать ряд рекомендаций для старшеклассников «как быть счастливыми, имея определённое количество карманных денег».
1.Самое главное – надо держать в узде свою широкую натуру и не пытаться вести себя как миллионер. Во-первых, потому что настоящие миллионеры ведут себя совсем иначе, а во вторых, потому что большинству из нас небрежная расточительность просто не по карману.
2.Не бойтесь показаться скупыми, хотя бы пересчитывайте сдачу, ведь вы считаете свои деньги, это вовсе не так унизительно, как с завистью считать чужие (чего мы почему-то не стесняемся).
3.Когда вам навязчиво доказывают, что, потратив свои деньги, вы приобретёте какую-то выгоду, насторожитесь: всякий продавец в первую очередь заботится о выгоде собственной, а о своей вам надо позаботиться самим, не давая себя загипнотизировать рекламными зазываниями.
4.Прежде всего надо ясно представлять свои потребности, то есть тот товар, который бы вас удовлетворил. Надо чётко знать те обязательные качества товара, из которых отсутствие хотя бы одного автоматически отменяет покупку. От продавца надо добиваться, чтобы в первую очередь были продемонстрированы те качества товара, которые интересуют вас. По своей инициативе продавец демонстрирует только то, что свидетельствует в пользу товара.
5.Продавцы-профессионалы понимают, что любезность их безотказное оружие. Мы же никак не можем к этому привыкнуть и расцениваем улыбку как жест личного расположения. Не спешите. Вы пришли к продавцу за покупкой, а не ради приятного общения. Тем более что удовольствие от беседы быстро пройдёт, а огорчение от неудачной покупки останется надолго.
6.Переждите «атаку» продавца и задайте интересующие вас вопросы в естественном для вас темпе.
7.Не спешите расстаться с деньгами. Вы почувствуете себя увереннее, если станете покупать то, что по настоящему нужно вам, а не то, что вам хотят продать.
8.Делайте то, к чему лежит душа, и что приносит удовлетворение.
9.Мир ваших мыслей и представлений – это непосредственный источник всего благосостояния. Ваше подсознание надёжно обеспечит вас нужными делами.
10.Зависть, жадность и корыстолюбие – это ловушки на пути к богатству. Радуйтесь всем сердцем счастью и успеху ваших родных, близких, друзей.
Свою работу хотелось бы закончить притчей неизвестного происхождения:
«Не в деньгах счастье!»
Ученик спросил Мастера:
— Насколько верны слова, что не в деньгах счастье? Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. Ибо за деньги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; образование, но не ум. И то, что названо, не исчерпывает список.
Список литературы
Позвольте, я вам помогу
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Новогодние гирлянды
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"