исследовательская работа, посвященная калмыцким музыкальным инструментам
Вложение | Размер |
---|---|
bambusheva_s.n.doc | 103.5 КБ |
Ах, сосновая домбра,
Ты звучней играй!
К. Эрендженов
Введение
Музыкальная культура Калмыкии складывалась на протяжении веков.
Устное народное творчество калмыков можно разделить на четыре жанрово -
стилистические группы: песенное творчество, сказочный эпос, инструментальное и
песенно-инструментальное творчество. Распространенность значимость каждой жанрово-
стилистической группы не равнозначно. Большую роль в народном искусстве республики
играет инструментальное и песенно-инструментальное творчество, широко
распространенно искусство сольного, вокального творчества. Когда-то распространенное искусство исполнение сказочного эпоса сейчас, к сожалению, несколько сузилось.
В течение длительного времени совершенствовалось и развивалось народное творчество, а вместе с ним переживали свою историю, судьбу и музыкальные инструменты. На формирование калмыцкого музыкального инструментария оказали влияния быт, нравы народа, его история. В сложной исторической судьбе, в эпоху кочевья и великих переселений, фольклор, а вместе с ним и музыкальный инструментарий переживал глубокие процессы ассимиляции и диссимиляции, происходил процесс утверждения индивидуальной, самобытной, калмыцкой, музыкальной культуры. В этом можно увидеть причину исключительного разнообразия и богатства инструментария, который включает исконно калмыцкие инструменты, инструменты заимствованные, типичные для целого ряда народов. Среди них есть простейшие по изготовлению -товшур, хур для изготовления которых использовались бесхитростные подручные наручные материалы, и сложные, которые изготовляли подлинные народные мастера -ятха. бюря.
Литературный обзор
По своей идейной направленности музыкальное творчество калмыцкого народа было однородным. В лучших песнях нашли отражение демократические тенденции народа, его протест против произвола власть имущих, вековые мечты о лучшей жизни.
В конце 19 - начале 20 вв. сохранился ряд относительно древних инструментов, на которых народные музыканты умели передавать сравнительно сложные мелодии. Самым распространенным инструментом была домбра, представлявшая собой двухструнный щипковый инструмент.
Был и другой музыкальный инструмент типа горизонтальной арфы или лютни - ятха, бытовавшая в состоятельных семьях, особенно у знати. Ятха имела довольно большой корпус, изогнутый в одном месте под тупым углом. Короткая часть изгиба служила ножкой. По свидетельству М.Л. Трутиза, один экземпляр ятхи сохранялся в Астраханском краеведческом музее вплоть до 1929 г. Звук ятхи был мелодичным, как бы журчащим, напоминал звучание украинской бандуры. В 1962 г . нам удалось послушать приятный звук этого инструмента во время республиканского смотра художественной самодеятельности.
Одним из древнейших музыкальных инструментов, известных героям эпоса « Джангар». является хур. По свидетельству П. Небольсина, он бытовал сравнительно широко еще в 1852 г. По своему внешнему виду он был похож на скрипку. На нем играли посредством смычка. Но уже в начале XX в. Хур встречается у калмыков крайне редко, а других монгольских народов бытует и в наши дни.
Из струнных щипковых инструментов необходимо упомянуть товшур, экземпляр которого поступил в Калмыцкий республиканский краеведческий музей из Татарского государственного музея. Корпус его грушевидный, долбленный из цельного дерева, с декой. Подобный инструмент был распространен у народов Южной Сибири, у алтайцев, хакасов и тувинцев. Игрой на товшуре калмыки сопровождали эпические сказы. По-видимому, в начале XX в. товшур уже не играл существенной роли в музыкальной жизни Калмыкии.
Нередко встречалась своеобразная свирель (хулен бюшкюр), изготовлявшаяся почти во всех улусах из стебля камыша. Иногда камыш вставлялся в рог, как это наблюдаюсь у кумских и терских калмыков.
Специфичные духовые и ударные инструменты применялись в хурулах. Использование их в обычной жизни запрещаюсь. Для изучения истории музыкальной культуры эти инструменты имеют большое значение. В 1931 г. они были успешно использованы в массовом музыкальном спектакле «Улан сар». Некоторые музыковеды и композиторы считают, что при создании катмыцкого народного оркестра им должно быть отведено большое место.
По мере роста музыкальной культуры народа обогащался и музыкальный инструментарий, в его составе происходили изменения: Так, с исчезновением хурульных
оркестров вышли из употребления такие инструменты, которые звучали только в храмовом музицирований: бишкуры, бюря. В старой дореволюционной Калмыкии наблюдалось определенное разделение в использовании тех или иных инструментов. Условно можно выделить две группы инструментов в зависимости от места и характера их использования: Храмовые:
Можно удивляться богатству и разнообразию тех материалов, из которых изготовлялись калмыцкие народные инструменты: стебли растений, бруски ивы, акации, кедра и ели клена, кожа и жилы домашних животных, различные металлы и сплавы: медь, серебро и т.д.
Время вносит свои коррективы в трактовку тех или иных инструментов, в их распространение. В настоящие время на территории Калмыкии распространен меньший состав инструментов, чем мы представляем.
Думается, что характеристика всех инструментов, в том числе и тех которые когда-то были распространены, даст возможность возродить их в новой музыкальной практике.
Помимо народных инструментов типичных для Калмыкии, повсеместное распространение на ее территории получили гармоника, баян, аккордеон, русская балалайка.
Они стали подлинными массовыми инструментами у многих народов Советского Союза, в том числе и у калмыков. Глубоко внедрившись в музыкальный быт калмыцкого народа, подобные инструменты превращаются в собственно национальные.
Необходимо в данном случае иметь в виду, что на определенной стадии развития, экономического и культурного, в одинаковых природных условиях разные народы создавали однотипные инструменты. Форма, материал инструмента, способ звукоизвлечения в сходных случаях можно объяснить также логикой практики музицирования.
Удобство исполнения и акустические соображения подсказали народным мастерам форму корпуса - треугольную, трапециевидную или грушевидную.
Схожесть инструментального состава нередко указывает на этническую общность. В этом отношении, без сомнения, ясна связь калмыцкого народа музыкального инструментария с отдельными примерами в музыкальной культуре монголов, бурятов, калмыков - алтайцев. Однако сложно иногда определить причину появления того или иного межнационального инструмента или инструмента схожего, идентичного. Однотипные или почти однотипные музыкальные инструменты, сохраняющие основные стилевые особенности, и свидетельствующих о культурных многовековых связях между народами, населяющими Советский Союз, очень много. В численном отношении они значительного превосходят инструменты узко самобытные принадлежащие только одному народу. Вот почему в настоящей работе уделяется особое внимание аналогам калмыцких народных инструментов. В определении аналогов инструментария мы исходили не только от того, насколько близки культурные контакты одного народа с другим: бывают опосредованные влияния или случайные совпадения. Причины возникновения родственных инструментов у разных народов весьма разнообразны. Аналоги позволяют представить историю и судьбу инструмента, перспективу его развития на примере родственных инструментов другого народа.
На народных инструментах в Калмыкии играют соло в ансамблях.
Учитывая, что большинство калмыцких инструментов не имели определенного
интонационного строя, соединение их в оркестре и ансамблях представило
многотембровую композицию. В сущности, партитура народного инструментального ансамблевого музицирования у калмыков выстраивается по свободным законам тембровой драматургии: протяженность и громогласность данной композиции дает возможность говорить о бесконечности многотембрового единого звукового потока, ритмически организованного. Именно так звучал хурульный оркестр.
Достоинство и особенностижурульного оркестра заключалось только в одном - в силе и пронзительности звучания. Поэтому инструменты использовались в напряженных регистрах, в самых неблагополучных диапазонах. Так, бишнура есть благозвучные звуки среднего регистра, однако в практике инструмент звучалтолько в верхнем напряженном регистре. В настоящее время происходит переосмысление трактовки инструментов, поиск новых выразительных средств, расширение диапазона и технических возможностей ряда народных инструментов Калмыкии.
Цель работы: познакомиться с музыкальными инструментами калмыков.
Задачи:
1. Из литературных источников узнать об истории возникновения музыкальных
инструментов.
Методы:
3. Основная часть
3.1. Виды калмыцких народных инструментов.
В ходе работы я встретился с преподавателями Целинной детской Школы Искусств Хаджиевой Г.И. и Рвачевым Н.С. Галина Ивановна Хаджиева рассказала о видах калмыцких народных инструментов. Калмыцкие народные музыкальные инструменты систематизированы на основе известной системы Э.Хорнбостеля и К.Закса. Именно на основе этой системы классифицируются музыкальные инструменты в современном инструментарии. Источник звука и способ его извлечения определяют место инструмента в системе Хорнбостеля - Закса. При классификации инструментария учтены и некоторые изменения в системе Хорнбостеля - Закса и дополнения к ней, которые предложены К.Вертковым в «Атлас музыкальных инструментов народов СССР»: изменен порядок расположения групп.
В первую группу - аэрофоны - включены духовые инструменты, источником звука которых является столб звука, заключенный в канале ствола инструментов. Относятся к этой группе:
Вторая группа- хордофоны- включает инструменты, источником звука которых являются натянутая струна. К этой группе относится :
Щипковые - звукоизвлечение производится защипыванием струны пальцем, металлическими когтями или бряцанием:
Ударные - ёчин – звукоизвлечение у него производится ударом палочки или молоточком по струнам.
3.1.1. Хучир
Хучир - смычковый инструмент. Двухструнный инструмент сопранового регистра. Корпус металлический цилиндрической формы с передней кожаной декой. Снизу корпус открыт. Длина хучира 650 - 700 мм.
Шейка круглая, без ладов. Корпус как бы нанизан на шейку. Верху шейка заканчивается слегка отогнутой головкой, где находятся колки. У головки имеется подвижное кольцо, сквозь которое проходят струны. От передвижения кольца вдоль шейки меняется высота звучания хучира. Две струны - шёлковые и металлические. Снизу струны укреплены на коротком, выступающем из корпуса конце шейки, вверху - на деревянный колках. Лунообразный смычок по длине равен инструменту. Смычок изготовляется из ветки ивы, акции или абрикосового дерева и конских волос.
Хучир настраивается на квинту.
Диапазон - полтора октавы.
Техника исполнения: между струнами продеваются две пряди волос смычка, инструмент держат вертикально, опирая его на колено. Смычок водится сразу по двум струнам, причём струны не принимаются к шейке, таким образом, извлекаются флажолетние звуки. Тембр хучира - яркий, сочный.
В народе хучир часто называют скрипкой. На хучире исполняются сольные произведения программного характера, а также на нем аккомпанируют исполнители песен, эпических сказаний.
3.1.2. Хуур
Хуур – смычковый инструмент.
Двухструнный инструмент. Корпус имеет трапециевидную форму. Встречаются
инструменты, у которых корпус имеет фигурную или почти прямоугольную форму.
Длина инструмента 1000 - 1200 мм. Обечайки деревянные. Верхняя и нижняя дека
натянуты кожаными мембранами. Иногда верхняя дека деревянная. Шейка хуура
длинная, без ладов. Она проходит, как и у хучира, через весь корпус и выступают вне
корпуса приблизительно на 650 - 700 мм. Длина корпуса 350 мм. Почти всегда основание
корпуса равна 250 мм. Глубина корпуса 30 - 35 мм. Шейка венчается или фигурной
головкой, или просто небольшим утолщением. Струны некрученые из конского волоса
одинаковой толщины в отличие от товшура. Звук извлекается дугообразным смычком,
длина которого 600 - 700 мм. Изготовляется из ветки тутового дерева или абрикосового
дерева, акации, ивы.
Строй хуура - в не темперированную кварту в регистре малой
октавы. Диапазон у каждого народного инструмента индивидуальный. Техника игры: инструмент держится вертикально левой рукой с опорой низа корпуса на колено. Правой рукой водится смычок, плотно прижатый к струнам. Размах ведения смычка небольшой. Звучание хуура негромкое, приглушенное, с шорохом, возникающим
от сильного трения смычка и струн. Разнообразие конструкции и разная длина смычка
дают значительные тембровые регистровые различия в звучании каждого инструмента.
Используется хуур как солирующий инструмент и как аккомпанирующий пению. По
тембровой окраске хуур можно сравнить со скрипкой.
Хуур был весьма распространенным инструментом в Калмыкии. Он упоминался в эпосе «Джангар», в многочисленных сказках, поговорках и других калмыцких литературных источниках. В настоящее время эксперимент мастерская музыкальных инструментов выпускают следующее семейство хуура для концертно - оркестровой практике, четырёх струнных и с квинтовым строем. Хуур сопрано, хуур альт, хуур тенор, хуур бас, хуур контрабас. Также продолжается работа по усовершенствованию инструментов данной группы. В составе оркестра калмыцких народных инструментов, которой существует при училище искусств, группа хууров является ведущей. Большое внимание уделяется конструктивной прочности инструмента, его способности держать строй. В композиторской практике усовершенствованные инструменты группы хуура должны использоваться так, чтобы сохранилось представление об отсутствии темперации в инструментах народных мастеров. Это одна из ярких красок народного музицирования.
3.1.3. Товшур
Товшур - один из стариннейших калмыцких народных инструментов. Инструмент имел широкую распространенность во всех улусах. Досуг калмыков тесно связан с этим инструментом. На товшуре исполняются калмыцкие народные танцы. Инструментальное выступление к повествованию « Джангар» обычно исполняется также на товшуре.
Корпус товшура долбленный, овальной формы, изготовляется из цельного куска сосны, кедра, акации, ивы. Верхняя открытая сторона корпуса затягивается мембраной из бараньей или телячьей кожи, в которой имеется 4 -5 радиаторных отверстий. Чаще кожаная мембрана заменяется деревянной декой. Шейка длинная, заканчивается головкой в виде коробки. Лады отсутствуют. Струны разной толщины из конского волоса, крученные: крепятся вверху к двум деревянным колкам. Между струнами и декой - низкая деревянная подставка. Товшур настраивается в нетерперированную кварту, несколько больше чистой и меньше увеличенной. Техника игры - бряцание размашистыми ударами по струнам указательным пальцем правой руки. Игра на товшуре двухголосная т.к. во время исполнения обе струны звучат одновременно. Звучание товшура глуховатое, негромкое.
Под аккомпанемент товшура испоняется эпос «Джангар». В настоящее время новые варианты инструментов. Группа товшуров трехструнная с квартовым строем товшур пикало, товшур прима, товшур альт, товшур тенор, товшур бас.
3.1.4 Ятха
Ятха - щипковый инструмент. Многострунный калмыцкий инструмент, корпус деревянный, долбленный, изготовленный из кедра, сосны. Форма корпуса напоминает перевернутое корыто с большим выступом для упора. Длина инструмента - 1300 мм., количество струн - 8. Струны жильные, перетягивали при помощи деревянных колков. Под струнами - передвижные подставки, от них же и зависит звучание струны. Таким образом, при изменении положения костяной подставки меняется настройка ятхи. Изменение строя производилось между песнями, которые звучали в разных ладах, звукоряд ятхи диатонический.
Звукоизвлечение на ятхе производится защипыванием пальцами или отбиванием металлическими костями, которые надевались на пальцы. Нажимая левой рукой на незвучащие участки струн, можно добиться вибрирующего звучания. Весьма широкое распространение ятхи в быту калмыков. Исследователи быта калмыцкого народа неоднократно описывали ятху. Можно предположить, что этот инструмент встречался у калмыков в конце 19в. - в начале 20 в. Говоря о технике игры на ятхе, перебирая пальцами, вооружаемыми особенными стальными щипками. Звукоизвлечение на ятхе перебор струн берут пальцами как на гитаре, то их отбивают ногтями пальцев. Звукоизвлечение разнообразное. В Элистинской экспериментальной мастерской выпускают усовершенствованные восьмиструнные ятхи с хроматическим звукорядом. На этих ятхах можно исполнять произведения с фактурой арфы. Суммированный диапазон трех яих в партитуре оркестра даёт возможность придать свое звуковой палитре особую выразительность и тембровое богатство. Качество и возможности ятхи предстоит довести до уровня, чтобы можно было бы сделать сольный концертный инструмент.
3.1.5. Ёчин
Ёчин - струнно - ударный инструмент трапециевидной формы, распространений в музыке народов Центральной Азии. Звукоизвлечение осуществляется с помощью деревянных палочек. В калмыцкой музыкальной культуре интерес к ёчину возник в конце 80-х годов 20в. В связи с насущной проблемой возрождения ряда утраченных народных инструментов таких как товшур. хучир, мёрн. хур и другие.
Ечин бытовал у калмыков еще 12-14 в., но в силу различных причин оказался невостребованным и был забыт. В многом печальную участь предрешила сложная конструкция инструментов, мало подходящая к условиям кочевой жизни народа. Её благородный мелодичный тенор, использовался в основном в музыкальном сопровождении дворцовых церемоний Китая. В 1900г., в республике было организованно обучение, на монгольских ёчинах с целью восстановления утраченных традиций. Однако монгольские инструменты пришлось приспосабливать к новой системе т.к. их пентонические преимущества не совсем соответствовали строю калмыцкой музыки.
Реконструкция монгольского ёчина привела у существенной трансформации и появление нового инструмента, калмыцкого ёчина с полностью хроматическим звукорядом. На деку натягиваются 88 струн через четыре подставки, две из них квинтовые, одна терцевая и нижняя справа, обеспечивающая рабочий режим только с левой стороны подставки. Диапазон расширен от «соль» малой до «си бемоль» третьей октавы.
В настоящее время калмыцкий ёчин и другие возрождающие инструменты не только органично влились в исполнительную практику, но и существенно расширили представление от исторических традициях народа. В современном инструментарии ёчин занял одно из ведущих мест. Как солирующий инструмент своим ярким, звонким тембром, концертностью, виртуозными, технико-исполнительскими возможностями. Ёчин обладает широкими возможностями художественного воплощения контрастных образов: теплой лирики и насыщенного драматизма. Еибкий, красочный ёчин прекрасно гармонирует с другими инструментами в ансамбле и оркестре. Все перечисленные качества и уровень, достигнутый инструментом музыкантами исполнителями за последние полтора десятилетия, позволяет говорить о сформировании культуры исполнительства на ёчине.
3.1.6. Домбра
Значение искусства в жизни народа огромно по своей исторической и художественной ценности. Калмыцкий народ, опираясь на вековые национальные традиции, создавал самобытное искусство, которое сохранялось в течение столетий в народной памяти. Передаваясь из поколения в поколение, оно способствует сохранению лучших народных традиций.
История возникновения калмыцкой домбры уходит своими корнями в глубокую древность. Калмыцкая домбра была проста в изготовлении. Ее изготавливают из сосновой доски и фанеры: задняя часть треугольного корпуса - потолще, передняя -тоньше. Калмыцкая домбра имеет семь ладов и две струны. Струны раньше делали из бараньей тонкой кишки, обработанной особым способом. Домбра и гармошка были у калмыков главными музыкальными инструментами на народных праздниках и свадьбах. Под звучную мелодию домбры плясали и приговаривали:
Ах, сосновая домбра,
Ты звучней играй!
А на пальчике твоем
Золотой наперсток пусть
И сверкает, и горит!
О калмыцких домбрах много сказано в народных загадках, благопожеланиях:
Сухое дерево издает удивительный звук, похожий на ржанье жеребенка, - так говорится в загадке про домбру.
Овладеть исполнительскими навыками не представляло больших технических трудностей. Всё это обусловило её долгожительство и позволило стать любимым музыкальным инструментом народа. Домбра - влюбленный инструмент калмыков, который в настоящее время очень распространен в быту, в коллективах художественной самодеятельности, в профессиональной концертной практике. Домбра - деревянный двухструнный инструмент. Корпус, шейку и головку домбры выделывают из клена, ивы, берёзы. Корпус имеет грушевидную форму, также есть домбра треугольной формы. Вдоль длинной шейки расположены две кишечные струны. Строй струн квартовый в регистре малой и первой октавы. Звукоряд диатонический. Диапазон и тембр у каждого инструмента индивидуальный и зависит от материала, из которого изготовлен инструмент, его размеров.
Сила звучания, исполнительская техника разнообразна. Чаще всего звук извлекается ударами - бряцанием - кисти руки по струнам. Отдельные исполнители владеют разными приёмами игры на домбре. Удары по струнам в одну или обе стороны, по одной струне или сразу по двум, чаще всего, всеми пальцами правой руки, раздельными пальцами, т.е. пиццикато одинарное или двойное. Чередование удара по струнам со щелчком - ударом по деке инструмента в чередовании с ударами по суннам. Особое значение в звучании домбры имеет акустика её корпуса. Во время исполнения происходит наслаивание взятых интервалов один на другой. В результате, получается своеобразный единый звуковой поток, обрастаемый обертонами. Чем больше
обертонов, тем звучнее считается домбра.
В настоящее время, в экспериментальной мастерской музыкальных инструментов налажено производство калмыцких домбр. Проводится большая работа по совершенствованию инструмента. Для названия инструмента, взят один из вариантов калмыцких домбр. Домбра - прима, альт, секунда. Домбра секунда имеет следующие основные части. Корпус - изготовлен из отдельных деревянных частей: деки, с вырезанным на ней овальным или треугольным отверстием - голосником. Грифа, с врезанными в него деревянными пластинками, расстояние между которыми называется ладами.
Головки, с прикрепленным к ней механизмом двух колков для настройки струн. Подставки, устанавливаемой на деке между голосником и кнопками, которые вставлены в основание корпуса.
Приемы игры. В природе существует огромное множество звуков, но не все
находят применение в музыке. Звуки имеют определенную высоту звучания, например:
звуки грома, достигаемые более низкими звуками или трели жаворонка высокими
звуками. Громкость звучания - сила звучания. Тембр - окраска звука, которая может
передать такие понятия, как резкость звучания, певучесть, мягкость.
Длительность звучания, которая достигается за счет продолжительности звучания звука.
Звуки могут звучать довольно долго, не прерываясь, или наоборот, коротко, отрывисто.
Звуки в музыке различаются не только по высоте, но и по длительности.
Звукоряд 12 ладовый диапазон у домбры.
Восемь позиций. Знание позиций способствует правильной организации пальцев, кисти и всей руки в процессе игры, что является важным средством выработки техники музыканта. Рекомендуется при практике изучения инструмента в объеме применить последовательность позиции с названием звуков, входящих в каждую из них при этом следить за эластичностью руки при переходах. При переходе от одной позиции к другой, каждый раз требуется - изменять положение руки, постановку пальцев на лады, передвигая ее на один лад ближе к корпусу инструмента. Все звуки извлекаются по порядку ладов, не пропуская ни одного.
В технике игры на домбре существует очень много. Первый способ: звук извлекается ударом пальцев правой руки по струнам сверху вниз и удара снизу вверх большим пальцем по обеим струнам. Этот прием иначе называется штрихами. Звукоизвлечение правой рукой наиболее приемлем для сопровождения калмыцких танцев - удары кистью и большим пальцем по обеим струнам, одновременно дают сильное, акцентированное звучание домбры, характерное для этого жанра народного искусства.
Переходя к практической игре на домбре, нужно учесть, что вся задача дальнейшей учебы будет заключаться не только в закреплении уже приобретенных навыков исполнения отдельных штрихов, но и в усовершенствовании всех способов звукоизвлечения. Кроме того, проявлять творческий подход в изучении новых неизвестных способов звукоизвлечения, существующих среди исполнителей старшего поколения, стремясь, овладеть многообразием их приемов исполнения на домбре. Особое внимание уделить в своей работе развитию техники левой руки, точностью и экономичностью движений всей руки, и единообразием их расположением на ладах, добиваясь чистоты звука и интонаций.
В нашей стране работу по дальнейшему улучшению и совершенствованию народных инструментов ведут отдельные мастера. Учитывая опыт развития инструментария в нашей стране, совершенствования калмыцких народных инструментов должно идти по пути установления хроматической темперации, обогащения групп инструментов новыми разновидностями, чтобы создавать семейство инструментов, без чего немыслим оркестр. Поиски в этом отношении повлекут за собой изменения способов извлечения звуков и приёмов игры на инструменте. Его тембровую окраску. Но эти поиски не должны привести к потере национального колорита калмыцких инструментов: они должны говорить своим языком, сохранять свои голоса. Тем не менее, работу по усовершенствованию инструментов необходимо продолжать. Сегодня важно восстановление забытых и расширение использования редко употребляемых инструментов.
Специфические и разнообразные тембры народных инструментов могут быть полнее представлены в национальных ансамблях, в коллективах художественной самодеятельности. Сохраняются и творческие, развиваются богатейшие традиции калмыцкого народного искусства. Появляются новые исполнительские исполнители, солисты, пропагандирующие калмыцкую музыку.
Руководитель домбрового оркестра ДШИ с. Троицкое Хаджиева Г.И. рассказала мне о создании оркестра. В состав домбрового оркестра входят 15 человек. Был он создан в 1991 г. Домбровый оркестр ДШИ является лауреатом Всероссийского конкурса в г. Тихвин, неоднократный лауреат республиканских конкурсов.
Калмыцкие поэты воспевают домбру в своих произведениях. Бося Сангаджиева в стихотворении «Домбра»
Созвучная душе.
Мечты моей подруга-
В углу, среди вещей,
Стоит она без звука.
Две тоненькие струны
На деревянном теле
Натянуты.
Грустны
Как будто и не пели.
Как тайна чьих-то кос, Как искренние строки, Как две дорожки слез, Пробороздивших щеки...
Но только прикоснись-
И отзовутся звуки,
И вслед за ними ввысь
Взлетят, как крылья руки.
Анджа Тачиев в стихотворении «Домбристка»
Домбра речиста и добра, Всегда таланту в лад.
Твоя волшебная игра-Цветущий майский сад!
То загудят в домбре шмели, То звон весенних вод,
То слышишь: струны завели Девичий хоровод.
И ноги сами рвутся в круг-
В домбре задор такой!
Твоя игра тоски недуг Снимает как рукой!
В ходе работы над проектом я встретился с мастером Дедниковым Савр Сергеевичем, изготавливающим калмыцкие инструменты, в том числе и домбры. Меня интересовало, какой природный материал он использует при изготовлении домбры. Савр Сергеевич рассказал, что для хорошего звучания домбры он использует древесину резонансной ёлки, а для нижней деки - бук, клён. Шейку грифа делает из берёзы и клёна.
Заключение.
Значение искусства в жизни народа огромно. В сложной исторической судьбе калмыцкого народа музыкальные инструменты переживали глубокие процессы утверждения индивидуальной, самобытной культуры. По мере роста музыкальной культуры народа обогащался музыкальный инструментарий. Калмыцкий народ создавал самобытное искусство, которое сохранялось в течение столетий. Это массовые инструменты - домбра, товшур, ятха. Особое внимание уделялось акустике музыкальных инструментов. При их изготовлении народ обращался к природе, которая давала разнообразный материал. Так при изготовлении домбры использовали жилы домашних животных, бруски кедра, ивы, березы, клена, акации.
Выводы
Мост Леонардо
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Мастер-класс "Корзиночка"
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"