Исследовательская работа. Изучение исторической судьбы церквей Самарской области.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zolotye_kupola.rar | 2.03 МБ |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с.ТАШЕЛКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Номинация:
«Православие и Российская государственность»
Тема: «Золотые купола»
Подготовил:
Ученик 11 класса
Наливайко Александр
Руководитель:
учитель русского языка и литературы:
В.С. Татарова
2014 г.
Содержание
Раздел 1. Введение
1.1 Обоснование актуальности темы исследования;
1.2 Цели и задачи. Методы исследования;
1.3 Структура работы;
Раздел 2. Содержание исследования
2.1 О роли монастырей и храмов в жизни людей;
2.2 Разрушенные святыни (храмы, монастыри):
- Церковь Покрова Божьей Матери и Василия Великого в Переволоках;
- Часовня Люпова;
- Церковь Николая Чудотворца в селе Осиновка;
- Церковь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина“ в селе Никольское;
- Церковь Михаила Архангела в поселке Павловка;
Раздел 3. Заключение
3. Выводы;
Список используемой литературы
Приложение:
- Результаты социологического опроса
- Разрушенные храмы Самарской области
Раздел 1. Введение
1.1 Обоснование актуальности темы исследования
Писатель Владимир Солоухин одним из первых заговорил в своих книгах об ужасном положении русской деревни и русского крестьянина, о гибели памятников русской культуры и о необходимости их спасения. Он говорил так: «Есть такая болезнь у человечества – потеря памяти. Если человек теряет память, его лечат в лечебнице. Но и народ в целом может потерять память, или у него могут отнять эту память, как произошло с нашим народом, с нашей страной. Путем уничтожения архитектурных ценностей, памятников, путем переименования исторически сложившихся названий городов, поселков, площадей, улиц. Путем внушения, что ничего в России ценного не было…»
Было… Было продано около 5 тысяч картин из Эрмитажа – на Запад за бесценок. На территории страны уничтожено более 90% культурных исторических памятников. Это, главным образом, храмы, церкви, усадьбы, особняки, дома старинные, книги, иконы… Более 90%. Которые мы никогда не увидим. Нужно вернуть людям память»
В нашем современном мире эти слова по-прежнему актуальны. Мы солидарны с теми, кто утверждает, что воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну, начинается с познания своей Родины, её святых мест. Вся отечественная культура зиждется на духовной основе. Патриотические чувства начинаются с уважения к святыням. Православные ценности всегда составляли духовное ядро русского человека.
Общество, где не ценят традиции, пренебрегают своим прошлым, никогда не являются долговечными. В лучшем случае их распад приводит к обретению заново когда-то отброшенного исторического наследия.
Актуальность моей работы в том, что восстановление духовно-исторической памяти позволит раскрыть историю развития нашей области, которая тесно связана с историей русской православной церкви. В результате исследовательской деятельности хотелось бы обратить внимание молодого поколения на изучение культурного наследия своего села, города, страны - традиционной российской культуры.
Чем гордиться, если не знаешь свои корни, историю родного села, города, страны, если лишён памяти о своём наследии? Исследовательская работа расскажет об утраченных святынях (храмах, монастырях) нашей области, от которых сохранились только пожелтевшие снимки, архивные записи или разрушенные храмы. Но если невозможно вернуть утраченное, то есть надежда восстановления утраченной памяти и связи нынешнего поколения с духовной традицией нашей страны.
Актуальность темы исследования подтверждают данные, полученные нами в ходе социологического опроса среди сверстников (Приложение 1). Подавляющее большинство респондентов плохо знакомы с историей какого-либо храма, часовни, монастыря в нашей области. Каждый третий уверен, что можно считаться человеком, знающим свою национальную историю, не имея при этом познаний в истории православной культуры. Пятая часть респондентов затруднилась ответить на вопрос «Что такое храм?», а каждый четвертый не знает, что такое монастырь. 95% опрошенных ничего не знают об истории какого-либо монастыря нашей области.
Общество тогда может решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Эта система выстраивается постепенно путем формирования уважения к родному языку, самобытным национально-культурным ценностям, к памяти предков и истории своей страны.
Человеку необходимо ощущать себя в истории, понимать свое значение в современной жизни, оставить о себе добрую память. Культурная память – необходимое условие нравственной жизни, духовной оседлости, национальной идентичности, привязанности к родным местам
1.2 Цели и задачи
Объект данного исследования – Памятные места, православные храмы Самарской губернии.
Предметом исследования является изучение исторической судьбы церквей их архитектурных особенностей, культурно-исторической ценности.
Цель исследования – получение исторических сведений о прошлом и настоящем церквей Самарской губернии, определение их роли в жизни людей.
Задачи:
Для достижения цели исследования авторы использовали следующие формы и методы исследовательской работы:
– изучение источников исследования: фотографий, документов, архивных материалов, газетных материалов;
– ознакомление с литературой, содержащей рекомендации по сбору краеведческого материала;
– поиск очевидцев событий с целью сбора интересующих данных; запись рассказов и воспоминаний;
– установление связей с работниками библиотек, музеев, Православного центра, настоятелями храмов с целью получения консультаций, уточнения сведений, проверки достоверности фактов;
– фотосъемка объектов исследования.
Результаты, полученные в ходе исследования, имеют большую значимость. Проводя краеведческие изыскания, мы лучше стали понимать историю своей малой родины.
Актуальностью данной работы служит проблема, высказанная В. Солоухиным «…что ничего в России ценного не было… Нужно вернуть людям память», и я решил заняться исследованием историей храмов Самарской области.
Гипотеза. В результате исследовательской работы я предполагаю проследить и выделить основные этапы в истории развития приходского храма в селе Красном, обосновать даты строительства и восстановления Свято-Ильинского храма.
1.3 Структура работы:
Данная работа состоит из трех частей: включающая в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список литературы:
Раздел 2. Содержание исследования
2.1 О роли монастырей и храмов в жизни людей
Сейчас много говорят о культуре человека. Культурный, значит, интеллигентный, образованный, отзывчивый, вежливый... Но когда мы говорим о культурном человеке, то, прежде всего, имеем в виду не столько культуру его поведения, сколько его духовный мир. Церковь пытается разными способами доносить молодежи информацию об опасностях, которые таит в себе культура без Бога. Латинское слово «cultura» означает «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие» и происходит от слова «cultus» - «почитание, поклонение, культ». То есть культурный человек - это человек, который в рамках своего свободно принятого традиционного для его страны религиозного культа, получил представление о добре и зле. Именно отстаивание своих традиционных культурных интересов является гарантией укрепления нашего государства и решения важных духовных и, как следствие, нравственных проблем в молодежной среде. И в этом - одна из основных задач педагогов. Вместе с Церковью педагоги смогут воспитывать нравственно чистых, культурных людей, патриотов своего Отечества.
Молодые люди, страдая от бездуховности, пытаются найти отдушину, но, не имея ни духовного опыта, ни духовного руководителя, пропадают в трясине пороков. Невидимыми идеологами молодежи указывается ложный жизненный путь - обогащения и удовольствия.
В противоположность этому Церковь свидетельствует: «Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий - это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов» - так говорится в Социальной концепции Русской Православной Церкви о причинах увлечения наркотиками.
Растет преступность. Зашкаливает! Это угроза, нависшая над российским обществом. Нужно бороться со злом, но как бороться? Патриарх Кирилл сказал, что Бог иногда делает очевидными все ужасы человеческого бытия, «чтобы мы могли осознать: так жить нельзя, нужно жить по закону духа». Вот и ответ, как бороться с преступностью, наркоманией, экстремизмом. Жить по закону духа!
Без крепкого духовного стержня человек не в состоянии противиться многоликому злу. Даже если он старается быть нравственным. Потому что истинная, а не искусственная, нравственность - нравится это кому-то или нет - зиждется на религиозной основе. С Богом все возможно! Мы это знаем. Бог не оставляет нас.
Русская Православная Церковь имеет богатый опыт духовно-нравственного воспитания, и этот бесценный опыт нужно использовать во благо народа, будущего поколения.
О сектах - особый разговор! После падения железного занавеса, на страну хлынул грязный поток деструктивных организаций, среди них: «Церковь Христа», «Свидетели Иеговы», последователи движения «Нью эйдж» и прочие тоталитарные секты и оккультные группы. Молодые люди, попавшие в секты, начали бесследно пропадать, сходить с ума, рушились семьи, секты лишали своих адептов крова, выбрасывали людей без денег на улицы - началась настоящая «духовная мясорубка». Государство оказалось в этой ситуации неспособным противостоять натиску сектантов. Единственная, кто смог собраться с силами и начать борьбу - Церковь Христова. В епархиях при храмах начали организовываться специальные отделы, которые распространяли о сектах, пытавшихся скрыть свое истинное лицо под всевозможными общественными, медицинскими, реабилитационными, образовательными и прочими вывесками, правдивую информацию.
Православная реабилитация страдающих от алкоголизма и наркомании на сегодняшний день признана самой эффективной. В службе наркоконтроля увидели, что эффективна не просто православная реабилитация наркозависимых, эффективен православный подход к общему решению проблемы. Духовно и нравственно просвещенная молодежь отвращается от порока, не приемлет его ни в каких формах.
Сегодня во многих даже самых отдаленных селениях, в которые заходили миссионеры, организованы православные общины, строятся церкви! Священники проводят духовные беседы с учащимися сельских школ. Были случаи, когда после таких бесед дети приходили на Крещение целыми классами. И местные руководители только приветствуют такой духовный подъем среди селян.
2.2 Разрушенные святыни (храмы, монастыри) Приложение 2
Церковь Покрова Божьей Матери и Василия Великого в Переволоках
Церковь была основана около 1711 года. До 1936 года Красная Армия приезжала в эти места для борьбы с верующими, которые упорно не хотели отказываться от своей веры. До 1936 года несколько раз расстреливали людей из-за этого.
В 1936 году в очередной раз прискакали Красноармейцы, чтоб взорвать церковь. Но оставшиеся жители попытались воспрепятствовать. Закончилось это тем, что расстреляли женщин, детей и стариков. Покидали раненых и трупы в церковь. Несколько дней охранили церковь. Охраняли даже после того как перестали слышаться крики и стоны умирающих.
Спустя только очень много дней оставшиеся жители смогли похоронить всех. Рядом с церковью стоит большой деревянный крест — это и есть братская могила. Почему братская - уже не могли опознать.
В 1936 году храм был закрыт и разрушен.
В настоящий момент, от храма остался фундамент и несущие стены, а также решетки на окнах.
Часовня Люпова
На месте постройки этой часовни 25 сентября 1911 года был зверски убит штабс-капитан артиллерии Алексей Николаевич Люпов. Часовня была построена его братом, Семеном Николаевичем Люповым, в 1913 году. Здание построено из известняковых блоков. На данный момент видимо заброшена, однако надпись на табличке указывает на то, что этот объект охраняется государством.
Церковь Николая Чудотворца в селе Осиновка
Церковь была построена в 1714 году и является самой старой церквью на Самарской Луке. Существует предание, что построена она была графом Меньшиковым за чудесное спасение Николаем Чудотворцом во время шторма на Волге. Внутри сохранились фрески по штукатурке, но полностью утрачено декоративное убранство из камня.
Церковь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина“ в селе Никольское
В селе Кануевка Безенчукского р-на Самарской области на берегу Волги в живописных, заповедных местах стоит удивительный по своей гармоничности храм уникальной архитектуры, возведенный петербургскими мастерами в начале 19 века. О нем, к сожалению, ничего не известно.
Церковь Михаила Архангела в поселке Павловка
Около ста пятидесяти лет назад в селе Павловка построили местные жители кладбищенский храм и освятили его во имя Архангела Михаила. Много дворов было тогда в Павловке. Говорят, что были они боголюбивы и богобоязненны. Но в тридцатые годы нашелся среди них один то ли Ванька, то ли Васька по прозвищу Сыч - точно уж никто не помнит, как его звали. Так вот этот местный бандюга Сыч как-то темной холодной ночью, не боясь ни Бога, ни людей, вломился с топором в дом священника. Думал, там живут богато и сытно, но отыскал только мешок дробленки. За этот мешок были зверски убиты священник и его жена. У злодея все-таки дрогнула рука, и дочку священника он только ранил. После всех пережитых ужасов она давала показания на следствии в надежде, что виновного накажут, а ей помогут. Но суд был не очень строг к Сычу, ведь он убил священника, что по тем богоборческим временам большим преступлением не считалось. А вместо помощи дочь священника чуть не лишилась дома, его хотели отнять, а местный храм разрушить. Но жители Павловки, хоть и боялись властей, но всем селом вышли защищать свой храм. Они и просили, и требовали, чтобы возле кладбища церковь не уничтожали. Приехавшая ревизия-комиссия не стала воевать с местными жителями и уничтожать святыню на глазах разъяренных сельчан, его потом просто тихонечко закрыли - и все. Храм перестал действовать и начал постепенно, с каждым днем, c каждым годом разрушаться. Но в этот пустой и недействующий храм стали приходить и молиться люди. Во все время его закрытия кто-то обязательно приоткрывал двери церкви Михаила Архангела и оставался в ней наедине с Богом. Храм жил, несмотря ни на что…
Раздел 3. Заключение
3. Выводы
Русская красота. Русская духовность. Когда мы слышим эти слова, перед глазами возникают образы православного храма. А храм, символизирующий гармонию и вечность, в едином порыве тянут нас вместе с собой к красоте и душевному свету.
Сила и благосостояние нашего Отечества – в сборе, в соборности. И чтобы достойно жить в нашей любимой стране, нашей Родине, нам так мало нужно – просто любить Родину, заботиться о сохранении Великой Истории, Веры, Культуры и любить друг друга. Верующие люди убеждены, что Божья помощь необходима человеку в любом деле, в любом начинании. Человек приходит к Богу и молится ему. Помогает ли ему молитва? Разрешает ли она его сомнения, проблемы? Многие верят в это, иные сомневаются. Современные ученые, психологи утверждают, что моление о помощи Божьей может укрепить человека в собственных силах, помочь самому справиться со своими проблемами.
То, что сейчас открывается нам, что было скрыто долгие годы, огромные пласты истории, духовной жизни, культуры – пусть даже и поздно, для многих, успевших прожить жизнь, все же - благотворно. «Нужно вернуть людям память… мы вроде бы те же самые, а живем как на другой планете»
Список используемой литературы
Приложение
Приложение 1. Результаты социологического опроса.
Приложение 2. Разрушенные святыни Самарской области
Как нарисовать портрет?
Неньютоновская жидкость
"Разделите так, как делили работу..."
Басня "Две подруги"
Зимний дуб