Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
est_li_rytsari_v_nashi_dni.doc | 922.5 КБ |
Детская областная общественная организация
«Научное общество учащихся «Поиск»
БОУ «Алаботинская СОШ»
НОУ «Интеллектуальный лабиринт»
«Есть ли рыцари в наши дни?»
Научно-практическая работа
Выполнила:
ученица 4 класса
Хоменко Диана
Руководитель:
учитель начальных классов
Мирошник Татьяна Владимировна
2013
Оглавление
Введение
Глава 1. Представления учащихся о рыцарях
Глава 2. История рыцарства
Заключение
Библиографический список
Приложение
Введение
Проблема:
Я часто от своей учительницы слышу фразу: «Рыцари так себя не ведут» или «Поступай как рыцарь». В моём представлении рыцарь – это всадник в доспехах, с копьём и мечом. В наши дни встретить коня на улице большая редкость, а всадников в доспехах сегодня нет. Почему же великодушного, благородного и храброго человека часто называют рыцарем? Так появилась тема моей работы: «Есть ли рыцари в наши дни?»
Цель исследования: выяснить, кто такие рыцари и есть ли рыцари в
наши дни.
Задачи исследования: • изучить литературу по данной теме.
• провести опрос среди одноклассников.
• способствовать формированию у сверстников представления о рыцарстве в наши дни.
Гипотеза исследования: предполагаю, что рыцари есть среди нас.
Методы исследования: анализ литературных источников; опрос; наблюдение; количественная и качественная обработка данных.
База исследования: ученики 3-4ых классов.
Глава 1. Представление учащихся о рыцарях
Меня заинтересовали вопросы:
Я решила узнать мнение моих сверстников. Было опрошено 30 человек. Данные опроса представлены в таблице.
Вопросы | Ответы |
а. Всадник в доспехах б. Пеший воин с копьем в. Конный лучник г. Пеший меченосец д. Командир отряда | 18 3 3 3 3 |
а. Земледелием б. Уборкой комнаты в. Чисткой доспехов г. Пением д. Ухаживанием за дамой сердца | 1 13 0 14 2 |
а. Храбростью б. Благородством в. Верностью г. Жестокостью | 17 9 9 3 |
а. Да б. Нет в. Не знаю | 15 7 8 |
| доброта честность смелость мужество верность храбрость сила ловкость ум вежливость воспитанность благородство |
а. Да б. Нет в. Не знаю | 10 13 7 |
Таким образом, основные результаты опроса показывают следующее:
60% | Считают, что рыцарь – это всадник в доспехах |
43% | Считают, что рыцарь никогда не занимался уборкой комнаты |
47% | Считают, что рыцарь никогда не пел |
57% | Считают, что рыцарь был храбрым |
30% | Считают, что рыцарь обладал благородством и верностью |
10% | Считают, что рыцарь обладал жестокостью |
30% | Считают, что у них есть рыцарские качества |
50% | Верят, что рыцари есть в наши дни |
Продолжая исследовательскую работу, я предложила ребятам написать сочинения о рыцарях и нарисовать герб. Много было интересных работ. Послушайте сочинение Чурсанова Андрея (приложение) и посмотрите какие гербы нарисовали ребята (приложение).
Чтобы больше узнать о рыцарях, я обратилась к источникам литературы. Вот что мне удалось узнать.
Глава 2. История рыцарства
2.1. История возникновения рыцарства
- Кого же называли рыцарем в те далёкие времена?
Изначально рыцарем называли профессионального воина. Но не простого воина. Термин «рыцарь» является синонимом слова «всадник». Рыцарь одинаково хорошо сражался копьем, мечом, топором и булавой. Передвигаться в тяжелых доспехах верхом на коне, конечно, легче, и сила атаки конного рыцаря намного превосходила пешего воина, но и без коня рыцарь был очень опасным противником.
- Какова же история появления рыцарей?
История появления рыцарей имеет множество версий. По одной из них племена варваров готов на боевых конях сокрушили Римскую империю. Конные воины легко победили пешие римские легионы. Это событие стало началом эпохи средневековья.
Средневековые королевства держались за счет военной силы, основу которой составляли рыцари. За клятву верности королю рыцарь получал землю с крестьянами, право судить и обязанность защищать их, а также право собирать налоги.
- Где же жили рыцари? Каким было их жильё?
Рыцари жили в каменных замках. Замок строился на холме или неприступной скале и был окружен стенами и башнями с бойницами для стрельбы из луков и арбалетов. В замке были подвалы, подземные ходы, ров с водой и подъемный мост. Правильно построенный замок с хорошо организованной обороной мог выдержать многомесячную осаду. Взять приступом такие мощные укрепления было очень не просто.
2.2. Обучение рыцаря
- Кто мог стать рыцарем? В каком возрасте?
Нельзя стать рыцарем просто надев доспехи и взяв в руки меч. Обучение рыцаря начиналось с 6-7 лет так же, как и в наши дни. Отличием было то, что будущего рыцаря называли пажом и по средневековому обычаю его отправляли на обучение к наиболее известному рыцарю на несколько лет. Это делали для того, чтобы родительская нежность не мешала пройти суровый путь от мальчика до рыцаря. И никаких каникул и переменок!
В обязанности пажа входило выполнять различные поручения, прислуживать за столом, помогать убирать комнату, содержать в порядке доспехи, вооружение и коня, обучаться приличным манерам. Паж упражнялся бегать в тяжелых латах, учился владеть копьем и мечом, играть в шахматы и петь песни, а так же читать, писать и считать. Пословица «Сила есть – ума не надо» совсем не о рыцарях.
За сотни лет почти ничего не изменилось. Обычный школьник всё так же выполняет поручения старших, накрывает и убирает со стола, поддерживает чистоту в квартире, содержит в порядке свои вещи и каждый хотя бы раз в жизни слышал фразу: «Веди себя прилично». Предметов прибавилось, оружие заменили ручки, карандаши и кисточки, а ещё на уроке физкультуры бегать стало гораздо легче. Мы ведь бегаем без доспехов, которые весили до 30 килограмм.
В 14 лет пажа переводили в старшеклассники – оруженосцы. Подражая рыцарю, оруженосец стремился приобрести грацию движений, приветливость, вежливость, скромность, благоразумие и сдержанность в разговорах. Оруженосец сопровождал рыцаря на охоте и в путешествиях, содержал оружие своих господ в порядке и чистоте, помогал рыцарю облачаться в доспехи, носил за рыцарем его копье и щит. Различные домашние обязанности сочетались с военной службой. На войне во время боя оруженосец оставался позади своего рыцаря, следил за его действиями, подавал новое оружие взамен сломанного, помогал раненому рыцарю покинуть поле боя. В мирное время боевые навыки совершенствовались в рыцарских турнирах.
2.3. Посвящение в рыцари
- А как же происходило посвящение в рыцари?
Посвящение в рыцари было великим событием, которое запоминалось на всю жизнь, как и выпускной вечер в школе, ведь простой оруженосец становился рыцарем.
- Знаете ли вы 7 рыцарский добродетелей, которыми должен был обладать каждый рыцарь?
По достижении совершеннолетия оруженосец проходил обряд посвящения в рыцари. Решение о присвоении этого титула принимал король, он же проводил церемонию.
Во время церемонии будущий рыцарь становился на колени перед королем, который произносил следующие слова: "Жалую тебе звание рыцаря. Будь верен Богу, государю и подруге; будь медлителен в мести и наказании и быстр в пощаде и помощи; подавай милостыню; чти женщин и не терпи злословия на них ". Это наставление содержало основной смысл рыцарского кодекса чести, однако каждый мужчина должен стремиться придерживаться этого кодекса:
После наставления король три раза ударял плашмя мечом по плечу новоизбранного рыцаря и, вместо аттестата об образовании, опоясывал его мечом. В этот день устраивались пиры и турниры, где рыцарь мог продемонстрировать свою ловкость и умение.
Каждый новообращенный рыцарь получал свой герб. Он изображался на одежде и щите. Гербы служили отличительными знаками на поле боя, а так же показателем происхождения, знатности рода и совершенных подвигов.
Основными занятиями в жизни рыцаря были ухаживания за дамой сердца, охота, пиры, рыцарские турниры и война. И не так важно с кем воевать – с другим государством или со своим соседом, но всегда за справедливость. Среди нас, школьников, тоже есть те, кто всегда готов ввязаться в драку за правое дело.
Рыцарь – это воин с острым чувством собственного достоинства. В бою он зависел только сам от себя и мог прославиться, показав свою храбрость, крепость своих доспехов и резвость коня. Но если рыцарь забывал об осторожности и бросался в бой сломя голову, как школьник на переменку, этот бой становился последним в его жизни.
Даже в бою рыцари с большим почтением относились к себе подобным и редко наносили смертельные ранения. Победой считалось выбить противника из седла, взять его в плен. При этом всегда была возможность проявить благородство и милосердие.
Рыцарь на коне никогда не атаковал пешего рыцаря, вооруженный не бросался на безоружного, а сильный не стремился напасть на слабого, потому что победа над слабым несла не славу, а лишь позор.
С появлением огнестрельного оружия, доспехи перестали быть надежной защитой, и рыцари утратили специфику особого сословия.
Заключение
Изучив литературу, проведя наблюдение и опрос среди одноклассников, я могу сделать следующие выводы:
Я решила выяснить, есть ли рыцари в моём классе?
Мальчикам было предложено понаблюдать за своими хорошими поступками. Наблюдения проводились в течение одной недели. По итогам наблюдений я составила таблицу.
Фамилия, имя | Защитил слабого | Оказал помощь | Уступил дорогу страшим | Подал верхнюю одежду девочке | Поднёс портфель девочке | Никого не обидел ни словом, ни делом | Общее количество поступков |
Джоджуа Эдуард | + | ++++ | +++++ | + | + | 12 | |
Серов Александр | + | ++ | ++ | + | + | ++ | 9 |
Салыков Алмаз | +++ | + | +++ | 7 | |||
Серов Егор | +++ | ++++ | +++ | +++ | ++ | + | 16 |
Чурсанов Андрей | ++++++++++ | ++++ | +++++ | 19 | |||
Чернышов Алексей | ++++++ | ++++++++++ | +++++ | 21 | |||
ИТОГО | 5 | 31 | 25 | 5 | 3 | 17 | 84 |
Таким образом, я выяснила, что всего за неделю мальчиками было совершено 84 рыцарских поступков. С каждым днём в нашем классе стали совершать всё больше рыцарских поступков и поэтому считаю, что свою работу я провела не зря.
Рыцари ЕСТЬ в наше время, но мне хочется, чтобы их было БОЛЬШЕ.
Библиографический список
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Муравьиная кухня
Каргопольская игрушка
Три орешка для Золушки
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)