Данная исследовательская работа была подготовлена для участия в республиканской научно - практической конференции имени Л.Н.Толстого, где заняла 3 место.
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_tatyany_larinoy.doc | 60.5 КБ |
Республика Татарстан
Апастовский муниципальный район
Большекокузская средняя школа
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Образ Татьяны Лариной в иллюстрациях русских художников»
(с приложением компьютерной презентации)
ученицы 11 класса
Камаловой Алисы Рифатовны
Руководитель
Сулейманова Н.М.
2010 год
План
исследовательской работы
1. ВСТУПЛЕНИЕ
а) цели и задачи исследования;
б) обзор литературы
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
а) образ Татьяны Лариной в иллюстрациях художника Кузьмина;
б) Татьяна Ларина в изображении художников Константинова, Рудакова, Игнатьева;
в) Татьяна художницы Самокиш – Судковской;
г) образ Татьяны в романе Пушкина «Евгений Онегин» и современницы поэта;
д) образ Татьяны в иллюстрациях художницы Тимошенко
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Иллюстрации к произведениям русской классики всегда занимают значительное место не только в истории изобразительного искусства, но и в истории русской литературы, так как позволяют внимательнее прочитать, острее почувствовать и пережить хорошо знакомые страницы. Иллюстрация выступает не как украшение книги, а прежде всего как средство раскрытия и пояснения художественного текста. Известный филолог и исследователь искусства книги Ф.И.Буслаев рассматривал иллюстрацию как «объяснение текста очертаниями в формах ваяния и живописи», считая её прямым и существенным выражением единства «этих обоих искусств в их отношении к словесности во все времена и у всех народов».
Цель нашего исследования:
Работая над данной проблемой, пришлось столкнуться с трудностями, так как специальной литературы по интересующему нас вопросу найти не удалось, материалы собирали из энциклопедий, Интернет – ресурсов, журналов, газетных вырезок, хранящихся в методической лаборатории руководителя.
Иллюстрации были отобраны из журналов «Литература в школе», отсканированы и использованы в качестве приложения к исследовательской работе.
А.С.Пушкин сам был первым иллюстратором своих произведений, а позднее всегда очень внимательно относился к появляющимся иллюстрациям. Исследователи установили, что в журнале «Невский альманах» за 1829 год было опубликовано шесть рисунков художника А.В.Нотбека к роману «Евгений Онегин», которые вызвали резкие эпиграммы поэта: «Вот перешед чрез мост Кокушкин» и «Пупок чернеет сквозь рубашку»:
Вот перешед чрез мост Кокушкин,
Опершись… о гранит,
Сам Александр Сергеич Пушкин
С мосьё Онегиным стоит…
Поистине талантливые иллюстрации к произведениям Пушкина, раскрывающие авторский замысел, появились уже после смерти поэта – во второй половине 19 века. К работе над произведениями Пушкина обращались крупнейшие художники М.О.Микешин, Н.В.Кузьмин, Д.Н.Кардовский, И.Е.Репин, М.В.Добужинский
Особое место в художественной пушкиниане занимают иллюстрации к «Евгению Онегину», поскольку этот роман с давних времен привлекает внимание живописцев, и прежде всего особый интерес художников вызывает главная героиня романа , о любви к которой признавался сам Пушкин, Татьяна Ларина.
Полтора века назад, придумав рисунок к своему «Евгению Онегину», Пушкин попросил брата: «…найди искусный и быстрый карандаш». И теперь, глядя на знаменитые рисунки Николая Васильевича Кузьмина , нам кажется, что поэт мечтал именно о таком иллюстраторе своего гениального романа в стихах. Искусное и быстрое перо Кузьмина сотворило подлинное чудо: его Татьяна , кажется, сама собой, непроизвольно возникает на страницах романа, как будто витавшие в читательском воображении образы и представления удивительным образом материализовались и не лишились при этом своей воздушности.
В 1934 году вышло первое издание «Онегина» с рисунками Куэьмина. За рубежом роман с иллюстрациями художника выходил 12 раз. Это издание вызвало целую литературу отзывов. Общим было мнение, что «художник повторял манеру набросков Пушкина на полях его рукописей». Сам художник писал, что он хотел «преодолеть, иллюстрируя Онегина, ….оперный штамп, освободить в сознании читателя роман Пушкина из-под наслоений оперных образов». «Дерзновенная мысль проиллюстрировать «Евгения Онегина » зародилась у меня осенью 1928г….в Саратове. Там, каждый вечер я уходил в библиотеку и читал «Е.О». Там-то я и прочитал впервые по-настоящему этот роман… многие места «Онегина» открыли для меня свой автобиографический смысл, и казалось заманчивым попытаться расшифровать для себя и для читателя эти места графическими комментариями».
На наш взгляд, художнику удалось преодолеть тот штамп, о котором он говорит: Татьяна в изображении Кузьмина, действительно, напоминает нам рисунки самого поэта и выглядит очень тонкой, нежной, хрупкой.
Совсем не таков портрет героини в изображении художника Ф.Д.Константинова. Константинов, ученик Фаворского, известный книжный график, иллюстратор русской и зарубежной классики. Гравюры его будут вызывать живой интерес и глубокое восхищение всегда – пока будет существовать искусство ксилографии. Пушкина художник иллюстрировал всю жизнь.
Писатель Всеволод Иванов 31 декабря 1954 года в газете «Известия» рассказывал, какое впечатление произвели на него иллюстрации Константинова: «… Однажды, набрав увесистую пачку книг, я отошел было от прилавка. Вдруг слышу голос продавца: «Товарищ, вы забыли купить ещё одну замечательную книгу! Гляжу, подает он мне «Евгения Онегина» в новеньком серовато – голубом переплете. Произведений Пушкина у меня много, а Евгения Онегина имею в нескольких изданиях. «Экое диво!»-думаю. Однако ж взял книгу посмотреть, развернул и сразу понял продавца. Издание действительно замечательное. Отличная бумага, четкий крупный шрифт, а главное, изумительные иллюстрации – гравюры на дереве художника Константинова….»
Художник изобразил Татьяну, сидящей на балконе. Портрет, представляющий собой шедевр графики , великолепен по рисунку. То ли раннее утро, то ли поздние сумерки… На коленях Татьяны – книга, а сама она где – то очень далеко. Глядя на неё, невольно вспоминаешь строки : «...И часто целый день одна \ Сидела молча у окна…». От девушки веет свежестью, обаянием молодости. Мечтательность её взгляда выразительно оттеняет решительность плотно прикрытых губ. Чувствуется характер и яркая индивидуальность героини. Татьяна у Константинова – олицетворение простоты, скромности, целомудрия, именно тех качеств, за которые мы любим эту героиню и благодаря которым Пушкин назвал её «милым идеалом».
На иллюстрации художника Клодта Татьяна также изображена у окна. Падающий от окна свет вырывает из сумрака лицо и устало – поникшую руку. Лунный свет освещает её фигуру, её богатое платье, её грустное лицо – но это… не Татьяна. Это может быть любая другая девушка: София из «Горя от ума», княжна Мери из «Героя нашего времени»… Мы не чувствуем в Татьяне Клодта той простоты, искренности, естественности, которые характерны для Татьяны.
К.Рудаков, на наш взгляд, сумел ухватить главное в пушкинской героине: ее нельзя назвать красавицей, но почему – то все хочется смотреть на неё, вероятно, потому, что она светится внутренней красотой, от неё идет свет. Художник сумел передать в одном потрете всю жизнь Татьяны, её добродетели и пороки (которые вряд ли были у неё); портрет для него – это сгусток жизненной энергии, это образ судьбы человеческой.
При изучении иллюстраций складывается впечатление, что художники искали прообраз Татьяны в современницах Пушкина.
Иллюстрация Фонвизина написана акварелью. Главное место в картине занимает Онегин. Породистый, горделивый, осанистый, презирающий суету, знающий себе цену, считающий себя непревзойденным и поэтому позволяющий себе читать нравоучительную проповедь . Татьяна же изображена спиной к зрителям, лица её мы не видим. Ее поза, наклон ее головы показывают внутреннее напряжение героини. Холодная серовато-зеленовато- голубовато – розоватая гамма сочетается с поэтичностью психологической характеристики.
В иллюстрациях художника Игнатьева много света, простора. Художник изображает героиню на природе. Вот она на веранде: изображенная в полный рост и почти спиной к нам, словно боится спугнуть нахлынувшие на неё чувства. Вот в парке с Онегиным. В солнечных лучах купается густая, усыпанная светлыми бликами листва. От неё на траву падают густо – синие тени. Все наполнено воздухом, светом, цветом. Все пространство холста, окруженное чистым, свежим воздухом, воспринимается как прекрасный, но хрупкий мир, который через секунду может быть разрушен, как будет изломан, разбит, растоптан внутренний мир Татьяны проповедью Онегина.
Глядя на иллюстрации современного художника Д.Белюкина, думаешь, что не просто мастерство и талант , а какое – то небывалое вдохновение водило его кистью. Работы живописца отличает бесхитростность, некоторая прямолинейность и одновременно свежесть, искренность. Образ Татьяны создан с необыкновенной теплотой и любовью. Пронизанная солнечными лучами атмосфера, яркая зелень передают ощущение бьющей через край жизни. Мы видим нежную, трогательную фигуру героини, в ней много неповторимости и жизнелюбия. Пейзаж: собирающиеся темно – синие тучи, надвигающиеся на солнце, - передает её настроение, её переживания.
Анализируя иллюстрации художников, мы увидели, что их привлекают эпизоды, наиболее важные с психологической точки зрения. Нам удалось найти 6 иллюстраций художников Н.В.Кузьмина, Л.Тимошенко, , Е.П.Самокиш – Судковской, Ю.Игнатьева и др., , изображающих сцену объяснения в саду, а также часто рисуют читающую в кабинете Онегина Татьяну, их последнюю встречу на петербургской квартире Татьяны.
Художница Е.П.Самокиш – Судиковская иллюстрировала роман «Евгений Онегин». Татьяна на её картинах разная. Художнице удалось добиться свежести, подлинной жизненности, сочетания импозантности с детской непосредственностью героини. Она явно сочувствует свей героине. Ей удалось раскрыть внутренний мир Татьяны, для этого нужно быть психологом, наблюдательным, вдумчивым.
Оформлением произведений классиков занимались одни из самых известных художников пушкинского времени,- П.П.Соколов и М.О.Микешин. Иллюстрации этих художников к «Евгению Онегину» произвели огромные впечатление на читающую публику и в последствии стали классическим образцом книжной иллюстрации.
Павел Петрович Соколов (1826-1905)- младший современник А.С.Пушкина, выполнил рисунки к «Евгению Онегину» в 1855-1860 годы свинцовым карандашом, а некоторые акварелью. По собственному признанию, художник решил иллюстрировать поэму на свой страх и риск, однако постепенно увлекся работой и составил целый альбом иллюстраций, в который вошло 48 рисунков. Рисунки художника, по замечанию современников, точно передавали пушкинскую эпоху. В кружке А. Хомякова П. П.Соколова называли «творцом Татьяны», а ректор Академии художеств П. Клодт предлагал собственные средства на издание рисунков. Однако иллюстрации были опубликованы только в 1893 году и имели огромный успех.
Михаил Осипович Микешин (1836-1896), академик живописи и скульптуры, известен как автор памятника тысячелетию крещения Руси в Новгороде, памятника императрице Екатерине II в Петербурге, а также других работ. Увлеченно и плодотворно художник работал над книжной иллюстрацией. Известны его иллюстрации к произведениям Н. В. Гоголя и Тараса Шевченко, рисунки на сюжеты русских былин.
Характерно, что П.П.Соколов, и М.О. Микешин в своем художественном творчестве обратились к одной и той же пушкинской строфе, дав ее различную стилистическую интерпретацию, причем каждый из них работал в собственной манере и создавал свой образ:
Смеркалось; на столе блистая
Шипел вечерний самовар.
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
Разлитой Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал;
Татьяна пред окном стояла,
На стекла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е.
Павел Петрович Соколов создал один из самых лиричных душевных образов Татьяны, прибегая при этом к простому и ясному языку штриха и линии, оставляя достаточно пустого пространства, чтобы все внимание читателей обратилось на лицо и жест Татьяны. Ее уста чуть приоткрыты, она как будто дышит на «стекла хладные». Художнику важно показать ее внутренний мир, внутренние переживания. За внешним лаконизмом образа скрыта глубокая и сильная натура героини.
Образ героини на гравюре М.О.Микешина, также как и у П.П.Соколова, полон лиризма и нежности. Фигура Татьяны написана более детально. Татьяна находится в обстановке своей комнаты. Облокотясь коленом на массивное кресло, она выводит надпись на стекле, скрытом за тяжелыми шторами. Художник отметил все детали, даже нарисовал горшки с цветами на деревянном широком подоконнике. Однако при этом исчез, на наш взгляд, динамизм переживания героини. За множеством внешних деталей скрылся ее внутренний мир. На картине М.О.Микешина Татьяна более задумчива и сдержанна.
Таким образом, изучив найденные нами иллюстрации к известным пушкинским строкам «Евгения Онегина» мы можем увидеть, насколько различным может быть прочтение одного и того же образа. Работы П.П.Соколова и М.О.Микешина,( а эту сцену иллюстрировала также Самокиш – Судковская), практически дословно интерпретируют строфу поэмы, однако каждый из них для раскрытия образа Татьяны обращается к различным художественным приемам и акцентирует свое внимание на различных деталях.
Мне же больше всего близок образ Татьяны, созданный художницей Л.Тимошенко. Её картина привлекает поэтичностью, теплотой. Именно про её Татьяну можно сказать:
Ни красотой сестры своей,
ни прелестью её румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Художница создает образ своей героини с большой любовью. Мы видим необыкновенную серьезность в лице Татьяны. Её взгляд, направленный прямо на нас, надолго запечатлевается в памяти. Тоненькая, худенькая, Татьяна обладает огромной внутренней силой. Художница изобразила её на природе, в гармоничном единстве с которой и живет эта молодая девушка. В этом удивительная достоверность образа .
Таким образом, мы убеждаемся, в том, что можно наизусть знать текст книги, но хорошие иллюстрации помогут найти в книге что-то новое и необыкновенное. И художники, каждый по – своему создававшие образ Татьяны, сумели передать авторскую идею , углубив и расширив наши представления об этой героине.
Список использованной литературы
1. Знаменитые русские художники. Биографический словарь. С.-Пб., «Азбука – классика», 2001
2. Журналы «Литература в школе», 2000- 2009 годы
3. Журнал «Русский язык и литература для школьников», 2009, №
4. Интернет – ресурсы
5. В.Я.Коровина, Т.К.Молчанова «Методическое руководство к раздаточному иллюстративному материалу по литературе», М., «Просвещение», 1983
6. Журналы «Юный художник», №№1-10, за 1990 год
Юрий Алексеевич Гагарин
Воздух - музыкант
5 зимних аудиосказок
Финист - Ясный сокол
Сорняки