На основе школьного и семейных архивов, воспоминаний людей разных поколений ученица знакомится с возникновением и развитием фотодела в своём родном селе, школе.
Вложение | Размер |
---|---|
zapechatlyonnye_vremenem.doc | 81 КБ |
Тема: «Запечатлённые временем»..
Автор:
Идрисова Дарья
ученица 7 «б» класса
МКОУ СОШ № 2
Адрес:
356180, Ставропольский край
Труновский район
с. Труновское
Руководитель:
Тарасова Валентина Ивановна
учитель истории и обществознания
МКОУ СОШ № 2
2015
Содержание
стр
Введение........................................................................................ 2
1. Методика исследования……………………………… ….... 3
2. Обзор литературы………………………………………… 4
3. Результаты исследования…………………………………… 4 - 7
3.1. Первый этап работы «Становление и
развитие фотодела в России»………………………….. 4
3.2. Второй этап работы
«Загляните в семейный альбом»………………………… 5
3.3. Третий этап работы
«Фотограф - любимое дело и профессия.» …………….. 8
5. Выводы……………………………………………………………….. . 10
6. Источники……………………………………………………………. 11
7. Список литературы………………………………………………… . 12
8. Приложения (список приложений)………………………………… 13
Введение
С древних времен люди старались запечатлеть происходящее вокруг себя в
наскальных рисунках, гравюрах и иллюстрациях, картинах.
Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало неповторимый вид искусства – фотографию. Фотография сегодня стала неотъемлемой частью нашей жизни. Легко и просто можно запечатлеть себя, своих друзей, родственников, щелкнув фотоаппаратом или телефоном. Но ведь такое было не всегда. Возникновение и развитие фотографии имеет свою историю. Впервые в истории культуры человек нашел способ непосредственно запечатлеть время, и одновременно, возможность сколько угодно раз воспроизвести это время, повторить его, вернуться к нему. А как всё это начиналось? Константин Симонов сказал: «Человек, который смотрит на жизнь через глазок фотоаппарата, всегда, в конечном счете, глядит через него в историю». Кто они, люди, внесшие неоценимый вклад в историю нашего села, края, страны сохранив её на маленьких черно-белых прямоугольниках на века? Эти и другие вопросы определили актуальность исследования.
Объектом исследования являются фотографии различных лет, фотографы, которые на миг остановили время и оставили этот миг на долгую память.
Цель моей исследовательской работы:
изучение процесса становления и развития фотографического дела в селе Труновском.
Поставленную цель я решил реализовать через следующие задачи:
1. Узнать о становлении и развитии фотографической деятельности в России.
2. Собрать воспоминания жителей села о фотографах и фотолюбителях.
3. Рассмотреть влияние фотографии на общественную и культурную жизнь региона
4. Выступить с данной темой перед учащимися нашей школы. Собранный материал передать в школьный зал боевой славы.
Хроника:
В своей работе я изучаю период появления и распространения фотографического дела с середины XIX до конца XX века.
Научная новизна работы состоит в том, что это первое исследование, посвященное становлению и развитию фотографического дела в селе Труновском с привлечением различных источников.
Методы исследования определялись целью, решением теоретических и практических задач, системным подходом, реализованным в ходе поисковой работы.
Ведущими методами выступают следующие:
- теоретический: анализ тематической литературы;
-эмпирический: встреча с жителями села, сбор и обработка воспоминаний, фотографий, видеозаписей.
Исследовательская работа была начата в 2014 году. На основе школьного и семейных фотоархивов, воспоминаний людей разных поколений, автор знакомится с историей возникновения и развития фотодела своего села, школы. Важным стали воспоминания жителей села, которые необходимо было проанализировать и систематизировать. В работе используются данные научно-популярной литературы о фотоделе. Специализированные издания позволяют проследить динамику развития фотографии в России. Основная часть материалов, представленных в периодических изданиях, касается технических вопросов, рассказывает о зарубежных и российских выставках и конкурсах, деятельности фотографических обществ, биографии наиболее видных представителей фотографии.
Поставив своей целью изучение вопроса о развитии фотодела в нашем селе, я побывала в музее имени К.А. Трунова, просмотрела фотографии, рассказывающие о замечательных земляках, участниках гражданской и ВО войн, тружениках производства. В школьном зале боевой славы с интересом рассматривала фотографии разных выпусков, начиная с первого, который состоялся в 1941 году. Старые фотографии завораживают, притягивают своей загадочностью и необычностью, рассказывают историю далёкой жизни наших односельчан. Листая альбомы, рассматривая фотографии, хотелось узнать, кто был их автором. Информацию о развитии фотодела в нашей стране я нашла в специализированной литературе, в Интернете. О том, как оно развивалось в нашем селе, я постаралась узнать у жителей села. Мне удалось установить фамилии фотографов, которые в течение 50-80 годов создавали историю села, семей в фотографиях. О некоторых из них мне рассказали их родственники. А вот о фотографах более раннего времени информации очень мало, поэтому намерена продолжать поиск и сбор материала.
Практические результаты исследования.
Собранный материал может быть использован при подготовке внеклассных мероприятий, для работы школьного Зала Боевой славы.
Представленные данные могут быть использованы в учебном процессе в ходе занятий по курсам «История», «Краеведение». Для меня работа представляет большой интерес, планируется её продолжение.
По исследуемому вопросу существуют специализированные издания, которые позволяют проследить динамику развития фотографии в России.
Сведения о жизни и деятельность первых русских фотографов содержаться в книге С.А. Морозова «Первые русские фотографы-художники». В.П. Блюмфельд в книге «Из истории фотографии» рассказывает о родоначальнике русской фотографии С.Л. Левицком, знакомит с его трудами.
О развитии фотодела в 80-90-е годы рассказывает Баскаков А. в книге «Фототворчество России: история, развитие и современное состояние фотолюбительства».
Анализ источников позволяет проследить становление и развитие фотодела, создания фотолюбительских обществ в России.
3.1. Становление и развитие фотодела в России.
История фотографии в нашей стране насчитывает более 160 лет. Фотография, ставшая неотъемлемой частью повседневной жизни, прошла длительный путь развития. В начале, это были разработки ученых и изобретателей. Благодаря их непрерывной работе, искусство фотографии развивалось быстро и уже в конце XIX века русские фотографы участвовали в международных выставках и салонах, состояли членами международных фотографических обществ, а их работы оценивались самыми престижными премиями и наградами. Постепенно интерес к фотографии от научного перешел к повседневному. Появились новые профессии фотограф, ретушер. Известнейшим фотографом XIX- начала XX века становится Сергей Левицкий. Сергей Львович увлёкся фотографией во время инспекционной поездки в 1842 году на Кавказ для изучения состояния минеральных вод. Первые его работы, пейзажные фотографии Кисловодска и Пятигорска, были удостоены золотой медали на международной выставке в Париже. Это была первая в истории награда за фотографические произведения. Левицкий стал фотографом царской семьи. Им сделаны снимки Александра II, семьи Александра III, императорской четы — Александры Федоровны и Николая I. Одним из первых он создал ателье под названием «Светопись». Ателье приобрело широкую известность в столице, в нём были увековечены многие деятели русской культуры. Левицкий превратил фотографию в художественное творчество, и предложил использовать во время съемки разнообразные декоративные фоны. Фотоотпечатки, воспроизводимые на тонкой фотобумаге, требовали определенного обрамления, что привело к появлению фотографического бланка, или паспарту. Согласно закону о цензуре, фотограф обязан был указать выходные данные: название, фамилию, адрес. Вот так выглядела оборотная сторона фотографии, выполненной Левицким.
Интерес к фотографии возрастал. Совершенствовалось качество фотографий. Создавались фотографические общества. Уже в начале XX века большое развитие получил портретный жанр.
3.2. Загляните в семейный альбом.
Сегодня трудно понять то воздействие, которое оказывала фотография на людей, живших столетие назад. Для них искусство фотографии было чудом, загадкой. Они восхищалась точностью воспроизведения улиц и домов. С удивлением рассматривали свои изображения. Видеть окружающий их мир с его прикрасами и своеобразием, ценить его и самих себя учили первые фотографы. Для одних позировать перед фотообъективом было настоящим событием, для других - модой, желанием не отстать от соседей. Приходили фотографироваться семьями, по праздникам или в дни особых событий, принаряженными. Фотографы снимал людей такими, какими они были на самом деле - немного неуклюжими, порой скованными, но всегда счастливыми, гордыми, сентиментальными. С начала XX века в каждой семье стало модным помещать на стене в рамочке фотографии своих родных. На старых семейных фотографиях мы можем разглядеть лица и наряды, почувствовать среду, окружавшую наших односельчан.
Для сельских жителей фотография была редкостью. Как правило, фотографы приезжали из городов, чтобы запечатлеть различные события, поэтому имена мастеров многих фотографий, которые хранятся в фотоархивах, не сохранились. Особый интерес вызывают фотографии начала XX века, которые представляют особую ценность. Фотографии семьи Адоньевых: на одной из них молодой мужчина Дупак Василий Семёнович, на другой его дочь Дупак Фёкла Васильевна. Из воспоминаний Адоньевой Елены Алексеевн: «Я очень дорожу этими фотографиями и храню их с детства. Это фотографии моего дедушки и мамы, а фотографии бабушки нет. Она никогда не фотографировалась, считала это грехом». На фотографии 1936 года семья Чернолиховых: дед Алексей Николаевич с внуком Василием. Особая гармония привлекает наш взгляд, в ней чувствуется особая любовь старшего Чернолихова к продолжателю фамилии. Эти фотографии отпечатаны на стандартной фотобумаге, что было обязательным условием всех фотоателье того периода.
В семейных архивах Москвитиной Валентины Фёдоровны, Тарасовой Таисии Ивановны, Шпаковой Марии Ивановны я увидел школьные фотографии, которые были выполнены в марте 1941 году неизвестным фотографом. На одной из них ученики 3 класса, на другой первый выпуск средней школы № 2 , ученики которого сразу после выпускного вечера ушли на фронт. А вот фотография, на которой выпускники малочисленного выпуска 1945 года.
Школа – это большая семья, со своей историей, своими детьми, своей памятью. Листая школьную летопись, с интересом рассматриваю многочисленные фотографии. Передо мною проходит школьные годы многих выпусков разных лет. С любопытством всматриваюсь в лица, одежду учеников. Безмолвные фотографии рассказывают о жизни и культурном развитии того времени: о работе в школьной ученической бригаде, спортивных достижениях, весёлом летнем отдыхе, встречах с героем ВО войны Василием Федоровичем Громаковым, участием в различных школьных конкурсах и смотрах.
Особое место занимают фотографии военных лет. Уходят годы, уже в редких семьях живы те, кто был очевидцем, а уж тем более участником героической битвы народа нашей страны с фашизмом. О мужестве и подвигах советских людей, проявленных в этой кровопролитной войне, остались многочисленные свидетельства, запечатленные в фотографиях, кинокадрах, архивных сведениях и мемуарах. Но что значат эти документальные материалы без внимания и понимания со стороны ныне живущих и потомков? Только передавая эстафету памяти от поколения к поколению, мы каждый раз воскрешаем доблестные образы тех людей, которые выполняли свой долг и жертвовали жизнью ради нашего мирного будущего. В школьном зале боевой славы, в сельском музее целая галерея фотографий наших земляков-участников Великой Отечественной войны. Бережно хранятся фотографии фронтовиков в семейных архивах. С первых дней войны и до Победы прошёл военными тропами пехотинец Иванов Алексей Михайлович, о котором мне рассказала учитель истории Тарасова Валентина Ивановна: «К сожалению, в те времена фотографии были редкостью. В нашей семье особенно памятны военные фотографии моего дедушки. Их всего две. В октябре 1945 года дедушка прислал домой из Германии фотографию, на которой он с другом на фоне немецкого дома, на переднем плане, присела около завалинки маленькая немецкая девочка. На оборотной стороне фотографии дедушка написал тёплые слова, обращенные к жене и дочкам с надеждой вернуться домой».
В семье Мирсковой Валентины Федоровны хранятся фотографии её отца, Подольского Федора Ефимовича фронтовика, артиллериста 271 Горловской Краснознамённой ордена Богдана Хмельницкого стрелковой дивизии. Следопытами нашей школы были собраны фотографии воинов- ставропольцев 271 дивизии, фотоальбом в 90-е годы был передан в сельский музей.
Благодаря кропотливой работе учителей и учеников нашей школы собран материал об учителях – участниках ВО войны. Многие давно уже ушли из жизни, но память о них хранят фотографии в школьном зале боевой славы.
3.3. Фотограф - любимое дело и профессия.
Долгие годы самым известным фотографом села был Кузнецов Николай Иванович. Ещё на фронте он познакомился с работой фронтового фотокорреспондента. Новое дело быстро его увлекло. После возвращения с фронта Николай Иванович решил работать в сельском фотоателье. Он стал
автором несчётного количества снимков, запечатлевших жизнь жителей села в 50-70-е годы. Фотоателье пользовалось у жителей большим спросом. Порою даже собирались очереди, чтобы сфотографироваться или получить готовую фотографию. Кузнецова Татьяна вспоминает: «Работу у отца всегда было много. Фотографии были самыми разными. Люди шли фотографироваться, когда случались важные семейные события: свадьбы, проводы в армию, дни рождения детей. Часто фотографировал ветеранов, передовиков производства, сельские праздники и мероприятия. Работу любил». В работах Кузнецова Николая Ивановича прослеживается развитие культуры села, сохранение народных традиций.
Память о новостройках нашего села, которое активно застраивалось в 60-70-годы, оставил фотолюбитель Яковенко Василий Андреевич.
В течение 30 лет школьный фотоархив пополнялся фотографиями снятыми учителем физики Завгородневым Николаем Фёдоровичем. Учительский коллектив, кружковые занятия учеников, школьные мероприятия в 50-70 е годы остались в памяти многих поколений благодаря фотографиям Николая Фёдоровича. Увлекшись фотоделом, он приучал к нему и учеников. Под его руководством в школе был организован кружок фотолюбителей. Многие мальчишки старались летом заработать денег, чтобы купить себе фотоаппарат. В то время на прилавках магазинов можно было приобрести самые разные модели: «Зенит», «Заря», «Спутник», «Смена», «Зоркий», «Искра». Любительские фотографии появлялись в каждой семье. Старшеклассники старались снимать интересные сюжеты из жизни школы и жизни своих одноклассников. Увлекательное занятие для некоторых юношей осталось любимым на всю жизнь, а для некоторых стало настоящей профессией.
Ещё в школе увлекся фотоделом выпускник 1975 года нашей школы Макаев Евгений Васильевич. Его одноклассница Трофимова Тамара Рондольфовна рассказывает: «Женя всегда был не таким как все. Увлекался музыкой, стал участником вокально-инструментальной группы «Труновские ребята». В юности у него появилась мечта - самому смастерить самолёт, увидеть родное село с высоты птичьего полёта и запечатлеть его красоту на киноплёнку. И он эту мечту осуществил. А ещё Евгений занимается очень важным делом: сохранением памяти о своих земляках, знаменитых и не очень, тех, жизнь которых и составляет историю нашего села. Он встречается со многими героями своих фильмов, берёт у них интервью, работает с их домашними архивами». Евгений Васильевич передал в школьный зал боевой славы фильм о своих одноклассниках и учителях средней школы № 2.
На протяжении нескольких лет на фотопленку историю школьной жизни снимает выпускник 1977 года нашей школы Новиков Александр Михайлович. Фотографии школьных вечеров, праздников, выпускных балов, школьных будней в интересной современной обработке пополняют летопись школы. Его видеофильмы о родном селе, тружениках совхоза «Терновский», истории храма Святой Троицы вошли в фондовые запасники школьного зала боевой славы.
Выводы
В результате проведённого исследования удалось выяснить следующее:
Источники
Архивные материалы школьного Зала боевой славы МКОУ СОШ № 2 с. Труновского Труновского района Ставропольского края
1. Воспоминания Адоньевой Е.А., 1933 г рождения, жительницы
с. Труновского
2. Воспоминания Тарасовой В.И., 1961 г рождения, жительницы
с. Труновского
3. Воспоминания Кузнецовой Т.Н., 1958 г рождения, жительницы
с. Труновского
4. Воспоминания Трофимовой Т.Р.1958 г рождения, жительницы
с. Труновского
Литература
Золотая хохлома
Снег своими руками
Северное сияние
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Как напиться обезьяне?