В работе исследуются способы решения задач на смеси и сплавы
Вложение | Размер |
---|---|
Решение задач практической направленности | 74.25 КБ |
г. Нижнекамск Республики Татарстан
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №28»
Класс 7
Предмет Математика
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: Решение задач практической направленности
Руководитель Сабанина Валентина Павловна
учитель математики
Учащийся Галимова Алсу
2015 г.
Оглавление
2.1. Теоретический материал - 4-7 стр
Введение.
Задачи на растворы, сплавы и смеси имеют практическую направленность. Например, мы пьём чай и кладем в чашку столько сахару, чтобы не пересластить (создаём нужную нам концентрацию), а если пересластили, то добавляем воды. Летом мы ходим за грибами, затем их сушим. И мы понимаем, что чем дольше их сушить, тем меньше в них остается воды, при этом масса сухого вещества не меняется. Врач выписывает рецепт, и мы покупаем мази, микстуры с определенной концентрацией лекарственных веществ.
Кроме того, задачи на смеси, растворы и сплавы входят в обязательный курс школьной математики и встречаются на ЕГЭ, но умеют решать их, увы, не многие. В своей работе я постараюсь рассмотреть способы решения данной разновидности задач.
Учитывая актуальность данной темы, мною проведена данная исследовательская работа.
1.1.Цель исследования - математическая классификация типичных способов решения задач.
1.2.Предмет исследования - способы решения задач, включенные в школьные учебники, сборники задач.
1.3.Гипотеза исследования – знание типов задач, и умение переводить условие задачи на умение ее решать.
Цель, предмет и гипотеза исследования обусловили выдвижение и решение следующих задач исследования:
- Изучить теоретический материал по данной теме;
- Проанализировать тексты задач из учебников и задачников для средней школы;
- Распределить задачи на группы и решить их.
Основная часть
Решая задачи на смеси и сплавы, нам нужно будет выделить компоненты, которые изменяются, и те, что остаются неизменными. Измерять количество компонентов смеси будем в единицах массы, а не объёма, так как изменения массы происходят линейно, а изменения объёма - по более сложной зависимости, и все равно приходится переходить к изменениям массы, но уже используя плотность веществ.
Говоря о смесях, растворах и сплавах будем употреблять термин «смесь» независимо от её вида (твердая, жидкая, сыпучая, газообразная). Смесь состоит из основного вещества и примеси. Что такое основное вещество, в каждой задаче определяем отдельно.
Приведу примеры раствора, смеси и сплава.
Раствор. В 190 грамм воды добавим 10 грамм уксусной кислоты, получим раствор, масса которого равна 190 + 10 = 200 грамм. Концентрация кислоты (процентное содержание) — это отношение количества уксуса к количеству раствора, записанное в процентах: 10:200*100%=5%.
Процентное содержание воды: 190:200*100%=95%.
Смесь. У нас есть одно ведро песка и три ведра извести. Смешаем содержимое всех ведер, получим смесь извести с песком, её масса равна 1 + 3 = 4 (единиц массы). Концентрация (процентное содержание песка) — это отношение количества песка к количеству смеси, записанное в процентах: четвертая часть величины равна 25% .
Процентное содержание извести: три части из четырех равны 75%.
Сплав. Имеем сплав меди и свинца, в котором 100 грамм меди и 150 грамм свинца. Концентрация (процентное содержание меди) – отношение количества меди к количеству смеси в процентах: 100:250*100%=40%.
Как можно заметить, во всех задачах на сплавы, растворы, смеси используется всего одна формула:
где K — процентное содержание чистого вещества в сплаве или растворе,
m – масса чистого вещества
M — масса сплава или раствора.
А теперь посмотрим как решать задачи на практике.
Задача 1. В сосуд, содержащий 5 литров 15%-ого раствора соли, добавили 7 литров воды. Какова концентрация соли в полученном растворе (в процентах)?
Решение. Нарисуем таблицу и заполним ее:
1. Для начала определимся, какую неизвестную мы обозначим за х. В нашей задаче удобно за х принять саму искомую величину, т.е. концентрацию соли в полученном растворе.
Теперь в таблице заполним все ячейки, которые нам известны.
1-ый раствор | 2-ой раствор | Полученный раствор | |
Соль | 15% | х% | |
Вода | 100% | ||
Масса раствора | 5 л. | 7 л. | 12 л. |
2. Чтобы применить формулу, нам нужно знать массу соли в полученном растворе, а так как масса соли в первом растворе и в полученном одинакова, то можем найти ее:
3. Теперь несложно найти х, подставив данные в формулу:
Ответ: Концентрация соли в полученном растворе – 6,25%.
При решении задач на смеси, растворы и сплавы используются следующие допущения.
1.Выполняется «закон сохранения объёма или массы».
Если два сплава (раствора) соединяют в один «новый» сплав «раствор», то выполняются равенства: + = V (сохраняется объём);
+ = m (сохраняется масса).
2. Очень часто в задачах на смеси и сплавы используется понятие объёмной концентрации и массовой концентрации компонент составляющих раствор или сплав. Объёмная или массовая концентрация есть число, показывающее, какую долю всего объёма или массы составляет данная компонента. Например, если имеется 40%-й раствор соли, то в этом растворе 0,4 объёма занимает «чистая «соль. Значит, объёмная концентрация соли в растворе равна 0,4. Если сплав содержит свинец и медь в отношении 4/7, то в этом сплаве 4/11 частей от массы второго сплава составляет масса свинца, а 7/11- масса меди . То есть массовые концентрации свинца и меди в сплаве соответственно равны 4/11 и 7/11.
В качестве примера приведу следующие задачи:
Пример1. Сплав меди и алюминия массой 10 кг содержит 35% меди. Сколько килограммов в этом сплаве составляет алюминий?
Решение. В сплаве 35% меди, тогда алюминия будет 100%-35%= 65%. В 10 кг. сплава алюминия будет 10∙0,65=6,5 кг.
Ответ:6,5 кг.
Пример 2. В железной руде содержатся железо и примеси в отношении 7/2. Сколько тонн железа в 378т. руды?
Решение. Массовая концентрация железа в руде составляет 7/9. Из 378т руды получится 378∙7/9=294т.
Ответ: 294т.
2.Практическая часть.
Анализируя условия, выбранных для решения задач я разделил их на группы: задачи на понижение концентрации; задачи на повышение концентрации; задачи на смешивание растворов разных концентраций; задачи на переливание.
Задачи на понижение (повышение) концентрации
Решение.
Пусть надо добавить х кг воды. Заполним таблицу по условию задачи.
а | M (кг) | M (кг) | |
Было | 18%, или 0,18 | 40 | 0,18 ∙ 40 |
Стало | 15%, или 0,15 | 40+х | 0,15∙(40+х) |
Так как масса сахара не изменилась, то составим и решим уравнение:
0,15∙(40+х) = 7,2
6 + 0,15х = 7,2
0,15х = 7,2- 6
0,15х = 1,2
х = 1,2: 0,15
х = 8
Ответ: 8 кг.
2.Имеется сплав меди с оловом массой 12 кг, содержащий 45% меди. Сколько чистого олова надо добавить, чтобы получить сплав, в котором содержится 40% меди?
Решение.
Пусть добавили х кг олова. Так как масса меди в исходном и полученном сплавах одна и та же, то составим уравнение:
0,4(12 + х) = 12 0,45
0,4(12 + х) = 12 0,45
4,8 + 0,4х = 5,4
0,4х = 5,4 – 4,8
0,4х = 0,6
х = 1,5. Ответ: 1,5 кг.
3. Сколько килограммов 5% - го раствора соли надо добавить к 15 кг 10%-го раствора той же соли, чтобы получить ее 8%- ный раствор?
Раствор | a | M(кг) | M(кг) |
10%- ный | 10%, или 0,1 | 15 | 0,1 · 15 |
5%-ный | 5%, или 0,05 | х | 0,05х |
8%-ный | %, или 0,08 | 15+ х | 1,5+ 0,05х |
Решение.
Пусть добавили х кг 5%- го раствора соли. Заполним таблицу по условию задачи:
Составим и решим уравнение:
1,5 + 0,05х = 0,08(15 + х)
1,5 + 0,05х = 1,2+ 0,08х
0,05х- 0,08х = 1,2 – 1,5
- 0,03х = - 0.3
Х= - 0,3: (-0,03)
Х= 10
Ответ: 10 кг.
4.В 5%-й раствор соли добавили 55г соли и получили 10%-й раствор. Сколько граммов 5%-го раствора было?
Решение.
Пусть было х г 5%-го раствора. Заполним таблицу по условию задачи:
а | М (г) | M(г) | |
Было | 5%, или 0,05 | х | 0,05х |
Стало | 10%, или 0,08 | Х+55 | 0,1∙(х+55) |
Составим и решим уравнение:
0,05х + 55 = 0,1∙(х+55)
0,05х+ 55= 0.1х + 5,5
0,05х – 0,1х = 5,5 – 55
-0,05х = -49,5
Х = -49,5:(-0,05)
Х = 990
Ответ: 990г.
5. Собрали 8 кг свежих цветков ромашки, влажность которых 85%. После того как цветки высушили, их влажность составила 20%. Чему равна масса цветков ромашки после сушки?
Решение.
Заполним таблицу по условию задачи:
Масса, в кг | Содержание, в % | ||
воды | Сухого вещества | ||
Свежие цветы | 8 | 85 | 100-85 |
Высушенные | ? | 20 | 100-20 |
15%= 0,15
80% = 0,8
1) 0,15 ∙ 8 = 1,2 (кг) - масса сухого вещества в 8кг;
2) 1,2кг сухого вещества - это 80% массы высушенных цветов, значит, масса высушенных цветов равна
1,2: 0,8 = 1,5 (кг).
Ответ: 1,5кг.
6. Из 22кг свежих грибов получается 2,5 кг сухих грибов, содержащих 12% воды. Каков процент воды в свежих грибах?
Решение.
Заполним таблицу по условию задачи:
Масса, в т | Содержание, в % | ||
воды | Сухого вещества | ||
Свежие грибы | 22 | ? |
|
Сухие грибы | 2,5 | 12 | 100-12 |
Ответ: 90%.
7.Имеется 0,5т целлюлозной массы, содержащей 85% воды. После выпаривания получили массу, содержащую 25% целлюлозы. Сколько килограммов воды выпарено?
Решение.
Пусть выпарили х кг воды.
Заполним таблицу по условию задачи:
a,% | m, кг | |
Было | 100-85 | 500 ∙ 0.15 |
Стало | 25 или 0,25 | (500-х) ∙0,25 |
Составим и решим уравнение:
500∙ 0,15 = (500 – Х ) ∙0,25
75 = 125 – 0,25х
0,25х = 125 – 75
0,25х = 50
Х = 50:0,25
Х = 200
Ответ: 200 кг.
Задачи на смешивание растворов разных концентраций
1. Один раствор содержит 20% соли, а второй- 70% . Сколько граммов первого и второго растворов нужно взять, чтобы получить 100 г 50%-го солевого раствора?
Решение.
Решим задачу по правилу «креста».
Составим схему:
20 20
50
70 30
Значит, 100 г смеси составляет 50 частей.
Одна часть – 100: (30+ 20) = 2(г), 70%-й раствор- 2∙ 30 = 60 (г), 20%-й раствор – 2 ∙20 = 40(г).
Ответ: 20%-го 40г, 70%-го 60г.
2. Имеется творог двух сортов. Жирный содержит 20% жира, а нежирный содержит 5% жира. Определите процент жирности получившегося творога, если смешали:
а) 2кг жирного и 3кг нежирного творога,
б) 3кг жирного и 2кг нежирного творога.
Решение:
а) Решим задачу по правилу «креста».
Составим схему:
20 х-5
Х
5 20-х
б) Заполним таблицу по условию задачи:
а | М, кг | M, кг | |
Жирный | 0,2 | 3 | 3∙ 0,2 |
Нежирный | 0,05 | 2 | 2 ∙ 0,05 |
Жирность творога - это доля жира или его концентрация в твороге.
Найдем ее по формуле а =
Ответ: а) 11%; б) 14%.
3.Имеется руда из двух пластов с содержанием меди 6% и 11%. Сколько надо взять «бедной» руды, чтобы при смешивании с «богатой» получить 20т руды с содержанием меди 8%?
Решение.
Пусть взяли х т «бедной» руды.
Заполним таблицу по условию задачи:
а | М, т | M, т | |
«Бедная» руда | 0,06 | х | 0,06 |
« Богатая» руда | 0,11 | 20 - х | 0,11∙(20-х) |
Смесь руд | 0,08 | 20 | 0,08∙ 20 |
Составим и решим уравнение:
0,06х + 0,11(20-х) = 20 0,08
0,06х+ 2,2- 0,11х = 1,6
0,06х – 0,11х = 1,6 – 2,2
-0,05х = -0,6
х= 0,6: 0,05
х=12
Ответ: 12т.
4.При смешивании 5%-го и 40%-го растворов кислоты получили 140г 30%-го раствора кислоты. Сколько грамм каждого раствора было взято?
Решение.
Пусть взяли х г 5%-го раствора кислоты.
Заполним таблицу по условию задачи:
а | M, г | M, г | |
5%-й | 0,05 | х | 0,05 |
40%-го | 0,4 | (140-х) | |
Смесь | 0,3 | 140 |
Составим и решим уравнение:
0,05х+ 0,4∙(140 – х) = 0,3 ∙ 140
0,05х + 56 – 0,4х = 42
0,05х – 0,4х = 42 – 56
-0,35х = -14
Х= -14:(-0, 35)
Х= 40
Ответ: 40г 5%-го и 100г 40%-го.
5.Сколько граммов воды и 6%-го раствора перекиси водорода надо добавить к 36г 3%-го раствора перекиси водорода, чтобы получить 54г 55-го раствора перекиси водорода?
Решение.
Пусть добавили х г 6%-го раствора перекиси водорода.
а, % | М, г | m, г | |
Было | 3 | 36 | 1,08 |
Добавили | 6 | х | 0,06х |
Стало | 5 | 54 | 0,05∙ 54 |
Так как при прибавлении воды масса перекиси водорода в растворе не изменяется, то составим и решим уравнение:
1,08 + 0,06= 0,05∙ 54
0,06х = 2,7 – 1,08
0,06х = 1,62
Х= 1,62: 0,06
Х= 27
Найдем массу добавленной воды: 54 – 36- 27= 1(г)
Ответ: 27 г перекиси и 1г воды.
Задачи на переливание
1.В первой кастрюле был 1л кофе, а во второй-1л молока. Из второй кастрюли в первую перелили 0,13л молока и хорошо размешали. После этого из первой кастрюли во вторую перелили 0,13л смеси. Чего больше: молока в кофе или кофе в молоке?
Решение.
1) В первой кастрюле стало 1,13л смеси, в которой молоко составило , а кофе - 1 - .
2)Во второй кастрюле осталось 0,87л молока, и добавили 0,13 смеси, в которой кофе было 0,13 ·
Ответ: одинаково.
Задачи на повышение концентрации
1.Сплав массой 36кг содержит 45% меди. Сколько меди нужно добавить, чтобы новый сплав содержал 60% меди?
Решение.
45%-это 0,45; 60%-это 0,6.
Пусть масса меди, которую надо добавить в сплав, равна х кг, тогда (36+х)кг- масса сплава после добавления меди, а масса меди в новом сплаве (16,2 + х) кг. Зная, что медь в новом сплаве составила 60%, составим и решим уравнение:
16,2 + х = (36+х) ∙ 0,6
16,2 + х = 21,6+0,6х
х - 0,6х = 21,6-16,2
0,4х = 5,4
Х = 13,5
Ответ:13,5кг.
2.Сплав меди и цинка содержал меди на 640 г больше, чем цинка. После того как из сплава выделили содержащейся в нём меди и 60 % цинка, масса сплава оказалась равной 200 г. какова была масса исходного сплава?
Решение. Пусть в сплаве было х г цинка и (х + 640) г меди. Зная, что в сплаве осталось часть содержащейся в нём меди и 40 %, или части цинка, составим и решим уравнение: (х + 640) + х = 200, 19х = 3800, х = 200.
Значит, цинка было 200 г, а меди (200 + 640) = 840 г, и масса сплава 200 + 840 = 1040 г, или 1 кг 40 г.
Ответ: 1 кг 40 г.
Заключение.
Задачи на смеси и сплавы до начала исследования вызывали у меня страх. Я не умела их решать. Изучив теоретический материал и решив большое количество задач мне стало интересно. Теперь хочется рассмотреть и более сложные задачи.
В процессе решения каждой задачи я действовала по схеме:
1. Изучала условие задачи. Выбирала неизвестные величины (обозначала их буквами) относительно которых составляла пропорции. Выбирая неизвестные параметры, создавала математическую модель ситуации, описанной в условии задачи. Данное умение мне пригодится при сдаче экзамена, ведь в этом году на ЕГЭ уже более 20% задач базового уровня составляют задачи на умение строить и исследовать математические модели.
2.Находила план решения. Используя условие задачи находила все взаимосвязи между данными величинами.
3.Оформляла найденное решение (переводила словесную формулировку в модель).
4. Изучала полученное решение, выполняла критический анализ результата.
При решении задач на смеси сначала я путала проценты и доли, раствор и растворенное вещество. Теперь я запомнила, что массовая доля находится делением значения процентной концентрации на 100%, а масса растворенного вещества равна произведению массы раствора на массовую долю.
В большинстве случаев задачи на смеси и сплавы становятся нагляднее. Если при решении использовать схемы, рисунки или вспомогательные таблицы.
При решении задач на смешивание растворов разных концентраций использовала диагональные схемы («правило креста»). На диагональной схеме в точке пересечения двух прямых обозначают концентрацию смеси. У конца этих прямых слева от точки пересечения указывал концентрации составных частей смеси, а справа- разности концентраций смеси и ее составных частей.
Список литературы:
Н. Гумилёв. Жираф
Сказочные цветы за 15 минут
Басня "Две подруги"
Сказка об одной Тайне
Весёлая кукушка