Проектно-исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_-_ekskursiya.doc | 52 КБ |
МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»
VII районная научно-практическая конференция исследовательских, проектных и творческих работ «Первые шаги в науку – 2015»
Номинация « Моя малая родина. Краеведение»
Проектная работа
Экскурсия по старой части школы
Подготовил: Дербеденев Денис
ученик 9 класса МБОУ «Инсарская СОШ №1»
Руководитель: Чиркова Галина Михайловна,
учитель технологии МБОУ «Инсарская СОШ №1»
Инсар 2015
Введение
Инсарская средняя школа №1 большая, имеет два пристроя – 1974 и 1986 годов. Но эти части школы так и были построены изначально, поэтому ничего неизвестного там быть не может. А вот старая часть за долгие годы существования перестраивалась, что-то изменялось. И это всегда интересно. В настоящее время в нашей школе продолжается реконструкция здания. Во время ремонта старой части школы рабочие отбивали старую штукатурку и внезапно открывались неизвестные окна, двери, кладки голландок. Теперь это скрывается под новым слоем штукатурки, что-то будет выглядеть совершенно по-другому. Со временем многое забудется. Нужно сохранить это в памяти. Хотя бы для того, чтобы можно было рассказать будущим ученикам или гостям Инсара о школе что-то интересное.
Поэтому цель моего проекта – подготовить материал для экскурсии по родной школе.
Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:
Объект проектной работы – старая часть школьного здания.
Предмет проектной работы – изменения, произошедшие в планировке старой части школьного здания, с момента его строительства до наших дней.
Гипотеза проектной работы – если познакомиться с особенностями строительства старой части школьного здания, то можно будет ответить на вопрос «Для чего так строили?» и подготовить материал для проведения экскурсии.
Новизна работы – до настоящего времени не было известно о строительных изменениях, произошедших в старой части школьного здания.
Практическая значимость – подготовлен материал для проведения экскурсии по старой части школы.
Экскурсия по старой части школы
В 1903 году в Инсаре было открыто женское трехклассное городское училище, куда по экзамену принимались учащиеся, кончившие три отделения начальной женской школы. Трёхклассное училище не давало прав для поступления в гимназии других городов и не давало прав работать учительницами. Поэтому земская и городская управы хлопочут перед Министерством просвещения и Харьковским учебным округом об открытии четвёртого класса училища.
В 1905 году на средства инсарских купцов было построено двухэтажное здание из красного кирпича. И в 1906 году ученицы только 4-го класса пришли учиться в новое учебное заведение, которое получило права прогимназии, после окончания которой (это семь классов современной школы) и после прохождения практики в начальных классах можно было работать учительницами. Желающие продолжить образование учились в гимназиях г. Саранска, Арзамаса, Темникова.
Вход со стороны почтового переулка (сейчас это улица им. В.Я.Антропова, в те времена переулки не имели специального названия), на уровне второго этажа украшен башенками. Дубовая резная двустворчатая дверь с тамбуром была очень тяжёлая и не все ученицы могли открыть, поэтому рядом стоял привратник и придерживал дверь. Над входом козырёк с красивыми коваными завитушками.
Входим в небольшой холл – очень высокие потолки, стены толщиной 70 см и здесь же видны дверцы от голландок. Справа и слева были входы в классы, теперь их заложили кирпичом. В большой комнате справа в 1906 году были устроены рукомойники для учениц (сейчас здесь гардероб). Во время ремонта с южной стороны открылись три окна. Выпускница нашей школы и бывший учитель Полуэктова Дина Павловна вспоминала: «В 1943 году я училась здесь в восьмом классе, мы бегали по этому коридору. Наш класс был самый светлый и тёплый. Школьная доска весела на другой стене. Голландка была белёная».
Входим в просторную рекреацию. Совсем недавно это был класс музыки, а когда-то это просторное помещение – гардероб для гимназисток. С левой стороны открыли давно не действующую дверь. А в те далёкие времена технички и сторож приносили воду и дрова, выносили золу именно здесь. К каждой комнате сложены по одной или две голландки. Дымоходы проходили внутри стен, поэтому кирпичные стены долго сохраняли тепло. На фотографии виден чёткий контур невысокой двери или маленькой голландки. Как выглядела южная стена здания ещё можно увидеть на фотографиях 50-х годов, а что было с северной стороны долго оставалось неизвестным, пока строители не убрали штукатурку. Видны стали три окна в коридоре, на месте среднего окна была дверь в буфет, и три окна в классе. Теперь эти окна снова спрятаны под слоем штукатурки и напоминают о них только эти снимки. Дверь сделана на месте сломанной голландки и вход в класс со стороны коридора.
Далее поднимаемся на второй этаж по металлической лестнице с витыми коваными балясинами. Видимо в строительство этого здания вкладывалось немало не только денежных средств, но и душевного тепла, если даже лестница была украшена коваными цветочками. Во времена женской гимназии по всей лестнице расстилались ковровые дорожки, которые закреплялись на каждой ступеньке за держатели металлическим прутом. Раз в неделю технички скатывали дорожки и выбивали их на заднем дворе, а круглые элементы балясин полировались до блеска. Лестничная площадка на втором этаже настолько просторная, что позволяла проводить пионерским вожатым в 50-е годы даже линейки, ведь учеников было много и места не хватало.
Выходим в просторную рекреацию. С правой стороны стена была с двумя широкими окнами. В гимназии изучали закон божий и где-то здесь находилась большая икона Богоматери в красивом резном дубовом киоте для совершения богослужений. В 60-е годы было отгорожено помещение для учительской, а в 80-е годы был класс иностранного языка. Рядом вход в класс, в котором ещё год назад можно было увидеть старинную печную узорчатую дверцу и едва заметные следы от 3-х окон.
С левой стороны коридора узкая дверь. На фотографии 1913 года видим дверь этого небольшого светлого помещения открытой и украшенной. В начале 50-х годов здесь располагался кабинет директора и ученики «как мышки» пробегали мимо этой двери по железной лестнице, расположенной тут же, вниз в библиотеку. По некоторым данным на первом этаже (где была библиотека) при гимназии жил сторож с семьёй. Рядом была дверь в большой класс. В 50-е годы его разделили и сегодняшний коридор был маленьким проходным классом с одним окном. На этом заканчивается самая старая часть школы.
Количество учащихся увеличивалось. Учиться в других городах было не всем по средствам. Город ходатайствует об открытии полной восьмиклассной гимназии. В 1910 году был открыт 5-й класс, в 1911 – 6-й класс. К 1912 году было пристроено правое крыло и открыт 7-й класс. С этого момента прогимназия была переименована в министерскую женскую гимназию.
Новая часть здания большей частью располагается вдоль улицы Советской (бывшая ул. Казанская). Теперь появился ещё один вход – со двора – с таким же красивым козырьком над дверью. На крыше по месту присоединения нового строения установлена башенка.
Все окна с северной стороны заложили, а на первом и втором этажах вместо окон сделали двери, чтобы можно было быстро попасть в любое место здания. Архитектурное решение изменилось – появились большие четырёхстворчатые окна по фасаду, с северной стороны окна распределились несимметрично, видимо решили, что большие окна обеспечат в помещении достаточное количество света и с одной стороны.
Лестницу сделали точно такую же, но уже нет украшений – кованых цветочков. На лестничной площадке располагались два входа рядом (двойные высокие двери, а над ними стеклянные арки – опять же для дополнительного поступления света). Теперь их уже нет. Далее большой зал. Именно здесь проходили все праздничные мероприятия: и спектакли в гимназии, и субботние вечера в советское время, пока не было пристроя с актовым залом. Это был и спортивный зал. Когда-то в центре потолка был прикреплён крюк для каната, спортивное оборудование после уроков отодвигалось ближе к стенам.
Все классы этого здания были проходными. Зачем? Как выяснилось, что за проведением урока в гимназии часто наблюдал инспектор народных училищ Наумов Владимир Павлович. Стоя в смежной двери, можно было увидеть уроки сразу в двух классах. Кстати, гимназические парты были большие, умещались 3-4 человека. Они служили до конца 60-х годов.
Спускаемся на первый этаж - большой зал и четыре класса. Здесь в гимназии так же находилась написанная маслом по дереву икона «Кирилла и Мефодия», выполненная учителями рисования гимназии.
Во время ремонта в сегодняшнем 1Б классе в стене обнаружилась дверь: двустворчатая дубовая окрашеная синей краской. Располагается строго напротив входа в школу под лестницей. Видимо 100 лет назад таким образом решали вопросы запасного выхода на случай пожара. Рядом уже очень давно заложенная (видно по кирпичам) небольшая голландка или дверь, выходящая в хозяйственное помещение с маленькими окнами. Пока не удалось узнать, для чего оно предназначалось.
По окончании проектной работы можно сделать следующие выводы: 1. цель достигнута – подготовлен материал для экскурсии;
2. инсарские купцы строили здание очень практично, каждый элемент продуман и имел своё логическое объяснение;
3. по всем сторонам много окон, чтобы было светло, ведь электричества в 1906 году ещё не было, скорее всего были керосиновые лампы.
В заключение хочу сказать, что до сегодняшнего момента в нашей школе не было составлено лекции для экскурсии по школе. Теперь моя работа может пригодиться на праздновании следующего юбилея школы, на классном часе. Конечно, моя работа не завершена, так как остались неизвестными некоторые страницы из жизни школы, например работа госпиталя во время войны. Поэтому я планирую собирать материал для продолжения своего проекта.
Источники информации
1.Фотоматериалы Инсарского историко-краеведческого музея.
2.Фотоматериалы из личных архивов жителей г. Инсара.
3.Фотоматериалы, полученные во время реконструкции школьного здания.
4.Беседы с выпускниками нашей школы и бывшими учителями.
Содержание
Введение………………………………………………………………2
Экскурсия по старой части школы ………………………………….3
Выводы………………………………………………………………...6
Заключение…………………………………………………………….7
Источники информации………………………………………………7
А теперь — мультфильм
Рождественский венок
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Что такое музыка?
Любимое яичко