В работе представлено исследование истории Российского гимна от времен Петра Великого до наших дней.
Вложение | Размер |
---|---|
nou_gimnya.docx_d.docx | 75.52 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя образовательная школа № 161
Автозаводского района г. Н. Новгорода
Научное общество учащихся
История гимна государства Российского от Петра I до наших дней.
Выполнила: Лалаян Кристина
Ученица 7 В класса
Научный руководитель:
Носкова Е.Е.,
учитель музыки
г. Нижний Новгород
2014 г.
Содержание.
Введение 3
ГЛАВА 1 Возникновение гимнов.
1.1. Что такое гимн. 6
ГЛАВА 2 История гимна государства Российского от Петра I до наших дней
2.1 Гимны в эпоху Петра I. 11
2.2 Гимны Российской империи 14
2.3 Государственные гимны России с 1917 года до наших дней. 19
2.4 Анкетирование по теме «Музыкальный символ государства» 27
Заключение 30
Список используемых источников и литературы 31
"Национальные гимны вернее всего отражают характер нации" В. Вундт—
Введение
Готовя доклад по истории, я зашла на сайт В. Путина. Владимир Путин внес в Государственную думу законопроект о расширении использования таких государственных символов, как гимн и флаг. Президент подписал Федеральный конституционный закон «О внесении изменений в статьи 4 и 6 Федерального конституционного закона «О Государственном флаге Российской Федерации» и статью 3 Федерального конституционного закона «О Государственном гимне Российской Федерации».
Федеральный конституционный закон одобрен Государственной Думой 13 декабря 2013 года и одобрен Советом Федерации 18 декабря 2013 года.
Федеральный конституционный закон направлен на реализацию одного из важнейших принципов государственной политики в сфере образования – воспитание гражданственности и патриотизма.
Государственный гимн Российской Федерации исполняется в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях независимо от форм собственности перед первым уроком (занятием) в день начала нового учебного года, а также во время проводимых указанными образовательными организациями торжественных мероприятий, посвящённых государственным и муниципальным праздникам. Закон вступит в силу с 1 сентября 2014 года.
Я решила исследовать историю одного из государственных символов. В моей работе прослеживается история российского гимна. Знание истории главного государственного символа является важным условием патриотического воспитания.
Я считаю, что гимн - это зеркало, отражающее духовный настрой народа. Гимн недаром последним вошел в число обязательных публичных атрибутов государственности (большинство европейских гимнов появилось во второй половине XVIII -- начале XIX века или существенно позже). Гимн можно считать, пожалуй, самым «субъективным» из принятых в Новое время национально-государственных символов. При создании гимна нет возможности опереться на данные специальной науки, как при формировании герба и флага, где законы геральдики диктуют определенные правила даже самым неугомонным новаторам. Означает ли сказанное, что судьба гимна целиком зависит от степени дарования авторов мелодии и текста, от воли правителей, от музыкальных и поэтических пристрастий граждан? Я решила изучить историю российского гимна, этапы его развития. Найти связь между появлением того или иного гимна и исторической ситуацией, которая существовала в данный период времени.
Цель работы – познакомиться с историей Российских гимнов в контексте истории нашего государства. Для достижения цели мне было необходимо решить задачи:
В своей работе я использовала методы изучения, обобщения, анализа.
В работе над темой мне помогло знакомство с книгой Соболевой Н.А. «Российская государственная символика: история и современность», где рассматривается проблема возникновения и развития гимнов в России.
Так же я пользовалась различными сайтами интернета.
ГЛАВА 1 Возникновение гимнов
1.1 Что такое гимн
По толковому словарю Даля гимном является торжественная песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо (первоначально божество)[1].
Гимн Словарь иностранных слов
1) У древних песнь, в которой прославлялись доблести богов и героев.
2) У христиан, хвалебная песнь в честь бога или святых, а также народный гимн, выражающий национальную идею или молитву за главу государства[2].
Гимн Малый академический словарь
Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства[3].
Гимн – произведение музыкально-литературного жанра. В его основе лежат два основных жанра – песня (вокальная музыка) и марш (торжественная, бравурная музыка). Гимны могут быть религиозными, национальными и государственными. Гимн прошел сложный и длинный путь развития от культового явления до светского. Поэтому и в новой европейской литературе обнаруживают себя две формы гимна – религиозная и светская.
Государственный гимн так же, как герб и флаг, является официальным символом любой суверенной страны.
Если говорить о государственном гимне, то слова его патриотичны, прославляют державу или правителя, отражая мировоззренческий и духовный настрой общества; музыка торжественна и вдохновенна, но вместе с тем достаточно легко воспроизводима и запоминаема. В этом состоит специфика многих национальных гимнов, появление которых можно отнести ко второй половине XVIII—XIX веках. В XIX в., однако, не все страны, «обозначенные» гербом и флагом, обладали также и гимном. ХХ век принес во все страны официальную звуковую эмблему государства.
1.2 История гимнов
История гимнов уходит корнями в самую глубокую древность — гимны возникли намного раньше, чем гербы и знамена. Древнейшие гимны были сложены в Египте и Месопотамии. Они исполнялись как молитвенные песнопения. В качестве поэтической и музыкальной формы гимн известен в Древней Греции, где его исполнял хор или отдельные певцы под аккомпанемент кифары и в сопровождении танцев. Считается, что самый ранний музыкальный гимн, дошедший до нас, представляет собой отрывок из трагедии «Орест» древнегреческого поэта Еврипида (V век до нашей эры). Гимнам предшествовали заклинания духов, из них развились именные обращения — призывы к богам. Тексты гимнов писали знаменитые поэты: Гомер, Анакреонт, Пиндар. В Древней Греции гимнами называли торжественные песни, прославляющие богов, героев, а также знаменательные исторические события. До наших дней сохранились творения многих известных поэтов древней Эллады: Алекя, Алкмана, Пиндара, Гомера.
В раннем христианстве также имелись гимны во славу Бога. Сохранившиеся христианские гимны относятся к III веку нашей эры и происходят с территории Сирии, представляя собой перефразированные тексты Библии. Из Сирии вышли известные гимнотворцы: Ефрем Сирин (IV век), Роман Сладкопевец (VI век) — автор более 1000 гимнов, из которых известны около 85; Иоанн Дамаскин (VII—VIII веках), причисленный к лику святых.
Византийская церковь культивировала гимны как составную часть литургического пения. Культовая музыка была чисто вокальной, орган в богословском ритуале был запрещен. Византийские нотные записи, правда, сохранили исключительно культовую музыку. Расцвет византийских гимнов приходится на V—VI вв. и охватывает несколько столетий. В IX веке центром культового гимнического творчества становится Студийский монастырь в Константинополе, где слагал и исполнял славословия в честь Девы Марии, святых великомучеников христианской церкви Феодор Студит.
Византийская культовая музыка оказала влияние на все страны Восточной и Западной Европы. Первым известным автором латинского гимна был Исидор Севильский, оставивший три фрагмента гимна, близких к светской лирической песне. В V—VIII веках исполнение гимнов в церквях ряда стран Западной Европы становится повсеместным. Издаются даже специальные сборники гимнов — гимнодии. Однако лишь с XIII века практика исполнения гимнов в богослужении официально признается церковными властями.
В XVIII веке, в Благове́щенском монасты́ре — древнейший монастырь в Нижнем Новгороде, в том числе был найден рукописный кондакарь XII—XIII веков, получивший название Благовещенский или Нижегородский, являющийся одним из древнейших памятников русской гимнографии. Благовещенский кондакарь (Нижегородский кондакарь) — славянский рукописный сборник кондаков, созданный в конце XII — начале XIII веков. Является важным источником по истории русской домонгольской гимнографии и церковной музыки.
В эпоху Реформации (XV—XVI вв.) возникают новые формы гимнов, не связанных так тесно с церковными обрядами. Торжественное пение сопровождает выходы государей.
Первым национальным гимном стала песня, сложенная в Голландии в 1568 году в честь Вильгельма Оранского (Нассауского), возглавившего борьбу против испанского владычества, была сложена песня «Вильгельмус ван Нассауве», которая со временем стала национальным гимном всего государства. Национальный гимн - это «песня, являющаяся одним из видов национальных символов, наряду с флагом и гербом»[4].
Одним из старейших национальных гимнов является английский «Боже, храни короля». Музыка гимна приписывалась учитель музыки из Лондона Генри Кэри.
«Боже, храни короля» было написано им в 1743 г., вышло из печати в следующем году, а еще через год началась настоящая популярность мелодии и слов. Текст гимна имел первоначально лишь две строфы, позднее к нему добавили третью. Особое значение английского гимна в том, что с небольшими изменениями в тексте музыка его была принята в качестве гимна во многих государствах Европы.
Вторым широко известным в Европе гимном была «Марсельеза». В начале ХХ века она получила признание в России, а Временное правительство именно эту песню предполагало утвердить в качестве официального гимна.
Обстоятельства возникновения «Марсельезы» не имели ничего общего с тем значением, которое она затем получила. Автором музыки и слов гимна является инженер-капитан королевской армии Клод Жозеф Руже де Лиль. В 1792 г. во время приема у мэра Страсбурга пришло сообщение об объявлении Францией войны против Австрии. «В патриотическом порыве офицер, придя домой, ночью набросал слова и мелодию песни, которую назвал «Боевая песня рейнской армии»»[5]. Парижанам не были известны причины появления песни, но слова и музыка вызвали восторг, ей было дано название «Гимн марсельцев», или «Марсельеза».
Наполеон после одной из своих побед говорил: «Я выиграл сражение. Вместе со мною командовала «Марсельеза». Декретом от 14 июля 1795 года «Марсельеза» была объявлена национальной песней, но только в 1879 года ее утвердили как официальный гимн Французской Республики.
После «Марсельезы», в XIX веке, веке революций и национально-освободительной борьбы, понятие гимна по сравнению с предшествующим XVIII в. меняется. В основном гимн становится торжественной песней светского содержания, отличающейся героикой, патриотизмом, призывающей к сплочению и борьбе.
В XIX веке появился еще один межгосударственный гимн — международный пролетарский гимн «Интернационал». Автор слов гимна — Эжен Потье, член Парижской Коммуны, ее певец, поэт и великий гражданин Франции. Первая публикация «Интернационала» относится к 1887 г. Именно на эти стихи обратил внимание французский рабочий из Лилля, композитор-самоучка Пьер Дежейтер, который положил их на музыку. В июне 1888 году на празднике газетчиков в Лилле «Интернационал» был впервые спет хором рабочих под руководством самого автора.
ГЛАВА 2 История гимна государства Российского от Петра I
до наших дней
2.1 Гимны в эпоху Петра I
Пока Государство Российское не доказало миру свою мощь и не обрело прочного международного признания, утвердив свои Флаг и Герб, как равноправные в ряду государственных символов других стран, до тех пор сама мысль о собственном Государственном Гимне была невозможна. Поэтому государственный, светский гимн последним официально вошел в число обязательных публичных атрибутов Российской государственности. Впрочем, большинство и других европейских гимнов появилось еще позже, во второй половине XVIII - начале XIX века или существенно позже.
История российского гимна берет свое начало из глубокой древности. Древняя Русь получила своё богослужебное пение из Византии после крещения. Князь Владимир из Корсуни, где он по преданию крестился, привез с собой в Киев несколько певцов. Эти певцы оказались славянами, присланными русскому князю византийскими патриархом и императором.
В «Повести временных лет» говорится о первых славословиях на Руси в честь Иисуса Христа: «… скажем вместе с Давидом: « Воспойте Господу песню, благословляйте имя его, благовествуйте со дня на день спасение его. Возвещайте в народах славу его, во всех людях чудеса его, ибо велик Господь и достохвален»[6].
Специалисты по русской музыкальной культуре утверждают, что в эпоху введения христианства на Руси, когда ещё не произошло разделение христианской церкви на Восточную и Западную, песнопения церквей отличались незначительно. Некоторые византийские гимнические пения даже исполнялись на Руси (например «Тебя, Бога, хвалим» Амвросия Медиоланского). На Руси, так же как и в Византии, гимны были религиозными и исполнялись только в соборах. Церковное пение было известно самому широкому кругу людей, которые пели те же псалмы что и в церквях на поле боя.
Россия еще с допетровских времен имела свои государственные музыкально-поэтические символы. В какой-то мере роль государственных гимнов играли песнопения, звучавшие во время богослужений и некоторых церемоний в присутствии русских царей.
Эпоха Петра Великого явилась для Российской Империи эпохой развития гимнической песни. В эпоху Петра I получают распространение «виватные канты», прославляющие царя и «молодую Россию». «Виват, Россия, именем преславна», «Возвеселисе», «Россия, правоверная страна», «Радуйся, Российский Орле двоеглавый» - эти «песнопения исполнялись в знак петровских побед на море и на суше, составляя единое целое вместе с другими пропагандистскими деяниями царя»[7]. Для них характерны «мелодия инструментального, фанфарного склада, напоминающая военные сигналы, имитационные переклички, ликующие рулады в верхних голосах на слове vivat»[8]. С появлением регулярной армии появилась и регулярная музыка, естественно эту роль исполняли марши. Так главным маршем России стал «Преображенский марш Петра Великого». Он был создан неизвестным композитором ближе к концу правления великого российского императора. Четкость и строгость темпа (120 шагов в минуту) делали его незаменимым при военных походах и парадах. Марш Преображенского полка Петра Великого отлично поддерживал боевой дух воинов, именно благодаря ему многие походы Петра Великого оказались настолько удачными, очень большую роль этот марш сыграл в некоторых сражениях во время войны со шведами. Так же Преображенский марш выполнял функцию светского гимна на торжественных выходах царских особ, на посольских приемах.
А во второй половине XIX века этот же марш исполняли на слова солдатской песни: «Славны были наши деды! Знают турки нас и шведы!»
Музыка марша Преображенского полка звучала в России и в советское время, в частности, в исторических фильмах и радиопостановках. Сейчас его можно услышать в исполнении военных оркестров.
2.2 Гимны Российской империи
В конце XVIII века появился ещё один марш всероссийского значения. По первой строке стиха он назывался «Гром победы». Торжественное и приподнятое настроение, упоение победой, гордость за свое Отечество читаются в каждой строчке этой песни. Ее авторы – композитор Иосиф Анатольевич Козловский (1757–1831) и поэт Гаврила Романович Державин (1743–1816).:
Гром победы, раздавайся! Веселися храбрый Росс!
Звучной славой украшайся, Магомета ты потрёс![9]
Так как музыка написана была в стиле полонеза, то марш использовался и как танцевальная мелодия в русских аристократических кругах. Это был своего рода дворянский гимн (самое привилегированное сословие государства). 28 апреля 1791 года в Таврическом дворце князь Григорий Потемкин, решив устроить Екатерине II приятный сюрприз, организовал в своем дворце грандиозный Таврический бал в ее честь.
Церемониальный танец-шествие полонез оказался тем жанром, который прекрасно подошел для музыкального воплощения идеи великой победы русского оружия. Волнообразный силуэт мелодии мягко, как бы воспаряющий в изысканном реверансе сообщал ему оттенок галантной изысканности. Одновременно, в интонациях полонеза были заметны элементы церковной музыки.
Но резкие окончания фраз, в их сочетании с ритмом, характерным для светского танца-шествия, придавали полонезу решительный, воинственный характер. Троекратное проведение важнейшей фразы запева сообщало полонезу победный, ликующий характер. Именно благодаря мастерскому использованию церковного «подтекста» в сочетании с воинственным осмыслением жанра полонеза, удалось создать музыку, которая воодушевила всех присутствующих на том историческом триумфе.
Надо сказать, что «Екатерининская схема повторяла модель Петра I»[10], которого сенаторы объявили «отцом Отечества». Впрочем, легитимность Екатерины базируется не только на ее роли «матери», но и на победах, то есть на той же экспансии. За «гром победы» и «потрясение мусульман» русские должны благодарить императрицу лично: «Славься сим, Екатерина!» Схема взаимоотношений власти и народа описана в припеве: «Славься, нежная к нам мать!»
С воцарением императора Павла I господствующее положение занимает военная музыка. Но именно при Павле I родился гимн, которому суждено было на многие десятилетия стать полуофициальным символом российской государственности. Стихотворение "Коль славен наш Господь в Сионе" написано Михаилом Матвеевичем Херасковым. В отличие от екатерининского, в целом, светского полонеза, павловский гимн оказался церковным хоралом. Он, по-видимому, был ориентирован на гимны допетровской России, когда богослужебные напевы заменяли официальный государственный гимн. В его тексте не было ни слова о самом императоре Павле I и о его деяниях, что подчеркивало набожность и скромность самодержца. Музыка гимна на основе народных и церковных напевов была сочинена композитором Дмитрием Степановичем Бортнянским. Этот гимн-молитва оказался одним из популярных символов России на рубеже XVIII-XIX веках.
Гимн отличали задушевность и чистота интонации, проникновенность лирического распева. По сравнению с прерывистой интонацией воинственного гимна-полонеза, мелодия Бортнянского более плавная, спокойная. Исследователи отмечают ее близость к некоторым гласам знаменного распева. Неспешная сменяемость хоральных гармоний, медленный темп, возвышенно-умилительная проникновенность слов, обращенных к Господу...
Для жизни России гимн «Коль славен наш Господь в Сионе...» имел большое значение, но при всей его популярности он не отвечал потребностям светских приемов и церемоний в силу религиозного характера текста, поэтому он не смог стать государственным гимном. В XIX веке потребность в новом, официальном Государственном Гимне Российской Империи стала очевидной. И вскоре Россия обрела еще один музыкальный символ государственности.
После Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов русской армии, в сентябре 1814 года открылся Венский Конгресс. 14 сентября 1815 года Александр I подписал акт об основании Священного союза. Вскоре был создан Четверной союз - России, Великобритании, Австрии и Пруссии. Целью обоих союзов было противодействие революционным движениям в странах Европы.
Дабы подчеркнуть единство и согласие членов Священного и Четверного союзов, было предложено ввести в странах-участницах единый Государственный Гимн. Таким гимном в России был избран один из старейших европейских государственных гимнов, гимн Великобритании «God Save the King» («Боже, спаси Короля»), переделанный Г. Кери и обработанный Г.-Ф. Генделем. Гимн на русский вариант текста А.Х. Востокова был посвящен Императору Александру I по случаю победы над Наполеоном.
Первое появление гимна в печати относится к 1813 году, спустя несколько дней после концерта, устроенного Филармоническим обществом в Петербурге в пользу инвалидов. На титульном листе нотного издания напечатано: «Песнь русскому царю «Прими побед венец» на голос английской народной песни «Боже! Спаси царя».
Было дано Высочайшее повеление военной музыке всегда играть этот гимн для встречи Государя Императора. В таком качестве он просуществовал, пока В.А. Жуковский не написал к той же музыке новый текст:
Боже, Царя храни!
Славному долги дни
Дай на земли!
Гордых Смирителю,
Слабых Хранителю,
Всех Утешителю -
Все ниспошли![11]
Таким образом, текст «Молитвы русского народа», текст нового музыкально-поэтического государственного символа нашего Отечества, был практически создан, но при его исполнении музыка с 1816-го по 1833 год оставалась английской, что при изменении отношений с Англией не могло не восприниматься как умаление чести России.
Во время визита Николая I в Австрию и Пруссию императора повсюду приветствовали звуками английского марша. Царь выслушивал мелодию монархической солидарности без энтузиазма и по возвращении поручил сопровождавшему его Алексею Федоровичу Львову (1798-1870) сочинить новый гимн, чтобы для русского народного гимна существовала и русская самобытная мелодия. Авторам следовало отразить в нем единство православия, самодержавия и народности. В отличие от существующего с 1816 года, новый гимн должен был показать не роль Бога, а роль царя в государственной власти.
«В 1833г., - пишет А.Ф. Львов, - я сопутствовал Государю в Австрию и Пруссию. По возвращении в Россию граф Бенкендорф сказал мне, что Государь, сожалея, что мы не имеем народного гимна, и, скучая слушать музыку английскую, столько лет употребляемую, поручает мне попробовать написать гимн Русский. Задача эта показалась мне весьма трудною, когда я вспоминал о величественном гимне Английском, об оригинальном гимне Французском и умилительном гимне Австрийском. Несколько времени мысль эта бродила у меня в голове. Я чувствовал надобность написать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войска, годный для народа, от ученого до невежи. Все эти условия меня пугали, и я ничего написать не мог. В один вечер, возвратясь домой поздно, я сел к столу, и в несколько минут гимн был написан»[12]. Кроме хорошего разностороннего образования Алексей Львов наследовал от отца большую склонность к музыке, первые проблески которой обнаружились уже с 7-летнего возраста. В сентябре 1814г. закончилось домашнее воспитание Львова, и он поступил в Институт инженеров путей сообщения. В Турецкую кампанию 1828г. Алексей Львов, сопровождая Бенкендорфа, находился в походе в Болгарии. Он участвовал в сражениях под Шумлою, а также при осаде Варны и взятии ее, за что награжден бантом к ордену св. Владимира 4-й ст. и орденом св. Анны 2-й ст.Во время Турецкой войны Львова ближе узнал и полюбил сам государь Николай Павлович, повелевший всегда брать его с собою «для выполнения всех дел, до вояжей относящихся». И с этих пор Алексей сопутствовал государю во всех путешествиях его по России и за границей.
Итак, выбор А.Ф. Львова Императором Николаем I неслучаен. Император не только хорошо знал семейство Львовых, а отец композитора был директором придворной певческой капеллы, но сам Львов был, несомненно, достоин чести стать автором музыки первого русского оригинального государственного гимна.
Государственный Гимн - это не просто музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в торжественных случаях. Гимн - краткое изложение национальной и державной идеи народа. Создание российского гимна в 1833году отнюдь не случайно. XVIII - первая половина XIX века - время становления, географического расширения и политического усиления Российской Империи. 21 марта 1833года только что назначенный новый министр народного просвещения С.С. Уваров впервые обнародовал в своем циркуляре ставшую затем знаменитой формулу «православие, самодержавие, народность», как выражение новой официальной идеологии, которая была одобрена императором и должна была лечь в основу всей государственной политики.
Впервые Россия обретала широкомасштабную, целостную идеологическую доктрину, концепцию бытия государства и нации. Новый российский гимн был призван стать действенным выражением этой новой доктрины. С точки зрения государственной идеологии, он как бы подводил черту под целым историческим периодом и открывал новый этап развития России как самодостаточной великой державы, не нуждавшейся более в чужом гимне.
Говоря о гимне «Боже, Царя храни» мы не можем, конечно же, не сказать о значении его слов. Жуковский как автор текста государственного гимна, безусловно, не был просто «подтекстовщиком» чужих идей или чужой музыки (даже при условии, что создание музыки предшествовало созданию слов). Здесь мы имеем дело со счастливым сопряжением лирического настроя большого поэта, народных настроений и интересов государственной власти.
«В глазах русских людей царь был священным общенациональным символом, воплощавшим идею независимости и величия страны»[13]. Царь после Бога считался первым хранителем русской земли, защитником «простого» народа и православия, «спасителем веры и царства», высшим идеалом и средоточием «Святой Руси». Через осмысление роли Государя, воплощающего чаяния народа, в новом тексте русского гимна роль Самодержца как выразителя воли Бога проступает явственнее. Гимн 1833года сконцентрирован именно на идее самодержавия.
Соположение текстов «Молитвы русских» (1814года) и гимна «Боже, царя храни!» (1833года) со всей очевидностью обнаруживает разницу в акцентах, ведущую в конечном итоге к концептуальной разнице.
Боже, Царя храни! Славному долги дни Дай на земли! Гордых смирителю, Слабых хранителю, Всех утешителю - Все ниспошли! | Боже, Царя храни! Сильный, Державный, Царствуй на славу нам, Царствуй на страх врагам, Царь Православный! Боже, Царя храни! |
2.3 Государственные гимны России с 1917 года до наших дней
Советский период истории нашей страны оказал огромное влияние на эволюцию государственного гимна: теперь гимн не прославлял ни Бога, ни императора, характер советского гимна был воинственным, призывающим к борьбе за будущее СССР. После демонстраций и забастовок, в начале марта 1917 года, страна, забыв о трагедии «Великой войны» 1914 года, впала в эйфорию всеобщей радости. Самодержавие пало, Россия обрела политическую свободу, многомесячные шествия, речи о свободе, равенстве и братстве сопровождались пением «Русской Марсельезы».
В Россию «Марсельеза» пришла в конце XVIII - начале XIX веков. Ее распевали декабристы, революционное студенчество, однако она была доступна лишь знавшим французский язык. Все меняется, когда видный деятель русского революционного движения народник П.Л. Лавров создал новый, русский текст «Марсельезы». Под названием «Рабочей Марсельезы» песня стала хорошо известной с 1875 года. В дни революции 1905 -1907 годов ее распевали на улицах и площадях. Содержание имело мало общего с французской «Марсельезой» Руже де Лиля, но было понятно революционно настроенным массам: «Отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног…». «Марсельезу» исполняли при встрече членов Временного правительства, при приеме иностранных делегаций, при начале спектаклей в театрах.
На митингах и собраниях все чаще звучал гимн социалистов «Интернационал». Третьего апреля 1917 года в Петроград из эмиграции вернулся В.И. Ленин. На перроне Финляндского вокзала его встречали соратником пением «Марсельезы». Однако позднее Ленин, якобы поморщившись, сказал: «Давайте петь «Интернационал». Как вспоминают очевидцы, слов последнего почти никто не знал, хотя «Интернационал» к тому времени уже имел русский текст. Его написал в 1902 году поэт А.Я. Коц. Еще в 1899 году он, бывший горный мастер из Донбасса, присутствовал, находясь в эмиграции, на Первом генеральном конгрессе французских социалистов. Исполнение «Интернационала», возникшее при звуках этой необыкновенной, воодушевляющей, вплоть до экзальтации, мелодии так потрясло молодого студента, что он решил сделать «Интернационал» достоянием русских революционеров.
Вставай, проклятьем заклейменный,
Весь мир голодных и рабов!
Кипит наш разум возмущенный
И в смертный бой вести готов.[14]
«Буржуазная Марсельеза» и «Социалистический Интернационал» конкурировали в России до созыва в январе 1918 года Учредительного собрания и его разгона. С этого времени как гимн пролетарского государства «Интернационал» существовал до 1943 года, став гимном Советского Союза. Разгром фашистских войск под Москвой, Сталинградом, на Курско-Белгородской дуге и другие кровопролитные сражения, отбросившие оккупантов к границам бывшего СССР, завершились под звуки Интернационала. В 1943 году после роспуска III Интернационала «Интернационал» стал только партийным гимном - гимном партии большевиков, затем – КПСС.
Для создания музыки гимна была мобилизована целая рота композиторов, среди которых были Шостакович, Прокофьев, Хачатурян и, конечно, любимый Сталиным Александров. После прослушивания четырнадцати произведений в Большом театре Сталин пригласил в ложу, где заседала конкурсная комиссия, маститых композиторов и сообщил, что, по его мнению, «величию Страны Советов больше всего соответствует гимн профессора…» - кивок в сторону Александрова. К этому времени Александров уже ходил в фаворитах вождя, пользовался невиданным почетом, и без его ансамбля песни и пляски не обходился не один ответственный концерт. Сделав Александрову несколько замечаний относительно «инструментации» гимна, вождь дал срок на доработку. Так для гимна СССР была выбрана написанная в 1939 году А.В. Александровым песня «Гимн партии большевиков». А. В. Александров, сочетая в своём ансамбле традиции российского бытового, камерного, оперного, церковного и солдатского пения, вывел отечественное хоровое искусство на международную профессиональную сцену.
Военный журналист Эль-Регистан предложил Михалкову написать гимн. Регистан должен был дать политические формулировки, а Михалков поэтически их обработать. Никто из них не был уверен в том, что именно их вариант станет всемирно известным гимном. Интересно то, что Эль-Регистану пришла в голову эта мысль лишь потому, что ночью приснился сон, о том как он с Сергеем Михалковым написал текст для гимна СССР. В конкурсе участвовали сто с лишним человек. Текст гимна отбирали правительственная комиссия и сам Сталин. Авторы же были на фронте и ничего об этом не знали. Через полгода Михалкова и Эль-Регистана вызвали Сталину. Итак, Михалков начинает работать под непосредственным руководством Сталина.
Далее следует встреча с вождем: «Товарищ Сталин дает текст: "Посмотрите, как получилось…». Он весь в его пометках. Поставлены единица, двойка, тройка. Варьируются слова: «дружба», «счастье», «слава». Слова «священный оплот» заменены на «надежный оплот»… Доработку Михалков и Эль-Регистан проводили в кабинете, который им был выделен в Кремле. Сохранился седьмой вариант текста. Самая принципиальная правка вождя касалась четверостишия:
Сквозь грозы сияло нам солнце свободы.
Нам Ленин в грядущее путь озарил.
Нас вырастил Сталин - избранник народа.
На труд и на подвиги нас вдохновил.
«С присущей ему скромностью вождь поправил третью строку «Нас вырастил Сталин - на верность народу». Кое-что из правленного вождем авторы попросили себе на память. По воспоминаниям Эль-Регистана, «поправки товарища Сталина (сделанные им от руки синими чернилами) мы пометили здесь красным карандашом; синим карандашом помечена наша окончательная редакция, принятая товарищем Сталиным, Молотовым и Ворошиловым»»[15].
Так появился гимн СССР, один из самых красивых и величественных в мире. Впервые он прозвучал на радио в ночь на первое января 1944 года. С тех пор его слова знала и пела вся страна. Задачей гимна была поднять дух советского народа во время Великой Отечественной Войны. Музыка гимна определяет стихотворный размер - очень редкий для русской поэзии 4-стопный амфибрахий, имеющий семантический ореол романса.
Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь
Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский Союз!
Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надежный оплот!
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы к победе ведет!
В таком виде гимн СССР просуществовал до 1977 года. Леонид Ильич Брежнев посчитал упоминание в советском гимне Сталина неуместным и попросил Сергея Михалкова очередной раз отредактировать произведение в некоторых местах. Изменился припев: строки «Знамя советское, знамя народное пусть от победы к победе живет!» были заменены на «Партия Ленина - сила народная нас к торжеству коммунизма ведет!». Естественно, первый вариант гимна был написан во время Великой Отечественной войны, и в 70е его припев уже оказался неуместным. Второй куплет был так же изменен: из него полностью убрали слова о Сталине и «Полностью приспособили под Ленина». Именно под звуки этого гимна советские солдаты погибали в Афганистане. В таком виде гимн просуществовал до 1991 года, но на этом его история не закончилась.
Начало 90 годов явилось для России началом новой жизни. 1991 год - год рождения демократической России, а также начало нового этапа эволюции гимна РФ. В 1990 году у РСФСР впервые с 1944 года появился свой официальный гимн. Государственный гимн России («Патриотическая песнь» М.И. Глинки) утвержден постановлением Верховного Совета РСФСР двадцать третьего ноября 1990 года. Слова гимна так и не были официально утверждены, хотя в 1990 году на сессии Верховного Совета исполнялся один из вариантов, одобренный руководством.
История этого гимна остается загадкой. Считается, что Михаил Глинка в 30-е годы XIX века участвовал в конкурсе по написанию гимна. Первую премию тогда получил граф Львов. Сочинение Глинки не получило признания, осталось у него в архивах. К его произведению вернулись уже более века спустя. Есть и другая версия появления на свет «Патриотической песни». Некоторые музыковеды утверждают, что Михаил Иванович Глинка никогда не сочинял произведения под названием «Патриотическая песня». Впервые это название появилось только в 1944 году, когда московский военный дирижер М.М. Багрионовский создал свободную оркестровку короткого, незавершенного наброска, приписываемого Глинке. В годы войны страна нуждалась в музыке бодрой, вдохновляющей, и потому новое произведение стало звучать по Всесоюзному радио. В 1947 году, к празднованию 800-летию Москвы, оркестровка Багриновского была дополнена хоровой партитурой с оригинальным текстом А. Машистова. Именно этот вариант получил новое название: «Москва (Патриотическая песня). Музыка Глинки», - и был официально утвержден к исполнению и изданию. Вскоре имя Багриновского - фактического автора нового произведения - было «забыто», тогда, как в авторстве Глинки никто не думал усомниться. Ни в литературном, ни эпистолярном наследии М.И. Глинки нет ничего, что хотя бы косвенно свидетельствовало о работе композитора над русским национальным гимном, так же нет ни единого намека об этом в воспоминаниях о Глинке его современников. Итак, указом Бориса Николаевича Ельцина № 2127 от одиннадцатого сентября 1993 года утверждены музыкальная редакция гимна и положение о нем.
В 1995, 1998 и 1999 годах в Думе рассматривались несколько законопроектов о государственной символике, из которых один – «О государственном гимне РФ» (Мелодия гимна СССР), внесенный О.А. Шенкаревым (КПРФ), был принят в марте 1999 года в первом чтении.
Осенью 2000 года новосозданный Госсовет Российской Федерации (89 глав регионов и президент РФ) начал свою работу с создания рабочей группы по подготовке проекта государственного гимна РФ под председательством В.А. Яковлева. «Патриотическая песня» уже не могла выполнять роли гимна РФ. Эта песня была без слов: поэты так и не смогли сочинить ничего достойного. Впрочем, и сама мелодия так и не смогла войти в сознание россиян: когда В. Яковлев попросил членов Госсовета напеть ее, никто не смог этого сделать. К тому же вдруг выяснилось, что музыка Глинки одна из вариаций на тему католического гимна XVI века.
В конце ноября 2000 года Владимир Владимирович Путин достиг с лидерами большинства фракций и групп Государственной Думы пакетной договоренности о принятии трех конституционных законов о государственной символике (триколор, двуглавый орел, гимн СССР) и закона о красном знамени Вооруженных Сил.
В печать просочился проект текста автора гимнов 1944 и 1977 годов С.В. Михалкова:
Могучие крылья расправив над нами,
Российский орел совершает полет,
И символ Отчизны - трехцветное знамя
Народы России к победе ведет!
Федеральным конституционным законом "О государственном гимне Российской Федерации" (3-фкз от двадцать пятого декабря 2000 года, опубликован и вступил в силу двадцать седьмого декабря 2000) в качестве мелодии гимна утверждена музыка Александрова (гимн СССР). Слова гимна должны быть внесены в текст закона в будущем. Двадцать седьмого декабря Президент создал рабочую группу для рассмотрения предложений о тексте Государственного гимна в составе двенадцати человек. На следующий же день Комиссия рекомендовала Президенту утвердить текст С.В. Михалкова, доработанный с учетом замечаний. Тридцатого декабря Указом Президента Российской Федерации № 2110 на период до вступления в силу соответствующего федерального конституционного закона утвержден текст гимна:
Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твое достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
И на сегодняшний день гимном Российской Федерации является гимн на музыку Александрова слова Сергея Михалкова.
Новый гимн пытается примирить две традиции — советскую и дореволюционную. По опросам, народ снова хотел петь «Союз нерушимый». В результате споров на свет появился гибрид: 87-летний Сергей Михалков написал на музыку Александрова новый текст — по словам самого поэта, «гимн православной страны».
В чем же загадка долгожительства музыки Александрова?
Судьба музыки гимна тоже интересна. Начиналось все с давнего музыкального наброска А. Александрова, связанного… с духовным песнопением. Ведь Александров всегда тяготел к музыке церковного песнопения, народных распевов, духовных песен. И мелодия «предгимна» поначалу складывалась именно как народный напев. Сын Александрова Борис Александрович однажды вручил главному дирижеру-худруку Государственного хора им. Свешникова, духовные сочинения своего отца. А потом подошел к роялю и сыграл-спел одно церковное песнопение, в котором вполне доступно угадывался знакомый мелодический рисунок.
2.4 Анкетирование по теме «Музыкальный символ государства» среди учеников 2-7 классов школы «161»
В нашей школе я провела с помощью учителя музыки анкетирование по теме «Музыкальный символ государства». С помощью анкеты, содержащей всего 5 вопросов, я получила данные о знании истории и авторстве отечественных гимнов среди учащихся 2-7 классов нашей школы.
Вопросы анкеты
1. Как называется музыкальный государственный символ?
2. Знаете ли Вы современный Российский государственный гимн?
3. Назовите авторов современного Российского гимна.
4. Какой гимн является первым официально принятым на Руси?
5. Какой из известных гимнов нашей страны вам больше нравится?
Анкетирование проводилось среди учеников 2-7 классов школы №161.
В итоге в анкетировании приняли участие 373 ученика.
1) На первый вопрос анкеты правильно ответили 323 ученика – 86% от числа опрашиваемых.
2)Чтобы узнать, как обстоят дела со вторым вопросом ученикам было предложено прослушать три гимна: Государственный гимн Российской Федерации, «Патриотическая песнь», «Боже, царя храни».
Правильно узнали современный гимн 303 ученика – 81%.
3) На вопрос три полностью (автор музыки и слов) ответили правильно300 учеников - 80%.
Назвали правильно автора слов или автора музыки 56учеников -15%.
Не ответили 17 человек – 5%.
4) Чтобы дети смогли ответить на четвертый вопрос, им дали прослушать следующие гимны: «Коль славен господь в Сионе» и «Боже, царя храни».
Правильный ответ дали 203 ученика -54%.
5) Для предоставления выбора ответа на пятый вопрос детям дали прослушать гимны : Государственный гимн Российской Федерации, «Патриотическая песнь», «Боже, царя храни».
290 учеников ( 75%) выбрали Государственный гимн Российской Федерации.
83 ученика (25%) назвали «Патриотическую песнь».
По результатам анкетирования я сделала следующие выводы, что внесенный В. Путиным в Государственную думу законопроект о расширении использования таких государственных символов, как гимн и флаг имеет большое значение для воспитания патриотизма среди школьников. А также вывод о том, что актуальным становится тот гимн, где мелодия является глубоко народной, национальной.
Заключение
Проанализировав данные, полученные мной из литературы и Интернет-ресурсов, а также в ходе проведения анкетирования, я пришла к следующим выводам:
1. Российский гимн прошел длинный путь развития от религиозных песнопений, светских полонезов, воинственных маршей до глубоко народного, духовного напева.
2.В различные исторические эпохи в России существовали разные гимны, отражавшие исторические события, идеи времени, политическую ситуацию и личность правителя.
3.Почему же гимн часто заставлял совершать народ героические поступки по отношению к Родине? Проведя небольшое исследование, я пришла к выводу, что высокопатриотическая музыка передает свой настрой народу, и тем самым воодушевляет его на подвиги.
4.Каким же должен быть национальный гимн? Прежде всего, он должен быть актуальным. Именно поэтому в нашей стране было использовано столько мелодий в качестве официального гимна. Начиная с петровских времен и до наших дней развивалось, менялось наше государство и вместе с ним развивался государственный гимн.
Список используемых источников и литературы:
I. Источники:
1.Соболева Н. Российская государственная символика: история и современность/ Н.Соболева - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 208 с.
2. Гимны России/http://grus2.narod.ru/himn.htm
3. Боже, царя храни!/ К 175-летию со дня создания государственного гимна Российской Империи// http://www.irms.ru/hymn001.html
4.Гимн/Википедия// http://ru.wikipedia.org/wiki/Гимн
II. Исследования:
5. Тема дня/ http://www.temadnya.ru/inside/2.html
6. Интернационал/Википедия//http://ru.wikipedia.org/wiki/ Интернационал(гимн)
7. Николай I/Википедия//http://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_I
8. Боже, царя храни/Википедия// tp://ru.wikipedia.org/wiki/Боже,_Царя_храни!
9.ЕкатеринаII/Википедия// http://ru.wikipedia.org/wiki/Екатерина_II
10.Марсельеза/Википедия// http://ru.wikipedia.org/wiki/Марсельеза
11.Национальный гимн/Википедия//ttp://ru.wikipedia.org/wiki/Национальный_гимн
III.Справочные издания:
12. Малый академический словарь// http://clova.ru/d11/w9409
13. Словарь иностранных слов// http://www.megaslov.ru/html/g/gimn.html
14. ДальВ.Толковый словарь/В.Даль// https://slovari.yandex.ru/~книги/Толковый%20словарь%20Даля/ГИМН/
[1] ДальВ.Толковый словарь/В.Даль// https://slovari.yandex.ru/~книги/Толковый%20словарь%20Даля/ГИМН/
[2] Словарь иностранных слов// http://www.megaslov.ru/html/g/gimn.html
[3] Малый академический словарь// http://clova.ru/d11/w9409
[4] Национальный гимн/Википедия// http://ru.wikipedia.org/wiki/Национальный_гимн
[5] Марсельеза/Википедия// http://ru.wikipedia.org/wiki/Марсельеза
[6] К 175-летию со дня создания государственного гимна Российской Империи// http://www.irms.ru/hymn001.html
[7] Соболева Н. Российская государственная символика: история и современность/ Н.Соболева//- М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС.- 2003. – с.57.
[8] Соболева Н. Российская государственная символика: история и современность/ Н.Соболева//- М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС.- 2003. – с.80.
[9] Гимн/Википедия// http://ru.wikipedia.org/wiki/Гром_победы,_раздавайся!
[10] ЕкатеринаII/Википедия// http://ru.wikipedia.org/wiki/Екатерина_II
[11] Боже, царя храни/Википедия// http://ru.wikipedia.org/wiki/Боже,_Царя_храни!
[12] Соболева Н. Российская государственная символика: история и современность/ Н.Соболева//- М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС.- 2003. – с.102.
[13] Николай I/Википедия//http://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_I
[14] Интернационал/Википедия//http://ru.wikipedia.org/wiki/Интернационал_(гимн)
[15] Тема дня/ http://www.temadnya.ru/inside/2.html
За чашкой чая
Философские стихи Кристины Россетти
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Золотая хохлома