Доклад на тему:
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
ДАА – ДЗУН - ХЕМЧИКСКОГО КОЖУУНА
В XIX И XX ВЕКАХ.
Вложение | Размер |
---|---|
daa_kozhuun.docx | 70.63 КБ |
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
ДАА – ДЗУН - ХЕМЧИКСКОГО КОЖУУНА
В XIX И XX ВЕКАХ.
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………с.3
1 .Социально-экономическое развитие кожууна.
Изменение численности населения по годам, причины……………...с.8
2. Население Даа кожууна………………………………………………...с.11
3. Экономика и ее характеристика……………………………………….с.13
Заключение…………………………………………………………………..с.17
Использованная литература………………………………………………...с.19
Введение
Тувинцы - один из народов Центральной Азии - создали высокую и своеобразную культуру. В прошлом тувинцы занимались охотничьим промыслом, собирательством, скотоводством, земледелием, умели плавить руды черных и цветных металлов, изготавливали из них разнообразные изделия, строили города и крепости. О высоком уровне культуры и экономики предков, ныне живущих тувинцев свидетельствует памятники истории, многочисленные находки, обнаруженные в древних курганах, городищах и крепостях.
Актуальность исследования.
Данная работа посвящена проблеме изучению роли экономики и культуры Дзун-Хемчикского кожууна в развитии Тувы и важна дальнейшего исследования и оцени культурно-экономической ситуации дореволюционной Тувы. Она также обусловлена и тем, что именно западная часть Тувы имела наиболее благоприятные климато-географические условия для развития и обмена социально-эономических и культурно-политических взаимосвязей, так как в этом районе располагалось большинство тувинских племен.
Изучение социально-экономического и культурно-политического прошлого позволить глубже уяснить исходный уровень экономики, культуры и идеологии дореволюционной Тувы.
В этот период центральная и западная части Тувы были разделены на два больших кожууна- Даа и Бээзи. Однако четких границ между ними не было, более того кочевья этих кожуунов располагались вперемешку, чересполозно. Поэтому образ жизни хозяйственный уклад и проблемы у них были похожими. В 1908 году правитель Даа кожууна объединил эти два кожууна.
Даа кожуун охватывает территорию пяти современных кожуунов: Дзун-Хемчикского, Сут-Хольского, Овюрского, Чаа-Хольского и Улуг-Хемского.
Даа кожуун являлся вторым консолидирующим центром Тувы. Официальный центр находился в ставке амбын-нойона Тувы Самагалдае Оюнарского кожууна. Политическое влияние правителей кожууна и то, что его население составляло основу тувинского народа, сделало то, что сюда позднее переместился цент политической жизни Тувы. Кроме этого здесь находился центр экономической, культурной и религиозной жизни.
Тяга к самостоятельности и свободе в равной степени была присущи всему тувинскому народу. Однако Даа кожуун благодаря богатству, выгодному географическому положению и авторитету своих правителей в кругу местной политической элиты, имел возможности на деле целенаправленно и последовательно добиваться желаемого.
Идея государственности жила в народе издревле. Но чтобы она скрепилась и воплотилась в жизнь, понадобилось великая мудрость и огромное терпение. История свидетельствует, что правителям Даа кожууна, таким, как Монгуш Хайдып, его приемный сын и наследник Буян-Бадыргы, эти качества были присущи. И они проявили их в полной мере.
Дела политические не единственное, чем Даа кожуун вошел в историю успешно практиковались поливное земледелие. Именно здесь в большей чистоте сохранили родную речь, ставшую основой современного тувинского литературного языка. Вплоть до начала гонений на лам, Даа кожуун славился своей школой при Верхне-Чаданском хурээ, где преподавал известный в народе лама Лопсан-Чамзы - брат правителя Хайдыпа, где создал тувинскую письменность ученый лама Лопсан-Чимит. Долина Хемчика - настоящий музей памятников древнетюркского рунического письма и петроглифов. Здесь зародилась горловое пение- уникальное искусство, снискавшее мировую известность.
Практически все экономические преобразования имеют глубокие исторические корни, а сама история, реальная и мифическая, является важнейшим фактором современной жизни.
Цель. Осветить историю развития экономических и культурных взаимоотношений тувинского народа до становления Тувинской Народной Республики и историю развития Дзун-Хемчикского кожууна.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать комплекс проблем, связанных с характером и динамикой изучения русско-тувинских, тувинско-монгольских, торгово-экономических и культурно-политических связей.
- изучить проанализировать особенность хозяйственной и культурной деятельности населения Даа - Дзун-Хемчиского кожууна.
- проследить становление и развитие русской торговли и культуры, ее последствия для экономического и культурного развития Тувы.
Объектом исследования явились всестороннее развитие культурно-экономических взаимоотношений Тувы с соседними странами.
Предметом исследования стала история культурно-экономических взаимоотношений Даа - Дзун-Хемчикского кожууна.
Методы исследования. В основу изучения темы положено изучение и использование научной литературы и источники материала. Работа выполнена в проблемно-хронологическом плане с использованием различных методов исследования (анализ, обобщение, сравнение).
Хронологические рамки охватывают конец XIX – начало XX вв. (1870 – 1917гг). Нижняя граница определена 1870 годами – временем интенсивного хозяйственного и торгово-промышленного освоения Тувы русскими людьми купцами, промышленниками и крестьянами – переселенцами. Событийно верхняя граница связана с Октябрьской революцией в России 1917 г., повлиявшая на ход дальнейшего развития Тувы.
Земледельческая колонизация Тувы русским крестьянством являлось важным фактором в истории области. Земледельческая колонизация содействовала развитию производительных сил тувинского народа.
Переселение русских крестьян в Туву началась в 1880 годах, и продолжалось вплоть до образования Тувинской Народной Республики. Историю русской земледельческой колонизации Тувы
можно разбить несколько периодов: первый период – 1880 – 1906гг.; второй период – 1907 – 1911гг.; третий период – 1912 – 1916 гг.; четвертый период – 1917 – 1921 года.
Благодаря переселению русских крестьян не только Тува, но и Даа кожуун получил большое развитие, начали строиться дома в поселках, начали сеять хлеб и тувинский народ стал учиться русской культуре в домовладении и в хозяйстве. До переселения русских крестьян тувинцы не строили дома и поселки. Под влиянием русских в Туве начинается оседание тувинцев в русских селениях, на первых порах в качестве батраков русских кулаков. В Даа кожууне это можно посмотреть в фактории Бякова. На Хемчике в Даа кожууне русская крестьянская колонизация не была так уж заметна, потому что Даа кожуун был густо заселен тувинским населением. На Хемчик стремились русские купцы да кулаки, искавшие здесь наживу и обогащения не личным трудом, а эксплуатацией местного населения. Вот почему русское население даже в 1916 году было здесь незначительно и представлено главным образом торгово-кулацкими элементами. Одни кулаки без батраков не живут.
Русские трудящиеся крестьяне принесли в Туву новые, более высокие навыки труда, особенности в области земледелия. В свою очередь, они заимствовали некоторые приемы хозяйственной деятельности тувинцев, их многовековой опыт. Такое содружество имело серьезное значение в истории тувинского народа. Оно порождало среди рядовых тувинцев симпатию русскому народу и стремление экономическому сотрудничеству и дружбе с ними. Развивавшиеся русско-тувинские экономические связи требовали устройства путей сообщения из Енисейской губернии в Туву.
I. Социально-экономическое развитие кожууна.
Изменение численности населения по годам, причины.
Дзун-Хемчиский кожуун был образован в 1765 году. При образовании всего населения кожууна было 1813 человек, а всего семей 388. Из числа этих семей натуральный налог в виде пушнину, скота могли платить всего 167 семей. А остальные 221 семья не имела скота и не могла платить налог. По численности населения и по количеству семей вышесказанных, в настоящее время равняется Теве-Хаинской сельской администрации.
Территория Даа хошуна была очень большой, ее кочевья простирались с севера на юг от Саянских гор до Танну-Олы, а с запада на восток – от гор Кузнецкого Алатау до Элегеста. В настоящее время это территория Дзун-Хемчикского, Сут-Хольского, Улуг-Хемского, Чаа-Хольского и Овюрского кожуунов. Даа хошун был разделен на десять сумонов: Ак-Монгуш, Кара-Монгуш, Кедек Ооржак, Ондар, Хомушку, Улуг Ховалыг, Биче Ховалыг, Иргит и Саая. Даа хошун, управляемый удельным князем был одним из самых многочисленных хошунов. Центром Даа хошуна был нынешний город Чадан, Нижнечаданский хурээ.
Даа кожуун располагается в зоне континентального климата центральной части азиатского материка. Континентальность в условиях Тувы усугубляется обрамлением низкогорного кожууна крупными горными массивами, а также сложным рельефом территории, состоявшим из ряда нагорий, горных цепей, лежащих между ними котловин. Нижнечаданский хурээ – был главным центром Хемчикских хошунов, занимал главное место после Самагалдая – главного центра Тувы. Между Даа и Бээзи хошунами определенных границ не было, хотя имели свои отдельные управления и народ – жители этих двух хошунов жили смешано, чередуя.
В 1929 году Даа кожуун стал называться Дзун-Хемчикским. Слово «Дзун» означает с монгольского языка — «восточный». 20 территория Дзун-Хемчикского кожууна в северо-западной части Республики Тыва, центром кожууна является Чадан, в 225 километрах от столицы Республики города Кызыла.
Основным средством сообщения, связывающим с другими кожуунами является автотранспорт. Ближайшая железнодорожная станция Абаза, находится в 30 километрах.
Общая площадь кожууна 6484,56 км². Дзун-Хемчикский кожуун характеризуется резко континентальным климатом и небольшим количеством атмосферных осадков.
По данным Чаданской метеостанции в течение ряда лет наблюдались температурный минимум воздуха – 49,7 градус Цельсий и максимум + 38,5 градус Цельсий.
Безморозный период составляет в среднем 108 дней. В течение года преобладают ветры юго-восточного направления. Среднее число дней с суховеями на территории в теплый период составляет 30,5. Наибольшее число дней с сильным ветром с суховеями приходится на апрель, май, июнь месяцы. Сильные ветры и наибольшее количество осадков в весенние месяцы весьма благоприятны для ветровой эрозии, проявление которой и наблюдается на ряде ветра опасных участков.
Всего в Даа хошуне с 1975 года, когда хошун освободился от монгольского аймака Сайын нойона до 1921 года, когда Тува стала суверенным государством, хошуном управляли десять правителей нойона.
Первым правителем – нойоном Даа хошуна был Шыырап угир даа, вторым – Серге угир даа, третьим – Дамчай угир даа, четвертым – Сунгар угир даа, пятым – Базыр угир даа, шестым – Бызыя угир даа, седьмым – Сарай угир даа, восьмым – Дугер угир даа, девятым – Хайдып угир даа, десятым последним правителем был эртине гун нойон Буян Бадыргы.
Сопоставляя доументальные материалы, мы пришли следующему списку правителей Даа кожууна, начиная с Шыырапа до последнего Буян-Бадыргы ( в скобках даны годы правления):
Все правители Даа кожууна были потомкам и правителей рода
Монгуш кроме Хомушку Базыра. В 1769 году угердаа кожуунов получили красные знамена. Указом от 1809 года угердаа ежегодно получали от Цинского правительства жалование в размере 65 ланов серебра. Угердаа имел право носить на шапке чинзе синего цвета и одноглазое павлинье перо одага. Он ведал всеми административными и судебными делами своего кожууна, собирал албан и отвозил его в ставку амбын-нойона. Ему принадлежали фактически неограниченные права над аратами своего кожууна, а араты не имели права пожаловаться на своих нойонов, за это их жестоко наказывали.
В 1908 году подкупом Улясутайского цзянь-цзюня Хайдып Угер
Даа объединил Даа и Бээзи кожууны, но после смерти его преемнику Буян-Бадыргы передали лишь правление Даа кожууном.
II. Население Даа кожууна
Основное население Тувы проживало в ее западной, и отчасти, центральной частях. По данным переселенческого управления, в 1914-1915гг. только в двух Хемчикских кожуунах (Даа и Бээзи) проживало 35600 человек, или более половины всего населения Тувы.
Н.Леонов отмечал, что «сосредоточение туземного населения именно в этой части края вызывается тем обстоятельством, что наиболее привольные пастбища и пашни раскинулись в долинах Шагонара, Чаа-Холя, главным образом Хемчика с притоками. Очевидно, и в древние времена этот район был густо заселен».
Даа кожуун состоял из десяти сумонов, названия, которых говорят о родоплеменном составе населения этих сумонов, куда входили тюрко-язычные группы, ведущие родство от древних тюрко-язычных групп.
В Даа кожууне были следующие десять сумонов: Улуг-Монгуш или Ак-Монгуш, Кара-Монгуш, Хомушку, Саая, Иргит, Улуг-Ховалыг, Биче-Ховалыг, Кедээ-Ооржак, Иштии-Ооржак, Ондар. В перечисленных сумонах жили кроме родоплеменных групп жили еще другие роды как, например, олет дорбет, хоюк, адай и другие.
Таким образом, новое административно-территориальное деление в этом случае, использовало родоплеменной состав тувинцев, объединив их в сумоны. Но с другой стороны, среди тех групп, которые были рассредоточены по различным кожуунам и сумонам, это деление вместе с фактором социально-экономического порядка содействовало дальнейшему разложению прежней сильно подорванной еще в предшествующие периоды родоплеменной организации тувинцев.
Ниже приведем сведения по итогам переписи населения Даа кожууна при угердаа-нойоне Шонгуре, а указано в этом документе в период с 1798 по 1835 гг.
№ | Сумоны | Юрты Хозяйства | Мужчины | Женщины | Всего |
1 | Чангы Айыжы | 278 | 672 | 717 | 1389 |
2 | Чангы Биндилчи | 89 | 202 | 237 | 439 |
3 | Чангы Тумен | 67 | 180 | 170 | 350 |
4 | Чангы Бады-Монге | 58 | 155 | 162 | 317 |
5 | Чангы Буян | 64 | 252 | 182 | 434 |
6 | Чангы Баян-Чыргал | 112 | 260 | 217 | 477 |
7 | Чангы Чолда-ыс | 71 | 166 | 200 | 366 |
8 | Чангы Кечилеп | 67 | 178 | 143 | 321 |
9 | Чангы Биче-Оманды | 55 | 130 | 142 | 272 |
10 | Чангы Оманды | 57 | 152 | 130 | 282 |
Итого | 917 | 2347 | 2300 | 4647 |
Если судить по количеству податных единиц, просуществовавших неизменно до 1911 года и, следовательно, условных, необходимых только для исчисления албана (подати), то Даа кожуун был самым крупным, где проживало большинство тувинских семей.
Оюннарский кожуун | 147 семей |
Салчакский кожуун | 109 семей |
Тоджинский кожуун | 150 семей |
Хасутский кожуун | 150 семей |
Даа кожуун | 2209 семей |
Всего | 2765 семей |
В настоящее время в Дзун-Хемчикском кожууне проживает 21361 житель, в том числе в городе Чадане 9459 жителей, в сельской местности проживает 11902 жителя.
С каждым годом, а особенно в последние два года демографический рост населения растет. Это связано с условиями жизни населения и выплатой пособий матерям и получением материнского капитала. Также матерям мужья, которых тоже служат в армии выплачивают деньги при рождении ребенка. Мне кажется, что эти условия влияют на рост населения в кожууне и по всей Туве, и в России.
III. Экономика и ее характеристика
Одним из самых больших кожуунов является Даа кожуун («Даа» - значит в переводе с монгольского означает «большой»).
В середине прошлого столетия в Дзун-Хемчикский кожуун, бывали случаи проникновения контробандным путем монгольских купеческих караванов с китайскими товарами. Это был не единственный караван и не единственная поезда Монгольских купцов. И это показывает факт, что монгольские купцы вели долговую торговлю в Туве. Монгольские купцы давали в долг табак, чай до декабря, рассчитывая на то, что в это время соберут пушнину – белкою или соболью. Это показывает, что долговая торговля возникла до появления там русского торгового капитала. Даже расстояние 17 дней пути от Урги не удерживало монгольских купцов, из-за выгодности торговли.
Тувинцы предъявляли большой спрос на такие товары как чай, табак, манифактурные товары. Эгоистические интересы тувинских чиновников совпадали с интересами китайского правительства.
В 1869 году в Туву направляется Сафьянов, Бяков и другие купцы, которые обосновываются на продолжительное время. Например Бяков, обосновывается в Даа (Дзун-Хемчикском) кожууне. На берегу Хемчика он оборудовал в 1909 году водяную мельницу, от нее же организуется промысловая русская рыбная ловля по Хемчику.
Фактория Бякова просуществовала 35 лет. Сначала он продавал русские товары, а потом на русские деньги стал закупать пушнину за бесценно. Закупал и скот. В 1910 году Бяков отправил в Иркутск пятьсот голов рогатого скота, сто двадцать лошадей.
Открыл кустарным способом предприятие по переработке кожи. На торговлю и производство у него работало четверо русских, четверо тувинских и трое татарских слуг. За работу он оплачивал русскими деньгами.
Долгое время торговля оставалась своеобразной монополией небольшой кучки тувинских чиновников. Под страхом самых жестоких наказаний ни китайские купцы не смели приезжать с товарами, ни тувинцы ездить в Монголию для закупки товаров. Правда, правители Даа кожууна могли закупать товары в Улясутае, приезжая туда для сдачи албана-налогов; точно также китайские чиновники во время своих поездок могли продавать товары тувинцам. Этим правом нойоны Даа кожууна и китайские чиновники пользовались довольно широко.
Важным источником обогащения нойонов являлись натуральные поборы с населения, эксплуатация населения на барщинных работах.
Помимо этого нойоны обогащались за счет различных злоупотреблений при сборе налога. Приносил им доход от сдачи в аренду, русским и китайским купцам и колонистам, сумонных и кожуунных земель. Некоторые тувинские бои грабежом скота наживали себе богатство. Не чужды были тувинским феодалам и простые вооруженные нападения, с целью грабежа товаров и имущества купцов.
Нойон Даа кожууна ежемесячно собирал на зиму с каждого из десяти сумонов по десять баранов.
Последний, десятый нойон Монгуш Буян-Бадыргы имел около 800 лошадей, более 100 коров, свыше 1000 овец и коз, 10 верблюдов и 30 яков. Помимо скота, почти каждый бай располагал и другими богатствами, хлеб он получал от аратов, заставляя их сеять на себя. У него был штат охотников, которые добывали пушнину, были даже свои ремесленники и т.п.
К восьмидесятым годам русско-тувинская торговля достигала довольно больших оборотов. Русские ввозили манифактурные товары, бязь (шла на обшиву) мужских и женских шуб, на головные платки, опояски и т.д.) низшие сорта парчи, бархата.
Много продавалось таких мелких галантерейных изделий, как иголки, нитки, пуговицы, бусы, складные ножи, ножницы, игрушки, бритвы, зеркала, гребенки и т.п.
Большое место среди русских товаров занимали металлические изделия, медные и латунные самовары, тазы, чаши, чайники, котлы и красная металл медь, топоры, кухонные ножи, лопаты, таганы и прочее.
Тувинцы за товары расплачивались своим основным богатством – скотом.
Вместо денег в русско-тувинской торговле единицей обмена выстыпал крупный рогатый скот в виде торбака – одногодовалого быка, а также чай.
Если покупали у торговца ситец или сукно, то мерой измерения была не метр, а араты говорили, что мне нужно ситец или сукно на одну шубу. Тут продавец знал, сколько нужно и отрезал столько.
Русские скупали крупный рогатый скот, овец, лошадей, иногда верблюдов, овчину, козлику, пушнину, лучшие сорта шкуры соболя, бобра, лисицы, куницы, выдры, колонка.
Мера стоимости товаров белкой установилась стихийно, в процессе развития торговой практики. В 90-х годах овца стоила десять белок, коза-четыре-пять белок, оленья шкура-десять белок, соболь-сорок, шестьдесят белок.
Бык стоил десять овец, овца-три мерлуши. Сначала цена товара переводилась на белку, а затем если покупатель расплачивался скотом, стоимость скота определялось на белку. А весь счет долгов велся на белку.
Общепринятым денежным эквивалентом в Туве почти вплоть до революции были, борбак, овца и баш (кирпич чая). То что белка служила наиболее распространенным денежным эквивалентом, позволяло купцам округлять цену, подгонять стоимость вещи под стоимость белки.
Белка представляется очень прибыльным предметом торговли. Купец маневрировал, извлекая наибольшую выгоду из торговых операций с аратами. Как уже отмечали, что имел хождение в качестве денег и кирпич зеленого чая – баш. Слово баш не местного происхождения, а пришел в Туву из Китая через Монголию. Получив распространение в Туве, он вышел в систему других денежных эквивалентов в Китае и Монголии.
Другим средством обогащения русских торговцев служил обман. Тувинец не знал подлинной стоимости товаров, при торговых операциях купцы не милосердно обманывали и грабили тувинцев.
Приведем несколько фактов. Китайские чиновники продавали трубку стоящую полтора рубля, за быка в тридцать рублей и т.д. Этот не милосердный отсчет тувинцев при торговле продолжался вплоть до революции 1917 года.
Средняя прибыл русских купцов составляла сто-двести процентов, считается здесь нормальной.
Одна из важных причин разорения тувинцев является долговая кредитная торговля. Степняку - скотоводу торговец осенью перед охотничьим сезоном давал в долг свинец, дробь, порох и продовольствие, а в декабре с него собирал долг.
Русско - тувинские экономические связи в XIX столетии способствовали росту материальной и духовной культуры тувинцев. Экономические связи Тувы с Россией создавали предпосылки к тому коренному в ходе тувинского исторического процесса, который решительно вырвал Туву из нее исторического захолустья, а тувинцев из вековой отсталости, к освобождению от колониального и национального гнета.
Заключение
В результате изучения развития общественных отношений в Туве, приходим к выводу, что XIX –начале XXI веках социально-экономический строй Тувы подвергся значительным изменениям.
В данной работе сделана попытка раскрыть наиболее важные стороны политической, экономической, хозяйственной и культурной жизни самого большого кожууна Тувы – Даа кожууна.
Природные и климатические условия кожууна, наличие путей, соединяющих Туву с Россией и Монголией, что делало положение кожууна наиболее выгодным в данный период.
Русская конолизация несла с собой эксплуатацию тувинских производительных сил и тувинского народа. Рост производства в связи с русской колонизацией способствовал прогрессу социально-экономических отношений, проникновению в них капиталистических начал.
Тесная связь экономики Тувы и России способствовало развитию производительных сил и социальных отношений Тувы.
Общественно-экономические отношения носили патриархально-феодальный характер.
На Хемчике феодалы крепко держали власть в своих руках, они не допускали разгрома китайских факторий, удерживая аратов от восстания.
Присоединение Тувы к России было решающим моментом в истории тувинского народа, подготовив переход страны от средневекового застоя темноты и дикости к более высоким формам хозяйства и культуры.
По сравнению со всем этим проникновение русской культуры было более широким, носило прогрессивный характер, перед ним открылась перспектива включиться в общемировое развитие.
Присоединившись России тувинский народ, тем самым приобщился великому революционному движению. Благодаря Октябрьской Социалистической революции и победе национально-освободительной революции 1921 года, тувинский народ получил национальную независимость. И это явилось важнейшим шагом в истории Тувы и Даа (Дзун-Хемчикского ) кожууна.
Использованная литература
Дзун-Хемчикский кожуун | ||
Страна | ||
Статус | ||
Входит в | ||
Включает | 12 муниципальных образований | |
Административный центр | город Чадан | |
Дата образования | ||
Население (2014) | ↘10 673[1] (2-е место) | |
Плотность | 3,6 чел./км² | |
Национальный состав | ||
Площадь | 6484,56 км² | |
Часовой пояс | ||
Телефонный код | +7 39434 | |
Код автом. номеров | 17 |
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Финист - Ясный сокол
Зимний лес в вашем доме
Пчёлы и муха
Ручей и камень