Современные люди отличаются повышенным уровнем визуального восприятия. Подрастающее поколение можно назвать поколением «бегущей картинки», причём ярко раскрашенной на экране. Наши органы чувств не только анализируют окружающую среду, но и принимают информацию, которая, как правило, оказывает влияние на наш организм. Цвет способен придать бодрость и увеличить работоспособность. Поэтому тема здоровья и повышения общего уровня культуры очень актуальна в данное время.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_zhivopisi_na_zdorove_cheloveka.rar | 429.2 КБ |
vliyanie_zhivopisi_na_zdorove_cheloveka.rar | 720.49 КБ |
«Влияние живописи на здоровье человека»
Выполнила ученица 4"А" класса
МБОУ «СОШ №6» г. Перми
Любимова Александра
Научный руководитель-
учитель начальных классов
МБОУ « СОШ №6» г. Перми
Харламова Ирина Владимировна
г. Пермь 2014
Оглавление
Актуальность
Цель
Задачи
Введение
«Здоровье — это вершина, на которую человек должен подняться сам».
И. Брехман
Здоровье человека складывается из того, что он наследует от родителей, образа жизни и экологии. Но так же, оно зависит и от сознательного отношения человека к себе и окружающей среде – это определяет понятие культуры. Необходимо помнить, что здоровье зависит от многих факторов, которые объединяются в одно понятие — здоровый образ жизни. Его целью является научить человека разумно относиться к своему здоровью, физической и психологической культуре, закалять свой организм, умело организовывать труд и отдых.
Существуют необходимые человеку составляющие в целом культуру здоровья:
Чтобы быть здоровым во взрослой жизни, познавать культуру здоровья надо с самого раннего детства. И примерами могут служить различные виды искусства. Искусство выступает как деятельность, ищущая человеческий смысл во всем, что окружает человека и попадает в поле его зрения. Т. Е. искусство: отражает мир — так, как его видит человек;
Актуальность
Современные люди отличаются повышенным уровнем визуального восприятия. Подрастающее поколение можно назвать поколением «бегущей картинки», причём ярко раскрашенной на экране. Наши органы чувств не только анализируют окружающую среду, но и принимают информацию, которая, как правило, оказывает влияние на наш организм. Цвет способен придать бодрость и увеличить работоспособность. Поэтому тема здоровья и повышения общего уровня культуры очень актуальна в данное время.
Цель
Провести аналогию собственного восприятия здоровья, через цвет с воплощением отношения к здоровью с помощью выборки из коллекции ПГХГ. Сформировать правильное отношение к культуре здоровья у школьников с помощью демонстрации произведений живописи.
Задачи
Гипотеза
Если цвет ассоциируется с позитивным настроением, то это и будет означать настрой на здоровье и работоспособность.
Влияние цвета на здоровье человека
Каждый цвет несет в себе какую-то информацию, а человеческий организм на этот реагирует.
Например:
.красный – увеличивает мускульное напряжение, учащает ритм дыхания, способствует повышению кровяногодавления;
.оранжевый – вызывает легкое возбуждение, ускоряет кровообращение, способствует пищеварению;
.желтый – стимулирует умственную деятельность;
.зеленый – умиротворяет, успокаивает;
.голубой – снижает кровяное давление, успокаивает;
.синий – располагает к серьезности, строгости в поведении;
.фиолетовый – возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма простудным заболеваниям.
Наиболее благоприятные для человеческого глаза цвета – зеленый, желтый, голубой, желто-зеленый и зелено-голубой. Они дают отдых глазам, действуют успокаивающе, так как это цвета растений, солнца, неба и воды. Воздействие на психику может существенно меняться в зависимости от сочетания цветов, что с успехом используется в живописи. К примеру, красный мазок на синем фоне выражает тревогу, заметный черный штрих на белом подчеркивает траур, скорбь. И наоборот: белая фигура на темном фоне способна пробудить надежду, желание радости. Окраска помещения также действует на восприятие: помещение с темными потолками кажется ниже; длинная комната или коридор – короче при ярко окрашенной дальней стене; белые полосы на полу указывают путь движения и зрительно удлиняют помещение. Цвет влияет на восприятие расстояния, объема, массы, освещенности, температуры, движения – а значит, на психическое состояние: красный, оранжевый, желтый человеческий глаз воспринимает как теплые тона; синий и фиолетовый – как холодные; у зеленого цвета есть холодные и теплые оттенки.[1]
Цветопсихологические исследования среди детей показали, что дети отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста.
В раннем возрасте они предпочитают красный или пурпурный цвет, причем девочки – главным образом розовый.
В возрасте 9–11 лет интерес к красному цвету постепенно заменяется тяготением вначале к оранжевому, затем к желтому, желто-зеленому и к зеленому.
После 12 лет любимый цвет – синий.
В своей книге «Человек – цвет – пространство. Прикладная цветопсихология» Г.Фрилинг и К.Ауэр [3] предлагают следующие цвета для дизайна классных кабинетов.
Желтый цвет, светлый, как солнечный день, вызывает веселое, радостное настроение.
Фиолетовый и синий – цвета неуверенности, сумрачности.
Голубой мы воспринимаем как легкий, небесный цвет. Стены, окрашенные в темно-синий цвет, вызывают у нас грустное настроение.
Светлая зелень кажется легкой, воздушной, а болотно-зеленый цвет, наоборот, мягким и тяжелым. Зеленый цвет травы успокаивает, клонит ко сну, вызывает желание помечтать.
Коричневый воспринимается более жестким, землистым по сравнению с чистым оранжевым.
Активные цвета – желтый и красный – всегда имеют перевес над пассивными – синим и зеленым, поэтому они желательны в небольших дозах. Желтый и красный запечатлеваются в памяти гораздо глубже. Часто возбужденный ребенок, после того как ему показывают в окружающей среде предмет красного цвета, успокаивается. Когда мы привносим красный цвет в оформление классов для младших школьников, будь то красная панель или красная стена, то можем быть уверены, что этот цвет будет действовать на детей успокаивающе. Необходимо по возможности избегать окрашенной в черный цвет классной доски, лучше предпочесть темно-зеленый или темно-синий цвет. Не следует на стене, где висит классная доска, создавать резкий цветовой контраст, чтобы не утомлять зрение учащихся.
В соответствии с таблицей можно рекомендовать следующее.
Передняя стена во многих случаях может быть окрашена в цвет более интенсивный по сравнению с задней и боковыми стенами. Для первоклассников лучше использовать интенсивные чистые красные тона. Красный цвет в комнате для второклассников можно постепенно заменять оранжево-красным или оранжевым, для 10- и 11-летних детей – желто-зеленым, затем зеленым.
Для стен в классах и библиотеке больше всего подходят оттенки желтого (бежевый, кремовый, светло-охристый). Эти тона дисциплинируют, но главное преимущество желтого цвета – он активизирует умственную деятельность и способствует концентрации внимания. [1]
Мебель в классе не должна контрастировать со стенами, чтобы не отвлекать от смыслового центра помещения – доски: именно на нее в течение долгого школьного дня устремлены взгляды детей. Выяснилось, что на черной доске, как ни парадоксально, плохо различимы надписи белым мелом. Коричневая доска усыпляет. Выиграла конкурс темно-зеленая доска: на ее фоне лучше всего прочитываются надписи, сделанные желтыми и оранжевыми мелками. Стенды, классный уголок, где помещается всякого рода информация, классные газеты – от цвета этих деталей в интерьере тоже кое-что зависит. Существует определенный порядок легкости прочтения текста на цветном фоне. Легче всего читается черное на желтом (но это очень неспокойное сочетание: его нужно использовать осторожно). Хорошо смотрится зеленый (или синий) текст на белом и т.д.
Спортзал выглядит замечательно, если окрасить его в светлые оттенки оранжевого: это самый тонизирующий, самый веселый цвет. Он стимулирует активность – ребят легче расшевелить в оранжевом, чем, допустим, в голубом зале. Кроме того, этот цвет согревает, что нелишне для облаченных в футболки голоногих ребятишек.
Лестничные проемы должны быть зелеными. Зеленый стабилизирует дыхание и сердцебиение. На переменах, когда дети носятся по лестницам вверх-вниз, зеленый цвет будет поддерживать в равновесии их дыхательную систему.
Коридоры и вестибюли лучше красить в холодные тона: голубой, бирюзовый, жемчужно-серый. Эти оттенки способствуют расслаблению и дают отдых глазам.[3]
В данной работе предполагается показать взаимосвязь отношения человека к здоровью через передачу цвета в живописи.
Методы исследования
Методика исследования
Опрос был проведен среди учащихся 4-10х классов
Была собрана информация о том, насколько комфортно ученики чувствуют себя в следующих учебных кабинетах:
Пожалуйста, оцените по пятибалльной шкале каждый из критериев.
2. Исследование: «Предпочтение цветов школьниками»
I этап – диагностический
Цель: выяснить, каким цветам школьники отдают наибольшее предпочтение. Определить их эмоциональное состояние на данный момент.
II этап – аналитический
Цель: проанализировать полученный результат, сформировать рекомендации.
На первом этапе основными методами стали диагностика и анкетирование. Были использованы методики « Эмоциональные сферы» Ю. Башкировой, «Цветовой тест» Люшера, а также метод прямого наблюдения. Анкетирование проводилось по разработанной анкете «Эмоциональная стабильность». Использовался набор семи основных цветов по Люшеру, который наглядно помогал учащимся с выбором цвета.
Факторы, влияющие на состояние здоровья
Большой резерв в сохранении здоровья и долголетия человека заложен в организме его образа жизни.
Цвет и возраст
Цветопсихологические исследования среди детей показали, что дети отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста и эмоционального состояния.
Возраст | Предпочитаемые цвета | Отрицательное восприятие | Психологическое состояние |
4-10 | Красный, пурпурный, розовый, | Чёрный, тёмнокоричневый, серый | Пребывание в мире сказок |
11-12 | Зелёный, | Оливковый, пастельнозелёный, лиловый | Преобладание чувственного восприятия мира |
13-16 | Ультрамарин, | Фиолетовый, лиловый | Рациональный подход к восприятию мира, развитие самосознания |
17-19 | Краснооранжевый | Пурпурный, розовый | Инстинктивно целенаправленное восприятие мира |
Влияние цвета на физическое здоровье
Цвет | Влияние на физическое здоровье |
1. Жёлтый | Лечит депрессию, способствует укреплению нервов. |
2. Синий | Подавляет аппетит, помогает расслабиться, благотворно воздействует на дыхательную систему, снижает остроту зрения. |
3. Зелёный | Способствует регенерации клеток, укрепляет иммунную систему, стабилизирует давление и сердечную деятельностью. |
4. Оранжевый | Способствует пищеварению, активной работе почек, мочевого пузыря, ускоряет кровообращение, благотворно влияет на состояние костных тканей, зубов, волос. |
5. Фиолетовый | Стимулирует работу сердца и мозга, а так же выработку гормона мелатонина, снимающего депрессию и омолаживающего организм, увеличивает иммунитет. |
6. Красный | Улучшает пищеварение, стимулирует физическую активность, учащает дыхание, понижает кровяное давление. |
7. Голубой | Помогает при болезнях, связанных с обменом веществ, центральной нервной системы, заболеваниях горла и органов дыхания, снижает кровяное давление. |
Влияние цвета на психическое здоровье
Цвет | Влияние на психическое здоровье |
1. Жёлтый |
|
2. Синий |
|
3. Зелёный |
|
4. Оранжевый |
|
5. Фиолетовый |
|
6. Красный |
|
7. Голубой |
|
Результаты исследования «Восприятие цвета школьных кабинетов»
Критерии | Кабинет биологии | Кабинет математики | Кабинет англ. языка |
1. Привлекательность | 4,3 | 2,5 | 1,95 |
2. Освещение | 4,5 | 4,4 | 2,75 |
3. Удобство | 4,05 | 4,4 | 1,7 |
5. Успеваемость | 4,4 | 4,2 | 3,9 |
Заключение
Ребята выбирали цвета, в которых они чувствуют необходимость для комфорта, хорошего рабочего настроения. Это оказались желтый, зеленый и розовый цвета. Именно такую цветовую гамму мы постарались поместить в подборку картин из коллекции Пермской Государственной Художественной Галереи. Предполагается, что демонстрация как слайд-шоу в целом, так и выставка репродукций в классе будет поднимать как общее самочувствие, так и культурный уровень в целом.
Из проведенных исследований можно сделать следующие выводы: успеваемость зависит от параметров благоприятности помещения; состояние школьных кабинетов не по всем показателям соответствуют требованиям; неблагоприятная цветовая среда школьных кабинетов является одним из основных факторов нарушения зрения и дискомфорта для работы в классе.
Данное исследование является только малой частью того, как здоровье человека связано с изобразительным искусством. В будущем предполагается рассмотреть такие направления: здоровье человека как произведение искусства, человек как главный предмет искусства и т.д.
Список литературы.
1.Н.В. Герасименко. Разноцветный класс //Домашний доктор, 1998, № 4.
2. Ю.Башкирова. Эмоциональные сферы //Школьный психолог, 2004, № 24.
3. Г.Фрилинг, К.Ауэр. Человек – цвет – пространство. Прикладная цветопсихология. – М.: Стройиздат, 1973.
Список используемых источников информации.
Приложение 1.
Анкета
Прочитав вопрос, ответь на него письменно.
1. Какие кабинеты в школе ты считаешь уютными?
2. В каком кабинете ты себя чувствуешь спокойно?
3. В какой цвет ты покрасил(а) бы стены в своем классе?
4. В какой цвет ты бы покрасил(а) парты?
5. Какого цвета должна быть классная доска?
6. В какой цвет, по-твоему, должны быть окрашены коридоры?
7. Как, по-твоему, должен выглядеть спортивный зал?
8. Нужны ли в кабинетах цветы?
9. Нравится ли тебе, что в кабинетах стены оклеиваются обоями?
10. Как ты относишься к таблицам, висящим на стенах?
Приложение 2.
Подборка картин из Пермской Государственной Художественной Галереи
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Философские стихи Кристины Россетти
Рождественский венок
Швейня
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?