Сочинение "Кузнец своего счасть" представлена на республиканский конкурс сочинений о профессиях "Билет в будущее". Уходят в прошлое казалось бы традиционные для села профессии: плотник, столяр, кузнец... \но живут ещё в сельской местности те, кто своими руками может создавать из железа и необходимын для обихода, и радующие глас и душу предметы. Об одном из таких ветеранов и поведал в своём сочинении ученик.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУТЛУ-БУКАШСКАЯ СОШ»
РЫБНО-СЛОБОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОНКУРС СОЧИНЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ
«БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ»
НОМИНАЦИЯ «ЧЕЛОВЕК ТРУДА»
Сочинение на тему:
«КУЗНЕЦ СВОЕГО СЧАСТЬЯ»
Выполнил ученик 9-а класса Касимов Ильдар Раилевич
Руководитель учитель русского языка и литературы высшей кв.категории ИльдархановаГ.М.
2015 год
Заявка на участие
в Республиканском конкурсе «Билет в будущее» среди учащихся 7-10 классов
общеобразовательных учреждений Республики Татарстан
Город / район | Рыбно-Слободский район |
Номинация | «Человек труда» |
Название работы | «Кузнец своего счастья» |
Образовательное учреждение | МБОУ «Кутлу-Букашская СОШ» |
Автор работы | Касимов Ильдар Раилевич |
Ф.И.О., должность руководителя | Учитель русского языка и литературы высшей кв.категории Ильдарханова Гульсина Мисбаховна |
Контактный телефон, код | 89870061745 |
dulsineya-13 |
Директор школы Н.Ю.Салахиев
Есть такие профессии, которые могли бы называться если не исчезнувшими, то уж устаревшими, оставшимися в прошлом уж точно. Ну, кто сегодня в наших краях умеет плести корзины, лапти? Кто может украсить дом сделанными своими руками наличниками для окон? Кто украсит дом мебелью, созданной по своему желанию и хотению? Конечно, легче просто пойти в магазин, присмотреть и выбрать то, что удовлетворяет желания и приобрести. И время сэкономишь, и грязи дома не разведёшь, и модно…
Но, к счастью, так думают не все. Есть ещё в деревнях люди, которые своими руками творят чудо. И не важно, из какого материала: из податливой глины, из живого дерева, из твёрдого железа… Эти люди сохраняют народные традиции, культуру, которая создавалась веками и в течение буквально нескольких десятилетий под воздействием современных технологий стала исчезать. А эти мастера – та цепь, которая связывает прошлое с настоящим и, надеюсь с будущим…
Мой рассказ посвящён моему односельчанину Ильдарханову Мисбаху Исхаковичу, Мисбах абый, как принято уважительно обращаться в сельской местности. Я его знаю много лет, потому что мы живём рядом. И всегда его можно увидеть в засаленном, прожжённом в нескольких местах телогрейке или рабочей куртке. Но это не потому, что он неряшлив, а потому, что даже в свои 80 лет он постоянно в работе. Его руки никогда не находятся в покое. А руки эти не простые, а золотые. Сейчас Мисбах абый на заслуженном отдыхе, а до пенсии он много лет проработал в нашем сельском СМУ – Строительно-монтажном управлении. И работал он кузнецом. Сейчас этого учреждения в селе уже нет, давно закрыли, а как бы мне хотелось увидеть своими глазами кузницу, где работал Мисбах абый. Хотя по его рассказам я все-таки могу её представить: большой, с высокими потолками цех, в середине которого стоит нечто похожее на печь, но она широкая, с большим горнилом. Здесь полутемно, потому что полузакопчённые стёкла окон плохо пропускают дневной свет, но печка светится сказочным, добрым светом. От ярко поблёскивающих горячих углей распространяется тепло, а если подойдёшь поближе, так становится даже жарко. Вот за печкой появляется чей-то силуэт, но бояться не надо. Это кузнец, железных дел мастер Мисбах абый. Он ещё молодой: стройный, высокий, с сильными мускулистыми руками. А силы кузнецу нужны: я пробовал поднять кузнечный молот – не смог: уж очень он тяжёл. Правда, Мисбах абый мне объяснил, что эти молотом бьёт молотобоец – начинающий кузнец, ученик, который только учится кузнечному мастерству. А вот опытный мастер постукивает по горячему металлу лёгким маленьким молоточком, указывая подсобнику, куда с какой силой нужно бить большим тяжёлым молотом. Когда кузнецы начинают обрабатывать большой, пока ещё бесформенный кусок железа, по кузнице и вне её стен распространяется необычная музыка: звонкое лёгкое постукивание молоточком прерывается тяжёлыми громкие ударами молота. Необычная музыка. Раньше таки звуки в деревне радовали слух крестьянина: жива куница, значит сельскохозяйственные инструменты будут в рабочем состоянии; значит и пахота, и сенокос, и уборка урожая пройдут без неожиданных задержек. Ведь, как известно, весенний день, впрочем, как и осенний, год кормит. Не будет голодать скотина, накормленная сытным сеном, срезанным косой и собранным с помощью вил, что выковал и правил кузнец, и значит в доме будет молоко, сметана, творог, катык. Не прервётся надолго работа трактора, комбайна, ведь кузнец заранее, ещё зимой, приготовил нужные детали к машине. Дома не сорвутся с петель ворота и двери, ведь они сделаны руками кузнеца, знающего, что необходимо сельчанину в быту. Но не только необходимые для работы предметы может делать простой деревенский кузнец. Его дом можно отличить от домов плотника, столяра, маляра. У него и крыша не просто железная, а ещё выкована по краям узорной сеткой. У него и ворота железные, созданные по своему хитрому проекту. И посуда в доме: кумган, таз, ковш – всё железное, своё. И держать их в руках легко, пользоваться ими удобнее, чем заводскими.
Сейчас Мисбах абый уже не такой сильный, каким был в молодости. Он слесарничает, плотничает по хозяйству, любит смотреть телепередачи о современных кузнецах – мастерах, которые куют чугунные ограды или железные розы, восхищается тем, какие инструменты помогают им в почти ювелирном деле, радуется, что живёт его профессия, пусть и не в больших масштабах, а всё же развивается, оттачивается мастерство. Старик потирает большие, кажется, всё ещё в железной окалине натруженные руки и вздыхает с сожалением о том, что сегодня в селе нет уже ни кузницы, ни кузнечных дел мастера. Некому выковать лом, лопату, вилы, так необходимые в деревне, а магазинные быстро изнашиваются, ломаются. Живёт мастер воспоминаниями о том, как его, десятилетнего мальчишку, чья семья в первые же месяцы Великой Отечественной войны получила извещение о том, что их отец пропал без вести в боях под Москвой, приобщил к кузнечному ремеслу родной дядя Габдулла абый, благодаря чему и не умерли они - вдова и два её осиротевших сына - с голоду, и рассказывает о том, как потом, став самостоятельным рабочим, уже сам по методу своего учителя учил молодых ребят, пожелавших стать самыми нужными в деревне людьми – кузнецами, и не жалеет о том, что почти всю жизнь провёл в дымной, сумрачной кузнице, ворочая тяжёлые куски железа. От Мисбах абый идёт такой же свет, такое же тепло, как от его родной кузницы.
Денис-изобретатель (отрывок)
Новогодние гирлянды
Карандаши в пакете
Музыка космоса
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым