В работе исследовано состояние зрения одноклассников, установлены факторы риска для развития патологических процессов, внесены предложения по охране зрения, предложены рекомендации школьникам, родителям и педагогам.
Вложение | Размер |
---|---|
vetrov_a._ohrana_zreniya.docx | 51.6 КБ |
Управление образования администрации г. Орла
Муниципальное общеобразовательное учреждение
лицей №1 имени М.В.Ломоносова города Орла
Проектно-исследовательская работа
Тема: «Охрана зрения школьников первой ступени обучения»
Автор: Ветров Андрей Олегович ученик 2 «Г» класса
Научный руководитель: Болоболова Людмила Алексеевна
Научный консультант: гл. внештатный офтальмолог Орловской области Сафонова Наталья Николаевна
Орёл
Содержание.
Введение…………………………………...………………………………………3
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Актуальность темы: зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Зрение даёт людям 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учёбы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.
Дефицит движения современного человека неизбежно пагубно отражается и на функциональных свойствах зрительного анализатора – наших глазах. С другой стороны, чрезмерные информационные нагрузки на глаза и мозг приводят к серьёзным нарушениям и заболеваниям. В развитых странах каждый четвёртый – близорукий. И особенно остро в последнее время этот вопрос встал из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение. Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы как питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат.
Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность и др. Другими словами, нельзя выделить один какой-нибудь фактор , влияющий на развитие нарушений зрения. Можно только думать о преобладающем значении того или иного фактора в конкретных условиях. Исходя из этого положения, надо рассматривать нарушения зрения у детей как большую, сложную проблему.
Цель работы: как можно помочь школьникам первой ступени обучения сохранить зрение.
Задачи проекта.
По совокупности задач данного проекта я решил разделить их на теоретические и практические.
Теоретические:
− изучить анатомию и физиологию глаза,
− рассмотреть причины раннего нарушения зрения,
− узнать, что поможет сохранить зрение.
Практические:
− выяснить, какие формы нарушения зрения часто встречаются у школьников,
− провести анкетирование школьников первой ступени обучения лицея№1 г. Орла,
− провести исследование на базе офтальмологического отделения ОГУЗ ОККБ.
Гипотеза: зрение можно сохранить, если соблюдать правила гигиены, питания, поведения в быту.
Продукт проекта (буклет) «Как сохранить зрение школьника» − памятка для школьников, родителей и учителей.
Для более удобного выполнения проекта я составил
План проекта, включающий следующие пункты:
− посмотреть книги ( энциклопедии ),
− подумать о своём зрении самостоятельно,
− проконсультироваться с родителями,
− обратиться к компьютеру,
− понаблюдать за учениками в классе,
− проконсультироваться со специалистами,
− провести анкетирование,
− провести исследование на базе отделения офтальмологии ОГУЗ ООКБ.
Зрение школьника является предметом широких и всесторонних исследований. При этом все исследователи обнаруживают общую закономерность – увеличение числа учащихся с близорукостью первой ступени обучения. С возрастом увеличивается не только процент близорукости учащихся, но и степень близорукости. Это имеет особое значение при рассмотрении всей проблемы в целом, особенно с профилактических позиций. Профилактика нарушений зрения подразделяется на первичную – предупреждение возникновения нарушений зрения и вторичную – предупреждение прогрессирования уже имеющихся нарушений зрения.
Очень важны все основные гигиенические вопросы режима для школьника первой ступени обучения – построение учебного дня в школе, организация уроков и перемен, организация занятий и отдыха во внешкольное время.
Именно в младшем возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно короткий срок. Поэтому в школьном возрасте особое значение приобретает охрана зрения у детей, целью которой является обеспечение условий для оптимального состояния функций глаза.
Чтобы понять всю проблему, надо исследовать очень сложный раздел –анатомо-физиологические особенности строения органов зрения.
После ознакомления с анатомией и физиологией глаза можно перейти к краткому анализу форм нарушения зрения у детей.
1.1 Формы нарушения зрения у детей.
Спазм аккомодации. Большинство офтальмологов называют спазмом аккомодации чрезмерное напряжение мышц, которое не проходит , даже когда глаз в нём не нуждается. Спазм сопровождается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Такой спазм даёт стойкое усиление преломляющей способности глаза в ущерб зрению.
Близорукость. Как правило, это приобретённое заболевание, когда в период интенсивной нагрузки ( чтение, письмо, просмотр телепередач) из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению. В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.
Дальнозоркость. В отличии от близорукости, это не приобретённое, а врождённое состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. Первые признаки появления дальнозоркости – ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних стадиях – понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.
Астигматизм. Это особый вид оптического строения глаза. Явление этого врождённого или приобретённого характера обусловлено чаще всего неправильностью кривизны роговицы. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижение зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.
2.Факторы, влияющие на зрение.
В период роста, как вы уже знаете, орган зрения легко поддаётся различным влияниям, благоприятным и неблагоприятным. Многие врачи считают, что близорукость возникает и развивается вследствие длительной напряжённой зрительной работы на близком расстоянии, особенно выполняемой при плохих условиях освещения. У детей же нагрузка на зрение увеличивается из года в год. И с этим нельзя не считаться. Зрительная работа у детей первой ступени обучения 5-7 ч в день ( 30-42 ч в неделю ). Следует помнить, что у детей 7-10 лет отсутствуют ещё достаточные навыки чтения, письма, длительного сидения. Вот почему для учащихся первых классов четыре урока ежедневно – непосильная нагрузка, в том числе и для органа зрения. Исследования показали, что у учащихся 1-х классов при обычном режиме занятий к концу третьего, а особенно 4-го урока наблюдалось значительное понижение остроты зрения, устойчивости ясного видения, скорости зрительно-моторных реакций, общей работоспособности. Поэтому количество уроков и их чередование по трудности и степени зрительного напряжения заметно уменьшает зрительную утомляемость.
Следует остановиться и на распределении учащихся по сменам. Учебные занятия в 2 смены ещё имеют место в наших школах. С позиции гигиены детского зрения все учащиеся с 1 по 4 класс должны заниматься только в первую смену. Первая смена позволяет значительно легче организовать правильный режим дня, что обеспечивает меньшее утомление детей. У них остаётся больше времени для отдыха, пребывания на свежем воздухе, занятий спортом и т. д. Отдых же улучшает и состояние зрительных функций. Занятия в первую смену проходят и в более благоприятных условиях освещения. Все зрительные функции резко снижаются в условиях плохой освещённости. Наиболее благоприятной для работы зрительного анализатора является естественная освещённость в пределах от 800 до 1200 лк ( люкс− единица измерения освещённости ). Основные гигиенические требования, предъявляемые к освещению, включают достаточность и равномерность освещения, отсутствие резких теней и блеска на рабочей поверхности.
В солнечные дни избыток солнечных лучей создаёт на рабочем месте солнечные блики, слепит глаза и этим мешает работе. Для защиты от прямых солнечных лучей можно пользоваться светлыми шторами или жалюзи.
В осеннее-зимний период, как правило, естественного света не хватает, так как домашние уроки выполняются после 16 часов. В пасмурные дни, ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной освещённости на рабочем месте необходимо включать искусственное освещение. На освещённость помещения влияет чистота оконных стёкол. Немытые стёкла поглощают 20% световых лучей. К концу зимы, когда на окнах накапливается особенно много пыли, грязи, эта цифра достигает 50% .
Чтобы у школьников не развивалось близорукость, нужно улучшить гигиенические условия освещения рабочих мест в школе и дома. Стены в классах и поверхности столов следует окрашивать в светлые тона. Оконные стёкла надо чаще мыть и протирать, нельзя ставить на подоконник предметы, закрывающие доступ света, например, высокие цветы.
Обязательно надо учитывать тот факт, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем при пасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были в равных условиях, необходимо каждую четверть пересаживать их на другой ряд парт, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски.
Необходимо регулярно проводить беседы с родителями об организации занятий в домашних условиях. Нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это усугубляет наступившее в школе на протяжении уроков понижение зрительных функций. Тогда как 1-1,5 часа отдыха после занятий в школе значительно уменьшает общее утомление учащихся, что сопровождается улучшением зрительных функций. Поэтому дома, как и в школе, занятия, требующие напряжения зрения, следует чередовать с такими, когда орган зрения напрягается меньше. Необходимо рекомендовать 10-20 минутные перерывы после 2-х часов непрерывных занятий.
Большое значение имеет и правильное устройство рабочего места в школе и в домашних условиях.
При искусственном освещении настольная лампа должна находиться слева и быть обязательно прикрытой абажуром, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Мощность лампы рекомендуется в пределах от 60 до 80 ватт, при этом не исключается общее освещение в комнате.
Оно необходимо для того, чтобы не создавался резкий переход при переводе взора с освещённой тетради или книги к темноте комнаты. Резкий контраст быстро утомляет – появляется чувство напряжения и рези в глазах. Если в таких условиях работать подолгу изо дня в день, то возникает постоянный спазм аккомодационной мышцы, т. е. создаются предпосылки для развития близорукости.
2.3 Просмотр телепередач и работа с компьютером.
Одним из частых компонентов режима дня у школьников разного возраста являются просмотры телевизионных передач. Однако, при всём их культурном значении, они должны быть регламентированы с позиции гигиены, так как являются дополнительной нагрузкой для глаз школьников. Поэтому, составляя режим дня, очень важно стремиться к созданию оптимальных условий, с тем, чтобы телевизионные передачи не увеличивали накопившееся за день утомление, а наряду с пользой максимально способствовали отдыху детей.
Все рекомендации по просмотру телевизионных передач должен давать врач-офтальмолог во время беседы с родителями и детьми, ещё раз напоминать, что наибольшее утомление и напряжение зрения возникает при слишком близком расстоянии к экрану телевизора. Это усугубляется тем, что ребята часто смотрят телевизор в самых разнообразных позах.
Но лучше всего расположиться от телевизора не ближе, чем на 3 метра, при этом следует сидеть не сбоку, а прямо перед экраном. Если школьник носит очки для дали, ему следует их надеть, чтобы излишне не напрягать зрение.
Для предупреждения утомления и зрительного напряжения при просмотре телепередач очень важны три условия: расстояние от зрителя до телевизора, освещение в комнате, качество изображения на экране.
Лучше всего, если комната освещена верхним светом или настольной лампой, торшером и т. п., не находящимся в поле зрения и не отражающимися на экране телевизора. Днём телевизор следует смотреть в незатемнённой комнате и лишь в солнечные дни следует закрывать окна лёгкими шторами, так как яркий солнечный свет, попадая на экран, значительно уменьшает контрастность изображения, ухудшая видимость, что создаёт дополнительное зрительное напряжение. С позиции профилактики зрительного утомления очень важно не концентрировать внимания в течение длительного периода на экране телевизора. Время от времени следует переключать взор на другие предметы, окружающие вас, чтобы дать отдых глазам.
Когда вы сидите, то испытываете постоянную статическую нагрузку, связанную с длительным сохранением правильного положения тела и головы.
Правильной посадкой при сидении считается такая, при которой туловище находится в вертикальном положении, голова слегка наклонена вперёд, плечевой пояс горизонтален и параллелен краю стола, руки свободно лежат на столе, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и опираются всей ступнёй на пол или подставку, спина опирается в поясничной своей части на спинку стула.
Весьма существенным фактором является расстояние между глазами и рабочей поверхностью книги, тетради. Оно составляет 30-35 см ( при прямой посадке глаза от книги должны быть удалены на расстояние согнутой в локте руки ).
Необходимо коснуться такого важного аспекта в профилактике зрения у школьников как компьютер. В современном мире трудно представить себе жизнь без компьютеров. И в семье, где есть компьютер, запретить его использование будет сложно, но до определённого возраста необходимо. Офтальмологи убеждены, что до 7 лет не должно быть никакого компьютера! Надо убедить ребёнка в том, что это не игрушка, не играйте в компьютерные игры при ребёнке или с ним. Пользуйтесь компьютером только для работы. Ученик первой ступени обучения не должен сидеть перед компьютером больше 30 минут в день. При работе на компьютере в комнате должен обязательно гореть светильник или комната должна хорошо освещаться через окно.
Учёные утверждают: 3-D опасно для здоровья!
Наступает эра трёхмерных развлечений, а вместе с ней в жизнь человека уверенно входят 3D-гаджеты: телевизоры, телефоны,mp-3 плееры, не говоря уже о продуктах киноиндустрии, которые давно развиваются в данном направлении. Но так ли безоблачно будущее 3D?
По словам специалистов, у людей с нормальным зрением правый и левый глаза видят изображение немного под разным углом. Изображение от правого и левого глаза накладываются друг на друга, за счёт чего возникает иллюзия наличия третьего измерения, глубины. Иллюзия наличия третьего измерения при просмотре 3D-фильмов возникает за счёт подобного же эффекта. И если ваши глаза хотя бы немного не в норме, 3D-эффекты создают огромную нагрузку на мозг.
Не стоит забывать, что технологии 3-D не до конца изучены, а значит − злоупотребление подобным развлечением вполне может привести к непредсказуемым последствиям.
Большое значение для хорошего зрения имеет правильное питание, включающее достаточное количество витаминов. Употребление их должно быть систематическим, так как в процессе обмена веществ они постоянно расходуются, а в организме вырабатываться не могут. Содержание витаминов в различных продуктах неодинаково. Так, печень, сливочное масло, яичный желток, морковь, петрушка, зелёный лук, щавель, чёрная смородина, черника, томаты, персики и ряд других продуктов содержат каротин3, который в организме превращается в витамин А. Недостаток его приводит к отставанию в росте и развитии, при этом наблюдается расстройство сумеречного зрения, а в тяжёлых случаях при поражении роговицы могут наступить глубокие расстройства с исходом в слепоту.
Витамин В участвует в углеводном обмене белков, жиров, а также в клеточном дыхании. При недостатке витамина В наблюдается поражение центральной и периферической нервных систем. Эта недостаточность проявляется в виде неврита зрительного нерва, реже – кератитов. Витамин В в большом количестве содержится в зерновых и бобовых продуктах, моркови, печени, дрожжах.
Недостаток витамина В2 приводит к расстройствам питания роговой оболочки, в результате образуются поверхностные сосуды роговицы, её помутнения, расстройства световой чувствительности и сумеречного зрения. Этого можно избежать при условии достаточного употребления в пищу молочных и рыбных продуктов, яиц, гороха, бобов.
Витамин С ( аскорбиновая кислота ) содержится в шиповнике, чёрной смородине, рябине, капусте, лимонах, томатах, зелёном горошке, чернике, луке, редисе. При недостаточном содержании витамина С нередки кровоизлияния под коньюктиву, реже – в переднюю камеру или сетчатку, вследствие чего возможны глубокие расстройства зрительных функций.
Не менее важное значение для сохранения полноценного зрения имеют и другие витамины – В6, В12, D, Е, К, РР и др.
Главные принципы рационального питания: разнообразие продуктов, умеренность и режим. Подкармливайте ребёнка витаминными комплексами с лютеином и антоционином – главными глазными веществами. Сырую морковку со сливками или сметаной никто не отменял. Можно добавить в неё изюм. Обязателен кальций. Он важен не только для косточек, но и для соединительной ткани, которая образует форму глазного яблока.При его росте ткань истончается, а кальций помогает ей сохранить прочность и эластичность. Постарайтесь ограничить сладкое. По одной из теорий, из-за избыточного инсулина в крови глазное яблоко начинает расти слишком быстро. А это может спровоцировать близорукость. Осенью подкормите ребёнка наиполезнейшими для глазок овощами и фруктами: свежей капустой, свёклой, абрикосами, хурмой. А в течение всего года почаще давайте гречку и апельсины.
«Единая Россия» запускает новый социальный проект дистанционной проверки зрения школьников и студентов. Использование новой методики стало возможным благодаря президентской программе по оснащению всех школ компьютерами, подключёнными к Интернету.
Единороссы планируют использовать школьные компьютеры для проверки здоровья подрастающего поколения.
Как заявила член Комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Яковлева: «С помощью созданной знаменитым Фёдоровским глазным центром новой методики «дистанционный скрининг зрения школьников» мы планируем проверять состояние глаз подрастающего поколения. Эта разработка позволяет во время школьных занятий при помощи компьютеров и игровых тестов выявлять нарушения зрения у детей».
Портал Life News сообщает, что использование такой методики стало возможным благодаря президентской программе по оснащению всех школ компьютерами, подключёнными к Интернету.
«Когда мы поняли, что в настоящее время существует массовый доступ учащихся к компьютерным сетям, мы придумали дистанционную программу, через которую проводится массовое скрининговое тестирование детей»,− рассказал генеральный директор МНТК «Микрохирургия глаза» Христо Тахчиди.
По его словам, суть программы проста. Острота зрения определяется способностью глаза различить раздельно две точки, расположенные на листе. Таким образом, в компьютерной игре удаётся выявить детей с нарушением зрительных функций, которые потом приглашаются на дополнительные обследования. При этом, по словам врачей, проблемы со зрением выявляются почти у 60% школьников.
«Эта программа, которая для детей совершенно бесплатна, успешно была реализована в Новосибирске,− рассказала Татьяна Яковлева. – Сейчас к ней подключился Санкт-Петербург, а вскоре, на уроках с помощью игр будет проверяться зрение и школьников по всей России, а также и студентов».
Генеральный директор «Микрохирургии глаза» отметил, что проблема любого человека в том, что он не идёт к врачам при первых признаках заболевания. Как правило, стояние в очередях к врачу отворачивает пациентов от похода в поликлинику. Плюс такой программы в том, что зрение детей можно проверить непосредственно на уроках, без изнуряющих походов к окулистам.
октябрь 2011г.
Пройдя по офтальмологическому отделению Орловской областной клинической больницы, я ужаснулся количеством детей, которые проходят лечение в этом отделении. За октябрь 2011 г. В офтальмологическом отделении находилось 123 ребёнка. Из них – 50 мальчиков и 73 девочки. Из 123 детей 82 ребёнка – жители сельской местности, 41 ребёнок – житель города. По возрасту дети от 7 до 12 лет составляют 49 человек, от 13 до 17 – 30 , а до 6 лет – 44 ребёнка. А это значит, что пик заболеваемости ложится на учеников первой ступени обучения. По заболеваниям на первом месте стоит миопия, на втором − астигматизм, на третьем – врождённые аномалии и др. заболевания глаз.
Близорукость стала профессиональной болезнью школьников. К выпускному одиннадцатому классу зрение становится слабым примерно у половины учащихся. О причинах детской близорукости и методах её лечения нам рассказала детский врач-офтальмолог Орловской областной клинической больницы Е. В. Карнова: « Только в половине случаев близорукость передаётся по наследству. Совсем недавно учёные обратили внимание на психологические особенности детей, у которых миопия прогрессирует. Близорукие дети обычно учатся относительно ровно, с достаточно высоким баллом успеваемости. Их девиз – как бы трудно не давались знания, нужно учиться на 4 и 5 . Такая психологическая установка во многом определяется родителями, большинство из которых требуют от детей хороших оценок любой ценой. Другие причины возникновения миопии известны всем – чрезмерное увлечение компьютерными играми, просмотром телевизора, занятия чтением и письмом на близком расстоянии (менее 30 см) и при плохом освещении, неправильная осанка и др. При каком-то нарушении зрения стационарное лечение надо проводить 1-2 раза в год. В Областной клинической больнице есть офтальмологическое отделение, где ребёнок может пройти курс консервативного лечения: магнитотерапию, электростимуляцию, массаж, зрительные упражнения с линзами и т. д. Некоторые процедуры можно выполнять и дома».
обучения лицея №1.
На базе лицея №1 г. Орла я провёл анкетирование учеников. Выборка − монографическая. Вопрос “ Как вы любите читать? ” меня поразил. Из 27 учеников – 11 читают за письменным столом, остальные 10 – лёжа на диване, а 6 – сидя в кресле.
На вопрос «Сколько времени вы проводите за компьютером», я получил такой результат: из 27 учеников больше часа проводят за компьютером 14 детей.
На вопрос « Считаете ли вы, что у вас хорошее зрение?» из 27 человек “да” сказали 18 человек, а уже 9 человек считают своё зрение не 100%.
При опросе, что лечит врач-офтальмолог, 50% учеников не знают, какой орган человека лечит этот врач.
Проводя исследования в своей проектно- исследовательской работе, я сделал выводы, которые могут помочь при охране зрения школьников первой ступени обучения:
− при подготовке к первому классу необходимо провести полное обследование у врача-офтальмолога;
− при исследовании детей в офтальмологическом отделении выявилась тенденция к увеличению количества детей из сельской местности почти в 2 раза по сравнению с детьми, живущими в городских условиях. Поэтому в отдалённых районах необходимо проводить осмотры детей выездными бригадами (,,Пилотный проект,,), в том числе – офтальмологом;
− необходимо родителям и педагогам вести наблюдение за учениками.
Проанализировав свою работу, я хочу внести свои предложения по охране зрения школьников первой ступени обучения.
– в школьных столовых один раз в неделю готовить салат из моркови со сметаной. Это самое простое витаминизированное блюдо, необходимое для растущего организма.
− обязательный осмотр врача-офтальмолога в школьной медицинской комнате один раз в год.
− строгий контроль Роспотребнадзора за состоянием классных комнат (освещённость, свет окон, размер парт и т. д.).
− проводить частые беседы классных руководителей с родителями детей с подозрительными симптомами нарушения зрения.
Вот несколько симптомов:
-если малыш щурится, глядя на удалённые предметы,
-низко склоняется над столом, когда читает или рисует,
-часто спотыкается и роняет предметы,
-старается сесть ближе к телевизору,
-постоянно склоняет голову набок,
-глаза часто слезятся.
Все эти симптомы – серьёзный повод посетить офтальмолога.
Заключение.
В результате проектно-исследовательской работы я научился:
− собирать информацию и анализировать её;
− находить нужную литературу в библиотеках;
− составлять план проектно-исследовательской работы;
− проводить анкетирование.
В результате исследовательских работ я:
− изучил строение глаза, его физиологию;
− узнал санитарно-гигиенические требования к учебным кабинетам;
− изучил правила питания для сохранения и улучшения зрения;
− провёл беседу с одноклассниками на тему: «Как сберечь зрение школьников 1 ступени обучения».
В ходе проекта я нашёл положительные стороны в моей работе. Моя цель – помочь школьникам первой ступени обучения сохранить зрение − достигнута. Я внёс свои предложения по охране зрения школьников, ознакомил своих одноклассников с теми причинами, при которых ухудшается зрение.
В заключение хочется ещё раз подчеркнуть, что глазная патология у детей очень многообразна и зачастую визуально неуловима даже для специалиста. И для того, чтобы убедиться в том, что у вашего малыша всё в порядке со зрением, а в случае отклонений от нормы своевременно и точно их распознать, не задерживайте свой визит к детскому офтальмологу, не упускайте реальную возможность помочь своему ребёнку В Орле вы можете обратиться к специалистам детского консультативно-поликлинического отделения ОГУЗ «Орловская Областная клиническая больница» и других специализированных учреждений.
Только при совместном действии врачей, учителей и родителей можно сохранить или предотвратить нарушение зрения. Берегите зрение!
Список использованных источников информации
Снежная сказка
Заяц, косач, медведь и весна
Рисуем зимние домики
Как зима кончилась
Басня "Две подруги"