Данная работа посвящена выпускнику школы 1940 года, летчику – истребителю, Герою Советского Союза Павлову Алексею Николаевичу.
Нашей школе, муниципальному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе №11 имени Героя Советского Союза Е.И. Ларюшина, а в 1937 году Михельсоновской школе №1 в 2012 году исполнилось 75 лет. За эти годы она выпустила тысячи учеников, сменила школьное здание, много раз поменялся состав учителей. Автор работы решил изучить героические страницы жизни Алексея Николаевича Павлова, которому посвящен один из стендов в нашем школьном музее.
Для этого он сформулировал цель и задачи, которые помогли выполнить данную работу.
Цель - как можно детальнее изучить жизненный путь этого человека, поделиться своими открытиями с учащимися, социумом микрорайона, организовать вечер памяти гражданина и патриота, которым гордятся и будут гордиться разные поколения, в преддверии его дня рождения. Из вышеизложенной цели последовали следующие задачи:
1. Закрепить умение пользоваться различными источниками;
2. Закрепить умение анализировать различные виды источников, обобщать и делать выводы;
3. Научиться правильно оформлять исследовательскую работу;
4. Развивать коммуникативную культуру;
В данной работе использовались различные источники по принципу «от общего к частному». Источниками информации стали: школьный музей, интернет, краеведы-любители.
Эрик успешно справился с поставленной целью и задачами, показал свое умение работать с материалами школьного музея, дополнительной литературой, делать выводы.
По теме была подготовлена презентация.
Вложение | Размер |
---|---|
pavlov_a.n.doc | 80 КБ |
Отечество – 2014-15 уч. год
Номинация Земляки. Исторический некрополь России
Тема:
Павлов Алексей Николаевич - Герой Советского Союза, выпускник школы 1940 года.
Автор:
Эльдемуров Эрик Александрович,
10 класс,
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 11
Имени Героя Советского Союза Е.И. Ларюшина
Люберецкий муниципальный район
Московская область,
140013, Московская область,
г. Люберцы, ул.Гоголя д.6 кв.131 ,
паспорт 46 12 908290,
выдан ТП № 3 Межрайонного ОУФМС России
по Московской обл. в гор. поселении Люберцы
05.10.2012 г.500-075
Руководитель:
Черепанюк Галина Юрьевна,
Заместитель директора по воспитательной работе
МОУ СОШ № 11
имени Героя Советского Союза Е.И. Ларюшина,
руководитель школьного музея,
контактный телефон: 8(495) 558-37-14 (раб.)
8-903-116-43-65 (моб.)
e-mail: lubschool11@mail.ru
2014 год
Содержание.
Введение с.3 – 4
Основная часть с.5 – 9
Заключение с.9.
Литература с.10.
Приложения с. 11 – 16
Смелый, инициативный воздушный боец.
Не раз встречался с превосходящими силами противника,
но благодаря быстрому и правильному решению
и действию выходил победителем".
(Из характеристики летчика-истребителя А.Н.Павлова)
Введение.
Данная работа посвящена исследованию жизни и деятельности человека, чье имя связано с историей моей школы. В 2015 году все прогрессивное человечество будет отмечать 70-летие Великой Победы над фашистской Германией. В школьном музее один из разделов посвящен Великой Отечественной войне, выпускникам и учителям школы, воевавшим на различных фронтах, вернувшимся и не вернувшимся с полей сражений. Большую гордость вызывает материал о нашем выпускнику Герое Советского Союза Павлове Алексее Николаевиче. Стенд, посвященный этому замечательному человеку, вызывает интерес и много вопросов. Готовясь к очередной годовщине школы, в этом году ей исполняется 77 лет, я провел экскурсии для младшего и среднего звена, рассказав о жизненном пути выдающегося земляка, и поставил перед собой
цель - как можно детальнее изучить жизненный путь этого человека, поделиться своими открытиями с учащимися, социумом микрорайона, организовать вечер памяти гражданина и патриота, которым гордятся и будут гордиться разные поколения, в преддверии его дня рождения. Из вышеизложенной цели последовали следующие задачи:
В данной работе использовались различные источники по принципу «от общего к частному». Источниками информации стали: школьный музей, интернет, краеведы-любители. Определив места поиска, я наметил основные направления исследовательской работы: СМИ, научно-популярная литература, беседы с краеведами – любителями.
Выполнив исследование по данным направлениям, я собрал очень интересную и богатую информацию о летчике-истребителе Герое Советского Союза А.Н. Павлове. Информации оказалось очень много, и передо мной встала новая проблема: как сгруппировать ее и в небольшой работе показать земляка не только выдающимся летчиком, но и простым человеком. При анализе информации за основу взяли принцип «от общего к частному». При обсуждении и составления плана работы за основу взяли жизненный путь летчика.
Актуальность темы не утратила свое значение и в наши дни, потому что Алексей Николаевич, был человеком, отдавшим свою молодость, свою жизнь на служение Отчизне, защищая ее небо в грозные годы и мирное время…
При сборе информации я познакомился с прекрасными людьми – директором народного музея ОАО «Камов» Васиным Анатолием Николаевичем и краеведом-любителем, членом Союза писателей России Чулковым Валентином Дмитриевичем. Я увидел людей влюблённых в своё дело, патриотов и готовых бескорыстно поделиться информацией. В работе мне помогли книги О.И. Трифленковой «Косино маленький уголок моей Родины», А.В. Козлова «Ветераны Великой Отечественной войны района Косино- Ухтомский». С Чулковым В.Д. мы обменялись материалами школьного музея.
Написав работу, я представил её на школьной конференции и обсудили её на заседании Совета музея, учёл замечания, внес поправки и вот, наконец, работа готова.
Основная часть:
1. Детство и юность А.Н. Павлова.
Родился Алексей Павлов 25 февраля 1922 года в посёлке Косино, ныне в черте города Москвы, в семье крестьянина. В 30-е годы романтика неба властвовала над умами юных. Оно заявляло о себе громогласно проносящимися над Косино бипланами и монопланами, взлетающими с Люберецкого аэродрома тупоносыми ястребками и могучими бомбовозами. А над Ухтомкой кружили невиданные аппараты-автожиры. Взгляд ввысь задерживал и косинский школьник Алексей Павлов. Он тоже мечтал стать таким, как Чкалов, Ляпидевский, Серов. Кто знал его в детстве, говорили, что не отличался он богатырским сложением. А отец Алексея Николай Иванович внушал сыну, что главнее всего - сила духа. И Алексей, поставив себе цель стать летчиком, регулярно занимался спортом, укреплял и тело, и волю. Алексей учился в 9-м классе. Как - то после беседы, проведённой в школе работником аэроклуба, 6 ребят изъявили желание учиться летать. Среди них - Алексей.
- Ты куда собрался ? - посмеивались сверстники, не очень заботясь о деликатности. - В чём только душа держится !
Отец, Николай Иванович, ещё не так давно неутомимый кузнец, а в ту пору очень больной человек, ободрял сына:
- Ты, Лексей, вот что уразумей. Силёнка в теле, нет слов, нужна. Но более того потребна она в характере. Потому как бесхребетники - помеха нашему общему делу.
Павлов слушал, соглашался - и по - прежнему мучился сомнениями. Ведь авиации нужны люди со 100-процентным здоровьем.
Трудно передать ликование паренька, когда медицинская комиссия допустила его к занятиям в аэроклубе. Не беда, что ездить далековато - в Раменское. Уставал, конечно, изрядно. Зато какую ощущал гордость, причисляя себя к орлиному племени ! (фото 1)
Между тем судьба готовила Павлову испытание на истинную любовь к авиации, на твёрдость характера, целеустремленность. Во время первого парашютного прыжка Алексей неудачно приземлился. На левой ступне образовалась трещина. В общем - то ничего страшного, если бы не набор в лётную школу. Предстояли экзамены по теории и практике. Чтобы скрыть хромоту от представителей Качинской Краснознамённой военной авиашколы имени А. Ф. Мясникова, Павлов убеждал своего инструктора разрешить ему сесть в самолёт раньше, до их прихода на аэродром.
- Лететь с больной ногой ? Да ты что ! - запротестовал инструктор. Однако после долгих колебаний всё же уступил.
Алексей поднялся в воздух. Превозмогая боль, выполнял упражнение за упражнением. До слёз было обидно, когда, несмотря на все старания, схватил "тройку" за пилотирование. Для поступления явно недостаточно.
Среднюю школу он заканчивал в 1940 году в Ухтомке, ту самую, здание которой стоит и сейчас напротив вертолетного завода по улице 8-го Марта.
Что делать ? Распрощаться с мечтой ? Вот и мать, Пелагея Фроловна, уговаривает бросить это опасное дело. Нет, не в его натуре отступать. Павлов, умоляя помочь, отправил письмо на имя начальника Качннской авиашколы.
В ответ - телеграмма: выезжайте. Вне себя от счастья Алексей взял билет на первый же поезд.
2. ВОЙНА!
...22 Июня 1941 года. Война застала Алексея Павлова в городе Каче (фото 2). Они, курсанты военной авиашколы летчиков имени А.Ф.Мясникова находились в летних лагерях, когда их на рассвете разбудили выстрелы зениток и разрывы бомб. Фашистские самолеты пытались бомбить Севастополь. День за днем приносили нерадостные вести. Гитлеровские полчища быстро наступали, фронт подкатывался все ближе. Школу срочно эвакуировали в Красный Кут. Условия для лётной учебы труднейшие: не хватало наглядных пособий, тренажёров, запасных частей для самолётов, даже обуви. Эскадрилья получала лишь 7 пар сапог. Вместе с двумя парами шерстяных носков, присланных Павлову матерью, их по очереди надевали те, кто поднимался в воздух.
Помещения, мало приспособленные к суровой зиме, продувались, казалось, насквозь. Топили в основном соломой. Когда привозили узловатые кряжи, Алексей, быстрый, порывистый в движениях, охотно рубил дрова. Крепкие, как железо, чурбаки дуба, вяза разделать не просто. Случалось, только клиньям и поддавались. Упрямо вгонял топор в дерево до тех пор, пока не валился прямо на поленья. Лицо горит, бешено пульсирует кровь. А на душе хорошо. Любая работа должна забирать без остатка, как, бывало, в кузнице покойного уже отца. Только тогда и наступает подлинное удовлетворение: достиг цели вопреки всем трудностям.
Вот если бы ещё побыстрее освоить лётную программу ! Затаив дыхание, слушали тревожные сводки Совинформбюро: немецкие войска стояли у стен Москвы. Как же тут не рваться на фронт !
В Октябре 1942 года Павлов, успешно завершив учёбу, получил звание сержанта и назначение в запасной полк в Поволжье. Жили в землянках, метко окрещенных авиаторами "копай - городом". Здесь и встретили зиму. С трескучими морозами, свистящими ветрами из открытых степей Казахстана. Однако молодые пилоты страдали не столько от холода, неустроенности, тяжёлых хозяйственных работ, сколько от неутолённого желания сразиться с ненавистным врагом в открытом бою.
В действующую армию молодой летчик-истребитель попал летом в 1943 году на Степной фронт. Еще гремели бои гигантского Курско-Орловского сражения, и они молодые летчики - воздушные бойцы рвались к схватке с врагом. Но в 247-м истребительном авиационном полку, который вскоре станет 156-м гвардейским, берегли «неокрепших птенцов». Наученные горьким опытом командиры знали, что лучше обученные гибнут реже. В то время Алексею шел 21-й год. О тех днях он рассказывал так:
- Помню наши первые полеты над линией фронта. Нас как бы приучали к боевой обстановка, к тому, что могут обстрелять вражеские зенитки. Так оно в общем и было: во время таких полетов нас обстреливали с земли: снаряды разрывались повсюду, и выше нас, и спереди по курсу, и позади. А когда через несколько дней мы начали сопровождать штурмовики, то на третьем боевом вылете мой самолет подбили. Я еле дотянул на нем до своего аэродрома. После ремонта машины я снова стал летать на боевые задания. И 23-й по счету вылет чуть было не стал для меня последним.
- В тот день мы вылетели всем полком, и нам предстояло вступить в бой с большой группой немецких истребителей, сопровождавших свои бомбардировщики. Когда завязался бой, я увидел, как на самолет нашего командира звена насели два «мессершмитта», а к ним уже подстраивался и третий. И тогда я направил свой самолет на перехват того самого, третьего, сосредоточив на нем все внимание. Огнем своей пушки я отсек его от командирской машины. Не знаю, попал ли я в него или нет, но «мессершмитт» провалился куда-то ниже меня. И в тот же момент в моей кабине разорвался малокалиберный снаряд, а по фюзеляжу и крылу прошлась пулеметная очередь. Были перебиты тяги управления элеронами, разворотило взрывом радиатор водяного охлаждения, кипятком мне обожгло бок и руку, осколками посекло лицо, и его залила кровь. Самолет никак не хотел пойти на снижение и все норовил задрать нос. Удержать его было трудно, и тогда я опрокинул его на «спину» - так мне легче вывалиться из кабины. На высоте 2000 метров я покинул самолет и 1700 из них находился в свободном падении, но не потому что затягивал падение, а потому что правая рука была обожжена и никак не могла выдернуть кольцо парашюта. Я начал помогать ей левой, что было очень неудобно. Однако не успел я коснуться земли и «погасить» купол парашюта, как услышал отчаянный крик: «Стой, не шевелись!» Оказывается, я опустился на минное поле и, сделай шаг-другой в любом направлении, тут же мог бы погибнуть. Вывели меня с минного поля саперы и на лошади привезли в медсанбат. Но так как чувствовал я себя сносно, то после оказания помощи решил из медсанбата сбежать. До своего аэродрома я добирался несколько часов, а когда ввалился в землянку, там уже по мне справляли поминки. Мои товарищи были абсолютно уверены в том, что я погиб, потому что сами видели, как я падал без парашюта...
Летом 1944 года (фото 4) разведка в районе города Яссы обнаружила скопление вражеских танков. На бомбежку их вылетели пять штурмовиков Ил-2 в сопровождении двух пар истребителей. Одну из них вел Алексей Павлов. С земли успокоили: в воздухе противника нет. Но за линией фронта, выйдя из облаков, наши летчики увидели сверху слева около 80 «юнкерсов» под охраной истребителей, а со стороны Ясс еще две группы вражеских самолетов. Сообщили на командный пункт и получили приказ: штурмовикам освободиться от бомб и вступить в бой с бомбардировщиками. А в наушниках Павлова прозвучал голос командира: «Свяжи боем истребителей!» Они с ведомым проскочили под юнкерсами и сразу же Павлов атаковал ведущего «мессеров» и с короткой дистанции сбил его. Второго поджег ведомый Павлова. Оба сразу же скрылись в облаках и вынырнули из них с другой стороны. Павлов с короткой дистанции расстрелял еще одного «мессера» и опять нырнул в облака. А в небе творилось невообразимое: Ил-2 и Як-3 с разных сторон атаковали врага. Фашистские самолеты в панике сталкивались, взрывались. Вражеские зенитки молчали, боясь попасть в своих. Побитая вражеская армада рассыпалась, потеряв 21 самолет.
- В третий раз меня подбили, - вспоминал Алексей Николаевич, -на 158-м боевом вылете. Прикрывая командира полка, я снова пренебрег собственной безопасностью. И если говорить прямо, по-другому поступить я не мог. Конечно, по закону боевого братства так и следовало поступить: сам погибай, а товарища выручай.
Трижды немцы сбивали летчика-истребителя А.Н. Павлова, но счет с преимуществом остался в его пользу. Он сбил 17 вражеских самолетов, совершив 300 боевых вылетов, проведя 51 воздушный бой. При сопровождении штурмовиков, летавших громить позиции и объекты противника, Алексей Павлов не допустил, чтобы хоть одна наша машина была сбита. (фото 3)
...Он возвратился с боевого задания. Стоял апрельский день 1945 года. А на аэродроме весь полк стоял в строю. Командир корпуса зачитал Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Алексею Николаевичу Павлову звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм. Отважный наш земляк награжден во время войны двумя орденами Красного Знамени. (фото 7-8)
Белгород, Харьков, Кировоград, Ясско-Кишиневская, Львовско-Сандомирская операции, Польша, Берлин, Прага - таков боевой путь героя-летчика, путь отваги, мужества, доблести и славы. При сопровождении им штурмовиков ни одни наш самолет не был сбит противником. (фото 5. 6)
Помимо Золотой Звезды Героя и ордена Ленина Алексей Николаевич награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени и одним II второй степени, тремя орденами Красной Звезды и многими медалями.
3. Мирная жизнь.
(Фото 9, 10 ) После войны Алексей Николаевич окончил Военно-воздушную академию, служил на командных должностях в частях ВВС. Ещё более 30 лет отдал службе Алексей Николаевич. Летал на современных ракетоносцах, настойчиво штурмовал вершины боевого мастерства, щедро делился богатым опытом с молодыми авиаторами. Был награждён двумя орденами Красной Звезды. В 1976 году в звании полковника уволен в запас. Уволившись в запас остался верен небу, верен тому, что всегда требовало от него полной самоотдачи, наполняло радостным душевным трепетом.
- Потому и работаю в авиационном конструкторском бюро, - лицо Алексея Николаевича освещается мягкой улыбкой.
- Рад, что сын тоже причастен к авиации. Занимается вопросами аэродинамики.
Как и прежде, Павлов весь в заботах, в хорошем творческом настрое. От его подтянутой, сухощавой фигуры исходит такой заряд бодрости, жизнерадостности, что невольно думаешь: какое же это счастье - быть крылатым всю жизнь.
(фото 11, 12,13) Алексей Николаевич был большим другом нашей школы, он часто встречался с учениками и учителями. 8 мая 1965 года, в канун Дня Победы состоялось торжественное открытие памятника погибшим ученикам и учителям школы на фронтах Великой Отечественной войны.
Право открыть памятник было предоставлено Алексею Николаевичу (фото 14).
В память тех, кто погиб за Отчизну,
Отстоял её в громе орудий,
Воздвигнут памятник в школе 11
Не забудут героев люди.
Ты с автоматом встал на пьедестал,
Ты рядом с нами, рядом с нашей школой,
Ты жизнь свою за Родину отдал,
Чтоб слышать смех наш, звонкий и весёлый.
26 октября 1984 года было второе рождение памятника у нового здания школы. Право открытия памятника было, как и в первый раз, предоставлено летчику Герою Советского Союза Павлову Алексею Николаевичу. (фото 15). На церемонии открытия присутствовали выпускники 1939-1941 годов, директора школ Люберецкого района, жители Ухтомки, воины-шефы, руководители и работники УВЗ им. Н.И. Камова, учителя и ученики школы.
В 10 мая 1995 года в дни празднования 50-летия Победы не стало этого замечательного человека, но добрая память о нем никогда не угаснет в сердцах тех, кто его знал. (фото 16).
Заключение
Память... Она имеет свое начало, но она не имеет конца. Уже 70 лет прошло с того дня, когда отгремели последние залпы Великой Отечественной войны.
Память - это раны.....
Зажившие, но всегда открытые.
Память - это обелиски.....
Они стоят в каждом городе, в каждом селе - солдаты, одетые в шинели. Они стоят как памятники воинам - известным и неизвестным, фамилии которых высечены на граните, чтоб не стерлось за давностью лет то, что в жизни зовется бессмертием. Ветераны говорят с обелисками, как с погибшими товарищами. Молча говорят. Они имеют на это право. Мы же, потомки тех воинов, вчитываясь в эти фамилии, пытаемся мысленно представить себе какими были - те, которые своей жизнью оплатили мою, вашу, нашу жизнь?
Память - это мы...
Память - это наше будущее..... И чтобы оно стала реальностью, мы будем бороться с величайшим злом, которое есть на планете - с забвением.
Исследуя данную тему, я совместно с Советом и активом Музея:
Литература.
http://airaces.narod.ru/all5/pavlv_an.htm
Фотографии кратера Королёва на Марсе
В поисках капитана Гранта
Эта весёлая планета
Снежный всадник
Сочные помидорки